Кто исключался из числа наследников недвижимости по салической правде

Обновлено: 02.07.2024

постепенно переходит в руки королевской администрации.

Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, а

роль народных заседателей исполняют скабины, которые

из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обя-

занности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся

Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины. В пределах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI - началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают частную собственность на землю. Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату. Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев. После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности - бенифиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями. Таким образом, развитие феодальной собственности на землю можно представить в следующей схеме:

    • Феодальная собственность на землю
    • Королевские земли
    • Церковные земли
    • Общинные земли
    • Аллод (полная собственность)
    • Прекарий
    • Бенефиций (условное пожизненное держание)
    • Феод (условное наследственное держание). Существовали феоды - условные земельные держания, передаваемые по наследству.

    В Салической Правде предусмотрена виндикация утраченных или похищенных вещей. С похитителя взыскивается штраф. В спорных случаях вещь передавалась третьему лицу, и назначалось судебное расследование. К исполнению договорных обязательств кредитор мог должника принудить. Для этого три раза с промежутками в несколько дней кредитор должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях. Наследование было возможно по наследству – сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С VII века к наследованию земли допускались и женщины. Наследования по завещанию не было, для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу. Имело место аффатомия - передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения. Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего. Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны). Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества. За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся социальным положением убитого: за убийство свободного франка - 200 солидов; за убийство свободного римлянина - 100 солидов; за убийство королевского телохранителя - 600 солидов; за убийство полусвободного лита - 100 солидов; за убийство римского колона - 63 солида. За убийство раба платился не вергельд, а стоимость раба - 35 солидов его хозяину. В случае убийства рабом свободного уплачивался вергельд в половинном размере их господином, в счет другой половины вергельда убийца выдавался головой родственникам убитого. За убийство женщины уплачивался тройной вергельд, беременной женщины - в четырехкратном размере, тройной вергельд взыскивался за убийство ребенка, не достигшего 12 лет, убийство тайной, убийство с попытками скрыть следы преступления. За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различных размеров. Наказуемо было похищение женщины, рабу полагалась смертная казнь, литу и королевскому рабу - уплата вергельда в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов. Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины. Салическая Правда содержит длинный ряд статей об имущественных преступлениях. Различаются 3 вида кражи:

    а) на сумму от 2 динаров и выше;

    б) на сумму от 40 динаров и выше;

    в) кража с взломом или с подделкой ключей.

    Наказание при этом устанавливалось: - для свободных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); - для рабов:

    1) возмещение ущерба и 120 ударов;

    2) кастрация или возмещение ущерба и штраф;

    3) смертная казнь и т.д.

    Обобщая уголовное право, следует отметить, что система преступлений Салической Правды включает:

    • нарушение предписаний короля;
    • преступление против личности;
    • имущественные преступления;
    • преступление против отправления правосудия.

    В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая жену).

    Таким образом, подчеркивая основные черты уголовного права по Салической Правде, следует выделить:

    • сохранение пережитков первобытнообщинного строя;
    • более энергичную защиту интересов имущих;
    • отсутствие общих принципов для квалификации преступлений и назначение наказаний;
    • чрезмерная тяжесть материального наказания;
    • казуистичность права.

    Судопроизводство. Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах частного обвинения. Суд выступал в процессе в роли арбитра между сторонами. Вызов ответчика в суд осуществлял потерпевший. Если ответчик не являлся в суд, даже после третьего приглашения, его вызывали в суд короля, и король объявлял его вне своей защиты как нарушителя мира. Это было равносильно объявлению лица вне закона. Доказательствами служили показания свидетелей, при их отсутствии - выступления соприсяжников, т.е. поручителей обвиняемого - свидетелей его доброй репутации. Соприсяжники в торжественной словесной форме свидетельствовали, что обвиняемый не мог совершить данного преступления. Ошибка в словесной формуле влекла за собой недействительность доказательства и проигрыш дела. Практиковались в качестве доказательства ордалии, т.е. испытание водой и железом. Испытуемый в первом случае опускал руку в котел с кипящей водой и держал до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Освобожденную руку завязывали и по истечении определенного времени снова осматривали в суде. Аналогично производили испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, значительно меньший, чем полагалось в случае признания виновным, что создавало привилегии имущим. В качестве доказательства прибегали и к поединку. Приговоры сотенного суда приводились в исполнение графами и их помощниками. Основными чертами судопроизводства государства франков следует считать:

    Нормы гражданского права дают представление о процессе развития правасобственности на землю, об общественном укладе франков в начале VI в.

    Упоминаются такие виды сделок, как купляпродажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Правособственности при этих сделках переходило путем публичной передачи вещи. Неисполнение обязательствавлекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собойдополнительный штраф. Долг истребовался в строго установленной форме. В С.п. говорится о принуждении"упорного должника", об описании его имущества. С.п. знает обязательства из причинения вреда.

    Необходимо обратить внимание на особое отношение франков к земле. В специальной литературе нет единого мнения по поводу характера земельной собственности у франков. Сторонники одной точки зрения признавали у варваров наличие стройной системы общинных отношений, где коллективным субъектом права собственности на землю выступала община-марка, определяющая порядок землевладения и75 ;L7>20=8O для своих членов. Однако сама Салическая правда, не упоминает о существовании у франков общины-марки. В то же время трудно безоговорочно согласиться и со сторонниками другой точки зрения, настаивающими на существовании у варваров частной собственности на землю. Современные данные, подтверждающиеся положениями Салической правды, свидетельствуют о том, что основной формой поселения франков были небольшие усадьбы, относительно изолированные поселения хуторского типа. Так, титулы II и III дают сведения лишь о небольших стадах крупного рогатого скота и свиней, которые могли принадлежать небольшому поселению (villa), а владельцами которых могли быть представители трех-четырех небольших дворов. Франки, селясь на территории Северной Галлии, не испытывали недостатка в свободных землях, что способствовало распространению не общинно-территориальных поселений, а основанных на семейном землевладении отдельных домохозяйств (домовых общин).

    Домохозяйство (домовая община), состоящее из трех поколений сородичей, представляло собой сложный организм во главе с патриархом. Оно включало в себя не только родственников, но и различные категории зависимых людей — литов, рабов, которые рассматривались как младшие члены семьи, и пр. Члены домохозяйства были тесно связаны не только священными узами родства, но и общим владением землей и другим имуществом. Франкское поселение включало в себя усадьбу, поля и пашни небольшой площади, сады; далее следовали луга — место выпаса скота. Границу поселения составлял лес — место охоты, за которым начинался дикий лес. Каждая часть поселения обладала своим правовым статусом.

    Центральное место занимала собственно усадьба, являвшаяся наиболее освоенной частью владения свободного франка, ассоциировавшаяся в традиционном сознании с центром мироздания, противопоставленного внешнему миру хаоса. Усадьба в Салической правде обозначается, как правило, термином villa. Она включала в себя дом, где проживали члены домовой общины, и различные хозяйственные постройки; весь ансамбль усадьбы был окружен частоколом (§ 2—4 титула XVI). Согласно данным Салической правды именно усадьба являлась хозяйственным центром земельного владения, где франк проводил большую часть своего времени. Усадьба была и местом совершения различного рода сделок, других юридических актов, таких как вызов в суд и пр. Неприкосновенность дома и усадьбы защищалась наибольшими взысканиями, о чем свидетельствуют § 5 титула XVI, прибавление 8 титула XXVII, прибавление 1 § 1 титула XXXIV, § 3 титула L, титул LII и др.

    Следует отметить, что Салическая правда не упоминает возможность отчуждения усадьбы (дарения, продажи), что свидетельствует о ее священном статусе, неразрывной связи с личностью свободного франка. Известна лишь одна форма передачи земли — наследование, причем в строгой очередности по мужской линии.

    Неприкосновенность поля и пашни защищалась у франков так же строго, как и сама усадьба, что студент может уяснить из анализа положений § 15, 24, 25 титула XXVII; § 2, 3 титула XXXIV; § 4 титула IX. Штрафами карались все виды нанесения вреда чужому полю (сбор чужой жатвы, проезд по чужому взошедшему полю на телеге, потрава чужой нивы, даже простое пересечение границ чужого поля без разрешения хозяев).В противоположность пашне и саду пересечение чужого луга, находящегося в пользовании отдельного домохозяйства, не влекло за собой наказания. Луга воспринимались как данность природы, не требующая трудовых затрат. Нарушитель, скосивший чужой луг, должен был потерять свой труд (§ 10 титула XXVII) без дополнительных штрафных взысканий.

    В представлениях древних германцев сама земля как элемент первозданной природы не рассматривалась в качестве самостоятельной ценности, считалась ничейным пространством, на которое все имели неограниченные права. Земля приобретала ценность в силу приложения к ней труда (пашня). Она сохраняла ее, пока действенны были результаты вложенного труда, что само по себе исключало право частной собственности на землю. Правонарушением в чужом лесу Салическая правда считала только кражу или порчу заготовленного там материала, но не кражу деревьев, стоящих на корню (§ 16-18 титула XXVII).

    Характеризуя право земельной собственности во франкском обществе, надлежит обратить внимание на институт аллода, под которым понимается передаваемое по мужской линии земельное владение (в первую очередь пахотные земли). Вопрос о происхождении этого института остается дискуссионным.

    Положения § 5 титула LIX Салической правды указывают на исключение женщин из числа наследников аллода. Позднее на основании этой статьи во Франции женщины исключались и из числа претендентов на престолонаследие. Но обычаи германцев свидетельствуют о равноправии женщин в получении наследства. Положение об устранении женщин от наследования аллода скорее всего было связано с усилением значения воинской службы во Франкском государстве. Франкские короли, присваивая земли императорского фиска, распределяли и закрепляли их за франками, как способными нести воинскую службу. Лишь через некоторое время германская традиция о праве наследования аллода женщинами была вновь восстановлена эдиктом Хильперика (561—584 гг.). Этот документ традиционно сопровождает большинство списков Салической правды.

    Различают приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Часто упоминается огороженный участок (значит штраф за порчу изгороди). Особое значение – жилище(высокий штраф за кражу в пределах дома, и даже за проникновение на территорию виллы после захода солнца. Приусадебный участок переходит в частную собственность.

    О преходе пахотного участка-аллода в частное владение свидетельствует различное отношение к пахотной земле, а также к лугам, лесам…, которые остаются ещё в общинной собственности. Карается сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, в отличие от общинного участка. В СП ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужчинам-потомкам умершего. В титуле “Об аллодах” даже не ставится вопрос – кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду.

    О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствует и другие титулы СП, в частности “О переселенцах”. Переселиться на территорию общины “чужаку” можно было только при согласии всех членов общины. Если даже один не согласен “чужак” д.б. уйти.

    СП знала институт приобретательной давности. Если в теч одного года и одного дня ни однин из членов общины не высказывал протест против поселения “чужака”, его землевладение начинает охраняться правом. В этом титуле по существу санкционируется присвоение общинной земли приближенными короля, т. к запрещается высказывать протест против переселенца, если на то была спец. королевская грамота.

    Салическая правда рассматривает и ряд правонарушений, которые можно характеризовать как преступле­ния в современном смысле этого слова, влекущие за собой государственную кару в виде смертной казни и пр. К ним относились в первую очередь должностные и во­инские преступления, лжесвидетельство (§ 6 титула ХХХ, титул XLVIII, § 2 титула LI).

    Тяжесть наказания по Салической правде определялась, прежде всего, социальным положением преступни­ка и потерпевшего, а также тяжестью совершенного пра­вонарушения в понимании франков. Соответствующие примеры студент может привести, сделав самостоятель­ный анализ ряда статей Салической правды.

    В Салической правде прослеживается общая тенден­ция замены старых наказаний родового общества (кровомщение, самосуд и пр.) различными штрафами и пре­сечения случаев самовольной расправы (титулы IX, XXVII и пр.).

    Преступления и наказания.Основное внимание в СП уделяется преступлениям и наказаниям.Ни определения прест-я,ни термина, определяющего это понятие, СП не дает.Из смысла статей,посвя-щенных преступ-ям,вытекает,что в это понятие включалось причи-нение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.Все известные СП преступ-я можно свести к 4-ем видам: 1) преступ-я пр личности(убийство,членовредительство,клевета); 2)преступления пр собств-ти(кража,поджог,грабеж); 3) преступ-я пр порядка отправления правосудия(неявка в суд, лжесвидетельст-во); 4) нарушение предписаний.В СП упоминаются отягчающие обстоятельства(групповое убийство, убийство в походе,попытка скрыть следы преступления),говорится о подстрекательстве к кра-же или убийству.Субъектами преступления могли быть не только свободные франки,но также литы и рабы.Целью наказания явл-ся возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за на-рушение королевского мира.Эпоха создания СП хар-ризуется от-миранием кровной мести.Взамен кровной мести устанавливается выкуп:вергельд-за убийство и пеня- за менее тяж преступ-я,размер выкупа зависел от национальности,сословной принадлежности потерпевшего и был достаточно высоким:жизнь свободного фран-ка оценивалась в 200 солидов.Высокий размер штрафов объясняет-ся тем,что система взысканий сложилась еще в родовом общ-ве и уплата осуществлялась родом роду.Выкуп делился на три час-ти:семье убитого,родственникам со стороны отца и матери и казне.

    Суд и процесс в государстве франков

    У франков существовали как сотенный суд, так и королевский суд, упоминание о котором содержится уже в семи первых титулах. На важную роль суда в жизни франкского общества указывают многочисленные ста­тьи Салической правды, предусматривающие штрафы за неявку ответчика, свидетеля в суд без уважительных при­чин. Преследовались также лжесвидетельство и отказ от дачи свидетельских показаний.

    Характер суда у франков раскрывают титулы XVIII, XLVI, LVII и др., об отдельных чертах судебного процесса свидетельствуют титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др. Необходимо обратить внимание на состязатель­но-обвинительный характер судебного процесса у фран­ков.

    Об архаических чертах франкского процесса свиде­тельствует институты соприсяжничества (привлечение на стороне обвиняемого соседей, родственников и иных авторитетных лиц, которые должны были засвидетель­ствовать свойственные ему качества добродетели, чест­ности, — § 5 титула XVII), компургации (совместное произнесение обвиняемым и соприсяжниками очисти­тельной клятвы, полностью освобождающей от обви­нения).

    При анализе особенностей франкского судебного, процесса студенту следует обратить внимание на право­вое неравенство различных групп древнегерманского общества перед судом.

    Судебный процесс по Салич-й правде носил состязательный хар-р.Уголов- и гражд-е судопроизводство осуществлялось в оди-наковых формах.Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права,и процесс протекал в виде состяза-ния.Процесс был устным,гласным,отличался строгим формализ-мом.Салич правда называет три вида доказат-в,применяемых в су-дебном процессе.Среди них важное место занимает соприсяжни-чество.Соприсяжники- это родственники,друзья или соседи обви-няемого, к-рые явл-ся "свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распростра-ненным видом доказ-ва яв-лись ордалии,при к-рых преступник ус-танавливался при помощи "божественной силы".Салич правда описывает "суд божий" в форме испытания "котелком".К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников.Вме-сте с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания "котелком".Судебные споры разби-рались на собраниях свободных людей сотни под председательст-вом выборного судьи-тунгина.Приговор выносили выборные засе-датели-рахинбурги.Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации.Место тунгнна за-нимает граф,назначаемый королем,а роль народных заседателей исполняют скабины,к-рые избираются графом из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Выс-шей судебной инстанцией являлся суд короля.

    В V в. мощный миграционный поток германских племен захлестнул земли Западной Римской империи. В результате, в Западной Европе начался процесс формирования новой исторической общности на основе христианства, римского права и администрации, с одной стороны, обычного права, германской воинской организации и традиционных форм хозяйствования — с другой. Сочетание этих элементов создало феномен западноевропейского Средневековья [1] . Переходный период V — VIII в., когда на территории бывших римских провинций Галлии, Испании и Италии существовали королевства франков, готов, бургундов и др., был временем становления новых политических центров, ведущее место среди которых постепенно заняло франкское государство Меровингов. В дальнейшем эта страна, скрепленная на короткое время властью новой династии Каролингов, распалась на несколько крупных частей, однако сама идея политического единства Западной Европы была унаследована Священной Римской империей.

    Салическая правда [3] представляет собой сборник преимущественно уголовного законодательства, своего рода судебник. Принятая датировка этого памятника: 508—511 г. [4] Его источником была народная традиция, право, утвержденное обычаем. Согласно Прологу I к тексту сборника, записанному, вероятно, в VIII в., Салический закон был коллективным творчеством четырех старейшин Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста. Король Хлодвиг был первым его издателем и редактором. Подлинный текст Правды не сохранился, имеются только позднейшие латинские копии. Очевидно, судьи или кто-либо из их помощников делали эти списки для руководства. Начальный текст закона состоял из 65 глав (титулов). Затем в него вносились дополнения сыновьями Хлодвига Хильдебертом и Хлотарем. Эти и последующие дополнения даны в виде 7 капитуляриев. В Каролингский период к Правде прибавлялись новые титулы, общее число которых достигло 99—100. Последнее издание Салического закона было сделано в 798 г. при Карле Великом. Это т.н. Lex Emendata , т.е. исправленный закон.

    Со времени первых публикации по случайным рукописям ученые собрали и подготовили несколько критических изданий Салической правды. Немало сделано также для изучения ее рукописной истории. В приложении к английскому изданию текста памятника в 1880 г. Хендрик Керн предложил разделить все имеющиеся манускрипты на пять групп. К первой относятся четыре рукописи VIII — IX вв., содержащие 65 титулов, которые восходят, по мнению ученого, в VI в. Их отличительной особенностью являются пояснения некоторых латинских слов на франкском языке в виде глосс (т.н. Малбергская глосса). Вторая группа представлена двумя рукописями, несущими на себе отличительные языковые черты VIII — IX вв. Две другие группы включают в себя 41 рукопись и делятся каждая на две подгруппы. Здесь Салическая правда дана с различными дополнениями и поправками каролингской эпохи. К пятой группе относится издание одного потерянного манускрипта, родственного двум первым группам [5] . В России первое издание Салической правды на латинском языке с примечаниями сделал Дмитрий Егоров (Киев, 1906). В основу был положен текст первой группы. Русский перевод в 1913 г. был выполнен Николаем Грацианским (переиздан посмертно в 1950 г.) [6] .

    Текст законов разбит на главы (титулы) и на параграфы, к некоторым параграфам имеются прибавления. Статьи законов изложены в произвольном порядке. Государственные учреждения называются совершенно случайно. Явно преобладает карательная часть. Высшие судебные функции имеют король и графы. Для вынесения судебных решений на местах привлекаются присяжные судьи. Обычная форма наказания — денежный штраф (указываются две суммы в денариях и солидах [14] ). Заметны еще некоторые символические обряды, такие как бросание колосьев, земли и проч.

    Характерно молчание Салической правды о христианской Церкви и ее служителях. Первые упоминания появляются в позднейших прибавлениях. Например, глава LV была дополнена правилами о наказании за поджег часовни в 200 солидов, за убийство дьякона — 300, священника — 600, епископа — 900. В Декрете Хлотаря появляется параграф 15 о прощении раба, нашедшего себе прибежище в церкви.

    Данные о поземельных отношениях франков по Салическому закону можно представить с помощью анализа. Правила землепользования здесь полагаются известными, поэтому о них говорится вскользь, бессистемно.

    Общинное землевладение, конечно, находит свое объяснение в том архаическом способе обработки земли, когда под запашку расчищался участок леса. Этот напряженный труд требовал участия большого числа людей. Постепенно, в особенности под влиянием римской техники, крестьяне Западной Европы перешли от вырубки лесов и обработки легких почв к осушению влажных участков и обработке тяжелой почвы. Переложная система земледелия уступила более совершенной трехпольной.

    Салическая правда описывает франкское общество в начале этого процесса, когда свободные общинники-землепользователи, сохраняя многие черты традиционного германского быта и равенство между собой, постепенно поддавались перед государственными началами державы Меровингов. В тексте закона еще заметны следы существования патриархального рабства, родового быта, общего землевладения с его чересполосицей, традиционное деление на округа (паги), поручительство при судопроизводстве и др. Но видно уже влияние античной цивилизации: появление письменных законов, употребление денариев и солидов, стремление ограничить кровную месть и заменить ее денежной компенсацией и др. В характере землепользования в Салическом законе германские начала (свобода перемещения, общинное землепользование) еще выступают в более чистом виде дофеодальных отношений.

    1. Гизо Франсуа. История цивилизации во Франции в 4-х томах. — М., 2006.

    2. Грацианский Н.П. Введение к изданию перевода Салической правды. // Из социально-экономической истории западно-европейского Средневековья (сборник статей). — М., 1960.

    3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М., 1990.

    4. Кареев Н. Очерк истории французского крестьянства. — Варшава, 1881.

    5. Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400—1500 годы. — Перевод с англ. А.А. Столярова. — М., 2001.

    6. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — М., 1956.

    7. Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. — М., 1968.

    8. The Cambridge economic history of Europe. / Ed. M.M. Postan. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. I.

    9. Encyclopedia of Society and Culture in the Medieval World. / Crabtree Pam J. — New York, 2008.

    10. The New Cambridge Medieval History. / ed. P. Fouracre. — Cambridge, 2008. — Vol. I.

    [1] Encyclopedia of Society and Culture in the Medieval World. / Crabtree Pam J. — New York, 2008. — P. 1020.

    [2] Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400—1500 годы. — Перевод с англ. А.А. Столярова. — М., 2001.— С. 69.

    [4] The Cambridge economic history of Europe. / Ed. M.M. Postan. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. I. — P. 187.

    [5] Kern H. Prologue . // Lex Salica: the Ten Texts with the Glosses and the Lex Emendata . / Hessels, J.H. ed. — London , 1880. — Р . XIV—XVII. Грацианский Н.П. Введение к изданию перевода Салической правды. // Из социально-экономической истории западно-европейского Средневековья (сборник статей). — М., 1960. — С. 74—76, 102—104.

    [7] Гизо Франсуа. История цивилизации во Франции в 4-х томах. — М., 2006. — Т. II . — С. 174—189.

    [8] Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — М., 1956. — С. 72—122.

    [9] Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. — М., 1968. — С. 54—92.

    [10] Encyclopedia of Society and Culture in the Medieval World. / Crabtree Pam J. — New York, 2008. — P. 1049.

    [11] The New Cambridge Medieval History. / ed. P. Fouracre. — Cambridge, 2008. — Vol. I. — P. 71.

    [12] The Lex Salica tells us plainly that his Roman and Frankish subjects were regarded as equals. Roman landownership was preserved: we have the Romanus possessor, the Romanus tributarius. There was no oppression, no enslavement. Frankish civilization grew from the soil in conjunction with the late provincial Roman civilization. — The Cambridge economic history of Europe. / Ed. M.M. Postan. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. I. — P. 188.

    [13] Гизо Франсуа. История цивилизации во Франции в 4-х томах. — М., 2006. — Т. II . — С. 180.

    [14] В соотношении: в одном солиде четыре денария.

    [15] Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — С. 100—103.

    [17] The Cambridge economic history of Europe. / Ed. M.M. Postan. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. I. — P. 142.

    [18] Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — С. 89.

    [19] Н. Кареев. Очерк истории французского крестьянства. — Варшава, 1881. — С. 27. The Cambridge economic history of Europe. / Ed. M.M. Postan. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. I. — P. 266.

    [20] Другое имущество могло передаваться по женской линии (LIX.1—4). В дальнейшем, однако, право наследования земли после смерти сыновей было распространено и на дочерей Эдиктом Хильперика (Капитулярий V.3).

    [21] Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — С. 111—112.

    [22] Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. — М., 1968. — С. 67.

    [23] Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М., 1990. — С. 35.

    [24] Кареев Н. Очерк истории французского крестьянства. — Варшава, 1881. — С. 17—26.

    постепенно переходит в руки королевской администрации.

    Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, а

    роль народных заседателей исполняют скабины, которые

    из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обя-

    занности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся

    Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины. В пределах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI - началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают частную собственность на землю. Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату. Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев. После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности - бенифиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями. Таким образом, развитие феодальной собственности на землю можно представить в следующей схеме:

      • Феодальная собственность на землю
      • Королевские земли
      • Церковные земли
      • Общинные земли
      • Аллод (полная собственность)
      • Прекарий
      • Бенефиций (условное пожизненное держание)
      • Феод (условное наследственное держание). Существовали феоды - условные земельные держания, передаваемые по наследству.

      В Салической Правде предусмотрена виндикация утраченных или похищенных вещей. С похитителя взыскивается штраф. В спорных случаях вещь передавалась третьему лицу, и назначалось судебное расследование. К исполнению договорных обязательств кредитор мог должника принудить. Для этого три раза с промежутками в несколько дней кредитор должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях. Наследование было возможно по наследству – сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С VII века к наследованию земли допускались и женщины. Наследования по завещанию не было, для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу. Имело место аффатомия - передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения. Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего. Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны). Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества. За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся социальным положением убитого: за убийство свободного франка - 200 солидов; за убийство свободного римлянина - 100 солидов; за убийство королевского телохранителя - 600 солидов; за убийство полусвободного лита - 100 солидов; за убийство римского колона - 63 солида. За убийство раба платился не вергельд, а стоимость раба - 35 солидов его хозяину. В случае убийства рабом свободного уплачивался вергельд в половинном размере их господином, в счет другой половины вергельда убийца выдавался головой родственникам убитого. За убийство женщины уплачивался тройной вергельд, беременной женщины - в четырехкратном размере, тройной вергельд взыскивался за убийство ребенка, не достигшего 12 лет, убийство тайной, убийство с попытками скрыть следы преступления. За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различных размеров. Наказуемо было похищение женщины, рабу полагалась смертная казнь, литу и королевскому рабу - уплата вергельда в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов. Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины. Салическая Правда содержит длинный ряд статей об имущественных преступлениях. Различаются 3 вида кражи:

      а) на сумму от 2 динаров и выше;

      б) на сумму от 40 динаров и выше;

      в) кража с взломом или с подделкой ключей.

      Наказание при этом устанавливалось: - для свободных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); - для рабов:

      1) возмещение ущерба и 120 ударов;

      2) кастрация или возмещение ущерба и штраф;

      3) смертная казнь и т.д.

      Обобщая уголовное право, следует отметить, что система преступлений Салической Правды включает:

      • нарушение предписаний короля;
      • преступление против личности;
      • имущественные преступления;
      • преступление против отправления правосудия.

      В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая жену).

      Таким образом, подчеркивая основные черты уголовного права по Салической Правде, следует выделить:

      • сохранение пережитков первобытнообщинного строя;
      • более энергичную защиту интересов имущих;
      • отсутствие общих принципов для квалификации преступлений и назначение наказаний;
      • чрезмерная тяжесть материального наказания;
      • казуистичность права.

      Судопроизводство. Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах частного обвинения. Суд выступал в процессе в роли арбитра между сторонами. Вызов ответчика в суд осуществлял потерпевший. Если ответчик не являлся в суд, даже после третьего приглашения, его вызывали в суд короля, и король объявлял его вне своей защиты как нарушителя мира. Это было равносильно объявлению лица вне закона. Доказательствами служили показания свидетелей, при их отсутствии - выступления соприсяжников, т.е. поручителей обвиняемого - свидетелей его доброй репутации. Соприсяжники в торжественной словесной форме свидетельствовали, что обвиняемый не мог совершить данного преступления. Ошибка в словесной формуле влекла за собой недействительность доказательства и проигрыш дела. Практиковались в качестве доказательства ордалии, т.е. испытание водой и железом. Испытуемый в первом случае опускал руку в котел с кипящей водой и держал до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Освобожденную руку завязывали и по истечении определенного времени снова осматривали в суде. Аналогично производили испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, значительно меньший, чем полагалось в случае признания виновным, что создавало привилегии имущим. В качестве доказательства прибегали и к поединку. Приговоры сотенного суда приводились в исполнение графами и их помощниками. Основными чертами судопроизводства государства франков следует считать:

      Читайте также: