Ощущение как развивается и перестраивается внутри процесса который она осуществляет

Обновлено: 10.05.2024

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 72/ 2 зачетных единиц.

Форма текущего контроля в семестре – контрольная работа

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – нет.

Форма промежуточного контроля в семестре – зачет.

Краткое содержание курса

Перечень изучаемых тем дисциплины (модуля).

Тема 1.Психология как наука.

Тема 2. Методологические основы изучения психики человека

Тема 3. Классификация психических явлений.

Тема 4. Основные факторы и механизмы развития личности.

Семестр четвертый

Форма текущего контроля – контрольные работы

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре зачетной книжки (нечетная цифра соответствует первому варианту, четная цифра соответствует второму варианту контрольной работы)

Тема 1. Психология как наука

Контрольная работа № 1

Задания для выполнения контрольной работы

Вариант I

Задание №1

Какой вклад в психологическое знание внесли следующие исследователи:

Ученые Исторический период Вклад в психологию
Платон
Аристотель
Авиценна
Декарт
Лейбниц
Х.Вольф
Дж. Локк
В.Вольф

Задание №2

Выделите объекты исследования следующих отраслей психологии:

1. Психология труда -

2. Педагогическая психология -

Задание №3

Найдите правильные и неправильные утверждения. Исправьте ошибки там, где они есть.

1. Аналитическая психология перенесла акцент с индивидуального бессознательного на изучение коллективного бессознательного.

2. Гуманистическая концепция развития личности исходит скорее из пессимистического представления о природе человека.

3. Все современные психологические теории подчеркивают важность врожденных факторов в психическом развитии человека.

4. Отечественная психологическая школа наследует лучшие традиции русской философской и педагогической мысли прошлого.

5. Из современного определения психологии следует исключить анализ поведения в пользу анализа психических процессов и состояний и практического применения полученных данных.

Вариант II.

Задание №1

Какой вклад в психологическое знание внесли следующие исследователи:

Ученые Исторический период Вклад в психологию
И.М. Сеченов
Д.Уотсон
В.Келлер
З. Фрейд
Ж. Пиаже
У. Найссер
А. Маслоу
Л.С. Выготский

Задание 2.

Выделите объекты исследования следующих отраслей психологии:

1. .Военная психология -

4. Инженерная психология -

Задание №3

Найдите правильные и неправильные утверждения. Исправьте ошибки там, где они есть:

1. Аристотель был одним из первых философов, который дал определение психологии как науки о душе.

2. Представление Платона о душе носит характер механистического материализма.

3. Декарт был одним из первых, кто рассмотрел, как душа влияет на телесные отправления.

4. Элементарная доктрина Вундта имела целью выявить функции сознания.

5. По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано.

Тема 2. Методологические основы изучения психики человека

Контрольная работа № 1

Задания для выполнения контрольной работы

Вариант I

Задание 1

Проанализируйте приведенный текст:

Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа и синтеза широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач. В психологии системный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания. избегать недостатков локального подхода, усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи и повышать эффективность научных исследований. (В. А. Ганзен)

Задание 2.

В каких соотношениях находятся пары понятий:



1. а) метод - б) методология;

2. а) психология - б) методология;

3. а) метод - б) методика;

4. а) наблюдение - б) эксперимент;

5. а) эксперимент - б) проективная методика;

Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие - как к индивиду?

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.

Вариант II.

Задание 1

Проанализируйте приведенный текст:

В чем особенность субъектно-деятельностного подхода при анализе психических явлений делающего его эффективным исследовательским методом? Приведите примеры использования данного подхода в психологии.

Задание 2.

В каких соотношениях находятся пары понятий:



а) метод - б) методология;

6. а) психология - б) методология;

а) метод - б) методика;

а) наблюдение - б) эксперимент;

а) эксперимент - б) проективная методика;

Задание 3.

Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к личности, а какие - не относятся:

Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.

Тема 3. Классификация психических явлений.

Контрольная работа № 1

Задания для выполнения контрольной работы

Вариант I

Задание 1.

Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека.

Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.

Задание 2.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения

- Основным источником наших знаний о внешнем мире являются . .

- Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет . характер.

- Особенность ощущений в том, что в них . . . предметов и явлений

- Генетически самое раннее чувственное психическое явление - . . .

- Ощущение как . . развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.

Задание 3.

Выберите правильные суждения из предложенных:

1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений.

2. Ощущения многих других свойств объективного мира (например, формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.

3. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры.

4. Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно связанных ощущений.

5. Ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель, поэтому, например, что бы ни действовало на глаз, ощущение всегда будет зрительной "вспышкой света".

Вариант II.

Задание 1.

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:



а) психика - б) ощущение;

а) ощущение - б) отражение;

а) ощущение - б) восприятие;

а) ощущение - б) боль;

а) зрительные ощущения - б) слуховые ощущения;

а) ощущение - б) синестезия;

а) адаптация - б) ощущения;

Задание 2

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

- Ощущение как . . развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.

- Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется . механизмам.

- Повышение чувствительности в результате взаимодействия . называется . .

- Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется . . (или . . ).

- При . под воздействием раздражителя, специфичного для одного анализатора, возникает . , характерное для другого анализатора.

Задание 3

Выберите правильные суждения из предложенных:

1. В эволюции организмов возникли не специфические энергии органов чувств, а специфические органы, объективно приспособленные к отражению различных видов энергии.

2. Ощущения дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.

3. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения.

4. Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще и деятельность или ее компонент.

5. Ощущение - активный процесс, осуществляемый как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений ощущения, дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов (рис. 1) [1] .

Основные функции ощущений

Основа более сложных познавательных процессов

Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания

Обеспечение чувственной основы психологической деятельности (предоставление сенсорного материала для построения психических образов) и др.

Рис. 1. Функции ощущений

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов (рис. 2) [2] . Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называемого рецептором;

2) проводящих нервных путей;

3) корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Орган
ощущений
(рецептор)

в коре
головного мозга

Здесь происходит трансфор-мация определенного вида энергии в нервный процесс

По афферентным, или центро-стремительным, путям возбужде-ние передается в центральный отдел анализатора

Анализатор – анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения

Рис. 2. Возникновение ощущений

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным.

Виды ощущений

Ощущения можно классифицировать следующим образом (рис. 3, 4) [3] .

По взаимодействию рецепторов с раздражителями

По расположению рецепторов

По ведущему анализатору

Рис. 3. Классификация ощущений

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия звуковой волны на слуховой анализатор. Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии на рецептор глаза волн разной длины из этого диапазона. Ощущаемые цвета делятся на хроматические (цветовой спектр) и ахроматические (от белого до черного). С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.

Основные виды ощущений

Интерорецептивные – сигнализируют о внутренних процессах организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов, других внутренних органов

Проприоцептивные – передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции

Контактные – вызыва-ются непосредственным воздействием на органы чувств

Дистантные – отражают качества объектов, нахо-дящихся на некотором расстоянии от органов чувств

Экстерорецептивные – доводят до человека ин-формацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой

Рис. 4. Систематическая классификация основных видов ощущений

Слуховые ощущения возникают в результате воздействия звуковой волны на слуховой анализатор.

Человек способен ощущать звуковые колебания частотой от 20 до 20 000 Гц. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать речь других людей, контролировать многие виды работ, наслаждаться музыкой и т.д.

Обонятельные ощущения возникают в результате воздействия расположенных в воздухе пахучих веществ на обонятельные рецепторы, расположенные в верхней части носовой полости.

Обонятельные ощущения помогают человеку различать распро-страненные в воздухе летучие вещества и запахи. Они обеспечивают индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действуют на подсознание.

Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике.

Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому, наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – его края, к горькому – область корня языка, к соленому – края языка и середина. Вкусовые ощущения позволяют определять качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в зависимости от чувства голода.

Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода. На поверхности кожи холодовых клеток больше (8–23 на 1 кв. см), чем тепловых (0–3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности на 0,17 мм, чем тепловые (0,3 мм). Поэтому организм быстрее реагирует на холод, чем на тепло.

Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, взаимном расположении всех его частей, движении тела и его частей, сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д.

Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях, раздражителях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

Осязательные ощущения представляют собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки.

Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении трудовых операций, требующих большой точности. У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важнейших средств ориентировки и познания.

Органические ощущения – ощущения, связанные с интеро-рецепторами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты, боли и т.д. Интерорецепторы связаны с корой через подкорковые образования – гипоталамус. Органические ощущения не дают точной локализации, а иногда носят подсознательный характер. Сильные отрицательные органические ощущения могут дезорганизовать сознание человека.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение тела человека. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного аппарата. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота и рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). Однако при регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Ощущения движения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках и сухожилиях, суставных поверхностях. Двигательные ощущения сигна-лизируют о степени сокращения мышц и о положении частей нашего тела.

Человеку все время необходимо получать информацию об окру-жающем мире. Приспособление организма к окружающей среде пред-полагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом.

Информационному балансу противостоит информационная недогрузка – сенсорная изоляция, которая приводит к серьезным функциональным нарушениям организма. При сенсорной депривации у человека актуа-лизируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода.

Основные свойства и характеристики ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств (рис. 5).

Пространствен-ная локализация раздражителей

Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью и т.п.

Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора

Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью

Это зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя. Различаются положительный и отри-цательный последовательный образ. Положительный окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным. Отрицательный последовательный образ сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действия водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта

Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения)

1. Класс интеллектуальных (познавательных, когнитивных) форм, включающих ощущения, восприятие, представление, мышление, интуицию и речь. Данные формы обеспечивают несколько уровней познания и знания. Уровни обозначаются как:

- непосредственно-чувственный (ощущение, восприятие);

- абстрактно-понятийный (мышление, речь);

В знаниях и познавательных актах разных уровней могут различно соотноситься тенденции к воссозданию известного (репродукции), преобразованию известного и творению нового. Познание может быть обращено на внешний по отношению к субъекту объект или на самого субъекта (самоощучение, самовосприятие, представление, рефлексия).

2. Класс побуждений (непосредственно переживаемые инстинкты, желания, интересы, влечения, потребности, направленности, мировоззрение). Формы побуждений различаются доступностью для осознания, ценностным весом, сложностью проявлений, дальностью и длительностью перспективного действия. Сфера побуждений объединяет субъективные устремления к внешним и внутренним объектам (я-направленность).

3. Класспереживанийвключает первичные чувствования, эмоции, аффекты, настроения, чувства, страсти. Они субъективно динамизируют жизнедеятельность, служат для обобщенной чувственно-смысловой оценке непосредственно переживаемого.. источники и ориентиры переживания человек находит в мире и в себе.

4. Класс мнемических форм (память). Дополняет класс интеллектуальных форм, включает запоминание – сбережение – воспроизведение – забывание. Спецификой памяти выступают ее неисчерпаемые возможности в установлении, возобновлении и обогащении связей между жизненными событиями уже-наступившими. Центральный феномен памяти – сбережение – рассматривается как неугасающая внутренняя продуцирующая активность. Различаются память индивида на внешние объекты и память о себе как особый я-направленный психический процесс.

5.Класс сознательных психических форм.К нему относятся все психо-практические явления, представленные на уровнях сознания, осознания, самосознания и самопознания. Возможны нормальные, аномальные и патологические акты сознания.

6.Класс Бессознательных (внесознательных) психических форм .К нему относятся психические явления, предсуществующие в индивидуальной психиче как общие пра-идеи, пра-образы, пра-чувства. Класс дополняют бывшие в опыте индивида психические впечатления, ускользнувшие от сознания, или устраненные из поля активного сознания.. бессознательное обогащают мысленные, чувственные и образные интуиции.Интуиции иногда несут в себе потенциал будущих творческих проявлений индивидуального сознания.

Ощущения как интеллектуальная психическая форма

В соответствии с типологией Юнга различают: экстравертный ощущающий тип в высшей степени реалистичный, с сильным объективным чувством факта; интровертный ощущающий тип определяется не столько качеством и интенсивностью объекта, сколько своим субъективным откликом на него.

1. По основанию связи ощущений с пространственным или временным способом жизни. Различаются ощущения внешнеобъективного и внутренне-субъективного пространства и ощущения объективного и субъективного времени.

2.По основанию сенсорной данности объектов или самого субъекта выделяют экстрацептивные ощущения, которые доводят до человека информацию из внешнего мира (оптические, акустические, физические, механические и т.д.). Интрацептивные ощущения (тактильные, температурные, болевые, органические и т.д.).

3. По основанию связи ощущений с различными формами существования материи различается сенсорика с источника мышечного, вибрационного, вестибулярного и т.д. происхождения.

4. На основе обладания специфическими качествами или модальностями ощущения делятся на: зрительные впечатления– данность светлоты, цвета, прозрачности, приятности оттенков источника; слуховые впечатления – данность звучания, а также высоты, громкости распространения звука; осязательные впечатления – данность касания, тяжести, укала, давления, боли, теплоты; обонятельные впечатления – улавливание запахов в их специфических оттенках, насыщенности, доставляемом удовольствии; вкусовые ощущения -данность специфической “вкусноты”, удовольствия “вкушать”, остроты вкуса и т.д.; органические и кинестетические впечатления –впечатления внутрителесного комфорта, телесных движений, динамической пластике тела.




Задание для самостоятельной работы № 1

Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека.

Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.

Задание для самостоятельной работы № 2

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:



1. а) психика - б) ощущение;

2. а) ощущение - б) отражение;

3. а) ощущение - б) восприятие;

4. а) ощущение - б) боль;

5. а) зрительные ощущения - б) слуховые ощущения;

6. а) ощущение - б) синестезия;

7. а) адаптация - б) ощущения;

8. а) ощущения - б) познание.

Задание для самостоятельной работы № 3

Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

Задание для самостоятельной работы № 4

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

- Основным источником наших знаний о внешнем мире являются . .

- Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет . характер.

- Особенность ощущений в том, что в них . . . предметов и явлений

- Генетически самое раннее чувственное психическое явление - . . .

- Ощущение как . . развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.

- Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется . механизмам.

- Повышение чувствительности в результате взаимодействия . называется . .

- Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется . . (или . . ).

- При . под воздействием раздражителя, специфичного для одного анализатора, возникает . , характерное для другого анализатора.

Задание для самостоятельной работы № 5

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с. а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. К экстерорецептивным ощущениям относят. а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Основные свойства ощущений - это. а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется. а) верхним абсолютным порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. К изменению чувствительности приводит. а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, - это. а) аккомодация; б) конвергенция; в) синестезия; г) сенсибилизация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. В структуру каждого ощущения входит. а) обобщение; б) движение; в) анализ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Задание для самостоятельной работы №6

Проанализируйте отрывок и сделайте вывод о природе ощущений. Насколько человек властен над своими ощущениями - может ли он затормозить или усилить их?

Она почувствовала жар, прилив крови, головокружение.

Ну ясно, что у нее кружилась голова. Конечно, у нее был жар. Она же весь день сидела в пальто. Господи! Кинозал переполнен. Как селедок в бочке. Нечего удивляться, что она задыхается. Просто чудо, что она еще не упала в обморок. Джесс подалась вперед, потянула за рукава, стягивая с себя пальто, как будто оно загорелось.

- Ради Христа! - пожаловался кто-то рядом. - Не можете ли вы посидеть спокойно?

- Простите, - прошептала Джесс. Ей все еще было жарко, она все еще была взвинчена, кружилась голова. То, что она сняла пальто, ничего не дало. Она начала стягивать с себя свитер. Голубой, зеленый, сиреневый - какого бы цвета он ни был, в нем было слишком жарко. Она просто задыхалась, ей не хватало воздуха. Почему ей так трудно дышать? Джесс нервно обернулась, ища знак "выход", мотая головой то в левую, то в правую сторону, бегая глазами по всем направлениям. От черепашьего супа меня поташнивает, подумала она, стягивая через голову свитер с высоким воротником, воображая, что она находится в море, окруженная обезглавленными черепахами.

Неужели она заболевает? О, только не это! Только бы ее не вырвало!

. Джесс чувствовала, как к горлу подкатил комок. Она услышала запах черепашьего супа, смешанный с запахами жареной курятины и сыра "горгонзола". О, только бы не вырвало, молилась она, сжимая челюсти и скрежеща зубами.

Дыши глубоко, говорила она себе, вспоминая советы Дона. Дыши глубоко и подольше. От диафрагмы. Выдох. Вдох. Выдох. Вдох.

Не помогало. Ничего не помогало. Она почувствовала, как на лбу появилась испарина, как по щекам начали стекать капельки пота. Ей нехорошо. (Дж. Филдинг)

Задание для самостоятельной работы №7

Выберите правильные суждения из предложенных.

1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений.

2. Ощущения многих других свойств объективного мира (например, формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.

3. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры.

4. Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно связанных ощущений.

5. Ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель, поэтому, например, что бы ни действовало на глаз, ощущение всегда будет зрительной "вспышкой света".

6. В эволюции организмов возникли не специфические энергии органов чувств, а специфические органы, объективно приспособленные к отражению различных видов энергии.

7. Ощущения дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.

8. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения.

9. Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще и деятельность или ее компонент.

10. Ощущение - активный процесс, осуществляемый как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.

Задание для самостоятельной работы №8

Какая особенность ощущений зафиксирована в перечисленных устойчивых выражениях речи?

"Острый вкус", "кричащий цвет", "сладкие звуки", "горькая правда", "соленые шутки", "грязный язык", "щекотание нервов", "жесткий стиль", "ласковый ветер", "сальный анекдот", "на языке - мед, под языком - лед", "теплые тона", "нежные речи", "вялое изложение", "блестящая работа" и т.п.

Задание для самостоятельной работы №9

На основании приведенного текста сделайте вывод о роли ощущений в становлении восприятия пространства. Какие ощущения участвуют, по вашему мнению, в этом процессе?

Правое полушарие мозга чутко реагирует на изменение веса тела, вызванное действием гравитационных сил. Это лишний раз подтверждает ведущую роль правого полушария в построении "схемы тела". Ведь первичной основой для построения такой схемы служит вектор силы тяжести, создаваемый гравитационным полем Земли, в котором постоянно протекает жизнедеятельность человека. Действием этого вектора обусловлены главные пространственно-ориентировочные понятия "верх" - "низ", а также связанные с ними добавочные координаты.

Существенный практический интерес в этой связи имеют факты, установленные американским психологом Г. Виткиным. Согласно его наблюдениям, уровень развития ребенка в определенной степени зависит от того, как рано выработалась у него способность ориентироваться в окружающем мире, используя для этого постоянно действующую на тело силу тяжести. В самом раннем детстве ориентирование в пространстве может осуществляться двумя способами. В первом случае суждение о положении своего тела ребенок выносит из зрительной оценки взаиморасположения окружающих предметов, из того, как меняются их вид и размеры при его передвижении. Второй тип ориентации в пространстве связан с более тонким и полноценным использованием нервной импульсации, поступающей из органов, автоматически оценивающих и поддерживающих равновесие тела (гравиторецепторов). Замечено, что ребенок, пользующийся вторым типом ориентации, проявляет большую активность и самостоятельность. Со временем это распространяется на развитие всей чувственной сферы и на совершенствование двигательных реакций, что положительно сказывается на формировании характера и интеллекта. (По Л. П. Гримаку)

Задание для самостоятельной работы №10

Опишите комплекс ощущений (по модальности, по расположению рецепторов), возникающих в приведенных ситуациях. Какие из них ощущаются сильнее, выступают на первый план и почему?

Вы проголодались и проходите мимо булочной; вам предстоит визит к стоматологу; вы гладите котенка; вы пьете шампанское; вам предстоит ответственное выступление на публике; вы укололись о шип розы; вы опаздываете на важную встречу; в экстремальных условиях вы принимаете жизненно важное решение; вы бросаетесь на помощь попавшему в беду ребенку; вы красите губы помадой кисточкой, а не тюбиком; вас впервые целует лицо противоположного пола; после ранения вы потеряли конечность; вы наблюдаете вскрытие трупа; новорожденный сосет вашу грудь; вы встречаете в темном переулке агрессивно настроенного пьяного; вы зашли в подъезд старого неухоженного дома; вы беременны; вы плывете в море; вы вернулись домой после тяжелой физической работы; вам предстоит "заглотить" зонд для исследования желудка; у вас начались родовые схватки; страдая от жары, вы наконец-то пьете ледяную воду; вы осваиваете дыхательную технику вайвейшн; вы поссорились с другом; вы пережили потерю близкого человека.

Таким образом, как указывает А. Н. Леонтьев, развитие психофизиологических функций ребенка закономерно связано с общим ходом развития его деятельности.

В отношении психологического определения личности мы встречаемся с большими противоречиями в науке. По поводу понятия личностивысказывались различные взгляды и мнения в зависимости от того направления в своих основных воззрениях, которого держались различные психологические школы.

Некоторые из английских ассоционистов, например, Дж. Милл, понимают личность как ряд представлений, из которых все, от первого до последнего, ассоциативно сцеплены друг с другом и могут воспроизводиться памятью, образуя собою как бы один сознательный ряд. В связи с этим память и личность рассматриваются как различные явления одного и того же порядка.

По Дж. Джеймсу, личность является также функцией памяти, но сущность личности сводится к тому, что каждая мысль является обладательницей содержания всех предшествовавших мыслей, причем, не зная самое себя, она в свою очередь будет узнана после своего отживания последующей мыслью.




Другие авторы в личности видели нечто объединяющее и синтезирующее в психической жизни. По Ф. Джанету, личность есть не что иное, как соединение в психической жизни индивида всего прошедшего, настоящего и предвидимого будущего. Такой вывод им сделан из анализа расчленения психических процессов при болезнях личности. С его точки зрения для фактов удвоения и утроения личности следует признать отличительной особенностью координацию психических процессов. Единство координации и отсутствие координации – две крайности, среди которых вращается личность.

Некоторые авторы, развивающие тот же взгляд, отличительными признаками личности признают наиболее полную гармонию, наивысший синтез и объединение и рассматривают саму личность как выражение гармонии и единства психических отправлений. Как указывает В. М. Бехтерев, кроме объединяющего начала, под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека. Кроме внутреннего объединения и координации, личность как понятие содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий. В этом определении наряду с субъективной стороной выдвигается и объективная сторона личности. Как утверждает В. М. Бехтерев, в вопросах психологических нельзя пользоваться одними субъективными определениями. Психическая жизнь есть не только ряд субъективных переживаний, она вместе с тем выражается всегда определенным рядом объективных явлений. В этих объективных явлениях, собственно, и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее внешний мир. Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность. По Риботу, реальная личность – это организм, и его высший представитель – мозг, заключающий в себя остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижностью и деятельностью. В. М. Бехтерев утверждает, что личность с объективной точки зрения есть психический индивид со всеми его самобытными особенностями – индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям. Ни оригинальность ума, ни творческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокупность психических явлений со всеми их особенностями, выделяющая данное лицо от других и обусловливающая его самодеятельность, характеризует личность с объективной ее стороны. Умственный кругозор представляется неодинаковым между лицами различно образованными, но ни один из них не теряет права на признание в нем личности, если только он проявляет в той или другой мере свое индивидуальное отношение к окружающим условиям, представляясь самодеятельным существом. Только утрата этой самодеятельности делает человека вполне безличным; при слабом же проявлении самодеятельности можно говорить о слабо развитой или пассивной личности.

Личностьс объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру. (По материалам В. М. Бехтерева.)

Говоря о личности, подразумевают под ней уже состоявшуюся и сформированную личность самостоятельного человека. Но логично задуматься, когда же эта личность начинает формироваться.

Одним из главных источников получения информации, необходимой для формирования личности ребенка, является поведение и непосредственно личности людей, окружающих ребенка. Большое влияние на самооценку любого человека оказывает одобрение или неодобрение любых его действий. Личность детей, родители которых часто их хвалили, оберегали, любили, чьи развивается в наиболее сильную и самостоятельную личность, а дети, родители которых наказывали их, не уделяли им должного внимания, приобретают комплексы и страхи, получают неполноценное и некачественное развитие. И впоследствии отсутствие нормального общения с родителями приводит к отторжению человеком любого проявление внимания, он становится замкнутым и порой грубым.

После осознания себя как личности, отдельной от родителей, ребенок начинает проводить сравнение себя, своих качеств и качеств других людей, окружающих его, следствием чего становится стремление ребенка к выполнению требований, неосознанно предъявляемых к нему в первую очередь родителями. И в зависимости от успешности достижения этого уровня, у него возникает чувство уверенности, гордости в случае успеха, или же, наоборот, некоторая обида и замкнутость в случае неудачи.

При дальнейшем развитии личности ребенок он проходит несколько стадий, таких как резкое повышение самостоятельности и ухудшение поведения. Самостоятельность ребенка логична, так как он осознал себя, осознал свою независимость и пытается показать ее окружающим и любую попытку вмешаться воспринимает как посягательство на свою независимость. Непослушание в раннем возрасте вызвано обилием информации, которую ребенок стал понимать. Он готов к большим познаниям, чем ему разрешают родители, следствием чего становится ухудшение поведения, непослушание, так как для ребенка в большинстве случаев это единственно возможное проявление протеста.

Читайте также: