На какой вопрос по мнению в д сорокина отвечают нормы процессуального права

Обновлено: 02.07.2024

Но что такое административно-процессуальное право? Некоторые авторы утверждают, что это самостоятельная отрасль системы национального права[2]. Есть также мнение, что это подотрасль административного права. Есть еще одна точка зрения, которая утверждает, что ни с первым, ни со вторым мнением согласиться нельзя. В настоящее время административно-процессуальное право – всего лишь большая группа норм, регулирующих процедуры властной деятельности и находящихся в системе административного права. К сожалению, это пока не упорядоченная, не систематизированная группа норм. Поэтому говорить о ней как о подотрасли, как системе сложившихся институтов в рамках административно-правовой отрасли права преждевременно[3].

Поддерживая позицию уважаемого профессора Сорокина В.Д., мы будем исходить из того, что административно-процессуальное право является сформировавшейся самостоятельной отраслью российского права. Данное мнение основывается на существовании значительного разнообразия административных процедур – правотворческих, поощрительных, разрешительных, юрисдикционных и др. Процессуальные нормы органично связаны с материальными нормами соответствующих институтов, они приводят их в действие, способствуют их реализации. Выделяется большая сумма процессуальных норм, систематизированных в рамках отдельных институтов административного права, которые уже имеют свою процессуальную часть[4]. Возможно сейчас административно-процессуальные нормы недостаточно систематизированы, но эта работа ведется, и со временем этот недостаток будет устранен.

Ученые говорят об особенностях процессуальных норм, что тоже в свою очередь подтверждает необходимость их обособления, объединения в самостоятельную отрасль права, несмотря на их вторичную, т.е. обеспечительную роль.

Все это, по нашему мнению, указывает на наличие самостоятельной отрасли российской права – административное процессуальное право.

Административно-процессуальное право есть отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, которые возникают в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также иными компетентными субъектами.

Первое.Административный процесс – это деятельность по рассмотрению государственными органами споров о праве, а также применению мер административного принуждения[7]. Соответственно административно-процессуальное право – совокупность норм, регламентирующих порядок рассмотрения споров о праве и порядок применения мер административного принуждения.

Однако административный процесс и административно-процессуальное право являются атрибутами не только исполнительной власти. Например, субъектами административной юрисдикции в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ выступают также и судьи, которые представляют судебную власть. Кроме того, субъектами административного процесса, а соответственно административно-процессуального права, могут выступать и органы законодательной власти.

Обстоятельное исследование вопроса о предмете административного права, основанное на результатах научных изысканий наиболее известных в этой области специалистов, позволили прийти к следующему выводу: предмет административного права не может в жесткой мере увязываться правоотношениями, в которых в качестве обязательного участника должен фигурировать субъект, формально представляющий исполнительную власть. Отраслеобразующим признаком следует признать только характер самой власти. Любой из субъектов государственной власти в случаях, когда им реализуются функции исполнительной власти, должен признаваться субъектов административно-правовых отношений, совокупность которых и должна охватываться предметом административного права.

Однако для определения содержания административно-процессуального права недостаточно установления субъектного состава участников административно-процессуальных отношений. Необходимо определить и виды отношений, которые могут быть востребованы как объект регулирования рассматриваемой отрасли права. К ним относятся отношения по осуществлению: а) позитивной деятельности субъектами, представляющими все ветви власти; б) правотворческой деятельности субъектами, представляющими исполнительную власть; в) правосудия по делам об административных правонарушениях; г) судебного контроля за органами исполнительной власти.

Правомерной представляется реализация в рамках рассматриваемого курса обеих концепций:

Административное процессуальное право характеризуется рядом особенностей.

1. Процессуальные нормы не систематизированы в рамках отрасли, но органично включены в рамки отдельных административно-правовых институтов. Представляется возможным и необходимым создать единые акты, регулирующие административное правотворчество и оперативно-распорядительную, правонаделительную деятельность государственной администрации. Несколько лет назад велась работа над административно-процессуальным кодексом, прекращенная в настоящее время.

Что же касается охранительной, юрисдикционной административной деятельности, то здесь целенаправленно проводится работа по систематизации отдельных производств (по делам об административных правонарушениях, жалобам граждан).

2. Вторичность процессуальных норм, так как они существуют для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию материальных норм. Административное процессуальное право – это обеспечивающая отрасль права.

3. Разнообразие источников. Это общая особенность административного права и административного процессуального права. Соответствующие нормы могут быть в законах и подзаконных актах, принимаемых федеральными органами, а также в актах органов субъектов Федерации, в актах органов уже не существующего СССР и других источниках.

4. Административно-процессуальное право обслуживает материальные нормы многих отраслей права. Прежде всего оно обслуживает конституционное, административное, земельное и иные отрасли публичного права. Кроме того, нормы о регистрации и актов гражданского состояния, сделок с имуществом, банкротстве, исполнительном производстве обеспечивают гражданское, семейное, гражданско-процессуальное право[11].

Учитывая тесную и неразрывную связь административного права и административно-процессуального права, регулирующих государственно-управленческую деятельность, можно выделить несколько функций, присущих обеим отраслям права.

1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право и административно-процессуальное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности.

4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов сферы государственного управления.

5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Реализация указанных функций базируется на ряде принциповадминистративно-процессуального права.

1. Принцип законностислужит обеспечению реальности соблюдения законности при рассмотрении и разрешении конкретных индивидуальных административных дел.

2. Принцип компетентности означает, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены процессуальными полномочиями, в том числе административно-юрисдикционного характера. Строгое соблюдение этого принципа обеспечивает надлежащее применение юридических средств воздействия, способствует усилению ответственности полномочных органов (должностных лиц) за совершение ими процессуальных действий.

3. Принцип охраны интересов личности и государства означает необходимость надлежащего использования сторонам административного процесса своих прав, гарантий прав и законных интересов личности, интересов государства.

4. Принцип процессуального равенстваозначает равенство сторон, во-первых, перед законом и, во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимных процессуальных прав и обязанностей.

5. Принцип достижения материальной истины предполагает тщательное изучение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязательность в ходе процессуального рассмотрения дел.

6. Принцип доступности выражается в беспрепятзтвенной вожможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела.

7. Принцип гласности предполагает, например, открытое рассмотрение административно-юрисдикционных дел, доведение результатов административно-процессуальной деятельности до заинтересованных лиц.

8. Принцип экономности выражается в установлении достаточно сжатых сроков для осуществления всего комплекса процессуальных действий, в том числе административно-юрисдикционных действий, включая исполнение принятого решения.

9. Принцип ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т.п[12].

Административный процесс, являясь составной частью административного права и управленческой деятельности субъектов административно-правовых отношений, базируется как на общих, установленных в Конституции РФ, так и на отраслевых правовых принципах – нормах, действующих в системе государственного управления.

При определении системы принципов административного процесса, существует несколько различных точек зрения правоведов, которые, впрочем, существенного значения на содержание административного процесса не оказывают. Так, В. Д. Сорокин к принципам административного процесса относит следующие: законность, заинтересованность масс в осуществлении и результатах административного процесса, быстрота процесса, охрана интересов государства и личности в процессе, гласность процесса, материальная истина, равенство сторон, национальный язык, самостоятельность в принятии решения, двустепенность процесса, ответственность компетентных органов и лиц за ненадлежащее ведение процесса .

По мнению Ю. М. Козлова, к принципам административного процесса (административной юрисдикции), относятся: законность, компетентность, процессуальное равенство сторон, охрана интересов государства и личности, достижение материальной истины, доступность, гласность, экономичность, состязательность .

Ко всем указанным различными учеными принципам административного процесса, следует так же отнести еще два не названных, но по нашему мнению имеющих определенное значение для реализации процессуальной деятельности органов государственного управления и административных судов: Принцип процессуального формализма и принцип презумпции невиновности.

Уяснение сущности и содержания всех отмеченных правовых принципов, лежащих в основе деятельности управляющих субъектов, требует их детального рассмотрения. Рассмотрим наиболее характерную для административного процесса группу правовых принципов, заслуживающих, как нам представляется, особого внимания:

1. Принцип законности административного процесса.

2. Принцип права участников процесса на квалифицированную юридическую помощь и обеспечения права на защиту.

3. Принцип процессуального формализма.

4. Принцип материальной истины.

5. Принцип процессуального равенства.

6. Принцип гласности и открытости административного процесса.

7. Принцип быстроты (оперативности) процесса.

8. Принцип ведения дела на национальном языке.

9. Принцип экономичности и эффективности процесса.

10. Принцип ответственности за нарушение правил процесса.

11. Принцип презумпции невиновности.

Принцип законности административного процесса основан на требованиях Конституции и федеральных законах. Нормы процессуального права реализуются в строгом соответствии с регламентом, установленным административно-процессуальными нормами. Все административно-процессуальные нормы на всей территории РФ должны иметь единообразное толкование, уяснение и применение. Никто, кроме Высших органов законодательной и судебной власти не может давать толкование административно-процессуальным нормам.

Все управляющие субъекты административного процесса в своей процессуальной деятельности должны руководствоваться только нормами закона, нарушение которых может быть обжаловано участниками процесса в административном, либо судебном порядке.

Принцип права участников процесса на квалифицированную юридическую помощь и обеспечения права на защиту. Рассматриваемый принцип устанавливает право участников административного процесса на квалифицированную правовую помощь и процессуальную защиту со стороны представителей (адвокатов). Данный принцип имеет конституционную основу (ч.1 ст. 48 Конституции РФ). Нарушение права на защиту является основанием для отмены вынесенного постановления о наложении административного взыскания.

Принцип процессуального формализма. Суть данного принципа заключается в том, что: процессуальное право устанавливает определенные правовые формальности, обязательные для соблюдения участниками процесса. Такие формальности заключаются в соблюдении определенных обязательных форм документов, последовательность проведения процессуальных действий (стадиях), сроках и способах совершения процессуальных действий. Нарушение установленного законодательством регламента процессуальных действий, является основанием для признания результатов процесса ничтожными, а сам процесс не состоявшимся.

Принцип материальной истины – всякая материальная истина носит объективный характер. Не может быть двух истин в отношении одного и того же предмета спора, истина всегда абсолютна, безотносительна и безальтернативна. Принцип материальной истины основан на изучении и исследовании всех обстоятельств дела, требующего разрешения в порядке процессуального производства. Установление материальной истины устанавливает обязательную проверку всех фактов и доказательств, сопутствующих реализации процессуальных правоотношений между всеми участниками процесса, а так же правильность выбора правовых норм для объективного и справедливого разрешения дела по существу и принятия правильного управленческого решения.

Принцип процессуального равенства означает равенство всех участников административного процесса перед законом независимо от каких-либо субъективных признаков: пола, расы, национальности, гражданской принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности и других особенностей. Данный принцип обязывает всех субъектов государственного управления и административного судопроизводства быть абсолютно беспристрастными ко всем участникам административного процесса, предоставляя им равные права и возможности для состязательности – доказывания своих требований и возражений по существу.

Принцип гласности и открытости административного процесса носит публичный характер, связанный с доступностью граждан к результатам процесса, так же с беспрепятственной возможностью участников процесса знакомиться со всеми материалами дела, производить из них выписки, копирование. Процесс ведется, как правило, открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной, служебной, либо коммерческой тайны, а также сохранения конфиденциальных сведений об участвующих в деле лицах. Участники процесса, при его осуществлении могут пользоваться средствами аудио и видеозаписи, если это не мешает другим участникам процесса и не нарушает установленных процессуальных правил.

Принцип быстроты (оперативности) административного процесса – административный процесс должен осуществляться в короткие сроки, установленные процессуальным законодательством с наименьшими затратами сил и средств со стороны осуществляющих его субъектов.

Принцип ведения дела на национальном языке – процесс ведется на русском языке или на языке республики в составе федерации, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Лица, не владеющие языком, на котором ведется процесс, могут давать пояснения, заявлять ходатайства и т. п. на родном языке через переводчика. Соблюдение этого принципа особенно важно для иностранных граждан.

Принцип экономичности и эффективности процесса направлен на обеспечение такой организации процесса, которая не требовала бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивала бы быстроту процесса без излишнего обременения участников процесса. Экономичности и эффективности процесса во многом способствуют установленные законодательством точные сроки, в течение которых должно быть рассмотрено и разрешено то или иное управленческое дело, исполнено принятое по делу решение.

Принцип ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение). Согласно этому принципу должностные лица, виновные в нарушении правил процесса или принятии незаконного акта (решения), несут дисциплинарную или уголовную ответственность. Органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Принцип презумпции невиновности установлен в ч.2, ст. 1.5. КоАП РФ и представляет собою обязанность доказывания вины лица, привлекаемого к административной ответственности органом (должностным лицом) осуществляющим процессуальную деятельность. Это принцип устанавливает следующее: 1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В литературе имеются и другие точки зрения на классификацию принципов административного процесса. Так, Н. Г. Салищева выделяет следующие принципы: заинтересованности масс, быстроты процесса, охраны интересов государства и личности в процессе, материальной истины, равенства сторон, гласности процесса, национального языка, самостоятельности в принятии решения, двуступенчатости процесса, ответственности компетентных органов и лиц за ненадлежащее ведение процесса .

Рассмотренные нами принципы административного процесса не являются исчерпывающими и могут вытекать из содержания правовых норм, устанавливаемых действующим законодательством. В частности, в ст. 7 Кодекса административного судопроизводства РФ, принятого 08.03.2015 № 21-ФЗ, установлены следующие принципы административного процесса:

1) независимость судей;

2) равенство всех перед законом и судом;

3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;

4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;

5) гласность и открытость судебного разбирательства;

6) непосредственность судебного разбирательства;

7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда;

8) обязательность судебных актов.

Все указанные принципы административного процесса отражают его сущность, свойства и характерные особенности, являющиеся обязательной основой процессуальной деятельности органов исполнительной власти и органов правосудия.

См.: Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. Семь лекций по административному праву. СПб. – С

Читайте также: