Кто осуществляет государственное управление в жилищной сфере
Обновлено: 02.07.2024
Управление домом с муниципальным жилфондом нередко вызывает вопросы у УО и приводит их в суд для споров с органами местного самоуправления и ГЖИ. Сегодня рассмотрим очередной такой спор. На примере судебного дела разберём, имеет ли право местная администрация, а не ГЖИ, проводить в отношении УО жилищный контроль.
Муниципалитет принимает жалобы от жителей домов и проводит проверки по ним
В одну из городских администраций Брянской области с жалобой на плохое состояние общего имущества МКД обратились его жители. Муниципалитет провёл документарную и выездную проверки и выдал предписание управляющей домом организации, потребовав провести работы на мусоропроводе и остеклить окна в местах общего пользования.
- Муниципалитет не может проводить проверки в рамках лицензионного контроля.
- ОМС не согласовал надзорные мероприятия с прокуратурой.
- В проверке участвовали жители дома, не аттестованные для этого в установленном порядке.
Дело № А09-8743/2019 дошло до Верховного суда РФ. Рассмотрим подробно его ход и аргументы сторон и судов разных инстанций.
Орган ГЖН проводит в отношении УО лицензионный контроль
Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации, согласившись с её доводами. Судья отметил, что в проверке, согласно акту, участвовали два собственника помещений в МКД, но в распоряжении о её проведении они не указаны как уполномоченные на это лица.
Владельцы квартир не имеют специальных знаний, опыта в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и не аттестованы в установленном Правительством РФ порядке. Следовательно, у муниципалитета не было оснований для привлечения жителей дома к проверке.
Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, в отношении УО не проводится государственный жилищный надзор, исключительно лицензионный контроль. Сделать это вправе только органы Госжилнадзора, к которым относится ГЖИ Брянской области (ст. ст. 20, 192, 196 ЖК РФ). Суд указал, что у городской администрации отсутствуют правовые основания для проведения проверки лицензионной деятельности УО.
При этом внеплановая выездная проверка по жалобе граждан может состояться только после согласования в установленном порядке с прокуратурой. Проводить такие мероприятия в отношении лицензиатов без предварительного уведомления и согласования с органом прокуратурой вправе только ГЖИ (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).
На основании этих выводов суд первой инстанции признал предписание, выданное муниципалитетом в отношении УО, незаконным. Спор переместился в апелляционный суд.
ОМС проводит муниципальный жилищный контроль в отношении УО в доме с муниципальными квартирами
- действующее законодательство не содержит запрет на присутствие при проведении проверки заявителей, по чьим обращениям она проводится;
- городская администрация проводила проверку в отношении УО в рамках муниципального жилищного, а не лицензионного контроля: три квартиры в МКД являются муниципальными;
- запрет на государственный жилнадзор в отношении лицензиатов, установленный в ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, не касается других видов жилищного контроля, в том числе муниципального.
Апелляционный суд поддержал орган местного самоуправления, указав, что в ст. 14 ЖК РФ определено, что к полномочиям такого органа в области жилищных отношений относится в том числе осуществление муниципального жилищного контроля. Если в МКД есть хотя бы одно помещение муниципального жилфонда, ОМС вправе проводить проверку, как этого помещения, так и общего имущества в доме (ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ).
Муниципальный жилищный контроль является самостоятельным видом деятельности. Положения ст. 20 ЖК РФ не устанавливают запрет на такой контроль в отношении УО, управляющих многоквартирными домами по лицензии. При этом уведомлять прокуратуру ОМС не был обязан: основанием для проведения проверки стало обращение граждан о фактах нарушения УО обязательств по договору управления (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).
Вывод суда первой инстанции о привлечении к проведению мероприятий по контролю не аттестованных в установленном порядке лиц также был признан ошибочным. Присутствие граждан, проживающих в многоквартирном доме, в отношении которого проводилась проверка, не противоречит положениям № 294-ФЗ и не нарушает права и законные интересы УО.
Суд определил, что муниципалитет был вправе выдать обязательное для исполнения предписание для обеспечения безопасности и комфортного проживания в МКД жильцов и сохранности жилого фонда. Решение первой инстанции было отменено, а иск УО отклонён. Кассационный суд и ВС РФ согласились с правильностью этих выводов и отказались пересмотреть апелляционное определение.
Запомнить
Выводы судов по делу № А09-8743/2019 доказывают, что несмотря на то, что управляющая организация осуществляет лицензионную деятельность по управлению МКД, в её отношении может быть проведён муниципальный жилнадзор.
Для этого достаточно, чтобы в доме была хотя бы одна муниципальная квартира, а в администрацию поступила жалоба хотя бы одного собственника помещения в таком МКД. При этом в деле нет указаний на то, жаловался ли на состояние общего имущества наниматель муниципальной квартиры или же владелец.
Государственное управление в жилищной сфере - это деятельность уполномоченных на то органов государственной и муниципальной власти по обеспечению удовлетворения жилищно-коммунальных нужд населения, а также надлежащего использования объектов жилого фонда. В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации федеральной целевой программы "Жилище" образована Межведомственная комиссия по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище".
Основными задачами Комиссии являются:
• координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей федеральной целевой программы "Жилище" (далее - Программа) и включенных в нее подпрограмм;
• рассмотрение проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов и методических документов, подготавливаемых в рамках реализации Программы и направленных на создание и совершенствование организационных и экономических механизмов осуществления преобразований в жилищной сфере, а также на обеспечение адресности социальной защиты населения, касающейся оплаты жилищно-коммунальных услуг, на основе перехода к новой экономической модели реформирования жилищно-коммунального комплекса;
• содействие внедрению организационных и экономических механизмов, разработанных в ходе реализации Программы и подпрограмм, в практическую деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
• контроль за ходом выполнения Программы и за рациональным использованием средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, содействие привлечению внебюджетных источников финансирования программных мероприятий. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Центральным органом управления жилищно-коммунальным хозяйством в Российской Федерации является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (см. Указ Президента Российской Федерации № 867).
В задачи Комитета, в частности, входят:
• осуществление межотраслевой координации и функционального регулирования деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, производства строительных материалов, конструкций и деталей;
• контроль за реализацией конституционных прав граждан на жилище на доступных условиях, защищенность и неприкосновенность жилища, свободу в выборе места жительства, реализация совместно с органами исполнительной власти субъектов жилищного законодательства РФ, а также установление порядка ведения технического учета жилищного фонда, организация ведения соответствующей учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации и обеспечение ее хранения в архивах бюро технической инвентаризации и объединенном архиве Госстроя России;
• координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реформированию жилищно-коммунального хозяйства путем постепенного перевода его на самоокупаемость, обеспечению его надежной и устойчивой работы и осуществлению мер по демонополизации и созданию конкурентной среды;
• участие совместно с Министерством юстиции РФ, Министерством государственного имущества РФ и Государственным комитетом РФ по земельной политике в создании системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечение нормативно-правового регулирования деятельности организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
• участие совместно с Государственным комитетом РФ по земельной политике в создании государственного земельного кадастра и государственного градостроительного кадастра, развитии рынка земельных участков для осуществления градостроительной деятельности;
• участие в разработке и реализации мер государственной поддержки с целью привлечения инвестиций и кредитных ресурсов, включая кредиты международных финансовых организаций, в строительство, промышленность строительных материалов, конструкций и деталей, жилищную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство, а также в учет недвижимости;
• участие в организации разработки и реализации федеральных целевых программ по обеспечению жильем определенных законодательством РФ категорий граждан, включая реализацию Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".
На нижестоящем уровне (субъекты Российской Федерации, города и т. д.) функционируют соответствующие жилищные органы управления, которые осуществляют непосредственное управление жилищным фондом:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
• регистрируют сделки с жилыми помещениями;
• осуществляют выдачу ордеров;
• проводят приватизацию жилых помещений;
• организуют строительство и ремонт муниципальных домов;
• обеспечивают контроль в сфере коммунального хозяйства и т. д.
Так, в г. Москве одним из центральных органов управления в сфере жилищного хозяйства является Департамент муниципального жилья. Низовыми органами управления жилищным хозяйством являются жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО). ЖЭО могут существовать в разных формах и статусе: как жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), ремонтно-эксплуатационные участки (РЭУ), дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и т. д.
В задачи ЖЭО входят:
• обеспечение сохранности жилищного фонда и надлежащее его использование;
• контроль за соблюдением гражданами правил пользования жилыми помещениями;
• сбор и оформление документов для приватизации жилых помещений;
• выполнение функций заказчика на выполнение всех необходимых работ по содержанию и ремонту жилищного фонда;
выступление в качестве наймодателя при заключении договоров социального найма и т. д.
Жилой дом может эксплуатироваться только одной жилищно-эксплуатационной организацией.
Если для эксплуатации домов ведомственного фонда не может быть создана жилищно-эксплуатационная организация, эксплуатация домов осуществляется непосредственно соответствующим предприятием, учреждением или организацией.
В настоящее время действует "Устав (примерный) государственного унитарного эксплуатационного предприятия", который был утвержден распоряжением Госкомимущества Российской Федерации № 1707-р.
Управление в сфере жилищного хозяйства осуществляется в разных формах:
• государственная регистрация жилых помещений;
• государственный учет жилищного фонда;
• распределение жилых помещений;
• контроль за использованием жилого фонда и др.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?
Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!
Читайте также: