Кто осуществляет контроль за соблюдением снипов

Обновлено: 04.07.2024

Понятие

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Проверки в строительной отрасли: что нужно знать

С 1 ноября 2020 начала действовать реформа контрольно-надзорной деятельности, так называемая регуляторная гильотина. Проблема состояла в том, что каждый вид надзора был прописан не по типовой матрице, а индивидуально под свое ведомство. Объявленная президентом РФ реформа призвана провести инвентаризацию устаревших нормативных актов, созданных еще во времена СССР, и принять новые, соответствующие актуальным принципам установления обязательных требований.

В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.

В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.

Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.

В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.

Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.

В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.

Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней.

Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.

После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.

Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:

  1. наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда;
  2. президент РФ, правительство РФ поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
  3. прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  4. истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения обязательных требований.

Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.

В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).

Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.

Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе. В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).

По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.

Из новелл, на которые следует обратить внимание: обязательный досудебный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц государственного строительного надзора. Сразу оговорюсь, что сейчас только для четырех видов строительного контроля применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. К ним относится контроль за промышленной безопасностью, энергетический контроль, надзор за строительством гидротехнических сооружений, надзор за ведением работ, связанных с пользованием недрами.

В том случае, если надзорные мероприятия проведены с нарушением закона, решения по итогам проверки будут отменены.

Подытоживая изложенное, отмечу, новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей, поэтому будем надеяться, что в ближайшем будущем частота проверок уменьшится, правила проведения проверок станут простыми, понятными и прозрачными.

Читайте также: