Кто назначает прокурора в италии

Обновлено: 02.07.2024

На этой основе решаются задачи:
- обобщения и анализа законодательства, регулирующего участие прокурора в гражданском судопроизводстве;
- обозначения проблемы прокуратуры, в части участия прокурора в гражданском процессе.
- определения пути повышения эффективности законоохранительных функций прокуратуры в целом и в гражданском процессе, в частности.

Оглавление

Введение 3
1. Роль и место органов прокуратуры 5
1.1. Общая характеристика гражданского процесса 5
1.2. Установление истины по делу 7
1.2. Наука зарубежного гражданского процесса 9
2. Проблемы определения правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве 12
2.1. Прокуратура в Австрии. 12
2.2.Прокуратура в Италии. 19
2.3. Прокуратура во Франции. 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

orders_w_72330_72330.docx

Для современного японского гражданского процесса характерен ряд специфических черт:

1) работает Гражданский процессуальный кодекс;

2) закон воспрещает существо специальных судов. Впрочем работают семейные суды, рассматривающие, правда, и гражданские, и уголовные дела, хотя связанные с семьей и несовершеннолетними;

3) отсутствуют специализированные конституционные суды. Любой суд, в том числе и нижестоящий, имеет возможность решать вопрос о конституционности акта. Установлен обыкновенный порядок обжалования решений нижестоящих судов о неконституционности актов, где Верховный Суд выступает высшей инстанцией;

4) Верховный Суд считается высшим судебным органом, имеет одинаковое положение с высшими правительственными органами и парламентом не присутствует под контролированием министра юстиции;

5) в гражданском процессе смешивается коллегиальное и единоличное обсуждение дел; устность рассмотрения гражданских дел смешивается с письменными началами процесса. К примеру, в случае если председательствующий в суде задает всевозможные вопросы сторонам, последние обыкновенно отвечают, что им нужно дать ответ позже посредством письменного заявления;

6) в гражданском процессе распространены всевозможные виды глобальных соглашений, поэтому судебная деятельность в сфере взаимоотношений частных лиц сводится в первую очередь к их примирению, но не разрешению дела по созданию. Данное соединено с психологией японцев, для многих из которых как и прежде вызов в суд считается позором, потому общение к суду за охраной прав уроженцев доводится не настолько нередко, как в Европе.

Определение правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве

2.1. Прокуратура в Австрии.

Статус, функции, полномочия, место прокуратуры в системе государственных институтов постоянно находятся в центре общественного внимания, активно обсуждаются и специалистами, и самой широкой публикой. И это, конечно, не случайно.

Во-первых, жизнь не стоит на месте, и по ходу общественного развития в организации и деятельности любого государственного института, даже самого традиционного, возникают если не проблемы, то новые моменты, требующие новых подходов и решений.

Во-вторых, современная российская прокуратура является государственным органом, от которого во многом зависит утверждение правовых начал в жизни общества.

В-третьих, прокуратура имеет довольно сложную историю и, обладая по своему социальному предназначению, содержанию и формам деятельности большим сходством с аналогичными институтами других стран, отличается значительным своеобразием, обусловленным спецификой уникальной российской государственности.

В наше время органы прокуратуры, участвующие в законодательном процессе, взаимодействующие с законодательной ветвью власти, не входят в систему органов законодательной власти, что кроме того довольно очевидно.

Обеспечение соответствующего функционирования органов прокуратуры России в наше время объективно подразумевает потребность ознакомления с отличительными чертами организации и работы прокуратуры в отдельных зарубежных государствах. Наиболее актуальное значение играет информация подобного семейства о государствах, имеющих роскошные правовые традиции и поддерживающих с Российской Федерацией тесные контакты в всевозможных сферах общественной жизни.

С данной точки зрения главный интерес предполагают вопросы правового регулирования и практики работы органов прокуратуры в Австрии, Дании, Италии, во Франции, в ФРГ (континентальная система права); Соединенных Штатов (англосаксонская система права); Болгарии, Венгрии, Польше, Словении, Словакии, Чехии (восточноевропейская система права).

Формально прокуратура в Австрии относится к органам исполнительной власти. Тогда как ее деятельность более связана с судебной властью. В законе о прокуратуре Австрии прокуратура рассматривается как орган правоприменения.

На должность прокурора исполняет назначение министр юстиции. Неотъемлемое условие для кандидата — двухлетний стаж работы в виде судьи. Прокурор в Австрии не является частью организационной структуры судебной системы.

Прокурор в своей деятельности связан с даваемыми ему указаниями, впрочем в более ограниченной степени, нежели обыденный чиновник органов исполнительной власти. Иначе говоря, прокурор считается одним из высочайших правительственных госслужащих.

Хоть какое возможное указание федерального министра юстиции, даваемое обер-прокурору и указание обер-прокурора нижестоящему прокурору в части разрешения точного дела (связанного или с предъявлением обвинения, или с прекращением дела) обязано рассматриваться как распоряжение, надлежащим образом сформулированное, изложенное в письменном виде и обоснованное. Прокурор имеет возможность, как и каждый иной госслужащий, отклонить не столько распоряжение, противоречащее закону, но и указание, которое в следствие убежденности прокурора не может быть представлено в суде. Прокурор должен идти по стопам указаниям министра юстиции. Цель прокурора Австрии — представлять в процессе разбирательства интересы страны, дотрагивающиеся назначения наказания. Органы прокуратуры в Австрии не имеют надзорных функций.

Прокурор правомочен улаживать возникший прецедент о возбуждении преследования, предоставлении обвинения либо прекращении дела. Он может отозвать обвинение в том числе и на стадии основного судебного разбирательства. Лишь прокурор решает вопрос о возбуждении либо прекращении процесса. Суд вправе и имеет возможность возбудить дело и вести его, в случае если только данного желает обвинитель. Тогда лишь суд имеет возможность проводить проверку законность предъявления обвинения.

Предъявление доп. нареканий (субсидиарное обвинение), то есть продолжение преследования потерпевшим в последствии прекращения прокуратурой дела, вполне вероятно. Но данное связано для потерпевшего с риском несения судебных издержек. Вопрос о допустимости этого вспомогательного обвинения решает суд. В случае если суд обеспечит разрешение, то прокурор как правило снова вступает в дело.

До недавнего времени утверждалось, будто прокурор, связанный обязанностью исполнять указания, — лишь кукла в руках министра юстиции либо по наименьшей мере в какой-нибудь степени человек, противящийся и все же в результате выполняющий распоряжение, хоть и считающий его неверным, в следствие наиболее быстрого продвижения по служебной лестнице. Впрочем в последние годы эти рассуждения не имеют места.

В случае когда даже прокурор и получает распоряжение о предъявлении нарекания, то решение об этом в результате воспринимает независимый суд, а в следствии этого ничего скверного получиться не может. В случае если прокурор получает указание о прекращении дела, то и здесь он правомочен в следствие факта совершения правонарушения продолжить расследование уже в роли субсидиарного обвинителя. В конечном счете, и министр юстиции, который, являясь ответственным перед парламентом, станет осторожным в части дачи бездоказательного, мотивированного чисто политическими соображениями указания, в силу того, что он обязан иметь в виду, что данное указание станет опубликовано. В настоящее время и министр юстиции Австрии, и его предшественники характеризуются лишь как чрезвычайно беспристрастные специалисты. Контроль за работой прокурора исполняет не столько парламент через министра юстиции, но институализированный Народный юрист (омбудсмен).

Прокуратура в Австрии, исполняя функцию преследования, управляется принципом легальности (правомерности- принимаемого решения) и в отдельных вариантах, в виде исключения, принципом целесообразности.

Глава прокуратуры и обер-прокуроры, правомочны принимать к собственному производству дела нижестоящего прокурора. и и еще передавать дела от 1-го прокурора к другому. Прокурор должен категорически отказаться от принятия в свое производство уголовного дела тогда, когда состоит в родстве с лицом, проходящим по этому делу. Отвод прокурора не предусмотрен, то есть ни лицо, против которого начато разбирательство, ни инстанция, сообщившая о правонарушении, не обладают этим правом.

Нижестоящий прокурор должен извещать руководителю о всех главных делах, окружающих у него в производстве. Нижестоящий прокурор по личной инициативе должен информировать вышестоящего (обер-прокурора) об уголовных делах, которые имеют увеличенный социальный интерес или же в которых мало четко установлен факт юридического характера, имеющий особенное значение для рассматриваемого дела.

Так же обер-прокурор должен информировать федерального министра о делах, имеющих межрегиональный характер.

Федеральный министр юстиции и глава обер-прокуратуры по отдельным делам или же группе дел (об убийствах или же о политических правонарушениях) правомочны издавать распоряжения, касающиеся обязанности нижестоящей прокуратуры представлять им отчет.

Дознание проводят полиция или суд, предварительное расследование — только суд. Следственные действия прокуратура не проводит (в отличие от Германии), она может только отдавать соответствующие распоряжения (побудить к проведению следственных действий). По ходатайству прокурора осуществляется оперативно-розыскная деятельность (арест, обыск, прослушивание телефонов и т.д.), для чего требуется распоряжение независимого судьи.

В функцию прокуратуры входит возбуждение дела или прекращение его. Решение о прекращении дела прокурор письменно обосновывает и заносит информацию в прокурорский журнал.

Права ознакомления с этими материалами не имеет ни подозреваемое лицо, ни заявитель. Оно предоставлено только руководителю, министру юстиции и народному адвокату (омбудсмену).

Что касается роли прокуратуры в гражданском процессе, то здесь компетенция прокурора в последнее время сужается. Он участвует в гражданских делах об установлении отцовства, о признании брака недействительным, о признании факта смерти лица, считавшегося без вести пропавшим. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве составляет 1% от общего объема его деятельности. В основном же в гражданском процессе интересы государства представляет не прокурор, а финансовая прокуратура как адвокат правительства или другого государственного учреждения.

Права ознакомления с этими материалами не имеет ни подозреваемое лицо, ни заявитель. Оно предоставлено исключительно руководителю, министру юстиции и народному адвокату (омбудсмену).

При передаче прокурором дела в трибунал существует 2 вида процедуры. Раз ожидается лишение свободы до 5 лет, то про-курор выступает с ходатайством о назначении санкции. А в случае если ожидается лишение свободы выше 5 лет, то он представляет обвинительное заключение. Прокурор вправе подачи на вынесенный трибуналом приговор апелляционной жалобы (как против оговариваемого, но и в его пользу).

Относительно роли прокуратуры в гражданском процессе, то тут зона ответственности прокурора за последний месяц сужается. Он принимает участие в гражданских делах о установлении отцовства, о признании брака недействительным, о признании факта погибели лица, считавшегося без вести пропавшим. Судьбе прокурора в гражданском судопроизводстве составляет 1% от совокупного размера его работы. Как правило, в гражданском процессе интересы страны предполагает не прокурор, а экономическая прокуратура как адвокат правительства либо иного государственного учреждения.

2.2.Прокуратура в Италии.

Италия — прототип точного разделения органов прокуратуры и органов исполнительной власти. Прокуратура в Италии входит в судебную систему, хотя в масштабах данной системы она имеет другие функции, чем суды, с которыми она связана. Любой прокурор считается членом судейского корпуса. Прокуроры назначаются Верховным Советом судей. Назначаются они на всю жизнь и имеют все шансы быть судьями, и напротив, судьи имеют все шансы трудится на прокурорских должностях. В итальянской модели прокуратуры отсутствует иерархическая лестница.

В странах, которые приняли состязательную систему судопроизводства, главным законным представителем стороны обвинения признается прокурор. На него возлагается обязанность довести до суда все доводы, которые являются подтверждением вины обвиняемого.

Особенности правового статуса и деятельности прокурора в европейских странах отразили в своих трудах такие ученые, как: Л. В. Головко, К. Ф. Гуценко, К. Б. Калиновского, П. А. Смирнова, В. Н. Додонова, В. Е. Крутских, Е. В. Терехова, М. А. Пешкова, В. Н. Махова, С. П. Щербы, Н. Г. Стойко и др.

В Конституциях большинства зарубежных стран правовой статус органов прокуратуры определяется не в полной мере. Это можно объяснить тем фактом, что данные страны относят прокуратуру к исполнительной или судебной власти, а не самостоятельной обособленной системой. Это находит свое проявление в том, что органы прокуратуры организационно находится при судах, а наивысшей должностью для работника прокуратуры считается прокурор при Верховном суде государства. Прокуроров и судей относят к корпусу магистров, они подчиняются общему порядку, установленному законодательством о магистратуре. Работники прокуратуры являются ответственными магистрами и находятся в соподчинении. Они не могут быть временно отстранены от должности, уволены или же переведены, за исключением случаев, которые отражены в законодательстве. Назначение, перевод или введение в должность, а также применение к работникам дисциплинарных мер, передвижение по службе относятся к компетенции ведомства Генерального прокурора.[1]

Деятельность, которая направлена на охрану прав и свобод гражданина считается главной особенностью, приобретаемой вместе со статусом прокурора, однако, совсем недавно, мера общества и государства имела главное преимущество.

Все западные страны признают прокуратуру органом обвинения, но закон, для деятельности прокуратуры, обозначает принцип, который свойствен системе работы прокуратуры лишь при демократическом режиме. Этой особенностью признается обеспечение прав человека и гражданина. Так как в странах с континентальной правовой системой роль государственной власти более значительна, чем в странах с англо-саксонским правом, данные страны отличительной особенностью является наличие органов прокуратуры.

Общих, обязательных для всех мировых государств правил по формированию структуры и работы прокурорских работников не существует. В Дании, Швеции, Норвегии, Мексике прокуратура является частью системы исполнительной власти. В таких странах, как Франция, Бельгия и Германия прокуратура занимает промежуточное звено между судебной и исполнительной властью и напрямую подчиняется Министерству юстиции, однако является частью судейского корпуса. В Испании и Болгарии органы прокуратуры подчиняются только судебной власти.[2]

В государствах Евросоюза не принята общая для всех стран форма организации и деятельности органов прокуратуры: в некоторых государствах-членах Совета Европы прокуратура признается органом, который производит лишь уголовное преследование и надзорную деятельность, связанные исключительно с проведением действий, связанных с уголовным преследованием. К ряду этих стран относят Албанию, Андорру, Германию, Грецию, Голландию, Италию, Кипр, Македонию, Швецию и иные, причем в Италии и Кипре прокуратура в досудебном производстве занимается только уголовным преследованием.

Другие страны, кроме уголовного преследования, к обязанностям органов прокуратуры относят реализацию широкого круга и других функций. Например, во Франции, в Венгрии, Португалии, Испании, Словении прокуратура также является органом, который осуществляет задачи за пределами уголовного судопроизводства. К таким задачам, например, можно отнести: надзор за соблюдением законов вне рамок уголовного преследования; надзор за оперативно-розыскной деятельностью (в таких государствах, как Азербайджан и Россия); организацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В большинстве государств Западной Европы, а также государств американского континента прокуратуре присуща одна важнейшая особенность: органы прокуратуры выступают элементом исполнительной власти, что отлично от российской прокуратуры, где в системе разделения властей имеет свое особое место обособленного государственного органа, который не относится ни к одной ветви власти. Доказательством этому признается современная система организации и работы органов прокуратуры во Франции и Италии.[3]

Уголовно-процессуальное законодательство Армении, Австрии, Болгарии, Бельгии, Греции, Венгрии, Дании, Люксембурга, Литвы, Латвии, Молдовы, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Польши, Румынии, Словакии, Сербии, Словении, Турции, Хорватии, Финляндии, Чехии, Черногории, Швеции, Швейцарии и Эстонии также дают прокурору право на осуществление надзора за предварительным расследованием. Непосредственное ведение следствия во многих прокуратурах анализируемой выше общности стран свойственной, но совсем не обязательной функцией в процессе осуществления уголовного преследования. Возбуждение уголовного дела органами прокуратуры не дает гарантии, что данное дело в дальнейшем будет расследоваться этой же прокуратурой. Даже в тех государствах, где функции уголовного преследования и следствия не разделяются, прокуроры часто передают открытое уголовное дело для расследования другим органам государственной власти.

В ФРГ главным отличием правового регулирования функционирования и деятельности прокуратуры является то, что в данном государстве не был принят федеральный базовый закон о прокуратуре, регулирующий всю совокупность ее деятельности и определяющий компетенцию прокуроров, как на федеральном, так и на земельном уровнях. По факту, пределы ее деятельность определяются Основным законом Федеративной Республики Германия, Конституциями земель, Законом о судоустройстве, Уголовно- процессуальным Кодексом, нормативными распоряжениями и иными нормативно-правовыми актами Федерального министра юстиции и Министров юстиции Земель, а также нормативными распоряжениями Федерального Генерального прокурора и Генеральных прокуроров Земель. Прокуроры исполняют свои обязанности опираясь на законодательство, а именно: нормы Уголовного Кодекса ФРГ, Закон о главном свидетеле обвинения, Закон о государственных чиновниках, решения Федерального Конституционного суда и федеральных судов и судов земель[4].

Во Франции судебная полиция, состоящая из полицейских и жандармов, осуществляет свою деятельность под руководством прокурора Республики. Надзор за органами полиции тоже совершает Генеральный прокурор., изучив По материалу, направленному полицией, в зависимости от решения прокурора или принимается решение о возбуждении уголовного преследования в отношении подозреваемого, или же его направляют на переработку[5].

Согласно УПК ФРГ обязательство по проведению расследования лежит на прокуроре. Органы прокуратуры организованы в виде иерархической системы, прикрепленных к общим судам всех уровней. При Верховном федеральном суде уголовное преследование производится генеральным федеральным прокурором и находящимися у него в подчинении федеральными прокурорами, подотчетными министру юстиции Германии. Подобную организацию работы имеют органы прокуратуры земель, которые находятся в подчинении у министра юстиции земли. После того, как уголовное дело возбуждено прокурором по большей части уголовных дел следствие производит полиция. В таком случае единственной функцией прокурора остается решению вопроса о дальнейшей судьбе дела: либо дело будет направлено на доследование, либо уголовное преследование будет прекращено, либо же будет передано в суд. Самостоятельное следствие прокурор ведет сам только в случае, если дело будет признано наиболее важным и, полиции остается только лишь исполнять его указания по производству процессуальных действий. В Италии Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет права, функции и задачи для сторон, участвующих в процессе, а также формы, этапы и методы производства расследования и производства дела в суде. Принятые законы предоставляют достаточно широкие возможности для деятельности органов прокуратуры Италии. Высшим должностным лицом в итальянской структуре органов прокуратуры признается Генеральный прокурор Италии. Он руководит и контролирует работу органов прокуратуры, отдает указания, инструкции и приказы, предоставляет для ознакомления Президенту и правительству Республики имеющиеся материалы дел. Генеральный прокурор Италии реализует свои полномочия и функции за счет подотчетных ему прокуроров, осуществляющих надзор за деятельностью всех функционирующих в стране трибуналов утверждая ее соответствие.

В Италии расследование производится судебной полицией, следственными судьями, но, в отличии от Франции, следствие проводится также и республиканскими прокурорами. Особенной фигурой среди лиц, имеющих право осуществлять уголовное преследование, в Италии является претор, который вправе не только производить следствие по уголовным делам, отнесенным к его ведению, но и рассматривать в качестве судьи расследованное им же дело. В республике обвинение в судах поддерживают прокуроры, а по делам, рассматриваемым преторами, назначаемые ими чиновники (например, офицеры полиции).[6]

В Италии прокуратура является особой централизованной системой, действующую под руководством Министра юстиции, и включает в себя Генеральных прокуроров, находящихся в подчинении у Кассационного и Апелляционного судов и республиканских прокуроров при трибуналах.

В Австрии, если смотреть с чисто формальной стороны, органы прокуратуры являются частью исполнительной власти. Тогда как на практике более сопряжена с судебной ветвью власти. В законодательстве о прокуратуре Австрии прокуратура функционируют как орган непосредственного правоприменения.

Назначение на должность прокурора производится по распоряжению министра юстиции. Неотъемлемое условие для кандидата является стаж работы в виде судьи не менее двух лет. Прокурор в Австрии не относится к организационной структуре судебной системы.

В своей деятельности прокурор ограничен отдаваемыми ему распоряжениями, впрочем, не в столь жесткой форме, нежели обыденный чиновник, работающий в системе органов исполнительной власти. Иначе говоря, прокурор считается одним из высочайших государственных служащих.[7]

Вступление Российской Федерации в Совет Европы обязывают ее в максимально возможной степени обеспечить уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, отвечающий всем требованиям международных стандартов.

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в целом и его основополагающий институт уголовного преследования имеют собственные исторически сложившиеся, культурные начала и конечно же признаются правовой отраслью суверенного государства. Несмотря на это, законы, регламентирующие уголовно-процессуальное право в Российской Федерации должны создаваться, основываясь на лучшем опыте организации и процессуального обеспечения реализации уголовного преследования зарубежных западных стран мирового сообщества.

Вопрос выяснения места прокуратуры в системе государственного аппарата следует решать не только более детальным нормативным определением статуса органов прокуратуры в целом, но и с учетом изменений статуса прокуроров, их полномочий, порядка подготовки кадров для органов прокуратуры, а также четкого очерчивания основных задач для ее деятельности.

1Судебные системы европейских стран. Справочник. М., 2013.

2Боботов С. В. Правосудие во Франции. М., 2012

3Женетль С.З. Участие прокурора в административных делах на примере ряда стран. Арбитражный и гражданский процесс. М., 2012. № 3.

4Ергашев Е.Р. Понятие принципов прокурорского надзорно-охранительного права. //Адвокатская практика. 2015.№ 1.

5Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 2014.

7Станских С.Н. Федеральные органы государственной власти с особым статусом в системе разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 1.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.

4. Ергашев Е.Р. Понятие принципов прокурорского надзорно-охранительного права. //Адвокатская практика. 2015. № 1.

5. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 2014.

6. Женетль С.З. Участие прокурора в административных делах на примере ряда стран. Арбитражный и гражданский процесс. М., 2012. № 3.

7. Магдолен Д. Опыт Прокурора Французской Республики в сфере борьбы с контрафакцией, приравниваемой к воровству и являющейся незаконной конкуренцией // Сборник материалов семинара по интеллектуальной собственности. Москва 26 - 28 февраля 2001 года. М., 2001.

8. Миряшева Е.В. Конституционно-правовой статус французской прокуратуры: традиция и перспективы // Российский судья. 2006. № 6.

9. Миряшева Е.В. Прокуратура Франции в механизме публичной власти // Юриспруденция. 2005. №6.

10. Станских С.Н. Федеральные органы государственной власти с особым статусом в системе разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 1.

11. Судебные системы европейских стран. Справочник. М., 2013.

ГОРОДА: Абакан, Альметьевск, Ангарск, Арзамас, Армавир, Артем, Архангельск, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Батайск ,Белгород, Бердск, Березники, Бийск, Благовещенск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Грозный, Дербент, Екатеринбург, Елец, Ессентуки, Иваново, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Каспийск, Кемерово,Киров, Кисловодск, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Королёв, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Люберцы, Магнитогорск, Майкоп, Махачкала, Москва, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Нальчик, Нефтекамск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новороссийск, Новосибирск, Новочебоксарск, Новочеркасск, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Обнинск, Омск, Орёл, Оренбург, Пенза, Первоуральск, Пермь, Петрозаводск, Псков, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Севастополь, Северодвинск, Северск, Сергиев Посад, Симферополь, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Улан - Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Чита, Элиста, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль

"Эвенсис" - Федеральный Центр Науки и Образования © 2015 - 2022 г. Все права защищены
Использование материала сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.

Статус прокурора определяется рядом слагаемых: способами замещения должности; определением в законодательстве места должности прокурора в иерархии иных должностей: объемом его полномочий и наличием гарантий их осуществления: иммунитетом от юрисдикции и др.

Способы и процедуры (порядок) формирования корпуса прокуророн

С решением этих вопросов связана не 1ависимость прокуратуры в целом, характер взаимоотношений с другими органами государства. Принципиальное значение имеет способ назначения генерального прокурора (высших должностных лиц органов государственного обвинения).

Наиболее распространена практика утверждения в должности генерального прокурора главой государства, самостоятельно или при участии парламента. Гак, согласно ст. 153 Конституции Бельгии

1994 г. (с послед, изм.) Король назначает и увольняет чиновников прокуратуры. Точно так же по Конституции Нидерландов (ч. 1 ст. 117) указом короля назначаются на должность и пребывают в должности пожизненно судьи судебных органов и Генеральный прокурор при Верховном суде1.

В Монголии Генеральный прокурор и его заместители назначаются сроком на шесть лет Президентом по согласованию с Великим Государственным Хуралом (парламентом). Равным образом в Албании Генеральный прокурор назначается Президентом Республики с согласия Кувснда (ч. I ст. 149 Конститу ции). По Конституции Мексики (ст. 102) Генеральный прокурор назначается Президентом Республики с согласия Сената. Генеральный Прокурор Федеративной Республики Бразилия назначается Президентом Республики нз числа ее профессиональных членов старше 35 лет после утверждения абсолютным большинством Федерального сената сроком на два года с возможностью переназначения. При этом отстранение Генерального прокурора Республики от должности по инициативе Президента Республики требует предварительной санкции абсолютного большинства Федерального сената.

Достаточно распространена и практика утверждения в должности генерального прокурора парламентом. По Конституциям Венгрии Генерального прокурора избирает Парламент по предложению Президента Республики (§ 52). В Македонии Прокурор Республики назначается Собранием (парламентом) сроком на шесть лет и осво-

бождастся от должности Собранием. По Конституции Черногории (ч. 2 ст. 106) Публичный прокурор назначается сроком на 6 лет и отстраняется от должности Собранием (однопалатный национальный парламент). Согласно ст. 284 Конституции Венесуэлы Генеральный прокурор Республики избирается Национальной ассамблеей (парламентом) сроком на семь лет.

Главного прокурора Хорватии назначает Палата представителей Хорватского сабора по предложению Правительства Хорватии сроком на четыре года после ознакомления с мнением компетентного комитета этой палаты1.

Подобная практика существует во многих странах, вне зависимости от формы государственного правления и типа государственного режима.

В некоторых странах назначение прокурора находится в исключительном ведении судебной власти. Так, Конституцией Ирака 2005 г. устанавливается, что Генерального прокурора назначает Высший судебный Совет (ч. 2 ст. 88). По Конституции Исламской Республики Иран Генерального прокурора сроком на пять лет назначает Глава судебной власти после консультации с судьями Вср-

ховного суда1. По Конституции Княжества Андорра, члены Прокуратуры назначаются на шесть лет, с возобновлением срока. Высшим советом Правосудия по предложению Правительства из лиц, отвечающих требованиям на занятие судейской должности (ч. 2 ст. 93).

В ряде стран назначение руководителей прокуратур (органов государственного обвинения) — прерогатива органов исполнительной власти. Например, в Швеции высшие прокуроры (Генеральный прокурор.

В Чехии Верховный прокурор назначается и смещается правительством по представлению министра юстиции. Конституция Аргентины и Органический закон о прокуратуре 1998 г. устанавливают, что Генеральный прокурор и Генеральный защитник Республики назначаются Исполнительной властью по согласованию с Сенатом (ст. 5).

Иногда в формировании института генерального прокурора принимают участие законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Так, в Парагвае Генеральный прокурор назначается исполнительной ветвью власти с согласия Сената из списка трех кандидатов, предложенных Советом Судей. В Чили в назначении Генерального прокурора участвуют Президент, Сенат и Верховный суд[628] [629]. Генеральным прокурор назначается Президентом Республики на 10-летний срок с согласия 2/3 членов Сената из списка пяти кандидатов, представленных Верховным Судом на основе результатов публичного конкурса. Генеральный прокурор государства, согласно Конституции Испании (ч. I ст. 124) назначается Королем по предложению Правительства, с учетом мггеггия Генерального совета судебной власти. Генеральный прокурор Нации в Колумбии избирается Сенатом сроком на четыре года из трех кандидатов, пред-

ставленных Президентом Республики, Верховным Судом и Государственным советом.

Специфичен способ формирования института главы прокуратуры в Перу, где прокуратура представляет собой централизованную иерархическую систему, действующую под руководством Национального прокурора.

Последний избирается Советом верховных прокуроров из числа своих членов сроком на три года. Этот срок может быть продлен только еще на два года.

Практика назначения на должности нижестоящих прокуроров принципиально отлична. Жестко централизованная модель прокуратуры предполагает порядок, при котором все нижестоящие прокуроры назначаются одним вышестоящим лицом или органом: самостоятельно генеральным прокурором (Венгрия. Вьетнам и др.). В Перу верховные и старшие прокуроры и их помощники назначаются Национальным прокурором и утверждаются Сенатом. Провинциальные прокуроры и их помощники назначаются Президентом Республики по предложению окружных советов магистратуры.

В Бразилии генеральные прокуратуры штатов, федерального округа и территорий готовят список из трех своих профессиональных членов, в установленном законом порядке, для избрания своих генеральных прокуроров, назначаемых главой исполнительной власти сроком на два года с возможностью переназначения. Генеральные прокуроры штатов, федерального округа и территории moivt быть отстранены от должности решением абсолютного большинства голосов законодательного opiana, как установлено в соответствующем законе. Конституция Бразилии предусматривает получение нижестоящими прокурорами пожизненного поста после двух лет пребывания на должности. Потеря ими поста возможна только после окончательного и нс подлежащего обжалованию решения суда.

В Чехии прокуроры высших прокуратур назначаются и смешаются министром юстиции по представлению Верховного прокурора. Краевые прокуроры назначаются и смешаются министром юстиции по представлению высших прокуроров Праги и Оломоуца. Районные прокуроры назначаются и смешаются министром юстиции по представлению соответствующих краевых прокуроров. При этом срок полномочии прокуроров не определен. В Черногории вес прокуроры (кроме Специального прокурора) и их помощники назначаются, перемешаются и смешаются с должности парламентом Черногории по предложению Совета Прокуроров. Срок полномочий составляет пять лет.

В соответствии со ст. 105 Конституции Италии Высший Совет Магистратуры (орган судейского самоуправления) занимается вопросами назначений, переводов, повышений по службе и наложс-

пня дисциплинарных взысканий в отношении магистратов, включая прокуроров. Это осуществляется независимо от исполнительной власти.

Во Франции также существенная роль в назначении прокуроров отводится возглавляемому президентом страны Высшему совету магистратуры. В соответствии с Органическим законом от 5 февраля 1994 г., определившим его (Совета) статус, в составе Совета созданы две палаты: одна компетентна в отношении судей, вторая — в отношении прокуроров. Палата, компетентная в отношении прокуроров, даст заключения при их назначениях.

В Чили региональные прокуроры назначаются Генеральным прокурором из числа трех кандидатур, представленных Апелляционным судам соответствующего региона на основе результатов публичного конкурса. При этом свои должности региональные прокуроры занимают только в течение десяти лет. Местные прокуратуры назначаются Генеральным прокурором из кандидатур, представленных соответствующими региональными прокурорами на основе результатов публичного конкурса. Они занимают свои должности до достижения пенсионного возраста или добровольной отставки.

В Дании назначение на младшие прокурорские должности осуществляется министром юстиции самостоятельно.

По Конституции Португалии (ч. 5 ст. 219) назначение, передвижение и применение дисциплинарных мер прокуроров — компетенция Генерального прокурора.

В Перу прокуроры первоначально назначаются на двухлетний испытательный срок по рекомендации Генерального прокурора приказом министра юстиции. Те, кто успешно прошел испытания, назначаются на постоянной основе Высшим судебным советом. Этот орган имеет также исключительное право принимать дисциплинарные меры в отношении прокуроров. Генеральный прокурор назначается на свою должность Президентским декретом.

В Бразилии принятие на профессиональную службу в прокуратуру осуществляется через публичный конкурсный отбор, с обеспечением присутствия на экзаменах Бразильского Адвоката и учитывая при назначении классификацию.

В Швейцарии прокуроры кантонов (субъектов Федерации) назначаются местными парламентами или исполнительной властью.

тельцы и формируются независимо друг от друга. На этом уровне атторнеев нередко избирает население (местное сообщество).

Место прокурора в иерархии государственных должностей

Очевидно, что правовой статус прокуроров в большинстве случаев производный от места, занимаемого прокуратурой в системе органов государства конкретно взятой страны.

В странах, относящихся к так называемой французской модели прокуратуры (Франция, Бельгия, Италия, Нидерланды. Греция, бывшие французские колонии), статус прокуроров совпадает со статусом судей: и судьи, и прокуроры принадлежат к одной профессиональной корпорации. Сходный с судейским статус имеют прокуроры в ряде других стран (Андорра, Болгария. Южная Корея).

Это тождество получило законодатетьыое (иногда — конституционное) оформление. Так, согласно Конституции Греции прокуроры обладают тем же статусом, что и судьи. Закон Болгарии о судебной системе 1994 г. (главы 7. 9. 10) устанавливает, что прокуроры по своему статусу полностью приравнены к судьям. В Перу также прокуроры имеют те же права и статус, что и представители судебной власти в пределах соответствующей категории и разряда. Их назначение подчинено требованиям и процедурам, идентичным тем, которые применяются к членам судебной власти соответствующей категории и разряда.

Напротив, в ряде других стран (в том числе континентального права) статус прокурора существенно разнится от статуса судей. Так, в Венгрии, прокуроры имеют статус государственных служащих, а нс судебных магистратов, как, например, во Франции.

В ФРГ и Венгрии в отличие от сулей, прокуроры считаются гражданскими (государственными) служащими.

В Республике Корея прокуроры составляют особый класс государственных служащих, что позволяет им иметь особые льготы, включая компенсации, строгое соблюдение гарантий по найм\ и т.д. (подобными привилегиями в Республике Корея обладают судьи).

Сотрудники прокуратуры обладают особым статусом, не совпадающим со статусом других государственных служащих.

Несовпадение статуса прокуроров со статусом иных юсударст- венных служащих выражается в наличии ) первых специальных классных чинов. Так, в Южной Корее в соответствии с их профессиональной деятельностью прокуроры делятся на четыре класса: Генеральный прокурор. Старший главный прокурор, главный прокурор и прокурор. Соответственно каждый из этих постов занимается государственным служащим, имеющим соответствующий класс. При этом статус Генерального прокурора соответствует ста-

тусу министра Кабинета, в то время как статус Главного прокурора аналогичен посту заместителя министра, а статус Старшего главного прокурора считается средним между указанными двумя классами.

В Японии в состав Прокуратуры входят государственные прокуроры: Генеральный прокурор, заместитель Генерального прокурора, надзирающие прокуроры, прокуроры, заместители прокуроров, а также помощники прокуроров и т.д.

Гарантии lt;• гатуеа прокурора

Статус прокурора в зарубежных странах несовместим с занятием других должностей, а равно осуществлением определенных видов деятельности. Высоким статусом должности прокурора обусловлено то обстоятельство, что такие требования нередко закрепляются на конституционном уровне. Так, в соответствии с Конституцией Ирака 2005 г. судьям и прокурорам запрещено: совмещать занимаемую должность с должностью в орзанах законодательной или исполнительной власти или с осуществлением любой другой деятельности (ч. 1 ст. 95); состоять в какой-либо партии или политической организации или заниматься любым другим видом политической деятельности (ч. 2 ст. 95). Органический закон Аргентины о прокуратуре 1998 г. (Закон № 24.946) устанавливает, что члены Прокуратуры не вправе осуществлять адвокатскую деятельность или представительство интересов в суде, кроме собственных интересов, а также интересов своего супруга, родственников по нисходящей линии, либо когда такое представительство сопряжено с обязанностями, установленными законом. На членов Прокуратуры распространяются требования о несовместимости. Не могут быть членами Прокуратуры лица, состоящие в кровном родстве (до четвертой степени) с судьями судов, в которых им надлежит осуществлять свои полномочия (ст. 9).

В соответствии с ч. 2 § 53 Конституции Венгрии прокуроры не могут быть членами партии и не вправе осуществлять политическую деятельность[630].

Элементом статуса прокурора являются гарантии его (статуса) осуществления, независимость и неприкосновенность (иммунитет) прокурора.

В странах континентального права для членов прокуратуры установлены гарантии и запреты, подобные тем, которые действуют для судей (пожизненное назначение, несменяемость и пр.). Предусмотрены гарантии профессиональной независимости. Согласно Закону Черногории о прокуроре 2003 г. «при осуществлении своих

В некоторых странах законодательством устанавливается объем неприкосновенности прокуроров, равнозначный объему неприкосновенности парламентариев. В частности, согласно Закону Болгарии о судебной системе 1994 г. прокуроры (как и судьи) пользуются неприкосновенностью народных представителей, т.е. членов парламента. Вопрос об их лишении неприкосновенности рассматривает Высший судебный совет страны.

Иммунитет прокурора, безусловно, не является абсолютным, означавшим бы его неприкасаемость. Как и в отношении иных должностных лиц государства, в определенных случаях к прокурорам могут быть применены меры принудительного воздействия. В частности, Органический закон Аргентины о прокуратуре предусматривает, что в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей магистраты Ведомства Генерального прокурора и Генерального защитника могут быть подвергнуты таким дисциплинарным взысканиям, как предупреждение, выговор, штраф в размере до 20% месячного вознаграждения (ст. 16).

Существенными гарантиями статуса прокурора являются установленные законодательством сроки замещения им должности, а равгго основания и порядок прекращения полномочий. В законодательстве различных стран эти вопросы решаются по-разному. Так, согласно ст. 129 Конституции Болгарии прокуроры, как и судьи, становятся несменяемыми после окончания трехлетнего стажа на 1

Значительными особенностями отличается правовой статус государственных обвинителей в странах англо-американской системы права (должностных лиц, аналогичных прокурорским работникам). В их числе — отсутствие ряда запретов и ограничений, налагаемых на прокуроров в других странах. Так, правовой системе США не известно правило дснолитизацни прокуратуры; в отличие от профессиональных чиновников юпадноевропейской прокуратуры, американские атторнеи — это активные политические фигуры, добивающиеся политических постов с помощью избирательных кампаний, предвыборных собраний. Кроме того, местным атторнеям разрешено заниматься адвокатской практикой. Законодательство лишь некоторых штатов запрещает атторнеям совмещать свои должностные обязанности с частной адвокатской практикой.

Конроем для самоконтроля Что понимать пол конституционно-правовым регулированием статуса прокуратур в зарубежных государствах? Каковы юридические детерминант выделения в зарубежных государствах моделей прокуратуры? Каковы модели прокуратуры в зарубежных государствах? Что понимать под специализированными прокуратурами в зарубежных государствах? Каковы виды специализированных прокуратур в зарубежных государствах? Каковы функции прокуратуры в зарубежных государствах? Что понимать под статусом прокурора в зарубежных государствах? Каков э [ементный состав статуса прокурора в зарубежных государствах?

Щерба Сергей Петрович, заведующий отделом Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Додонов Вячеслав Николаевич, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются полномочия прокуроров Германии, Франции, Англии, Италии и Испании по возбуждению уголовного преследования, осуществлению расследования преступлений, процессуальному руководству расследованием, а также по надзору за законностью деятельности органов предварительного следствия.

Ключевые слова: полномочия прокуроров в досудебных стадиях, уголовное преследование, расследование, прокурорский надзор, санкционирование следственных и оперативно-розыскных действий, процессуальное руководство.

The powers of public prosecutors in pre-trial stages of criminal proceedings in Germany, France, United Kingdom, Italy and Spain

S.P. Shcherba, V.N. Dodonov

The article considers the powers of public prosecutors of Germany, France, United Kingdom, Italy and Spain to instate criminal prosecution, investigate crimes, ensure procedural control of investigation and supervision over legality of the activities of pre-trial authorities.

Key words: powers of public prosecutors in pre-trial stages, criminal prosecution, investigation, prosecutorial supervision, to sanction investigative and operative and search activities, procedural control.

Возбуждение уголовного преследования

Полномочия прокуратур по уголовному преследованию в ведущих странах Европы весьма разнообразны и далеко не одинаковы.

При всем многообразии содержания функции уголовного преследования в него неизменно входит, помимо прочего, возбуждение уголовного дела (инициация уголовного преследования), с которого, собственно, преследование и начинается.

Во всех рассматриваемых государствах прокуратура или аналогичные ей органы вправе инициировать уголовное преследование, но в большинстве стран это право для них не монопольное. Наряду с прокуратурой уголовное преследование могут возбуждать органы следствия, полиция, органы госбезопасности, другие органы дознания, частные лица (по делам частного обвинения), а иногда и суды. В странах континентальной системы права частные лица, как правило, не могут сами возбуждать уголовные дела, это делает государственный орган по жалобе лица.

В Германии действует принцип монополии прокуратуры возбуждать уголовное преследование во всех случаях совершения преступления (§ 152 УПК). Во Франции также только прокуратура может начать против нарушителя судебное преследование посредством возбуждения "уголовного иска" (action publique) (ст. 31 УПК). Уголовный иск предъявляется прокуратурой от имени государства или по ее собственной инициативе либо на основе поступивших к ней протоколов, жалоб и доносов, а также по жалобе потерпевшего. Возбуждая уголовное дело, прокуратура обычно опирается на данные полицейского дознания.

Как правило, прокуратура обладает значительными дискреционными полномочиями в вопросе о том, возбуждать или не возбуждать в конкретном случае уголовное преследование. Тем не менее возбуждение уголовного дела не только право, но и обязанность прокуратуры. Так, согласно § 152 УПК Германии она обязана, если иное не предусмотрено законом, принять меры в отношении всех уголовно наказуемых деяний, подлежащих преследованию, когда для этого есть достаточные фактические основания. В Италии обязанность прокуратуры осуществлять уголовное преследование установлена конституционно (ст. 112 Конституции). Законодательство некоторых стран, включая Россию, допускает возможность обжалования отказа в возбуждении уголовного дела в судебном порядке.

Чтобы ограничить возможность произвола при принятии столь важного решения, уголовно-процессуальное законодательство обычно достаточно подробно определяет перечень обстоятельств, при которых прокурор вправе отказаться от возбуждения уголовного преследования.

В некоторых государствах полномочия прокуратуры по возбуждению уголовных дел находятся под контролем вышестоящих органов. Например, по УПК Италии, прокурор не вправе возбуждать уголовное преследование в отношении некоторых преступлений, если министр юстиции не дал ему указания об этом.

Значительным своеобразием отличаются процедуры возбуждения уголовного преследования в странах системы английского общего права.

В Великобритании, где нет института прокуратуры в нашем понимании, функции возбуждения уголовных дел с 1985 г. стали переходить от полиции к специально создаваемой Государственной обвинительной службе, возглавляемой Генеральным атторнеем, и к находящемуся у него в подчинении Директору публичных преследований, который, в свою очередь, назначает на должность королевских обвинителей. Директор публичного преследования может возбуждать уголовные дела по требованию министра внутренних дел и Генерального атторнея, а также по собственной инициативе в случаях, предусмотренных законом (при совершении особо тяжких или сложных преступлений, связанных с вмешательством в судебный процесс, например лжесвидетельства). В любом случае критерием служат важность дела и публичный интерес к нему.

Сам Генеральный атторней возбуждает производства по расследованию государственных преступлений, связанных с посягательством на монарха или правительство, по делам о государственной безопасности, мятеже, взятках, коррупции, нарушениях Закона об охране государственной тайны 1911 - 1939 гг., Закона об общественном порядке 1936 - 1986 гг. и др.

В некоторых странах (Франция, Испания) следствие организационно полностью отделено от прокуратуры и сосредоточено в руках особых органов (судебной полиции и следственных судей во Франции, Испании). При этом прокуратура обладает самыми обширными полномочиями по контролю за следствием и даже прямому руководству им.

Осуществление расследования

Непосредственное осуществление расследования является для большинства прокуратур рассматриваемой группы государств характерной, но вовсе не обязательной функцией при осуществлении уголовного преследования. Возбуждение уголовного дела прокуратурой не означает, что оно будет в дальнейшем ею же расследоваться. Даже в тех странах, где функции обвинения и расследования не разделены (как они разделены во Франции), прокуроры часто передают возбужденное уголовное дело для расследования другим органам.

Подследственность той или иной категории дел прокуратуре чаще всего определяется уголовно-процессуальными кодексами. В большинстве стран прокуратуре подследственны наиболее сложные уголовные дела.

В Германии предварительное расследование осуществляется прокурором, полицией и следственным судьей. Прокурор руководит расследованием и может проводить его сам в полном объеме. Несмотря на то, что в УПК прокуратуре отводится ведущая роль в расследовании, на практике расследование все больше осуществляется полицией, а роль прокуратуры сводится к обобщению результатов полицейского расследования. Лично прокуроры участвуют лишь при расследовании тяжких преступлений. На органы прокуратуры возлагаются функции расследования государственных и политических преступлений, а также преступлений, занимающих в структуре преступности все больше места. В абсолютном выражении число их невелико, но оно постоянно растет. Это преступления, связанные с охраной окружающей среды, нарушения патентного и авторского права, экономические преступления.

В Италии расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных).

Для осуществления предварительного следствия в структуре прокуратур существуют специальные подразделения, следственные отделы, управления и т.д. Так, в Германии в конце 1970-х - начале 1980-х гг. в прокуратурах были созданы специальные отделы по расследованию тяжких преступлений.

В Великобритании предварительное расследование по подавляющему большинству преступлений осуществляет полиция. Лишь иногда это делается следственными аппаратами департамента Директора публичных преследований. Этот департамент производит предварительное расследование в тех случаях, когда его участие предусмотрено законом (по делам, поступившим из правительственных учреждений; делам о преступлениях, наказуемых смертной казнью; делам особой важности, сложности или исключительного публичного значения и т.д.). Кроме того, департамент может принимать к своему производству дела, находящиеся в производстве полицейских органов. В 1988 г. в Великобритании было создано новое ведомство - Бюро по крупному мошенничеству, которое отвечает теперь за расследование и уголовное преследование в связи с некоторыми самыми крупными в британской истории случаями мошенничества. Бюро по крупному мошенничеству является независимым государственным департаментом, его директор осуществляет свои полномочия под управлением Генерального атторнея.

Процессуальное руководство расследованием

Наряду с непосредственным осуществлением расследования вторая важнейшая функция прокуратуры на этой стадии уголовного процесса - процессуальное руководство следствием.

В настоящее время эта функция получила весьма широкое распространение, причем она известна и некоторым из тех государств, где прокуратура непосредственно не может вести следствие (Франция, Испания).

В разных странах у понятия "общее руководство следствием" свое, специфическое содержание, т.е. различные формы и методы осуществления руководства. Так, во Франции прокуроры осуществляют руководство полицейским дознанием, проводимым комиссарами, офицерами и агентами судебной полиции, и префектами департаментов, а также предварительным следствием, проводимым следственным судьей. Последний, находясь в организационном подчинении у судебных органов, при исполнении своих функций действует в пределах указаний прокуратуры. Следственный судья получает от прокурора требование и приступает к следствию на основе "вводного" заключения прокуратуры. На любой стадии следствия прокурор вправе вмешаться и взять на себя исполнение следственных функций или предписать следственному судье производство таких действий, которые, по его мнению, целесообразны в интересах наилучшего отправления правосудия и в интересах публичного порядка. Статья 80 УПК Франции гласит: "Следственный судья может производить следствие только на основании требования прокурора Республики".

В Германии прокурор осуществляет руководство расследованием, проводимым полицейскими органами. Полиция сама определяет способы и объем расследования, если об этом нет конкретных указаний прокуратуры.

В Великобритании дирекция публичных преследований по возбужденным ею уголовным делам осуществляет руководство и контроль за расследованием, проводимым по этим делам полицией. В свою очередь, департамент Директора публичных преследований проводит расследование по особо опасным преступлениям, затрагивающим интересы государственной безопасности (мятеж, взяточничество, коррупция и преступления, предусмотренные Законом 1912 г. об охране государственной тайны), под руководством Генерального атторнея, который является высшим должностным лицом государства в сфере осуществления уголовного преследования. Его указания обязательны для всех лиц и органов, производящих предварительное расследование; случаи отклонения его рекомендаций чрезвычайно редкое явление.

Прокурорский надзор за законностью деятельности органов следствия, дознания и ОРД

Эта функция характерна в основном для социалистических и некоторых постсоциалистических государств. В развитых странах Европы контроль за законностью (и обоснованностью) деятельности органов расследования возложен в основном на суды, как одинаково беспристрастные органы по отношению к сторонам обвинения и защиты. Наиболее четко это положение реализуется в Англии, несколько менее последовательно - в странах романо-германской системы права.

В Италии прокуратуры осуществляют достаточно жесткий контроль за органами предварительного следствия, особенно полицией, однако его задача - не столько собственно охрана законности, сколько обеспечение других прерогатив прокуратуры, особенно процессуального руководства следствием. В предварительном следствии, которое ведет следственный судья, прокуратура пользуется правом ничем не ограниченного контроля. О любом следственном действии следственный судья обязан проинформировать прокуратуру, которой предоставлено право участия во всех допросах, экспертизах и т.д., если она сочтет это нужным в интересах расследования.

Во Франции прокурор также выполняет функцию контроля над расследованием, осуществляемым судебной полицией и следственными судьями. По окончании следствия и сбора необходимых доказательств следственный судья передает материалы дела прокурору Республики, последний в случае согласия с выводами следственного судьи возвращает ему дело. Затем следственный судья или выносит постановление о прекращении дела, или направляет дело в соответствующую судебную инстанцию.

На любой стадии следствия прокурор вправе потребовать от следственного судьи производства тех действий, которые он считает необходимыми. Он может присутствовать при производстве следственным судьей осмотра места преступления, обыска, допроса обвиняемого и гражданского истца (потерпевшего). Закончив следствие, следственный судья сообщает об этом прокурору, и тот представляет ему свои замечания и требования. Прокурор имеет право подать апелляцию на любое решение и распоряжение следственного судьи в обвинительную палату; как орган уголовного преследования на протяжении всего процесса он имеет значительно больше прав, чем следственный судья.

В 1985 г. во Франции был учрежден новый коллегиальный орган по контролю за следствием - следственная палата, которая стала функционировать лишь с 1 марта 1988 г. Следственные палаты образуются при трибуналах большой инстанции в составе трех профессиональных судей, двое из них должны иметь стаж следственной работы. Следственная палата обладает обширной компетенцией в отношении возбужденного уголовного дела, проверяя законность и обоснованность уголовного преследования, проведенных следственных действий, целесообразность разъединения или объединения следственных производств и т.п.

Санкционирование следственных и оперативных действий

Во всех развитых европейских странах санкционирование обысков, ареста имущества, прослушивания телефонов и применение иных мер процессуального принуждения отнесено к компетенции судьи.

Только в случаях, не терпящих отлагательства, прокурор и полиция (с разрешения прокурора) могут без предписания судьи получить образцы крови, провести отдельные виды выемки, освидетельствование, обыск, контроль и запись телефонных переговоров. Так, согласно п. 1 § 98 УПК Германии предписать выемку вправе только судья, а при неотложности действий - прокуратура и ее вспомогательные чиновники (§ 152 закона о судоустройстве). Согласно п. 1 § 100b контроль и запись телефонных переговоров могут быть разрешены только судьей. При неотложности действий разрешение может быть также дано прокуратурой. Предписание прокуратуры не имеет силы, если оно в течение трех дней не будет подтверждено судьей.

В Италии прокуроры вправе санкционировать прослушивание телефонных переговоров.

В той же Италии прокурор может распорядиться о задержании подозреваемого на срок до 48 часов. Во Франции, где полиция вправе задерживать лиц на срок не более 24 часов, прокурор может продлить этот срок до 48 часов.

Общая информация о месте, роли и полномочиях прокуратуры в государствах - членах Совета Европы

По данным Совета Европы (см.: Европейские судебные системы. Брюссель, Выпуск - 2008, на англ. яз.), место и структура органов прокуратуры в государствах - членах Совета Европы различны. В Австрии, Франции, Польше и Турции прокуратура находится в ведении министерства юстиции, в то время как в Бельгии и Нидерландах деятельность прокуратуры курирует коллегиальный орган. Однако в большинстве стран прокуратура является самостоятельным государственным органом (иногда одним из высших государственных органов): Андорра, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Хорватия, Исландия, Латвия, Мальта, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Англия и Уэльс, Северная Ирландия, Шотландия и др.

Органы прокуратуры всех государств осуществляют уголовное преследование. В 44 государствах и государственных образованиях прокуратуры выступают в качестве государственных обвинителей по уголовным делам в суде. Прокуроры 37 государств вправе обращаться к судье с предложениями об избрании (определении) меры пресечения. Кроме того, прокуроры 43 стран имеют право на обжалование решений в вышестоящий суд (за исключением Англии и Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии).

Также прокуратуры осуществляют функции по расследованию преступлений. Более того, прокуроры 41 государства осуществляют контроль за полицейским расследованием. В 30 странах прокуроры могут производить следственные мероприятия по личному усмотрению. Однако прокуроры 41 государства должны получать разрешение судьи на производство некоторых следственных действий, затрагивающих права человека и гражданина (например, обыск, выемка, осмотр помещений и др.).

Прокуратуры 38 стран могут направлять уголовные дела в суд, прекратить дело досрочно.

Прокуроры 16 государств могут принимать решения о применении меры пресечения без соответствующего решения судьи, что, по их данным, позволяет снизить нагрузку судов.

Прокуроры 19 государств при избрании вида и меры наказания вправе обсуждать этот вопрос с обвиняемым.

Прокуроры 19 стран могут определять и применять санкции без вмешательства судьи. Такая возможность существует у прокуроров Бельгии, Финляндии, Латвии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Словакии, Турции, Швеции и Швейцарии.

Вместе с тем в Италии прокурор всегда должен получать разрешение судьи при вынесении решения о карательном воздействии на виновного.

Необходимо отметить, что в Англии и Уэльсе, а также в Шотландии дела, находящиеся в производстве прокурора, проходят предварительное рассмотрение в службе дознания.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: