Кто имеет право вынести защитное предписание несовершеннолетнему

Обновлено: 02.07.2024

Последнее время среди работников появилось большое количество т.н. ковид-диссидентов, которые отказываются прививаться от коронавирусной инфекции. Кроме того, есть работники, которые имеют медицинские противопоказания к таким вакцинам. В связи с этим, порядок отстранения от работы за отказ от вакцинации (прививки) от коронавируса разъяснил Роструд в письме от 13.07.2021 № 1811-ТЗ: как оформить отстранение, с какой даты и др. В том числе, оно касается тех, кто работает на удалёнке (дистанционные сотрудники).

Что говорит ТК РФ и другие законы

Трудовым кодексом РФ предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей: это возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет:

  • отказ в приеме на работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями;
  • отстранение граждан от таких работ.

Такие полномочия подтверждают п. 1 и 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ и приказ Минздрава от 21.03.2014 № 125н, которым утверждены Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение № 2).

Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или их категорий (работников отдельных отраслей).

Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидпоказаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача региона или его зама, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Из п. 2 ст. 11 Закона № 157-ФЗ следует, что любые профилактические прививки проводятся добровольно. Но при этом результатом отказа может быть отстранение от работы без сохранения зарплаты.

Следовательно, отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

Более того: работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медпротивопоказаний. Основание – абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.

Если работа удалённая

Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает главный санитарный врач региона.

В 60% работников, указанных в п. 2.1 постановления Главного санитарного врача Москвы от 15.06.2021 № 1 учтены исключительно сотрудники (независимо от условий и характера работы), получившие вакцинацию. Исключения предусмотрены для работников, имеющих медицинские противопоказания.

Таким образом, сотрудники, работающие удаленно (дистанционно) при отказе от вакцинации и не имеющие противопоказаний к ней могут быть отстранены от работы.

Дистанционные работники подлежат обязательной вакцинации, если не имеют противопоказаний.

Как оформить отстранение

В случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранения работника от работы без сохранения заработной платы. Основание для лишения зарплаты в этом случае – ч. 3 ст. 76 ТК РФ.

Форма приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить обязательную вакцинацию – свободная. Работодатель может разработать её самостоятельно. При этом в приказе необходимо указать:

  • Ф.И.О. и должность работника;
  • основания, по которым он отстранён от работы;
  • срок отстранения.

До издания такого приказа нужно получить от работника письменный отказ от вакцинации.

С приказом об отстранении следует ознакомить его под подпись.

Таким образом, сначала нужно запросить у работника письменный отказ от вакцинации, а затем оформить приказ об отстранении без сохранения зарплаты.

С какой даты отстранить

Дата отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных Главным санитарным врачом региона.

  • до 15 июля 2021 года – организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной;
  • до 15 августа 2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.

Перечень, форму, содержание, а также лиц, имеющих право выдавать такие документы, определяет Министерство здравоохранения РФ.

Если есть противопоказания

Правила об обязательной вакцинации не распространяются на тех, у которых есть противопоказания к ней, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами Гам-КОВИД-Вак, ЭпиВакКорона и КовиВак, которые подтверждены медицинским заключением.

По мнению Роструда, работодатель вправе требовать от работников, имеющих противопоказания к вакцинации от COVID-19, представить подтверждающие медицинские документы. В случае отказа работник подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Крыловой Л.А., действующей на основании доверенности в интересах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет пищевых производств" (далее - ФГБОУ ВО "МГУПП", Учреждение) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 78 района Сокол г. Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 77 района Сокол г. Москвы от 16 августа 2018 года, решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 08 октября 2018 года и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 21 марта 2019 года, вынесенные в отношении ФГБОУ ВО "МГУПП" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка N 78 района Сокол г. Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 77 района Сокол г. Москвы от 16 августа 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 08 октября 2018 года и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 21 марта 2019 года, ФГБОУ ВО "МГУПП" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Крылова Л.А. просит отменить постановления, вынесенные в отношении ФГБОУ ВО "МГУПП" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными и прекратить производство по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 14 декабря 2017 года по результатам проверки, проведенной в отношении ФГБОУ ВО "МГУПП", государственным инспектором Таганского района г. Москвы по пожарному надзору - старшим инженером 5 РОНПР Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве Учреждению выдано предписание N 75/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в срок до 15 мая 2018 года. Данное предписание получено представителем Учреждения (л.д. 21 - 23).

В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной 18 - 19 июля 2018 года государственным инспектором Таганского района г. Москвы по пожарному надзору - старшим инженером 5 РОНПР Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве на основании распоряжения главного государственного инспектора Таганского района ЦАО г. Москвы по пожарному надзору от 21 июня 2018 года N 75, установлено, что предписание ГПН N 75/1/1 от 14 декабря 2017 года не выполнено.

По факту невыполнения указанного предписания 01 августа 2018 года государственным инспектором Таганского района г. Москвы по пожарному надзору - старшим инженером 5 РОНПР Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ФГБОУ ВО "МГУПП" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Учреждения постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной данной нормой.

Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи и принятым им постановлением согласились.

Делая вывод о виновности ФГБОУ ВО "МГУПП" в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья и вышестоящие судебные инстанции исходили из того, что Учреждением не выполнено в установленный срок законное предписание государственного инспектора Таганского района г. Москвы по пожарному надзору - старшего инженера 5 РОНПР Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве.

Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Признавая Учреждение виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья и вышестоящие судебные инстанции исходили только из того, что ФГБОУ ВО "МГУПП" не приняты все зависящие от него меры по выполнению предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор от 14 декабря 2017 года N 75/1/1.

Вместе с тем, делая такой вывод, судебные инстанции в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не проверили обстоятельства, на которые указывалось на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении и которые имеют значение для его разрешения.

Так, с момента возбуждения дела об административном правонарушении, законный представитель ФГБОУ ВО "МГУПП" последовательно оспаривал виновность Учреждения в совершении вмененного административного правонарушения, заявляя о том, что Учреждением были приняты все зависящие от них меры для исполнения предписания государственного инспектора Таганского района г. Москвы по пожарному надзору - старшего инженера 5 РОНПР Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве.

В обоснование данного утверждения законный представитель ФГБОУ ВО "МГУПП" ссылался на тот факт, что пункты 3, 4, 6, 7, 10, 11 указанного предписания на объекте остаются не выполненными в связи с отсутствием необходимого финансирования со стороны Минобрнауки РФ, являющегося учредителем ФГБОУ ВО "МГУПП". При этом, Минобрнауки РФ надлежащим образом информировалось о потребности дополнительного финансирования на обеспечение пожарной безопасности в зданиях Университета в 2017 - 2018 годах.

Кроме того, в ходе производства по делу защитником ФГБОУ ВО "МГУПП" были представлены запросы в Минобрнауки об увеличении финансирования для выполнения требований названного предписания (л.д. 812).

Аналогичные доводы заявлены и в настоящей жалобе.

Однако судебными инстанциями данные доводы оставлены без внимания, ничем объективно не опровергнуты и должным образом не проверены, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для разрешения настоящего дела. Требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями не выполнены.

Кроме того, частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности истек и возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление мирового судьи судебного участка N 78 района Сокол г. Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 77 района Сокол г. Москвы от 16 августа 2018 года, решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 08 октября 2018 года и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 21 марта 2019 года, вынесенные в отношении ФГБОУ ВО "МГУПП" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

жалобу защитника ФГБОУ ВО "МГУПП" Крыловой Л.А. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 78 района Сокол г. Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 77 района Сокол г. Москвы от 16 августа 2018 года, решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 08 октября 2018 года и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 21 марта 2019 года, вынесенные в отношении ФГБОУ ВО "МГУПП" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Ответ на представление Роспотребнадзора — действенный и необходимый способ избежать более существенных санкций за нарушения, выявленные во время проведения проверочных мероприятий в отношении предприятия. О том, как составить грамотный и обоснованный ответ в Роспотребнадзор, и пойдет речь в нашей статье.

Что такое представление Роспотребнадзора

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является органом исполнительной власти, к функциям которого отнесены:

1. Разработка и реализация госполитики в области защиты прав потребителей.

2. Нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере.

3. Формирование и утверждение СанПиНов и гигиенических нормативов.

4. Проведение санитарного надзора и госконтроля в области защиты интересов потребителей.

В рамках указанных функций Роспотребнадзор реализует полномочия, определенные положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства от 30.06.2004 № 322. В число таких полномочий входит проведение проверочных мероприятий:

  • плановых;
  • внеплановых;
  • документарных;
  • выездных.

По результатам проверочных мероприятий при выявлении каких-либо нарушений или недочетов выносится представление или предписание. Представление является документальной формой реагирования на выявленные нарушения. Согласно требованиям ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях сотрудники Роспотребнадзора, проводившие проверку, обязаны вынести представление при наличии оснований.

Представление и предписание — в чем различия

Представление является официальным документом и составляется на официальном бланке Роспотребнадзора, имеет регистрационный номер и дату составления. В содержательной части представления указываются:

1. Выявленные нарушения.

2. Ссылки на соответствующие нормативные документы.

3. Перечень мер, необходимых для устранения указанных нарушений.

4. Срок, выделенный для устранения недочетов.

  • представление направлено на устранение условий, которые могут явиться причинами возникновения нарушения (то есть определяется как предупреждающая мера);
  • предписание имеет целью устранение последствий нарушений (то есть является мерой восстановительной).

Как ответить на представление Роспотребнадзора

Согласно п. 2 ст. 29.13 КоАП РФ организация обязана в месячный срок с момента получения представления рассмотреть его и дать на ответ. Прежде чем сформировать ответ на представление, предприятие должно:

1. Предпринять все необходимые меры по нивелированию всех поименованных в представлении нарушений и причин, их породивших.

2. Выявить и привлечь к ответственности сотрудников, чье ненадлежащее исполнение должностных обязанностей способствовало возникновению нарушений.

3. Провести мероприятия по предотвращению возникновения выявленных нарушений в будущем.

Отзыв на представление Роспотребнадзора оформляется в произвольной форме — как правило, на бланке компании либо с угловым квадратным штампом, где содержаться реквизиты организации. Помимо идентификационных данных фирмы отзыв на представление должен содержать:

1. Данные адресата (территориального отделения Роспотребнадзора, который вынес представление, а также Ф. И. О. начальника).

3. Реквизиты представления, на которое осуществляется ответ (дата, номер, срок исполнения, основные претензии).

4. Содержательную часть. Здесь следует пошагово, от нарушения к нарушению, дать пояснения:

  • какие мероприятия проведены для устранения отмеченного недочета,
  • какие действия осуществлены для недопущения выявленного нарушения впредь,
  • какое наказание понесли виновные сотрудники.

Пояснительная часть письма-ответа может быть оформлена списком либо таблицей. В любом случае не допускается хаотичное и сумбурное изложение, а также игнорирование каких-либо из отмеченных нарушений.

5. Подпись руководителя и печать организации (при ее наличии).

Пример ответа на представление Роспотребнадзора

Образец ответа на представление Роспотребнадзора может выглядеть следующим образом:

Адрес места нахождения: Воронеж, ул. Алексеевского, 8

Руководителю Управления Роспотребнадзора по Воронежской области

Главному государственному санитарному врачу по Воронежской области

Ответ на представление

На ваше представление № 203-18 от __ __ ____ года об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований со сроком исполнения до __ __ ____ года сообщаю, что по предписанию № 203-18 от __ __ ____ года были выполнены мероприятия следующего содержания:

Уровень искусственного освещения в 3 группе не соответствует требованиям гигиенических нормативов

Уровень искусственного освещения в 3-й группе приведен в соответствие с требованиями гигиенических нормативов

Отсутствует возможность ополаскивания столовой посуды в 1-й группе

В помещении 1-й группы оборудован гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания столовой посуды

Не допускать использование кухонной посуды и инвентаря не в соответствии с маркировкой

Посуда промаркирована в соответствии с назначением

Таким образом, ответ на представление — это документ с минимальным количеством информации, и составить его не займет много времени. Предварительно же проведенная работа по устранению недочетов только упростит эту задачу.

АКЦИЯ ГОДА

совершения правонарушений, а также убеждение гражданина в недопустимости их совершения.

Профилактическая беседа проводится с лицами, которые ранее привлекались к ответственности и из исправительного учреждения вернулись домой, с потенциально возможными нарушителями, а также при привлечении лиц к административной ответственности.

Официальное предупреждение

Это письменное разъяснение гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений.

Официальное предупреждение выносится руководителем отдела внутренних дел (милиции) либо его заместителем гражданину:

привлеченному к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесных повреждений и насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) КоАП, совершенное по отношению к члену семьи;

привлеченному к административной ответственности за
правонарушение, предусмотренное статьей 17.4 (вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение) КоАП;

- в отношении которого принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим, амнистией или деятельным раскаянием виновного за совершение по отношению к члену семьи деяний, содержащих признаки насильственных преступлений, предусмотренных статьями 140 (убийство матерью новорожденного ребенка), 141 (убийство, совершенное в состоянии аффекта), 143 (убийство при превышении пределов необходимой обороны), 145 (доведение до самоубийства), 146 (склонение к самоубийству), 148 (умышленное лишение профессиональной трудоспособности), 149 (умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения), 150 (причинение телесных повреждений в состоянии аффекта), 151 (причинение телесных повреждений при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, 152 (причинение телесных повреждений при превышении пределов необходимой обороны, 153а(причинение легкого телесного повреждения, 154(истязание), 166-171-1 (преступления, связанные с сексуальным насилием), 183 (незаконное лишение свободы), 186 (угроза убийством), 189 (оскорбление) Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Официальное предупреждение выносится в течение 10 дней с даты получения вступившего в законную силу постановления (определения) суда, его копия вручается нарушителю, о чем делается запись в оригинале.

Профилактический учет

Это наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия. Профилактический учет осуществляется в отношении гражданина, совершившего правонарушение или преступление насильственного характера в отношении членов своей семьи, в течение года, после объявления официального предупреждения. Профилактический учет не осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, а также следующих транзитом.

Копия решения об осуществлении профилактического учета вручается нарушителю, о чем составляется протокол.

Защитное предписание

Это установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания, за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесных повреждений и насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) КоАП, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитное предписание применяется к гражданам, совершившим насилие в семье, в отношении которых:

  1. вынесено официальное предупреждение;
  2. осуществляется профилактический учет.

Защитное предписание выносится нарушителю в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с -момента получения постановления о наложении административного взыскания за вышеуказанные административные правонарушения совершенное по отношению к члену семьи.

Какие запреты устанавливает защитное предписание

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно
вынесено, запрещается:

1. предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина
(граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот
гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину,
совершившему насилие в семье;

2. посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;

3. общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим
(пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с
использованием глобальной компьютерной сети Интернет;

  1. с письменного согласия совершеннолетнего лица, в отношении которого применено насилия, запрещается распоряжаться общей совместной собственностью (имеется в виду собственность супругов);
  2. с письменного согласия совершеннолетнего лица, в отношении которого применено насилия, возлагается обязанность временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение.

ВАЖНО!

При отсутствии письменного согласия пострадавшего (например, он находится в зависимости от нарушителя, или по иной причине не может себя защитить), запреты могут быть установлены после согласования с прокурором.

Вступление в силу и срок действия защитного предписания

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено. Срок действия запретов защитного предписания устанавливается начальником милиции, или его заместителями от трех до тридцати суток со дня объявления предписания нарушителю.

Копия защитного предписания в двухдневный срок вручается под роспись всем совершеннолетним пострадавшим, которые имеются.

Также копия защитного предписания направляется прокурору и в исполком для информации и при необходимости проведения профилактических мероприятий.

Механизм реализации обязанности временно покинуть жилое помещение

Согласно Положению о порядке принятия мер по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2014 № 353, местные исполкомы принимают меры по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание, устанавливающее обязанность лица, применившего насилие, покинуть общее жилое помещение.

Такие места предоставляются на возмездной (за плату) или безвозмездной основе на основании письменного обращения гражданина, в отношении которого -вынесено предписание. По письменному обращению

незамедлительно принимается решение о предоставлении места временного пребывания, либо об отказе в его предоставлении, о чем сообщается заявителю.

Как отменяется защитное предписание

Решение о прекращении защитного предписания может быть принято начальником милиции или его заместителями по заявлению совершеннолетнего пострадавшего.

Если отменяется постановление о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст. ст. 9.1, 9.3, 17.1 КоАП, совершенное по отношению к члену семьи, то и отменяется применение защитного предписания.

Как обжалуются действия (бездействия) должностных лиц

При нарушении прав, свобод и законных интересов гражданина действиями или, наоборот, бездействием должностных лиц органов профилактики правонарушений, гражданин вправе в месячный срок обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу), после чего дальнейшее обжалование возможно путем обращения в прокуратуру или в суд.

ВАЖНО!

Кроме Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ряд статей Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за истязание, умышленное причинение легких, менее тяжких и тяжких телесных повреждений, угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества и др.

Важно не молчать, а показать нарушителю, что его неправомерные действия неукоснительно повлекут за собой определенные правовые последствия!

В апреле будет 5 лет, как в Беларуси внедрен новый механизм воздействия на домашних тиранов — защитное предписание. Оно обязывает семейного агрессора покинуть дом, в котором он живет, на срок от 3 до 30 суток. Защитное предписание предполагает также запрет на общение с жертвой вне дома, звонки по телефону, попытки связаться через Интернет. Нельзя распоряжаться совместной собственностью.

В 2018 году во Фрунзенском районе принято 109 таких решений, за 2,5 месяца 2019-го — 34.

— Когда человек совершает насилие в семье в первый раз, на основании постановления суда виновный получает официальное предупреждение. Во второй — с письменного согласия потерпевшей стороны выносят защитное предписание, — поясняет старший инспектор отдела охраны правопорядка и профилактики РУВД Фрунзенского района Сергей Воложинец.

Cтарший инспектор отдела охраны правопорядка и профилактики РУВД Фрунзенского района Сергей Воложинец

Cтарший инспектор отдела охраны правопорядка и профилактики РУВД Фрунзенского района Сергей Воложинец

В исключительных случаях на подобную меру идут и без согласия пострадавшего. Такие примеры в районе были — жертва находилась в материальной и иной зависимости от тирана. Это решение согласовывают с прокурором.

— Когда мы ставим агрессоров перед фактом, что они не имеют права переступать порог своего дома и беспокоить родных до окончания действия предписания, многие не могут в это поверить, мол, он же хозяин квартиры, как это его из нее выгоняют, — говорит собеседник.


Без крыши дома

Страдающие от взрослых детей пожилые люди, увы, в защите милиции нуждаются нередко. Причем как матери, так и отцы. Но большинство семейных конфликтов происходят все же между супружескими парами. Чаще всего жертвы — женщины, но бывают случаи, когда помощь милиции нужна мужчинам. Не так давно пришлось урегулировать конфликт между парой нетрадиционной сексуальной ориентации.

Сколько дней придется провести виновному вдали от семьи, зависит от конкретной ситуации, рассказывает С. Воложинец. Бывает, родных так допечет, что они ратуют за выселение на максимальный срок — на месяц. В других ситуациях человека начинают жалеть, просят ограничиться неделей-другой.

Серьезность вынесенного запрета воспринимают не все, продолжает инспектор. Некоторые как ни в чем не бывало пытаются вернуться домой. В 2018 году таких случаев в районе было около 20. Возмущенные жены звонят в милицию, виновному светят арест и штраф. Впрочем, иногда члены семьи, наоборот, покрывают раскаявшихся близких. Разрешают им оставаться дома, утаивая этот факт от участкового.

В основном выставленные за дверь граждане находят временный приют у родных и друзей. Если же пойти некуда, в общежитии одного из столичных предприятий для них специально выделена комната. Проживание платное, около 8 рублей в сутки.


Ольга М.:

— Несколько лет я терпела оскорбления и рукоприкладство мужа. Но заявление в милицию подавать не решалась, не хотела выносить сор из избы. В какой-то момент чаша терпения переполнилась. Его выставили из квартиры на три недели, жил у брата. Вижу, перемены произошли, стал больше себя контролировать. Надеюсь, у нас получится сохранить семью.

К сожалению, не все столкнувшиеся с домашним насилием готовы воспользоваться новой мерой — жалеют своих мучителей, хотят, чтобы участковый просто припугнул их. Но, как показывает практика, таких увещеваний хватает ненадолго. Хорошая встряска в виде выдворения из дома действует куда эффективнее. Это как раз тот случай, когда нужно уйти, чтобы остаться.

Справочно

В сутки в РУВД Фрунзенского района поступают 5–10 обращений в связи с семейными конфликтами. Основной пик приходится на пятницу и субботу.

Читайте также: