Кто осуществляет общее руководство вооруженными силами республики беларусь
Обновлено: 30.06.2024
Вооружённые Силы Республики Беларусь — основа военной организации государства. Они состоят из центральных органов военного управления, видов Вооружённых Сил, родов войск, специальных войск, тыла Вооружённых Сил, военных учебных заведений и организаций Министерства обороны. К центральным органам военного управления относятся Министерство обороны и Генеральный штаб Вооружённых Сил. Генеральный штаб организационно входит в состав Министерства обороны. Видами Вооружённых Сил являются: Сухопутные войска; Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны; Силы спец.операций РБ. Сухопутные войска — наиболее многочисленный вид Вооружённых Сил. Сухопутные войска включают: рода войск, специальные войска, соединения и воинские части тыла. Основу сухопутных войск составляют две оперативных группы: Западное оперативное управление (центр Гродно) и Северо-Западное (центр Бобруйск). Родами войск являются: механизированные войска (механизированные (мотострелковые) и танковые воинские части); ракетные войска и артиллерия (Ракетные войска состоят из соединений и воинских частей, укомплектованных тактическими ракетами и реактивными системами залпового огня, а артиллерия — из воинских частей и подразделений гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии); соединения и воинские части войсковой противовоздушной обороны (предназначаются для прикрытия группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха);спец.войска (соединения и воинские части разведки; связи; радиоэлектронной борьбы; инженерные; радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты; тыловое обеспечение). Тыловое обеспечение Сухопутных войск осуществляют воинские части и подразделения материального обеспечения с запасами материальных средств, автомобильные, медицинские и другие части и подразделения тыла. ВВС и войска ПВО состоят из органов военного управления, оперативно-тактических объединений, зенитных ракетных, зенитных ракетно-артиллерийских и радиотехнических бригад (полков), авиационных баз, других соединений, воинских частей и организаций.Силы специальных операций являются родом войск Вооружённых Сил Республики Беларусь. Они предназначены для выполнения разведывательных, специальных и организационных задач как на временно захваченной противником, так и на своей территории. Не менее важная задача сил специальных операций — антитеррористическая и контрдиверсионная борьба.
Виды вооруженных Сил Республики Беларусь, их состав и назначение.
Сухопутные войска — наиболее многочисленный вид Вооружённых Сил. Сухопутные войска включают: рода войск, специальные войска, соединения и воинские части тыла. Основу сухопутных войск составляют две оперативных группы: Западное оперативное управление (центр Гродно) и Северо-Западное (центр Бобруйск). Родами войск являются: механизированные войска (механизированные (мотострелковые) и танковые воинские части); ракетные войска и артиллерия (Ракетные войска состоят из соединений и воинских частей, укомплектованных тактическими ракетами и реактивными системами залпового огня, а артиллерия — из воинских частей и подразделений гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии); соединения и воинские части войсковой противовоздушной обороны (предназначаются для прикрытия группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха);спец.войска (соединения и воинские части разведки; связи; радиоэлектронной борьбы; инженерные; радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты; тыловое обеспечение). Тыловое обеспечение Сухопутных войск осуществляют воинские части и подразделения материального обеспечения с запасами материальных средств, автомобильные, медицинские и другие части и подразделения тыла. ВВС и войска ПВО состоят из органов военного управления, оперативно-тактических объединений, зенитных ракетных, зенитных ракетно-артиллерийских и радиотехнических бригад (полков), авиационных баз, других соединений, воинских частей и организаций. Предназначенный для ведения самостоятельных или совместных с Сухопутными войсками действий по разгрому авиационных и сухопутных группировок противника, его резервов и важных объектовСилы специальных операций являются родом войск Вооружённых Сил Республики Беларусь. Они предназначены для выполнения разведывательных, специальных и организационных задач как на временно захваченной противником, так и на своей территории. Не менее важная задача сил специальных операций — антитеррористическая и контрдиверсионная борьба.
Состав и назначение родов войск и специальных воск. Сухопутных войск.
Родами войск являются: Механизированные войска — механизированные (мотострелковые) и танковые воинские части (подразделения). Обладая высокой боевой самостоятельностью, маневренностью и универсальностью, они составляют главную ударную силу Сухопутных войск и способны выполнять поставленные задачи в различных условиях местности и в любую погоду. Ракетные войска и артиллерия являются основным средством огневого поражения противника. Ракетные войска состоят из соединений и воинских частей, укомплектованных тактическими ракетами и реактивными системами залпового огня, а артиллерия — из воинских частей и подразделений гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, миномётных подразделений и подразделений артиллерийской разведки. Войска противовоздушной обороны (ПВО) Сухопутных войск состоят из зенитных ракетных, зенитных ракетноартиллерийских и радиотехнических воинских частей и подразделений. Они предназначаются для прикрытия группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха. К специальным войскам относятся соединения и воинские части разведки; связи; радиоэлектронной борьбы; инженерные; радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты; навигационно-топографические; гидрометеорологические; технического и тылового обеспечения. Тыловое обеспечение Сухопутных войск осуществляют воинские части и подразделения материального обеспечения с запасами материальных средств, автомобильные, медицинские и другие части и подразделения тыла, входящие в состав соединений, частей и подразделений всех родов войск и специальных войск.
Организация, вооружение и боевая техника мотострелкового отделения.
Мотострелковое отделение (мсо) – низшее тактическое подразделение. В своем составе оно имеет:
Организация, вооружение и боевая техника мотострелковой роты механизированного батальона.
Мотострелковая ротаявляется общевойсковым тактическим и огневым подразделением механизированного батальона. Она предназначена для выполнения тактических задач по непосредственному уничтожению противника в ближнем бою как самостоятельно, так и во взаимодействии с подразделениями артиллерии, обеспечения и тыла, подразделениями других видов Вооруженных Сил, войсковых формирований. Рота включает: командование роты, отделение управления, 3 мотострелковых взвода, по три отделения в каждом. Основное вооружение - боевые машины пехоты (БМП-2). В управление входят командир, заместители командира, старшина, санитарный инструктор и другие должностные лица. Всего в роте 103 человека и 10 БМП-2.
Виды общевойскового боя и их характеристика. Содержание основных тактических понятий, определений и терминов.
Основными видами современного общевойскового боя являются: оборона и наступление. Оборона- вид боя, имеющий целью сорвать или отразить наступление (удар) превосходящих сил противника и нанести ему значительные потери, удержать важные районы (рубежи, объекты) и тем самым создать благоприятные условия для перехода в решительное наступление. Это достигается ядерными ударами и огнем обычных средств поражения, широким маневром силами и средствами, проведением контратак в сочетании с упорным удержанием основных районов (рубежей).Виды обороны:позиционная; мобильная. Условия перехода к обороне: в отсутствии непосредственного соприкосновения с противником; в условиях непосредственного соприкосновения с противником. Способы перехода к обороне: преднамеренный переход; вынужденный переход. Условия подготовки обороны:заблаговременная; организованная во время боя.
Наступление - основной вид боя. Только решительное наступление, проводимое в высоком темпе и на большую глубину, обеспечивает полный разгром противника. Стремительное наступление позволяет сорвать замысел противника и наиболее полно использовать результаты своих ядерных и огневых ударов. Цель наступления - полный разгром противостоящего противника в короткие сроки и овладение важными районами (рубежами, объектами) местности. Виды наступления: на обороняющегося противника; на наступающего противника; на отходящего противника. Способы наступления: встречный бой; преследование; из положения вне соприкосновения с противником (с ходу).Удар –одновременное поражение группировок войск и объектов противника путем мощного воздействия на них всеми имеющими средствами и войсками. Огонь– поражение противника стрельбой из различны видов оружия. Маневр– организованное передвижение войск в ходе боя в целях занятия выгодного положения по отношению к противнику и создания необходимой группировки сил и средств, а также перенос или перенацеливание ударов и огня для наиболее эффективного поражения противника. Видами маневра является – охват (атака во фланг противника), обход (атака с тыла противника), отход (вовод своих войск), маневр ударами и огнем (сосредоточение огня по важным целям).
Сущность оборонительного боя, его характерные черты. Требования, предъявляемые к обороне.
Оборона имеет цель сорвать или отразить наступление (атаку) превосходящих сил противника, нанести поражение его живой силе и технике, удержать опорный пункт (очаг сопротивления, позицию, объект) и тем самым создать выгодные условия для последующих действий. Оборона должна быть устойчивой, позиционной и активной, автономной, способной противостоять ударам противника с применением всех видов оружия, отразить наступление его превосходящих сил, их атаку с фронта и флангов. Активность обороны заключается в нанесение противнику огневого поражения, маневренных действиях механизированных воинских частей и подразделений, своевременном переносе усилий и захвате инициативы, вместе с одновременной скрытностью обороны. Автономность обороны заключается в способности войск действовать самостоятельно в блокированных, изолированных районах, очагах и на отдельных направлениях до полного выполнения задач без пополнения личным составом, боевой техникой, запасами материально-технических средств. При ведении обороны используются позиционные(направленные на удержание важных районов, рубежей) и активные действия(перехват инициативы, смена позиций, действия в тылу противника, засада, разведывательные действия). Взвод, рота (отделение, танк) может переходить к обороне заблаговременно или в ходе боя, а также в условиях отсутствия соприкосновения с противником или в условиях непосредственного соприкосновения с ним.
Условия перехода к обороне.
Под условиями перехода взвода к обороне следует понимать конкретно сложившуюся обстановку (положение, состояние и характер действий противника и своих подразделений, а также соседей, условия местности, применяемые средства поражения и т. п.), в которой осуществляется подготовка обороны. В зависимости от полученной задачи и создавшейся обстановки подразделения могут переходить к обороне: в условиях непосредственного соприкосновения с противником или вне соприкосновения с ним. Оборона может подготавливаться заблаговременно или организовываться в ходе боя. В условиях непосредственного соприкосновения с противником взвод может переходить к обороне в целях: отражения контратак превосходящих сил противника в ходе наступления; в результате неудачного встречного боя с превосходящими силами противника; для закрепления и удержания захваченных рубежей; для прикрытия фланга на угрожаемом направлении. Сложность перехода к обороне в условиях непосредственного соприкосновения с противником заключается в том, что взвод будет вынужден закреплять не подготовленный в инженерном отношении рубеж в короткие сроки под сильным огневым воздействием. Занятие обороны в этих условиях усложняет проведение работ на переднем крае по организации системы огня, инженерному оборудованию позиций. Вне соприкосновения с противником взвод может переходить к обороне: для обеспечения выдвижения, развертывания и перехода в наступление главных сил; на направлениях, где наступление не предусматривается; в ходе наступления при действиях во втором эшелоне или резерве; при переходе к обороне под прикрытием подразделений, обороняющихся в полосе обеспечения; при обороне морского побережья, где ожидается высадка морского десанта; для прикрытия государственной границы в угрожаемый период и в других условиях. При переходе к обороне вне соприкосновения с противником, особенно заблаговременно, создаются более благоприятные условия для организации обороны и ее инженерного оборудования. Командир взвода будет иметь больше времени и лучшие условия для тщательного изучения местности, выбора выгодных оборонительных позиций, проведения рекогносцировки и т. д., а личный состав — для инженерного оборудования позиций и опорного пункта. В этих условиях в целях ускорения инженерных работ по оборудованию опорного пункта могут широко применяться инженерная техника и другие средства механизации.
Оборона в особых условиях.
Организационная структура Вооруженных сил Республики Беларусь
Вооружённые Силы Республики Беларусь — основа военной организации государства. Они состоят из центральных органов военного управления, видов Вооружённых Сил, родов войск, специальных войск, тыла Вооружённых Сил, военных учебных заведений и организаций Министерства обороны. К центральным органам военного управления относятся Министерство обороны и Генеральный штаб Вооружённых Сил. Генеральный штаб организационно входит в состав Министерства обороны. Видами Вооружённых Сил являются: Сухопутные войска; Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны; Силы спец.операций РБ. Сухопутные войска — наиболее многочисленный вид Вооружённых Сил. Сухопутные войска включают: рода войск, специальные войска, соединения и воинские части тыла. Основу сухопутных войск составляют две оперативных группы: Западное оперативное управление (центр Гродно) и Северо-Западное (центр Бобруйск). Родами войск являются: механизированные войска (механизированные (мотострелковые) и танковые воинские части); ракетные войска и артиллерия (Ракетные войска состоят из соединений и воинских частей, укомплектованных тактическими ракетами и реактивными системами залпового огня, а артиллерия — из воинских частей и подразделений гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии); соединения и воинские части войсковой противовоздушной обороны (предназначаются для прикрытия группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха);спец.войска (соединения и воинские части разведки; связи; радиоэлектронной борьбы; инженерные; радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты; тыловое обеспечение). Тыловое обеспечение Сухопутных войск осуществляют воинские части и подразделения материального обеспечения с запасами материальных средств, автомобильные, медицинские и другие части и подразделения тыла. ВВС и войска ПВО состоят из органов военного управления, оперативно-тактических объединений, зенитных ракетных, зенитных ракетно-артиллерийских и радиотехнических бригад (полков), авиационных баз, других соединений, воинских частей и организаций.Силы специальных операций являются родом войск Вооружённых Сил Республики Беларусь. Они предназначены для выполнения разведывательных, специальных и организационных задач как на временно захваченной противником, так и на своей территории. Не менее важная задача сил специальных операций — антитеррористическая и контрдиверсионная борьба.
Военная политика –часть общей политики государства. Основными целями военной политики Республики Беларусь являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии национальной безопасности Республики Беларусь.
Реализуя самостоятельную военную политику, Республика Беларусь исходит из принципов:
· исключения территориальных претензий Республики Беларусь к другим государствам и непризнания таких претензий со стороны других государств. Государственная граница Республики Беларусь неприкосновенна;
· уважения политической независимости и государственного суверенитета других стран, признания их права решать вопросы обеспечения национальной безопасности в соответствии со своими интересами без нанесения ущерба безопасности других государств;
· решения всех межгосударственных противоречий исключительно путем переговоров на взаимоприемлемой основе;
· содействия сбалансированному сокращению вооружения в рамках обязательств, определенных международными соглашениями и договорами;
· исключения одностороннего сокращения вооружения в ущерб военной безопасности Республики Беларусь, допуская его только с учетом своих экономических возможностей и объективной целесообразности.
Военная политика конкретизируется в военной доктрине, военной стратегии и практике военного строительства, а реализуется военной организацией государства.
Военная доктрина Республики Беларусь. Военная доктрина – это принятая в государстве система взглядов и принципов обеспечения военной безопасности государства посредством применения политических и военных мер.
Военная доктрина Республики Беларусь, носящая сугубо оборонительный характер, исходит из того, что ни одно из государств в настоящее время не является для Республики Беларусь потенциальным противником. Республика Беларусь будет считать своим потенциальным противником то государство, политика которого представляет военную опасность для Республики Беларусь, ведет к вмешательству в ее внутренние дела, посягательству на ее суверенитет и территориальную целостность.
Республика Беларусь рассматривает возможность применения военной силы и участие в военном конфликте (войне) исключительно с целью отражения нападения (акта вооруженной агрессии) и защиты своей территориальной целостности. При этом Республика Беларусь оставляет за собой право в случае нападения обратиться за помощью, в том числе и военной, к государствам – участникам коллективной безопасности и другим государствам, с которыми Республика Беларусь заключила договоры о дружбе и взаимопомощи. Республика Беларусь выступает за создание системы европейской безопасности с учетом интересов всех заинтересованных государств на основе принципов доверия и взаимопонимания.
Военная доктрина определяет комплекс мер, направленных на укрепление механизма вооруженной защиты государства как в мирное время, так и в угрожаемый период и с началом вооруженного конфликта (войны), а также структуру и основные направления развития военной организации государства.
Военная доктрина определяет состав, применение и задачи Вооруженных Сил в мирное и военное время.
Военная стратегия– составная часть военного искусства. Она включает теорию и практику подготовки страны и Вооруженных Сил к войне, планирование и ведение стратегических операций и войны в целом. Военная стратегия опирается на достижения военной науки, взаимосвязана с Военной доктриной, всецело зависит от политики и экономики государства.
Примером военной стратегии, основанной на агрессивной политике своего государства, служит авантюристический план фашистской Германии “Барбаросса”, предусматривавший нанесение по Советскому Союзу внезапного удара в июне 1941 года и достижение победы в быстротечной войне.
В зависимости от военно-политической обстановки руководством США в различные годы разрабатывались стратегии “массированного возмездия”, “гибкого реагирования”, “реалистического устрашения”, ”прямого противоборства”.
Военная стратегия Республики Беларусь, реализуя военную политику своей страны, планирует подготовку и ведение боевых действий по отражению военной агрессии и защите своей территориальной целостности.
Военное строительство – это система экономических, социально-политических и собственно военных мероприятий государства, направленных на укрепление его военной мощи.
Военное строительство в молодом суверенном государстве – Республике Беларусь началось в начале 90-х годов. Белорусский военный округ был упразнен. На базе управления округа было создано Министерство обороны Республики Беларусь. Реформирование Вооруженных Сил на начальном этапе сводилось, в основном, к сокращению группировки войск округа.
Реальное реформирование военной организации Республики Беларусь началось с середины 90-х годов. В рамках реформирования Вооруженных Сил перестраивались органы военного управления, изменялась система подготовки кадров, реформировалось большинство объединений, соединений и воинских частей, создавались мобильные силы. В 1995 году была создана Военная академия Республики Беларусь.
В 2001 году была разработана новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, принята “Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года”, начала организовываться территориальная оборона государства.
Военное строительство – непрерывный процесс, он обусловлен многими факторами, в том числе изменениями в военно-политической обстановке и во взглядах на подготовку и ведение войн.
Военная организация. Военная организация Республики Беларусь составляет основу военного потенциала государства и реализует его военную политику.
Военная организация государства – это совокупность Вооруженных Сил, других воинских формирований, государственных, военно-политических органов управления, органов военного управления, иных организаций. Их основная деятельность в мирное время направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности государства, а в случае войны – на обеспечение вооруженной защиты государства, отражение нападения, разгром противника и достижение политических целей в войне. В военную организацию государства, кроме того, входит оборонный сектор экономики Республики Беларусь, осуществляющий научную и производственную деятельность по созданию продукции военного назначения.
Президент Республики Беларусь – Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства.
К государственным, военно-политическим органам управления относятся Совет Безопасности Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, органы местного управления. К другим организациям относится, например, ДОСААФ.
Совет Безопасности Республики Беларусь – высший коллегиальный координационно-политический орган – определяет основные направления военной политики, организует взаимодействие между республиканскими органами государственного управления и структурными элементами военной организации государства.
Совет Министров Республики Беларусь решает вопросы обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований всем необходимым для надежной защиты государства, руководит подготовкой экономики Республики Беларусь к работе в режиме военного времени.
Органы местного управления при введении военного положения проводят мероприятия по переводу подведомственных организаций на работу в условиях военного времени, оказывают содействие военным комиссариатам в мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации.
К органам военного управления относятся Министерство обороны Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
1.Какими принципами руководствуется Республика Беларусь при проведении своей военной политики? 2. Почему Военная доктрина Республики Беларусь носит оборонительный характер? 3. Что входит в военную организацию Республики Беларусь?
Читайте также: