Кто имеет право инициировать рассмотрение палатами парламента вопроса об изменении конституции рб

Обновлено: 17.05.2024

Основные [интересные] изменения вынесены сюда и выделены черным цветом.

.
Статья 80. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества.

Статья 81. Президент избирается сроком на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.
.

Статья 88. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава 24 Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент может быть смещен с должности Всебелорусским народным собранием в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения Президенту и смещении его с должности вносится Всебелорусскому народному собранию по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Расследование обвинения организуется Всебелорусским народным собранием.

Решение Всебелорусского народного собрания о смещении Президента с должности принимается после получения заключения Конституционного Суда о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции в случае, если Президент обвиняется в таком нарушении Конституции.

Решение Всебелорусского народного собрания о смещении Президента с должности считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Всебелорусского народного собрания.

Непринятие Всебелорусским народным собранием решения о смещении Президента с должности в течение двух месяцев со дня внесения предложения о выдвижении обвинения означает отклонение обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения Президенту и смещении его с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

Статья 88/1 . В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Председателю Совета Республики.

В случае гибели Президента в результате покушения на его жизнь, совершения акта терроризма, военной агрессии, вследствие иных действий насильственного характера:

заседания Совета Безопасности проводятся под руководством Председателя Совета Республики;

незамедлительно на основании решения Совета Безопасности в установленном порядке на территории Республики Беларусь вводится чрезвычайное или военное положение;

государственные органы и должностные лица действуют в соответствии с решениями Совета Безопасности.

Статья 89. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Положения части первой настоящей статьи распространяются на Президента, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий.

Статус Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, устанавливается законом.

ГЛАВА 3/1 ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

Статья 89/1. Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.

Статья 89/2 . Делегатами Всебелорусского народного собрания являются:

Президент Республики Беларусь;

Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;

26 представители законодательной, исполнительной и судебной власти;

представители местных Советов депутатов;

представители гражданского общества.

Представители местных Советов депутатов и гражданского общества на Всебелорусское народное собрание избираются от каждой области и города Минска в порядке, определяемом законом.

Предельная численность делегатов Всебелорусского народного собрания составляет 1200 человек.

Срок полномочий Всебелорусского народного собрания составляет пять лет.

Всебелорусское народное собрание созывается на первое заседание Центральной избирательной комиссией не позднее 60 дней после выборов депутатов.

Делегат Всебелорусского народного собрания принимает участие в работе Всебелорусского народного собрания без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.

Коллегиальным органом, обеспечивающим в порядке, установленном законом, оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Всебелорусского народного собрания, является Президиум.

Председатель Всебелорусского народного собрания, его заместители и иные члены Президиума избираются Всебелорусским народным собранием тайным голосованием.

Статья 89/3. Всебелорусское народное собрание:

1) утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности;

2) утверждает программы социально-экономического развития Республики Беларусь;

3) заслушивает Премьер-министра о выполнении программы социально-экономического развития Республики Беларусь;

4) предлагает изменения и дополнения в Конституцию;

5) предлагает проведение республиканских референдумов;

6) вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов;

7) принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции 27 либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;

8) вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам. Введение чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума Всебелорусского народного собрания или Совета Республики;

9) по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом Всебелорусского народного собрания:

избирает Председателя и судей Конституционного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;

избирает Председателя и судей Верховного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;

избирает Председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;

10) по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;

11) награждает Президента государственными наградами, а также предлагает лиц для награждения государственными наградами;

12) дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам, получает информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществляет иные установленные Конституцией и законами полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций.

Статья 89/4. Заседания Всебелорусского народного собрания проводятся не реже одного раза в год.

Всебелорусское народное собрание может быть созвано на внеочередное заседание по инициативе Президента, Президиума Всебелорусского народного собрания, обеих палат Национального 28 собрания (совместным решением), а также по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Статья 89/5. Всебелорусское народное собрание для реализации возложенных на него конституционных функций принимает решения.

Решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

Статья 89/6. Компетенция, порядок формирования и деятельности Всебелорусского народного собрания определяются законом.

Статья 91. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики пожизненно с его согласия является Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее трех месяцев до единого дня голосования.

Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона.

В статье 138 говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

В статье 140 закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I "Основы конституционного строя", II "Личность, общество, государство", IV "Президент, Парламент, Правительство, Суд" и VIII "Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения" могут быть изменены только путем референдума.

Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленного Основного Закона.

За проект, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, проголосовали 5175664 человека, или 70,5% от общего числа избирателей. За проект Верховного Совета – 582437 человек, или 7,9% от общего числа избирателей. На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции.

Наряду с ранее предусмотренными нормами о разнообразии форм собственности, политическом плюрализме, приоритете общепризнанных принципов международного права, судебной защите гражданами своих прав и свобод появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые права и свободы.

Внесение изменений в Основной Закон позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского народа.

Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового государства.

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

Согласно данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, в этом голосовании приняли участие 89,3% избирателей. За новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 74,3% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования.

В Конституции Республики Беларусь в качестве самостоятельного правомочия Парламента названо право давать толкования Конституции и законов.

Интерпретация (толкование) в юридической литературе понимается как деятельность по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации. Необходимость в толковании возникает прежде всего потому, что любой акт не может применяться автоматически, сначала его суть должна быть уяснена правоприменителями, а также лицами, на которых он распространяет свое действие. Однако вслед за уяснением, как первым и обязательным элементом интерпретации, следует разъяснение содержания закона с целью разрешения возникшей двусмысленности. Орган, наделенный правом давать официальные толкования, должен раскрыть материальное содержание, т.е. достоверно и обоснованно выразить цель и истинную мысль законодателя, изложенные в той или иной норме, вызвавшей различное понимание и разнобой при практическом применении. В этих случаях требуется, как правило, уточнение формулировки соответствующей нормы права.

Акт толкования, независимо от того, когда он был принят, по времени действия совпадает с толкуемым нормативным актом. При отмене нормативных актов полностью или частично утрачивают силу соответствующие нормы акта толкования. Толкуемый акт и акт толкования должны совпадать по своему объему, однако последний может приниматься и для того, чтобы внести элементы новизны в понимание первого с учетом сложившихся новых политических и социально-экономических отношений. Использование норм закона (иного акта) вопреки толкованию означает нарушение закона (иного акта).




Создание акта толкования осуществляется с учетом действия всех процедур правотворческого процесса.

В отличие от нормативного толкования, которое неотделимо от толкуемой нормы, казуальное толкование осуществляется при применении нормы права, разрешении конкретного дела. Следует иметь в виду, что казуальное толкование не сводится только к прямым разъяснениям и может быть сделано в скрытом виде, например решении суда. Законодательством (Конституцией) могут быть установлены особенности придания юридической силы таким актам.

Наряду с аутентичным толкованием Конституции Парламентом у Конституционного Суда как органа конституционного контроля есть право на правоприменительное ее толкование. В противном случае Конституционному Суду (иным органам конституционного контроля) невозможно осуществлять свои функции.

Конституционные законы в отличие от обычных законов принимаются квалифицированным большинством голосов.

Особенностью конституционного закона является то, что закрепленные в нем предписания являются базовыми для других актов — обычных законов, подзаконных актов, т.е. они имеют приоритет как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Их принятие предусматривается в Конституции, однако их цель не изменять Конституцию, а развивать ее положения.

В соответствии со статьей 140 Конституции к конституционным законам (помимо самой Конституции) следует относить законы:

1) о внесении в нее изменений и дополнений;

3) о толковании Конституции.

Решения по указанным вопросам считаются принятыми, если И них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

Парламенту принадлежит право аутентичного толкования Конституции и законов. В Основном Законе закреплено право толковать Конституцию. В отличие от казуального толкования Основного Закона Конституционным Судом толкование Конституции Парламентом может быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм и при отсутствии спора.

С принятием нового Основного Закона, когда закрепленные в нем правила имеют прямое действие, неизмеримо возрастает ценность правильного их уяснения и как следствие — точная интерпретация.

Толкование Конституции, закона обеспечивает их устойчивость. Например, стабильность Конституции США во многом объясняется активной ролью Верховного Суда этой страны в интерпретации ее норм. Адекватно отражая смысл конституционных норм в конкретных исторических условиях, акты толкования снимают необходимость ее корректировки.

В целях повышения значимости актов о толковании Конституции в ней закреплено, что они принимаются квалифицированным большинством голосов депутатов Парламента

Толкование Конституции (закона) не должно противоречить самому толкуемому акту и создавать новых правоотношений. Вполне допустимо, чтобы рассмотрению вопроса о толковании акта или его отдельных положений предшествовало рассмотрение и принятие решений Парламента по вопросу о целесообразности внесения необходимых изменений и дополнений в подлежащий толкованию акт, которые исключали бы необходимость принятия решения о толковании акта или его отдельных положений.

Акт о толковании должен вступать в действие со дня вступления в действие толкуемого акта. Хотя мы не исключаем, что вопрос об определении даты введения его в действие должен принадлежать органу, толкующему акт (Парламенту, Конституционному Суду), если иное не предусмотрено Конституцией

Толкование Конституции (закона) должно даваться Парламентом в форме закона (в первом случае — конституционного), а Конституционным Судом — в виде заключения.

8. Иные источники конституционного права (нормативные акты Президента, кодексы, законы, иные правовые акты)

Источники конституционного права – нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права относятся:

 Конституция Республики Беларусь.

 Законы, принимаемые парламентом.

 Декреты, издаваемые Президентом Республики Беларусь, имеющие силу законов.

 Указы, распоряжения Президента Республики Беларусь.

 Постановления палат Парламента Республики Беларусь.

 Регламенты палат Парламента Республики Беларусь.

 Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.

 Акты международного права (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и др.).

YouTube
Instagram


Широко развернувшееся в стране всенародное обсуждение проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь — апогей грандиозного совершенствования государственного механизма, процесс которого запущен более пяти лет назад. Еще в октябре 2016 года Президент, выступая с обращением перед новым составом Национального собрания, заявил, что не исключает возможности корректировки Конституции в соответствии с требованиями времени. Главой государства были даны соответствующие поручения судьям Конституционного Суда совместно с учеными, юристами и парламентариями проанализировать Основной Закон и внести предложения по его изменениям.

1. Годы поступательного задела

А также в интервью журналистам после голосования на выборах депутатов Палаты представителей в ноябре и в обращении к парламентариям в декабре 2019 года. Вопросы конституционного совершенствования затрагивались в президентских Посланиях белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2018 года и 2019-го.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Конституция нужна, потому что нужно нормальное движение вперед. Будем подразумевать это как перемены. И это разумно, когда мы перемены осуществляем не с бухты-барахты, а основываясь на фундаментальном. И это все должно быть законно. Конституция как раз и заложит основы этих перемен.

(28 сентября 2021 г., на расширенном заседании Конституционной комиссии.)

2. Всебелорусский подход

Современное состояние общественных отношений показало необходимость таких изменений Основного Закона, которые будут направлены на сохранение государственности и мира, гражданского согласия на белорусской земле. И в марте нынешнего года на основании резолюции VI Всебелорусского народного собрания была создана Конституционная комиссия, которой было поручено разработать предложения по изменению Конституции и обеспечить их всенародное обсуждение.

Однако еще накануне ВНС обсуждение предложений по изменению Конституции приобрело, по сути, всебелорусский охват. С октября 2020-го по февраль 2021 года по всей стране развернулась максимально открытая и демократичная работа диалоговых площадок, проходивших на базе учреждений образования, общественных и молодежных организаций, в трудовых коллективах.

Более полутора тысяч таких площадок не просто собрали около 47 тысяч участников — представителей общественных организаций и политических партий, бизнес-сообщества, студенческой и работающей молодежи. Они позволили выработать и саккумулировать множество предложений по теме конституционного реформирования.

Среди которых — перераспределение властных полномочий с усилением функций Парламента, Правительства и местных органов власти, закрепление необходимости сохранения традиционных ценностей и идеологических основ белорусского государства, социальных гарантий населению. И многие другие.

Стоит отметить, что к подготовке изменений были подключены и ведущие юристы страны, люди с мышлением государственников: парламентарии, судьи, ученые, представители различных отраслей экономики и социальной сферы. Выработанный ими вариант поправок затрагивает абсолютно все разделы действующей Конституции и вместе с тем не ломает сложившуюся систему.

3. Осознанная свобода и ответственность

Алексей Авдонин, политический аналитик:

— Главный вывод из начатого всенародного обсуждения проекта изменений и дополнений Конституции заключается в том, что сейчас нам, белорусам, надо, как никогда ранее, сообща определить наше будущее. Всенародное обсуждение — это один из важнейших этапов подготовки Основного Закона нашего государства.

Для всенародного обсуждения обеспечены все условия по сбору предложений по проекту Конституции. Важно каждому из нас стать частью этого события и принять участие во всенародном обсуждении.

Белорусский народ прошел сложный путь защиты и развития своих свобод, интересов и благополучия. Сейчас через всенародное обсуждение и референдум мы закрепляем основы гарантий политической преемственности, динамики экономического развития, целостности и сплоченности государства и белорусского народа.

Важно отметить, что все обязательства, взятые руководством страны по обсуждению и подготовке изменений в Конституцию, полностью выполнены. Причем выполнены успешно: фактически разработана эволюционная модель политической системы, которая при самых разных условиях позволит обеспечить нашей стране стабильность и гарантировать, что наши оппоненты не смогут проникнуть в политическую систему нашего государства, ослабить нас и установить внешний контроль над белорусским народом.

Кроме того, предусмотренные проектом социально ориентированная экономика и социально ориентированное государство — это внутренний запрос нашего общества. Мы не можем отойти от него. Это наша модель, которая сложилась исторически, и предать ее ради каких-то либеральных ценностей мы не можем.

Поэтому каждому стоит осознать, насколько важно принять участие во всенародном обсуждении и прийти на референдум.

Ведь каждый, придя на участок для голосования, тем самым даст обязательство перед следующими поколениями, перед своими детьми и внуками.

Диалоговые площадки, Обсуждавшие изменения в Конституцию (октябрь 2020 г. — февраль 2021 г.)

♦ Всего было организовано — 1,6 тыс. площадок.

♦ Количество участников составило 46,5 тыс. человек.

4. Чтобы не потерять лицо нации

Анатолий Денисейко, писатель, обладатель медали Евфросинии Полоцкой (г. Иваново):

— Счастье как здоровье: когда не замечаешь его, значит, оно есть. Это суждение применимо и к оценке Конституции Беларуси. Если посмотреть правде в глаза, наши граждане в своей повседневной жизни крайне редко упоминают Основной Закон. Оно и понятно: их права и свободы соблюдаются. Чего ж сотрясать воздух кулаками? Действующая Конституция, закрепляющая президентскую форму правления, их устраивает. Казалось бы, зачем перестраивать то, что достойно служит людям? Но, к сожалению, окружающий мир меняется на глазах — и далеко не в лучшую сторону.

Чтобы не раствориться в этом чуждом мире, не потерять лицо нации, нам требуется закрепить в Основном Законе те положения, которые подчеркивают достоинство, менталитет и дух белорусов.

На Западе отдельные страны сдались Гитлеру без единого выстрела. В отличие от белорусов они не стали на защиту своего Отечества. Если для нас то была Великая Отечественная война, для них — просто мировая. У нас хотят украсть память о трагедии той войны. Но этого мы не должны допустить, и на защиту должен встать Основной Закон страны — обновленная Конституция.

Глубоко уверен, что наша обновленная Конституция, закрепляя основы семьи, брака и другие положения, рано или поздно будет высоко оценена в Европе и далеко за ее пределами.

5. Железный занавес вмешательству извне

— Хотел бы отметить три важные составляющие нового проекта Конституции. Во-первых, мы получаем зрелую и содержательную философию белорусской нации, которая включает в себя и идентичность, и культуру, и ответственность.

Второе. Я как человек, который всегда мыслит категориями будущего, смотрю на то, что будет дальше. Так вот, сейчас очень важен референдум. Сам факт референдума станет легированным стержнем нашей нации и внутренней модернизации. Мы сформируем новую ментальность. Референдум — это возможность увидеть себя со стороны: смогу ли я принять участие в судьбе двух-трех поколений вперед и в своей, отстоять личный суверенитет и общественный. В этом и есть философия.

Третье. Важно понимать, что реализация обновленного Основного Закона, когда он будет принят, а затем и всех подзаконных актов будет зависеть от каждого из нас.

Обращаю внимание на 70-ю статью (проекта изменений и дополнений Конституции. — Прим. ред.): запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами, а также в других случаях, предусмотренных законом.

То есть поставлен железный занавес вмешательству во внутренние дела Республики Беларусь. А оно начинается именно с выборов, когда мало того что пропихивают каких-то иллюзорных кандидатов, так еще и влияют на мнение граждан посредством коррупционных схем.

Если это будет принято (а я знаю, что многие граждане поддерживают 70-ю статью), мы себя обезопасим на многие годы и сможем провести по всем принципам демократии свободный референдум и последующие выборы Главы государства.

Мнения граждан по проекту изменений и дополнений Конституции, а также возможные предложения направляются в Национальный центр правовой информации

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.


И почему Брюссель уверен, что очередной пакет мер застрахует от рецидива миграционного кризиса на границе

Новый орган власти

В Белоруссии опубликованы для всенародного обсуждения предлагаемые поправки к действующей конституции.

Поправками предлагается создание Всебелорусского народного собрания (ВНС) — высшего представительного органа народовластия. Порядок формирования ВНС будет установлен дополнительным законом, который предстоит принять в течение года. Пока известно, что делегатами смогут стать как президент страны, так и сотрудники всех органов власти.

VI Всебелорусское народное собрание во Дворце Республики в Минске

VI Всебелорусское народное собрание во Дворце Республики в Минске


Возглавит ВНС избираемый делегатами председатель. Период работы органа в одном составе — пять лет. Обязательство собираться для обсуждений и принятия решений — не реже одного раза в год.

Всебелорусское народное собрание наделяется широкими полномочиями, такими как назначение судей Верховного и Конституционного судов, членов Центральной избирательной комиссии. Делегаты будут иметь право объявлять импичмент президенту. Возможные основания — систематическое или грубое нарушения конституции, совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.

ВНС получит право определять основные направления внутренней и внешней политики, назначать референдумы, предлагать поправки к конституции, вводить военное положение, рассматривать вопрос о легитимности выборов, вносить в парламент законопроекты.

Президентские полномочия

Президент республики лишится права издания декретов, имеющих силу закона. Однако ему будет разрешено вводить чрезвычайное положение при вооруженных мятежах и массовых беспорядках. Срок полномочий ограничивается двумя пятилетними каденциями. Эти поправки заработают со дня вступления в должность избранного главы Белоруссии. Таким образом, Александр Лукашенко теоретически сможет стать президентом еще дважды.

Претендовать на главный пост ЦИК позволит гражданину Белоруссии старше 40 лет (сейчас — 35 лет), который прожил в стране не менее 20 лет. Кандидат не может иметь когда-либо в прошлом и на момент выдвижения иностранного гражданства, вида на жительство или других документов, дающих право на льготы и преимущества за границей.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко на церемонии инаугурации в Минске

Президент Белоруссии Александр Лукашенко на церемонии инаугурации в Минске


Как ранее заявил Александр Лукашенко, в случае насильственной смерти президента власть перейдет к Совету безопасности во главе с председателем Совета республики.

Бывший президент сможет стать пожизненным членом Совета республики. Его нельзя будет привлечь к ответственности за действия, совершенные в период пребывания в статусе первого лица.

Другие изменения основного закона

Республика Белоруссия запретит совершение военной агрессии со своей территории в отношении других стран. Также поправки предусматривают возможность объявления страны ядерной зоной и изменения нейтрального статуса государства.

Срок полномочий белорусского парламента увеличат с четырех до пяти лет. Распустить его нельзя будет в первый и последний годы работы.

Проект дает Белоруссии право предоставлять убежище иностранцам и лицам без гражданства, подвергающимся преследованию в других странах.

Заседание Палаты представителей парламента Белоруссии

Заседание Палаты представителей парламента Белоруссии


Решения и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы, могут быть обжалованы в суде. Дела в судах рассматриваются судьями единолично, а в отдельных случаях — коллегиально.

Отдельно оговаривается обязанность государства по сохранению исторической̆ правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Патриотизм становится долгом каждого гражданина республики.

Что поправки дадут президенту Лукашенко

— Полномочия президента уменьшаются, появляются полномочия Всебелорусского народного собрания. Лукашенко хочет быть избран главной Всебелорусского народного собрания, — заявил эксперт.

конститутция рб

Российский политолог Андрей Суздальцев также считает, что главное изменение — создание второго уровня власти, Всебелорусского народного собрания с серьезными полномочиями.


Лукашенко понял, что будущие выборы он проиграет. Поэтому он создал такую надстройку, которую избирать не надо. На посту ее главы он сможет находиться сколько угодно. Он ушел из-под контроля общества.

Форму государственного устройства, вводимую поправками к конституции, эксперт охарактеризовал как монархию, с которой Российской Федерации будет сложно синхронизироваться в формате Союзного государства.

Обновление системы

флаг белоруссии дом правительства


Дзермант уверен, что большинство граждан страны придут проголосовать и проголосуют за обновленную конституцию.

По его мнению, опубликованный проект дает понять, что власть впервые идет на перераспределение полномочий.

У государственных систем, которые сверхцентрализованы, есть серьезная уязвимость — передача власти. Здесь мы не первопроходцы, есть пример Казахстана и других государств на постсоветском пространстве, которые подошли к транзиту или осуществили его. Важно, как действующий глава государства передаст власть. Вероятно, это было главным мотивом [проведения конституционной реформы в Белоруссии], который способствует более мягкому переходу в этот сложный период, — отмечает эксперт.

Читайте также: