Кто имеет право использовать нту

Обновлено: 02.07.2024

К сожалению, предыдущая Методика (МДС-35) уже определенное время не обновлялась. Законодательство (бюджетное, налоговое и др) претерпело изменения. Данные изменения были положены в основу новой Методики. Для единого понимания между контролирующими органами, заказчиками и подрядчиками Минстрой России разработал данную методологию с учетом современных изменений в законодательстве, включил все полномочия и все затраты, которые государственные заказчики и подрядные организации могут включать в стоимость строительства объекта капитального строительства в рамках законодательства.

Методика вступила в действие с 5 октября 2020 года.

Учет данных затрат предусмотрен законодательством (налоговым, бухгалтерским). Так как эти затраты не имеют никакого отношения к формированию сметной стоимости, они не предусмотрены этой Методикой. Их учет ведется в бухгалтерском учете.

Решение о дальнейшем использовании данных материальных ресурсов принимает заказчик и отражает это в условиях контракта. Это обычный гражданский оборот имущества, принадлежащий заказчику.

Вопрос. Начально-максимальная цена контракта формируется с учетом налога на добавленную стоимость. Вправе ли заказчик в рамках заключенного контракта с твердой договорной ценой не выплачивать подрядчику сумму, в размере НДС, если последний находится на упрощенной системе налогооблажения?

Данный вопрос уже не является предметом Методики.

Методика действует на этапе архитектурно-строительного планирования. Сметная стоимость - это план, который является основой для формирования начальной (максимальной) цены контракта государственных и муниципальных контрактов.

Заказчик должен понимать, что в торгах по определению подрядной организации для выполнения тех или иных работ могут участвовать организации, у которых не только общая система налогообложения, но, как и один из видов налогообложения - упрощенная система. Но, если речь идет об упрощенной системе налогообложения, где определенные затраты не облагаются налогом на добавленную стоимость, заказчик самостоятельно в проекте контракта, который он размещает в электронной системе, может определить такие условия (случаи), например, если приходит организация с упрощенной системой налогооблажения, то определенные затраты НДС не облагаются. Заказчик может эти моменты упустить в контракте, либо, если это очень важно для него - прописать.

Т.е. Приказ 841/пр (Порядок определения начальной максимальной цены контракта и методики составления сметы контракта) является инструментом при определении НМЦК. Порядок достаточно гибкий. Он учитывает максимально возможные вариации планирования НМЦК на основе проектно-сметной документации.

Заказчик может проводить торги не только на весь комплекс работ по смете, которая получила положительное заключение государственной экспертизы, но и на отдельные виды работ, в том числе на закупку оборудования.

Поэтому, в зависимости от того на какие виды работ заказчик в данном случае планирует провести торги, предполагая, что может прийти организация с упрощенной системой налогооблажения, он может прописать это в проекте контракта.

В случае, если в условиях контракта не прописаны условия изменения цены контракта из-за подрядчика с упрощенной системе налогооблажения, цена должна оставаться твердой.

Вопрос. Весь мир столкнулся с коронавирусом. В Методике достаточно оперативно появились указания на то, что эти затраты можно компенсировать. НОСТРОЙ дважды проводил мониторинг по фактическим затратам строителей. Сумма затрат варьируется, но в среднем она составляет в районе 300 рублей в сутки на одного человека.

Что, по Вашему мнению, строительные компании могли бы включать в сводно-сметный расчет из этих затрат? Мы ориентируемся на рекомендации Роспотребнадзора или на другие документы? И как быть с данными затратами, если контракты заключены до 5 марта 2020 года (до вступления новой Методики)?

Минстроем России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации, где будет указана стоимость таких затрат на одного работающего.

Минстроем России анализируются все затраты, необходимые не только в рекомендациях Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников строительной отрасли, но и главного санитарного врача. Изучается специфика регионов, так как есть разовые мероприятия дорогостоящие и постоянные затраты, но не дорогостоящие. Т.е. перечень затрат, которые будут включаться в определение цены по затратам по короновирусу, а какие затраты будут включаться дополнительно к этой стоимости (те затраты, которые есть не во всех строительных организациях, но они дорогостоящие) еще до конца не определен. Данный вопрос находится в процессе работы в Минстрое России.

Такая цена составляет около 300 рублей на одно работающего в сутки.

Вопрос. Как в локальных сметных расчетах (сметах) должны округлятся результаты вычислений? Допускается ли погрешность в округлении при использовании разных программных комплексов? В программных комплексах отсутствуют рекомендованные в приложении № 2 Методики формы локальных смет.

Этот вопрос меньше всего должен интересовать сметчиков, так как уже давно сметы вручную не составляются. Существуют множество программных комплексов, где такие округления уже зафиксированы. Поэтому при использовании различных систем ни каких погрешностей быть не может.

Программистам остается прописать те формы, которые рекомендует Минстрой России. Переход на новые формы будет осуществляться по мере готовности программистов, по мере готовности заказчиков предоставлять документы по таким формам, а экспертизы - принимать по таким формам. Формы локальных смет носят рекомендательный характер.

Вопрос. Планируется ли разработать примеры заполнения рекомендуемых форм, которые включены в Методику?

Минстрой России планирует провести работу по разработке таких примеров в начале 2021 года. Так же, возможно, будут откорректированы уже предложенные формы с учетом пожеланий и вопросов, которые поступили от строительного сообщества.

Вопрос. В соответствии с Методикой стоимость материальных ресурсов в базисном уровне цен определяется путем деления текущей стоимости, принятой по прайс-листам или счетам поставщика на индекс пересчета стоимости из базисного уровня в текущий. Можно ли определять цену МТР по прайс-листу от декабря 2019 года?

Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости. Это оптимальный вариант.

Сейчас у нас рынок, причем такие условия, что цена не всегда соответствует той, которая должна быть. Минстрой России совместно с ФАС России и Минпромторгом России ведут ряд мониторингов в целях принятия превентивных мер, для исключения необоснованного роста цен поставщиков и производителей строительных ресурсов.

Цена должна быть текущей, но обоснованной. Для этого есть все инструменты, в том числе и мониторинг строительных ресурсов.

Вопрос. В случае, если:

а) . сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы до 05.10.2020, а контракт с подрядной организацией заключен после 05.10.2020 года;

б) . задание на проектирование составлено до 05.10.2020, а окончание работ по контракту на проектные работы после 05.10.2020.

Какая методика в таких случаях должна использоваться, если документ (МДС 81-35.2004) утратил силу?

Данный вопрос регулируется в рамках Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий), где четко прописано, что смета составляется и представляется на государственную экспертизу на дату принятия ее заказчиком. Лишь только изменения в эту смету (при повторной экспертизе) делаются на дату предоставления документов в экспертизу.

Первоначальная смета - на дату принятия заказчиком. Поэтому, какая сметно-нормативная база действовала на тот момент на такую дату смета и должна предоставляться в экспертизу.

По договоренности сторон сметная документация, составленная по МДС-35, может быть пересчитана в рамках новой Методики.

Вопрос. По сборнику ФССЦ-2001 стоимость материала выше, чем рыночная стоимость по прайс-листу. В этом случае требования заказчика о пересчете по прайс-листу обоснованы?

Все цены, включенные в федеральный реестр сметных нормативов определены в уровне цен 2000 года. Сравнивать эти цены с ценами, определенными в текущем уровне цен не предоставляется возможным.

Если заказчик (или любой строитель) начинает применять укрупненный индекс Минстроя России, который рассчитан непосредственно для объекта капитального строительства в целом, к отдельно взятому строительному ресурсу (заработной плате, машинам и механизмам), т.е. к какой-то определенной статье затрат, в нашем случае к материалам в ценах 2000 года - это некорректно. Это приводит либо к резкому завышению (на бумаге, не в реальности), либо к резкому занижению. Т.е. данные перемножения приводят к искажению.

Индексы, которые Минстрой России выпускает ежеквартально, предназначены исключительно для определения стоимости строительства объекта капитального строительства в целом и не предназначены для расчета по статьям затрат.

Вопрос. 1. Кто должен проводить конъюнктурный анализ (строитель, заказчик или проектировщик)? Не стоит ли это четко прописать в Методике?

Требования и порядок проведения конъюнктурного анализа установлены настоящей Методикой. Эти правила должны соблюдаться всеми.

Подпись обязательна, печать нет (законодательством предусмотрено, что печать не всегда обязательна).

Конъюнктурный анализ является основанием и подтверждением той или иной цены. При планировании строительства за счет бюджетных средств ссылка на веб-сайт производителя/поставщика не допустима (сегодня эта компания есть - ссылка есть, завтра этой компании нет).

Кто должен проводить конъюнктурный анализ зависит от условий договора. Если нет определенных расценок, сметных норм, то в рамках Приказа 2/пр их можно разработать, представить в Минстрой и в Главгосэкспертизу с обосновывающими документами.

В настоящее время осуществляется переход на ресурсно -индексный метод. Важную роль в новой системе будет играть Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). В ней будут производители и поставщики строительных ресурсов.

Сметные цены в информационной системе должны быть сформированы в 2022 году. Чем больше организаций, которые относятся к строительному сообществу (поставщики и производители строительных ресурсов) будут в этом перечне, который размещен в данной системе, чем активней они будут предоставлять свои цены, тем быстрее она наполнится, что в свою очередь поможет отойти от проведения конъюнктурного анализа.

В целях наполнения достоверной информацией ФГИС ЦС, отражающей реальную номенклатуру, используемую строительными компаниями, Минстрой России проводит агитационную работу по включению в перечень производителей и поставщиков строительных ресурсов.

Вопрос. В ряде регионов региональные центры ведут свои сборники по стоимости строительных ресурсов. Можно ли данные материалы использовать, как один из источников для конъюнктурного анализа, так как эти центры при формировании своих сборников проводят тот же самый анализ в своем регионе?

В настоящее время в регионах созданы региональные центры, которые осуществляют мониторинг цен строительных ресурсов и свои сборники они создают на основании мониторинга.

В сборнике региональных центров цены на строительные ресурсы усредненные. Конъюнктурный анализ в рамках Методики 421 - это цены производителей поставщиков.

Считаем, что данная информация может быть использована при обосновании цены строительного ресурса.

Вопрос. В федеральном реестр сметных нормативов (ФРСН) публикуются индексы к СМР. Какие индексы можно применять на отдельные виды работ, если контракт только на конкретный вид работ (ремонт кровли или усиление фундаментов)?

В методике расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной Приказом Минстроя России № 326/пр от 05.06.2019 указана методология разработки любых индексов, которые могут применяться при определении сметной стоимости.

Установлено, что применяется тот индекс к объекту, как указано в проектной документации.

На сегодняшний день существуют индексы только к объектам. Приступили к работе по разработке индексов по статьям затрат. Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой планирует разработку индексов на капитальный ремонт, но так как это достаточно трудоемкая и дорогостоящая работа Минстрой Росси просит принять участие в данной работе НОСТРОЙ.

Вопрос. Очень сложно получить информацию (прайс-листы, коммерческие предложения, счета) от производителей и поставщиков соответствующих строительных ресурсов. Методика требует обязательное наличие даты составления документа и сроков действия ценовых предложений, возможно ли внести изменения в Методику в части исключения даты в данных документах?

Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости.

Вопрос. Строитель покупает материалы у поставщика, который не хочет идти во ФГИС. Подрядчик использует документы этого поставщика в конъюнктурном анализе, дает информацию о нем, Главгосэкспертиза видит этого поставщика, но при этом сам подрядчик не может заставить поставщика зарегистрироваться во ФГИС ЦС. Существуют ли какие-то меры поощрения или принуждения?

Каждый производитель обязан включиться во ФГИС ЦС. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1452 о мониторинге цен строительных ресурсов.

На сегодняшний день пока не предусмотрена административная ответственность, но в Плане мероприятий по совершенствованию ценообразования, который был и который новый (от 10.12.2020) разработка документов по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях осталась. Это в планах. Сегодня она пока не установлена, но планируется, что, если такая потребность останется (при низкой наполняемости ФГИС ЦС), то работа по изменениям в Кодекс будет проведена.

Сейчас показатель наполняемости информационной системы поднялся на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Возможно такая ответственность и не будет введена.

Кроме того, Минстрой России, Главгосэкспертиза совместно с Минфином России гармонизируют классификаторы ведомств, которыми пользуются те, кто осуществляет закупку, т.е вся строительная продукция в последующем постепенно будет иметь одинаковую кодификацию. Если мы покупаем какой-то строительный ресурс, то все будут прекрасно понимать, что это один и тот же ресурс, который в каталоге Минфина и в нашем классификаторе.

Вопрос. Для составления расчетно-калькуляционных цен в соответствии с пунктами 18 и 19 Методики указано возможное содержание статей затрат и описаны требования к обоснованию. На практике доказать наличие тех или иных затрат сложно. Возможно ли исключить данные пункты из Методики и предоставить свободу для рынка в этом плане (для обоснования того, что создается на месте - сложные и индивидуальные конструкции)?

Индивидуальность материальных ресурсов (нельзя купить, не стандартизировано, индивидуально, либо адаптировано), прописана в Методике 421.

Минстроем России готовятся предложения в Правительство РФ по индивидуальному оборудованию, которое по положительным результатам научных исследований НИОКР и ОКР будет включаться в сметную стоимость.

Методика не устанавливает ни каких понятий.

Перечень документов, которые необходимо составлять для прохождения государственной экспертизы установлены Постановлением № 87.

Методика определяет - как составлять, а не что составлять.

Вопрос. В какую главу сводно-сметного расчета включаются затраты по единовременной очистке территории строительной площадки (рабочей зоны) от снега, если начало выполнения работ по строительству объекта капитального строительства определен по графикам (производства работ, финансирования), условиями контракта в зимний период?

Методика устанавливает единые правила и не определяет правила для конкретных случаев.

Минстрой России не трактует правоприменительную практику и не рассматривает каждый конкретный случай. Необходимо пользоваться тем законодательством, которое есть. И, в случае, если существуют вопросы по контракту у заказчика и подрядчика, то все регулируется Гражданским кодексом РФ.

А также, можно обратиться с конкретным вопросом в Минстрой России, где постараются его исследовать.

Вопрос. Подготовлены изменения в Методику 421. Что ждать кардинального в связи с этими изменениями?

Минстрой России не делает ни каких кардинальных изменений - только дополнения.

В настоящее время Минстроем России подготовлены дополнения в существующую Методику 421. Самое главное и ожидаемое дополнение, это премия за ввод объекта капитального строительства досрочно, которое будет включаться в сметную стоимость на стадии планирования.

Такие коррелирующие взаимоувязанные изменения будут подготовлены в ряд актов.

3.1. Оперативные переключения должны выполнять работники, осуществляющие оперативное управление и обслуживание электроустановок (осмотр, оперативные переключения, подготовку рабочего места, допуск и надзор за работающими, выполнение работ в порядке текущей эксплуатации) (далее - оперативный персонал), или работники, специально обученные и подготовленные для оперативного обслуживания в утвержденном объеме закрепленных за ним электроустановок (далее - оперативно-ремонтный персонал), допущенные к работам ОРД организации или обособленного подразделения.

3.2. В электроустановках напряжением выше 1000 В работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, и старшие по смене должны иметь группу по электробезопасности (далее - группа) IV, остальные работники в смене - группу III.

В электроустановках напряжением до 1000 В работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, должны иметь группу III.

Вид оперативного обслуживания электроустановок, а также число работников из числа оперативного персонала в смене устанавливается ОРД организации или обособленного подразделения.

3.3. При оперативном обслуживании, осмотрах электроустановок, а также выполнении работ в электроустановках не допускается приближение людей, гидравлических подъемников, телескопических вышек, экскаваторов, тракторов, автопогрузчиков, бурильно-крановых машин, выдвижных лестниц с механическим приводом (далее - механизмы) и технических устройств цикличного действия для подъема и перемещения груза (далее - грузоподъемных машин) к находящимся под напряжением неогражденным токоведущим частям на расстояния менее указанных в таблице N 1.

3.4. Единоличный осмотр электроустановки, электротехнической части технологического оборудования имеет право выполнять работник из числа оперативного персонала, имеющий группу не ниже III, обслуживающий данную электроустановку в рабочее время или находящийся на дежурстве, либо работник из числа административно-технического персонала (руководители и специалисты, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ в электроустановках (далее - административно-технический персонал), имеющий группу V - для электроустановок напряжением выше 1000 В, и работник, имеющий группу IV - для электроустановок напряжением до 1000 В. Право единоличного осмотра предоставляется на основании ОРД организации (обособленного подразделения).

Таблица N 1
Допустимые расстояния до токоведущих частей
электроустановок, находящихся под напряжением.

Напряжение электроустановок, кВ

Расстояние от работников и применяемых ими инструментов и приспособлений, от временных ограждений, м

Осмотр воздушных линий электропередачи (устройств для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах) (далее - ВЛ) должен выполняться в соответствии с требованиями пунктов 7.15, 38.71, 38.72, 38.73 Правил. За начало и конец воздушной линии электропередачи принимаются линейные порталы или линейные вводы электроустановки, служащей для приема и распределения электроэнергии и содержащей коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные), а также устройства защиты, автоматики и измерительные приборы (далее - распределительные устройства), а для ответвлений - ответвительная опора и линейный портал или линейный ввод распределительного устройства.

  • открытые (далее - ОРУ) - РУ, где все или основное оборудование расположено на открытом воздухе;
  • закрытое (далее - ЗРУ) - РУ, оборудование которого расположено в здании;
  • комплектные (далее - КРУ) - РУ, состоящее из полностью или частично закрытых шкафов или блоков со встроенными в них аппаратами, устройствами защиты и электроавтоматики, поставляемое в собранном или полностью подготовленном для сборки виде.

3.5. Работники, не обслуживающие электроустановки, могут допускаться в электроустановки в сопровождении оперативного персонала, обслуживающего данную электроустановку, имеющего группу IV - в электроустановках напряжением выше 1000 В, и имеющего группу III - в электроустановках напряжением до 1000 В, либо работника, имеющего право единоличного осмотра.

Сопровождающий работник должен осуществлять контроль за безопасностью людей, допущенных в электроустановки, и предупреждать их о запрещении приближаться к токоведущим частям.

3.6. При осмотре электроустановок разрешается открывать двери щитов, сборок, пультов управления и других устройств. При осмотре электроустановок напряжением выше 1000 В не допускается входить в помещения, камеры, не оборудованные ограждениями или барьерами, препятствующими приближению к токоведущим частям на расстояния, менее указанных в таблице N 1. Не допускается проникать за ограждения и барьеры электроустановок.

Не допускается выполнение какой-либо работы во время осмотра.

3.7. При замыкании на землю в электроустановках напряжением 3 - 35 кВ приближаться к месту замыкания на расстояние менее 4 м в ЗРУ и менее 8 м в ОРУ и на ВЛ допускается только для оперативных переключений с целью ликвидации замыкания и освобождения людей, попавших под напряжение. При этом следует пользоваться электрозащитными средствами.

3.8. При несчастных случаях для освобождения пострадавшего от действия электрического тока напряжение должно быть снято немедленно без предварительного разрешения оперативного персонала.

3.9. Отключать и включать электрические аппараты, предназначенные для коммутации электрической цепи и снятия напряжения с части электроустановки (выключатель, выключатель нагрузки, отделитель, разъединитель, автомат, рубильник, пакетный выключатель, предохранитель) (далее - коммутационные аппараты) и заземлители (заземляющие разъединители, заземляющие ножи) напряжением выше 1000 В с ручным приводом необходимо в диэлектрических перчатках.

3.10. Снимать и устанавливать предохранители следует при снятом напряжении.

Допускается снимать и устанавливать предохранители, находящиеся под напряжением, но без нагрузки.

Под напряжением и под нагрузкой допускается заменять:

  • предохранители в цепях управления, электроавтоматики, блокировки, измерения, релейной защиты, контроля и сигнализации (далее - вторичные соединения или цепи);
  • предохранители трансформаторов напряжения;
  • предохранители пробочного типа.

3.11. При снятии и установке предохранителей под напряжением необходимо пользоваться:

  • в электроустановках напряжением выше 1000 В - изолирующими клещами (штангой) с применением диэлектрических перчаток и средств защиты лица, глаз от механических воздействий и термических рисков электрической дуги;
  • в электроустановках напряжением до 1000 В - изолирующими клещами, диэлектрическими перчатками и средствами защиты лица, глаз от механических воздействий и термических рисков электрической дуги.

3.12. Двери помещений электроустановок, камер, щитов и сборок, кроме тех, в которых проводятся работы, должны быть закрыты на замок.

3.13. Порядок хранения и выдачи ключей от электроустановок определяется распоряжением руководителя организации (обособленного подразделения). Ключи от электроустановок должны находиться на учете у оперативного персонала. В электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала, ключи могут быть на учете у административно-технического персонала.

Ключи от электроустановок должны быть пронумерованы и храниться в запираемом ящике. Один комплект должен быть запасным. Выдача ключей должна быть заверена подписью работника, ответственного за выдачу и хранение ключей, а также подписью работника, получившего ключи.

Ключи от электроустановок должны выдаваться:

  • работникам, имеющим право единоличного осмотра, в том числе оперативному персоналу - от всех помещений, вводных устройств, щитов и щитков;
  • допускающему из числа оперативного персонала, ответственному руководителю работ и производителю работ, наблюдающему при допуске к работам по наряду-допуску, распоряжению от помещений, вводных устройств, щитов, щитков, в которых предстоит работать;
  • оперативному или оперативно-ремонтному персоналу при работах, выполняемых в порядке текущей эксплуатации от помещений, в которых предстоит работать, вводных устройств, щитов и щитков.

Ключи подлежат возврату ежедневно по окончании осмотра или работы.

При работе в электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала, ключи от электроустановок должны возвращаться не позднее следующего рабочего дня после осмотра или полного окончания работы.

Работодатель должен обеспечить учет выдачи и возврата ключей от электроустановок.

Действующее законодательство РФ требует, чтобы на некоторые автомобили и автобусы была установлена спутниковая система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющая отслеживать положение транспортного средства.

Существует ряд нормативных документов. в которых четко прописаны требования к установке аппаратуры спутниковой навигации.

В этой статье рассмотрим новое Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020г. №2216 "Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации", которое заменило, утратившее силу Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 №153, и призвано повысить эффективность управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов.

Данный закон вступит в силу 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 сентября 2027г.

В новое постановление внесены изменения, отсутствующие в законе №153, которые подробно разберем ниже.

Требования к оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств.

Согласно новому постановлению аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему “ЭРА-ГЛОНАСС”.

Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.

На какие транспортные средства нужно устанавливать аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС в 2021 году

В обязательном порядке оснащаются следующие транспортные средства:

  • Транспортные средства категории М2, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с максимально допустимой массой до 5 тонн, например необходимо устанавливать ГЛОНАСС на автобусы
  • Транспортные средства категории М3, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с допустимой массой свыше 5 тонн.
  • Транспортные средства категории N, используемые для перевозки опасных грузов.
  • Таким образом, из списка исключены легковые автомобили (категория М1), а также все грузовики, кроме перевозящих опасные грузы или твердые коммунальные отходы.

Данное постановление не распространяется на следующие виды транспортных средств:

  • ТС органов внутренних дел;
  • ТС, используемые для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • ТС, используемые физическими лицами для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • ТС управления делами Президента;
  • ТС государственной охраны.

Кто имеет право устанавливать на транспортное средство систему GPS ГЛОНАСС?

Установкой аппаратуры спутниковой навигации имеют право заниматься:

  • завод-изготовитель при выпуске с конвейера нового транспортного средства;
  • в рамках предпродажной подготовки ТС дилерская компания;
  • специализированные компании, имеющие разрешение на установку данной аппаратуры, на подержанный автотранспорт.

Как должна осуществляться установка системы GPS ГЛОНАСС в 2021 году?

Процесс установки включает в себя:

  • монтаж терминала и тревожной кнопки;
  • присоединение оборудования к бортовым системам ТС;
  • настройку работа аппаратуры;
  • тестирование в реальных условиях работы оборудования.

Идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в ней следующих данных:

  • государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка. модель, категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом, год изготовления транспортного средства, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства.
  • идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации и идентификационный номер персональной многофункциональной карты абонента, содержащий профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.
  • наименование юридического лица или фамилии, имя и отчество индивидуального предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, ИНН налогоплательщика, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты собственника (владельца) ТС.

В случае замены аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортном средстве или изменения информации о ТС, его владельце, собственник транспортного средства должен обеспечить передачу данных оператору системы.

При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой.

В нашей компании вы можете произвести оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации.

Ответ: в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (утвержденные приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года с оперативным и оперативно-ремонтным персоналом необходимо проводить:

  • вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, а также инструктаж по пожарной безопасности;
  • подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка);
  • проверка знаний правил, норм по охране труда, настоящих Правил, правил пожарной безопасности и других нормативных документов;
  • дублирование;
  • специальная подготовка;
  • контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки;
  • профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.

Вопрос от 03.07.2019:

Производится ли разделение электротехнологического персонала в электроустановках на оперативный, ремонтный и административно-технический?

Если да, то каким образом правильно выполняется запись в удостоверении по ЭБ и журнале учета проверки знаний, например, для оперативного персонала из числа электротехнологического - "электротехнологический персонал с правами оперативного", "оперативный персонал" или достаточно записи "электротехнологический персонал"?

Ответ: В соответствии с п. п. 1.4.1, 1.4.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. № 6 (далее - Правила) электротехнический персонал предприятий подразделяется на: административно-технический, оперативный, ремонтный, оперативно-ремонтный.

Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящий в состав энергослужбы потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому. В техническом отношении он подчиняется энергослужбе потребителя.

Вопрос от 17.01.2019:

Добрый день. В соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, специалисты по охране труда потребителей должны иметь группу 4 по электробезопасности с правом инспектирования электроустановок. Вопрос: указанное право "инспектирования" дает право специалисту по охране труда осуществлять осмотр электроустановок единолично, т.е. находиться в них без участия местного оперативного персонала, либо работника, имеющего право единоличного осмотра?

Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами отдела по надзору за электроустановками МТУ Ростехнадзора.

Таким образом, право единоличного осмотра электроустановок не может быть предоставлено специалисту по охране труда.

В п. 3.5. ПОТЭЭ сказано, что работники, не обслуживающие электроустановки, могут допускаться в электроустановки в сопровождении оперативного персонала, обслуживающего данную электроустановку, имеющего группу IV - в электроустановках напряжением выше 1000 В, и имеющего группу III - в электроустановках напряжением до 1000 В, либо работника, имеющего право единоличного осмотра.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 26 февраля 2019 г. N 10-00-12/542 ОТВЕТ НА ОБРАЩЕНИЕ

Управление государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и сообщает.

К электротехническому относится персонал, организующий и осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режимом работы электроустановки.

Пользователи стандартной техники относятся к неэлектротехническому персоналу. Это персонал, который выполняет работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током. Такому персоналу присваивается 1 группа по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу 1 группы по электробезопасности определяет руководитель. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается. Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение 1 группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данной организации с группой по электробезопасности не ниже 3. Присвоение 1 группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год (п. 1.4.4. Правил).

В соответствии с пунктом 1.4.42 Правил специалисту по охране труда, в обязанности которого входит инспектирование электроустановок, прошедшему проверку знаний в объеме IV группы по электробезопасности, выдается удостоверение на право инспектирования электроустановок своего потребителя.

Исходя из вышесказанного специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки, не относятся к электротехническому (электротехнологическому) персоналу. Данные специалисты полномочиями присвоения группы 1 по электробезопасности не наделены.

Заместитель начальника Управления государственного энергетического надзора Е.А.БИБИН

Вопрос от 05.2018:

Имея удостоверение в организации по электробезопасности, надо ли повторно обучаться в Учебном заведении на группу, если буду на полставки подрабатывать у ИП? Или все равно надо проходить обучение? Как мне поступить в данной ситуации? Я работаю специалистом по охране труда в организации, обучен и имею удостоверение IV группы неэлектротехнического персонала, годное до февраля 2020 года (на три года) для специалиста по ОТ. Буду подрабатывать у Индивидуального Предпринимателя, специалистом по охране труда, и так же необходимо иметь удостоверение IV группы неэлектротехнического персонала для специалиста по ОТ.

  • при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний норм и правил.

Кроме того, согласно требованиям п. 1.4.37. ПТЭЭП, для каждой должности (профессии) руководителем Потребителя или структурного подразделения должен быть определен объем проверки знаний норм и правил с учетом должностных обязанностей и характера производственной деятельности работника по соответствующей должности (профессии), а также требований тех нормативных документов, обеспечение и соблюдение которых входит в его служебные обязанности.

В соответствии с требованиями приложения № 1 к ПОТЭЭ, при поступлении на работу (переводе на другой участок работы, замещении отсутствующего сотрудника), работник при проверке знаний должен подтвердить имеющуюся группу по электробезопасности применительно к оборудованию электроустановок на новом участке.

Специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки организаций потребителей электроэнергии, должны иметь группу IV, их производственный стаж (не обязательно в электроустановках) должен быть не менее 3 лет.

Вопрос от 11.05.2018:

По перечню средств индивидуальной защиты для электротехнического персонала по состоянию на 2018, на объекте, на котором не ведется производственная деятельность, электроустановки в которых до 1000 Вольт.

  • Изолирующая штанга (оперативная или универсальная) - по местным условиям;
  • Указатель напряжения - 2 шт.;
  • Изолирующие клещи - 1 шт.;
  • Диэлектрические перчатки - 2 пары;
  • Диэлектрические галоши - 2 пары;
  • Диэлектрический ковер или изолирующая подставка - по местным условиям;
  • Защитные ограждения, изолирующие накладки, переносные плакаты и знаки безопасности - по местным условиям;
  • Защитные щитки или очки - 1шт;
  • Переносные заземления - по местным условиям.

Нормы комплектования являются минимальными и обязательными. Техническим руководителям и работникам, ответственным за электрохозяйство, предоставляется право в зависимости от местных условий увеличивать количество и дополнять номенклатуру средств защиты.

Вопрос от 19.04.2018:

Допускается ли назначать наблюдающего совместно с другими ответственными за безопасное производство работ. Если назначение допускается, каким образом проводится и оформляется целевой инструктаж в нормативной документации.

В соответствии с п.п. 5.10, 10.8, 10.10 Правил работник из числа электротехнического персонала, осуществляющий надзор за бригадами, не имеющими права самостоятельного производства работ в электроустановках (наблюдающий), отвечает:

  • за соответствие подготовленного рабочего места мероприятиям, необходимым при подготовке рабочих мест и отдельным указаниям наряда;
  • за четкость и полноту целевого инструктажа членов бригады;
  • за наличие и сохранность установленных на рабочем месте заземлений, ограждений, плакатов и знаков безопасности, запирающих устройств приводов;
  • за безопасность членов бригады в отношении поражения электрическим током электроустановки.

Работник, выдающий наряд, отдающий распоряжение, ответственный руководитель работ, производитель работ в проводимых ими целевых инструктажах, помимо вопросов электробезопасности, должны дать четкие указания по технологии безопасного проведения работ, использованию грузоподъемных машин и механизмов, инструмента и приспособлений.

Наблюдающий инструктирует членов бригады о мерах по безопасному ведению работ, исключающих возможность поражения электрическим током, и о порядке перемещения членов бригады по территории электроустановки. Производитель работ инструктирует бригаду по вопросам безопасной технологии выполнения работы, использованию инструмента и приспособлений.

Производитель работ в целевом инструктаже обязан дать членам бригады исчерпывающие указания в целях предотвращения поражения электрическим током.

При работе по наряду целевые инструктажи должны быть подписаны работниками, проведшими и получившими инструктаж, в таблицах наряда, форма которого предусмотрена приложением № 7 к Правилам.

При работе по распоряжению целевые инструктажи должны быть оформлены подписями работников, проведших и получивших инструктаж, в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям, форма которого предусмотрена приложением № 5 к Правилам.

Вопрос от 05.03.2018:

Является ли право выдачи разрешений на подготовку рабочего места и на допуск к работам обязанностью, которую надо учитывать при совмещении дополнительных обязанностей работников, ответственных за безопасное производство работ в электроустановках (п.5.13 таб.2 ПОТ ЭЭ). В данной таблице лица имеющие права выдачи разрешений на подготовку рабочего места и на допуск к работам не упоминаются.

В таблице №2 Правил не предусмотрено совмещение обязанности выдающего разрешение на подготовку рабочего места и на допуск с другими обязанностями (ответственными лицами). Однако в пункте 5.13 указывается, что

  • "Правомерно выполнение работником обязанностей допускающего и выдающего разрешение на подготовку рабочего места и допуск при наличии у допускающего прав оперативного управления оборудованием, которое необходимо отключать и заземлять в соответствие с мерами безопасности для производства работ, и прав ведения оперативных переговоров с работниками, выполняющими необходимые отключения и заземления оборудования на объектах, не находящихся в оперативном управлении допускающего".

Вопрос от 26.02.2018:

Допускается ли назначение наблюдающего совместно с другими ответственными за безопасное производство работ (ответственный руководитель работ, производитель работ, допускающий, член бригады). Если назначение допускается, каким образом проводится и оформляется целевой инструктаж в наряде-допуске?

Ответ: Назначение наблюдающего из электротехнического персонала, проведение и оформление целевого инструктажа регламентируется

Вопрос:

В управление поступило обращение о разъяснениях нормативных требований в сфере электроэнергетики при заполнении рабочей документации и порядке согласования с Ростехнадзором?

Относительно вопроса о необходимости повторного согласования порядка проведения работы с персоналом после внесенных в него изменений Уральское управление Ростехнадзора сообщает, что в случае, если изменения в порядок были внесены с целью выполнения изменившихся требований законодательства Российской Федерации, то повторное согласование с органом государственного энергетического надзора не требуется.

Вопрос от 19.01.2018:

Какая периодичность проверки знаний должна быть у электротехнического персонала (электрогазосварщик, слесарь по ремонту технологических установок, водитель, крановщик, тракторист, трубопроводчик линейный и др.) со 2 и 3 группой по электробезопасности?

Ответ: Управление Ростехнадзора рассмотрело обращение от 17.01.2018 № 25/10-ог и сообщает следующее.

  1. Согласно п. 1.4.3 ПТЭЭП электротехнологический персонал в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому персоналу;
  2. Согласно п. 1.4.20 ПТЭЭП 1 раз в 3 года очередная проверка знаний проводится у специалистов по охране труда и административно-технического персонала непосредственно не организующего и не проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров.

Перечисленный в обращении электротехнологический персонал не относится к административно-техническому персоналу, который проходит проверку знаний 1 раз в 3 года согласно п.1.4.20., т.е. перечисленный персонал относится к электротехнологическому, который проходит проверку знаний 1 раз в год.

Вопрос от 15.08.2017:

Является ли сотрудник, эксплуатирующий насосный агрегат с электроприводом электротехнологическим персоналом?

Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому. В техническом отношении он подчиняется энергослужбе Потребителя.

Руководители, в непосредственом подчинении которых находится электротехнологический персонал, должны иметь группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала и осуществлять техническое руководство и контроль работы этого персонала.

Перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель организации.

Подключение вспомогательного оборудования (трансформаторов, преобразователей частоты, устройств защитного отключения) к электрической сети и отсоединение его от сети должен выполнять электротехнический персонал, имеющий группу III, эксплуатирующий эту электрическую сеть.

На основании вышеизложенного, необходимость присвоения той или иной группы по электробезопасности определяется руководителем Потребителя с учетом требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии.

Вопрос от 13.03.2016:

Обязательна ли замена удостоверений по электробезопасности у электротехнического персонала при изменении организационно-правовой формы и наименования организации?

Ответ: Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

Изменение организационно-правовой формы и наименования организации (реорганизация) является основанием для замены удостоверения и журнала учёта (протокола) о проверке знаний правил работы в электроустановках (по электробезопасности) электротехническому персоналу.

Вопрос:

Ростехнадзором получен вопрос: к какому персоналу относятся слесари по контрольно-измерительным приборам (КИПиА) – к электротехническому или электротехнологическому, если они имеют 3 группу допуска по ЭБ до 1000В, а также инженер по КИПиА 1 категории с 4 группой допуска по ЭБ до 1000В?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

В соответствии п. 1.4.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель организации.

Решение об отнесении работника к категории электротехнического или электротехнологического персонала, а также о присвоении ему необходимой группы по электробезопасности принимает руководитель организации на основании анализа объёма работ, выполняемых работником на электрооборудовании, предусмотренного производственной инструкцией.

Бывает непонятно, какой распорядительный документ использовать, чтобы поставить задачи внутри компании: приказ или распоряжение. Разбираем на примерах, в чем разница и какой документ лучше подойдет в разных ситуациях

Сергей Скрябин

Эксперт по праву

Чтобы ставить и решать задачи внутри компании, бизнес использует приказы и распоряжения. Не всегда понятно, когда какой документ нужно издать. Разбираемся, в чем отличия приказа от распоряжения, какой документ нужно издавать в разных ситуациях и кто имеет право это делать.

Сходства и различия приказа и распоряжения

В законодательстве нет общих правил, которые регулируют, когда издавать приказ, а когда — распоряжение. Например, в трудовом кодексе эти документы часто уравнивают в правах.

Так, чтобы принять сотрудника на работу или уволить его, подойдут оба документа.

Чтобы понять, чем отличается приказ от распоряжения, возьмем за основу определения из Единой государственной системы делопроизводства — ЕГСД.

Приказ — правовой акт, который издает руководитель органа государственного управления или его структурного подразделения, чтобы решить основные и оперативные задачи.

Распоряжение — правовой акт, который издает руководитель коллегиального органа государственного управления, чтобы решить оперативные вопросы. У распоряжения обычно ограниченный срок действия, и оно касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.

Главное отличие этих документов в том, что приказ всегда издает руководитель компании или его заместитель, а распоряжение — руководитель компании, заместитель и другие уполномоченные лица, например начальники отделов.

Есть также условные отличия приказа от распоряжения. Мы собрали их в таблице.

Чем отличается приказ от распоряжения

Виды приказов и распоряжений

В делопроизводстве есть три вида приказов и распоряжений.

По основной деятельности. Цель — решить основные задачи, которые стоят перед компанией. Например, ввести штатное расписание или создать новое подразделение.

По административно-хозяйственным вопросам. Относятся к деятельности, которая связана с транспортным обслуживанием, эксплуатацией и оснащением зданий. Например, приказ или распоряжение о покупке оборудования.

По личному составу. Касаются вопросов взаимодействия сотрудников с компанией. Например, чтобы принять на работу или уволить сотрудника, нужно издать соответствующий приказ или распоряжение.

Порядок издания приказа и распоряжения

Правила не регламентированы законом, но их прописывают в инструкции по делопроизводству. Обычно порядок издания приказов и распоряжений выглядит так:

Порядок издания приказов и распоряжений

Иногда порядок может быть сложнее: ответственный сотрудник сначала готовит проект, согласует его с юристами и руководителем и только потом отдает на подпись.

Например, если руководитель издает приказ о введении системы сохранения коммерческой тайны, лучше сначала подготовить проект и согласовать его с юристом, чтобы документ не противоречил законам.

А вот при издании приказа о приеме на работу можно воспользоваться шаблоном — готовить проект и согласовывать с юристом не обязательно.

Требования к оформлению приказов и распоряжений

В законе нет требований к оформлению приказов и распоряжений, но в государственном стандарте есть рекомендации, примеры и шаблоны распорядительных документов.

Компаниям и ИП не обязательно оформлять документы строго по ГОСТу, но чтобы они имели юридическую силу, нужно указать следующие реквизиты:

РеквизитТребование к реквизиту
Название компанииДолжно соответствовать названию, которое прописано в уставе.

Кроме реквизитов, есть и другие рекомендации по оформлению распорядительных документов.

Образец оформления приказа

Ввести штатное расписание — это основная задача компании

Образец оформления распоряжения

Провести анализ рекламной кампании — это текущая задача

Коротко

  1. Приказ издает только руководитель или его заместитель для решения основных задач компании и кадровых вопросов.
  2. Распоряжение издает руководитель, его заместитель и начальники отделов для решения текущих задач компании.
  3. Компании и ИП могут использовать только один из этих документов — разница между приказом и распоряжением условна.
  4. Если хотите использовать оба документа, пропишите в инструкции по делопроизводству, кто имеет право издавать распорядительные документы и какие вопросы решает каждый из них.

Сейчас читают

Оферта: что это и зачем она нужна

Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье

Как ИП оформить банкротство

Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги

Что такое выездная налоговая проверка и как бизнесу к ней подготовиться

С экспертом по налоговым проверкам разобрались, как бизнесу вести себя при выездной проверке, какие права и ограничения есть у сотрудников налоговой и как оспорить результаты, если вы с ними не согласны

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Читайте также: