Метрическое свидетельство что это

Обновлено: 17.05.2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 июля 2020 года N 2510

порядок проведения поверки средств измерений согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

требования к знаку поверки согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

требования к содержанию свидетельства о поверке согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.С.Беспрозванных.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

20 ноября 2020 года,

регистрационный N 61033

Приложение N 1
к приказу Минпромторга России
от 31 июля 2020 года N 2510

Порядок проведения поверки средств измерений

I. Общие положения

1. Настоящий порядок устанавливает правила проведения поверки средств измерений (далее - поверка) и распространяется на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владеющих средствами измерений на праве собственности или на ином законном основании (далее - владелец средств измерений) и (или) непосредственно применяющих средства измерений и представляющих их на поверку, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на проведение поверки в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и на государственные региональные центры метрологии, которые проводят поверку.

2. Настоящий порядок применяется при подготовке средств измерений к представлению их на поверку, при проведении поверки, оформлении ее результатов и передаче сведений о результатах поверки в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

3. Поверке подлежат средства измерений утвержденного типа, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.

Средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Поверка средств измерений, применяемых в области обороны и безопасности государства, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 9 Положения об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 780 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст.4766; 2017, N 24, ст.3532).

4. Результатами поверки средств измерений в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ являются сведения о результатах поверки средств измерений, включенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Результаты поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, действительны в течение установленных для средств измерений интервалов между поверками в соответствии с порядком установления и изменения интервала между поверками средств измерений, предусмотренным частью 7 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ (далее - межповерочный интервал).

Срок действия межповерочного интервала исчисляется с даты поверки средства измерения. Датой поверки средства измерений считается день окончания работ по выполнению процедур, предусмотренных методикой поверки, установленной в соответствии с порядком установления, отмены методик поверки и внесения изменений в них, предусмотренным частью 7 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ (далее - методика поверки).

II. Организация поверки средств измерений и представление средств измерений на поверку

5. Владелец средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, непосредственно их применяющие в указанной сфере, обязаны представлять их на поверку (далее - лицо, представляющее средство измерений на поверку).

Средства измерений, входящие в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 250 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 17, ст.2099; 2017, N 43, ст.6320) (далее - Перечень средств измерений), представляются на поверку аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений государственным региональным центрам метрологии (далее - государственные региональные центры метрологии).

Средства измерений, не входящие в Перечень средств измерений, представляются на поверку аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - аккредитованное на поверку юридическое лицо, аккредитованный на поверку индивидуальный предприниматель, аккредитованные на поверку юридические лица и индивидуальные предприниматели).

6. Средства измерений представляются на периодическую поверку по окончании межповерочного интервала.

Представление средств измерений на периодическую поверку до окончания установленного межповерочного интервала (далее - внеочередная поверка) осуществляется в случаях:

отсутствия подтверждения результатов поверки средств измерений в соответствии с действующим на дату ее проведения нормативным правовым актом, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

повреждения или отсутствия пломб, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к узлам настройки (регулировки) средств измерений, с вскрытием пломб, предотвращающих доступ к узлам настройки (регулировки) и (или) элементам конструкции средств измерений.

В добровольном порядке средства измерений на внеочередную поверку могут представляться без ограничений количества представлений и сроков представления в течение межповерочного интервала.

7. Средства измерений должны представляться на поверку:

очищенными от загрязнений и консервационных смазок;

с эксплуатационными документами, установленными при утверждении типа средств измерений в соответствии с порядком утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, внесения изменений в сведения о них, предусмотренным частью 7 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ, и входящими в комплект средства измерений;

с методикой поверки (при наличии методики поверки в комплекте средства измерений);

со свидетельством о последней поверке (для средств измерений, применяемых в качестве эталонов единиц величин и прошедших поверку до вступления в силу настоящего приказа);

с дополнительными устройствами, входящими в комплект средств измерений и необходимыми для проведения поверки в соответствии с методиками поверки.

При наличии у аккредитованных на поверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или государственных региональных центров метрологии (далее - аккредитованные на поверку лица), проводящих поверку, эксплуатационной документации на поверяемое средство измерений, а также методики поверки или наличии методики поверки в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений представление эксплуатационного документа и (или) методики поверки вместе со средством измерений на поверку является необязательным. Необходимость представления на поверку вместе со средствами измерений эксплуатационных документов, методик поверки, дополнительных устройств, входящих в комплект средств измерений, согласуется с аккредитованным на поверку лицом, проводящим поверку, до представления средств измерений в поверку.

Представление свидетельства о поверке с протоколом поверки, содержащим сведения о метрологических характеристиках средства измерений, полученных при поверке в условиях поверки при значениях влияющих на метрологические характеристики факторов (далее - влияющие факторы), при которых метрологические характеристики получены (далее - протокол поверки), или протокола поверки, выданного по результатам последней поверки, при наличии указанного протокола поверки в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений является необязательным.

8. Средства измерений, представляемые на поверку, должны иметь заводские (серийные) номера или буквенно-цифровые обозначения, нанесенные на средства измерений или, при невозможности нанесения на средство измерений, на эксплуатационный документ или упаковку средства измерений, которые должны идентифицировать каждый экземпляр средств измерений.

9. Средства измерений, эксплуатируемые в агрессивных (специальных) средах, должны представляться на поверку обеззараженными (нейтрализованными, дезактивированными) с документами, подтверждающими выполнение мероприятий по обеззараживанию (нейтрализации, дезактивации).

10. Аккредитованное на поверку лицо должно обеспечить лицо, представляющее средства измерений на поверку, информацией о требованиях, выполнение которых необходимо для представления средств измерений на поверку.

III. Поверка средств измерений

11. Поверка средств измерений выполняется в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям.

Поверка средств измерений, включенных в Перечень средств измерений, осуществляется государственными региональными центрами метрологии в соответствии с их областью аккредитации.

Поверка средств измерений, не включенных в Перечень средств измерений, осуществляется аккредитованными на поверку юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с их областью аккредитации.

12. Поверка должна проводиться:

в местах осуществления деятельности аккредитованного на поверку лица (на объектах, в помещениях, зданиях, сооружениях, комплексах зданий и иных помещениях, расположенных по адресам, установленным при аккредитации на поверку, и принадлежащих на праве собственности, либо ином законном основании аккредитованному на поверку лицу),

в местах осуществления временных работ (разовые работы, выполняемые на объектах, в помещениях, зданиях, сооружениях, комплексах зданий и иных помещениях, находящихся вне мест осуществления деятельности аккредитованного на поверку лица).

Поверка в данных местах должна проводиться в условиях (при значениях влияющих факторов), предусмотренных установленными для поверки средств измерений методиками поверки.

Не один год я увлекаюсь генеалогией. Практической пользы в этом хобби нет, но интересного очень много. Здесь я хотел поделиться накопленным опытом, частью интересных сведений, не сильно погружаясь в персональные истории. Чтобы текст сильно не распухал, расскажу всего 2 кейса: поиск в военных архивах на основе данных онлайн-баз и продолжительный просмотр и анализ метрических книг одного села периода конца XIX — начала XX вв. вплоть до конца революции и гражданской войны.

Изучение метрических книг, запросы в далекие архивы обычной и электронной почтой, личные походы в архивы, исследование открытых баз в интернете и другие виды поисков дают богатый материал. Иногда поиск и находки похожи на настоящий детектив, только все события были далеко в прошлом.

Осознаю, что некоторым тема публикации может показаться далекой от IT, но в процессе у меня было и программирование, VBA-скриптинг, SQL, и впереди, надеюсь, ML\DS\AI.

Онлайн-базы и архивные учреждения

Память Народа — невероятный проект! Он живой, база постоянно пополняется. Если вы не нашли предка месяц назад, сегодня он может появиться. Благодаря ему я узнал важные подробности жизни прадеда, с которыми уже поехал в ЦАМО. ЦАМО — Центральный Архив Министерства Обороны, огромное хранилище документов в подмосковном Подольске. Архивы — отдельный сложный мир со своими правилами, не всегда очевидными и понятными простому человеку. ЦАМО — еще более специфическое место, поскольку является действующей военной частью. В нем хранится основной массив документов по Великой Отечественной Войне, личные дела офицеров, журналы боевых действий дивизий и многое другое. Простой человек, интересующийся предком-офицером, может собрать копии документы подтверждающие родство(цепочка свидетельств о рождении и браков со сменой фамилии), прийти в ЦАМО с утра приемного дня и сказать примерно так: хочу посмотреть личное дело офицера и его учетно-послужную карточку (УПК), его ФИО, звание, должность, такого-то года рождения в таком-то городе. Вот копии документов, подтверждающие родство, вот мой паспорт.

С очень большой вероятностью эти документы там хранятся и вам удастся их получить, возможно в тот же день. Даже если офицер пропал без вести, или штабные документы дивизии были уничтожены в окружении, копия личного дела и УПК со всеми повышениями и переводами с начала службы в РККА скорее всего сохранилась и лежит в ЦАМО. Документы нельзя фотографировать (поймают по камерам, выгонят навсегда), но можно заказать их ксерокопирование или цифровые копии (еще один визит) и по готовности забрать (и еще один визит). Это все только для офицеров, рядовых и сержантов скорее всего там нет. Для таких поисков придется серьезно копаться в делах частей, брать большой отпуск и снимать жилье в Подольске — я читал о таких случаях. Или заказывать поиск профессионалу, это может быть не быстро и не дешево.

Таких итерационных поездок для получения личного дела прадеда-комбата оказалось в моем случае 3, с некоторым везением. В общем случае с копированием требуется 4 ходки. Для этого удалось пару раз отпроситься на работе до обеда и только на первую поездку брать день отпуска.



Было почти все здорово, пока не выяснилось, что преданность партии Ленина-Сталина и социалистической родине проявляет недостаточно.

В результате удалось получить множество сведений о жизни прадеда, неизвестных никому из родственников: перипетии призыва, обучения, службы, автобиография, анкета с упоминанием родственников, карьерный рост в армии, отрицательная характеристика в 1938 из-за пьянства, перевод на преподавательскую работу в КУКС'З c должности командира саперного батальона, восстановление — и как финал отправку за 3 месяца до войны на запад Украины командовать новым легко-инженерным батальоном в недавно сформированной дивизии…



Последняя страница УПК

Каждое такое открытие новых документов и сведений — как дверь в комнату с новыми закрытыми дверьми. Новые данные открывают возможности для новых направлений исследований и прежде всего в интернете, в открытых базах и на форумах. После переваривания и систематизации большого куска информации через год-два я дозрел до похода в другой военный архив в Москве — РГВА. В нем архивы от конца революции и до начала войны, но включают финскую войну и некоторые другие периоды. Не буду подробно описывать, скажу только, что в РГВА проще работать, он в Москве и меньше сложных неудобных порядков. Там я тоже немало интересного нашел, но уже без такого поражающего эффекта, как в Подольске. В Москве есть еще интересный архив — РГАСПИ. Если человек состоял в партии, можно по емейлу заказать партийную карточку, зная только ее номер (по ФИО не получится). Оплатить квитанцию за услугу в банке, прислать опять же по емейлу ее фотографию и в ответ получить фото 2 оборотов партийной карточки. Это круто, это очень удобно — всем бы архивам работать c таким же комфортом для людей.

Перед походами в архивы стоит изучить массив и статьи с полезными советами, которые или изначально на соответствующей ветке ВГД, или по ссылкам с него.

Метрические книги

Метрические книги предшествовали журналам ЗАГС. До начала 1920х годов вместо ЗАГСов были церкви, в книгах священники регистрировали рождения, браки и смерти, а также проводили все должные церковные обряды. Батюшка крестил младенцев, давал имя по святцам, делал запись в книге с порядковым номером, датой, родителями и крестными(восприемниками). В начале статьи приведена страница с крещениями. Фамилии засвечивались в имени отца и ФИО крестного отца и матери. У матери фамилия, ясное дело, по мужу. Я встречал книгу, в которой уже в начале 20 века на Урале у людей не было фамилий — только имя и отчество, хотя к этому времени уже почти у всех она должны была быть. Все имена записывались в церковно-славянском написании и дореформенной орфографии: Иулитта — это Юлия, Иоанн — Иван, и так далее — Симеон, Iаков, множество вышедших из использования имен.

Точно так же регистрировались браки с указанием возраста жениха и невесты. Пример записи брака в книге, село Еленовка, 1907 год.

В конце года подводил итоги и рисовал статистическую таблицу — сколько родилось, сколько умерло, и из тех, кто умер — в каких возрастах.

Первый мой подход к анализу книг был попыткой выявить всех людей в одном селе, из которого происходят предки по отцовской линии. Итак, село Еленовка Мариупольского уезда Екатеринославской губернии. По некоторым сведениям основана в 1840 году.

Откуда берутся оцифрованные книги? Это длинная обширная история, но я перескажу совсем вкратце. В 90х годах представители американской секты мормонов пришли в областные архивы Украины и РФ и предложили бесплатно микрофильмировать метрические книги на своем качественном оборудовании. Полученные пленки увозились в их центр в штате Юта, но копии оставались в архивах. Как видно по количеству оцифрованных книг, нанятыми копировальщиками была проделана просто колоссальная работа. В 21 веке пленки были оцифрованы и выложены на сайт с возможностью поиска по названию церкви, населенному пункту и году.

Причины, по которым это надо было мормонам не ясны, но, очевидно связаны с этой религией.
В России их сайт с поиском по базе недоступен из-за протестов российских архивов как правообладателей, но найти книги, конечно, можно.

Прим.рецензента: брачные обыски — проверки перед браком, что жених и невеста имеют право вступать в брак. Причин запрета могло быть много, одна из них — духовное родство(приходятся друг другу кумовьями или отношение крестник-крестная), но было и много других, например, превышение допустимого церковью количества браков.

Общие сделанные допущения при анализе метрических книг Еленовки:

1. В селе с населением около 1000 человек с одной церковью у человека с не самой распространенной фамилией строка с его именем и отчеством — уникальный идентификатор. Если вдруг встретится 2 одинаковых ФИО — они должны родиться и жить сильно далеко друг от друга по времени.

2. В диапазонах лет имеющихся книг некоторые неполные, изредка — с очень большими пропусками записей. Это плохо, но это отправная точка, ничего сверх имеющегося скорее всего никогда не появится:

Считаем, что разыскиваемые люди хотя бы раз должны встречаться в метрических записях доступных для изучения книг — хоть в роли крестных. Вообще-то оказалось, что это не так, самый интересный период 1901-1906 пропал. Можно совсем выпасть из истории, если книги пропали или если в них есть лакуны.

Есть областные архивы России и Украины, сгоревшие уже в 21 веке или в конце 90х. Я читал о Полтавском архиве, в войну потерявший 80..90% фондов. Не успели эвакуировать или спрятать при отступлении, потом пожар или же метрические книги пошли на растопку в голодные и холодные военные зимы.



Форма Excel, которую я разработал для построения всевозможных цепочек людей с одной фамилией в одном селе

Через некоторое время я пришел к такой таблице. Сначала выписки в блокнот, затем через какое-то время поиск хотя бы одной записи с нужной фамилией стал чуть технологичнее.
Я просматривал pdf книги на большом планшете, когда попадалась фамилия, я делал скриншот одновременным нажатием Power и Volume-Down. Скриншоты падают в свою папку, потом я их собираю. На скриншоте всегда виден запись года от руки в заголовке таблицы, месяц и номера записей. После прохода всех книг со скриншотов данные переносятся в Excel.

Заполнение таблицы для удобства дополнено условным форматированием цвета фона и выпадающими списками некоторых столбцов, где значение из перечислимого множества значений (Роль, событие и др). Реально в Excel получается использовать всего лишь несколько десятков цветов фона.

Несколько процедур VBA раскрашивают ячейки с Именем-Отчеством, вычисляя целочисленный хэш от строки и обрезают делением по модулю на число цветов. Также надо удалить из списка цветов слишком темные цвета, мешающие разглядеть текст, и найти новый хэш-код из оставшихся. Потом оставить тех, кто встречается более 1 раза.

Таблица, построенная в таком виде позволяет, во-первых получить некоторую статистику средствами самого Excel, во-вторых легко переносится в любую СУБД. Я использовал MS SQL. Иерархический SQL-запрос вытаскивает короткие деревья отец-сын, иногда 3-уровневые дед-отец-сын.

Большинство записей, правда, единичные. Человек мог встретиться всего лишь раз во всех доступных книгах с учетом того, что мог родиться в другом месте, книги доступны не за все года, крупные периоды утеряны полностью. В некоторых книгах часть событий не сохранилось, рождения, например, могут быть за несколько месяцев. Кроме этого человек мог раз мелькнуть в роли крестного (восприемника в старом наименовании) или поручителем на свадьбе от жениха или невесты — и все, даже если отбросить детскую смертность, когда родился и почти сразу же умер.

Также есть некоторое небольшое число однофамильцев, умерших в старости, после 50-60 лет,
Имея неподтвержденный год основания села 1840 можно считать, что они могут быть из числа первых поселенцев. Здесь некий Петр и Яков Стефанович родились до основания села и вполне могут быть в числе основателей села, если не подтянулись позже. Но из прореженных самой историей метрических книг этого уже не узнать.


Некоторые наблюдения

Детская смертность 30..50% — настолько обыденное явление, что видимо не воспринималась как трагедия — Бог дал, Бог и взял. Но иногда на страницах разыгрываются настоящие драмы, и глаз их выцепляет из череды событий. Например — у вдовы рождается двойня, мальчики. Их записывают незаконнорожденными, находятся крестные — и на следующий год оба умирают от инфекций с разницей в несколько месяцев.

Прим.рецензента: к концу 19 века все уже не было так строго, привилегии не отбирались, крепостым никто не становился (как до отмены крепостного права), но дети от такого брака не получали дворянский титул.

Я готовлю продолжение, намного более IT-шное, но не могу обещать, что будет скоро готово. Есть еще кейсы с успешным поиском, но пусть пока будут в заготовках. Если вам интересна тема, пожалуйста, напишите в комментариях: во-первых, стоит ли на ваш взгляд писать это именно здесь, во-вторых, конкретные вопросы — постараюсь ответить.

Основные ссылки

Я намеренно не даю много ссылок, оставляя только самые важные. Полезных намного большое, но поначалу лучше не загромождать.

Состояла каждая книга из трёх частей, содержащих сведения:
О рождении - дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения;
О браке - имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей;
О смерти - имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.

Метрические книги православных

Повсеместное ведение метрических книг было установлено для православного духовенства в 1722, но исправное ведение метрик привилось не скоро, как это видно из большого числа указов Синода, подтверждающих необходимость правильного ведения метрических книг и наблюдения за этим. Такие указы были изданы в 1779, 1802, 1812, 1824 и т.д.

В 1838 Синодом было установлено, чтобы причт ежемесячно свидетельствовал и подписывал книги, обозначая, сколько в истекшем месяце умерло, родилось и сочеталось браком, и чтобы родители, восприемники и свидетели подписью своей скрепляли верность записи. Этим же указом 1838 была установлена новая форма метрик. Новые указы Синода с обращением внимания на неисправность ведения метрических книг, встречаются в 1838, 1886, 1889, 1890, 1903. В указе 1903 обращается внимание на большое количество поступающих "на разрешение Консистории и Св. Синода дел об исправлениях в метричесикх книгах неправильных записей и о внесении в эти книги пропущенных актов о рождениях, браках и смерти".

Незаполненные бланки, собранные в метрические тетради, выдавались приходским священникам из консисторий или духовных правлений. Правильность заполнения метрик контролировалась благочинными, проверяющими текущую документацию подведомственных церквей каждые полгода. Во избежание подлогов, ошибок, упущений ответственность за каждую запись возлагалась на весь церковный причт.
Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею), второй - оставался в церкви.
Консисторский экземпляр, включавший метрические тетради рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, достигал 1000-1200 листов. Приходский экземпляр имел иную структуру. Он включал записи рождений, браков и смертей только одного прихода за несколько лет, в зависимости от численности прихода. До 1840-50-х гг. приходская метрическая книга включала все виды регистрации, а позже каждый вид регистрации велся в отдельной книге. Объем приходской метрической книги чаще всего был около 200-250 листов. Полную юридическую силу имели документы выданные на основе консисторского экземпляра. Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта, а записи о браке сверялись с обыскными книгами.

Участники таинства ( родители и восприемники при крещении, жених или поручители при венчании) могли ознакомиться с внесенной в метрику записью и подтвердить ее верность в соответствующей графе.

Метрические книги представляют регистрацию церковных обрядов, а не самого факта рождения, брака или смерти. Не получают крещения мертворожденные, а также умершие вскоре после рождения, они могут не попасть в метрики о родившихся. С другой стороны в христианские метрики кроме родившихся заносят случаи крещения взрослых. В метрические книги об умерших у православных также могут не попадать младенцы, умершие до крещения, над которыми не совершен обряд погребения, а также самоубийцы. По военно-духовному ведомству прямо запрещалось вносить мертворожденных в метрики. В губерниях или епархиях, где население было очень разбросано и приходы чрезвычайно растянуты, как например в Сибири, нередко умершие вынужденно хоронились без участия духовенства и, соответственно, не попадали в метрические книги.

Где искать метрические книги

Велись метрические книги в церковных приходах до 1918 (в некоторых районах до 1921), затем регистрация актов гражданского состояния была передана подотделам ЗАГС местных органов исполнительной власти. После октября 1917 метрические книги первоначально были переданы в городские, уездные, волостные земские управы, а с созданием органов ЗАГС, - в их волостные, уездные и губернские отделы. Сейчас они большей частью находятся в местных областных и республиканских архивах, но кое где и в органах ЗАГС.

Например, большинство метрических книг приходов, находившихся на территории Чувашии, (с 1763 по 1918) хранятся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики. Это “метрики” по Алатырскому, Ардатовскому, Буинскому и Курмышскому уездам Симбирской губернии и Козьмодемьянскому, Тетюшскому, Цивильскому, Чебоксарскому и Ядринскому уездам Казанской губернии. А магометанские метрические книги (с 1780 по 1881) по Тетюшскому, Цивильскому и Чебоксарскому уездам находятся в Национальном архиве Республики Татарстан. Там же хранятся православные метрические книги Цивильского уезда с 1763 г., Чебоксарского - с 1790.

Что такое приход?

Приход был основной единицей епархиального деления России. Состав приходов неоднократно изменялся.
В уездах село являлось центром прихода, в состав которого входило еще несколько более мелких населенных пунктов, иногда - разных уездов, в некоторых случаях – губерний. В исключительных случаях части одного и того же населенного пункта относились к разным церковным приходам, что характерно для городов и крупных сел. Границы церковных приходов постоянно изменялись.

Следующим уровнем административного церковного управления был благочиннический округ, включавший вначале 7-10 церквей с их приходами, что предусматривалось Духовным регламентом 1721. Приходские церкви уезда разбивались на группы по 10 церквей; один из числа приходских священников назначался благочинным. В его обязанности входил контроль за правильностью ведения служб и церковной документации, поведением священников в быту. Дважды в год благочинный приезжал в приход с проверкой.

На уездном уровне дела церкви решались в духовных правлениях. До середины XIX в. церкви находились в ведении духовных правлений, а по их упразднении перешли в непосредственное подчинение консистории.

Приходы входили в состав епархии, границы которой не всегда совпадали с административно-территориальным делением на губернии. Епархия в среднем объединяла в 1737 около 700 приходов, в 1783 – 530, в 1860 – 550 приходов, а центральные епархии – свыше 1000 приходов. В пореформенный период за 1869-1879 по России было упразднено около 2000 приходов.

Справочники, содержащие в числе прочего и сведения о том, какие населенные пункты входили в состав приходов, выпускались, некоторые ихз них есть в библиотеках. Правда, нередко они не отражались в каталогах, поскольку считались неактуальными для советского читателя. В 1997 в Российской национальной библиотеке было обнаружено 50 нерекаталогизированных уникальных "Расписаний церквей, причтов и приходов" различных епархий, относящихся к середине 70-х гг. XIX в. Библиографическое выявление, установление мест хранения и раскрытие содержания губернских епархиальных справочников – одно из приоритетных исследовательских направлений отдела библиографии и краеведения РНБ. А пока эта работа не завершена, они вполне могут обнаружиться в епархиальных библиотеках. Например, в библиотеке епархиального управления Казанской епархии разнообразные справочники за разные года точно есть.

Изначально не существовало разделения внутри системы церковного учета православного населения. Однако к началу XIX в., с выделением придворного и военного духовенства в самостоятельные ведомства, единая в XVIII в. система регистрации актов гражданского состояния утратила целостность.

Метрические книги военного ведомства

Метрические книги военного ведомства содержат информацию о различных категориях военного населения, составлявшего значительную долю в общем числе российских подданных.

До 1800 каждый полковой священник подчинялся преосвященному, в епархии которого квартировал его полк. В ходе военных кампаний Синод поручал отдельным лицам руководство военным духовенством, находящимся на театре военных действий. Эти временные руководители именовались обер-полевыми священниками или обер-иеромонахами флота. Павел I высочайшими указами в 1800 сделал должность обер-священника армии и флота постоянной и передал в его ведение военное и морское духовенство. В 1815 была создана должность обер-священника Главного штаба, в ведение которого перешли священники гвардии и гренадер. С этого периода управление военно-морским духовенством осуществлялось двумя ведомствами, но организация делопроизводства в этих ведомствах была сходной. Позднее руководители этих ведомств из обер-священников были переименованы в главные священники, внутренняя структура учреждений при этом не изменилась. Изменения в управлении военным духовенством произошли в 1880-е.

Особая комиссия при Священном Синоде выработала положение об упразднении должности главного священника армии и флота и должности главного священника гвардии и гренадер. Их функции были переданы протопресвитеру военного и морского духовенства, в его лице все полковые и флотские священники получили единого руководителя.

Более сложную структуру имела система учета военного населения. Основная часть армейских и флотских священников относилась к ведомству обер-священника армии и флота. В 1800 Озерецковский, первым принявший эту должность, назначил 14 благочинных, которые и явились фактическими организаторами и руководителями деятельности армейского духовенства на местах.
Именно через благочинных обер-священник получал сведения о состоянии дел в полках и на флоте, а также всю отчетную документацию, поступающую от духовенства. При наличии в том или ином округе должности полевого обер-священника, благочинный по всем текущим вопросам связывался с ним, а не обращался непосредственно к обер-священнику армии и флота.

Полковые и флотские священники ежегодно с апреля по май присылали благочинному "требовательные" ведомости, в которых указывали количество необходимых бланков для метрических записей на будущий год. Благочинный скреплял подписью эти бланки, прошнуровывал их и выдавал священникам. Вести метрические записи следовало в двух экземплярах. Не позднее 15 января нового года священникам предписывалось присылать благочинному оба экземпляра метрик за истекший год для проверки.

Засвидетельствовав личной подписью верность записей в каждой книге, благочинный черновой экземпляр возвращал в церковь, а беловую метрическую книгу с остальными отчетными документами отправлял в канцелярию обер-священника.
Аналогичная схема обращения документации существовала в ведомстве обер-священника гвардии и гренадер.
В канцеляриях обоих ведомств составлялись сводные таблицы о числе рождений, браков и смертей в военном сословии, которые подавались в Синод. Также составлялись различные статистические документы для светских учреждений.
Единой коллекции "военных" метрик на сегодняшний день не существует. Метрические книги военно-духовного ведомства содержатся в фондах нескольких центральных архивов и частично представлены в местных архивах.

Беловые экземпляры метрик поступали на хранение в канцелярии обер-священников, которые, после учреждения единого руководства в военно-духовном ведомстве, вошли в состав канцелярии духовного правления при протопресвитере военного и морского ведомства. Фонд 806 РГИА (Духовное правление при протопресвитере военного и морского ведомства) первоначально содержал значительный комплекс метрических книг различных войсковых подразделений.

Однако в настоящее время практически все документы утрачены, возможно, они были списаны и уничтожены в 1950-60-е годы в ходе работы "по разгрузке" фондов архива.

В Ф. 806 РГИА находятся "Метрические и исповедные книги 1-й Артиллерийской бригады", "Метрические книги церкви Ставропольского военного госпиталя 1840-1844 гг.", "Восемнадцать страниц из метрических книг Петропавловской церкви Зеленского военного поселения". Тот же фонд содержит значительное количество исповедных ведомостей различных полков за период с 1815 по 1918.

Метрические книги придворного ведомства

Метрические книги придворного ведомства включают в себя сведения в том числе и о придворном окружении, дворцовой прислуге и придворная охране, а также отражают некоторые стороны повседневной жизни двора и императорской семьи.

В 1798 привилегированное положение придворных священников законодательно оформил указ Павла I, по которому они, в отличие от епархиальных священников, получили наименование пресвитеров, "данное в знак уважения к высокому месту их служения при Высочайшем дворе". При Александре I было образовано отдельное ведомство придворного духовенства во главе с Протопресвитером Московского Благовещенского и Придворного соборов. Глава ведомства избирался лично государем и являлся его личным духовником или духовником членов императорской семьи. Дворцовые и придворные церкви, таким образом, вышли из епархиального подчинения, изменился порядок прохождения документации для этих церквей.

Протопресвитер Придворного собора, возглавляющий придворное духовенство, в начале года выдавал причтам метрические тетради за своей скрепою и печатью. По истечении года, заполненные, они доставлялись ему для проверки. При церквях оставались копии. Протопресвитер представлял метрики в Синод, проверка правильности записей поручалась одному из членов Синода, обычно это был обер-священник армии и флота. После исправления недочетов, документы отправлялись в архив Санкт-Петербургской консистории.

В настоящее время комплекс метрических книг придворного ведомства находится в фонде 796 (Канцелярия Синода) и в фонде 805 (Канцелярия заведующего придворным духовенством) РГИА. В фондах представлены и синодальные (подшивка за один год метрических тетрадей различных церквей), и церковные экземпляры. Непрерывный массив с 1783 по 1920 составляют метрические книги Придворного собора при Императорском Зимнем дворце. В фонде 805 на особом хранении находятся также "Метрические книги о членах Российской Императорской фамилии".

В метрических книгах Придворного собора Императорского Зимнего дворца за 1800-1804 гг. форма записей в церковном экземпляре напоминает изложение событий в камер-фурьерском журнале, привычного разделения на три части книга не имеет, в ней чередуются записи о рождениях и браках. Основное внимание обращено не на сам факт брака или крещения, а на присутствие при этом событии Высочайших особ.

Лица царствующей фамилии достаточно часто выступали в роли восприемников, императорскими крестниками становились люди различного социального происхождения. Такой почести мог удостоиться как сын родовитого сановника, так и сын лакея.

KPI?

Понятие KPI известно давно, однако до сих пор не каждый понимает его значение до конца. Соответственно, услышав о полезности, большинство руководителей организаций пытались или пытаются использовать KPI не по его назначению. Одни понимают это как мотивацию определенных сотрудников или, как мотивация технической поддержки, другие как систему индикаторов, отражающих результативность каждого работника. Однако неправильное использование "инструмента" не даст должный или ожидаемый выхлоп в конце пути. Так давайте зададим вопрос: KPI что это такое? И попробуем дать на него исчерпывающий ответ. KPI (на англ. Key Performance Indicator в переводе "ключевой показатель эффективности") или как еще любят трактовать (неверно) перевод "показатель мотивации или эффективности сотрудников" и другие трактовки связанные с персоналом организации. Из-за неправильных переводов аббревиатуры и возникают проблемы с внедрением KPI.

Важно понимать, что мотивация сотрудников тут не причем. Давайте разберем по подробней перевод "ключевой показатель эффективности". Слово "эффективность" не совсем верно, так как расчетная формула, следующая: "Эффективность=результат/затраты". Из этого следует, что KPI действительно показывает на сколько достигнута та или иная цель, но не показывает полученные затраты. Для более ясного понимания разберем на примере из повседневной жизни. Утром проспав будильник, в спешке хватаемся за голову и думаем, как вовремя успеть на работу. Согласитесь в такой ситуации о затратах задумываемся меньше, нежели о времени, потраченном в пути до места назначения. Добираться на общественном транспорте (оставшейся путь от остановки до офиса идти пешком), как делали это каждый день экономя деньги, нецелесообразно. Следовательно, лучшем выбором для достижения поставленной цели, а именно "вовремя успеть на работу", будет такси (т.к. доедем гораздо быстрее и прямиком к работе). Таким образом пример демонстрирует, что KPI показывает фактический срез текущего достижения любого показателя, как в повседневных делах, так и в рабочих моментах, в нашем примере в качестве показателя учитывалось время. Таким образом подходящей трактовкой Key Performance Indicator, на мой взгляд будет "ключевой показатель действий", который приведет к достижению поставленной цели.

Тезисно подведем, что такое KPI:

  • KPI - нет ничего общего с мотивацией персонала;
  • KPI - определяет количественный показатель достижения поставленной цели;
  • Основываясь на показатели KPI, можно принимать обоснованные управленческие или организационные решения.

В нашем решении "Управление IT- отделом 8" для определения управленческих вопросов реализована подсистема "Метрики и KPI". Приведу кратко примеры использования подсистемы в конфигурации:

  • Выявление процента обращений, которые потребовали выяснения уточняющей информации от инициатора;
  • Определение процента вовремя выполненных заданий, для мониторинга соблюдения соглашений SLA;
  • Процентное соотношение распределенных задач между сотрудниками, позволит отслеживать загруженность персонала;
  • Процент обращений классифицированный по сервисам, для выявления проблемных мест в работе.
  • Процент заявок, выполненных вовремя, для проверки обязательности исполнителей.
  • Процент заданий, при обработке которых возникли вопросы к инициаторам (запросы на доп.информацию, что-то не понятно и т.п.), кто из исполнителей.
  • Количество заявок, открытых пользователями повторно. Если заявка открыта снова, то исполнитель не доработал, а если таких заданий много, то нужны организационные выводы.
  • Распределение заданий по инициаторам. Что можно сделать с этими данными хорошо написано в статье: "Как сократить количество задач в IT-отдел от вредных пользователей?".
  • Распределение затрат рабочего времени по сервисам. На что уходит больше всего времени?
  • . много других интересных метрик можно добавить. То, что указано выше - лишь примеры, Вы можете добавить любую другую метрику, которая для Вас будет иметь какое-то значение и ценность.
  • Процент обращений классифицированный по сервисам, для выявления проблемных мест в работе.

В заключении подведем итоги: Что такое KPI и как же правильно его использовать?

  • Первое: помните, что это не самоцель, а механизм позволяющий отслеживать проблемы на пути к достижению цели.
  • Второе: должно присутствовать четкое понимание, итогового результата.
  • Третье: учитывайте, то, что если с помощью полученных показателей нельзя произвести никаких решений, то и не нужно использовать KPI. Другими словами, не старайтесь использовать метрики везде, где придется. Это не даст результатов.

Удачи друзья!
PS: Напоминаю, что метрики и все остальное можно посмотреть в нашей Демо-базе

Ознакомится с практической частью KPI и метрик можете на нашем YouTube канале.

Читайте также: