Кто осуществляет лицензирование производственной деятельности в соответствии с законом

Обновлено: 04.07.2024

ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВСТУПАЮЩИХ В СИЛУ

01.01.2021 ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности при условии наличия в реестре лицензий записи о предоставлении соответствующей лицензии, дающей ему право на осуществление такого вида деятельности (оформление лицензий на бумажном носителе прекращается).

2. Доведение до соискателя лицензии или лицензиата сведений о внесении в реестр лицензий записи о предоставлении или переоформлении лицензии путем направления в его адрес соответствующего уведомления.

3. Направление заявителю при указании им в заявлении на такую необходимость одновременно с вышеуказанным уведомлением также выписки из реестра лицензий (при этом выписка на бумажном носителе предоставляется за плату, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа - без взимания таковой).

4. Изменены отдельные требования к составу сведений и документов, представляемых заявителем в лицензирующий орган в целях предоставления или переоформления лицензии:

не требуется указание в заявлении о предоставлении лицензии адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также реквизитов документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иных сведений, подтверждающих факт уплаты указанной государственной пошлины;

не требуется приложение к заявлению о переоформлении лицензии оригинала действующей.

5. Исключение из Федерального закона N 99-ФЗ понятий дубликата и копии лицензии, в связи с чем соответствующие документы с 01.01.2020 лицензирующим органом заявителям не предоставляются.

6. Сведения о конкретной лицензии предоставляются заявителю в течение трех рабочих дней с момента получения лицензирующим органом заявления о предоставлении таких сведений.

Федеральным законом от 28.11.2019 N 379-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 92 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен абзацем, предусматривающим уплату в случае переоформления лицензии более чем по одному основанию, требующему уплаты государственной пошлины, одной наибольшей по размеру государственной пошлины (норма вступает в силу с 01.01.2021).

1. С 01.01.2021 вступают в силу следующие положения о лицензировании конкретных видов деятельности (далее - при совместном упоминании новые Положения о лицензировании):

Положение о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (далее - Положение ВМ), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1435, адрес размещения на официальном интернет-портале правовой информации:

Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ (далее - Положение ПМ), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1467, адрес размещения на официальном интернет-портале правовой информации:

Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1477, адрес размещения на официальном интернет-портале правовой информации:

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение ВХ), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1661, адрес размещения на официальном интернет-портале правовой информации:

При этом соответствующие ранее действовавшие Положения о лицензировании утрачивают силу.

2. Новыми Положениями о лицензировании установлены отдельные лицензионные требования, отличные от требований, содержащихся в утрачивающих с 01.01.2021 силу Положениях, в том числе в части:

требований к составу сведений и документов, предоставляемых заявителем в лицензирующий орган для получения или переоформления лицензии;

требований к специалистам (работникам), состоящим в штате соискателя лицензии, лицензиата;

требований к принадлежащим соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности или ином законном основании оборудованию для обработки результатов измерений и средствам измерений.

Обращаем внимание, что подпункт "а" пункта 4 и подпункт "б" пункта 6 Положения ПМ в части, касающейся дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности, вступают в силу с 01.07.2021.

С учетом установления вышеуказанными Положениями новых лицензионных требований в их текстах определены также новые перечни грубых нарушений лицензионных требований.

Кроме того, новыми Положениями о лицензировании конкретизирован предмет лицензионного контроля - соблюдение лицензиатом (соискателем лицензии) лицензионных требований.

3. Положением ПМ предусмотрено перераспределение (объединение по признакам сходства и последовательности выполнения) составляющих лицензируемую деятельность видов работ. Виды работ, перечисленные в пунктах 3 Положения ПМ и положения, утрачивающего силу с 01.01.2021 (далее - также Положение N 257), соотносятся между собой следующим образом:

пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, указанные в подпункте "а" пункта 3 Положения N 257, включены в подпункт "в" пункта 3 Положения ПМ;

виды работ, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения ПМ, ранее входили в состав работ, указанных в подпункте "а" пункта 3 Положения N 257;

наблюдение за состоянием горных отводов, указанное в подпункте "б" пункта 3 Положения N 257, включено в подпункт "в" пункта 3 Положения ПМ;

обоснование грани горных отводов, указанное в подпункте "б" пункта 3 Положения N 257, включено в подпункт "е" пункта 3 Положения ПМ;

определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, а также проектирование маркшейдерских работ, указанные в подпункте "д" пункта 3 Положения N 257, включены соответственно в подпункты "е" и "ж" Положения ПМ.

Таким образом, Положение ПМ не предусматривает новых видов работ, и его вступление в силу не влечет необходимость переоформления лицензий на осуществление деятельности по производству маркшейдерских работ в связи с изменением перечня составляющих указанную деятельность видов работ.

4. Положением ПМ и Положением ВХ предусмотрены следующие нормы, учитывающие особенности осуществления соответствующих видов деятельности, и выполнения составляющих их работ:

производство маркшейдерских работ по адресу, не указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии;

осуществление в рамках деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - ОПО ВХ) работ, указанных в пунктах 1, 2, 4 и 7 приложения к Положению ВХ, на объектах, на которых ведутся буровые работы с использованием буровых установок для геологического изучения недр, добычи углеводородного сырья, по адресу, не указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии;

соискатели лицензии, лицензиаты, намеренные осуществлять деятельность по эксплуатации ОПО ВХ по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в части работ на ОПО ВХ, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленный особенностями технологического процесса, вместо документов и сведений, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, вправе представить в лицензирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие владельца такого опасного производственного объекта на получение лицензиатом, соискателем лицензии права на осуществление работ.

5. В соответствии с приложением к Положению ВМ распространение взрывчатых материалов промышленного назначения не входит в состав деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.

Принимая во внимание переход срока рассмотрения значительного количества представляемых соискателями лицензий и лицензиатами документов на 2021 год, обращаем внимание на следующее.

Предметом проводимых в конце 2020 - начале 2021 годов проверочных мероприятий (документарных и внеплановых выездных проверок) является соблюдение лицензионных требований, установленных действующими на момент проведения проверки положениями о лицензировании.

Кроме того, в случае проведения в 2021 году внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата, распоряжение о проведении которой издано в 2020 году, необходимо обеспечить соответствие содержащихся в нем положений требованиям законодательства, действующим на день начала проверки (предмет проверки; обязательные требования, подлежащие проверке, и т.д.).

При этом обращаем внимание, что с 01.01.2021 административные регламенты Ростехнадзора по предоставлению государственных услуг по лицензированию конкретных видов деятельности до регистрации в Минюсте России новых административных регламентов применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации в области лицензирования (с изменениями, вступающими в силу 01.01.2021).

Результатом рассмотрения поступивших в конце 2020 года запросов на получение на бумажном носителе сведений о конкретной лицензии в форме выписки из реестра лицензий, предусмотренных частью 8 статьи 21 Федерального закона N 99-ФЗ, срок выполнения которых истекает в 2021 году, должно являться уведомление заявителя об отказе в предоставлении такой выписки в связи с отсутствием платы за ее предоставление (с учетом требования части 3 статьи 10 Федерального закона N 99-ФЗ в редакции от 31.07.2020).

Согласно указанному приказу размер платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе (далее - плата) составляет 3 000 рублей.

Информация о банковских реквизитах счетов, иная информация, необходимая для перечисления платы, а также информация о размере платы доводится территориальным органом Ростехнадзора до лиц, подающих в лицензирующий орган заявление о предоставлении сведений, путем ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет".

Денежные средства, поступающие в качестве платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, учитываются как прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета и с 01.01.2021 отражаются по КБК 498 1 13 01991 01 6000 130.

Соответствующие изменения в приказы Ростехнадзора по администрированию доходов в части поступления денежных средств в качестве платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе будут доведены до территориальных органов Ростехнадзора после их утверждения в установленном порядке.

Принимая во внимание содержание подпункта "е" пункта 1 Перечня поручений по итогам совещания с членами Правительства, утвержденного Президентом Российской Федерации (N Пр-1648 от 10.10.2020), планируемая дата прекращения выдачи лицензирующими органами вышеуказанных выписок на бумажном носителе - 01.07.2021.


Обратите внимание!

Лицензия представляет собой особое разрешение, дающее право осуществлять определенный вид деятельности при обязательном соблюдении строгих условий и требований. Юридическим лицам и ИП документ выдает лицензирующий орган. В требования к лицензиату и условия, позволяющие осуществлять деятельность, включены меры, предупреждающие катастрофы, аварии.

Виды опасных производств, для которых необходима лицензия

Лицензируется деятельность опасных производств, которая может привести к чрезвычайным происшествиям, техногенным катастрофам (ст.12 Закона № 99-ФЗ)

К таким видам деятельности законодательство относит:

  • эксплуатацию магистрального трубопроводного транспорта;
  • перевозку пассажиров и грузов морским, железнодорожным, речным транспортом;
  • перевозку пассажиров воздушным транспортом (за исключением случая, когда юрлицо ведет деятельность самостоятельно для обслуживания собственных нужд);
  • перевозку грузов воздушным транспортом (за исключением случая, когда указанная деятельность ведется самостоятельно для обслуживания собственных нужд);
  • перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • обращение с опасными отходами;
  • производство шифровальных средств, а также информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
  • производство и ТО медтехники, за исключением случая, когда указанная деятельность ведется самостоятельно для обслуживания собственных нужд;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекций человека и животных, за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется в медицинских целях;
  • переработку нефти, газа, и т.д.

Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов

Лицензирующий орган по результатам предоставления госуслуги вправе:

  • вернуть документы по заявлению о прекращении предоставления госуслуги;
  • прекратить действие лицензии по соответствующему заявлению;
  • предоставить копию лицензии;
  • предоставить дубликат лицензии;
  • переоформить лицензию или отказать в ее переоформлении;
  • предоставить лицензию или отказать в ее предоставлении.

Обратите внимание!

Срок рассмотрения заявления юридического лица после его приема со всеми документами, указанными в п. 26 Регламента, составляет не более 45 рабочих дней.

Административный регламент лицензирования производственной деятельности определяет последовательность административных действий и сроки их проведения, порядок взаимодействия Ростехнадзора с юрлицами и предпринимателями, желающими эксплуатировать химически опасные и взрывопожароопасные производства I, II и III классов опасности.

Документы для оформления лицензии

Для предоставления госуслуги в территориальный орган Ростехнадзора юридическим лицом подаются следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии, дубликат, копии, сведения из реестра, заявительные документы;
  • декларация промбезопасности ОПО;
  • договор страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО;
  • заключение экспертизы промышленного объекта;
  • иные документы, предусмотренные п. 26 Регламента.

Как правильно написать заявление

Форма заявления приведена в приложении № 3 к Регламенту. В ней указывается:

  • полное и сокращенное наименование, адреса мест, по которым осуществляется деятельность юрлица, государственный регистрационный номер записи о создании юрлица, адрес местонахождения регистрационного органа, контакты юрлица, эксплуатирующего ОПО;
  • Ф.И.О. ИП, адрес, контакты предпринимателя (электронная почта, телефон), адреса мест, по которым будет осуществляться деятельность после получения лицензии, данные паспорта, гос.регистрационный номер записи о государственной регистрации ИП, данные документа о внесении сведении об ИП в ЕГРИП с указанием адреса регистрирующего органа;
  • ИНН юридического лица;
  • лицензируемая деятельность, которую планирует осуществлять соискатель с указанием работ, услуг;
  • номер и дата квитанции или платежного поручения об уплате госпошлины за предоставление лицензии;
  • реквизиты документов, определенных Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, которые подтверждают соответствие соискателя лицензионным требованиям.

Реализация права на получение рассматриваемого вида лицензии не настолько проста, как кажется на первый взгляд. В вопросе лицензирования производственной деятельности, связанной с эксплуатацией ОПО, вам не обойтись без помощи опытных юристов. Поэтому рекомендуем обратиться к нам за правовой поддержкой в оформлении лицензии для осуществления производственной деятельности.

Образец заявления

Правительство Российской Федерации не относится к лицензирующим органам, так не осуществляет функцию лицензирования. Однако, Законом о лицензировании оно наделено широкими полномочиями в сфере правового регулирования лицензирования.

Так, в соответствии со статьей 5 Закона о лицензировании Правительство Российской Федерации:

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Негосударственная (частная) охранная деятельность

Негосударственная (частная) сыскная деятельность

Торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия

Торговля патронами к оружию

Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию

Коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации

Деятельность по предупреждению и тушению пожаров

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Эксплуатация пожароопасных производственных объектов

Деятельность по технической защите конфиденциальной информации

Деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств

Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств

Предоставление услуг в области шифрования информации

Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем

Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний

Медицинская деятельность

Изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан

Производство медицинской техники

Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Производство лекарственных средств

Фармацевтическая деятельность

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей

Производство оружия и основных частей огнестрельного оружия

Производство патронов к оружию и составных частей патронов

Разработка и производство боеприпасов и их составных частей

Утилизация боеприпасов и их составных частей

Производство пиротехнических изделий

Деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом

Выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия

Разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса

Разработка вооружения и военной техники

Производство вооружения и военной техники

Ремонт вооружения и военной техники

Утилизация вооружения и военной техники

Торговля вооружением и военной техникой

Ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений

Культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ

Перевозки морским транспортом пассажиров

Перевозки морским транспортом грузов

Перевозки внутренним водным транспортом пассажиров

Перевозки внутренним водным транспортом грузов

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом

Перевозки железнодорожным транспортом грузов

Перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте

Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути

Деятельность по обеспечению авиационной безопасности

Перевозки воздушным транспортом пассажиров

Перевозки воздушным транспортом грузов

Геодезическая деятельность

Картографическая деятельность

Аудиторская деятельность

Лицензирование деятельности прекращается с 1 июля 2006 года.

Деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией

Деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино).

Деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).

Оценочная деятельность

Лицензирование деятельности прекращается с 1 июля 2006 года.

Выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления

Выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления

Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

Деятельность инвестиционных фондов

Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами

Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

Деятельность по продаже электрической энергии гражданам

Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов

Эксплуатация химически опасных производственных объектов

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности

Производство маркшейдерских работ

Производство взрывчатых материалов промышленного назначения

Хранение взрывчатых материалов промышленного назначения

Применение взрывчатых материалов промышленного назначения

Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов

Космическая деятельность

Туроператорская деятельность

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Турагентская деятельность

Кроме того, указанным Постановлением утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности:

Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов (Минпромэнерго России);

Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов (Минпромэнерго России).

Указанным Постановлением особо оговаривается, раз лицензии на осуществление названных видов деятельности выдаются на местном уровне, то при осуществлении этих видов деятельности на территории других субъектов, требуется предварительно уведомить лицензирующие органы этого субъекта о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на их территориях.

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Законом о лицензировании.

В предыдущем разделе упоминалось о лицензирующих органах, наделенных полномочиями Постановлением Правительства №45. Однако, данным Постановлением перечень лицензирующих органов не исчерпывается. Напомним, что указанное Постановление принято во исполнение Закона о лицензировании, который в свою очередь не распространяется на некоторые лицензируемые виды деятельности. Так, например, лицензирующим органом при лицензировании банковских операций будет являться Центральный банк Российской Федерации, лицензии на производство и поставку алкогольной продукции выдает ФНС Российской Федерации, а на розничную продажу – субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке.

В соответствии со статьей 6 Закона о лицензировании лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;

прекращение действия лицензии. Следует отметить, что по общему правилу лицензирующие органы не вправе самостоятельно, без обращения в суд, аннулировать лицензию. Исключение составляет случай, указанный в пункте 3 статьи 13 Закона о лицензировании (действовал до 1 июня 2006 года), согласно которому лицензирующие органы могли аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии;

ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы в целях реализации положений Закона о лицензировании вправе издавать в пределах своих полномочий нормативные акты, регулирующие порядок осуществления ими отдельных функций (например, по контролю за соблюдением лицензионных требований).

Кроме того, лицензирующим органам вменена обязанность формировать открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен (пункт 2 статьи 6 Закона о лицензировании).


Не буду скрывать, что общее впечатление от нового постановления положительное, как в части стилистики, так и по содержанию. Считаю, что это значительное достижение ФАСа, Минздрава, Минэкономразвития и в целом Правительства и не побоюсь сказать — революционное — изменение лицензионных требований.

Для начала отмечу положительные моменты в новом положении о лицензировании медицинской деятельности.

1. В пункте 2 Постановления, содержатся переходные положения, связанные с изменением перечня работ (услуг). Утвержден перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в старом (N 291) и новом (N 852) постановлениях. Тождественные работы (услуги) не потребуют переоформления лицензии.

Переоформление лицензии в отношении исключаемых работ (услуг) по:

- дезинфектологии (ранее вызывала много судебных разбирательств)

- неотложной медицинской помощи

- организации сестринского дела

- управлению сестринской деятельностью

необходимо осуществить в течение 1 года (до 01.09.2022), что потребует подачи заявления лицензиатами, хотя можно было бы просто исключить данные работы (услуги) из реестра силами Росдравнадзора без лишних бумаг и волокиты с учетом реестровой модели лицензирования, введенной с 01.01.2021 (см. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")

2. В пункте 4 Положения о лицензировании N 852 установлено, что классификатор работ (услуг) не устанавливает обязательных требований (см. Приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н) — это плюс, применяется для оформления лицензий, т. е. работы (услуги) в лицензии указываются с учетом условий (амбулаторные, дневной стационар, стационар) — это компромиссное решение

3. В новом положении о лицензировании исключены требования к руководителю медицинской организации и индивидуальному предпринимателю, в т. ч. к их стажу, что приравнивает индивидуального предпринимателя к медицинской организации (как это предусмотрено в статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" — далее закон N 323-ФЗ, включая права и обязанности), что безусловно является большим прорывов.

Кроме безусловно положительных моментов в новом положении о лицензировании медицинской деятельности можно выделить компромиссные нормы

Перечень нормативных правовых актов, упомянутых в обзоре

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

2. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"

5. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"

6. Приказ Минздрава России от 24.12.2018 N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций"

7. Приказ Минздрава России от 07.03.2018 N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям"

8. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"

9. Приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санитарно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (и) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях"

10. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.11.2012 N 923н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия"

11. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"

12. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи"

Читайте также: