Кто может осуществлять административную юрисдикцию

Обновлено: 25.06.2024

Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:

1) судьи (мировые судьи);

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями, задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Представителями судебной власти, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции, являются судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет.

К юрисдикционным относятся органы внутренних дел; органы различных видов транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного, пассажирского, автомобильного и электротранспорта); органы, осуществляющие государственный надзор (ветеринарный, пожарный, санитарный, горный и промышленный, ядерной и радиационной безопасности и др.); органы налоговой службы; органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; городские (районные) военные комиссариаты и т.д.

Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Подведомственность, устанавливаемая КоАП РФ и законодательными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями

4) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний - административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации и возмездного изъятия предметов и орудий совершения административного правонарушения, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификации.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрации, являются основными юрисдикционными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях лиц в возрасте от 16 до 18 лет, а также неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении подростков в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств или совершении ими других правонарушений. Рассмотрение этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите их прав со стороны государства и общества.

Органы внутренних дел, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях.




Кодексом об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ к ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном приобретении либо хранении наркотических средств или психотропных веществ, а также обороте их аналогов, нарушениях правил, связанных с обеспечением безопасности и функционирования транспортных средств и некоторых объектов, нарушениях Правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, общественного порядка и ряд других дел.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов внутренних дел в пределах своей компетенции вправе, в частности, начальники или заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел; начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители;

Общие положения производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях — особый вид процессуальной деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях, согласно:

- всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела;

- разрешение его в соответствии с законом;

- обеспечение исполнения вынесенного постановления;

- выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Система принципов производства по делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном и ином законодательстве.

- принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);

- обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);

- гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);

- принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др.);

- принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);

- принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

- принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);

- принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);

- принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

- принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст. 24.5 КоАП РФ):

- отсутствие события административного правонарушения;

- отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий или бездействия возраста, предусмотренного законом для привлечения к административной ответственности;

- невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

- действия лица в состоянии крайней необходимости;

- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

- отмена закона, установившего административную ответственность;

- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении или постановления о возбуждении уголовного дела;

- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Кодекс об административных правонарушениях По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Производство по делам об административных правонарушениях подробнее отделил три базисных типа органов (или же должностных лиц), уполномоченных для рассмотрения дел подобной категории:

  • мировые судьи, судьи;
  • коллегиальные органы юрисдикции при городских, районных, районных в городах исполнительных органах, к которым отнесены комиссии по делам несовершеннолетних, а также защите их прав;
  • федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, учреждения и территориальные органы, а также другие органы государства в соответствии с их задачами, полномочиями, функциями, которые возложены на них федеральными законами или нормативно-правовыми актами Правительства или Президента РФ.

Дела, связанные с административными правонарушениями, предусматриваемыми законами на уровне субъектов РФ, подлежат рассмотрению в границах полномочий, которые учреждены данными законами:

  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • мировыми судьями;
  • административными комиссиями, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • другими коллегиальными органами, которые создаются согласно законам субъектов РФ.

Необходимо обратить внимание на правовое положение главных из названных органов юрисдикции. Согласно 23.1 статье КоАП РФ, представителями судебной власти, уполномоченными для рассмотрения дел, касающихся административных правонарушений в пределах учрежденной компетенции, являются мировые судьи, судьи гарнизонных военных судов, судьи районных судов, судьи арбитражных судов.

Городские (районные) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела, затрагивающие административные правонарушения, совершенные лицами в возрастном диапазоне 16 - 18 лет. Помимо этого, комиссии рассматривают дела, вытекающие из правонарушений подростков, отнесенные к компетенции иных органов юрисдикции (должностных лиц) в случае передачи на рассмотрение таких дел соответствующих комиссий.

Готовые работы на аналогичную тему

Административные комиссии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Административная деятельность полиции подробнее - единственные органы юрисдикции, специально созданные с целью рассмотрения всей совокупности дел по административным правонарушениям, за исключением отнесенных законом к компетенции иных органов (должностных лиц).

В состав комиссий входит председатель, его заместители, ответственный секретарь, а также другие члены комиссии. Самую многочисленную группировку органов отраслевой административной юрисдикции составили предусмотренные 23 главой КоАП РФ органы государственных инспекций, органы внутренних дел и иные органы исполнительной власти (должностные лица), которые уполномочены заниматься рассмотрением дел об административных правовых нарушениях.

Дела, затрагивающие административные правонарушения, от имени соответственных органов уполномочены рассматривать:

  • заместители руководителя и руководители соответственных федеральных органов исполнительной власти, их учреждений;
  • руководители территориальных органов и структурных подразделений соответственных федеральных органов исполнительной власти, также их заместители;
  • другие должностные лица, которые осуществляют в соответствии с федеральными законами или нормативно-правовыми актами Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее или Президента РФ контрольные или надзорные функции.

Дела по административным правонарушениям, предусмотренные законами субъектов РФ, от имени органов, которые включены в 22.1 статью КоАП РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела по административным правонарушениям, обладают этими полномочия в абсолютном объеме, если Кодексом или законодательством субъекта РФ не устанавливается иное.

Органы гражданской юрисдикции

Понятие гражданской юрисдикции обрело известность в юридической науке еще давно. Так, ученый Е. В. Васьковский подразумевал под ней права судебных органов на регулирование споров меж гражданами по поводу их взаимных правовых отношений, либо власть гражданского суда.

В настоящее время понятием гражданской юрисдикции правильно будет обобщить деятельность всех органов, включая органы власти суда, по решению гражданских дел в широком понимании. В систему органов юрисдикции гражданского типа необходимо включать все органы, наделенные полномочиями по решению дел (бесспорного или спорного характера) в сфере гражданского оборота. Их деятельность производится в рамках процессуально-процедурных форм разного уровня сложности: третейских судов, органов судебной власти, нотариата, органов МСУ, органов исполнительной государственной власти и др. Притом деятельность юрисдикции содержит в себе: правоустанавливающую, оперативно-исполнительскую деятельность, а также деятельность по решению конфликтов и принудительной реализации судебных и других актов.

Огромную теоретическую и прикладную значимость представляет собой вопрос классификации органов юрисдикции гражданского типа. Значимость любой классификации проявлено в том, что она позволяет наиболее глубоко изучить объекты исследования, найти характерные особенности, взаимные связи отдельного и общего.

Прежде всего, система гражданской юрисдикции разделена на бесспорную и спорную юрисдикцию. Спорная юрисдикция заключена в разрешении конфликтов правового характера, и реализуется органами, которые уполномочены на это законодательством. Спорная юрисдикция может реализовываться судами (абсолютно любого уровня, к примеру, федерального или на уровне субъектов РФ) и заключена в урегулировании конфликтов правового характера.

Органы международной уголовной юрисдикции

Одним из главных органов международной уголовной юрисдикции является Международный уголовный суд (сокращ. МУС). Это постоянно действующий юридический институт, в компетенцию которого включено преследование лиц, которые ответственны за преступления против человечности, геноцид и военные преступления. Учреждается на основании Римского статута По данной теме мы уже выполнили реферат Римское право подробнее , который был принят в 1998 году. Началась его деятельность с июля 2002 года.

Отличаясь от иных смешанных и международных уголовных судов, МУС - постоянное учреждение. В его компетенцию вошли преступления, которые были совершены после того, как вступил в силу Римский статут.

Органы конституционной юрисдикции

К основным полномочиям КС РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Суды РФ подробнее относятся разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , Совета Федерации, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и других нормативных актов на уровне субъектов РФ, которые изданы по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров меж органами власти государства, не вступивших в силу международных договоров РФ. Регулирует споры, затрагивающие компетенцию органов власти государства РФ и субъектов РФ.

По жалобам на нарушение конституционных свобод и прав граждан и по запросам судов занимается проверкой конституционности закона, который был применён или подлежит применению в определенном деле.

Органы трудовой юрисдикции

Органами трудовой юрисдикции признаны органы суда и трудовые комиссии, которые занимаются разрешением споров трудового характера.

Органы административной юрисдикции органы государственной власти и должностные лица, в компетенцию которых входит право (права) по применению мер административной ответственности и мер обеспечения производства по их применению.

В соответствии с КоАП РФ к их числу относятся: 1) судьи (мировые судьи) ; 2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое "Органы административной юрисдикции" в других словарях:

Органы внутренних дел как субъекты административной юрисдикции — Органы внутренних дел (милиция) наделены правом рассматривать дела, связанные с совершением многих административных правонарушений. К ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном обороте наркотических… … Административное право. Словарь-справочник

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях — Для обеспечения привлечения лиц, совершивших правонарушения, к административной ответственности и наложения на них административных взысканий большое значение имеет определение перечня государственных органов и их должностных лиц, полномочных… … Административное право. Словарь-справочник

Администрация США — (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… … Энциклопедия инвестора

Нидерланды — Королевство Нидерландов Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Западной Европе. Владения… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Дипломатическое право — одна из подотраслей права внешних сношений, одной из основных отраслей международного права, представляющей собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Дипломатическое право регулирует… … Википедия

ИММУНИТЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ — особые права, преимущества, предоставляемые иностранным дипломатам на территории тех государств, в которых они находятся для выполнения своей миссии. И. д. один из старейших институтов международного права. Его содержание и объём определялись… … Дипломатический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — установленная законодательными актами совокупность правомочий судов, органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций в административном порядке.… … Энциклопедия юриста

Ливия, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Северной Африке. Территория 1,76 тыс.кв.км. Столица… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Монако — Княжество Монако Государственное устройство Правовая система Судебная система. Органы контроля Государство в Южной Европе, на побережье Средиземного моря, окруженное с суши территорией Франции. Территория 1,95 кв. км. Столица г.Монако. Население… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Эквадор — Республика Эквадор Государственное устройство Правовая система Общая характеристика, гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на северо западе Южной Америки.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник


Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Административная юрисдикция – это понятие используют при регулировании различных правонарушений административного характера.

Такая юрисдикция полностью занимается регулированием процесса деятельности органов судебной системы и представительных лиц при рассмотрении дел различных административных нарушений и правонарушений. Сюда же можно отнести и регулирование процесса применения различных санкций и штрафов при совершении административных правонарушений.

  1. Регулирование административных правонарушений
  2. Особенности административной юрисдикции
  3. Формы и виды
  4. Дисциплинарное производство
  5. Производство по жалобам
  6. Исполнительное производство
  7. Согласительное производство
  8. Формы административной юрисдикции
  9. Функции и методы
  10. Реализация функций административной юрисдикции
  11. Органы, уполномоченные в рассмотрении дел
  12. Принципы административной юрисдикции

Регулирование административных правонарушений


Регулированием правонарушений административных занимается кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также различные НПА (акты, правового характера).

Стоит отметить тот факт, сто в начале 21 века были большие сложности в практическом применении подобных документов, так как они не совпадали с положениями Конституции РФ. Лишь с 2002 года вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях, который позволяет решать все возникшие несовпадения.

Юрисдикция административная, в основном, применяют во внесудебном порядке. Но в некоторых случаях, при разногласиях, данная юрисдикция принимает судебный характер.

Существуют различные органы, регулирующие подобные правонарушения:

  • КДН или комиссия по делам несовершеннолетних;
  • различные административные комиссии;
  • государственные инспекции по безопасности дорожного движения;
  • различные органы судебной власти.

Юрисдикционное производство – это юрисдикция административная, применяемая на практике. Предметом юрисдикционного производства выступает спор, возникающий в связи с тем, что одна сторона считает, что ее законные интересы и права нарушаются другой стороной.

Целью административной юрисдикции является решение любых проблем законным путем с возможным применением санкций.

Задачей административной юрисдикции является рассмотрение споров и принятие решения по нему, соответствующему всем нормам, решение публично-правовых споров.

Особенности административной юрисдикции


Юрисдикция административная является специфической отраслью – разрешения конфликта или спора административного правового характера.

Особенностью можно назвать и тот факт, что такую юрисдикцию необходимо оценивать с правовой стороны спора между сторонами. Это и будет основной стороной, которая обеспечит справедливое и законное решение спора. Еще одной особенностью можно назвать необходимость применения мер административного или дисциплинарного взыскания к виновной стороне.

По итогу рассмотрения всех особенностей юрисдикции административной, необходимо отметить следующий факт, что такая юрисдикция возникает во внесудебном порядке и требует разрешения споров в законном порядке.

Формы и виды


являются:

  • возбуждение производства по делам об административных правонарушениях;
  • производство дисциплинарное;
  • производство по жалобам;
  • производство согласительное.

Становимся более подробно на каждом виде.

Дисциплинарное производство

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Санкции за дисциплинарный проступок должны быть наложены в течение месяца. По истечению шести месяцев со дня совершения проступка, привлечь виновное лицо не удастся.

Производство по жалобам

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Исполнительное производство


Под исполнительным производством понимается решение проблем через судебные органы путем возбуждения исполнительного производства с принудительным изъятием денежных средств или имущества в пользу государства.

Согласительное производство

Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.

Формы административной юрисдикции

Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:

  • Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
  • Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
  • Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
  • Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.

Основной же формой административной юрисдикции считают право применения. Важное место должно отводится применению мер взыскания к нарушителям норм права.

Функции и методы

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Реализация функций административной юрисдикции


Все функции административной юрисдикции реализовываются при помощи соответствующих методов.

принято считать ее предмет. Понятие метода означает путь, прием, который помогает достичь желаемых целей.

Существуют так называемые универсальные методы, применяемые к любому виду деятельности: убеждение и принуждение.

При убеждении самыми популярными формами являются беседы, как индивидуального характера, так и коллективного. Они могут выражаться беседами, установление шефства и другими способами. На практике чаще всего используют беседы. Они бывают административные, ознакомительные, профилактические, воспитательные.

Принуждение выражается в прямом воздействии на объект, для достижения поставленных целей.

Органы, уполномоченные в рассмотрении дел

Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:

  • судебные органы;
  • органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.

Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.

Принципы административной юрисдикции


Как мы выяснили выше, что юрисдикция административная делится на административную юрисдикцию в судебном порядке и административную юрисдикцию, которая осуществляется в административном порядке.

Выделяют следующие принципы юрисдикции:

  • Подведомственности. Он означает, что все дела рассматриваются по подведомственности уполномоченным органом и никак иначе.
  • Уполномоченности. Этот принцип означает, что, например, составлением протокола занимается ответственное должностное лицо, уполномоченное совершать подобную процедуру в соответствии с законодательством.
  • Законности. Такой принцип за основу берет нормативные правовые акты, действующие на территории РФ. Он устанавливает правомерное и законное поведение всех членов общества.
  • Гласности. Все споры должны рассматриваться открыто, в присутствии всех сторон конфликта. Исключением лишь может являться тот факт, что лицо заявило о рассмотрении дела без его присутствия.
  • Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что лицо считается невиновным до тех пор, пока решение и приговор суда не вступит в силу. Гражданин, который обвиняется в проступке, не обязан доказывать свою невиновность.
  • Экономичности и оперативности. Этот принцип выражается в довольно коротком промежутке времени между поступлением жалобы и вынесением решения по ней. Это позволяет свести к минимуму затраты на данное мероприятие.
  • Право на защиту. Означает, что обвиняемая сторона имеет полное право знакомиться со всеми материалами дела, привлекать адвоката или эксперта в момент рассмотрения дела.
  • Равенства граждан.
  • Ответственности. Означает, что любое должностное лицо, рассматривающее подобные споры должно принимать решения в соответствии с законодательством и никак иначе.

Все принципы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом.

Во многих странах такая юрисдикция, решаемая через судебные органы, занимает приоритетное положение, чем решение споров во внесудебном порядке. В основном к таким странам относятся страны запада. В Российской Федерации данная практика пока еще находится в процессе становления и не развита до уровня других стран.

Если проанализировать органы, занимающиеся разрешением подобных споров в РФ, лидирующее место занимают органы внутренних дел РФ.

Рассмотрение дел напрямую связано с таким понятием, как юрисдикция. Эффективное и четкое использование всех норм права зависит от компетенции должностных лиц, их знаний и правильному применению их на практике.

Читайте также: