Кто издает декреты в рб

Обновлено: 05.05.2024

- постановления палат Парламента - Национального собрания;

- постановление Совета Министров;

- акты Конституционного Суда, Верховного Суда (постанов­ления Пленума Верховного Суда), Высшего Хозяйственного Суда (по­становления Пленума Высшего Хозяйственного Суда), Генерального прокурора;

- постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка (Правления Национального банка, Совета директоров Национального банка);

- приказ республиканского органа государственного управления;

-решения органов местного управления и самоуправления.

Акты Парламента и Президента Республики Беларусь предопреде­ляют направления развития всего массива законодательства. При этом законы направлены на регламентацию общественных отношений, которые постоянны, в то время как указы и декреты Президента отражают самую динамичную сторону правовой жизни, учитывая, что процедура их принятия позволяет быстро отреагировать на вновь появившиеся общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Законодательством Республики Беларусь предусмот­рены следующие виды актов Президента - декреты, указы (в том числе, директивы), распоряжения.

Декреты Президента могут быть двух видов: делегированные - издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные - издаваемые Главой государства в силу особой необходимости Согласно ст. 101 Конституции Республики Беларусь Палата предста­вителей и Совет Республики законом, принятым большинством голо­сов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на изда­ние декретов, предусматривающих изменение и дополнение Консти­туции, ее толкование, изменение и дополнение программных законов, утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении, изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по пред­ложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отме­нены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 Конституции в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Указ - акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий, изменяющий, отменяющий определенные правовые нормы. Указы Президента могут носить и ненор­мативный характер (о награждении, о назначении на должность). В таком случае это правоприменительные акты индивидуального характера.




Разновидностью указа является директива Президента - указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях сис­темного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

В случаях, предусмотренных Президентом Республики Бела­русь, его распоряжения в соответствии со ст. 3 Закона Республики

Отдельное место в системе нормативных правовых актов занимают правовые акты Президента РБ. Конституцией Республики Беларусь (далее КРБ) предусмотрены следующие виды актов Президента – декреты, указы, распоряжения.

Таким образом, декреты Президента могут быть двух видовделегированные (издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий) и временные декреты (издаваемые Главой государства в силу особой необходимости).

Согласно ст. 101 КРБ Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение КРБ, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. До настоящего времени Парламент не принимал законов о делегировании Президенту законодательных полномочий.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 КРБ в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

2) Кроме декретов Президент имеет также право на издание указов. Указ – акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий, изменяющий, отменяющий определенные правовые нормы.

Разновидностью указа является директива Президента. В соответствии с действующим законодательством директива Президента – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

3) Распоряжение президента – это индивидуально-правовой акт, который издается для реализации таких полномочий президента, которые не представляют большой важности (например, об отклонении ходатайств о приеме в гражданство Беларуси). Распоряжения обладают меньшей силой, чем декреты и указы президента, и должны им соответствовать.

Вывод: правовые акты президента обладают меньшей юридической силой, чем конституция, решения референдума, международные договоры и программные законы. В то же время, правовые акты президента имеют верховенство над актами других госорганизаций, кроме законов парламента.

Читайте также: