Как с помощью обращений граждане могут влиять на политическую жизнь

Обновлено: 28.06.2024

Разработка урока по обществознанию в 9 классе

Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.

1. помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;

2. сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;

3. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

4. способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока: практикум

Оборудование:

§ Конституция РФ. Ст.29, 32, 33

§ Ильин И.А. Политическая свобода// Дидактические материалы

Литература для учителя:

· Каверин Б.И. Обществознание: Учеб. Пособие/Б.И. Каверин., П.И. Чижик- М.: Просвещение, 2007. – Гл. 5. Пр. 5.12-5.13.

· Касьянов В.В. Обществознание: Учеб. Пособие. Ростов н/Дону, 2002. – Гл. 3, пр. 8.

· Обществознание: Пособие для поступающих в ВУЗы/ Под ред. В.В. Барабанова. – СПб., 2001. – Гл. 40.

Содержание урока:

I . Целеполагание(2 мин)

Учитель зачитывает высказывания:

· Выход на определение задач урока

II . Актуализация(4 мин)

1. Актуализация опорных знаний:

- каковы признаки демократического режима?

- каковы взаимосвязи гражданского общества и государства

- Какие высшие органы государственной власти вы знаете

- Какие органы власти субъектов РФ вам известны

-какие органы власти в нашем городе вам известны

2. Эвристическая беседа:

- Как связана власть и общество? Может ли любой гражданин оказывать влияние на государственную власть, на управление государством?

- Что значит принимать участие в управлении государством?

- Зачем людям нужны политические права и свободы?

- Как может гражданин оказывать влияние на власть, влиять на политику? (ответы учащихся на этот вопрос корректируются и записываются учителем на доске в виде схемы - кластера)

III .Организация групповой работы с источниками (1 мин.)

· Формирование 6 рабочих групп (по 4 человека) для исследования поставленных вопросов:

· Каждая группа получает комплект источников

Определяется время работы в группах – 7 минут и время представления результатов работы – не более 3 минут

IV . Предъявление нового материала (7 мин. + 20 мин.)

· Организация продуктивной деятельности учащихся через проведение анализа материалов источников (Федеральных Законов, статей Конституции РФ, статей публицистов и политических деятелей).

· Работа в группах

· Исследование нового объекта

· Анализ материалов по поставленным вопросам

· Оформление результатов коллективной работы.

· Презентация каждой группой своего мини - проекта по теме исследования.

V . Закрепление (6 мин.)

VI . Рефлексия.(2 мин)

- Мы узнали о способах и условиях участия граждан в политической жизни страны. Как эти знания могут помочь вам в жизни?

- оценивание деятельности учеников на уроке

VII .Постановка домашнего задания (3 мин)

Постановка домашнего задания:

Обязательное для всех :

Познавательное по выбору:

задание 1-2 на с.57 на выбор,

Творческое по желанию :

Провести социологический опрос среди родственников и друзей по вопросу: Почему вы участвовали (не участвовали) в выборах мэра г. Кисловодска? Почему вы участвуете (не участвуете) в политической жизни?

Конституция РФ, ст. 32, 33

Учебник стр. 49-50

1. В чем заключается смысл избирательного права граждан?

2. Как через реализацию избирательного права граждане могут влиять на политическую жизнь?

3. Каковы особенности (черты) избирательного права РФ?

-граждане имеют право избирать и выдвигать свою кандидатуру на выборах (избираться)

-участвуя в выборах граждане отдают предпочтение кандидату или партии, их программе

-от результатов выборов зависит какая программа будет реализоваться в политической деятельности

- Избирательное право РФ

· всеобщее (с 18 лет), независимо от социального положения, пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, места жительства

· равное (1 избиратель – 1 голос)

· прямое (избиратели принимают участие в выборах непосредственно через личное участие)

тайное (никто не может оказывать давление на избирателя)

Конституция РФ, ст. 32, 33

2. Когда проводится референдум?

3.Кто может принять участие в референдуме, на каких условиях?

Референдум – решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей

- Референдум проводится голосованием

Участие в собраниях, митингах, демонстрациях

Конституция РФ, ст. 32, 33

Учебник стр. 52-53

1. В чем содержание свободы собраний митингов, демонстраций?

2. Какие ограничения установлены законом на организацию и проведение митингов и демонстраций, почему?

3.Как с помощью этой политической свободы граждане могут влиять на политическую жизнь страны?

граждане имеют право собираться для обсуждения значимых для них вопросов

· митинги (выражение протеста или поддержки)

- Запрещены собрания (митинги, демонстрации)

· с использованием оружия

· призывающие к насилию, расовой и национальной вражде

· призывающие к свержению конституционного строя

· нарушающие общественный порядок

- С помощью митингов и демонстраций выражается массовое коллективное отношение к проводимой правительством политике, одобрение или противодействие, что может изменить ее содержание

Участие в Государственной службе

2. Кто имеет право занимать должности государственных служащих?

3. Есть ли какие – либо ограничения в участии граждан в деятельности государственной службы?

4. Как граждане могут принять участие в отправлении правосудия, в качестве кого, на каких условиях?

Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов

· аппарат государственного управления

· аппарат местного управления

-любой гражданин имеет право занимать любую государственную должность без ограничений по расовому, национальному, религиозному, половому, социальному, имущественному признаку

- любой гражданин может участвовать в осуществлении правосудия

· как работник суда (при наличии образования)

как присяжный заседатель

Обращения в органы власти

Учебник стр. 51-52

1. Кто имеет право обращаться в органы власти?

2. В какой форме могут быть эти обращения?

3. Каковы условия рассмотрения обращений граждан?

4. Как с помощью обращений граждане могут влиять на политическую жизнь??

Граждане (и не граждане) имеют право обращения в органы власти (и центральные, и местные)

- обращения могут быть в форме

· жалобы (требование о восстановлении нарушенных прав)

· заявление о реализации принадлежащего гражданину права

· предложение об улучшении деятельности или решении какой – либо проблемы

- Законом установлены сроки рассмотрения всех обращений

-С помощью обращений граждане могут защитить свои права, способствуют улучшению деятельности государственных и местных органов власти

Свобода слова, свобода мысли

Конституция РФ, ст. 29,32, 33

Сахаров А.Д. Свобода мысли (фрагмент статьи)

1.В чем заключается свобода слова и свобода мысли

2. Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию

4. Что означает свобода слова, свобода массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в нашей стране

5. Какие ограничения установлены законом в реализации свободы слова, свободы массовой информации, Почему?

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное их выражение

- Граждане имеют право искать, получать, распространять информацию устно, через СМИ, Интернет, в художественных образах

-Свобода слова и свобода массовой информации тесно взаимосвязаны, они позволяют каждому гражданину:

· получать сведения о событиях общественной жизни

· получать сведения о деятельности Президента, Федерального Собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и других представителей власти

· создает условия для формирования общественного мнения, которое влияет на политику властей

Читайте также: