Кто мог предоставлять приданое в древнем риме

Обновлено: 02.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту : для продолжения рода , для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения нередко также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.


Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи

Глава семейства – отец беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только мать и отец, но и незамужние дочери, сыновья, их жены и дети. Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.

Власть отца распространялась на всех членов фамилии.

Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.

При рождении ребенка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребенка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.

От начала древнего Рима и до падения империи глава фамилии имел право осуществлять телесные наказания, иногда оканчивавшиеся смертью провинившегося. Он же мог выгнать на улицу нежеланных детей, обвинив их, например, в уродстве. Супруга не имела права голоса и перед лицом закона не могла оспаривать решения мужа.


Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право, распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской Империи от неугодных детей отцы освобождались из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.


Семья императора Септимия Севера

В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйство. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.

Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.


Рельеф саркофага супружеской пары

Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12 летнего возраста, а юношу с четырнадцатилетнего.

Римское право предусматривало две формы заключения брака:

  1. Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.
  2. Женщина после замужества оставалась членом старой семьи, при этом претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.

Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми.

Жених вручал будущей жене монету, как символ заключенного между родителями свадебного союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.


Свадебный обычай жених переносит невесту через порог своего дома.

На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице – женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа. Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу…

Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребенка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребенка от злых духов.

Регистрировать ребенка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.

Мальчика и девочку начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.

Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.

На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения об истории, праву и литературных произведениях.


Церемония бракосочетания: новобрачные подают друг другу правую руку

В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.

За границей образование получали преимущественно в Афинах , на острове Родос, где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах.

В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почетным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в 1 веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

Грамотный раб стоял дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы.

Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.


Брак в Древнем Риме (Conubium) был строго моногамный учреждение: a Гражданин Рима к закон может иметь только одного супруга одновременно. Практика моногамии отличала Греки и римляне из других древних цивилизаций, в которых элитные мужчины обычно имели несколько жен. Греко-римская моногамия, возможно, возникла из эгалитаризм из демократичный и республиканский политические системы городов-государств. Это один из аспектов древнеримская культура это было охвачено раннее христианство, что, в свою очередь, увековечило его как идеал в более поздних Западная культура. [2]

Брак имел мифические прецеденты, начиная с похищение сабинянок, что может отражать архаический обычай похищение невесты. Ромул и его группа мужчин-иммигрантов были отвергнуты Conubium, законное право на смешанные браки, от Сабины. В соответствии с Ливи, Ромул и его люди похитили сабинских девушек, но пообещали им достойный брак, в котором они будут пользоваться преимуществами собственности, гражданства и дети. Эти три преимущества, кажется, определяют цель брака в Древнем Риме. [3]

Слово matrimonium, корень английского слова "брак", определил основную функцию учреждения. Привлечение mater (мать), он подразумевал, что мужчина берет женщину замуж, чтобы иметь детей. Римляне традиционно разделяли эту идею относительно цели брака, заключающейся в том, чтобы произвести законные дети; граждане производят новых граждан. [3]

Консорциум это слово, используемое для разделения собственности, обычно используется в техническом смысле для собственности, принадлежащей наследникам, но может также использоваться в контексте брака. Такое использование обычно было замечено в Христианин сочинения. Однако разделение воды и огня (aquae et ignis communiatio) было символически более важным. Это относится к совместному использованию природных ресурсов. В архаические времена мирское имущество автоматически переходило от жены к мужу, тогда как в классическом браке собственность жены сохранялась отдельно. [3]

Для того, чтобы союз мужчины и женщины был законным, необходимо согласие с юридической и моральной точек зрения. Обе стороны или их отцы должны были дать согласие на брак, чтобы брак состоялся. Во время правления Август отец должен был указать уважительную причину отказа от брака. [4]

Содержание

Условности римского брака


Возраст законного согласия на брак составляет 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков. [10] Большинство римских женщин, кажется, выходили замуж в возрасте от подросткового возраста до двадцати с небольшим лет, но благородный женщины выходили замуж раньше, чем представители низших классов, и ожидалось, что аристократка останется девственницей до своего первого брака. [11]

Законы о браке


Надпись (CIL 14,5326) от Остия Антика записывая указ о том, что молодожены должны молиться и приносить жертвы перед алтарем имперский пара Антонин Пий и Фаустина как пример Конкордия, супружеская гармония [24]

После крах республики, законы, касающиеся брака, воспитания детей и супружеской неверности, были частью Август'программа для восстановления mos maiorum (традиционный социальные нормы), консолидируя свою власть как принцепс и отец римского государства. [25] Брак и повторный брак стали реже; снизилась рождаемость граждан, особенно среди более состоятельных и досужих классов. Закон Августа, касающийся брака и семейной жизни, поощрял браки и рождение детей, а супружеская измена наказывалась как преступление. [26] Новое законодательство закрепило и закрепило то, что считалось традиционным моральным долгом перед семьей и государством; все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и все женщины от 20 до 50 должны были вступать в брак и иметь детей или платить дополнительный налог пропорционально своему богатству. Таким образом, больше всего теряли представители высших классов. Граждане, которые уже родили троих детей, и освобожденные, родившие четверых, были освобождены. Браки между сенаторами и освобожденными женщинами, рабынями и гражданами были признаны недействительными. Дети, рожденные такими связями, были незаконнорожденными, негражданами и не могли наследовать. [27] Замужняя женщина, родившая троих и более детей, могла получить юридическую независимость в соответствии с законом. ius liberorum. [28] Эти законы были плохо восприняты; они были изменены в 9 г. н.э. Лекс Папиа Поппея; [ требуется разъяснение ] в конечном итоге почти все они были отменены или вышли из употребления Константин и более поздние императоры, в том числе Юстиниан. [26]

Свадебные церемонии


Жених подбадривает свою скромную невесту, а слуга смотрит на нее. (настенные рисунки, Casa della Farnesina, ок. 19 г. до н. Э.)

А confarreatio свадебная церемония была редким событием, предназначенным для высших эшелонов римской элиты. В Фламен Диалис и Понтифик Максимус в присутствии десяти свидетелей, жених и невеста разделили торт пишется (в латинский далеко или же панис фарреус), отсюда и название обряда. [29] Свадьба, более типичная для представителей высшего среднего класса в классический период, была менее престижной, чем свадьба. confarreatio, но могло быть столь же щедрым. Это было бы тщательно спланировано. Иногда жених и невеста обменивались подарками перед свадьбой. [3]

Зажигание священного факела в честь Цереры было частью празднования в надежде наделить пару плодородием. [30] Также приносилась свадебная жертва, наиболее вероятной из которых была свиноматка. жертва. [31] [32] На следующий день после свадьбы муж устраивал званый обед, а невеста делала подношение невесте. Lares и другие домашние божества ее нового дома. [3] [33]

Приданое


Приданое (Латинский дос, подарок) - это платеж, произведенный семьей жены своему мужу, номинально для покрытия расходов домашнего хозяйства. Это было скорее обычным, чем обязательным. Древний папирус тексты показывают, что приданое обычно включало землю и рабов, но могло также включать ювелирные украшения, туалетные принадлежности, зеркала, и одежда.

Пока длился брак, приданое было собственностью мужа, но его использование им было ограничено; если брак прекращался в результате развода, он возвращался либо жене, либо ее семье. [34] [35] Если муж совершил правонарушение, которое привело к разводу, он терял право на какую-либо долю в приданом. Если жена не виновата в расторжении брака, ей возвращалось приданое. Если жена или муж с детьми инициировали развод, их партнер мог потребовать долю приданого от имени детей для удовлетворения своих потребностей, а затем и для получения наследства. [36]

Приданое душ рецепция был тот, в котором заранее заключались соглашения об утилизации и восстановлении. Приданое dos profecticia был подарен отцом невесты или ею отец; его может вернуть донор или сама разведенная женщина. Приданое dos Adventicia был более гибким; он мог быть отдан женой, хотя исходил от ее отца и использовался для погашения долга, понесенного мужем. Если она развелась, жена могла вернуть себе это приданое; если она умерла, муж оставил ее себе. [37]

Развод

Однако в другом месте утверждается, что первый развод произошел только в 230 г. до н. Э., Когда Дионисий Галикарнасский Примечания [40] который "Спурий Карвилий, выдающийся мужчина, первым развелся со своей женой "по причине бесплодия. Это, скорее всего, Спурий Карвилий Максимус Руга который был консулом в 234 и 228 годах до нашей эры. Доказательства сбиты с толку. [41] Мужчина также мог развестись со своей женой из-за прелюбодеяния, пьянства или изготовления копий ключей от дома. [42] Примерно во II веке замужние женщины получили право развестись со своими мужьями. [43]

Развод любой из сторон разорвал законный семейный союз, сложившийся в браке; а повторный брак может создать совершенно новый набор экономически или политически полезных союзов. Среди элиты мужья и жены могут вступать в повторный брак несколько раз. [42] Для развода требовалось завещание только одного супруга, даже если разведенная сторона не была проинформирована. Супруг, который вступил в брак вменяемым и здоровым, но стал неспособным к здравому суждению (сумасшедший), не был компетентен и не мог развестись со своим партнером; они могли быть разведены без их ведома или официального уведомления. Развод, как и брак, считался семейным делом. Это было обсуждено и согласовано в частном порядке, на неформальном семейном собрании наиболее пострадавших сторон; муж, жена и старшие члены обеих семей. Публичных протоколов разбирательства не велось. Официальная регистрация развода не требовалась до 449 г. н.э. [43]

Повторный брак

Частота повторных браков среди элиты была высокой. Быстрый повторный брак не был чем-то необычным и, возможно, даже обычным для римских аристократов после смерти супруга. [44] Хотя формального периода ожидания для вдовца не было, было принято, чтобы женщина оставалась в трауре в течение десяти месяцев, прежде чем снова выйти замуж. [45] Продолжительность может допускать беременность: если женщина забеременела незадолго до смерти мужа, период в десять месяцев гарантирует, что никакие вопросы об отцовстве, которые могут повлиять на социальный статус ребенка и его наследственность, не будут связаны с рождением ребенка. [46] Ни один закон не запрещал беременным женщинам выходить замуж, и есть хорошо известные примеры: Август женился на Ливии, когда она вынашивала ребенка от своего бывшего мужа, и Коллегия Понтификов постановил, что это допустимо, если в первую очередь будет определен отец ребенка. Предыдущий муж Ливии даже присутствовал на свадьбе. [47]

Поскольку элитные браки часто заключались по политическим или имущественным причинам, вдова или разведенная женщина, имеющая активы в этих областях, сталкивались с небольшими препятствиями для повторного брака. У нее было гораздо больше шансов получить юридическую свободу, чем у новобрачной, и у нее было право голоса при выборе мужа. Браки Фульвия, которая командовала войсками во время последней гражданской войны республики и которая была первой римской женщиной, чье лицо было на монете, считается, что это указывает на ее собственные политические симпатии и амбиции: она была замужем сначала за популяризатор чемпион Клодий Пульхер, убитого на улице после долгой вражды с Цицероном; затем к Скрибоний Курион, фигура менее идеологической уверенности, которая во время его смерти перешла к Юлию Цезарю; и наконец Марк Энтони, последний противник республиканских олигархов и будущего первого императора Рима.

Большинству жен предлагалось повторно выйти замуж либо после смерти мужа, либо после развода; и высокий смертность, низкий средний продолжительность жизни и высокий статистика разводов означало частые или многократные повторные браки. [48] Поскольку в браке ждали детей, каждый из супругов обычно приводил в новый брак хотя бы одного ребенка. Таким образом, повторные браки создали новое смешение семьи в древнеримском обществе, где дети находились под влиянием приемные родители и в некоторых случаях, когда мачехи были моложе своих пасынки. [48] Древний врачи считал, что женщина может серьезно заболеть, если ее лишат сексуальная активность и это могло даже привести к "истерическому сужению матки" у женщины. [49] Во время правления Августа был даже принят закон, который требовал от вдов и вдовцов вступать в повторный брак, чтобы иметь возможность полностью наследовать от людей, не являющихся их ближайшими родственниками. [49]

Супружеская измена


Дидона обнимая Эней, с римской фрески в Дом Кифариста в Помпеи, Италия; Помпейский третий стиль (10 г. до н.э. - 45 г. н.э.)

Прелюбодеяние - это сексуальное преступление, совершенное мужчиной с женщиной, которая не была ни его женой, ни допустимым партнером, например девушка легкого поведения или же раб. [50] Женатый мужчина совершал прелюбодеяние в основном, когда его партнершей была жена или незамужняя дочь другого мужчины. [51] Наказание варьировалось в разные периоды римской истории и в зависимости от обстоятельств.

Обиженный муж имел право убить любовника своей жены, если мужчина был либо раб или же позор, человек, который, хотя, возможно, был технически свободен, был исключен из нормальной правовой защиты, предоставляемой римским гражданам. Среди бесчестие были осуждены преступники, артисты такие как актеры и танцоры, проститутки и сутенеры, и гладиаторы. [59] Ему не разрешили убить свою жену, которая находилась вне его полномочий. [57] Однако, если он решил убить любовницу, муж должен был развестись с женой в течение трех дней и предъявить ей официальное обвинение в супружеской неверности. [60] Если муж знал об этом романе и ничего не делал, он сам мог быть обвинен в сводничество (леноциний, из leno, "сутенер"). [61]

Если смертная казнь не применялась и обвинения в супружеской неверности предъявлялись, как замужняя женщина, так и ее возлюбленный подлежали уголовному наказанию, обычно включающему конфискацию половины имущества прелюбодея, одной трети имущества женщины и половины ее приданое; любое имущество, принесенное женой в брак или приобретенное во время брака, обычно остается в ее владении после развода. Женщине, осужденной за супружескую неверность, было запрещено вступать в повторный брак. [50]

Однополый брак

Неизвестно, действительно ли однополые браки мы законный в Риме. Источники, относящиеся к однополым бракам, могут относиться к сожительство.

Император Неро известно, что женился на рабыне по имени Sporus. Неро кастрированный Споруса, и относился к нему как к женщине. Нерон действительно женился на Спорусе законно, даже назначив ему Приданое. Нерон также женился на рабыне по имени Пифагор. Однако источники расходятся во мнениях относительно того, были ли эти браки законными. [ требуется разъяснение ]

В Ювенальныйс Сатира №2, двое мужчин состоят в гомосексуальных отношениях, причем один мужчина играет роль женщины и носит свадебный наряд. Однако неясно, отражало ли это современную практику или было просто произведением художественной литературы. [68]

В Риме есть замечательные примеры однополых отношений. Император Элагабал говорят, что женился либо на рабе колесничий названный Иерокл, или Смирнейский спортсмен по имени Зотикус. Элагабал был назван жена, госпожа, и королева. Вряд ли Элагабал состоял в законном браке. [ требуется разъяснение ]

Есть свидетельства однополых браков из конституция из Константин и Констанс в Кодекс Феодосия. Кодекс гласит: [c] um vir nubit in feminam viro porrecturam quod cupiat, ubi sexus perdidit locum, ubi scelus est id, quod non proficit scire, ubi venus mutatur in alteram formam, ubi amor quaeritur nec videtur, iubemus insurgere гладкие легионы, армари ut exquisitis poenis subdantur infames, qui sunt vel qui futuri sunt rei. Эта цитата относится к мужчине, женящемуся на манере невесты. Контекст неясен: это может быть описание либо однополых отношений, либо закона, запрещающего однополые отношения.

Другие формы союзов

Супружество

Contubernium


Социальный класс в Древнем Риме был иерархическим , с множественными пересекающимися социальными иерархиями. Относительное положение человека в одном могло быть выше или ниже, чем в другом, что усложняло социальный состав Рима. [1]

Статус свободнорожденных римлян во время республики был установлен:

  • Родословная ( патриций или плебей ); Положение попереписи ( ordo ) основано на богатстве и политических привилегиях, при этом сенаторские и всаднические звания выше обычного гражданина;
  • Пол; а также , в котором были разряды с разными правами и привилегиями.

Разные римские классы допускали разные права и привилегии, включая право голоса, право вступления в брак и многое другое.

СОДЕРЖАНИЕ

Традиционно патриций относится к членам высшего класса, а плебей - к низшим классам. [2] Экономическая дифференциация привела к тому, что небольшое количество семей накопило большую часть богатства в Риме, что уступило место созданию классов патрициев и плебеев. [2] После этого первоначального различия, однако, разделение между патрициевскими и плебейскими семьями было строго наследственным, основанным на социальном статусе. [2]


Тога , показанная здесь , на статуе восстановленной с головой Нервов , была отличительное одеянием римских граждан мужского пола.

Плебеи составляли большинство римских граждан . Хотя патриции часто представлены как богатые и влиятельные семьи, которым удалось добиться власти над менее удачливыми плебейскими семьями, плебеи и патриции среди сенаторского класса часто были одинаково богатыми. [2] Поскольку гражданские права плебеев расширились в период средней и поздней Римской республики , многие плебейские семьи достигли богатства и власти, в то время как некоторые традиционно патрицианские семьи впали в нищету и безвестность. Независимо от того, насколько богатой стала плебейская семья, они не поднялись, чтобы попасть в ряды патрициев. [2] Ко второму веку до нашей эры.пропасть между патрициями и плебеями потеряла большую часть своего различия и начала сливаться в один класс. [3]

Патриции считались высшим классом в раннем римском обществе. Они контролировали лучшие земли и составляли большинство в римском сенате. До 444 г. до н.э. плебей редко - если не невозможно - быть сенатором. [2] [ необходима страница ] Распространенным типом социальных отношений в Древнем Риме была система клиентел , которая включала в себя покровителя и клиента (клиентов), которые оказывали друг другу услуги и были вовлечены в прочные деловые отношения. Патриции чаще всего были покровителями, и у них часто было несколько плебейских клиентов. [2] Покровители оказывали своим клиентам множество услуг в обмен на обещание поддержки, если покровитель пойдет на войну. [2] Эта система патронажа была одним из классовых отношений, которые наиболее тесно связывали римское общество вместе, а также защищали социальные привилегии патрициев. [2] Клиентела продолжила свое существование в позднеримском обществе, охватив почти все время существования Древнего Рима. [2] Патриции также полностью контролировали цензор , который контролировал перепись, назначал сенаторов и контролировал другие аспекты социальной и политической жизни. Благодаря этой должности патриции могли поддерживать свою иерархию над плебеями. [2]

Плебеи были в Риме низшим сословием, часто фермерами, которые в основном обрабатывали землю, принадлежащую патрициям. Некоторым плебеям принадлежали небольшие участки земли, но это было редкостью до II века до нашей эры. [2] Плебеи были привязаны к патрициям через систему патронажа клиентелы , согласно которой плебеи помогали своим патрициям-покровителям на войне, повышали свой социальный статус и собирали приданое или выкуп. [2] В 450 году до нашей эры плебеям было запрещено вступать в брак с патрициями, но этот закон был отменен в 445 году до нашей эры плебейским трибуном . [2] [ необходима страница ] В 444 г. до н.э. был создан офис Военного трибуна с консульскими полномочиями, который позволял плебеям, прошедшим через этот офис, служить в Сенате после истечения их однолетнего срока. [2] [ необходима страница ] Плебеи оставались по большей части зависимыми от представителей высшего социального класса на протяжении всего существования Древнего Рима, через систему клиентел или другими способами, по возможности присоединяясь к тем, кто наделен властью. [2] [ необходима страница ]

Римское общество также было разделено на основе собственности в Центуриатном собрании , а позже в республике членство в сенаторском классе также было основано на собственности. Сенаторский класс имел высший имущественный порог. Центуриатное собрание отвечало за объявление войны, избрание магистратов с империумом и рассмотрение избранных дел. [2]

Статуя члена конного класса 176 г. н.э. Считается, что эта статуя находится на Капитолийском холме в Риме и является единственной сохранившейся конной статуей.

Только римлянам, которые были достаточно богатыми, чтобы позволить себе собственные доспехи, разрешалось служить в армии, которая состояла как из патрициев, так и из плебеев. Пока гражданин мог позволить себе броню, он мог быть солдатом. [2] Центуриатское собрание было разделено на группы в зависимости от того, насколько он богат и способен предоставить свои доспехи и оружие.

Наездники и Первый класс имели между собой 98 голосов, таким образом, они могли перевесить вместе взятые низшие классы, у которых было только 95 голосов. Это было средством для более богатых классов сохранить контроль над армией и общественной жизнью. Вместо того чтобы рисковать восстанием низших классов из-за их отсутствия влияния в Собрании, голоса распределялись таким образом, чтобы высшие классы всегда могли перевесить голоса низших. [2]

Римское общество было патриархальным в чистом смысле слова; глава семьи мужского пола был pater familias , он обладал особыми юридическими полномочиями и привилегиями, которые давали ему юрисдикцию ( patria potestas ) над всеми членами его семьи . [2] Отцы отвечали за образование своих сыновей. Кроме того, взрослые сыновья часто женятся и продолжают жить в семейном домашнем хозяйстве под их Pater Familias , пока их отец не умер , и они взяли на себя ответственность за Pater Familias . [2] В Pater Familias также может выполнять emancipatio(эмансипация) ритуал - процесс, который трижды подряд освобождает сына, чтобы предоставить сыну его собственные законные полномочия, свободные от pater familias . [2]

Свободно рожденные женщины в Древнем Риме были гражданами (cives) , но не могли голосовать или занимать политические должности . Женщины находились под исключительным контролем своих отцовских семей , которыми были их отец, муж или иногда их старший брат. [2] Женщины и их дети приняли социальный статус своих отцовских семей. Женщины не были включены в политическую сферу, и они не имели большого влияния вне дома. Однако женщины из более богатых семей обладали большей политической властью, чем женщины из более бедных семей, поскольку они могли оказывать свое влияние за кулисами публичных политических акций. [5]

Существовали три ранние формы брака, которые передавали римских женщин из одной семьи отца в другую. Первый, coemptio , олицетворял покупку невесты. [2] [6] Эта самая старая форма брака требовала наличия пяти свидетелей и официального лица и рассматривалась как коммерческая сделка. [6] Второй, usus, произошел после одного года близости между мужчиной и женщиной. [6] Если женщина не оставляла мужчину в течение трех ночей после года, она становилась его собственностью, а он становился ее pater familias.Если женщина уйдет до того, как истекут три ночи, она вернется к своей семье. Отношения сохранятся, но мужчина не станет ее отцом . [6] Последняя форма брака, confarreatio , была наиболее близкой к современному браку. Confarreatio - это религиозная церемония, в ходе которой жених и невеста делили хлеб перед религиозными чиновниками и другими свидетелями. [6]

Рабы, не имевшие навыков или образования, выполняли сельскохозяйственный или другие формы ручного труда. Больше рабов выполняли сельскохозяйственный труд, чем какой-либо другой вид работы. [7] Те, кто проявлял насилие или непослушание, или кто по какой-либо причине считался опасным для общества, могли быть приговорены к работе на шахтах, где они страдали в нечеловеческих условиях. Рабовладельцам было разрешено вернуть своих рабов за их деньги обратно, если они были обнаружены дефектными, или если продавец утаил что-либо, что могло повлиять на производительность раба. [3] Рабы, которые оказывались больными или неисправными, часто продавались за очень небольшую цену. [3] Мастера иногда манумируютбольных или престарелых рабов, чтобы сэкономить деньги, если они не получат достаточно денег от продажи, потому что это было дешевле, чем кормление и жилье бесполезного раба. Поскольку рабы по закону были собственностью, их владельцы могли избавиться от них в любое время.

Все дети, рожденные от рабынь, были рабами. Рабы, имевшие образование или навыки, позволяющие зарабатывать на жизнь, часто освобождались после смерти их хозяина как условие его воли. [3] Рабам, которые вели дела для своих хозяев, также разрешалось зарабатывать и копить деньги для себя, и некоторые могли покупать свою свободу, в то время как третьи получали свободу от своих хозяев, хотя это было редкостью. [3]

Освобожденные люди ( liberti ) были освобожденными рабами, которые после освобождения становились полноправными римскими гражданами, однако они не считались равными другим гражданам из-за их прежнего статуса рабов или их происхождения от бывших рабов, поэтому они пополнили ряды низших - класс плебеев. [2] Только через несколько поколений потомки бывших рабов смогут подняться по служебной лестнице (иногда становясь всадниками или сенаторами). [3] Статус либерти развивался по всей республике по мере увеличения их числа. Благодаря военной службе и другим видам деятельности, например, ремесленничеству и предпринимательству, освобожденные люди часто копили огромные состояния в более поздней республике. [3] Несмотря на удачу этих многих вольностей, во всем Древнем Риме большинство вольноотпущенников были плебеями и работали фермерами или торговцами. [3]

Оратор , гр. 100 до н.э., этрусско - римская бронзовая скульптура , изображающая Ауле Metele (лат Авла Метелла), в этрусской человекодетый в римской тоге , а заниматься риторикой ; на статуе есть надпись этрусским алфавитом.

Латинские права, или Jus Latii , - это права, предоставленные латинским союзникам и латинским колониям Рима. [8]

Латинским союзникам было дано право вступать в брак, вести дела и заключать контракты с полноправными римскими гражданами, а также право переезжать из союзного латинского города в Рим (или наоборот). [8] Дети полноправных римских граждан и латинских матерей могли унаследовать римскую собственность и гражданство своих отцов через Латинскую лигу до 338 г. до н. Э. [8] Те, кто имел латинские права, имели привилегированный статус по сравнению с другими римскими союзниками, которые не были полноправными римскими гражданами. [9]

Граждане 5 латинских городов (Арисия, Ланувий, Педум, Номентум и Антиум) получили полное римское гражданство в 338 г. до н.э., после окончания Латинской войны . Остальным латинским союзникам было предоставлено ограниченное римское гражданство, они получили привилегии Старых латинских прав, но не получили права голоса или получения римской собственности, если только они не переехали на постоянное место жительства в город Рим. [8]

Свободные иностранные подданные были известны как перегрини . Перегрини действовал в соответствии с законами, которые действовали в их провинциях, когда они были захвачены Римом. [10] Август (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) ввел законы, которые позволяли Перегрини становиться гражданами, служа в римской армии или в городском совете. Права гражданина передавались по наследству, поэтому дети Перегрини, ставшие гражданами, также были гражданами при рождении. [10] Различия между римскими гражданами и перегрини продолжались до 212 г. н.э., когда Каракалла (211 г. - 217 г. н.э.) предоставил полное римское гражданство всем свободным людям империи [11] с провозглашением конституции Антонина . [10]


О Древнем Риме снимаются бесчисленные телепередачи, фильмы и документальные картины — нас впечатляют громадные размеры империи и её устрашающая армия.

Но не будем забывать и об интеллектуалах и философах Древнего Рима, заложивших основы многих современных наук, в том числе математики, философии и астрономии.


2. По оценкам историков, средняя продолжительность жизни в Древнем Риме составляла примерно 20–30 лет. Однако эти показатели, скорее всего, искажены высоким уровнем младенческой смертности и частой смертью женщин при родах. Судя по всему, римлянин, доживший до зрелого возраста, жил примерно столько же, сколько современный житель западного мира.



4. Крупнейшим конфликтом в истории человечества была война римлян с персами, которая тянулась аж 721 год. Считается, что причиной войны было желание персов захватить новые земли, а заодно отомстить грекам, которые поддержали мятеж ионийцев против персидских правителей.



6. В VII веке до нашей эры римские весталки (девушки, посвятившие себя богине Весте и давшие обет безбрачия) должны были хранить девственность до 30 лет. В качестве доказательства они должны были продемонстрировать целую девственную плеву. Нарушивших обет заживо закапывали в землю.


7. По некоторым свидетельствам, плотность населения Древнего Рима была в шесть раз выше, чем в сегодняшнем Нью-Йорке. По оценкам историков, население Римской империи, покрывавшей в период максимального расцвета около 4,4 миллионов квадратных километров, составляло чуть меньше 57 миллионов человек. Крупнейшими городами были Рим, Константинополь и Сиракузы.


8. Жители Древнего Рима поклонялись и молились разным богам. В частности, у них была богиня канализации, бог туалета и бог экскрементов. Римляне верили, что эти боги часто посещают отхожие места, а фекалии считались пищей мёртвых.




11. Как ни странно, имущественное расслоение в Древнем Риме было меньшим, чем в сегодняшних Соединённых Штатах. Видимо, недоплачивать солдатам, воинам и интеллектуалам считалось зазорным. Похоже, неравенство доходов — изобретение наших дней.


12. Одним из римских императоров был Гай Калигула, скандально известный тем, что сделал своего коня сенатором и якобы совершал инцест со своими многочисленными сёстрами (что, впрочем, было не такой уж и редкостью в те времена). А ещё он отдавал заключённых на растерзание диким зверям и разговаривал с луной.


13. Как и моча, соль в то время ценилась очень высоко. Её применяли не только как приправу, но и для консервации продуктов (в отсутствие холодильников и морозилок). А ещё соль — хороший антисептик: неслучайно римскую богиню здоровья звали Салюс.


14. Помимо мочи и соли, большой ценностью считался пот гладиаторов. Римлянки верили, что, если им намазаться, можно обеспечить себе красоту и здоровый цвет лица. Считалось также, что на женщин он действует как афродизиак. А ещё римляне пили кровь гладиаторов, чтобы излечиться от эпилепсии!



16. Хотя рабство было в то время обычным явлением, римляне относились к своим рабам довольно учтиво (или по крайней мере без лишней жестокости). За прилежный труд невольникам полагались премии или послабления. Наверное, всё дело в празднике, где рабы и господа менялись местами!


17. Диктатор Римской республики по имени Цинциннат уберёг Рим от кризиса, но затем отказался от власти и занялся земледелием. Говорят, город Цинциннати назван в его честь. Наверное, быть правителем утомительно.



19. В I веке нашей эры римляне устраивали бои белых медведей с тюленями в затопленных амфитеатрах. На глазах у зрителей медведи забивали и пожирали тюленей. Вообще римляне часто отлавливали крупных животных и везли их через огромные расстояния для цирковых представлений.


20. Говорят, прообразом статуи Свободы была римская богиня Либертас. Либертас — это богиня свободы, символизирующая свободу действий, свободу от ограничений, независимость, права личности и прочие личные и общественные свободы.


21. Ещё одно свидетельство долговечности римской архитектуры — постройки из бетона. После падения Римской империи технология изготовления бетона была утеряна почти на 1000 лет. Возведённые римлянами бетонные постройки настолько прочны, что стоят уже почти 2000 лет без видимых повреждений, что вряд ли светит современным домам.


22. В то время люди тоже ходили на шопинг. Для этого был построен рынок Траяна. Это был настоящий торговый центр, вмещавший в себя более 150 магазинов и контор. То-то туристы дивились!


23. Подсчитано, что если бы римский Колизей строили сегодня, это обошлось бы примерно в $380 миллионов. Самый большой амфитеатр в истории построен из смеси песка и цемента. Поразительно, но его строительство длилось всего 6–8 лет!


24. В Древнем Риме за убийство отца полагалась смертная казнь. Убийцу зашивали в мешок с обезьяной, собакой, петухом и гадюкой. Смерть была мучительной, особенно если учесть, что перед зашиванием в мешок виновника избивали палками.


25. Древние римляне пили скипидар, чтобы придать своей моче аромат роз. Это стремление вполне понятно, если вспомнить, что мочой чистили зубы, стирали одежду и выводили пятна.


26. Употребление в пищу рыбы под названием сарпа заменяло римлянам наркотики, так как вызывало галлюцинации. В 2006 году два человека попали в больницу после отравления сарпой. У обоих были слуховые галлюцинации и кошмарные видения, которые длились несколько дней.


27. В римских сутках тоже было 24 часа, но они делились на 12 светлых и 12 тёмных часов. То есть летом светлый час длился дольше, чем зимой.


28. Осторожно, не запутайтесь: между сооружением египетских пирамид и Древним Римом прошло больше времени, чем между Древним Римом и сегодняшним днём. Иными словами, по времени мы ближе к римлянам, чем римляне были к пирамидам, хотя многим кажется, что наоборот.


29. Язычки фламинго считались в Древнем Риме деликатесом и были доступны только самым богатым. Впрочем, основу рациона большинства римлян составляли злаки — пшеница, ячмень, овёс, полба и рожь.


30. В 2012 году команда ныряльщиков обнаружила останки римского судна 2000-летней давности. В нём было обнаружено множество хорошо сохранившихся предметов и даже запасы провизии в сосудах для хранения.



32. Древний Рим был одним из первых мест с водопроводом и канализацией. Трубы с холодной водой были пропущены через жилые помещения, чтобы охлаждать воздух в жару. Через акведуки вода подавалась в общественные бани, уборные и фонтаны. Сточные воды тоже попадали в трубы, после чего сливались в ближайшие водоёмы.


33. Римский император Нерон прославился жестокостью и взбалмошными выходками. Он сочетался браком с вольноотпущенным, сыгравшим роль невесты, которого приказал кастрировать. За время своего царствования он убил родную мать и двух первых жён.


34. В Древнем Риме нос с горбинкой считался признаком сильного и властного человека. Причина, по мнению историков, в том, что многие воины, вернувшиеся с победой из кровопролитных сражений, имели сломанные носы.


35. Изначально римляне считали самоубийство вполне допустимым и не порицали его, но позднее приравняли к преступлению, потому что это наносило экономический ущерб государству. Ведь каждая смерть лишала страну одного работника или потенциального солдата!


36. В 86 году нашей эры Колизей заполнили водой, чтобы разыграть морское сражение. По свидетельству римского историка Диона Кассия, для выступления в воду запустили дрессированных быков, коней и прочих домашних животных.


37. Римские колесничие были настоящими суперзвёздами спорта. По подсчётам одного учёного, колесничий по имени Гай Аппулей Диокл, который считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории, заработал $15 миллиардов в пересчёте на современные деньги!



39. В 117 году нашей эры император Адриан ввёл смертную казнь за попытку самоубийства. Он заявил, что самоубийство солдата равноценно дезертирству. Поэтому неудавшихся самоубийц казнили.


40. О гладиаторах ходит много мифов. Гладиаторы вовсе не всегда сражались с соперниками или дикими зверями насмерть, хотя многие, разумеется, получали серьёзные ранения (а некоторые таки умирали). Большинство гладиаторов были рабами и содержались в таких ужасных условиях, что многие из них пытались бунтовать.


41. Римляне подкупили знаменитого правителя гуннов Аттилу, чтобы он не нападал на них. Аттила пообещал не атаковать Рим в обмен на большое количество золота, но, получив взятку, передумал и атаковал.


42. Почти во всех фильмах на вёслах в римских боевых кораблях трудятся рабы, но в действительности только вольным гражданам Рима разрешалось нести военную службу. Рабов при поступлении на службу либо освобождали, либо обещали освободить за доблесть в бою.


43. Говорят, что после брачной ночи римлянке запрещалось представать перед мужем обнажённой. Поэтому философы, отстаивающие моногамные отношения, были непопулярны. Мысль о том, чтобы заниматься сексом только с женой, казалась большинству мужчин странной.


Читайте также: