Так как я стал простолюдином из аристократа мою помолвку расторгли

Обновлено: 04.07.2024

Давняя моя статья из другого ника , но в связи с вчерашним одним спором захотелось к ней вернуться..

В сети иногда встречаю очень умных людей . Просто на голову выше меня. И по эрудиции, и по интеллекту , и по жизненному опыту.

Не скрою : такие люди меня просто притягивают.
Но иногда они оказываются не интеллигентами , а аристократами , барами.
И это очень печально.
Сейчас такие понятия путают.
Мне кажется усомнись в интеллигентности такого человека, назови его не интеллигентом , а аристократом - и он смертельно оскорбится, что конечно же - "отрыжка советских времён"
Но , что есть - то есть !
Самое главное отличие их от интеллигентов - это их безмерная гордыня собственным воспитанием , собственной эрудицией и собственным интеллектом.
При малейшем сомнении в их избранности , их высокомерие просто замораживает!

"Как !? Они же выросли в высокой среде профессоров-артистов - музыкантов - художников.Их гладил по головке Окуджава и благословлял Пастернак! Они сидели в уголке и слушали споры великих профессоров!
Они выросли на мировой культуре и , поэтому, их мнение непогрешимо и ты, провинциал , не смеешь иметь своё мнение , а если и имеешь - это полная чушь !!
И ,вообще, имеет значение только Великая дореволюционная культура и западная культура, а советской не существует - культура трактористов и шофёров.
Грубые нравы, наивно - политические убеждения, закрытость чувственных отношений. Примитив!!
Какие чувства у трактористов?! Любовь - чувство изящное, она должна быть облачена в шелка и бархат , она может быть только у людей свободных , не зависимых от грубого быта, от подневоли.
Аристократы считают своё мнение образцом , стандартом . Оно всегда совпадает с ,так называемым, "мировым"
Любое отличие от этого мнения вызывает в них бурю презрения : " Как Вы не принимаете "Чёрный квадрат" Малевича.
Вам не нравится "Лолита" Набокова ?! Вы не восхищаетесь американским джазом? Не понимаете живопись Шагала ?
Соложеницин же и Пастернак мировую премию получили. Они признаны! Есть непререкаемые же мнения !
Вы - троглодит и недавно с пальмы слезли !!
Вы - необразованный провинциал!
Вам следует помалкивать о поэзии, музыке , литературе , живописи! И , открыв рот , внимать нам, посвящённым, интеллигентам, аристократам духа."

Мне крайне неприятно бывает общаться с такими людьми.
Да, я чётко понимаю и принимаю их образованность,эрудицию. Я не сомневаюсь в их манерах английских аристократов.
Ясно вижу , что они владеют свободно несколькими языками.
Но тем не менее , все эти достоинства перечёркиваются их страшной гордыней .
Спору нет : есть их заслуга ,что они , получив от Бога подарок родиться в лебедином гнезде , достойно этот дар использовали. Они впитывали знания , как губки, они учили языки, хорошие манеры, они не пренебрегли ничем, что ниспослал им Бог. Они не спились , не сели на иглу ,не пустились во все тяжкие , как многие детки обеспеченых родителей.
Но вот гордиться своей избранностью стыдно и недостойно.
Родиться в семье раба или аристократа - дело случая, также , как получить в дар талант.
Ни один человек не виноват в том , что он появился не в лебедином гнезде ,а на птичьем дворе.
А вот ,получив шанс , растратить его впустую, пренебречь Даром Бога - это преступление .
Уж если тебе так повезло - благодари Бога и будь снисходителен к тем , кому повезло меньше.
Возможно, родись на месте такого аристократа другой ребёнок , родившийся , грубо говоря, на скотном дворе, то вырос бы гений , но окружение и возможности не позволили ему подняться.

Помню ,как мама особенно восхищалась одной своей ученицей : скромная рыженькая девочка из деревни.
Отец- скотник, сильно пьющий , обижающий маму - уборщицу.
У девочки были великолепные способности, отличная память , безукоризненная логика, музыкальность, упорство и пытливость. Она всё схватывала на лету. .Ей бы огранку, общество просвещённое, с высокой культурой и высокими интересами. А у неё дома пьяный отец, кроткая больная мать - ей даже думать о чём-то возвышенном или умном некогда - куча младших сестёр , хозяйство.
Её мама умерла , когда она заканчивала школу. Сёстры остались на её попечении. У неё был упорный поклонник тупой и неумный, который не подпускал к ней никого и внушал ей ,что она никому кроме него не нужна - просто заставил её выйти за него замуж сразу после школы. История её матери повторилась в дочери : муж не пустил её на учёбу , пил , бил. Она родила двух дочек , едва ноги унесла от мужа - развелась. Ничего из неё не получилось.
Дальнейшую судьбу я её не знаю.
Да таких судьб вокруг - не сочтёшь !

Постоянно вспоминаю в этой связи фильм "Петербургские тайны".
Легко стать образованным , с хорошими манерами , сделать научную карьеру, родившись в профессорской среде. А попробуй-ка подняться из семьи простой !
Аристократия нынешнего советско- российского розлива - это чистой воды гордыня, грех , приписывающий себе исключительность, т. е приписывание себе заслуги Бога.
Провинциал - камешек с дороги, который не засияет и при огранке ? А ,вдруг?
Ведь и на птичий двор может ведь попасть лебединое яйцо,
а потому столичным лебедям не стоит так уж презирать выходцев с птичьего двора :
возможно, ,что в неогранённом камешке скрывается бОльший алмаз, нежели он сам.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.

Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.

Но к холмному приблизившись подножью,
Которым замыкался этот дол,
Мне сжавший сердце ужасом и дрожью,

Я увидал, едва глаза возвел,
Что свет планеты, всюду путеводной,
Уже на плечи горные сошел.

Тогда вздохнула более свободной
И долгий страх превозмогла душа,
Измученная ночью безысходной.

И словно тот, кто, тяжело дыша,
На берег выйдя из пучины пенной,
Глядит назад, где волны бьют, страша,

Так и мой дух, бегущий и смятенный,
Вспять обернулся, озирая путь,
Всех уводящий к смерти предреченной.

Когда я телу дал передохнуть,
Я вверх пошел, и мне была опора
В стопе, давившей на земную грудь.

И вот, внизу крутого косогора,
Проворная и вьющаяся рысь,
Вся в ярких пятнах пестрого узора.

Она, кружа, мне преграждала высь,
И я не раз на крутизне опасной
Возвратным следом помышлял спастись.

Был ранний час, и солнце в тверди ясной
Сопровождали те же звезды вновь,
Что в первый раз, когда их сонм прекрасный

Божественная двинула Любовь.
Доверясь часу и поре счастливой,
Уже не так сжималась в сердце кровь

При виде зверя с шерстью прихотливой;
Но, ужасом опять его стесня,
Навстречу вышел лев с подъятой гривой.

Он наступал как будто на меня,
От голода рыча освирепело
И самый воздух страхом цепеня.

И с ним волчица, чье худое тело,
Казалось, все алчбы в себе несет;
Немало душ из-за нее скорбело.

Меня сковал такой тяжелый гнет,
Перед ее стремящим ужас взглядом,
Что я утратил чаянье высот.

И как скупец, копивший клад за кладом,
Когда приблизится пора утрат,
Скорбит и плачет по былым отрадам,

Так был и я смятением объят,
За шагом шаг волчицей неуемной
Туда теснимый, где лучи молчат.

Пока к долине я свергался темной,
Какой-то муж явился предо мной,
От долгого безмолвья словно томный.

Его узрев среди пустыни той:
"Спаси, - воззвал я голосом унылым, -
Будь призрак ты, будь человек живой!"

Он отвечал: "Не человек; я был им;
Я от ломбардцев низвожу мой род,
И Мантуя была их краем милым.

Рожден sub Julio, хоть в поздний год,
Я в Риме жил под Августовой сенью,
Когда еще кумиры чтил народ.

Я был поэт и вверил песнопенью,
Как сын Анхиза отплыл на закат
От гордой Трои, преданной сожженью.

Но что же к муке ты спешишь назад?
Что не восходишь к выси озаренной,
Началу и причине всех отрад?"

"Так ты Вергилий, ты родник бездонный,
Откуда песни миру потекли? -
Ответил я, склоняя лик смущенный. -

О честь и светоч всех певцов земли,
Уважь любовь и труд неутомимый,
Что в свиток твой мне вникнуть помогли!

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

Il mio bel San Giovanni
Dante

Он и после смерти не вернулся
В старую Флоренцию свою.
Этот, уходя, не оглянулся,
Этому я эту песнь пою.

Факел, ночь, последнее объятье,
За порогом дикий вопль судьбы…
Он из ада ей послал проклятье
И в раю не мог её забыть, —

Но босой, в рубахе покаянной,
Со свечой зажжённой не прошёл
По своей Флоренции желанной,
Вероломной, низкой, долгожданной…

17 августа 1936,
Разлив

Двадцать сонетов к Марии Стюарт
(фрагмент)
3.

Земной свой путь пройдя до середины,
я, заявившись в Люксембургский сад,
смотрю на затвердевшие седины
мыслителей, письменников; и взад-
вперёд гуляют дамы, господины,
жандарм синеет в зелени, усат,
фонтан мурлычит, дети голосят,
и обратиться не к кому с "иди на".
И ты, Мари, не покладая рук,
стоишь в гирлянде каменных подруг -
французских королев во время оно -
безмолвно, с воробьём на голове.
Сад выглядит как помесь Пантеона
со знаменитой "Завтрак на траве".

Красавица, которую я позже
любил сильней, чем Босуэлла - ты,
с тобой имела общие черты
(шепчу автоматически "о, Боже",
их вспоминая) внешние. Мы тоже
счастливой не составили четы.
Она ушла куда-то в макинтоше.
Во избежанье роковой черты,
я пересёк другую - горизонта,
чьё лезвие, Мари, острей ножа.
Над этой вещью голову держа
не кислорода ради, но азота,
бурлящего в раздувшемся зобу,
гортань. того. благодарит судьбу.

NEL MEZZO DEL CAMMIN DI NOSTRA VITA

Памяти Константина Богатырева

Настигнут серединой века, я
небытию учился в этом мире,
смерть-родственница или смерть-семья
вселилась, потеснив меня в квартире.
Я приручал ее до темноты
и умолял не прикасаться, чтобы
в рассветный час мне брезжили черты
прекраснейшего города Европы.
Там истлевал, шурша во мгле, тростник,
и сталь мерцала, заткнута за пояс,
и камень к человеку жил впритык,
и вспыхивал бензин, и мчался поезд.
Я в окруженьи смерти ел и пил,
пытаясь в её замысел проникнуть,
я даже забывал о ней, но сил
у человека нет, чтоб к ней привыкнуть.

И сердце начинало вдруг неметь,
пока с ключом я шел по коридору,
в отечестве, где, между прочим, смерть
бывала и случайной в эту пору.

1976
Перевод Владимира Гандельсмана.

* * *
Nel mezzo del cammin.
В средине земного пути… Данте
* * *
Сначала восторг и отвага,
потом наступает пора,
когда оскорбляет бумагу
постыдная легкость пера.

Доселе покорные руки
гадают: а если и впредь
согласна на малые звуки
тобою отлитая медь?

А память, края образуя,
вдали от друзей и врагов
разводит бездарность с безумьем
на должные десять шагов.

А жребий единственный выпал,
и медный рассыпался звон.
Ты между. Ты медлишь. Но выбор –
безумный – уже предрешен.

И смех умножается на смех,
и высится крик детворы,
и жизнь начинается насмерть
по правилам этой игры.

Nel mezzo del cammin. Слепая пыль на веках.
Полынная земля вздыхает о слепце.
И черные дрозды на вересковых ветках,
И темные шмели в нагорном чабреце.

И там, где две судьбы сомкнулись над тобою,
Где ты покорно жив и просто одинок,
Рассудок натрудив сизифовой любовью,
С ладони на ладонь пересыпай песок.

Но, руки опустив, опять припомнишь имя,
и сердце бьет любовь двенадцать раз подряд.
А если боль твоя встречается с другими,
смущенные друзья за что тебя корят?

А это музыкант – не в званье кифареда,
а в чине мудреца, скитальца, пришлеца.
Затем, что вы родны по сумеркам, по бреду
желанья и стыда, бегущих вдоль лица,

затем, что нынче вам делить одни лохмотья
смирительных одежд, невидимых почти,
затем, что нищий дух, прикинувшийся плотью,
наутро не найдет обратного пути,

затем, что для двоих нет берега у Бога,
затем, что так любить счастливцам не дано,
затем, что, преуспев в искусстве монолога,
чужие голоса он позабыл давно,

затем, в конце концов, что платой за ученье
у сумасшедших дней была твоя душа –
покуда жизнь прошла, и обрели значенье
бумага, свет огня и след карандаша.

Nel mezzo del cammin. Наставшее сегодня
соленые ступни отерло о песок.
непрошеная ночь плела слова, как сводня,
зато в руке у дня стремительный смычок.

Теперь открой глаза. Сейчас родится небо
из облака и тьмы внезапной и навек.
Прохожий человек просил вина и хлеба.
Прохожий человек, прохожий человек..

Труби, победный рог, отраду пораженья,
ведь все, зачем живем, в руке и под рукой.
С ладони на ладонь, как вечное движенье,
свободу и печаль, свободу и покой.

Элен и Николас встретились в тот день, когда она принимала трудное, но единственно возможное решение, а он кипел от ярости, считая ее типичной охотницей за богатством, готовой растоптать чувства других людей ради достижения своей корыстной цели. Взаимное недоверие и непонимание, бурные споры и ссоры запутали отношения героев романа. Долгое время они не могли осознать, что их поступками движет отнюдь не безудержное физическое влечение, проявившееся уже при первой встрече, а нечто иное.

Расторгнутая помолвка

Задыхаясь от волнения, Элен взлетела по ступенькам в дом. Бросив сумку прямо на холодный, мощенный плитами пол, она громко позвала мать. Никто не ответил. Неужели беда? Девушка сорвалась из Лондона, встревоженная короткой срочной телеграммой, полученной от матери утром. Всю дорогу Элен нервничала, а по мере приближения к дому тревога, нарастая, перешла в страх — тот страх, который, должно быть, знаком многим, у кого пожилые родители живут отдельно. Все время ожидаешь самого худшего. Дрожащим, срывающимся голосом она вновь позвала мать.

В ответ — молчание, только какой-то странный звук: будто кто-то скребет по деревянному полу. В одно мгновение Элен оказалась наверху. Набрав в легкие побольше воздуха, она рванула дверь в спальню и. увидела мать. Сидя на диване, пожилая дама пододвигала поближе к себе деревянную скамеечку, на которую имела обыкновение класть отекавшие ноги.

— Так вот ты где,— облегченно выдохнула девушка.

Дорис Нортон поправила очки на носу и удивленно посмотрела на дочь. Улыбаясь все еще красивым, хорошо очерченным ртом, таким же, как у

Элен, она ответила:

— А где я, по-твоему, должна находиться? На чердаке биться в лапах грабителей? Или где-нибудь в океане корчиться в трюме у пиратов? Или жариться на костре кровожадного племени?

— Ну, мама, ты и скажешь! У тебя уж слишком богатое воображение. Боюсь, приключенческие романы, которые ты глотаешь пачками, не идут тебе на пользу.

— Когда-то ты разделяла мое увлечение,— грустно ответила миссис Нортон.— Жаль, что теперь тебе не до романов. Всегда бывает обидно, когда такая хорошенькая головка занята одной работой.

Элен нахмурилась. Да, карьера была для нее самым важным в жизни. Невозможно добиться настоящего успеха, не отдавая себя делу целиком. Работа в банке поглощала все силы и все время. Но кто осудит за такое рвение девушку, личная жизнь которой закончилась, так и не начавшись? И чья в этом вина? Так ли уж ни при чем ее мать? Будь снисходительной!— приказала себе Элен. Самообладание требуется не только в работе с клиентами. Грош тебе цена, если не хватит терпения для самого близкого человека!

Ничем не выдавая обиды, она подошла к матери, нежно поцеловала ее в лоб и присела рядышком на диван.

— Отчего такая срочность?— как можно мягче спросила дочь.— Ведь я все равно приехала бы домой на Рождество. Ты здорова?

Только сейчас 3лен заметила, что у матери перебинтовано колено.

— Боже мой! Что это?— с беспокойством воскликнула она.

— Прошу тебя, не надо,— охладила мать ее пыл,— совершенно не из-за чего паниковать.

— Так что с тобой?

— Небольшое растяжение, только и всего.

— Ты показывала ногу врачу?

— Да, и он тоже не находит ничего страшного, только ходить надо поменьше, пока не пройдет боль.

Элен заметила, что мать чего-то не договаривает. Немного помолчав, миссис Нортон приступила к делу.

— Существует только одна проблема.

— Я не могу работать.

Откинувшись на подушки, она пристально посмотрела на дочь. Ей важно было узнать, как воспримет девочка новость.

Миссис Нортон невольно любовалась дочкой. Хмуро сдвинутые брови не могли испортить хорошенькое личико. Элен всегда отличал вкус, и сейчас она была одета безукоризненно: строгий деловой костюм, неброские, но дорогие туфли. Однако, надо признать, на ее точеной фигурке великолепно смотрелся бы любой наряд, даже самый скромный.

— Откажись от этой работы, мама,— настойчиво попросила девушка.— Сколько можно повторять: я зарабатываю достаточно, чтобы посылать тебе больше, чем платит миссис Палмерс.



Почему современным британским принцессам никогда не сравняться с леди Дианой? Они могут носить ее украшения, копировать стиль в одежде и манеру поведения, но ее благородство им недоступно. Почему же так? Неужели виной всему происхождение? Неужто женщине никогда не суметь стать леди, если она ею не родилась?

Дети появляются на свет одинаковыми. Качества, выдающие аристократизм, прививаются людям с младенчества. Именно поэтому настоящих аристократов действительно видно. Мимика, язык тела, жестикуляция, манера общения и даже взгляд – все это имеет значение и производит соответствующее впечатление.

Можно ли стать настоящим аристократом?


Точнее, их невероятно много, но преподают там лишь внешние составляющие:

  • этикет;
  • поведение за столом;
  • основы стиля;
  • постановку речи, походки и жестикуляции;
  • бальные танцы, например, вальс;
  • искусство поддержания беседы.

Разумеется, перечень можно продолжить. Однако ни в одном из списков предметов не окажется главного – сути аристократизма. А именно это позволяет безошибочно определить, где истинная леди, а где девушка, научившаяся отличать вилку для рыбы от десертной. Впрочем, с мужчинами все обстоит точно так же.


Означает ли это, что аристократом сознательно стать нельзя? Вовсе нет. Просто для того, чтобы сойти в обществе за особу благородного происхождения, следует невероятно много над собой работать, менять собственное восприятие жизни, образ мышления.


10 основных черт и качеств настоящих аристократов

Что во все времена отличало аристократов от простолюдинов?


Самыми броскими, заметными чертами, тут же выдающими благородное происхождение, являются следующие:

  • светлая бледная кожа, лишенная даже намека на загар;
  • нежные, ухоженные руки с изящными, удлиненными пальцами;
  • прямая спина, в любом положении и при любой ситуации;
  • небольшой размер обуви, а, значит, и невысокий рост;
  • любовь к долгим разговорам на отвлеченные, философские темы, к обсуждению предметов искусства, книг, спектаклей;
  • отсутствие грубости и фамильярности в речи, исключительная вежливость по отношению к любому собеседнику;
  • хорошее образование, энциклопедический кругозор;
  • минимализм и элегантная сдержанность в украшениях, макияже, аксессуарах, одежде, прическе;
  • отсутствие затруднений в нахождении темы для беседы и спокойное восприятие тишины, паузы в разговоре;
  • неприкосновенность частной семейной или личной жизни - как собственной, так и чужой.


Тем, кто хочет стать аристократом, следует присмотреться к себе. Вполне возможно, что какие-то черты, присущие благородным людям, имеются в наличии. Следовательно, их и нужно развивать в первую очередь, поскольку это будет намного проще, чем формировать привычки с нуля.

Почему же заметна разница?

Этот вопрос интересен всем тем, кто долго и упорно работает над собой, но все равно отличается от аристократа точно так же, как Меган Маркл от принцессы Дианы.


Все люди родом из детства. Именно в самые ранние годы формируются поведенческие навыки, манера общения и образ мышления.


Происхождение выдают тело человека, его жесты, взгляд, микромимика. Можно научиться красиво сидеть или ходить.


Но овладеть искусством содержания взгляда и умением контролировать микромимику невозможно. Для этого следует полностью переродиться внутренне, изменить не только свои привычки, но и сознание. Это невероятно трудно, но вполне возможно.

Читайте также: