Кто из высших магистратов рима не обладал правом вынесения смертного приговора

Обновлено: 30.06.2024

В исполнительных магистратах Римской республики были чиновниками древней Римской республики (с 510 г. до н.э. - 44. До н.э.), избираемый народом Рима . Обычные магистраты ( magistratus ) были разделены на несколько рангов в соответствии с их ролью и властью, которыми они обладали: цензоры , консулы (которые действовали как обычные главы государства), преторы , курульные эдилы и, наконец, квесторы . Любой магистрат может воспрепятствовать ( наложить вето ) на действие, предпринимаемое магистратом с равной или меньшей степенью магистратских полномочий. По определению плебейские трибуны и плебейские эдилы технически не были магистратами, поскольку они избирались только плебеями , но ни один обычный магистрат не мог наложить вето на любые их действия. Диктатор был чрезвычайным магистратом, который обычно избирался во время чрезвычайного положения (обычно военного) на короткий период. В этот период власть диктатора над римским правительством была абсолютной, поскольку они не контролировались никакими учреждениями или магистратами.

СОДЕРЖАНИЕ

Ранги

Полномочия

Только римские граждане (как плебеи, так и патриции) имели право передавать магистратские полномочия ( potestas ) любому отдельному магистрату. Самой важной властью был империй , которым владели консулы (главные магистраты) и преторы (второй по величине обычный магистрат). В узком определении империум просто давал магистрату право командовать вооруженными силами. Однако в более широком смысле империум давал магистрату конституционные полномочия отдавать приказы (военные, дипломатические, гражданские или иные). Империум магистрата был на пике, пока магистрат находился за границей. Однако, пока магистрат находился в самом городе Риме, он должен был полностью отказаться от своего империума, чтобы свобода ( libertas ) была максимальной. Магистраты с империумом сидели в кресле курула , и их сопровождали ликторы (телохранители), которые носили топоры, называемые фасциями, которые символизировали власть государства наказывать и казнить. Только магистрат с империумом мог носить тогу с окантовкой или быть награжденным триумфом .

Обычные магистраты

Консул Римской республики был самым высокопоставленным обычный магистрат. Два консула избирались на годовой срок (с января по декабрь) собранием римских граждан, Центуриатным собранием . После того, как они были избраны, ассамблея предоставила им полномочия imperium . Если консул умирал до истечения срока его полномочий, другой консул ( consul suffectus ) избирался для завершения первоначального консульского срока. В течение года один консул был выше другого консула. Этот рейтинг менялся каждый месяц между двумя консулами. По истечении срока консула он занимал почетное звание консула до конца своего времени в сенате и должен был ждать десять лет, прежде чем баллотироваться на пост консульства. Консулы обладали высшей властью как в гражданских, так и в военных делах, что отчасти объяснялось тем, что они обладали высшей обычной степенью империй (командования). Находясь в городе Риме, консул возглавлял римское правительство. В то время как компоненты государственного управления были делегированы другим магистратам, управление правительством находилось в высшей власти консула. Консулы председательствовали в римском сенате и римских ассамблеях и несли полную ответственность за соблюдение политики и законов, принятых обоими учреждениями. Консул был главным дипломатом, вел дела с иностранными государствами и способствовал взаимодействию между иностранными послами и сенатом. По приказу сената консул отвечал за формирование армии и командование ею. Хотя консулы обладали высшей военной властью, римский сенат должен был предоставить им финансовые ресурсы, пока они командовали своими армиями. Находясь за границей, консул имел абсолютную власть над своими солдатами и над любой римской провинцией.

В преторы ведении гражданского права и заповедал провинциальные армии, и, в конце концов, стал выступать в качестве главных судей над судами. Преторы обычно баллотировались вместе с консулами перед собранием солдат, Центуриатным собранием. После того, как они были избраны, ассамблея предоставила им полномочия imperium. В отсутствие старших и младших консулов ​​в городе городской претор управлял Римом и председательствовал в римском сенате и римских собраниях . У других преторов были обязанности, связанные с иностранными делами, и они часто действовали в качестве губернаторов провинций. Поскольку преторы обладали властными полномочиями, они могли командовать армией.


Каждые пять лет избирались два цензора на восемнадцатимесячный срок. Поскольку цензура была самой престижной из всех должностей, обычно на нее избирались только бывшие консулы. Цензоры избирались собранием римских солдат, Центуриатным собранием, обычно после того, как новые консулы и преторы в течение года начинали свой срок. После избрания цензоров Центуриатное собрание предоставило новым цензорам право цензуры. Цензоры не обладали властными полномочиями и не сопровождались ликторами . Кроме того, они не имели права созывать римский сенат или римские собрания. Технически они превосходили всех остальных рядовых магистратов (включая консулов ​​и преторов). Однако это положение было результатом исключительно их престижа, а не какой-либо реальной власти, которой они обладали. Поскольку этой службой можно было легко злоупотребить (в результате ее власти над каждым рядовым гражданином), на эту должность избирались только бывшие консулы (обычно патрицианские консулы). Это то, что придало офису престиж. На их действия не мог наложить вето ни один судья, кроме плебейского трибуна или коллеги-цензора. Ни один другой рядовой магистрат не мог наложить вето на цензора, потому что ни один обычный магистрат технически не мог превзойти цензора. Трибуны, в силу своей неприкосновенности как представители народа, могли наложить вето на что угодно и кого угодно. Цензорам обычно не приходилось действовать в унисон, но если цензор хотел снизить статус гражданина в переписи, он должен был действовать в унисон со своим коллегой.

Эдилы были офицерами, избранными для ведения внутренних дел в Риме, и часто помогали высшим магистратам. Офис не входил в cursus honorum и, следовательно, не ознаменовал начало политической карьеры. Ежегодно избирались два курульных эдила и два плебейских эдила . Tribal Ассамблея , в то время как под председательством высшего магистрата (либо консул или претор), избрала два курульных эдил. Хотя у них был курульный стул, у них не было ликторов, и поэтому они не имели силы принуждения. Плебей Совет (принципал народного собрания), под председательством в плебейском трибуне , избрал два плебейских эдилов. Эдилы обладали широкими полномочиями по повседневным делам в Риме и по поддержанию общественного порядка. У них была власть над публичными играми и шоу, а также над рынками. У них также была власть ремонтировать и сохранять храмы, канализации и акведуки, вести публичные записи и издавать указы. Любое расходование государственных средств курульным или плебейским эдилом должно быть санкционировано сенатом.

Офис квестора считался самым низким среди всех крупных политических офисов. Квесторы избирались Племенным Собранием, и распределение их обязанностей определялось жребием. Магистраты часто выбирали, какой квестор сопровождал их за границу, и эти квесторы часто выполняли функции личных секретарей, ответственных за распределение денег, включая армейское жалованье. У городских квесторов было несколько важных обязанностей, таких как управление государственной казной ( aerarium Saturni ), где они контролировали все предметы, входящие и выходящие из казны. Кроме того, они часто публично говорили об остатках на счетах в казначействе. Квесторы могли выпускать государственные деньги для определенной цели только в том случае, если они были уполномочены на это сенатом. Квесторам помогали писцы , которые вели фактический учет казны. Казна была хранилищем документов, а также денег. Тексты принятых статутов и декретов римского сената были депонированы в казну под контролем квесторов.

Плебейские магистраты


Трибуны могли использовать свою неприкосновенность, чтобы назначить смертную казнь против любого человека, который вмешивался в их обязанности. Трибуны также могли использовать свою неприкосновенность в качестве защиты при физическом обращении с человеком, например, при аресте . В нескольких редких случаях (например, во время трибунала Тиберия Гракха ) трибун мог использовать форму общего препятствия, которое могло включать широкое вето на все правительственные функции. Хотя трибун мог наложить вето на любое действие сената, собраний или магистратов, он мог наложить вето только на акт, но не на фактическую меру. Следовательно, он должен был физически присутствовать при совершении акта. Как только эта трибуна больше не присутствовала, акт мог быть завершен, как если бы вето никогда не было.

Чрезвычайные магистраты

Выборные должностные лица римской республики, осуществлявшие исполнительную власть, управление, назывались магистратами. Особенности устройства римской магистратуры были следующие:

1. Выборность - магистраты, за исключением диктатора, избирались в народных собраниях.

2. Краткосрочность службы - все магистраты избирались на короткий срок, обычно на год, и только цензоры на пять лет. Годичность магистратуры считалась важнейшей гарантией свободы.

3. Безвозмездность - магистраты считались не службой, а почётом, поэтому должности не оплачивались, и были доступны только богатым лицам.

Право интерцессии явилось эффективным средством взаимного контроля магистратов и служило противовесом против узурпации - противозаконного захвата единоличной власти отдельными магистратами. В чрезвычайных обстоятельствах сенат назначал диктатора сроком до шести месяцев. Он обладал неограниченной властью. Все магистраты обязывались ему подчиняться. Раздробленная государственная власть восстанавливалась в руках одного лица во всей своей полноте.

5. Ответственность перед народом - высшие магистраты, кроме диктаторов, цензоров и народных трибунов, по истечении должностного срока могли быть привлечены к суду народного собрания за злоупотребления, допущенные при отправлении должности.

Первыми магистратами стали два консула, которые считались преемниками царской власти, наделёнными всей полнотой власти с некоторыми ограничениями. Впоследствии количество магистратов непрерывно увеличивалось. Однако полнота государственной власти лишь разделялась между возрастающим числом магистратов. Высшие республиканские магистраты становятся тем же самым, чем был царь. По отношению к народу магистрат в течение своего должностного года принципиально независим и самостоятелен. Народ видел в лице соответствующего магистрата не своего слугу, а своего руководителя, господина. В Афинской демократической республике магистраты являлись слугами народа, благодаря своей выборности, возмездности, ответственности перед народом в период правления.

Магистраты делились на ординарных, то есть постоянных, ежегодно избираемых (консулы, преторы, цензоры, народные трибуны, эдилы, квесторы) и экстраординарных, то есть непостоянных, избираемых при чрезвычайных обстоятельствах (диктатор).

Ординарные магистраты

Высшими должностными лицами римской республики являлись два консула, которые избирались на один год центуриатными комициями. Консулы (consules) считались преемниками власти царей. Однако о их полномочия с самого начала республики ограничивались отделением религиозных дел, введением обжалования в народное собрание смертного приговора, вынесенного консулом в пределах города. Затем компетенция консулов постепенно ограничивалась благодаря введению ряда новых магистратур. Тем не менее, до конца республики консулы являлись высшими магистратами, обычными председателями сената и народных собраний, предводителями римского войска. Главное назначение консула - военное дело.

Прéторы (praetores) первоначально считались помощниками, заместителями консулов в их отсутствие. Затем с 367 г. до н.э. они осуществляли руководство правосудием. Преторы, число которых росло, достигнув при Цезаре шестнадцати, избирались центуриатными комициями на один год.

Цéнзоры (censores) - два должностных лица, избираемых центуриатными комициями раз в пять лет. Цензор не отвечал за свои действия. Против него могла быть только интерцессия его коллеги, но не прочих магистратов. Даже трибуны не имели права интерцессии против цензора. Цензоры выполняли следующие функции: производство народной переписи, распределение граждан по трибам и центуриям, заполнение сената, контроль за нравами, управление государственными доходами и расходами: отдача на откуп налогов, сдача в аренду государственных земель, заведование постройкой общественных зданий.

Плебейские трибуны (tribuni plebis) избирались только из плебеев трибутными комициями на годичный срок. Число их постепенно возросло до десяти. Они не имели самостоятельной компетенции, определённой сферы управления, обладали правом вмешательства в деятельность магистратов, правом veto - протеста на распоряжения сената и всех магистратов, кроме диктатора и цензора. Трибунат был создан с целью защиты народа от произвола магистратов. Главное исходное назначение трибунов - защита плебеев.

Во второй половине республики трибуны стали главными представителями законодательной инициативы, с предложениями законопроектов трибутным комициям. Они часто выступали уголовными обвинителями против бывших магистратов, виновных в злоупотреблениях.

Эдúлы (aediles)- четыре должностных лица - два плебейских и два курульных, избираемых трибутными комициями на один год. Они следили за чистотой улиц, за общественным порядком, за торговлей на рынках, за снабжением города продовольствием, заботились об организации публичных игр, главную часть расходов по которым они принимали на себя.

Квéсторы (quaestoгes) - низшая магистратура, избираемая в трибутных комициях. Они заведовали государственным архивом и государственной казной. В качестве казначеев они сопровождали всех военачальников, кроме диктатора.

Диктатор

Экстраординарной, непостоянной магистратурой являлся диктатор (dictator). Он по указанию сената назначался одним из консулов из бывших консулов в случае крайней внутренней или внешней опасности для государства. Когда требовалось единство действий, и на короткий срок, римляне как бы восстанавливали под названием диктатуры единоличную власть с неограниченными правами. Цель этой магистратуры - централизация власти для преодоления кризисной ситуации - для отпора внешней опасности, оражения агрессии или прекращения внутренних смут. Поэтому диктатор не имел коллег и считался высшим магистратом. Все остальные магистраты обязывались ему повиноваться. Даже трибун не имел права veto на решения диктатора.

Власть диктатора прекращалась по окончании вверенного ему дела и, во всяком случае, не должна была продолжаться свыше шести месяцев. Диктатор не мог быть подвергнут суду за свою деятельность. Диктатор фактически отличался от царя только коротким сроком своих полномочий.

В период республики существовали государственные должности -магистратуры, избираемые обычно на 1 год народными собраниями. Цензоры избирались на срок более года. Магистраты (начальники) несли ответственность за свои решения. Они, выполняя свои обязанности бесплатно, выполняли волю римского народа. Зачастую при выполнении своих полномочий магистраты тратили значительные собственные средства. Властные полномочия магистратов копировали царские правомочия в миниатюре, их личность охранялась законом. Магистраты обладали неприкосновенностью: во время нахождения на государственной должности они не могли быть смещены и привлечены к ответственности.

Диктатор, децемвиры, консулы, преторы, эдилы выполняли свои государственные функции, сидя в специальном кресле. После окончания срока полномочий магистра государственную должность нельзя было занимать в течение 2-х лет.

Законы 180 и 81 г. до н.э. установили возрастной ценз при избрании в магистраты: для низших магистратур он составлял 30 лет, для претора – 40 лет, для консула – 42 года. Кандидат на государственную должность публично объявлял о своем желании стать магистратом. При раскопках Помпеи были найдены многочисленные надписи на стенах, начертанные кистью. Это были избирательные афиши. В год извержения Везувия (79 г. до н.э.) время в городе остановилось, и под слоем пепла сохранились около 1500 надписей, агитирующих за избрание того или иного депутата.

Магистраты подразделялись на сенаторские (дающие право включения в состав сената) и городские. Полномочия городских магистратов распространялись за чертой города, до первого милевого столба. Некоторым магистратам разрешалось проводить обряд общения с богами (auspicium – ауспиции), это выражалось в обращении к оракулу и толковании его предсказания, приношении жертвы богам, тем самым оказывалось влияние на различные процессы в государственной и общественной жизни.

Магистраты делились на ординарные (постоянные) и экстраординарные (чрезвычайные). К чрезвычайным магистратурам относилась должность диктатора.

Высшие магистраты (диктатор, консулы, преторы) обладали правительственной властью (империум), включавшей управление городом, командование армией, юрисдикцией (по уголовным, административным и гражданским делам), право созывать сенат и издавать распоряжения, возможность отменять постановление нижестоящих магистратов. Все прочие магистраты обладали правом (potestas), выражавшимся в возможности издавать распоряжения и налагать штрафы. Магистраты имели право налагать денежный штраф (multa) размером от 10 до 3020 ассов, позднее – до половины состояния нарушителя, (например, при разрушении им могилы). Штраф поступал в казну.

Должности магистратов были безотчетными (лишь по окончании срока полномочий их можно было привлечь к ответственности), безвозмездными (эти должности могли занимать достаточно богатые граждане), коллегиальными (избирались попарно, каждый имел право протестовать против действий своего коллеги). Отмена решения магистрата его коллегой называлась правом интерцессии. Власть магистрата выражалась в праве задерживать, налагать штраф, предавать суду любого гражданина, арестовывать вещь, дабы заставить лицо выполнить свои обязанности. Магистрат при выполнении своих служебных обязанностей опирался на личный совет – консилиум (consilium) – и аппарат чиновников.

Нижестоящие магистраты должны были с уважением относиться к вышестоящим, но не обязаны им подчиняться. При вступлении в должность и уходе с нее магистраты давали клятву на верность законам.

Римские граждане имели право обжаловать действие магистратов в центуриатных комициях в случае осуждения на смертную казнь, в трибутных – при денежном штрафе. При вынесении смертного приговора народным собранием гражданин мог покинуть Рим, не дожидаясь пока проголосует последняя центурия. При этом он лишался римского гражданства.

В конце своей деятельности магистраты клялись с помощью кремня (кремень – символ Юпитера), что они соблюдали законы. С установлением единоличной власти императоров магистратуры прекращают свое действие, их функции передаются главе государства.

В основном в их руках сосредоточилась военная власть: при проведении военных действий консул мог подвергнуть любому наказанию своих подчиненных. Как правило, консул командовал единолично отдельной армией, назначая на командные должности офицеров. Консулы имели право объявлять войну тому народу, по чьей территории продвигались римские войска. Всеми захваченными вещами (только движимыми) они распоряжались по своему усмотрению. При заключении консулом перемирия с врагом необходимо было согласие сената. Консул обязан был отчитываться перед сенатом за ход военных действий. Срок полномочий для них ограничивался одним годом.

Избирали консулов в июне, в должность же они вступали с 1 января. Избирательная кампания длилась 24 дня до выборов. Голосовали по центуриям первоначально открыто, и лишь с 139 г. до н.э. голосование стало тайным. Голосование проходило в огороженной части Марсового поля, избиратель получал табличку, на которой записывали фамилии двух кандидатов. Часто использовался подкуп выборщиков.

По окончании срока своих полномочий консулы публично давали клятву, что они честно выполняли свои служебные обязанности, и назначали себе преемников. Но это было простой формальностью, т.к. назначался консулом тот, кто выбирался народным собранием.

Цензор. С 443 г. до н.э. центуриатными комициями избирались цензоры на 5 лет, позднее срок их полномочий сократился до 1,5 г. Они составляли податные и военные списки. С 356 г. до н.э. начинают избирать цензоров из числа плебеев. Цензоры прикрепляли лицо к определенной центурии или трибе. Магистры следили за исполнением гражданами своих обязанностей (служба в армии, уплата налогов), наблюдали за нравами граждан. Жившие недостойно получали порицание, вычеркивались из списков сенаторов и переводились в более низкие сословия. Цензоры не имели высшей государственной власти, но обладали большим авторитетом среди римлян.

Цензоры имели право суда над воином, проявившим трусость на войне, над гражданами, продолжавшими долгую холостую жизнь. Претенденты на всадническое сословие обязаны были явиться с полным вооружением и лошадью на площадь, где цензор выносил свое решение.

Не всегда решения цензоров были объективны, и поэтому их могли отменять народные собрания, присяжные судьи, они не выполнялись другими магистрами и преемниками. Последний раз выборы цензоров проводились в 63 г. до н.э.

Любое сопротивление трибуну каралось смертной казнью. Личность трибуна была неприкосновенной, посягательство на него наказывалось смертью. Однако, трибуны не имели права участвовать в заседаниях сената и не обладали административной властью, но могли созывать народные собрания.

Плебейские эдилы. Осуществляли помощь плебейским трибунам. Функции плебейских эдилов схожи с куруальными эдилами (надзор за рынками, снабжение города продовольствием, поддержание порядка). Плебейские эдилы рассматривали торговые споры, устраивали общественные праздники.

Куруальные эдилы. Эта магистратура выполняла полицейские и налоговые функции. Они заботились о соблюдении порядка, разбирали торговые споры, готовили публичные игры. Куруальные эдилы избирались из числа патрициев (с 365 г. до н.э. – и из плебеев) на трибутных комициях. Их обязанностью было снабжение Рима продовольствием, также они следили за чистотой на улицах.

Квесторы. Квесторы являлись вспомогательным органом консулов, который был образован в 421 г. до н.э. С 241 г. н.э. квесторов начинают избирать из плебеев. Эта магистратура осуществляла казначейские, архивные и интендантские полномочия. Первоначально квесторов было 4, затем 8, потом их количество увеличилось до 20. С увеличением численности квесторов происходит их специализация. Квесторы под контролем сената распоряжались государственной казной, находящейся в храме Сатурна.

В 509 году до н.э. в Риме после изгна-ния последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики -- период интенсив-ного восходящего развития производства, приведшего к значитель-ным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении пра-вового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неук-лонно расширявшие границы Римского государства, превращав-шие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на сво-бодных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) не-которое время поддерживалось существованиемих коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю стано-вилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собствен-ность.

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло-виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования респуб-лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж-нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое по-ложение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В Рим-ской республике сочетались аристократические и демократиче-ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи-вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита-лись органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управ-ляли государством. Это делали сенат и магистраты -- органы ре-альной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных со-браний -- центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивав-шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре-обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу-лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные со-брания, которые в зависимости от состава жителей триб, участво-вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалуих компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива-ли жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собра-ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна-чения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии – ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс-ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе-ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра-нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со-брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).

Важную роль в государственном механизме Римской респуб-лики играл сенат. Сенаторы не избирались. Специальные долж-ностные лица -- цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста-вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер-хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль-шинства свободных граждан.




Формально сенат был совещательным органом, и его поста-новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель-ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат-ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон-тролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии -- кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се-ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп-ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоус-тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне-политические полномочия сената. Если войну объявляло центур-атное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут-верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные долж-ности. В Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы-борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст-венность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас-пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко-мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа-нии могли быть продлены сенатом. Все магистра-туры были коллегиальными -- на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика кол-легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог-ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде-ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе-риода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте-чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен-ности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим-ской магистратуры -- иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик-татор имел "высочайший империум" (summum imperium), вклю-чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) -- право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) -- без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра-ординарные, (чрезвычайные).

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма-гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су-щественными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи-сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст-вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу-лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не-которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо-вывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь-мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез-вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об-стоятельствах -- тяжелая война, большое восстание рабов, серьез-ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского три-буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа-ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

Все государственные должности в Древнем Риме носили общее название магистратур. Они возникли на заре Римской Республики, в конце VI в. до н.э. Человек, занимавший государственную должность, именовался магистратом. За эту работу зарплата не полагалась, на одной должности магистрат мог находиться год. Как правило магистратуры были парными, то есть исполнялись двумя людьми. Единственное исключение — диктатор, который управлял единолично. Но эта должность вводилась лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Юлий Цезарь, пожизненный диктатор в Древнем Риме. I в. до н.э.

Юлий Цезарь, пожизненный диктатор в Древнем Риме. I в. до н.э.

Все магистратуры в римском государстве делились на ординарные (выборные) и экстраординарные, на которые магистратов назначала одна из ветвей власти. Ординарные магистратуры: консул, претор, цензор. К ним со временем добавились низшие магистратуры: эдил, квестор, народный трибун. Экстраординарные магистратуры: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвир, военный трибун с консульской властью, триумвир. Последняя должность появилась во время Второго триумвирата и давала такие же чрезвычайные полномочия, как у диктатора. Но, как и следует из названия должности, не одному человеку, а сразу троим.

Высшая военная и гражданская власть в Риме принадлежала консулам. Преторы стояли ступенькой ниже, они также обладали всей полнотой власти там, где не было консулов. А в самом Риме преторы исполняли обязанности городских судей по гражданским делам. Цензоры проводили перепись населения. Но не просто перепись, а с одновременным занесением фамилий в цензовые списки. То есть при этой переписи определялось, к какому сословию относится данный гражданин Рима. У разных сословий были свои права и обязанности, а также уровень налогообложения. Консула всюду должны были сопровождать 12 ликторов, вооружённых топориками и фасциями (пучок прутьев).

Прочими городскими вопросами занимались эдилы. Они обеспечивали ремонт и нормальное функционирование храмов, улиц, рынков. А также отвечали за порядок на этих улицах, то есть были в том числе и начальниками полиции. Квесторами изначально называли помощников консулов, потом это стало отдельной должностью. Квесторы управляли городскими архивами, казначейством и были судьями по уголовным делам. Народные трибуны, как и следует из их названия, должны были защищать интересы плебса. Главной их задачей было доводить до внимания сенаторов и высших магистратов народное мнение по поводу текущей политики.

Древнеримская конница в изображении современных реконструкторов

Древнеримская конница в изображении современных реконструкторов

У диктатора, который назначался консулами в случае необходимости, была вся полнота власти. Диктатора утверждали на срок не более полугода, лишь один Юлий Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Должность командующего конницей на самом деле принадлежала помощнику и заместителю диктатора. Такое название она получила в древности, когда диктатор исполнял функции главнокомандующего. Конница была отдельным родом войск, притом служили в ней римские аристократы и неудивительно, что командовал всадниками ближайший помощник главкома. Со временем всё изменилось, конницу стали набирать из союзников Рима, диктаторы решали уже не только и не столько военные вопросы, но название должности осталось тем же.

Современная музейная экспозиция, изображающая таблицы с записанными на них первыми римскими законами

Современная музейная экспозиция, изображающая таблицы с записанными на них первыми римскими законами

Децемвиры занимались составлением законопроектов, вносимых в комиции для утверждения. Это название возникло оттого, что в коллегии децемвиров было 10 участников. Кроме законодательной, была судебная коллегия децемвиров, во времена римских царей занимавшаяся гражданскими делами. А также религиозная, занимавшаяся жертвоприношениями.

Командир легиона, знаменосец и военный трибун. Современная иллюстрация

Командир легиона, знаменосец и военный трибун. Современная иллюстрация

Последней экстраординарной магистратурой была должность военного трибуна с консульской властью. Просто военных трибунов было по 6 в каждом легионе. А такая необычная должность возникла во время политического кризиса в период ранней Республики. С 444 по 367 г. до н.э. вместо консулов высшую власть в Риме осуществляли три военных трибуна, объединённых в так называемый трибунат. Для этого в 445 г. до н.э. был принят специальный закон о консульском трибунате и последующие 77 лет Римом управлял этот своеобразный триумвират. Потом римляне вернулись к обычной консульской системе правления, формально действовавшей даже во времена Империи. Властные полномочия консулов при этом перешли к императору, а консульство из должности превратилось не более чем в почётный титул.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе. Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.

Читайте также: