Как с помощью обращений граждане могут влиять на политическую жизнь
Обновлено: 28.06.2024
Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.
1. помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;
2. сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;
3. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
4. способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.
Тип урока : урок изучения нового материала
Форма урока: практикум
Оборудование:
§ Конституция РФ. Ст.29, 32, 33
§ Ильин И.А. Политическая свобода// Дидактические материалы
Литература для учителя:
· Каверин Б.И. Обществознание: Учеб. Пособие/Б.И. Каверин., П.И. Чижик- М.: Просвещение, 2007. – Гл. 5. Пр. 5.12-5.13.
· Касьянов В.В. Обществознание: Учеб. Пособие. Ростов н/Дону, 2002. – Гл. 3, пр. 8.
· Обществознание: Пособие для поступающих в ВУЗы/ Под ред. В.В. Барабанова. – СПб., 2001. – Гл. 40.
Содержание урока:
I . Целеполагание(2 мин)
Учитель зачитывает высказывания:
· Выход на определение задач урока
II . Актуализация(4 мин)
1. Актуализация опорных знаний:
- каковы признаки демократического режима?
- каковы взаимосвязи гражданского общества и государства
- Какие высшие органы государственной власти вы знаете
- Какие органы власти субъектов РФ вам известны
-какие органы власти в нашем городе вам известны
2. Эвристическая беседа:
- Как связана власть и общество? Может ли любой гражданин оказывать влияние на государственную власть, на управление государством?
- Что значит принимать участие в управлении государством?
- Зачем людям нужны политические права и свободы?
- Как может гражданин оказывать влияние на власть, влиять на политику? (ответы учащихся на этот вопрос корректируются и записываются учителем на доске в виде схемы - кластера)
III .Организация групповой работы с источниками (1 мин.)
· Формирование 6 рабочих групп (по 4 человека) для исследования поставленных вопросов:
· Каждая группа получает комплект источников
Определяется время работы в группах – 7 минут и время представления результатов работы – не более 3 минут
IV . Предъявление нового материала (7 мин. + 20 мин.)
· Организация продуктивной деятельности учащихся через проведение анализа материалов источников (Федеральных Законов, статей Конституции РФ, статей публицистов и политических деятелей).
· Работа в группах
· Исследование нового объекта
· Анализ материалов по поставленным вопросам
· Оформление результатов коллективной работы.
· Презентация каждой группой своего мини - проекта по теме исследования.
V . Закрепление (6 мин.)
VI . Рефлексия.(2 мин)
- Мы узнали о способах и условиях участия граждан в политической жизни страны. Как эти знания могут помочь вам в жизни?
- оценивание деятельности учеников на уроке
VII .Постановка домашнего задания (3 мин)
Постановка домашнего задания:
Обязательное для всех :
Познавательное по выбору:
задание 1-2 на с.57 на выбор,
Творческое по желанию :
Провести социологический опрос среди родственников и друзей по вопросу: Почему вы участвовали (не участвовали) в выборах мэра г. Кисловодска? Почему вы участвуете (не участвуете) в политической жизни?
Конституция РФ, ст. 32, 33
Учебник стр. 49-50
1. В чем заключается смысл избирательного права граждан?
2. Как через реализацию избирательного права граждане могут влиять на политическую жизнь?
3. Каковы особенности (черты) избирательного права РФ?
-граждане имеют право избирать и выдвигать свою кандидатуру на выборах (избираться)
-участвуя в выборах граждане отдают предпочтение кандидату или партии, их программе
-от результатов выборов зависит какая программа будет реализоваться в политической деятельности
- Избирательное право РФ
· всеобщее (с 18 лет), независимо от социального положения, пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, места жительства
· равное (1 избиратель – 1 голос)
· прямое (избиратели принимают участие в выборах непосредственно через личное участие)
тайное (никто не может оказывать давление на избирателя)
Конституция РФ, ст. 32, 33
2. Когда проводится референдум?
3.Кто может принять участие в референдуме, на каких условиях?
Референдум – решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей
- Референдум проводится голосованием
Участие в собраниях, митингах, демонстрациях
Конституция РФ, ст. 32, 33
Учебник стр. 52-53
1. В чем содержание свободы собраний митингов, демонстраций?
2. Какие ограничения установлены законом на организацию и проведение митингов и демонстраций, почему?
3.Как с помощью этой политической свободы граждане могут влиять на политическую жизнь страны?
граждане имеют право собираться для обсуждения значимых для них вопросов
· митинги (выражение протеста или поддержки)
- Запрещены собрания (митинги, демонстрации)
· с использованием оружия
· призывающие к насилию, расовой и национальной вражде
· призывающие к свержению конституционного строя
· нарушающие общественный порядок
- С помощью митингов и демонстраций выражается массовое коллективное отношение к проводимой правительством политике, одобрение или противодействие, что может изменить ее содержание
Участие в Государственной службе
2. Кто имеет право занимать должности государственных служащих?
3. Есть ли какие – либо ограничения в участии граждан в деятельности государственной службы?
4. Как граждане могут принять участие в отправлении правосудия, в качестве кого, на каких условиях?
Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов
· аппарат государственного управления
· аппарат местного управления
-любой гражданин имеет право занимать любую государственную должность без ограничений по расовому, национальному, религиозному, половому, социальному, имущественному признаку
- любой гражданин может участвовать в осуществлении правосудия
· как работник суда (при наличии образования)
как присяжный заседатель
Обращения в органы власти
Учебник стр. 51-52
1. Кто имеет право обращаться в органы власти?
2. В какой форме могут быть эти обращения?
3. Каковы условия рассмотрения обращений граждан?
4. Как с помощью обращений граждане могут влиять на политическую жизнь??
Граждане (и не граждане) имеют право обращения в органы власти (и центральные, и местные)
- обращения могут быть в форме
· жалобы (требование о восстановлении нарушенных прав)
· заявление о реализации принадлежащего гражданину права
· предложение об улучшении деятельности или решении какой – либо проблемы
- Законом установлены сроки рассмотрения всех обращений
-С помощью обращений граждане могут защитить свои права, способствуют улучшению деятельности государственных и местных органов власти
Свобода слова, свобода мысли
Конституция РФ, ст. 29,32, 33
Сахаров А.Д. Свобода мысли (фрагмент статьи)
1.В чем заключается свобода слова и свобода мысли
2. Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию
4. Что означает свобода слова, свобода массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в нашей стране
5. Какие ограничения установлены законом в реализации свободы слова, свободы массовой информации, Почему?
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное их выражение
- Граждане имеют право искать, получать, распространять информацию устно, через СМИ, Интернет, в художественных образах
-Свобода слова и свобода массовой информации тесно взаимосвязаны, они позволяют каждому гражданину:
· получать сведения о событиях общественной жизни
· получать сведения о деятельности Президента, Федерального Собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и других представителей власти
· создает условия для формирования общественного мнения, которое влияет на политику властей
Читайте также: