Требования к качеству электроэнергии можно ли предъявить сетевой компании

Обновлено: 07.07.2024

На сегодняшний день в России действует около 50 независимых энергосбытовых компаний, снабжающих потребителей на розничном и оптовом рынках электроэнергии.

Чем отличаются гарантирующий поставщик и энергосбытовая компания?

Энергосбытовая организация покупает электроэнергию и оплачивает услуги по передаче электроэнергии в интересах конечного потребителя и имеет право распоряжаться электроэнергии.
Сбытовые компании делятся на два вида:
Гарантирующие поставщики – энергосбытовые компании, обладающие статусом гарантирующего поставщика. Статус гарантирующего поставщика обязывает эти организации:

  • Принимать на обслуживание, всех клиентов, находящихся в зоне деятельности гарантирующего поставщика, обозначенной решением регулирующего органа, обратившихся для заключения договора энергоснабжения;
  • Продавать электроэнергию по предельным нерегулируемым ценам, рассчитанным по утвержденной законодательством методике. Индивидуальных условий ценообразования у гарантирующего поставщика нет. Все потребители покупают электроэнергию на одинаковых условиях.
  • Получать фиксированное вознаграждение – сбытовую надбавку. Сбытовая надбавка устанавливается государством;
  • Работать с физическими лицами.
  • Гарантирующий поставщик вне зоны своей деятельности может работать как независимая энергосбытовая организация.

У гарантирующего поставщика надежно, он же гарантирующий?

Деятельность энергосбытовых компаний регламентируется ФЗ №35 от 26.03.2003 “Об электроэнергетике” и осуществляется на основе правил работы розничных рынков электроэнергетики. Потребитель защищен этими же законами:

  • При банкротстве независимого сбыта, все его потребители переходят на обслуживание к гарантирующему поставщику.
  • При банкротстве гарантирующего поставщика, все его потребители переходят на обслуживание сетевой компании, до момента, когда будет проведен конкурс и выбран новый гарантирующий поставщик.

У нас будут проблемы с гарантирующим поставщиком?

В случае смены энергосбытовой компании гарантирующий поставщик скорее всего не будет рад Вашему уходу. У клиентов существуют опасения, что смена поставщика будет толчком для санкций и отключений со стороны монополиста.
Сначала расскажем о том, что гарантирующий поставщик обязан сделать
Обязан:

  • Расторгнуть действующий договор энергоснабжения
  • Заключить договор энергоснабжения или договор купли-продажи электроэнергии с обратившимся потребителем или энергосбытовой компанией

Что может сделать гарантирующий поставщик:

Что не может сделать гарантирующий поставщик:

  • Отключить электроэнергию по собственному желанию – отключения производит только сетевая организация на основании требований законодательства, смена поставщика электроэнергии в этот список не попадает. Вопросы введения режима ограничения – отключения электроэнергии жестко регламентируются.

За что могут отключить электроэнергию?

Отключение электроэнергии – это крайняя мера, которая вводится в следующих случаях:

  • Задолженность по оплате электроэнергии. Сбытовая компания направляет заявку в сетевую организацию на введение режима ограничения. Режим ограничения может быть введен не раньше, чем через 10 дней с момента направления уведомления об ограничении потребителю.
  • Если по объекту не заключен договор энергоснабжения;
  • Если система учета не соответствует требования законодательства и потребитель не исправил систему после получения предписания;
  • Если фактическая мощность предприятия превышает максимальную разрешенную мощность по акту разграничения балансовой принадлежности.

Какие риски у клиента во время смены поставщика?

Два основных риска которые нужно учитывать и проверять во время смены поставщика электроэнергии – это наличие права распоряжаться электроэнергией и финансовая состоятельность поставщика.

Право распоряжаться электроэнергией подтверждается заключенными договорами на куплю-продажу электроэнергии и на оказание услуг по передаче электроэнергии. Выписки из договоров с указанием точек поставки клиента и датой начала поставки энергосбытовая компания должна предоставить до момента начала поставки электроэнергии по договору.

Финансовая состоятельность подтверждается бухгалтерской отчетностью, ее можно получить на сайте поставщика или на сайте РосСтата.
В вопросах бесперебойности энергоснабжения потребитель защищен законодательством России.

Сколько времени занимает смена поставщика электроэнергии?

По законодательству для расторжения договора энергоснабжения потребитель должен уведомить гарантирующего поставщика не позднее чем за 20 рабочих дней. Для заключения нового договора энергоснабжения или купли продажи и договора на оказание услуг по передаче установлен регламентный срок – 30 календарных дней. Таким образом минимальный срок смены поставщика – составляет 30 календарных дней.

Но практика работы показывает, что при подаче заявок на заключения договоров с субъектами розничного рынка возникают задержки, связанные с различными разногласиями по наличию необходимых документов и условиям договоров.

Для исключения рисков Энергомарт структурировал процесс смены поставщика. У нас он проходит в 2 этапа:

1-ый этап – Подготовительный

Техническая служба клиента и сотрудники Энергомарт собирают необходимые для заключения договора энергоснабжения документы. В случае отсутствия документов,

Энергомарт организует их восстановление. Также согласуется текст договора энергоснабжения.

Результат этапа – Необходимые технические документы собраны. Стороны подписали договор энергоснабжения.

2-ой этап – Переходный период

Срок – не менее 2 полных календарных месяца.

Энергомарт урегулирует отношения с субъектами розничного рынка электрической энергии в интересах клиента и подтверждает право распоряжаться электроэнергией. Это требует 2 календарных месяца.

Сначала клиент направляет текущему поставщику уведомление о расторжении договора энергоснабжения, с отлагательным условием – “не ранее чем у Энергомарт появится право распоряжаться электрической энергией”.

Параллельно Энергомарт подает заявки на заключение договоров в интересах клиента.

В течении 2-х месяцев клиент снабжается у старого поставщика. До момента расторжения действующего договора энергоснабжения Энергомарт предоставляет клиенту выписки из договоров с субъектами рынка, подтверждающих право распоряжаться электроэнергией.

Процесс смены поставщика можно остановить в любой момент. Клиент может отозвать заявки на расторжения договора энергоснабжения и отказаться от договора энергоснабжения с новым поставщиком.

Например

Энергомарт подготовил оферту договора и направил договор на согласование клиенту. Стороны заключил договор энергоснабжения 20 марта. Дата начала поставки электроэнергии по договору энергоснабжения – 1 июня 2016 года.

Энергомарт готовит проекты обращений для Клиента. Клиент направляет уведомление о расторжении действующего договора энергоснабжении с Гарантирующим поставщиком с 1 июня 2016 года, с отлагательным условием.

Энергомарт подает заявки на заключения договоров купли-продажи электроэнергии и договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с датой начала договора с 01 июня 2016 года.

До наступления 1 июня 2016 года Энергомарт предоставляет Клиенту выписки из договоров с подтверждением права распоряжаться электроэнергией

Как новый поставщик подтвердит, что действительно покупает электроэнергию в интересах потребителя?

Чтобы поставлять электроэнергию поставщик должен обладать правом распоряжаться электрической энергией. Чтобы получить это право поставщик должен:

Если поставщик заключил эти договоры в отношении ваших объектов – он имеет право распоряжаться электроэнергией. Если хотите убедиться в этом – попросите своего поставщика предоставить выписки из договоров или сделайте официальный запрос в организацию, с которой Ваш поставщик заключил договор. По закону она обязана дать Вам письменный ответ с этой информацией.

Сменим поставщика и откажемся, и не сможем вернуться?

Если Вы примете решения расторгнуть договор и выбрать нового поставщика вам понадобиться только уведомить текущего поставщика и удостовериться что у Вас нет задолженности перед ним.

Как понять, что энергосбытовая компания не продает нам дороже чем обозначено в договоре?

У гарантирующего поставщика существует 6 ценовых категорий – фактически вариантов ценообразования за электроэнергию. Каждый гарантирующий поставщик публикует цены на официальном сайте, это публичная информация. Любой потребитель может проверить правильность ценообразования.

Чтобы быть уверенным, что у нового поставщика вы не покупаете электроэнергию дороже, чем у предыдущего, лучше привязать цену к ценам гарантирующего поставщика. Таким образом в любой момент времени вы сможете проверить правильность ценообразования.

Что будет если энергосбытовая компания не заплатит наши деньги своим поставщикам?

Энергосбытовая компания по закону платит деньги поставщикам раньше, чем получает их от клиента. Авансы за электроэнергию оплачиваются до 1 числа расчетного месяца.

Клиенты чаще всего оплатят авансы до 10 и 25 числа месяца.

Если энергосбытовая компания не заплатит деньги, то поставщик имеет право расторгнуть договор и лишить энергосбытовую компанию права распоряжаться электроэнергией. Дальше гарантирующий поставщик обязан принять потребителя к себе на обслуживание.

Как подтвердите, что Вы надежный поставщик?

Надежность поставщика определяется финансово-экономическими показателями деятельности, а также историей взаимоотношений с текущими клиентами.

Отзывы от клиентов размещена в отдельном разделе Отзывы. Если Вы хотите получить информацию о сотрудничестве с Энергомарт от реального клиента, мы с удовольствие организуем подобные переговоры.

Какие гарантии есть у потребителя после смены поставщика электроэнергии?

Независимая энергосбытовая компания, также, как и гарантирующий поставщик отвечает за надежность энергоснабжения. В случае возникновения проблем с энергоснабжением поставщик обращается к сетевой компании для устранения проблем.
Потребитель может в любой момент расторгнуть договор энергоснабжения и выбрать лучшего для себя поставщика.
Законодательство гарантирует , что гарантирующий поставщик заключит договор энергоснабжения с Потребителем, даже в случае несостоятельности действующего поставщика.

Чем Энергомарт отличается от других поставщиков электроэнергии?

Изучив потребности рынка электроэнергетики Энергомарт смог выделить следующие преимущества, которые получают клиенты.

Действующее законодательство возлагает на собственника (законного владельца) объектов электросетевого хозяйства множество обязанностей, одной из которых является обязанность не препятствовать перетоку электроэнергии через их объекты на объекты потребителей. Также закон запрещает требовать за такой переток оплату. Несоблюдение указанного запрета влечет применение к собственнику (законному владельцу) штрафных санкций, кроме того, с нарушителя могут взыскать убытки.

Однако привлечь к ответственности собственника или иного владельца можно не во всех случаях, когда им осуществляется препятствование перетоку электроэнергии.

Что говорит закон?

В том числе, не возникает права на воспрепятствование перетоку при отсутствии договора на потребление электроэнергии. Судами неоднократно разъяснялось, что пункт 4 статьи 26 ФЗ № 35, а также пункт 6 Правил № 861 являются специальными нормами по отношению к статье 545 ГК РФ, которой установлено, что для передачи абонентом субабоненту энергии, принятой от энергоснабжающей организации, требуется согласие энергоснабжающей организации (определение Верховного Суда РФ от 25.12.2014 по делу N А56-56038/2012).

Суды разъясняют, что собственник (законный владелец) не вправе принимать решение об ограничении режима потребления электроэнергии по своему усмотрению, не учитывая установленные законом требования и запреты. При принятии такого решения следует руководствоваться положениями Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442), которыми порядок ограничения четко определен.

В то же время, пунктом 4 статьи 26 ФЗ № 35 установлено, что требование о непрепятствовании перетоку распространяется на объекты электросетевого хозяйства, к которым энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики присоединены в надлежащем порядке. Под надлежащим порядком понимается исполнение требований Правил N 861.

Еще в 2012 году Президиумом ВАС РФ разъяснялось, что опосредованное присоединение, которое согласно Правилам N 861 обязывает не осуществлять препятствий перетоку электроэнергии, не исключает необходимости наличия технологического присоединения (пункт 3 Разъяснений Президиума ФАС России от 13.09.2017 N 12).

— акт об осуществлении технологического присоединения;

— акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон;

— акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон.

Кроме того, статьей 539 ГК РФ установлено, что договор энергоснабжения заключается при наличии у абонента отвечающего требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и при условии обеспечения учета потребления энергии.

Из вышесказанного следует, что в случае ненадлежащего технологического присоединения устройств потребителя, запрет на препятствование перетоку электроэнергии на собственника (законного владельца) объектов электросетевого хозяйства не распространяется. Основания для привлечения собственника (законного владельца) к ответственности за препятствование перетоку появляются лишь в случае, когда энергопринимающие устройства третьих лиц присоединены в надлежащем порядке.

Ответственность за препятствование перетоку электроэнергии

Контролирующие органы рассматривают дела, связанные с препятствованием перетоку электроэнергии, как нарушение пункта 6 Правил № 861. Если в результате рассмотрения материала выявляют нарушение, выдается предписание о его устранении. При неисполнении предписания нарушитель может быть привлечен к административной ответственности.

Ответственность за рассматриваемое правонарушение установлена статьей 9.21 КоАП. Размер штрафа для должностного лица варьируется в размере от 10 до 40 тысяч рублей, для организаций от 100 до 500 тысяч рублей. За повторное нарушение штрафы значительно выше. Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей (или дисквалификация сроком до трех лет). Штраф для юридических лиц составит от 600 тысяч рублей до одного миллиона. (например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.07.2019 по делу N А56-81970/2018).

В некоторых случаях собственника (законного владельца) за указанное правонарушение привлекают к ответственности по статье 19.1 КоАП, за самоуправство. Штрафы по указанной статье значительно ниже. Для граждан от 100 до 300 рублей, для должностных лиц - от 300 до 500 рублей. Также статья предусматривает в качестве санкции предупреждение. (например, постановление Калининградского областного суда от 18.04.2018 N 4А-142/2018).

В этом случае предусмотрены штрафы для должностных лиц в размере от 15 до 20 тысяч рублей, а для юридических от 300 тысяч рублей до одного миллиона (например, определение Верховного Суда РФ от 10.02.2015 N 306-КГ14-6148 по делу N А65-29155/2013).

Кроме перечисленного, с нарушителя могут быть взысканы убытки (как реальный ущерб, так и упущенная выгода) согласно статье 15 ГК РФ.

Читайте также: