Что входит в обязанности руководителя организации при угрозе возникновения чс в мирное время

Обновлено: 02.07.2024

Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

  • по отношению к подведомственным организациям:
    • разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
    • утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических
    • процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
    • обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
    • финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
    • организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;
    • осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
    • разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

    3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    (в ред. Федерального закона от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

    Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    • планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
    • планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
    • обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
    • создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
    • обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
    • создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
    • предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

    Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.
    (часть вторая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

    Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    (часть третья введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

    Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.
    (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

    Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

    Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

    Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций
    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 241-ФЗ)

    При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 241-ФЗ)

    2004-2022 © Федеральная служба по гидрометеорологии
    и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Официальный сайт.


    Мнения адвокатов разделились. Один оценил Правила как универсальные, которые не сводятся только к прикладным задачам, обусловленным пандемией коронавируса. При этом он обратил внимание, что пункт, предусматривающий ответственность за распространение заведомо недостоверной информации о распространении ЧС или ее угрозе, нуждается в уточнении. Другая полагает, что Правила трудноприменимы к реалиям, накладывают обязанности, не исполнимые в текущей санэпидемиологической обстановке, и не позволяют полноценно ее разрешить.

    2 апреля председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной боевой готовности или чрезвычайной ситуации.

    Как должны действовать граждане и организации в случае ЧС

    Правила содержат всего 7 пунктов. Так, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Закона о защите населения, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территории от ЧС.

    Приняты поправки по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в связи с необходимостью экстренного реагирования на распространение новой коронавирусной инфекции

    При введении режима повышенной опасности или ЧС граждане обязуются соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных служб и иных уполномоченных должностных лиц.

    При получении инструкции (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через СМИ и операторов связи, граждане обязаны эвакуироваться из зоны ЧС и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и иное предоставленное органами власти и местного самоуправления имущество, предназначенное для защиты от ЧС. Обнаружив пострадавшего, необходимо вызвать уполномоченных должностных лиц, и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему первую помощь. Кроме того, необходимо иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных лиц документ, удостоверяющий личность, и – при наличии такового – документ, предоставляющий право не соблюдать требования, установленные Правилами.

    При возникновении ЧС или ее угрозе гражданам запрещается создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта, заходить за ограждения, обозначающие зону ЧС или иную опасную зону, осуществлять действия, угрожающие безопасности, жизни и здоровью, в том числе иных лиц, а также распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

    Организации, в зависимости от обстановки, обязаны обеспечить эвакуацию работников или иных граждан, находящихся на их территории, и содействовать в этом госорганам и органам местного самоуправления. Также они должны предоставить работникам и иным гражданам, находящимся на территории организации, средства защиты и принять прочие необходимые меры.

    Кроме того, в обязанности организаций включены мероприятия по повышению устойчивого функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников, организация и проведение аварийно-спасательных и иных неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС. При наличии угрозы безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на территории, организации обязаны приостановить деятельность.

    В заключительном пункте Правил указана обязанность организаций своевременно предоставлять в органы управления единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС информацию в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

    Адвокаты по-разному оценили Правила

    В целях обеспечения возможности госоргана экстренно реагировать на распространение коронавируса скорректировано законодательство о защите от чрезвычайных ситуаций, банкротстве и госзакупках

    Адвокат пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, – наряду с сибирской язвой, чумой, холерой и т.д., в отношении которых выработаны санитарно-эпидемиологические правила.

    Читайте также: