Кто имеет право вести естествознание

Обновлено: 30.06.2024

Однако, если присмотреться к событиям, происходящим в этом мире, то можно сделать выводы, что за тысячи лет развития и познания, человечество осталось таким же как и было несколько тысяч лет назад. Но в отличие от людей древности, у нас есть больше знаний, больше исторического опыта и доступность информации, которая стала возможна Интернету.
20-й век и начало 21-го века стали веками триумфа науки и исследований: математика, физика, химия, биология, психология и многие другие технические науки шагнули вперед. Однако, к сожалению, того же самого нельзя сказать о гуманитарных науках, о юриспруденции, в частности. Конечно, определенный сдвиг и процесс в развитии права существует, однако, его отставание от естественных наук огромно.

В этой краткой статье я постараюсь сделать один маленький шаг к объединению естественных наук с гуманитарными. Признаюсь сразу – тема для меня, гуманитария, необычайно сложная, но в то же время интригующая и интересная.

Я полагаю, что гуманитарным наукам для большей эффективности следует больше и чаще обращаться к последним открытиям в естественных науках, так как только будучи на гребне открытий можно приносить пользу человечеству в такой непростой сфере как – закон, право и человеческие взаимоотношения.
Прежде чем перейти к основной теме статьи, полагаю, следует разобраться с определениями, используемыми в этой публикации, так как без понимания обсуждаемых явлений, читатель не сможет понять и общих идей.

ЗАКОН ПРИРОДЫ

Понятие закона человечеству известно тысячелетия – примитивные нормы права (обычаи) стали формироваться еще в родоплеменных общинах, а иерархия и нормы поведения мы встречаем даже у социализированных животных.

До написания этой статьи, у меня возникла идея опросить многих моих знакомых на предмет понимания, казалось бы, таких простых и понятных нам явлений как: реальность, время, закон природы, закон с точки зрения права. На эти вопросы никто не дал внятного ответа: все ответы были общими и даже не приближались к тому, чтобы претендовать хотя бы на примитивное описание.

Незнание таких простых вещей – это не следствие глупости людей, а следствие того, что мы сами не задумываемся о таких простых, как нам кажется, вещах, так как понятия времени, реальности и законов природы мы понимаем интуитивно, подсознательно. Нам не нужно задумываться, чтобы познать реальность или понять, что такое время – это кажется итак очевидным. Но если начать разбираться глубже, эти понятия становятся не только закрытыми для нашего понимания, но и очень сложными в познании.
Итак, что же такое закон природы? Вероятно, если задать этот вопрос, ученым-физикам, то они дадут совершенно разные ответы, но нам нужна ясная определенность, так как без конкретных определений невозможно познать суть исследуемого явления.

В моем понимании, закон природы – это повторяющаяся закономерность, вне зависимости от каких-либо условий. Другими словами, если скорость света равна 299 792 458 метрам в секунду сегодня, то она будет такой же и завтра, и, предполагается, что она была такой же и миллионы лет назад.
Если масса электрона равна 9.10938291 × 10 ( минус 31 степени) килограмма сегодня, то она такой же была миллион лет назад, она такой же будет и через миллиард лет.
Закон природы – это повторяющееся, неотвратимое, неизменное явление, которое поддается измерению или какой-либо фиксации.

ЗАКОН ЛЮДЕЙ

По всей видимости, живые существа, в том числе мы, люди, стремимся в своем поведении к подражанию законам природы и создали свои аналоги в своей социальной реальности. И хотя к идеалу законов природы нам далеко, более того, человеческие законы никогда не станут работать так же неукоснительно, как и законы природы, тем не менее общество к нему стремится.

Определений закона и права существует несметное множество, однако, если привести все определения права и закона к условному общему знаменателю, то можно сказать, что право – это упорядоченное правило поведения, носящее нормативный, императивный (государственно-волевой) характер, проявляющееся в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам, обладающее регулятивным характером и всесторонней обеспеченностью и гарантированностью.

РЕАЛЬНОСТЬ

Ответ на вопрос о реальности очень сложен и, пожалуй, до сих пор люди мало приблизились к ответу на вопрос – что такое реальность. Однако, по-моему, мнению, неплохо приблизился к этому пониманию известных физик и публицист Стивен Хокинг, который ввел в наш обиход такое понятие как моделезависимый реализм. Суть моделезависимого реализма можно объяснить следующим примером: в итальянском городе Монца запрещено держать рыбок в шаровидных аквариумах на том основании, что держать рыбок в аквариуме с изогнутыми стенками слишком жестоко, так как глядя наружу, рыбка видит искаженную картину реальности.

Однако, если показать рыбке в шарообразном аквариуме какой-либо предмет, скажем, яйцо, то рыбка будет видеть его вытянутым, мы же его будем видеть, как обычно, овальным – то есть рыбка построила свою модель реальности, а мы, со своей стороны другую. Другими словами, реальность – это модель окружения, построенная нашим мозгом, с которой наш мозг и работает.

В книге, Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир автора Кристофера Фрита, дано интересное пояснение:

Таким образом, наше восприятие реальности происходит искаженным образом, а наше сознание работает не с самой реальностью, а лишь с ее моделями.

ВРЕМЯ

Что такое время – до сих пор никто не может дать на него ответ. Могу лишь сказать, что на сегодняшний день время воспринимается в естественных науках с трех позиций:

• С позиций квантовой механики;
• С позиций ньютоновской физики;
• С позиции теории относительности Эйнштейна.

Каждая из этих теорий совершенно по-своему смотрит на природу времени. Однако, время существует и имеет определенные свойства, вопрос только в точке зрения на него, как в примере с рыбкой в круглом аквариуме. В нашем представлении время состоит из трех частей: прошлого, настоящего и будущего. Однако, как когда-то сказал Эйнштейн,

схема времени

ЭНТРОПИЯ

Психологический эффект нашего восприятия времени позволяет открыть такое явление как энтропия. Энтропия – это необратимые изменения сложной системы, приводящие к ее изменению или упрощению. Представим, что у нас со стола упало яйцо и разбилось. Из состояния с низкой энтропией оно перешло в состояние высокой энтропии (хаоса). Никто из нас еще не видел, что яйцо из разбитого состояния прыгает обратно на стол и снова становится целым. Именно поэтому нам кажется, что целое яйцо – это прошлое, а разбитое яйцо – это будущее.

ВОСПРИЯТИЕ

Система 1 – это наша подсознательная часть, это те процессы, которые происходят в нашей нервной системе, но которые мы не в состоянии контролировать и не в состоянии фиксировать. К примеру, когда вы смотрите на стол, у вас в мозгу сразу же появляется понимание, что это такое, как им пользоваться и для чего он предназначен. То же самое происходит при ходьбе или управлении автомобилем. Система 1 – это автоматическая система, которая в критических ситуациях, к примеру, при риске аварии на дороге, перехватывает контроль над Системой 2.

Система 2 – это мы с вами, это наша личность, это медленная система, которая анализирует, обрабатывает и делает выводы. Если нам нужно посчитать сколько будет 1293 + 2039, то будет задействована система 2. Нам кажется, что Система 2 управляет нашим поведением, однако, опять же, это только иллюзия, так как формирование мыслей, настроения, предпочтений тоже осуществляет Система 1.

В The Proceedings of the National Academy of Sciences была опубликована работа, демонстрирующая влияние чувства голода на формирование суждений. Участниками, сами того не подозревая, стали восемь израильских судей, принимающих решения об условно-досрочном освобождении. Они целыми днями рассматривают такие заявления. Дела представляют в случайном порядке, и судьи уделяют на каждое в среднем около 6 минут. По умолчанию принимаются решения об отказе, решения об освобождении выносятся лишь в 35% случаев. Время принятия каждого решения протоколируется; заносятся в протокол заседания и все три перерыва на еду – утренний, обеденный и послеобеденный. Авторы исследования построили график доли одобренных заявлений относительно времени предыдущего перерыва на еду. После каждого приема пищи эта доля возрастает до 65%. В течение примерно двух часов до следующего приема пищи одобрение заявлений падает, снижаясь почти до нуля непосредственно перед очередным перерывом. Разумеется, авторы не ожидали подобного результата и тщательно проверили множество других объяснений, однако наилучшая возможная оценка данных не радует: усталые и голодные судьи склоняются к более легкому решению по умолчанию и отказывают в условно-досрочном освобождении. Вероятно, свою роль играет и усталость, и голод.

ЛЕГКОСТЬ

То есть при возникновении определенных условий, человек подвержен искаженному мышлению, что в последствии приводит к неверным выводам и логическим ошибкам.

МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ

Учитывая новые открытия в области психологии, экономики и естественных наук, мы можем прийти к выводу, что человек и его мышление далеко не совершенны, что нормы права, придуманные и разработанные человеком носят крайне субъективный характер. Более того, законы природы полностью формируют и выводят законы человеческие, так как мы являемся частью этого мира и живем по его нерушимым законам. Только новые знания помогут нам продвинуть правовую науку вперед, давая тем самым обществу полезные инструментарии для решения конфликтов и проблем.

ВЫВОДЫ

Более 50 лет назад, советский ученый-правовед, С.В. Курылев, исследующий теорию доказывания, дал очень глубокое определение судебного доказывания:

«Раз мир – единое целое, раз все предметы, явления в мире связаны друг с другом, то и наш объект познания (предмет, явление) связан определенным образом с другими предметами, явлениями, которые в свою очередь связаны с иными предметами, явлениями и т.д.

Известные явления, при помощи которых суд, основываясь на знании объективных связей явлений, познает неизвестные, и служат средствами установления объективной истинности наличия или отсутствия искомых фактов, т.е. доказательствами.

Взаимосвязь, взаимообусловленность предметов и явлений как один из наиболее общих законов объективной действительности и является той основой, которая дает возможность осуществлять опосредствованное познание неизвестных и недоступных для восприятия фактов при помощи связанных с ними известных фактов-доказательств.
Наличие связи факта-доказательства с искомым фактом и является первым и главным существенным признаком доказательства, признаком, благодаря которому доказательство и может служить средством установления неизвестных фактов.

В силу универсальной зависимости и обусловленности всякое изменение в нашем предмете, явлении будет, с одной стороны являться результатом определенных причин (изменения обусловливающих явлений, развития самого предмета, явления); во-вторых, оно определенным образом отразится на всех связанных с ним, зависимых от него и обусловливаемых им явлениях, произведя в них также определенные изменения; изменения последних вызовут в свою очередь изменения в иных связанных с ними явлениях и т.д. до бесконечности.

Спустя более 50 лет, наука шагнула далеко вперед, предоставив нам широкий интрументарий исследования окружающей действительности, однако, как мне кажется, на сегодняшний день, это удивительно глубокое определение до сих пор актуально, но даже оно не учитывает сегодняшних достижений в области науки.

Каким же образом знания в области естественных наук помогут юристу повысить свою эффективность? Что современная физики, химия, биология и психология могут дать юристу кроме экспертных заключений и разъяснений в суде?

Думаю, что многое.

Во-первых, отсутствие глубоких знаний в области естествознания ограничивает круг мышления и не позволяет в полной мере охватить своим сознанием исследуемые юристом явления.
Во-вторых, знания в области естественных наук углубляют общее представление о мире, позволяют более глубоко понимать суть явлений.

Так, я полагаю, что последние знания в области естественных наук позволят юристам быть более эффективными, позволят выработать новые современные подходы в области права и расширить интеллектуальный инструментарий исследования явлений, составляющих суть юридической профессии.

Судья, следователь, прокурор должны знать о природе реальности и специфике ее познания: от их решения зависит судьба людей. Думаю, что пример с израильскими судьями весьма показателен: они точно не знакомы с психологией, поэтому вместо суда мы увидели статистику.

Закон не видит человека, который может устать, ошибаться или заблуждаться, на сегодняшний день закон – это монолит, который необходимо оживить и адаптировать под человека, используя последние наработки в области естественных наук.

Источники:

Все науки можно разделить на две основные категории: социально-гуманитарные дисциплины и естествознание. Первые исследуют культуру и историю человечества, мысли, эмоции и коммуникации людей. Естественные науки — это дисциплины, ориентированные на постижение законов, управляющих природой. В понимании этой области знаний понятие природа включает в себя любые элементы Вселенной.

Естественные науки это

Цели и особенности

Наукой называется совокупность систематических действий, направленных на получение и организацию знаний о различных типах явлений, их объяснение. Основная задача естествознания — сформулировать законы, способные предсказать происходящее в окружающем мире. Отсюда вытекает стремление учёных исключить неопределённости, упрощая изучаемые явления. Основные признаки, которыми характеризуются естественные науки, можно представить следующим списком:

  • Детерминированность. Сосредоточение на причинно-следственных объяснениях.
  • Широкое использование экспериментов и математических моделей.
  • Преобладание количественных методов.
  • Объективность. Убеждения исследователей имеют слабое или не оказывают вообще никакого влияния на процесс или выводы.
  • Воспроизводимость и надёжность результатов.
  • Возможность экспериментальной проверки или опровержения.
  • Стремление к обнаружению более общих принципов устройства мира.

Естественные науки список

Развитие естественных наук тесно связано с технологическим прогрессом. Отсутствие тех или иных технических возможностей может быть непреодолимым препятствием для анализа природных явлений.

Например, без инструментов наблюдения, таких как телескоп и микроскоп, учёные не смогли бы провести важнейшие исследования в области астрономии и микробиологии.

Важно понимать, что знания об окружающем мире несовершенны и даже бывают довольно далеки от истины. Теории, на которых базируются естественные науки, представляют собой лишь объяснение какого-либо явления. В зависимости от того, в какой степени они согласуются с реальностью, определяется их качество.

Прогресс естествознания происходит благодаря улучшению наблюдений с помощью более точных инструментов и обогащению информационной базы для логических рассуждений.

История естествознания

Можно считать, что естествознание зародилось в дописьменных человеческих сообществах. Ещё в те времена люди, наблюдая за природой, создавали знания о поведении животных, полезности растений в качестве продуктов питания и лекарств. Эта информация передавалась из поколения в поколение.

Доаристотелева эпоха

Подобные примитивные познания уступили более систематизированным исследованиям и выводам приблизительно в месопотамских и древнеегипетских культурах. Там появляются первые письменные свидетельства о естественной философии.

Традиция научного исследования характерна также для Древнего Китая, где даосские алхимики и философы экспериментировали с эликсирами для продления жизни.

Что такое естественные науки

Богатое наследие оставили народы древней индийской культуры. Некоторые понимания ими природы отражены в Ведах. Этот набор священных текстов описывает концепцию постоянно расширяющейся и трансформирующейся Вселенной.

Древнегреческие мыслители приблизили естественную философию к дисциплине о причинно-следственных связях в природе с элементами мифологии между 600 и 400 г. до н. э.

Некоторые открытия и гипотезы учёных античного мира поражают своей современностью:

Аристотель по праву считается отцом науки благодаря тому, что первый осознал важность эмпирического знания. Он применял свои методы практически ко всему, от поэзии и политики до астрономии. Школу познания античного философа можно суммировать следующими принципами:

  • Изучение чужого опыта.
  • Поиски общего согласия по вопросу.
  • Систематическое исследование фактов, даже тех, которые частично относятся к предмету.

От философии к естествознанию

Труды Аристотеля и другая греческая натурфилософия достигли Европы приблизительно в середине XII века. Эти работы стали изучаться в новых университетах, несмотря на запреты церкви. В позднем Средневековье публикуются первые классификации наук на основе греческой и арабской философии, среди которых появилось в названиях естествознание.

Изобретение печатного станка в XV веке, микроскопа и телескопа коренным образом повлияло на эволюцию научных знаний об окружающем мире. Аристотелева философия отошла на второй план, уступив новым методам исследования. Природу учёные стали рассматривать как механизм, который для понимания следует разобрать на части. Одним из главных достижений научной революции XVII века стало повсеместное использование научного метода для изучения природы, что и сформировало базу естественных наук в том виде, в котором они существует в настоящее время.

Научный метод

Современные естественнонаучные дисциплины часто называют точными из-за интенсивного использования ими объективных количественных данных и опору на математику.

Естественные науки характеризуются

В отличие от них, общественные науки, такие как психология, социология и антропология, в большей степени полагаются на нечисловые оценки и, как правило, оперируют менее определёнными выводами. Формальные дисциплины, к которым относят математику и статистику, в более значительной степени оперируют количественными категориями, но, как правило, не включают в себя изучение природных явлений.

Основой всех естественных наук является научный метод — важнейший компонент современного естествознания, служащий фундаментом для анализа и объективной интерпретации исследований. Применение его предполагает цикл из формирования обоснованного предположения относительно эксперимента, изучения одной или группы переменных в качестве результата. Если предположение не соответствует выводам из опытов, оно исключается в пользу следующего.

Некоторые ключевые моменты, характерные для научного метода:

  • Предположение должно быть проверяемым.
  • Исследования включают в себя дедуктивные и индуктивные рассуждения.
  • Эксперименты содержат зависимые от условий переменные.
  • Опыты должны быть воспроизводимы с получением аналогичных, если не идентичных результатов.

Любую отрасль естествознания, которая сформирована без научного метода, нельзя назвать наукой. Например, теологические идеи невозможно проверить независимыми наблюдателями с использованием воспроизводимых опытов.

Законы и теории

Бытует мнение, что если учёные находят доказательства, поддерживающие гипотезу, последняя становится теорией, а в случае, когда теория верна, на её основании пишется закон. Это не совсем так. На самом деле факты, гипотезы, теории и законы — лишь отдельные инструменты научного метода. Они могут развиваться, но это не означает, что они обязательно переходят в новое качество. Упрощённо разница между терминами выглядит так:

 основой всех естественных наук является

  • Закон — это описание наблюдаемого явления. Он не объясняет, почему явление существует или что его вызывает.
  • Гипотезой называют ограниченное, предположительное объяснение феномена.
  • Теория представляет собой логическую, систематическую внятную трактовку явления и его причин.

Кроме того, если какая-то закономерность становится законом, это не означает, что ситуация не изменится из-за будущих исследований. Использование определения закона у неспециалистов и учёных заметно отличается.

Научные законы не абсолютны, они могут иметь исключения, способны быть опровергнуты или получить развитие с течением времени.

Факты и законы работают на эмпирической, наблюдательной основе. Теории оперируют закономерностями на концептуальном уровне и зиждятся на логике, а не на наблюдениях. По аналогии с плохими и хорошими формальными объяснениями, теории также различаются по качеству. Наиболее важные критерии их оценки сводятся к следующему перечню:

  • Логическая непротиворечивость. Теоретические построения, граничные условия и допущения согласуются друг с другом.
  • Прогностическая сила. Насколько хорошо она предсказывает реальность.
  • Опровергаемость. Гарантия эмпирической проверяемости.
  • Экономичность. Объяснение сложного явления не должно быть за счёт неоправданного добавления новых конструкций.

С учётом того факта, что теории и наблюдения являются двумя столпами естествознания, научные исследования, соответственно, ведутся на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Первый касается разработки абстрактных понятий о явлении и соотношениях между этими понятиями. Эмпирический уровень предполагает проверку концепций на достоверность действительным наблюдениям. Благодаря такому подходу теории совершенствуются в своём соответствии реальности.

Отрасли и дисциплины

Что изучают естественные науки

Естествознание можно разделить на две большие группы: физические дисциплины и изучающие живые объекты. Их также можно классифицировать в зависимости от назначения. Так называемые чистые науки объясняют самые основные объекты и законы, их регулирующие.

Прикладные применяют фундаментальные теоретические знания для узких практических целей. Например, медицина ставит своей задачей излечение человеческих недугов на основе биологии.

Список естественных наук, которые считают основными, выглядит так:

  • Физика. Фокусируется на свойствах и взаимодействии материи, энергии, пространства и времени. В общем рассматривается как фундаментальная система знаний, тесно связанная с математикой и логикой. Формулирование теорий о законах, управляющих Вселенной, характерно для этого комплекса естественных знаний с древних времён.
  • Химия. В её интересы входит состав, структура и свойства веществ и изменение их результате реакций. Экспериментальная дисциплина, тесно связанная с остальной частью естествознания. Возникла из алхимии — сочетания эзотерики и физических экспериментов. Систематизация произошла после создания периодической таблицы и внедрения атомной теории вместе с разработкой исследователями фундаментального понимания форм материи.
  • Биология. занимается изучением живых существ, их происхождения, эволюции и особенностей. Имеет дело с характеристиками и классификацией организмов, взаимодействием видов друг с другом и окружающей средой. Такие разделы, как ботаника, зоология и медицина, появились с первыми цивилизациями. Микробиология берёт начало с XVII века вместе с открытием микроскопа. Ключевые события в развитии науки связаны также с появлением теорий эволюции, применением методов, характерных для физики и химии на клеточном и молекулярном уровне. Делится на разделы в зависимости от масштаба изучения: жизни от молекулярной до экологии.
  • География. Наука, описывающая происхождение, развитие и нынешнее состояние Земли. Объединяет комплекс методов познания о планете от картографии до метеопрогнозов. Включает в себя такие важные разделы, как океанография, геология, почвоведение, палеонтология. Хотя минералы и руды были предметами интереса на протяжении всей человеческой цивилизации, научное развитие знание о строении Земли приобрело лишь в XVIII веке. . Учение о небесных телах, их движении и явлениях, с ними связанных. Одна из самых древних дисциплин. Использует в качестве инструмента понимания процессов в небе физику и математические методы. Граничит с философскими вопросами о происхождении и будущем Вселенной. Ключевой фактор развития — появление и совершенствование телескопов.

Естественные науки предмет изучения

География

Многие достижения, определяющие современную цивилизацию, есть результат знаний и технологий, порождённых исследованиями в области естественных наук.

Прогресс естествознания позволил человечеству победить неизлечимые в прошлом болезни, извлечь из недр Земли необходимые ресурсы, обеспечить население продуктами питания и совершить научно-техническую революцию.

Что понимается под словом естествознание?

Место естествознания в жизни человека неоспоримо, оно является основой всех видов деятельности человека, как технической, так и биологической. Помимо этого естествознание заложило теоретические основы сельского хозяйства, промышленности и производства. Таким образом, естествознание один из важнейших показателей уровня культуры и цивилизованности общества и связано с элементами культуры – философией, этикой, культурой.

Готовые работы на аналогичную тему

Само понятие естествознание появилось в Европе в 18 веке. Тогда же были окончательно сформированы предмет, цели и структура науки.

Предмет естествознания

Несмотря на то, что естествознание представляет совокупность наук, оно, тем не менее, имеет свой предмет отличный от предмета отдельных наук. А именно рассматривает природные явления с позиции разных наук, выявляя общие черты и закономерности. Так природа предстаёт целостной системой, на которой выстраивается всё многообразие законов и явлений и формулируются законы, которые связывают объекты микро- и макро - мира, физические, химические, биологические явления.

Структура естествознания

Структура естествознания представляет собой сложную систему, все части которой находятся в строгой иерархии. То есть наглядно систему естественных наук можно представить в виде лестницы, где каждая последующая ступень связана с предыдущей, и фундаментально основана на ней.

Базой для всех остальных научных дисциплин является физика, изучающая тела и материи, их движение, превращения и формы. Внутри самой физики можно выделить множество подразделов, у каждого из которых есть свой предмет и структура, специфические методы исследования. Первой из физических дисциплин стала механика, а именно механика Ньютона, которая легла в основу естествознания и дала толчок первой научной революции в истории человечества. Механика специализируется на изучении различных форм движения объектов в пространстве и времени. В свою очередь механику делят на:

  • статику;
  • кинематику;
  • динамику.

Каждая из наук рассматривает движение тела со своей позиции, будь то равновесное состояние, движение с геометрической точки зрения или приложения сил. Объединяет все эти дисциплины то, что они изучают макрообъекты.

Сравнительно недавно появились науки, посвященные изучению микрообъектов, это:

  • физика элементарных частиц;
  • атомная физика;
  • молекулярная физика и др.

С течением времени появляются новые разделы, которые позволяют нам взглянуть на окружающий мир с другой точки зрения.

Следующей после физики выделяют химию, науку об элементах, их соединениях, свойствах и превращениях. Выше говорилось, что науки находятся в иерархической подчинённости. Что это значит, посмотрим на примере химии. Говоря, о химических элементах, вводят понятие электронной оболочки, как раз это область ответственности физики. В химии выделяют два основных раздела: органическую и неорганическую химию.

На следующей после химии ступени располагается биологии, наука о живых существах, их взаимодействии между собой и с окружающим миром. Биология – это, по сути, комплекс дисциплин, включающих в себя ботанику, зоологию, анатомию, цитологию, палеонтологию и др.

Далее следуют науки о Земле: география, геология, экология. Они рассматривают строение, эволюцию нашей планеты, представляющей собой сложное взаимодействие физических, химических и биологических явлений. Так же не стоит забывать о таких дисциплинах как астрономия, которая изучает строение, происхождение планет, галактик. В основе астрономии опять же лежит физика, таким образом можно сказать о цикличности научного знания и взаимосвязи всех исследуемых процессов.

Структура естествознания не ограничена перечисленными науками, внутри самой дисциплины идут двухсторонние процессы дифференциации и интеграции знания.

Давайте подведём итог, что же изучает естествознание?

Естествознание изучает мир во всем его многообразии. Не важно, о какой сфере деятельности человека мы говорим, в основе всё равно будет естествознание. Дальнейшее развитие человека, общества также будет проходить в рамках естествознания или одного из его направлений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация познакомит детей с развитием естественнонаучного образования в России в начале 20 века. Расскажет о ярких представителях трех направлений развития естествознания в России.

Три направления естественнонаучного образования в начале 20 века. Их характеристика и оценка. Подготовили: Синицина Ксения Солопова Анастасия Тамбов 2016

Три направления естественнонаучного образования в начале 20 века. Их характеристика и оценка.

Разнообразие школ и программ привело к тому, что в начале 20 века в России образовались три направления естественнонаучного образования . I Естествознание не должно существовать в начальной школе как отдельный предмет. Сведения об окружающем мире дети должны получать в ходе чтения естественно-исторических, географических, исторических статей.

Разнообразие школ и программ привело к тому, что в начале 20 века в России образовались три направления естественнонаучного образования .

Естествознание не должно существовать в начальной школе как отдельный предмет. Сведения об окружающем мире дети должны получать в ходе чтения естественно-исторических, географических, исторических статей.

Ярким представителем этого направления был Дмитрий Иванович Тихомиров (1844 – 1915)

Ярким представителем этого направления был Дмитрий Иванович Тихомиров (1844 – 1915)

Разнообразие школ и программ привело к тому, что в начале 20 века в России образовались три направления естественнонаучного образования . II Естествознание как самостоятельный предмет в начальной школе не нужно, но знакомиться с природой нужно в ходе наблюдений и опытов.

Разнообразие школ и программ привело к тому, что в начале 20 века в России образовались три направления естественнонаучного образования .

Естествознание как самостоятельный предмет в начальной школе не нужно, но знакомиться с природой нужно в ходе наблюдений и опытов.

Одним из представителей этой системы был Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 – 1924)

Одним из представителей этой системы был Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 – 1924)

Разнообразие школ и программ привело к тому, что в начале 20 века в России образовались три направления естественнонаучного образования . III В начальной школе естествознание должно быть отдельным предметом.

Разнообразие школ и программ привело к тому, что в начале 20 века в России образовались три направления естественнонаучного образования .

В начальной школе естествознание должно быть отдельным предметом.

Первым из представителей этого мнения был Леонид Сафоньевич Севрук (1867 - 1918)

Первым из представителей этого мнения был Леонид Сафоньевич Севрук (1867 - 1918)

Читайте также: