Кто осуществляет контроль за деятельностью микрокредитных организаций

Обновлено: 04.07.2024

Понятие

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Дата публикации: 28.10.2020

Должны ли правила внутреннего контроля включать должностные инструкции и положение о подразделении по ПОД/ФТ?

В соответствии с требованиями к правилам внутреннего контроля утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 [1] правила внутреннего контроля включают в себя программу организации внутреннего контроля, которая содержит описание системы внутреннего контроля в организации и ее филиале (филиалах) (при их наличии) и у индивидуального предпринимателя, а также порядок взаимодействия структурных подразделений организации (работников индивидуального предпринимателя) по вопросам реализации правил внутреннего контроля.

Таким образом, программа организации внутреннего контроля предполагает общее описание порядка функционирования в организации (индивидуального предпринимателя) механизма ПОД/ФТ/ФРОМУ и не обязывает включать в правила внутреннего контроля должностные инструкции и положения о подразделении по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Вместе с тем, организация (индивидуальный предприниматель) вправе инициативно дополнить данную программу информацией, которая по мнению организации необходима для эффективной реализации мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Должна ли головная организация разрабатывать правила внутреннего контроля (целевые ПВК), если организации, входящие в группу, не являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ?

Обязанность по разработке и реализации правил внутреннего контроля (в том числе целевых) в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ возложена на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, являющиеся субъектами исполнения требований Федерального закона
№ 115-ФЗ (пункты 2 и 2.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Таким образом, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля независимо от их участия в банковской группе или банковском холдинге.

Целевые правила внутреннего контроля разрабатываются и утверждаются головной кредитной организацией банковской группы или головной организацией банковского холдинга, являющейся субъектом исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ.

Остальные организации – участники банковской группы или банковского холдинга, являющиеся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ, вправе принять решение о присоединении к целевым правилам внутреннего контроля.

Должны ли все организации включать в правила внутреннего контроля полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, и соответственно выявлять их, даже если они не выполняют ряд операций в рамках своего вида деятельности и, следовательно, никогда не смогут располагать информацией по определенному виду операций?

В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны информировать Росфинмониторинг обо всех операциях, совершаемых их клиентами, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности.

В связи с чем в программе выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ следует приводить полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, либо ссылку на соответствующую статью Федерального закона № 115-ФЗ.

В этой связи, начиная с 10.01.2021 организации вправе отражать в ПВК только вышеуказанные операции.

Необходимо ли включать в правила внутреннего контроля перечень признаков подозрительных операций?

В соответствии с пунктом 19(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 в правила внутреннего контроля включаются, в том числе, критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные Федеральной службой по финансовому мониторингу (приказ Росфинмониторинга от 05.05.2009 № 103).

Критерии групп 11 - 22 носят общий характер и включаются в правила внутреннего контроля в полном объеме.

Группы 31 - 46 включают признаки, характерные для каждого вида деятельности. Включению в правила внутреннего контроля подлежат признаки, соответствующие виду деятельности организации (индивидуального предпринимателя).

При необходимости правила внутреннего контроля можно дополнить самостоятельно разработанными критериями выявления и признаками необычных сделок с учетом специфики осуществляемой деятельности.

В какие сроки правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с нормами действующего законодательства?

Правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

Соответствующие изменения в правила внутреннего контроля вносятся в случае, если принятые или измененные нормативные правовые акты затрагивают вид деятельности, осуществляемый организацией или иным лицом.

Вправе ли аудируемое лицо предоставлять для проверки аудитору свои правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ в рамках ежегодной проверки финансовой отчётности организации? Считается ли в таком случае нарушенным требование законодательства о соблюдении конфиденциальности информации, о принимаемых мерах по ПОД/ФТ?

Также указанные субъекты обязаны уведомлять Росфинмониторинг о возникновении любых оснований полагать, что сделки аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

При этом, аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязаны содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации), давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц; не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации).

Например, к таким документам могут быть отнесены:

  • правила внутреннего контроля (далее – ПВК);
  • внутренние организационно-распорядительные документы о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК (далее – СДЛ), а также соответствие его квалификационным требованиям;
  • перечень сотрудников структурного подразделения, выполняющего функции по ПОД/ФТ/ФРОМУ (в случае, если в организации сформировано или определено такое структурное подразделение), а также документы, подтверждающие соответствие указанных лиц квалификационным требованиям;
  • документы, подтверждающие проведение аудируемым лицом мероприятий, направленных на подготовку и обучение сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ, включая перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденный руководителем аудируемой организации, документы, подтверждающие прохождение обучения;
  • отчет о проведении проверки системы внутреннего контроля;
  • иные внутренние документы, регламентирующие (определяющие) процедуры внутреннего контроля в рамках ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Вправе ли индивидуальный предприниматель возложить обязанности специального должностного лица на себя и каким квалификационным требования он должен соответствовать?

Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно осуществлять функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, при условии прохождения обучения в форме целевого инструктажа до возложения на себя таких обязанностей (установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492, приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203).

Возможно ли совмещение обязанностей специального должностного лица с исполнением иных должностных обязанностей в той же организации либо одновременным осуществлением обязанностей специального должностного лица в нескольких организациях?

При условии соответствия квалификационным требованиям к специальным должностным лицам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 сотрудник организации вправе совмещать обязанности должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, с исполнением иных должностных обязанностей, в том числе в иных организациях.

Кто из сотрудников организации должен пройти обучение в форме целевого инструктажа?

Обучение в форме целевого инструктажа должны пройти в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203:

- лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица,

- руководитель организации (филиала),

- главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации), либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета,

- руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) вправе в утвержденный перечень сотрудников, обязанных пройти обучение, по своему усмотрению включить иных сотрудников, которым в соответствии с осуществляемыми ими функциями требуются знания в сфере ПОД/ФТ (например, при осуществлении первичной идентификации, выявлении операций и т.д.) в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и предупреждения нарушений в указанной сфере со стороны.

Необходимо ли прохождение повторного обучения в форме целевого инструктажа лицу, планирующему осуществлять функции специального должностного лица по совместительству в нескольких организациях либо при реорганизации юридического лица?

Повторное прохождение обучения в форме целевого инструктажа специальному должностному лицу, ранее прошедшему данный вид обучения, не требуется.

Лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит обучение в форме целевого инструктажа однократно до начала осуществления таких функций. По итогам обучения выдается именное свидетельство.

При работе по совместительству в нескольких организациях, а также при переходе в иную организацию (к иному индивидуальному предпринимателю), либо в случае реорганизации юридического лица данное свидетельство будет действительно во всех организациях.

Где возможно пройти обучение (целевой инструктаж, повышение уровня знаний) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

Необходимо ли включать в правила внутреннего контроля перечень признаков подозрительных операций?

В соответствии с пунктом 19(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 в правила внутреннего контроля включаются, в том числе, критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные Федеральной службой по финансовому мониторингу (приказ Росфинмониторинга от 05.05.2009 № 103).

Критерии групп 11 - 22 носят общий характер и включаются в правила внутреннего контроля в полном объеме.

Группы 31 - 46 включают признаки, характерные для каждого вида деятельности. Включению в правила внутреннего контроля подлежат признаки, соответствующие виду деятельности организации (индивидуального предпринимателя).

При необходимости правила внутреннего контроля можно дополнить самостоятельно разработанными критериями выявления и признаками необычных сделок с учетом специфики осуществляемой деятельности.

В какие сроки правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с нормами действующего законодательства?

Правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

Соответствующие изменения в правила внутреннего контроля вносятся в случае, если принятые или измененные нормативные правовые акты затрагивают вид деятельности, осуществляемый организацией или иным лицом.

Являются ли клиентами (с точки зрения Федерального закона № 115-ФЗ) лица, обращающиеся в Лизинговую компанию за оперативным лизингом, и применяются ли к ним процедуры идентификации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и Приказом Росфинмониторинга № 366? Необходимо ли направлять в Росфинмониторинг ФЭС с кодом вида операции 5003 по таким сделкам?

Таким образом, лизинговая компания обязана проводить идентификацию лиц, с которыми заключаются договоры оперативного лизинга и информировать Росфинмониторинг о передаче имущества по таким договорам в соответствии с абзацем 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (код вида операции 5003).

Исчерпывающий перечень субъектов, на которые распространяются требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), приведен в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

Организации, осуществляющие деятельность по управлению автопарком (Флит-менеджмент) в настоящее время к вышеуказанным субъектам не относятся.

При этом необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять одновременно несколько видов экономической деятельности, если иное не установлено законом.

Таким образом, в случае если вышеуказанная организация параллельно осуществляет вид деятельности, поименованный в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, она обязана принимать меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ [4] в отношении всех видов осуществляемой деятельности, в том числе проводить идентификацию всех своих клиентов.

[4] Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

МФО: что это такое и как это работает?

Существует множество мифов и легенд, которые окружают сферу микрозаймов и среди них такие, как: бешеные процентные ставки по займу, невозможность рассчитаться с кредитором и многие другие. Но, как правило — это вымышленное мнение, которое заметно отличается от действительности.
Что такое МФО (микрофинансовая организация)?

МФО-это организация, которая ведет финансовую деятельность, в которую входит выдача займов под определенный процент на заранее оговоренный временной промежуток времени. Открытие МФО связано с множеством факторов и просто взять, и открыть ООО или ИП и заниматься выдачей микрокредитования.

Данная сфера находится под постоянным контролем вышестоящих органов и ведомств. Для начала осуществления подобной деятельности нужно подать заявление в ЦБ РФ, и только после одобрения можно осуществлять подобную деятельность на законных основаниях. Так же поле подачи заявления новое МФО вносится в государственный реестр, где находится полный список всех организаций осуществляющих микрофинансовую деятельность на территории РФ.
МФО, получившие лицензию на осуществление свое деятельности постоянно проходят различного рода проверки и предоставляют отчеты. Так же все микрофинансовые организации обязаны четко следовать закону о микрофинансовой деятельности.

  • Пример: Заемщик оформил заем в размере 3000 рублей под процентную ставку в 1% день. То есть, по истечению срока он обязан вернуть сумму кратную 3900. Вот эта сумма сверху и есть доход МФО.

Для получения этой прибыли микрофинансовая организация рискует суммой в 3000 рублей, так как шанс невозврата денежных средств заемщиком высокий. Для избежания этого МФО проводит анализ платежеспособности клиента, и на основании этого проводится выдача заемных средств.

Но, большая часть клиентов МФО имеют испорченную кредитную историю, которая не позволяет им получить потребительский кредит в банковском учреждении. Поэтому они и обращаются в подобные организации, где положительное решение в выдаче займа решается практически мгновенно. Эти факторы и стали причиной высоких процентов по денежным займам, так как процент невозврата покрывается относительно высокими процентами.
Так же МФО помимо основной деятельности оказывают другие различные услуги: предоставление юридической помощи, оформление различных видов страховок и предоставление сведений из бюро кредитных историй.

Разновидности МФО

Микрофинансовые организации делятся на 2 типа-это МКК(микрокредитная органзиция) и собственно МФО. Давайте рассмотрим главные отличия этих организаций.

МФО-это организации, которые осуществляют свою деятельность под жестким контролем ЦБ и которы проходят ежегодную аудиторскую проверку. В их обязанности не входит промышленная и торговая деятельность. Для полноценной работы организации и ее регистрации установлена минимальная сумма, которая должна быть на счету. Размер данной суммы составляет 70 млн рублей и это сумма, которая необходима для начала осуществления деятельности организации. Если, размер данной суммы будет снижен по результатам работы организации, то ЦБ исключает ее из государственного реестра и МФО не сможет заниматься микрофинансовой деятельностью.

Подобные организации имеют ряд ограничений, но которые компенсируются тем, что они могут привлекать для осуществления своей деятельности средства граждан. Правда, размер займа должен превышать 1 млн рублей. Этот параметр позволяет защитить средства граждан от необдуманного инвестирования. Как показывает практика, если инвестор располагает такой суммой, то он грамотно оценил все связанные данной инвестицией риски и эмоционально подготовлен в случае неудачи.

МКК-это организации, значительно уступающие размерам и контроль за ними осуществляется СРО (саморегулирующая организация) в состав которой входят аналогичные организации порядка 20 штук. ЦБ редко вмешивается в деятельность подобных компаний и организаций. Чаще всего ЦБ обращает внимание на МКК если:

Так же отсутствуют требования относительно нужного капитала для деятельности МКК, но соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в ближайшее время.

Отличие МФО от банковских учреждений

В основную сферу деятельности обеих организаций входит выдача кредитных средств населению под процент. Но, существенным отличием банка от МФО является невозможность открытие счета, покупка иностранной валюты и доверительное управление средствами граждан. Контроль в обоих случаях осуществляется ЦБ, но регуляция МФО гораздо мягче относительно банков. Так же для открытия банка потребуется значительная сумма, а для МФО порог входа значительно ниже.
Так же у МФО отсутствует лицензия, но имеется свидетельство о внесении данной организации в государственный реестр. За различные правонарушения Банк лишается лицензии на осуществление своей деятельности, а МФО попросту исключают из реестра.

Кто контролирует деятельность МФО на территории РФ

Все микрофинансовые организации находятся под юрисдикцией Центрального Банка, которые обеспечивает контроль за их деятельностью. Все данные о подобных организациях находятся в государственном реестре. Если организации не внесена в данный список, то ее деятельность незаконна и пользоваться ее услугами крайне не рекомендуется. Так же при выявленных нарушениях МФО автоматически подключаются другие государственные ведомства (прокуратура РФ, судебные приставы и СРО).

Кроме запланированных проверок часто поводятся и внеплановые вызванные жалобами граждан на деятельность МФО. Подача жалобы на незаконную деятельность МФО можно через интернет-портал ЦБ РФ.

Служба судебных приставов не проводит проверку жалоб напрямую, так как в обязанности службы входит взыскание долговых обязательств в рамках закона. Но, как показывает практика на жалобы населения ФССП реагирует молниеносно. Если, будет выявлено нарушение относительно прав заемщика, то организацию ждет штраф в размере 200 тыс. рублей. Подать жалобу в ФССП можно с помощью интернет-приемной данного ведомства.

  • При открытии нового МФО помимо внесения ее в гос. реестр, обязательным условием является вступление в СРО в 90-дневный срок. Аналогичные действия предусмотрены и при исключении организации из СРО. Ей отведено такое же количество времени на вступление в другое СРО иначе следует исключении из реестра.

Для подачи жалобы на МФО достаточно узнать в каком именно СРО она находится. Данная информация находится в открытом доступе на сайте МФО. Жалоба подается как через сайт СРО так и с помощью эл. почты.
Прокуратура проводит проверки МФО согласно жалобам клиентов МФО, а так же осуществляет проверки различного типа: договоры займа, документы на аренду помещения.

Вся вышеизложенная информация дает понять, что вести незаконную деятельность МФО просто невозможно, так как она СРО же привлечет внимание надзорных органов, которые реагирую на подобного рода информацию очень оперативно.

Частые факторы обращения в МФО

Обычно клиентами МФО становятся граждане, которые имеют неофициальное трудоустройство или запятнанную кредитную историю.

Порядок выдачи займа в МФО

Для получения займа в офисе или через интернет-сайт МФО обязана разместить на своем портале данную информацию для ознакомления потенциальным клиентом:

  1. Юридическое название компании, адрес регистрации, номер телефона, адрес сайта.
  2. Данные о внесении в госреестр МФО и о членстве в СРО.
  3. Требования к заемщику: например, старше 18 лет, не имеет текущих просрочек перед другими организациями. Тут все зависит от кредитной политики конкретной МФО.
  4. Сроки рассмотрения заявки и список документов, которые должен представить клиент.
  5. Виды займов, суммы и сроки возврата.
  6. Способы выдачи денег: наличными, перечислением на карту.
  7. Процентные ставки и порядок их применения.
  8. Есть ли какие-то иные платежи кроме процентов.
  9. Должен ли заемщик передавать свое имущество в залог.
  10. Периодичность платежей: деньги нужно возвращать одним платежом в конце срока договора или постепенно, как в банке.
  11. Способы погашения долга: наличными в кассу, банковским платежом на расчетный счет, через личный кабинет на сайте МФО. Обязательно должен быть бесплатный способ — когда заемщик не платит комиссий.
  12. Какие штрафные санкции предусмотрены за просрочку.
  13. В течение какого срока можно отказаться от получения займа.
  14. Есть ли дополнительные договоры, которые нужно заключить для получения займа.
  15. Как заемщик может запретить МФО продажу его долга коллекторам.
  16. Подсудность: в каком суде будут решаться спорные вопросы.

Данная информация позволить заемщику более детально ознакомиться с условиями предоставления займа. Обычно, она находится в свободном доступе. При личном посещении офиса МФО эта информация находится на информационном стенде. Если, она отсутствует попросить ее у офис-менеджера, которая вам ее предоставит.
О чем не стоит забывать после оформления микрозайма.

Сроки

Это самый важный фактор в оформлении любого займа ведь за просрочку начисляются большие проценты и штрафы. Ведь, с учетом этих факторов отпадает весь смысл обращения. При возникновении сложной финансовой ситуации (задержка заработной платы) нужно обратится в МФО и попробовать урегулировать ситуацию. Часто кредиторы идут на уступки и предлагают воспользоваться услугой пролонгации.

Для оптимальной, рациональной, безопасной и эффективной работы любой системе необходим контроль. Деятельность организации как единой системы управления не является исключением.

Без контроля нежизнеспособен бизнес. Предпринимательство существует в достаточно агрессивной бизнес-среде, выживает в ней и даже развивается благодаря своей защитной функции, которую активирует контроль — внешний и внутренний.

Все хозяйствующие субъекты постоянно находятся под внешним контролем. Им нужно выстоять под натиском разрешительных, сопроводительных, контролирующих и надзирающих государственных органов, расчетливых контрагентов (поставщики, заказчики, кредиторы, потребители), наблюдательных участников рынка и беспокойной общественности.

Поскольку субъекты внешнего вмешательства мотивированы прежде всего на решение своих задач, то в вопросах внешнего контроля субъект предпринимательства, по сути, держит оборону.

Внутренний контроль не так враждебен. В нем все свои — собственники, акционеры, руководство, администрация, персонал. Несмотря на внутренний периметр, все правила и требования должны быть четко обозначены.

Всем важно понимать, что внутренний контроль не репрессивная машина. Наоборот, это отличная возможность адекватно оценить внешние угрозы, мобилизоваться и гармонично встроиться в бескомпромиссную конкурентную среду, адаптироваться к рискам, продуктивно работать, сохранить устойчивость, развиваться и расширять перспективы.

Внутренний контроль и внутренний аудит — не одно и то же. Задачи внутреннего аудита сводятся к проверке учета и отчетности на предмет соответствия законодательным нормам, локальным нормативным актам, существующим регламентам и положениям.

Показатели проверяют на предмет обоснованности, документального подтверждения и корректного отражения в учете и отчетности. Чаще всего это проверка постфактум, когда все уже случилось.

Внутренний контроль призван:

  • дать максимально достоверную оценку законности, правомерности, эффективности, рациональности и безопасности хозяйственной деятельности;
  • выявить негативные тенденции, просчитать риски и минимизировать потери.

При этом нарушения законодательства, как текущие, так и потенциальные, не влекут негативных последствий. Компания сохранит деловую репутацию, денежные средства, избегая убытков и штрафов.

Внутренний контроль — прогрессивный устойчивый тренд. Его значимость возрастает с каждым годом.

В условиях сурового бизнес-климата, динамично меняющегося законодательства, сложнопредсказуемой и неоднозначной правоприменительной и судебной практики система внутреннего контроля защищает интересы государственных и частных организаций, крупных компаний и микробизнеса.

Организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Рассмотрим принципы работы, на которых строится контрольная деятельность в целом и внутренний контроль в частности. К наиболее важным принципам относят:

Виды внутреннего контроля:

  • по функциональной направленности: административный, финансовый, бухгалтерский, правовой, технический, технологический, кадровый, контроль системы безопасности;
  • по решению задач: стратегический, тактический, оперативный;
  • по глубине охвата: тематический, комплексный;
  • по полноте: сплошной, выборочный;
  • по периодичности: систематический, периодический, эпизодический (ситуационный);
  • по времени проведения: предварительный, текущий, последовательный;
  • по степени внезапности: плановый, внеплановый (внезапный).

Порядок сочетания разных видов внутреннего контроля зависит от конкретных обстоятельств. Каждая организация определяет их самостоятельно.

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Сегодня внутренний контроль активно внедряет цифровые решения. С помощью электронных сервисов можно отслеживать движение документов по процессам и исполнителям, применять алгоритмы для проверки и подсчета общих сумм, проводить анализ на предмет соответствия и сопоставления данных.

Сервисы используют для онлайн-мониторинга бизнес-процессов и даже для риск-ориентированного подхода по заданным контрольным показателям-индикаторам. Нужно только правильно поставить задачу, составить верный алгоритм и прописать код.

Если информационная система адаптивна, с дружелюбным интерфейсом и богатым конструктором гибких настроек под капризы конкретного заказчика, то польза от нее огромная. Однако заменить в полной мере специалиста никак нельзя.

На мой взгляд, далеко не все процессы можно эффективно автоматизировать и запустить контрольный алгоритм лишь нажатием одной кнопки. Не все задачи внутреннего контроля можно доверить решениям искусственного интеллекта.

Даже если вся аналитика выстроена верно, настроены автоматические выгрузки данных, необходимость выполнения контрольных процедур человеком остается. Хотя бы для того, чтобы убедиться в корректности работы автоматизированной системы.

В числе преимуществ автоматизации эксперты отмечают сокращение времени на аудит на 25 %. Это существенно. За автоматизацией и цифровой экономикой — будущее.

Программные средства и технологии каждый подбирает для себя: по потребностям, возможностям, цене и сроку ожидания окупаемости. Универсальных решений нет.

Здесь принцип внутреннего контроля о сопоставимости затрат с полученным эффектом как раз кстати.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Основные правила проведения внутреннего контроля находят отражение в локальном нормативном акте — внутрифирменном стандарте по проведению контроля. Это может быть Положение о внутреннем контроле, в котором закрепляют порядок организации и работы службы внутреннего контроля, ее задачи, процедуры и полномочия.

Чем подробнее прописаны контрольные процедуры, тем эффективнее результат контроля. Высший пилотаж, когда система выстроена по методу самоконтроля и работает сама, учитывая требования внешней среды, традиции и особенности работы конкретной организации.

Малый бизнес также осуществляет контрольные действия, но в менее зарегулированной форме, чем крупный и средний. Нередко контрольные процедуры завязаны на главного бухгалтера или руководителя компании.

Как организовать внутренний контроль, организация решает самостоятельно. Это зависит от:

  • стиля управления организацией;
  • сложности ее организационной структуры;
  • разнообразия видов деятельности;
  • автоматизации бизнес-процессов;
  • охвата контролем различных сфер хозяйственной жизни;
  • объема решаемых задач;
  • требований руководства компании;
  • готовности бенефициара выделять ресурсы на контроль.

Крупные публичные акционерные общества с усложненной структурой, филиальною сетью, диверсифицированным бизнесом создают службы внутреннего контроля, отделы и даже департаменты. У компаний поменьше внутренний контроль тоже присутствует, пусть и в ограниченном функционале.

Для выполнения процедур внутреннего контроля назначают ревизора или передают контрольные функции на аутсорсинг сторонней организации, внешнему консультанту.

ЭТО ВАЖНО

Внутренний контроль не должен превратиться в формальность и профанацию. Затраты на внутренний контроль не должны превышать эффект от его внедрения и функционирования.

Нужно помнить, что основные задачи внутреннего контроля следующие:

  • организовать надзор за значимыми процессами и должностными лицами, которые на них влияют;
  • определять правовые, финансовые, административные риски;
  • выявлять нарушения и недостатки в бизнес-процессах и оперативно на них реагировать.

Внутренний контроль необходим как для организации в целом, так и отдельным бизнес-процессам, элементам процесса управления.

Т. Зозуля, налоговый консультант-практик


Характерной особенностью отечественного законодательства в области микрофинансирования выступает частое внесение изменений. Это объясняется не только высокой волатильностью рынка, но и постепенным ужесточением требований к его участникам со стороны государства в лице регулятора – Центробанка страны. Рассмотрим подробнее, как изменялся Федеральный закон о микрофинансовой деятельности и другие нормативные акты в течение 2019-2021 годов.

  1. Какие документы регулируют деятельность МФО?
  2. Нововведения 2020 года
  3. Нововведения 2021 года
  4. Какие еще изменения планируют внести?
  5. Ответы на вопросы читателей
    1. В чем состоит суть изменений в законодательстве о МФО, произошедших в последние годы?
    2. Сколько МФО работает сегодня в России?
    3. Насколько обязательным является выполнение требований Центробанка для МФО?
    4. Какие изменения могут произойти в законодательном регулировании деятельности микрофинансовых организаций в ближайшее время?

    Какие документы регулируют деятельность МФО?

    Рынок микрофинансирования и деятельность его участников регламентируется двумя базовыми законодательными актами. Первый – это №151-ФЗ (принят 02.07.2010). Он определяет правила работы и требования к МФО в России. Актуальная редакция документа принята 31.07.2020 года. Существенные изменения в очередной раз были внесены дважды в 2019 году (№271-ФЗ, №394-ФЗ) и аналогичное количество раз в 2020-м (№196-ФЗ, №306-ФЗ).

    Второй - №353-ФЗ (принят 21.12.2013). Федеральный закон определяет порядок и условия предоставления займов и потребительских кредитов. Он изменяется еще чаще: трижды в 2019 году (№76-ФЗ, №271-ФЗ, №483-ФЗ) и по разу в 2020-м (№106-ФЗ) и 2021-м (№149-ФЗ).

    Кроме того, не следует забывать о многочисленных документах, разработанных специалистами профильных федеральных ведомств и Центробанка. К числу первых относятся, главным образом, Минфин и ФНС.

    Нововведения 2020 года

    Федеральный закон о микрозаймах 2020 года корректировался даже в течение года. Ключевыми нововведениями, некоторые из которых стартовали еще в 2019-м, стали такие:

    • ограничение предельной ставки по микрокредитам на уровне сначала 1,5%, а затем – 1,0% в день;
    • выделение специального вида займов – без обеспечения – для которого установлены особые правила выдачи;
    • ограничение предельной переплаты суммой, равной сначала 250%, а затем 200% от основного долга.

    Как было отмечено выше, общая тенденция государственной политики по отношению к МФО не изменилась. Тренд на ужесточение требований к участникам рынка и на ограничение возможностей их заработка на клиентах сохранился и даже стал еще более четко выраженным.

    Нововведения 2021 года

    Изменения, которые вступили в силу или были приняты в 2021 году, не сильно отличаются от описанных выше. Два главных нововведения продолжили дальнейшее снижение как дневной процентной ставки (до 1,0%), так и общей суммы переплаты (до 100% от размера основного долга).

    Важно отметить, что некоторые виды займов выведены из-под этих ограничений, что несколько расширяет возможности микрофинансовых организаций и компенсирует часть потенциальных убытков. Отсюда следует вполне логичный вывод: актуальный закон об МФО 2021 года по-прежнему позволяет выдаче займов оставаться в числе самых выгодных видов бизнеса в России.

    Какие еще изменения планируют внести?

    Анализируя уже принятые и вступившие в силу корректировки в законодательство о микрофинансировании, можно с высокой долей уверенности предсказать дальнейшие действия государства. Первое и основное – активная деятельность Центробанка по проверке участников рынка на предмет соответствия ранее введенным требованиям. Результатом работы регулятора становится постепенное снижения количества легально действующих на территории России МФО. На сегодня эта цифра равняется 1 299.

    Второе весьма вероятное нововведение – очередное сокращение как дневной процентной ставки, так и суммы переплаты по отношению к основному телу микрокредита. Определить пороговые значения этих параметров достаточно сложно. Тем более – многое будет зависит от дальнейшего изменения ключевой ставки Центробанка, которая недавно впервые за несколько последних лет стала расти.

    Третьим ожидаемым изменением станет увеличение требований в части уставного капитала микрофинансовых организаций. Для МФК минимальное значение этого показателя установлено на уровне 70 млн. руб., для МКК – не отличается от обычного для ООО и равняется 10 тыс. руб. Вполне реально, что оба параметра будут скорректированы в сторону роста.

    Учитывая сказанное, еще одним последствием принятых решений наверняка станет дальнейшее сокращение количества участников микрофинансового рынка. На этом фоне важно отметить еще один существенный факт. Он заключается в том, что снижение рентабельности бизнеса привело к сокращению числа вновь открываемых МФО.

    В результате даже снижение количества исключенных Центробанком из реестра организаций не ведет к стабилизации общей численность микрофинансовых и микрокредитных компаний – она продолжает достаточно быстро уменьшаться. На данный момент нет никаких логичных оснований считать, что указанная тенденция измениться в ближайшие два-три года.

    Ответы на вопросы читателей

    В чем состоит суть изменений в законодательстве о МФО, произошедших в последние годы?

    Практически все нововведения, которые принимаются законодателями в течение нескольких лет в этой области, направлены на ужесточение требований к участникам рынка. Главные из них – снижение суммы переплаты по займу и процентной ставки за пользование заемными средствами.

    Сколько МФО работает сегодня в России?

    По состоянию на середину июня 2021 года в стране законно функционирует 1 299 микрофинансовых организаций. Цифра учитывает МФО обоих типов – и микрофинансовые, и микрокредитные компании.

    Насколько обязательным является выполнение требований Центробанка для МФО?

    Любое нарушение, а тем более – систематическое, допущенное МФО, оборачивается жесткими санкциями со стороны регулятора. Самым серьезным наказанием становится исключение из реестра, что означает запрет на дальнейшее ведение микрофинансовой деятельности.

    Какие изменения могут произойти в законодательном регулировании деятельности микрофинансовых организаций в ближайшее время?

    Сделать точный прогноз достаточно проблематично, так как финансовую ситуацию в стране и мире сложно назвать стабильной. Но общие тенденции – на ужесточение контроля над рынком микрофинансовых услуг – наверняка сохранятся.

    Подведем итоги

    Рынок микрофинансирования регламентируется несколькими Федеральными законами и большим количеством ведомственных документов. Внесенные в течение нескольких последних лет изменения в действующую правовую базу привели к усилению контроля над МФО со стороны государства. Главная роль в этом принадлежит регулятору – Центробанку РФ. Анализ текущей ситуации позволяет сделать вывод о том, что тенденция на повышение требований к микрофинансовым организациям в ближайшее время не изменится.

    Читайте также: