Кто имеет право охранять объекты тэк средней и высокой категории опасности

Обновлено: 15.05.2024

При Минэнерго России сформирована рабочая группа по совершенствованию мероприятий в области обеспечения безопасности объектов ТЭК, в состав которой вошли представители десятков ведущих компаний отрасли. Основная цель группы – переработать все нормативные акты, регулирующие организацию безопасности объектов ТЭК.

Деятельность рабочей группы, созданной при Минэнерго России, началась с подготовки изменений в Федеральный закон № 256 "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Планируемые изменения приведут основополагающий документ по безопасности объектов ТЭК в соответствие с современной обстановкой. В дальнейшем, опираясь на обновленный закон, продолжится работа по изменению существующих и разработке новых подзаконных актов, необходимость которых диктует время. Итогом станет наличие современной законодательной базы, отвечающей всем вызовам нашего времени.

целом система физической защиты объекта ТЭК законодательно определена и на подавляющем большинстве объектов создана. Однако мы видим много проблемных вопросов, которые необходимо обсудить и учесть в новых подзаконных актах. На наш взгляд, их можно сгруппировать в четыре больших раздела:

  1. Персонал физической защиты.
  2. Комплекс организационных, административных и правовых мероприятий.
  3. Инженерно-технические средства охраны.
  4. Работа в субъектах Российской Федерации.

Персонал физической защиты

Большой проблемой является отсутствие базовой системы подготовки сотрудников служб безопасности, осуществляющих физическую защиту объектов ТЭК (на должности набираются пенсионеры правоохранительных органов или силовых структур, но в подавляющем большинстве существующие курсы повышения квалификации предназначены для изучения организации выполнения отдельных мероприятий), вследствие чего не установлены требования к профессиональному уровню.

Нет четких государственных требований и к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК или на объекте ТЭК. В постановлении № 458 имеется понятие "сотрудник службы безопасности", но количественные ориентиры нигде не прописаны.

Государственный контроль за выполнением задач физической защиты объектов ТЭК подразделениями охраны осуществляется не в полной мере. Проверяющий и контролирующий органы оценивают комплексность технических средств охраны, но не физические подразделения, которые работают с этими системами.

Оставляет желать лучшего и лицензирование контролеров ФГУП, которые обучаются как частные охранники. В составе подразделений и караулов их действия не рассматриваются. Недостаточны требования к возрасту и физической подготовке охранников. Соответственно, необходим качественно проработанный подход к решению данных вопросов в зависимости от значимости объекта ТЭК.

В этом направлении предлагается внести следующие изменения:

  1. Организовать в профильных высших учебных заведениях подготовку специалистов по безопасности. Образование возможно в очной и заочной форме, чтобы специалисты учились не по отдельным курсам для выполнения определенных задач и мероприятий, а в целом получали базовые знания по организации антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
  2. Внести изменения в постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" с определением дифференцированного подхода к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК и на объекте ТЭК.
  3. Внести дополнения в регламент проверки объектов ТЭК с определением мероприятий контроля готовности подразделения охраны к выполнению возложенных задач.
  4. Внести изменения и дополнения к требованиям по подготовке частных охранников для объектов ТЭК.

Организационные, административные и правовые мероприятия

Главная цель систем физической защиты объектов ТЭК – предотвратить проникновение злоумышленника. имеющиеся модели нарушителей предложены методическими рекомендациями от октября 2012 г., где самый худший вариант представляет собой террористическую группу численностью от 3 до 20 человек. Однако при нападении 20 подготовленных диверсантов ни один стандартный караул не сможет им противостоять. Таким образом, отсутствует конкретно установленная модель нарушителя и расчетный сценарий совершения акта незаконного вмешательства на объекте ТЭК применительно для каждого субъекта Российской Федерации.

Кроме того, нет четкого перечня основных планирующих, распорядительных и информационных документов на объекте ТЭК, регламентирующих организацию антитеррористической защищенности:

  • наличие плана мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта ТЭК определено 256-ФЗ, однако его форма и наполнение не установлены;
  • формы актов обследования и категорирования, плана охраны объекта ТЭК предложены методическими рекомендациями, не являющимися локальным нормативным актом, и носят рекомендательный характер;
  • форма акта обследования объекта, составляемая при проведении анализа уязвимости объекта (согласно постановлению Правительства РФ № 458), не установлена.

Отсутствуют принципы организации физической защиты объектов ТЭК и порядок несения службы как в повседневном режиме, так и в режиме угрозы совершения террористического акта. в локальных нормативных актах ФГУП "Охрана" Росгвардии эти вопросы в полном объеме не раскрываются. Не определен порядок охраны объектов ТЭК в особый период. государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется исключительно за составом и качественными показателями инженерных и технических средств охраны. Не регламентирован порядок организации, подготовки и проведения ежегодных обязательных учений, не определены формы планирующих и отчетных документов. И наконец, отсутствуют подзаконные документы по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".

Решение всех этих вопросов требует конкретных изменений, а именно необходимо:

  1. Рассмотреть возможность периодической разработки территориальными подразделениями ФСБ России модели нарушителя и подхода к организации оборонительных действий в зависимости от сценария совершения актов незаконного вмешательства в каждом субъекте Российской Федерации.
  2. Актуализировать перечень критически важных объектов (КВО) ТЭК, установить требование о степени влияния важности объекта ТЭК на категорию опасности.
  3. Приказом Минэнерго России утвердить перечень и формы основных документов.
  4. Методические рекомендации актуализировать и ввести в действие приказом Минэнерго России.
  5. Форму акта обследования объекта ТЭК оформить приложением к постановлению Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458.
  6. В планирующих документах по организации территориальной обороны определить конкретные подразделения охраны объектов ТЭК.
  7. Порядок проведения учений на объекте ТЭК оформить приложением к постановлению Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458.
  8. Разработать приказ Минэнерго России с определением перечня основных мероприятий, выполняемых при установлении уровней террористической опасности.

Инженерно-технические средства охраны (ИТСО)

Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ № 458, с одной стороны, носят избыточный характер, с другой – комплексы ИТСО создаются с единой плотностью инженерных заграждений по всему периметру и не учитывают наличие наиболее вероятных участков для проникновения и их укрепление ИТСО. Нет понимания в вопросе установления категории опасности при проектировании и строительстве новых объектов генерации, а это напрямую влияет на оснащение создаваемого объекта системами ИТСО.

Проблемным вопросом также является реакция проверяющих подразделений на невозможность создания комплекса ИТСО в зависимости от конфигурации особенно старых объектов ТЭК. Предусмотренное постановлением компенсирующее мероприятие в виде установки рубежа обнаружения вместо ограждения в действительности не станет полноценной заменой, повышающей уровень защищенности.

Требования к наличию ИТСО по некоторым вопросам противоречат требованиям пожарной, промышленной безопасности и Ростехнадзора при оборудовании средствами охраны критических элементов, а затраты на модернизацию и техническое обслуживание ИТСО не включаются в тариф на электроэнергию.

В данном случае предлагается:

  1. Продолжить деятельность рабочей группы при Минэнерго России и выработать назревшие изменения в постановление.
  2. При выработке изменений в постановление учесть требования документов других министерств и ведомств.
  3. Рассмотреть возможность включения затрат на модернизацию ИТСО в тариф на электроэнергию.

Работа в субъектах РФ

На региональном уровне не в полной мере решаются вопросы организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов. Во-первых, отсутствуют перечни критически важных объектов топливно-энергетического комплекса субъектов Российской Федерации. Во-вторых, в составы комиссий или рабочих групп включаются представители территориальных подразделений МВД, ФСБ и Федеральной службы войск национальной гвардии России, зачастую не являющиеся специалистами по организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов, а подписи членов комиссии при работе с документами собираются для галочки.

Работа по организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов ТЭК сводится к проведению:

  • антитеррористических учений на объекте ТЭК, больше носящих показной характер;
  • оперативных экспериментов с попытками проникновения и установки муляжей взрывных устройств, по своему объему не способных нанести действительный ущерб критическим элементам объекта ТЭК;
  • контрольных проверок, в первую очередь состава комплекса ИТСО.

Продолжаются проверки антитеррористической защищенности объектов ТЭК сотрудниками территориальных подразделений прокуратуры и ФСБ России. При этом в актах проверки указываются недостатки, выявленные сотрудниками ФСВНГ России в ходе контрольных проверок. в такой ситуации целесообразно:

  1. Разработать (актуализировать) перечни конкретных документов для субъектов РФ, утвердить их руководителем антитеррористической комиссии (АТК).
  2. Решением АТК утвердить перечень должностей (направлений деятельности) сотрудников правоохранительных подразделений, которых целесообразно привлекать к работе на объектах ТЭК.
  3. Под руководством АТК по единому замыслу проводить работу по повышению (поддержанию) уровня антитеррористической защищенности и физической защиты объектов ТЭК.

Время идет…

В заключение хочется отметить, что основной пакет нормативных актов по безопасности объектов ТЭК был разработан в 2010–2013 гг. и была проведена большая работа по правоприменению этих документов. Но время идет, требуя новых перспективных предложений.

На основании значений показателей критериев категорирования объектам топливно-энергетического комплекса (ТЭК) присваивается та или иная категория опасности. Именно поэтому при категорировании объектов ТЭК этому вопросу уделяется особое внимание.

Проясним, что же такое критерии категорирования.

Для этого обратимся к нормативно-правовой базе. Согласно пункту 3 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459), категорирование объектов осуществляется на основании критериев, которые определяются исходя из значений следующих показателей:

1) зоны чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате совершения акта незаконного вмешательства,

2) возможного количества пострадавших,

3) размера материального ущерба.

Таким образом, предусмотрено три критерия категорирования объектов ТЭК.

Согласно данной классификации чрезвычайные ситуации могут иметь локальный, муниципальный, межмуниципальный, региональный, межрегиональный и федеральный характер. Каждому из перечисленных видов соответствует своя зона ЧС, количество погибших и (или) получивших ущерб здоровью людей, а также размер материального ущерба.

О том, какое ЧС соответствует той или иной категории опасности объекта ТЭК, нам говорит пункт 4 Положения об исходных данных, согласно которому к низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает ЧС муниципального характера.

К средней – объект, на котором может возникнуть ЧС межмуниципального или регионального характера. А вероятность возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального или федерального характера относит объект к высокой категории опасности.

До недавних пор жаркие дискуссии вызывал вопрос применения значений критериев, указанных в Классификации ЧС, особенно, в части размера материального ущерба. Например, для присвоения объекту ТЭК низкой категории опасности достаточно было, чтобы материальный ущерб при совершении незаконного акта на объекте попадал в диапазон от 100 тысяч до 5 миллионов рублей. При этом территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (зона ЧС) не должна была выходить за пределы одного муниципального образования (ЧС муниципального характера).

Многие организации топливно-энергетического комплекса считали, что данные значения слишком занижены. Ситуация несколько поменялась с принятием постановления Правительства РФ от 20.12.2019 № 1743, которым были внесены изменения в постановление от 21.05.2007 № 304. Таким образом, минимальный показатель материального ущерба для присвоения низкой категории опасности повысился до 240 тысяч рублей, максимальный – до 12 миллионов рублей, при этом зона ЧС также не должна выходить за пределы одного муниципального образования (ЧС муниципального характера). Для присвоения средней категории опасности размер материального ущерба должен быть на уровне не более 12 млн. рублей, при этом зона ЧС затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта РФ, или внутригородских территорий города федерального значения, (ЧС межмуниципального характера) или материальный ущерб должен быть свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиарда рублей, при этом зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ.

Внесение изменений в Классификацию ЧС способствовало тому, что субъекты ТЭК в расчетах показателей социально-экономических последствий (коими и являются критерии категорирования) совершения на объектах актов незаконного вмешательства начали предоставлять более объективные данные и, тем самым, привело к сокращению количества случаев занижения субъектами ТЭК категории опасности объекта.

Важно также отметить, что показатели социально-экономических последствий рассчитываются субъектами ТЭК на основании утвержденных и согласованных МЧС России, Ростехнадзором, Госгортехнадзором методик. В результате расчетов данных показателей для каждого критического элемента объекта с учетом их взаимовлияния определяется масштаб (характер) возможной чрезвычайной ситуации. В дальнейшем категория опасности присваивается объекту по наибольшему масштабу (характеру) возможной ЧС, определяемому в соответствии с Классификацией в зависимости от зоны ЧС с учетом количества пострадавших и размера материального (экономического) ущерба.

антитеррористическая защищенность объектов безопасность ТЭК критерии категорирования ТЭК топливно-энергетический комплекс

Для охранных предприятий, работающих на объектах высокой и средней категории опасности, предлагаются специальные дополнительные критерии. Минэнерго внесло в правительство проект соответствующих поправок в закон "О безопасности объектов ТЭК". Об этом "Интерфаксу" сообщила заместитель министра энергетики Анастасия Бондаренко.

"На текущий момент на предприятиях ТЭК могут работать разные виды охранных предприятий: ведомственная охрана Минэнерго, вневедомственная охрана Росгвардии, охранные подразделения, созданные компаниями ТЭК для охраны своих объектов, и частные охранные предприятия", - сказала она.

Предприятия топливно-энергетического сектора делятся на две группы: наиболее уязвимые с точки зрения рисков для их безопасности и менее уязвимые. Все объекты первой группы категорируются и делятся на три подгруппы по требованиям, предъявляемым к охране и защите объектов: с высокой категорией опасности, со средней и низкой.

"Законопроект, который подготовлен Минэнерго и внесён в правительство России, предполагает оставить действующее право обеспечения безопасности объектов ТЭК всем видам охранных предприятий, - отметила Бондаренко, - Но если частное охранное предприятие берётся за охрану объектов высокой и средней категории опасности, то оно должно соответствовать дополнительным требованиям правительства, которые будут установлены специальным нормативным актом. Перечень дополнительных требований на текущий момент прорабатывается Росгвардией и Минэнерго".

Неограниченный допуск ЧОПов на объекты ТЭК может привести к снижению уровня антитеррористической безопасности, заявил в ответ официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин. Поправки в ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" разрабатываются Минэнерго России и направлены на урегулирование сферы охраны объектов ТЭК, а также ее разделение между государственными ЧОПами, отвечающими дополнительным требованиям надежности и имеющими достаточные силы и средства для защиты объектов данной категории.

Росгвардией до 1 декабря 2018 года соответствующий проект постановления был подготовлен", отметил Грибакин. Он добавил, что Минэнерго своевременно не завершило работу по внесению необходимых изменений в закон, которые Росгвардией и другими федеральными органами исполнительной власти были поддержаны.

"Правительство РФ, а также Совет безопасности в установленный срок проинформированы Росгвардией о негативных последствиях отмены пункта 21 Перечня, утвержденного постановлением № 587, заключающихся в неограниченном допуске частных охранных организаций к обеспечению физической защиты объектов ТЭК всех категорий опасности, функционирующих в электро- и теплоэнергетике, нефтяной, газовой, угольной и других секторах ТЭК, - заявил представитель Росгвардии.

В ряде случаев это не позволит частным охранным организациям продолжать охрану объектов компаний "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", "СИБУР Холдинг" и "Татнефть" и, как следствие, на порядок снизит их антитеррористическую защищенность", - добавил он. По его словам, опасения Росгвардии неоднократно были озвучены представителям "ЛУКОЙЛа" и других компаний, являющимися членами межведомственной рабочей группы, функционирующей в Минэнерго.

Представитель Росгвардии подчеркнул, что ограничения частной охранной деятельности распространяются лишь в отношении объектов, представляющих собой крупные нефтеперерабатывающие заводы, нефтехранилища, гидроэлектростанции и т.д., отнесенные к опасным производственным объектам, на которых введен особый режим охраны и безопасности. Количество таких объектов составляет 10% от всех объектов ТЭК на территории РФ.

"При этом данные ограничения не распространяются на объекты, предназначенные для оказания услуг населению, такие, например, как автозаправочные станции, объекты электросетевого хозяйства районного значения", - сказал Грибакин. "В свою очередь, такие компании, как Газпром, Транснефть и Роснефть с такими проблемами не сталкиваются, поскольку заблаговременно предприняли необходимые организационные решения, направленные на соблюдение требований действующего законодательства РФ и сформировали в своих структурах подразделения ведомственной охраны для защиты эксплуатируемых ими объектов", - заявил он.

Предложение Росгвардии о разграничении охраны предприятий ТЭК частными и государственными структурами основано на постановлении правительства N587, принятом в 1992 году. В этом постановлении есть перечень объектов, которые не могут охраняться ЧОП. В него попали все предприятия ТЭК, отметила замминистра энергетики. Однако с тех пор было принято несколько федеральных законов, регулирующих охранную деятельность, и требования постановления правительства от 1992 года частично устарели. Минэнерго считает необходимым актуализировать это постановление, чтобы исключить противоречия между постановлением и федеральными законами об охранной деятельности, сказала Бондаренко.

С замминистра согласны нефтяные компании. Ранее Информ-Девон сообщал, что руководители "ЛУКОЙЛа", "Газпром нефти", "СИБУРа" и "Татнефти" написали письмо секретарю совета безопасности России Николаю Патрушеву, в котором обратили внимание на необходимость сохранения действующей системы безопасности объектов ТЭК.

"Учитывая, что право частных охранных предприятий на физическую защиту объектов ТЭК установлено нормативными правовыми актами более высокого уровня, имеются правовые основания, не дожидаясь принятия поправок в федеральный закон, внести изменения в постановление N587, устраняющие существующую правовую коллизию или временно приостановить его действие до принятия и реализации подготовленного Минэнерго законопроекта", - отмечается в письме. Как следует из письма, Росгвардия уже выдает предписания нефтяным компаниям изменить систему охраны объектов ТЭК.

О настоящем положении дел с правовым регулированием вопросов определения субъекта охраны объектов ТЭК средней и высокой категории опасности, обязательным привлечением к категорированию объектов ТЭК специализированных организаций, а также проведением подтверждения соответствия ТСО, предназначенных для физической защиты объектов ТЭК

О безопасности объектов ТЭК из первых уст. Законодательство, проблемы, перспективы.

СВЕДЕНИЯ И ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ ЗДЕСЬ ⇒
Многие, кто не смог или не захотел участвовать в Конференции по тем или иным причинам не только лишили себя возможности быть в курсе последних событий отрасли, но и упустили шанс внести свою лепту в формирование уникального документа - Решение Конференции (скачать⇒), которое содержит не только положительные практики и результаты деятельности в области безопасности объектов ТЭК, но и замечания и предложения участников Конференции по всему кругу проблем (подробнее ⇒).

Ознакомившись с ней, Вы узнаете наиболее актуальную и последнюю информацию о положении дел с правовым регулированием определения субъекта охраны объектов ТЭК средней и высокой категории опасности, обязательным привлечением к категорированию объектов ТЭК специализированных организаций, а также проведением подтверждения соответствия ТСО, предназначенных для физической защиты объектов ТЭК.

Законопроект получил большой общественный резонанс.

Вместе с тем, он был подготовлен Минэнерго России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 октября 2013 г. № АД-П9-7862 о реализации одобренных Президентом России В.В. Путиным 5 октября 2013 г. (№ Пр-2356) предложений Совета Безопасности РФ по совершенствованию нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Целью указанного законопроекта является правовое регулирование вопросов определения субъекта охраны объектов топливно-энергетического комплекса средней и высокой категории опасности, обязательного привлечения к категорированию объектов топливно-энергетического комплекса специализированных организаций, а также проведения подтверждения соответствия технических средств охраны, предназначенных для физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса.

Предлагаемое правовое регулирование направлено на повышение качества работы по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса, усиление мер по обеспечению физической защиты объектов ТЭК и на безусловное обеспечение требуемого уровня защищенности объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства.

Привлечение сотрудников специализированных организаций в настоящее время предусмотрено Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 459, однако данное условие не является обязательным и реализуется в зависимости от решения председателя комиссии.

Вместе с тем практика показывает, что привлечение к категорированию специализированных организаций значительно повышает его качество.

Законопроектом предусмотрено, что порядок проведения специализированными организациями указанных мероприятий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Предлагаемый подход соответствует аналогичному правовому регулированию в части привлечения специализированных организаций для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренным законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Отредактированный законопроект не предусматривает проведения аккредитации специализированных организаций в области обеспечения безопасности объектов ТЭК, как предлагалось на более ранней стадии разработки законопроекта, а устанавливает, что Правительством РФ будет утверждаться порядок, критерии отбора специализированных организаций, которым предоставляется право проводить спецмероприятия. Перечень таких организаций будет утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, будет открытым и корректируемым.

Законопроектом предусмотрено, что данная норма начнет действовать с 1 января 2016 года с учетом необходимого времени для проведения соответствующих организационных мероприятий.

На основании перечней объектов ТЭК, утвержденных руководителями субъектов Российской Федерации, по состоянию на 3 октября 2014 г. категорированию в соответствии с Законом о безопасности объектов ТЭК подлежало 10377 объектов.

Требование осуществления охраны указанных объектов ТЭК исключительно ведомственными охранными структурами обусловлено вопросами безусловного обеспечения антитеррористической защищенности критически важных объектов от актов незаконного вмешательства в связи с существенными различиями полномочий работников ведомственной охраны и частных охранных организаций (отсутствие у последних таких полномочий, как осуществление досмотра, административного задержания, оформление протоколов об административных правонарушениях и других).

Читайте также: