Кто должен осуществлять контроль за соблюдением установленных режимов в зонах

Обновлено: 28.06.2024

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ > Часть V > Раздел XIII > Глава 57 > Статья 353. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статья 353. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 353 TК РФ

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда (см. комментарий к ст. 354 ТК).

2. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, наделенные в установленном порядке функциями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (см. комментарий к ст. ст. 366 - 369 ТК).

3. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (см. также комментарий к ст. 5 ТК).

4. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472).

Судебная практика по статье 353 TК РФ

Частью 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Свои требования заявитель мотивировал тем, что обжалуемое положение Указа значительно расширяет права работодателя, лишая работника возможности обжаловать в органы государственного надзора и контроля правовые акты, изменяющие структуру и штаты учреждения, в связи с чем противоречит статье 353 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пунктам 5 и 6 статьи 159 Бюджетного кодекса РФ, поскольку вопреки этим нормам исключает из-под контроля распорядителя бюджетных средств фонд оплаты труда в смете доходов и расходов, и статье 4 Федерального закона "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы", так как выделение средств для финансирования расходов на заработную плату исходя из расчетов фонда оплаты труда возможно только на основе штатного расписания.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что, признавая неуважительными причины пропуска Ш. предусмотренного частью первой статьи 392 ТК РФ месячного срока для обращения в суд по спору об увольнении, судебные инстанции не приняли во внимание всю совокупность обстоятельств, не позволивших Ш. своевременно обратиться в суд за разрешением спора об увольнении, с учетом положений статей 352, 353, 354, 356 и 357 ТК РФ об органах государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также статей 10, 22, 26 и 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", из которых следует, что государственные инспекции труда и органы прокуратуры, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.

В судебном заседании Сердюков Г.З. поддержал свое заявление и просил признать Указ в оспариваемой части не действующим ввиду его несоответствия пунктам 5 и 6 статьи 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и статье 353 Трудового кодекса Российской Федерации.

Читайте также: