Кто из римских мыслителей считал что право должно быть выше власти

Обновлено: 02.07.2024

Кто выше — право или власть? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право.

Вот почему правоведы подчеркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

  • во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина,
  • во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

Понятие правового государства.

Несмотря на особые признаки (о них мы еще будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Из истории (возможно, из СМИ и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить ее в надежные рамки закона.

Документ.

Вот в чем видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твердо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости.

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших ученых Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришел к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Власть в правовом государстве.

Замечательные идеи о таком государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдет позднее); в) осуществляется разделение властей.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категоричес

кий императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым., с разделением властей.

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства.

Связать государство правом — значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надежный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти. Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в России, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Правовое государство

Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому ее еще называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ

Правовое государство

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу). Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) — защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов).

Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

Специалисты указывают на необходимость коренного преобразования всех сторон общественных отношений, и в первую очередь отношений собственности. При почти безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство развивается медленно.

На пути к правовому государству предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы роста цен, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п. Вместе с тем ясно, что Россия не может слепо копировать западные образцы. Все идеи и принципы, о которых мы говорили, должны быть приспособлены к российской действительности.

И еще одна серьезнейшая проблема — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни. Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка. Подумайте над этим.

Как вы думаете, о чем это свидетельствует?

Говорят мудрые

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тест по обществознанию Правовое государство для учащихся 9 класса. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Политика. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание (эссе).

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

1. Признаком любого государства является

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина
2) наличие публичной власти
3) наличие рыночной экономики
4) верховенство закона

2. Понятие категорического императива было сформулировано

1) Гегелем
2) Джоном Локком
3) Иммануилом Кантом
4) Вольтером

3. О необходимости власти закона над государством говорил

1) Аристотель
2) Пифагор
3) Демокрит
4) Герострат

4. Противником идеи господства права над государством был

1) Б.Н. Чичерин
2) В.А. Китяковский
3) С.А. Котляревский
4) К.П. Победоносцев

5. Одним из основоположников теории разделения властей является

1) Р. Филмер
2) Дж.Локк
3) Фома Аквинский
4) Вольтер

6. Шарль Монтескье считается автором классической теории

1) правового государства
2) принципа разделения властей
3) верховенства права
4) суверенной демократии

7. Принцип разделения властей, согласно общепринятой классификации, делит государственную власть на

1) законодательную, учредительную, судебную
2) исполнительную, контрольную и законодательную
3) законодательную, исполнительную, судебную, прези­дентскую
4) законодательную, исполнительную, судебную

8. Впервые в российской истории понятие правового государ­ства появилось в Конституции

1) РСФСР 1918 года
2) СССР 1936 года
3) СССР 1977 года
4) Российской Федерации 1993 года

9. Признаком (принципом) правового государства не явля­ется

1) закон имеет обратную силу
2) верховенство права
3) принцип разделения властей
4) незыблемость прав и свобод человека

10. Парламент в России называется

1) Федеральным Собранием
2) Советом Федерации
3) Государственным советом
4) Государственной Думой

11. Федеральное Собрание РФ состоит из

1) Совета Федерации и Верховного совета
2) Палаты общин и Государственной Думы
3) Совета Федерации и Государственной Думы
4) Совета национальностей и Совета республики

12. В России систему судов общей юрисдикции возглавляет

1) Верховный совет РФ
2) Верховный Суд РФ
3) Высший Арбитражный Суд РФ
4) Конституционный Суд РФ

13. По Конституции Российской Федерации Президент являет­ся главой

1) народа
2) государства
3) законодательной власти
4) исполнительной власти

14. Составной частью принципа разделения властей является система

1) мер и весов
2) сдержек и противовесов
3) законов и подзаконных правовых актов
4) правоохранительных органов

15. Высшим органом исполнительной власти в России явля­ется

1) Президент РФ
2) Правительство РФ
3) Федеральное Собрание РФ
4) Государственный совет

1. Установите соответствие между известными философами — основоположниками теории правового государства и странами, которые являлись их родиной.

А) Платон
Б) Цицерон
В) Кант
Г) Монтескье

1) Древний Рим
2) Франция
3) Германия
4) Древняя Греция

3. К системе сдержек и противовесов можно отнести

1) всенародные выборы Президента РФ
2) согласие Государственной Думы РФ на назначение Пре­зидентом Председателя Правительства РФ
3) участие Верховного Суда РФ в процедуре отрешения Президента РФ от должности
4) формирование состава Конституционного Суда РФ

4. Концепция правового государства была впервые сформулирована __________.

Часть 3 (темы эссе)

Замечательным достижением демократического устройства власти является правовое государство — о нем пойдет речь в этом параграфе.

Однако прежде напомним некоторые общие сведения о государстве.

Государство осуществляет публичную (всеобщую) власть в стране. Для управления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.

Это самая общая характеристика государства. Если же вы захотите разобраться в сути какого-либо конкретного государства, вам нужно будет выяснить: в чьих руках находится власть, т. е. кого она представляет — весь народ или только какую-то группу, партию; чьи интересы эта власть выражает и защищает — всего народа или отдельных групп? Главное же, что необходимо выяснить,— каково положение человека, гражданина: обладает ли он всей полнотой прав и свобод, защищен ли правовыми законами от любого произвола, в том числе и со стороны государства. Только при этом условии можно разобраться в сути того или иного государства.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства.

А возникла эта теория много столетий назад. Заглянем в историю учения о правовом государстве, познакомимся хотя бы с некоторыми из великих открытий, сделанных человечеством в поисках справедливого общественного устройства.

Соединение силы и справедливости. Как вы знаете из курса истории, уже в древности с появлением государства народ хорошо почувствовал на себе его беспощадную силу. Принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами государственного управления.

И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством. Тогда государство становится справедливым, правовым.

Если вы познакомитесь с трудами величайших мудрецов античности Платона (427—347 до н. э.), Аристотеля (384—322 до н. э.), Цицерона (106—43 до н. э.), вы узнаете, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон, размышляя о государстве и законе, полагал, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. В справедливых законах Платон усматривал спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги. Его ученик Аристотель также отстаивал мысль о необходимости господства справедливых законов, права. Там же, где отсутствует власть права, утверждал философ, не может быть и разумно организованного государства.

Подумайте подтверждает ли история идеи философов. Подкрепите свои соображения конкретными примерами.

Римского мыслителя Цицерона волновал вопрос: где находится источник права, откуда оно исходит? И он пришел к мысли: источник права — народ. Людям, как Божьим творениям, рассуждал философ, от природы присущи разум, право, справедливость. Поэтому право — это естественное право, данное от рождения.

Обратите внимание: философ убежден, что право человеку никем не даровано, оно принадлежит ему потому, что он человек.

А как соотнести право и власть, т. е. кто кому должен подчиняться? Цицерон пришел к выводу, сблизившему его с идеями других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинены праву.

Под действие закона должны попадать все, в том числе и само государство! — таков основной принцип, сформулированный Цицероном. Иначе говоря, все должны быть равны перед законом.

Вместе с тем философ предупреждал, что гражданин должен уметь защищать свои права.

Как вы полагаете, чему можно сегодня поучиться у римского гражданина, жившего более 2000 лет тому назад?

Завершая наш разговор об идее соединения силы государства и справедливости права, отметим, что она не осталась лишь теорией на бумаге. Уже в античной Греции предпринимались попытки воплотить ее в жизнь. Особая заслуга принадлежит в этом известному вам по истории афинскому правителю Солону. Он утверждал, что освободил всех граждан, а достиг этого властью закона, силу с правом сочетая. (Вспомните, кого в античной Греции считали гражданами.)

Словам Солона вполне можно доверять, ибо у нас есть великий свидетель — сам Аристотель, с почтением называвший Солона родоначальником античной демократии.

Таков урок правовой мудрости: демократия (т. е. народовластие) как наиболее справедливое устройство государства неотделима от права (справедливости) и власти закона, который сам должен быть основан на праве, т. е. быть правовым законом.

Власть в правовом государстве. Продолжим, однако, наше путешествие в историю правовых идей. Развивая учение о правовом государстве, мыслители решали множество труднейших вопросов. Сама жизнь убеждала: без четкой организации власти, без строгого определения задач различных органов власти (кто и что должен делать, за что должен отвечать) не будет демократического порядка в обществе. А значит, не будет ни господства права, ни правовых законов, ни нормальной жизни вообще.

И тут нас вновь ждут великие открытия.

Еще в IV в. до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие — управлять, а третьи — следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей.

В заключение краткого экскурса в историю обратимся к мыслям великого И. Канта, имя которого вам хорошо известно. Он считал, что государство — это союз множества людей при господстве права.

К идеям Канта и его великих предшественников много раз обращались передовые мыслители всех стран мира, общими усилиями вырабатывая учение о справедливом устройстве государства.

Итак, мы завершаем краткое знакомство с великими открытиями в сфере права.

Идея соединения силы государства и справедливости права — идея правового государства — входит в золотой фонд общечеловеческих ценностей.

Признаки (принципы) правового государства. К числу важнейших признаков правового государства наука относит, как минимум, три: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Первый признак означает, что и человек, и все общественные организации, и само государство не должны нарушать права (правовых законов), должны неукоснительно соблюдать их. Например, если у нас был принят закон о печати, в котором закреплено право на свободу слова, то уже никто — ни отдельный гражданин, ни какая-нибудь организация, партия и даже парламент страны — не может требовать каких-либо ограничений этого права, скажем, в виде цензуры (т. е. предварительной проверки текста специальными чиновниками — цензорами).

Таким образом, для правового государства очень важно качество закона. Сегодня все законы должны равняться на международные документы или, как принято говорить, на международные правовые стандарты. К ним в первую очередь относится Международная хартия прав человека, куда включена и знаменитая Всеобщая декларация прав человека, с которой вам еще предстоит познакомиться.

Второй признак (незыблемость прав и свобод человека) означает, что государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают естественные неотъемлемые права человека, свободу и равенство всех граждан. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран — в том числе и у нас — законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Чтобы государство стало правовым, важно еще и определенное устройство государственной власти.

Третий признак (разделение властей) как раз и означает такое устройство государства, когда все органы государства разделены на три вида или, как говорят юристы, три ветви власти — законодательную, исполнительную, судебную. Существует такое разделение, согласно Конституции, и в нашей стране.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Ее главная задача — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете (т. е. о том, как распределять денежные средства государства), а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создает.

Судебная власть. Суд — это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а кто нет. В России судебная власть состоит из трех ветвей — конституционных судов (Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик в составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировые судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации).

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Иногда президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы. Так практически обеспечивается господство права.

Правовое государство считают наиболее демократически развитым государством — лучшего человечество пока не придумало.

Вопросы для самопроверки

Задания

    Платон утверждал: там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью,— абсолютно неверно названо.

В наши дни, напротив, постоянно говорят об огромной нехватке юристов повсюду — от парламента и правительства до самых разных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.

Во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих полисов, политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыс­лителей. Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский перио­ды. В эпоху республики создает свои произведения Цице­рон и начинается творческая деятельность римских юрис­тов, которая достигает расцвета в императорский период. В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно стано­вится государственной религией Римской империи. С по­явлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства.

3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона

Марк Туллий Цицерон(106-43 до н.э.) — римский го­сударственный деятель, знаменитый оратор.

Эпоха: последний период существования республикан­ского Рима; восстание рабов под предводительством Спар­така (74-71 до н.э.); заговоры против республиканского строя.

Биография. Цицерон родился в Риме, изучал риторику, гражданское право, греческий язык, познакомился с фило-

3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона 47

Логическое основание политико-правового учения: испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, сто­иков.

Содержание политико-правового учения. Понятие го­сударства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достоя-




Глава 3. Политические и правовые учения.

Цицерон обосновал принцип юридического (формаль­ного) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же госу­дарства должны быть одинаковы.

Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.

Классификация форм правления государства. Продол­жая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Он различает:

царскую власть — форму правления, при которой вер­
ховная власть принадлежит одному лицу;

власть оптиматов — форму правления, при которой
верховная власть принадлежит нескольким выборным ли­
цам;

народную власть — форму правления, при которой
верховная власть принадлежит всему народу.

Все эти формы правления несовершенны, так как имеют недостатки:

■S при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

S при демократии несправедливо само равенство.

Идеальная форма правления государства. Лучшей фор­мой государственного правления Цицерон считал смешан-

.4.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона 49

му к), т.е. четвертый вид государственного правления, кото­рым «образован путем равномерного смешения трех его ви­дов*. Примером такой формы правления являлась Римская /ici публика, где консулы были аналогом царской власти; се-im аналогом власти оптиматов; народные собрания и м.фодные трибуны — аналогом народной власти.

Классификация права. Цицерон различал законы есте-I таенные и позитивные.

• содержит разумные положения;

• является врожденным, вечным и постоянным;

• существует в неписаной форме;

Примеры несправедливых законов: законы 30 афинских тиранов 404-403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., со­гласно которому Сулла получил право казнить по своему усмотрению любого гражданина, без слушания дела в суде.

Глава 3. Политические и правовые учения-

3.2. Римскиеюристы о праве и его видах

Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил гре­ческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.

Благодаря Цицерону естественное право, которое раньше было главным образом предметом философских размышле­ний, приобрело практическое значение в римском праве.

Словарь

juris consensus— согласие в вопросах права res popoli— достояние народа res publica— государство

3.2. Римские юристы о праве и его видах

Эпоха. III в. до н.э. — III век н.э. Римские юристы игра­ли в этот период времени огромную роль в жизни обще­ства. Они занимались практической деятельностью по раз­решению правовых споров по трем направлениям:

1) отвечали на юридические вопросы частных лиц;

2) сообщали нужные формулы и помогали при заключе­
нии сделок;

3) сообщали формулы для ведения дела в суде.
Римские юристы пользовались огромным уважением в

обществе, что в республиканский период гарантировало им выборные должности, а в императорский — придворные должности (Папиниан, Ульпиан).

Практическая деятельность римских юристов потребо-ii;i./i;iтолкования права, источниками которого были:

• законы 12 таблиц;

• законодательство народных собраний;

Любое же толкование предполагает наличие общей культуры. Ее основой стала греческая философия, глубоко проникнутая этической проблематикой.

К числу наиболее известных римских юристов относят Цсльса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.

Римские юристы при разборе конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости или могли из­менить старую норму с учетом новых представлений о справедливом праве.

Содержание политике-правового учения. Общее по­нятие права. Римским юристам было свойственно опреде­лять право посредством понятия справедливости, т.е. исхо­дить из этического содержания права.

Целъс: право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).





Глава 3. Политические и правовые учения.

Классификация права. Критерий классификации — бла­го, которое защищено правом. Это благо может быть обще­ственным, а может быть частным.

Частное право Ульпиан разделил на три вида:

1) естественное право;

2) право народов;

3) цивильное право.

Согласно естественному праву все рождаются свобод­ными, заключаются браки, воспитываются дети.

Право народов (jus gentium) — право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы человечества, оно является общим только для лю­дей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся вой­ны, море признается общим для всех, обеспечивается непри­косновенность послов, люди делятся на свободных и рабов.

Цивильное право — это для римских граждан право част­ной собственности и семейное право.

Заслуги римских юристов трудно переоценить.

• Римские юристы предложили новую классификацию
права, разделив его на публичное и частное.

• Многие труды римских юристов вошли в единый пра­
вовой документ императора Юстиниана I в 534 г., который

3.3. Политическое учение Аврелия Августина_____ 53

i 1!>83 г. стал называться Corpus Juris Civilis (Свод римско-и> гражданского права). Это Институции Гая, работы Уль-nii;ma, отрывки из сочинений 38 римских юристов (I в. до hi. IV в. н.э.).

• Римское право позднее было реципиировано во мно-
iiix странах Западной Европы, что является бесспорным
пшдетельством высокоразвитой правовой культуры, со-
|д;шиой римскими юристами.

• С III в. до н.э. началось публичное обучение юриспру­
денции, которое получило свое развитие в системе юриди­
ческого образования Запада.

Словарь

aequitas-справедливость

Corpus Juris Civilis— Свод римского гражданского права

jus (от justitia)— правда, справедливость

jus civile— цивильное (гражданское) право

jus gentium— право народов

jus naturale— естественное право

jus privatum— право частное

jus publicum— право публичное

jus romanum— римское право

lex— позитивный закон

3.3. Политическое учение Аврелия Августина

Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 п.:-).) — христианский богослов, епископ.

Эпоха, с IV в. н.э. христианство в Римской империи становится государственной религией. Кризис и распад Римской империи. В 395 г. Римская империя была разделе-па на Западную и Восточную. Разграбление Рима в 410 г. вестготами.


Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003 С. 5—6.




Глава 3. Политические и правовые учения.

Логическое основание политико-правового учения: тео-центризм (в центре мироздания — Бог). Исходя из этой по­сылки, Августин предлагает следующее понимание истории человечества и самого человека. История человечества — это осуществление божественных предначертаний. Цель че­ловечества — достижение града Божия. Тогда установится вечный мир, станет невозможно грешить, не будет зла, тру­да, вызываемого нуждой, будет нескончаемый досуг.

Августин различает две природы человека:

1) до грехопадения человек был невинным существом;

Итак, человек теперь — грешник. Люди совершили грех перед Богом: они вкусили от древа познания, отравив тем самым все мироздание.

Происхождение государства. Августин считает, что госу­дарство является следствием греховной природы человека. В подтверждение этого тезиса Августин приводит два до­казательства:

3.3. Политическое учение Аврелия Августина______ 55

кою града не построил. Следовательно, создателем госу­дарства стал грешник, братоубийца;

2) из истории Рима известно, что основателем римского государства также был братоубийца Ромул, который убил 1'сма.

Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как наказание за пер­вородный грех Адама, и как средство предупреждения со­вершения людьми новых грехов.

Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цице­рон), а только для выживания в этом грешном мире.

Что отличает государство от шайки разбойников?

Августин рассказывает притчу, согласно которой к Александру Македонскому на суд привели пирата, которо­му император задал вопрос: какое право ты имеешь грабить

Глава 3. Политические и правовые учения.

3.3. Политическое учение Аврелия Августина


на море? Пират дерзко ответил: такое же, что и ты, разница лишь в том, что я это делаю на небольшом судне и меня называют разбойником, а ты располагаешь большим фло­том и тебя величают императором.

Соотношение государства и церкви. Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское госу­дарство должно помогать церкви бороться с ересью — тако­ва, считал Августин новая функция государства.

Таким образом, Августин предложил обосновывать раб­ство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как это делал римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Чело­век, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека. Так, если бы не было первородного греха Адама, государства могло и не быть. Государство для Авгу­стина — это институт условно-необходимый.

В отличие от Аристотеля, для которого человек — суще­ство политическое, которое должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежу­точный момент человеческого паломничества на земле.

В сочинении о государстве, объясняя, что есть правовое соглашение, Цицерон доказывает, что без справедливости

Следовательно, Августин обусловливал истинную спра-иедливость признанием истинного Бога. Если сопоставить :)то положение с его представлением о том, что государ­ства, не обладающие Божьей справедливостью, лишь раз­бойничьи шайки, то можно сделать заключение, что все не­христианские государства, кроме древнееврейского, не заслуживали в его глазах иной оценки.

Итак, земной мир — необходимое условие для достиже­ния высшего назначения человека, а мир как высшее благо обеспечивается государством и составляет назначение и иысшую цель государства.

Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеоло­гии.

Глава 3. Политическиеи правовые учения.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит особенность понимания государства Цице­
роном в отличие от понимания государства Аристотелем?

2. Какая форма правления государства являлась для Цице­
рона лучшей?

3. Что понимал под естественным правом Цицерон и какое-
значение он ему придавал?

4. Как соотносятся понятия права и справедливости у рим­
ских юристов?

5. Какую новую классификацию права предложил Ульпиан?

6. Должно ли государство помогать церкви в борьбе с ерети­
ками в понимании Аврелия Августина?

7. Чем отличается государство от большой шайки разбойни­
ков у Аврелия Августина?

Актуальность темы. Философия права - это древняя наука с большой историей: она уже была представлена в произведениях Платона и Аристотеля, достигла особого развития в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и продолжает функционировать в системе гуманитарного знания современности. В России сегодня наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов.
Необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности.

Содержание

Введение……………………………………………………………. …. …. 3
1.Соотношение права и философии Древнего Рима. 5
2.Философско - правовые концепции в Древнем Риме. 9
Заключение……………………………………………. 19
Список использованных источников и литературы…………. 21

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. по философии права май 2013 г..docx

Содержание

Введение………………………………………………………… …. …. …. 3

1.Соотношение права и философии Древнего Рима. . 5

2.Философско - правовые концепции в Древнем Риме. . 9

Заключение……………………………………………. . . 19

Список использованных источников и литературы…………. . 21

Введение

Актуальность темы. Философия права - это древняя наука с большой историей: она уже была представлена в произведениях Платона и Аристотеля, достигла особого развития в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и продолжает функционировать в системе гуманитарного знания современности. В России сегодня наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов.

Необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности.

Умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста.

Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих специалистов.

Философия права, как и любая другая наука, имеет свое прошлое, свою историю. Поэтому, ретроспективно оценивая развитие философско-правовой мысли, важно учитывать различные концептуальные установки, определявшие подходы к осмыслению логики изменения философии права в истории человечества.

Только изучив этапы развития философии права и ее содержание, можно понять различные направления в философии права, их особенности и тенденции развития.

Цель данной работы – сделать краткий обзор этапов развития философии права Древнего Рима.

Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:

изучить соотношение права и философии Древнего Рима;

исследовать философско - правовые концепции в Древнем Риме.

Структурно работа выполнена следующим образом: введение, два параграфа, заключение и списка использованных источников и литературы.

Содержание работы на 20 страницах. Список использованных источников и литературы состоит из 11 источников.

1. Право Древнего Рима

В самом начале Рим был подобен греческому полису. Право было строжайшей внутренней дисциплиной этого полиса, детально и жестко регламентирующей всю жизнь жителей полиса.1

И все-таки «. в римском праве было больше, чем только дисциплина. Римской империи не стало, а победившие ее готы, хотя сами имели дисциплину не хуже, когда создавали свои государства. давали им систему упрощенных римских законов. От римского права продолжает отталкиваться всякое современное законодательство. Римское право называют чудом. Его черты “точность и ясность определений, строгая логичность и последовательность юридической мысли, сочетаемая с жизненностью выводов”.

В законах Двенадцати таблиц нужно обратить внимание на удивительно выверенное соотношение права и силы в римском обществе и соответственно праве.

С умением процессуально отстоять свое право связано, согласно автору, и центральное в римском общественном устройстве право собственности.

Т.е. нормы, которые мы встречаем в древнеримских источниках, вполне общечеловеческие, даже архаичные и жестокие, мало отличаются от права других народов. А в чем же тогда уникальность этого права?

Полагаем, что в римском праве не так важны были нормы, сколько сама форма права, неизменная конструкция, а также тон отчетливой определенности, та самая дикция, с которой, собственно, и связано понятие юрисдикции.

Описывая правовой ритуал сделки, философ отмечает, что «обряд, дикция, символы собственно ничего не прибавляли к факту сделки. Но без них сам факт считался не имеющим места.

К праву относятся почти как к родному языку, это родное достояние римского народа.

Интересно, что право для римлян — это в первую очередь не текст, но устное слово.

Так, в иерархии договоров устный договор ценится больше письменного. «Дикцией, гражданской одеждой (тогой), жестом, позой человек показывал свое вступление в правовое пространство.

В основании римского права и порядка лежало решение раз и навсегда выступить из не-права в отчетливое пространство права ради более достойной человеческой жизни.

2. Философско - правовые концепции в Древнем Риме

Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей.5

Учение Стои - стоицизм - охватывает почти шесть столетий. В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это - лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе.

Человек - часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам.

Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.

До наших времен сохранились имена великих римских философов-стоиков, собственным примером подтвердивших жизненность своей философии -Цицерона, Марка Аврелия, Сенеки, Эпиктета.

Наибольшая роль в развитии философско-правовых концепций Древнего Рима принадлежит Марку Туллию Цицерону (106-43 гг. до н.э.) - знаменитому римскому оратору, государственному деятелю и мыслителю. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права.

Народ - это особая общность людей;

Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;

Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, т.к. монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности.

Вслед за Платоном и Аристотелем он видел в государстве выражение и защиту общего интереса народа, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Как и Аристотель, он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступает право, закон.

Уродливые виды властвования (такие как тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.

Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления.

В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).

Читайте также: