Кого выбирают на выборах должности

Обновлено: 28.06.2024

Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Содержание

Избирательные системы

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная система

Пропорциональная система

При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %. [2] Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года. Данная система также применяется при выборах в Израиле, Италии и др. Система

Смешанная система

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 1998 и 2002 гг. С 2006 г. на Украине также действует пропорциональная система выборов в Верховный Совет . 10 июля 2010 г. был принят законопроект, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

Гибридная система

Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.

Избирательный ценз

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

  • возрастной
  • наличие гражданства
  • имущественный
  • сословный

Стадии избирательного процесса

  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков
  • создание избирательных органов
  • Период выдвижения кандидатов или партийных списков. — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию. .
  • Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии. , определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Электронные выборы

При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.

Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами. Конституционный суд Германии, исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов. [3]

Избирательные технологии

Недостатки избирательных систем

Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе

Избирательное право

Избирательное право — право гражданина избирать и избираться.

Пассивное избирательное право — право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право — право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Выборы по странам

Выборы в России

История

Ussr elections 1974.jpg


В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.

До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем — прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.

Система выборов в России

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), желательно ученую степень в области права.

Отмена результатов выборов

По мнению некоторых юристов процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что [9] :

Владимир Путин привел нынешнее законодательство в такое состояние, что правовым путем добиться отмены итогов выборов в принципе невозможно. … обжаловать итоги на десятках тысяч избирательных участков физически нереально, к тому же суды крайне редко отменяют итоги выборов даже на конкретном избирательном участке.


В стране стартует Единый день голосования. В этом году процесс волеизъявления растянется на 3 дня. Это сделано для того, чтобы снизить эпидемические риски. Россияне выбирают губернаторов, мэров, депутатов Госдумы и региональные парламенты. В Центризбиркоме заявили, что максимально ужесточили противоэпидемические меры. Подробнее о том, кого выбирают и как проходит голосование – корреспондент “Вестей FM” Екатерина Косинец .

Сегодня, в первый из трёх дней, выделенных для голосования, избирательные участки открылись в 41 регионе страны.

Всего же из 85 субъектов голосовать в эти дни будут в 83. 20 регионов выбирают своих губернаторов. В Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах они назначаются региональными парламентами. В остальных 18 областях пройдут прямые выборы. Причём половина кандидатов претендует на пост впервые.

Временно исполняющие обязанности губернаторов Камчатки, Пермского края, Иркутской и Магаданской областей пришли на избирательные участки в первый же день голосования. Уже через 3 дня они могут стать либо губернаторами, или простыми гражданами.

В 5 городах проходят выборы мэра.

4 одномандатных округа проголосуют за кандидатов в депутаты Госдумы – это Татарстан, Пензенская, Ярославская и Курская области. Это связано с тем, что избранники перешли на другие должности, а прежний депутат от Татарстана Айрат Хайруллин погиб, разбившись на вертолёте в феврале этого года.

В 11 субъектах избираются региональные парламенты, в 22 – депутаты городских собраний.

Кроме того, в городах проходит голосование на выборах депутатов муниципальных округов.

В общей сложности работают около 9 000 избирательных кампаний разных уровней. Планируется, что по итогам Единого дня голосования будут замещены более 78 000 депутатских мандатов и выборных должностей. За них борются почти 156 000 кандидатов.

Прежде Центризбирком отмечал проблему с прохождением муниципального “фильтра” – на уровне местного самоуправления политические партии выставляли слишком мало кандидатов. Сейчас дело обстоит иначе. По словам главы ЦИК Эллы Памфиловой, проблема уже частично решена: в большинстве регионов прислушались к рекомендациям, и теперь “фильтр” снижен до 5%.

Чтобы в условиях эпидемической угрозы на участках не образовывались толпы, выборы будут проходить 3 дня. “Растянутое” голосование было опробовано во время плебисцита по внесению поправок в Конституцию. И опыт оказался весьма успешным. Граждане имели возможность отдавать свои голоса в удобное для них время, избегая очередей.

В будущем Центризбирком планирует наладить взаимодействие с Минпросвещения. Дело в том, что большинство участков расположены в школах. А проведение голосования в несколько дней требует организации дополнительных выходных для школьников – плюс еще время на дезинфекцию помещений после выборов. Будет обсуждаться возможность назначения дат голосования на период школьных каникул. Либо придётся полностью перенести участки из учебных заведений в другие места, сообщила глава ЦИК Элла Памфилова.

Жители Ярославской и Курской области в этот раз получили возможность отдать свои голоса удалённо – там выборы проходят не только в традиционном формате, но и в онлайне. Это также существенно снижает риски заражения коронавирусом.

Все сотрудники участковых избирательных комиссий (УИК) и избиратели обеспечиваются средствами индивидуальной защиты. Как отмечают в Центризбиркоме, меры санитарной предосторожности в каждом регионе устанавливаются самостоятельно, поскольку должны соответствовать местной эпидемической ситуации и рекомендациям регионального управления Роспотребнадзора.

На каждом из таких пунктов обязательно будут присутствовать наблюдатели. Это представители общественных палат, политических партий и кандидатов.

Уже работает Ситуационный центр Общественной палаты (ОП), в который будет стекаться информация от наблюдателей со всей страны.

Помимо этого, в 59 регионах участки оборудованы камерами. Запись с них транслируется на “стену видеонаблюдения”. Любой желающий может посмотреть, что происходит на УИК.

Сегодня предвыборная агитация ещё разрешена, а уже завтра начнётся “день тишины”. К подсчёту голосов приступят только в воскресенье вечером, после закрытия избирательных участков – в 20:00 по местному времени.

Как, кто и кого выбирали

С 2016 года Госдума избирается по смешанной системе. Половину депутатов (225 из 450) выбирают по партийным спискам, половину – по одномандатным округам. То есть избиратели получили возможность голосовать как за политические силы в целом, так и за отдельных конкретных кандидатов, представляющих территории, где живут граждане. Чтобы попасть в парламент, партии необходимо получить не менее 5% от общего числа проголосовавших избирателей.

В общей сложности ЦИК зарегистрировала 14 федеральных списков кандидатов от партий. В партийные списки включили 3800 кандидатов, еще 2 тысячи кандидатов претендовали на депутатские кресла в одномандатных округах.

Подытожим: за попадание в парламент восьмого созыва боролись 14 партий. Общее число кандидатов составило почти 6000 тысяч человек. В среднем 13 человек на одно место.

Результаты голосования

5-процентный барьер удалось преодолеть пяти партиям, причем более четырех политических сил прошло в Госдуму впервые в XXI столетии. Последний раз в парламент проходило больше четырех партий в далеком 1999 году - тогда их было сразу шесть. Не прошедшие в ГД партии в совокупности взяли 8,85% голосов.

Прогнозы – дело благодарное

Предварительные ожидания были очень близки к итогу. За две недели до выборов ВЦИОМ давал такие прогнозы:

Явка

Явка граждан на выборы тоже оказалась достаточно предсказуемой. И хотя назвать ее высокой никак нельзя (предпоследний результат за все годы), все же после провального 2016 года падение явки не продолжилось, а наоборот – прекратилось, и произошел ее рост. Во многом это произошло из-за двух факторов – введения трёхдневного голосования и тестирования системы электронного голосования.

Электронное голосование

Онлайн-явка в семи пилотных регионах, где проводилось электронное голосование, значительно отличалась от явки обычной. Судя по заявлениям официальных лиц, эксперимент был признан удачным, и он будет стремительно развиваться.

  • Москва — 96,5 %
  • Ярославская область - 94,47 %
  • Мурманская область - 93,5 %
  • Курская область - 92,83 %
  • Ростовская область - 92,01 %
  • Нижегородская область - 91,76 %
  • Севастополь — 89,64 %

Официальные лица сделали ряд заявлений о масштабном внедрении онлайн-голосования в будущем:

Распределение мандатов

Пятерка единороссов, одержавших самые уверенные победы в своих одномандатных округах, выглядит так:

  • Адам Делимханов ( Чечня ) – 93,59%
  • Абдулхаким Гаджиев ( Дагестан ) – 85,89%
  • Мурад Гаджиев ( Дагестан ) – 80,6%
  • Джашарбек Узденов ( Карачаево-Черкесия ) — 78,54%
  • Артур Таймазов ( Северная Осетия ) — 76,01%

Сравнение с результатами прошлых лет

Медиа-персоны в Госдуме

Как и ранее в Госдумы прошёл ряд медийных лиц, в их числе:

Известный по участию в различных интеллектуальных телешоу и прославленный в российском сегменте герой многочисленных мемов, публицист Анатолий Вассерман выиграл выборы в своем одномандатном округе в Москве .

Будет работать в Госдуме новогосозыва и экс-помощница сенатора Александра Торшина Мария Бутина , больше года проведшая в американской тюрьме по обвинению в сговоре для работы иностранным агентом. Депортирована в РФ Мария была в октябре 2019 года. Бутина баллотировалась в Госдуму от Кировской области , и получила депутатский мандат благодаря тому, что губернатор региона Игорь Васильев отказался от депутатского кресла в ее пользу.

Не пробился в Госдуму и один из самых известных представителей КПРФ Николай Бондаренко . Уступив конкуренту в Балашовском одномандатном округе, по неофициальным данным, Бондаренко был отцеплен руководством партии и от федерального списка.

По пока не подтверждённым данным, также не получит место в Госдуме актёр Владимир Машков (список ЕР от Москвы ).

Выборы губернаторов

  • Чечня - Рамзан Кадыров (ЕР) 99,7%
  • Тува - Владислав Ховалыг (ЕР) 86,8%
  • Тульская область - Алексей Дюмин (самовыдвиженец) 83,9%
  • Ульяновская область - Алексей Русских ( КПРФ ) 83,2%
  • Белгородская область - Вячеслав Гладков (ЕР) 78,8%
  • Мордовия - Артём Здунов (ЕР) 78,3%
  • Пензенская область - Олег Мельниченко (ЕР) 72,4%
  • Хабаровский край - Михаил Дегтярев ( ЛДПР ) 56,8%
  • Тверская область - Игорь Руденя (ЕР) 52,3%

Выборы в региональные парламенты

В 39 субъектах РФ вдень выборов определялись и с составом региональных парламентов. В Законодательных Собраниях 39 регионов интересы избирателей будут представлять избранные депутаты от 11 политических партий.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 46. Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением

1. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

3. Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения федеральных списков кандидатов и (или) содействия избранию включенных в них кандидатов.

4. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов и (или) избранию включенных в них кандидатов;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению федерального списка кандидатов и (или) избранию включенных в него кандидатов в случае, если иным политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением перечисленных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов и (или) избранию включенных в них кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

5) ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 41-ФЗ)

6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации в случае, если иным политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, в этих же целях не будет гарантирован такой доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 41-ФЗ)

7) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

8) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда выдвинувшей его политической партии.

5. Соблюдение перечисленных в части 4 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами своих полномочий и исполнению ими своих обязанностей перед избирателями.

6. Должностным лицам, журналистам, другим творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо уполномоченными представителями или доверенными лицами политических партий, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

Статья 47. Гарантии деятельности кандидатов

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

Статья 48. Доверенные лица политических партий

1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня поступления письменного представления политической партии о назначении доверенных лиц вместе с заявлением самого гражданина о согласии быть доверенным лицом, но не ранее принятия решения о заверении федерального списка кандидатов, выдвинутого соответствующей политической партией. Список доверенных лиц на бумажном носителе и в машиночитаемом виде представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации по установленной ею форме.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

2. В представлении о назначении доверенных лиц указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства каждого доверенного лица.

4. Доверенные лица получают в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверения. Работодатель обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск на период осуществления им своих полномочий.

5. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившей их политической партии. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.

6. Политические партии, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить с себя полномочия доверенного лица, вернув в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначившую его политическую партию.

7. Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются с утратой своего статуса всеми кандидатами, включенными в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, назначившей доверенных лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, а если по жалобам, поданным на нарушения требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, ведется судебное разбирательство, - не позднее дня вступления в законную силу решения суда.

Статья 49. Выбытие кандидатов, отзыв федеральных списков кандидатов

1. Кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы в составе федерального списка кандидатов, в который он включен, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании этого заявления Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования в течение суток исключает кандидата из соответствующего федерального списка кандидатов.

2. Политическая партия вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отозвать выдвинутый ею федеральный список кандидатов по решению уполномоченного на то органа политической партии, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву.

(часть третья в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

4. Не допускается дополнительное включение кандидатов в федеральный список кандидатов, равно как и их перемещение в указанном списке, за исключением случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия отдельных кандидатов.

7. Под обстоятельствами, вынуждающими кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы, понимаются замещение им должности, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, признание его судом недееспособным, ограничение его судом в дееспособности, а также тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья кандидата или его близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими политическую партию отозвать федеральный список кандидатов, понимаются выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам, в том числе в связи со смертью, кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, и (или) более чем 25 процентов кандидатов из федерального списка кандидатов.

Как устроена Госдума

Госдума избирается сроком на пять лет. Из 450 мест в Думе половину занимают депутаты, избранные по партийным спискам — для попадания в парламент партия должна преодолеть порог в 5%. Еще половина Думы будет состоять из депутатов-одномандатников.

Где и кого будут выбирать

Избиратели на участках получат два бюллетеня для голосования за депутатов Госдумы. В одном из них будут партийные списки, в другом — кандидаты по конкретному одномандатному округу.


Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Как будет проходить голосование

В этом году голосование на выборах в Думу станет трехдневным — выборы пройдут с пятницы 17 сентября по воскресенье 19 сентября. Впервые трехдневное голосование власти опробовали в июле 2020 года во время голосования по поправкам к Конституции. В этот раз ЦИК вновь объяснил свое решение пандемией коронавируса.

Считаете ли вы удобной практику голосования в течение нескольких дней?

— ЦИК России (@CIKRussia) July 23, 2020

Еще одно важное изменение этих выборов касается наблюдения. В этом году свободного доступа к видеозаписям с избирательных участков больше не будет. Именно по этим записям наблюдатели раньше могли фиксировать нарушения, а после выборов появлялись многочисленные видео, на которых было видно, как члены комиссии пачками вбрасывают бюллетени в урны. Но на этих выборах такой возможности не будет — в июле стало известно, что ЦИК закроет доступ к трансляции с участков всем, кроме членов избирательных комиссий. В начале августа ЦИК уточнил, что каждая партия сможет наблюдать одновременно за трансляциями с 1260 участков из примерно 50 тысяч, оснащенных камерами.

Таким образом, при условии, что из 97 тысяч участков 50 тысяч оснащены камерами, все партии вместе смогут наблюдать за 17 640 участками.

Что еще нового на этих выборах

Весной и летом этого года прошла беспрецедентная кампания по недопущению оппозиционных активистов и политиков к выборам. Если на прошлых выборах независимых кандидатов зачастую снимали из-за обнаруженного брака в подписях, то в этом году одним из основных поводов для лишения возможности избираться стала связь с ФБК* или штабами Навального*. Необходимую для этого законодательную базу властям дал принятый спешно весной закон о запрете избираться причастным к деятельности экстремистских организаций. А московские суды (Мосгорсуд и подтвердивший его решение апелляционный суд), признавшие структуры Навального экстремистскими, позволили использовать закон не только против сторонников Навального, но и против тех, кто просто приходил на акции протеста. В итоге активного избирательного права лишились десятки активистов и политиков в регионах, а пассивного, по подсчетам соратника Навального Леонида Волкова, могут лишиться еще до 200 тысяч человек.

Из-за связи со структурами Навального в выборах в Госдуму уже не смогли участвовать политик Любовь Соболь, бывший координатор московского штаба Навального* Олег Степанов, бывший сотрудник штаба Навального* в Калининграде Иван Лузин и псковский политик Лев Шлосберг. Последний обжаловал этот запрет, объяснив, что на момент его регистрации кандидатом не было решения суда о запрете деятельности экстремистской организации.

Кто попадет в Госдуму

По словам Кынева, в Госдуме останется значительная часть депутатов из нынешнего состава — особенно тех, на которых реально держится процесс законотворчества. В качестве примера он приводит вице-спикера Александра Жукова, бессменного главу комитета по бюджету Андрея Макарова и председателя комитета по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова.


Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Чем новая Дума будет отличаться от предыдущей? По мнению Кынева, в ней будет меньше бывших мэров и космонавтов. Зато в партийных списках стало больше телеведущих и врачей. Также, судя по всему, останутся в нижней палате уже избиравшиеся в нее спортсмены (Вячеслав Фетисов, Владислав Третьяк, Ирина Роднина, Антон Шипулин, Сергей Чепиков).

Какое значение имеют эти выборы

Дума прошлого созыва стала тем органом, которому пришлось одобрить повышение пенсионного возраста, поправки к Конституции и обнуление президентских сроков. На время работы Думы следующего созыва придутся президентские выборы, когда нынешние полномочия Путина подойдут к концу и ему придется принимать решение, стоит ли участвовать в следующих выборах.

Фактор Навального


Инфографика: Дождь

Сторонники Навального не раскрывают методику, на основе которой выбирается сильнейший оппозиционный кандидат, но рассказывают, что аналитический отдел оценивает результаты соцопросов и прошлых выборов, активность кампании, которую ведет кандидат, его биографию и политическую историю региона в целом. Рекомендацию о том, за кого голосовать, избиратели, подписавшиеся на рассылку проекта, получают по почте за несколько дней до выборов. Вплоть до этого момента имя кандидата держится в секрете, чтобы власти не могли вынудить его отказаться от участия в выборах, а сам он не мог с них сняться.

*Деятельность ФБК и штабов Навального признана экстремистской и запрещена на территории России

*По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иноагента

*По данным ЦИК, кандидат в Госдуму Андрей Пивоваров аффилирован с организацией, выполняющей функции иностранного агента

Читайте также: