Краудфандинг как новое явление российского права

Обновлено: 30.06.2024

ИТ-платформы для поиска финансирования давно и успешно работают на развитых рынках, обеспечивая 1% венчурных инвестиций. Их развитие в России тормозилось отсутствием законодательной базы. После принятия соответствующего закона можно ожидать взрывного роста спроса и предложения на краудинвестинговых площадках.

Мировое законодательство об краудинвестинге

Для нормальной работы краудинвестинга необходима законодательная основа. Во-первых, она диктует требования к функционалу платформ, во-вторых, делает инвестиционные интернет-сделки легитимными.

В США закон, регулирующий эту отрасль, был подписан в 2012 году и получил название JOBS Act (Jumpstart Our Business Startups Act). В нем сказано, что компании могут привлекать через подобные цифровые платформы до $1 млн инвестиций от максимум 2 тыс. инвесторов. Инвестор получает акции компании, дивиденды и право голосовать на общих собраниях акционеров. Максимальная сумма финансирования от одного инвестора составляет $10 тыс.

Кроме JOBS Act, в различных штатах США существуют собственные законы, регулирующие краудинвестинг и краудфандинг. Так, в Индиане платформа не должна давать рекомендации по инвестированию, инвесторы имеют право на самую подробную информацию о проекте, а неаккредитованный инвестор может вложить не более $5 тыс. В штате Мэриленд минимальная сумма инвестиции составляет $100, взамен инвестор получает не акции, а долгосрочные векселя. Кроме того, площадки обязаны раскрывать подробную информацию о компании, привлекающей финансирование, вплоть до списка владельцев, владеющих более чем 10% ее акций.

В Великобритании не стали разрабатывать отдельное законодательство, регулирующее краудинвестинг, а пошли по пути адаптации уже имеющихся норм. Так, для инвесторов, финансирующих стартапы в области высоких технологий, были предусмотрены налоговые льготы. А для компаний, привлекающих не более €5 млн в год, упростили административные процедуры при условии раскрытия информации о сделках.

В Израиле операторы платформ проходят обязательную регистрацию в Агентстве по ценным бумагам. Проект может привлечь в год не более 1 млн шекелей, а инвестор — вложить не более 10 тыс. шекелей в один проект и не более 20 тыс. шекелей в год.

В Испании первый закон, регулирующий краудинвестинг, увидел свет в феврале 2014 года, однако был признан чрезмерно жестким. В 2017 году появилась его новая версия Ley de Fomento a la Financiación Empresarial. В ней описаны два типа инвесторов — аккредитованные и неаккредитованные. К первым относятся частные или юридические лица с годовым доходом более 50 тыс. евро или с активами стоимостью более 100 тыс. евро, средние и крупные предприятия с активами стоимостью 1 млн евро, выручкой 2 млн евро или капиталом в 300 тыс. евро, а также институциональные инвесторы. Они могут финансировать проекты без ограничений. Неаккредитованные инвесторы смогут инвестировать максимум 3 тыс. евро в каждый проект, но не более 10 тыс. евро в год.

Привлекать с помощью краудинвестинга можно до 5 млн евро от аккредитованных инвесторов или не более 2 млн евро, если инвестиции делают как аккредитованные, так и неаккредитованные инвесторы. Превышение заявленной суммы инвестиций допускается не более чем на 25%.

Что касается требований к площадкам, то их владельцы должны иметь минимальный акционерный капитал в размере 60 тыс. евро или оформленную страховку социальной ответственности с минимальным покрытием ущерба в 300 тыс. евро или 400 тыс. евро — для всех прочих случаев. Если в течение последних 12 месяцев объем средств, привлеченных с помощью платформы, составит более 2 млн евро, минимальный акционерный капитал должен равняться 120 тыс. евро.

Как реагирует мировой рынок

Наличие четкого законодательства, которое, с одной стороны, защищает инвесторов, а с другой, не мешает развитию цифровых платформ, положительно сказывается на мировом рынке краудфандинга и краудинвестинга. По данным Valuates Reports, в 2018 году мировой рынок краудфандинга составил $10,2 млрд. Аналитики считают, что в ближайшие 7 лет он будет расти в среднем на 16% в год и к 2025 году достигнет $28,8 млрд.

По данным Statista, объем глобального рынка краудинвестинга в 2018 году составил $3,8 млрд. В 2019 году он увеличится на 25,5% до $4,8 млрд. А в период до 2023 года рынок будет ежегодно расти в среднем на 13,7% и достигнет $8 млрд. Число сделок в 2019 году составит 46 100, что на 10,9% больше, чем годом ранее. Аналитики ожидают, что к 2023 году оно увеличится до 64 500.


В 2018 году суммарный объем венчурных инвестиций на мировом рынке, по данным Сrunchbase, составил около $340 млрд. Таким образом, учитывая данные Statista за 2018 год, путем краудинвестинга на мировом рынке привлекается чуть более 1% венчурного капитала.

Особенности российского рынка

В отличие от мирового рынка краудинвестинга, объем которого считают и прогнозируют сразу несколько аналитических агентств, его российский собрат начал формироваться существенно позже и пока еще не просто не слишком развит, но и непрозрачен. Так же, как и непрозрачен российский венчурный рынок в целом.

Так, по данным исследования Dsight, проведенного при содействии EY, в 2018 году общий объем венчурных инвестиций в России составил $714 млн (44,7 млрд рублей по среднему номинальному курсу доллара к рублю за период с начала года). PwC и РВК оценивают объем российского венчурного рынка в 2018 году в $662 млн (41,4 млрд рублей по среднему номинальному курсу доллара к рублю за период с начала года). В расчетах учитывается открытая информация об инвестициях бизнес-ангелов и инвестиционных фондов, но, судя по всему, не учитываются инвестиции с использованием интернет-платформ.

При этом ЦБ отмечает, что p2b- и b2b-сегменты занимают 95% рынка. А рост рынка обеспечивается увеличением финансирования малого и среднего бизнеса (МСБ). Объем средств, который удалось получить МСБ на инвестиционных площадках, в 2018 году вырос на 36% по сравнению с 2017 годом — с 10,8 млрд до 14,6 млрд рублей.

Новые законы — новые возможности

Как показывает опыт других стран, отсутствие законодательства было одним из важнейших факторов, сдерживающих развитие рынка краудинвестинга. После создания нормативной базы он стал активно расти. По этой причине на этот относительно новый вид инвестирования обратили внимание российские законодатели.

Инвестировать через такие платформы смогут любые российские граждане и юрлица. При этом граждане, не имеющие статуса квалифицированного инвестора, смогут вкладывать в проекты не более 600 тыс. рублей в год. Привлекать инвестиции смогут юрлица и индивидуальные предприниматели, но не более 1 млрд рублей в год.

Новый закон о привлечении инвестиций с использованием краудфандинговых платформ вступил в силу с 1 января 2020 года.

Не больше миллиарда рублей в год: правила и ограничения, предусмотренные долгожданным Законом о краудфандинге.

Ломакина Евгения Витальевна

Каковы основные положения нового Закона и оправдает ли он ожидания участников рынка?

Инвестиционная (краудфандинговая) платформа

Закон посвящен регулированию инвестиций, привлекаемых при помощи электронных платформ. Эти интернет-площадки соединяют тех, кто привлекает инвестиции, с инвесторами.

В России такие площадки действуют не первый год, но до настоящего времени их деятельность не подчинялась специальному регулированию.

С вступлением в силу нового Закона инвестиционные платформы и их операторы должны соответствовать ряду требований, в частности:

  • оператором инвестиционной платформы может быть только российское юридическое лицо (ООО или акционерное общество);
  • для осуществления деятельности оператор инвестиционной платформы должен быть включен в специальный реестр, ведение которого будет обеспечивать ЦБ РФ;
  • на сайте должны быть размещены Правила информационной платформы, а также данные о деятельности ее оператора: наименование, сведения о контролирующих лицах, финансовая отчетность и другая информация (ст. 15 Закона).

Также требования разработаны для состава контролирующих лиц и органов управления оператора инвестиционной платформы. Например, функции единоличного исполнительного органа такой компании не может осуществлять лицо, не имеющее высшего образования (ст. 10 Закона).

Законом предусмотрены и другие требования к инвестиционным платформам и их операторам.

Инвесторы и лица, привлекающие инвестиции

Закон ограничил сферу деятельности инвестиционных платформ только инвестициями B2B и C2B. Иными словами, инвестиции с использованием краудфандинговой платформы могут привлекать только российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, тогда как инвесторами могут выступать любые физические или юридические лица.

К лицам, привлекающим инвестиции, предъявляются дополнительные требования. Например, такие лица (а также их бенефициары и руководители) не должны быть включены в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (ст. 14 Закона).

Способы инвестирования

Закон устанавливает три способа краудфандинга:

  • путем предоставления займов (так называемое peer-to-peer кредитование);
  • путем приобретения эмиссионных ценных бумаг;
  • путем приобретения утилитарных цифровых прав.

К сожалению, Законом не предусмотрена возможность инвестирования путем приобретения долей в обществах с ограниченной ответственностью, что существенным образом ограничит круг компаний, привлекающих инвестиции с помощью предложения доли в бизнесе (краудинвестинга). Кроме того, если говорить о втором из перечисленных выше способов инвестирования, то ценные бумаги могут размещаться только через закрытую подписку.

Инвестирование путем приобретения утилитарных цифровых прав (ст. 141.1 Гражданского кодекса РФ) предполагает приобретение инвестором права требовать:

  • передачи вещи (вещей);
  • передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • выполнения работ и (или) оказания услуг.

Стоит также отметить, что Закон не распространяется на краудфандинговые проекты по сбору средств на безвозмездной основе – например, на благотворительные цели. Эти отношения по-прежнему регулируются общими положениями гражданского законодательства.

Порядок инвестирования

Инвестирование с использованием краудфандинговой платформы происходит в следующем порядке:

1. Между оператором платформы и лицами, привлекающими инвестиции, заключаются договоры об оказании услуг по привлечению инвестиций, а между оператором и инвесторами — договоры об оказании услуг по содействию в инвестировании. Оба вида договоров заключаются в электронной форме, через сайт платформы.

2. Лицо, привлекающее инвестиции, размещает на платформе инвестиционное предложение, в котором, помимо всех существенных условий договора инвестирования, должны быть указаны:

  • срок предложения;
  • минимальный объем денежных средств инвесторов, достижение которого является необходимым условием для заключения договора инвестирования;
  • максимальный объем денежных средств инвесторов, по достижении которого действие такого инвестиционного предложения прекращается.

3. Инвестор принимает инвестиционное предложение при помощи технических средств платформы и перечисляет денежные средства в адрес лица, привлекающего инвестиции (с использованием номинального счета оператора платформы).

При этом оператор инвестиционной платформы ведет реестр договоров, заключенных с использованием платформы, обеспечивает хранение информации, содержащейся в реестре, и возможность её выдачи по запросам участников договоров.

Инвестиционные ограничения

По общему правилу, в течение одного календарного года и суммарно на всех краудфандинговых платформах:

  • одно лицо может привлечь инвестиции на сумму не более 1 млрд рублей (ч. 1 ст. 6 Закона);
  • физическое лицо может осуществить инвестиции в сумме не более 600 000 рублей (это ограничение не распространяется на физических лиц, признанных квалифицированными инвесторами либо имеющих статус индивидуального предпринимателя).

Оператор платформы обязан контролировать соблюдение этих ограничений, однако механизм контроля остается неясным, учитывая, что речь идет и о других платформах. Как следует из ч. 4 ст. 7 Закона, в отношении физических лиц оператор осуществляет контроль на основании заверений самого гражданина о соблюдении ограничения, что превращает контроль в формальность.

Точка отсчета

Как уже отмечалось, Закон вступил в силу с 1 января 2020 года. И новые компании, разумеется, должны им руководствоваться в полной мере.

Что же касается существующих краудфандинговых платформ, для них предусмотрен период, в течение которого они должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона, — до 1 июля 2020 года.

С одной стороны, принятие нового Закона должно способствовать дальнейшему развитию цифровых технологий в финансовом секторе и более активному использованию нового способа инвестирования. С другой стороны, нельзя не отметить, что принятый Закон уже сейчас получает неоднозначные оценки экспертов и участников рынка, во многом из-за принятого разработчиками осторожного подхода: отсутствия регулирования криптовалюты и токенов, отсылок к подзаконным актам, которые до настоящего времени не приняты, – а также из-за других вопросов, оставленных открытыми.

В России с начала 2020 года вступил в силу закон о краудфандинге — сборе средств на проект среди обычных людей и других компаний через специальные платформы. Мы разобрались в документе и рассказываем, что он значит для тех, кто решит начать краудфандинговую кампанию.


текст: Анастасия Рогозина

Согласно закону, деньги через инвестиционные платформы можно привлекать путём займов, продажи ценных бумаг или утилитарных цифровых прав — то есть под регулирование попадает также краудинвестинг , краудлендинг и, возможно, даже краудсейл .

Закон ограничивает круг лиц, которые могут владеть краудфандинговыми площадками, и вынуждает их вступать в реестр ЦБ.

Операторами инвестиционных платформ — владельцами площадок для краудфандинга — теперь могут являться только юридические лица. К ним есть ряд требований: например, уставный капитал не менее 5 млн рублей, а генеральный директор компании обязательно должен иметь высшее образование. Кроме того, юрлицо не должно заниматься другой деятельностью кроме брокерской, дилерской и ещё нескольких, связанных с финансовыми операциями.

На этом требования не заканчиваются: оператор инвестиционной платформы обязан также подать заявление в Центробанк с целью внесения в специальный реестр — и постоянно отчитываться перед регулятором о своей деятельности. Кроме того, он обязан прописать на сайте правила пользования в установленном законом формате .

Привлекать деньги через краудфандинг тоже смогут не все, а максимальная сумма инвестиций для заёмщика ограничена.

В соответствии с законом, получить деньги через краудфандинг теперь смогут только юрлица или ИП, которые не находятся в состоянии банкротства. Физлицам чуть проще — достаточно не состоять в реестре экстремистов и торговцев оружием массового поражения.

Объём полученных через краудфандинг инвестиций не должен превышать 1 млрд рублей за один календарный год. При этом как будет проводиться сбор — одной кампанией или несколькими, на одной площадке или на разных — значения не имеет, речь об общей сумме. Следить за этим тоже должны в первую очередь операторы платформ, во вторую — Центробанк, который будет наказывать не заёмщиков, а операторов.

Есть одно исключение: если ПАО (и только оно) привлекает деньги через продажу утилитарных цифровых прав (об этом ниже), ограничение в 1 млрд рублей на него не распространяется.

Требования к инвесторам чуть проще, но максимальная сумма тоже ограничена.

Физическое лицо, которое хочет поддержать какой-то проект через краудфандинг, может инвестировать не более 600 тысяч рублей в год: тех, кто подошёл в упор к лимиту, должны лишить возможности его превысить. Следить за этим будут операторы платформ. Исключение то же, что и выше: на покупку цифровых прав у ПАО такое ограничение не распространяется.

Закон о краудфандинге вводит, по сути, новую для России форму инвестирования — но как она будет работать, никто не понимает.

Утилитарные цифровые права — это права требовать передачи вещей, интеллектуальных прав и выполнения работ и услуг. Все они создаются и оборачиваются в информационных системах — в данном случае, под такими системами подразумеваются как раз инвестиционные платформы.

Ранее Гражданским кодексом РФ предполагалось, что любые цифровые права существуют в виде уникального кода, присваиваемого каждому отдельному объекту прав. К сожалению, даже юристы теряются в трактовке этого термина и его применения. Пока можно только сказать, что это похоже на искажённый аналог блокчейна, где подобные коды — уникальные идентификаторы — тоже используются, но присваиваются участникам, а не объектам прав.

Тем не менее, утилитарные цифровые права подаются как ещё один способ инвестировать через специальные платформы — и, предположительно, он может реализовываться как обмен инвестиций на токены.

В России рынок краудфандинга, судя по последним данным, падает — и закон вряд ли улучшит его положение.

По данным на ноябрь 2019 года , рынок краудфандинга в России сократился за год на 42%: если за первые девять месяцев 2018 года он составлял 8,9 млрд рублей, то за тот же период 2019 упал до 5,2 млрд. При этом больше всего снизился объём некогда самого значимого на рынке сектора B2B, в котором и инвестором, и заёмщиком выступают юрлица — он сократился на 80,5%. Объём P2P-кредитования (между физлицами) упал на 70%, а в P2B (физлица — юрлицам) вырос, но очень незначительно — на 2,5%.

С одной стороны, введение регуляции краудфандинга должно означать защиту прав и интересов всех сторон процесса, и стимулировать этот рынок. Но, с другой стороны, есть сразу несколько причин, по которым закон о краудфандинге не вызывает большого оптимизма. Он ставит дополнительные рамки и ограничения, которые препятствуют отмыванию средств через краудфандинг — но одновременно вводят пороги для входа на рынок.

Кроме того, требования для операторов платформ и увеличение их ответственности может повлиять на комиссию, которую такие платформы устанавливают для заёмщиков. В итоге и без того падающий рынок краудфандинга в России может ускорить темп падения, и малому бизнесу, для которого такой способ получения инвестиций наиболее предпочтителен на старте проекта, придётся искать другие пути финансирования.


Этот вопрос мог бы показаться праздным, если бы не довольно печальная статистика. Так, в 2012 году из проектов, собравших необходимую сумму на краудфандинговой площадке Кикстартер, своих целей достигло лишь 19% от общего количества, а в 2014 году — 21%. При этом индустрия краудфандинга продолжает набирать обороты. По прогнозам Всемирного банка, к 2025 году объем рынка составит 96 миллиардов долларов.

image00

В связи с этим правительства некоторых стран уже приняли ряд законов, регулирующих краудфандинг и предписывающих как требования к проектам, так и ответственность команд за невыполнение своих обязательств.

JOBS Act — долгая дорога к инвестору

Одним из таких законов является американский JOBS Act. Этот документ, позволяющий компаниям привлекать инвестиции на начальном этапе развития по упрощенной схеме, был принят администрацией президента США Барака Обамы еще в 2012 году. Однако, по причине долгой разработки соответствующих подзаконных актов, он вступил в окончательную силу лишь в прошлом году.

До принятия этого закона инвестировать в стартапы, не зарегистрировавшие себя в качестве публичных компаний, могли только квалифицированные инвесторы. Таковыми считаются компании или физические лица, обладающие активами в размере не менее миллиона долларов или доходами в размере $200 тыс. в год. Естественно, это значительно осложняло привлечение средств стартапами.

Теперь же принять участие в краудфандинге может любой гражданин США. При этом максимальная сумма инвестиций зависит от размера годового дохода и не может превышать 5% от такового.

JOBS Act изменил также и требования к компаниям, собирающим средства. Так, общая сумма инвестиций не может превышать $1 миллион, а перед стартом кампании фирма обязана опубликовать данные об учредителях, их финансовом состоянии, финансовом состоянии проекта и подробный бизнес-план.

По окончанию краудфандинговой кампании команда проекта обязана регулярно отчитываться о расходовании средств как перед своими инвесторами, так и перед Комиссией по ценным бумагам и биржам США. В случае нарушения этих требований компания будет нести административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством США.

Напомним, что первым криптовалютным проектом, организовавшим краудфандинговую кампанию в соответствии с законом JOBS Act, стал биткоин-кошелек Airbitz.

Между тем, JOBS ACT — не единственный американский закон, регулирующий краудфандинг. В прошлом году аналогичные документы были приняты штатами Иллинойс и Монтана, стремящимися к привлечению инвестиций в местную экономику.

Старый Свет

На территории Евросоюза единственной страной, законодательно регулирующей краудфандинг, является Франция. Лоббистом этого закона, принятого еще в октябре 2014 года, стала правительственный министр Флер Пеллерин. Она считает, что данная индустрия может стать одним из путей выхода из экономического кризиса, охватившего Европу.

На постсоветском же пространстве единственной страной, работающей в данном направлении, является Россия. Так, в марте этого года министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заявил о необходимости внесения в законодательство поправок, регулирующих краудфандинг.

Также министр заявил, что в России есть много стартапов, нуждающихся в привлечении инвестиций, но при этом правительство должно предусмотреть гарантии сохранения средств.

Центробанк России отреагировал на эту инициативу лишь осенью этого года. Так, 3 ноября состоялось первое заседание рабочей группы по мониторингу, оценке потребительских рисков и разработке предложений по регулированию сектора краудфандинга, в которую вошли представители более десяти российских краудфандинговых площадок.

Участниками группы была разработана рабочая концепция, согласно которой регулирование краудфандинга в России будет идти по таким направлениям, как:

  • регулирование деятельности самих краудфандинговых площадок и установление требований к их владельцам и менеджменту;
  • установление требований к эмитентам ценных бумаг (предложенных с использованием площадки) и заемщикам;
  • установление требований к кредиторам и инвесторам, использующим краудфандинговую площадку.

В ближайшее время рабочая группа должна завершить работу над концепцией регуляторных принципов, после чего Центробанк разработает дорожную карту, которая и ляжет в основу регулирования отрасли.

Но пока законодатели разрабатывают правила, по которым будет работать индустрия, компании успешно работают и привлекают средства от инвесторов. Чтобы выяснить, по каким правилам они действуют, редакция ForkLog обратилась за комментарием к сотрудникам компании Deloitte CIS — старшим консультантам Ксении Осиповой и Кристине Локайчук.

Подводя итоги, можно сказать, что юристы всего мира активно ищут юридические инструменты, чтобы урегулировать отношения между участниками краудфандинговых кампаний. При этом во главе угла должно стоять не стремление поставить это явление в какие-то формальные рамки, а способствовать его дальнейшему развитию, повысить уровень безопасности всех участников и сохранить достаточное правовое пространство.

Читайте также: