Кто мог быть полноправным гражданином полиса

Обновлено: 02.07.2024


В те времена создавались прекрасные статуи, начали проводить Олимпийские игры, тогда зародился и развивался театр, а еще – философские школы, культ здорового тела, удивительные архитектурные сооружения… Возможно ли вернуть те времена и жить по античным правилам и в городах, созданных по подобию древнегреческого полиса? Увы, нет.

Полис – не равно город

Несмотря на свою автономность, полисы были похожи друг на друга

Несмотря на свою автономность, полисы были похожи друг на друга

Это были самостоятельные и независимые поселения, действительно, обладающие многими чертами государства – в полисах даже чеканили собственную монету. Управляли таким поселением сами граждане, все важные вопросы решались на общих собраниях, у полиса были собственные вооруженные силы, а право собственности на землю и на другое имущество могло быть общинным и частным, в первом случае судьбу объекта права решали опять-таки сами граждане.

Более тысячи – столько полисов насчитали ученые за всю историю существования таких общин, каждый включал в среднем по пять тысяч граждан (что совершенно не совпадало с количеством проживающих в полисе человек). Были и исключения, например, Афинский полис в отдельные периоды своей истории достигал отметки в сто тысяч граждан, занимая и огромную для античных времен территорию.

Л. фон Кленце. Афинский акрополь

Л. фон Кленце. Афинский акрополь

Торговля с другими полисами, завоевания и прочие способы улучшения своего экономического положения для античных полисов были делом скорее второстепенным. Эти города-государства стремились к автаркии – полному самообеспечению, а значит, все в полисе было подчинено, в первую очередь, поддержанию комфортной жизни собственных граждан. И достигалась эта цель вовсе не использованием рабского труда, как можно было бы предположить.

Что располагалось внутри полиса и за пределами его стен

За пределами стен полиса размещались сельскохозяйственные земли

За пределами стен полиса размещались сельскохозяйственные земли

К обработке земли привлекали домашних рабов, вольноотпущенных и иностранцев – никто из них не имел статуса гражданина, но все же основой сельскохозяйственного производства оставался труд членов общины, работали обычно семьями. На территории надела могли располагаться постройки, но граждане, как правило, жили в пределах городских стен, отправляясь на свои угодья, как на работу.

Другую категорию граждан полиса представляли ремесленники – они производили все то, что требовалось жителям. Торговлю вели на рыночной площади, которая была одной из частей агоры – центра полиса, большого открытого пространства, где решались все вопросы общинной жизни. На агоре располагались храмы и мастерские, включая и помещения, где творили скульпторы – например, Фидий и Пракситель создавали свои шедевры на Афинской агоре. Здесь собирались для решения политических вопросов, здесь проводились главные мероприятия полиса, включая религиозные празднества.

Руины храма Аполлона в Коринфе

Руины храма Аполлона в Коринфе

Каждый из античных полисов имел свои культы, часто один из богов наделялся званием покровителя полиса. Все религиозные обряды и традиции осуществлялись за счет самого полиса и на его усмотрение – единого для древнегреческого мира порядка поклонения богам не существовало.

Культ богини Афины существовал в самом большом из античных полисов - в Афинах

Культ богини Афины существовал в самом большом из античных полисов - в Афинах

Распространенный по всей Элладе культ здоровья, физической красоты и силы привел к появлению в полисах гимнасиев – учреждений, где юноши тренировались в различных видах античного спорта, а кроме того, получали навыки чтения и письма, что было все-таки вторично по отношению к занятиям физкультурой. Поначалу гимнасий представлял собой просто открытую квадратную площадку, обсаженную по периметру тополями, потом стали строить помещения для каждого из видов физических упражнений.

Гимнасий поначалу представлял собой открытую площадку для занятий разными видами спорта

Гимнасий поначалу представлял собой открытую площадку для занятий разными видами спорта

В полисах сооружали и театры. Греки гораздо выше ценили устное слово, предпочитая его письменному. Искусство рассказывать истории и привело к появлению нового вида искусства – трагедий, что представляли собой рассказы о героях и их борьбе против рока.

На кого не распространялись блага полиса

Руины древнегреческого театра

Руины древнегреческого театра

Руины агоры в Коринфе

Руины агоры в Коринфе

В эллинистический период наблюдался упадок полисной организации общин, многие города-государства теряли свою независимость, подчиняясь отныне власти царя и сохранив самоуправление лишь частично. Правда, культура полисов существовала еще долго, больше того, многие из народов, вошедших в состав империи, перенимали полисные правила жизни.

Материалы по теме

На греческом острове Эвбея находится настоящая археологическая загадка: 25 громадных сооружений под названием Drakospita или Дома дракона. Возведенные из мегалитических известняковых блоков, образующих крышу в форме пирамиды, таинственные дома дракона являются настоящей загадкой древности.

На протяжении веков человечество использовало шестидесятеричную систему измерения времени. В этой всем привычной сегодня системе каждый день делится на 24 часа, каждый час - на 60 минут, а каждая минута - на 60 секунд. Почему это именно так? Это делается людьми по привычке или есть некое железобетонное неотъемлемое преимущество в измерении времени подобным образом?

А вот ещё:

Как образ предпринимателя трансформировался из труженика в пройдоху


В течение 19 века в русской живописи и литературе образ предпринимателя трансформировался из добродетельного труженика в малоприятного торгаша.

В русской литературной классике, известной нам с детства, образ предпринимателя резко негативный. Купцы туповаты, промышленники непомерно алчны, а любой владелец лавки или мастерской непременно агрессивный негодяй. Но на самом деле столь неприятный образ русского человека из бизнеса сложился не сразу. Были времена, когда к предпринимателю отношение в литературе оставалось вполне лояльным.

Просто с приходом большевиков к власти в школьной программе остались лишь те произведения, где любой собственник мог быть только отрицательным персонажем.

Всегда ли злодеи?

Но только ли жадных злодеев видели литераторы в современниках бизнесменах?

От любви до ненависти

Купцы описывались как глубоко безнравственные дельцы

Революция 1917 года уничтожила купечество. На смену старым грешникам пришли новые, принадлежащие к другим классам.

Читайте также: