Допрос с использованием ассоциативных связей несовершеннолетнего может включать такие приемы как

Обновлено: 02.07.2024

Вызвать на допрос несовершеннолетнего до 16 лет можно через родителей или образовательное учреждение. Оповещение о допросе может поступить в виде повестки или по телефону. В повестке будет отображено два имени: ребенка и взрослого.

Если вы считаете, что вашему ребенку может что-то угрожать, обязательно отправьте с ним на допрос квалифицированного защитника — адвоката по делам несовершеннолетних.

Как проходит допрос

Чтобы допрос несовершеннолетнего прошел с наибольшей эффективностью, важно уделить внимание месту его проведения и подготовке. Перед следователем встает ряд вопросов:

  1. Где лучше провести допрос — в месте производства следствия или в знакомой ребенку обстановке. В решении такого вопроса отталкиваются от возраста несовершеннолетнего. Для малышей отдают предпочтение знакомой обстановке, а для подростков от 14 до 16 лет — наоборот. В некоторых ситуациях допустим допрос на месте происшествия: это делается по прошествии большого количества времени после события или чтобы установить точные детали.
  2. Выбрать день и время для допроса. В связи с особенностями детской психики, допрос следует провести как можно скорее. На впечатления от происшествия накладываются новые события, которые со временем вытесняют из памяти прошлые, а особенно, неприятные воспоминания. Также это важно, чтобы ребенок не поддался влиянию взрослого, который имеет выгоду от искажения события.
  3. Составить психологический портрет несовершеннолетнего. Для того чтобы установить психологический контакт с подростком, следователь может до допроса пообщаться с родителями, педагогами. Узнать круг общения, интересы.

В отношении подготовки к допросу несовершеннолетнего важно, чтобы следователь спланировал свое время. Для ребенка недопустимо ожидание в коридоре.

Законом установлены ограничения по времени допроса. Подростка с 14 лет нельзя допрашивать более 4 часов в день. Ребенка до семи лет нельзя допрашивать без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа. Ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет разрешено допрашивать в течение часа, а с перерывом — не более двух часов.

Сведения, которые получены в ходе допроса, фиксируют в протоколе. По окончании все участники допроса имеют право ознакомиться с документом, внести правки. Сама процедура должна фиксироваться на видео, но при отказе ребенка или родителя этого не произойдет.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля

УПК РФ Статья 191 посвящена правилам, которые нужно соблюдать при допросе несовершеннолетнего. Требования закона:

  1. Присутствие педагога для несовершеннолетних до 14 лет, а с 14 лет — на усмотрение следователя.
  2. Присутствие родителей. Для детей до 14 лет это обязательное требование. При этом, если ребенок стал жертвой домашнего насилия, то присутствие родителей под запретом. Тогда вызывается другой родственник или представитель образовательного учреждения.

Пример. Мать-одиночка Галина Скворцова воспитывает свою девятилетнюю дочь Наталью. Учительница Нина Степановна часто замечала на теле девочки гематомы.

Нину Степановну настораживала замкнутость Натальи, постоянные круги под глазами, что говорило о недостатке сна. Мать девочки была замечена в употреблении алкоголя. Учительница обратилась в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних.

Наталью вызвали на допрос в качестве потерпевшей, повестку передали через учительницу, а не родителя, который подозревается в причинении побоев.

Подростки до 16 лет не несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Перед началом сессии несовершеннолетнему должны разъяснить его права и причину его визита.

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

УПК РФ Статья 280 посвящена допросу несовершеннолетнего на этапе судебного следствия. Большую роль играет участие педагога, в статье разъяснена его роль в деле.

Он имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения судьи. При этом подросток до начала допроса имеет право выбора педагога — знакомого или незнакомого. Это важный момент, потому что при некоторых людях ребенок будет чувствовать себя некомфортно.

Если ребенок стал жертвой насилия, то педагога может заменить психолог, который должен быть того же пола, что и потерпевший.

Участие в процессе родителей допустимо. При допросе несовершеннолетнего родители с разрешения судьи также могут задавать вопросы. При этом недопустимо порицание и давление.

Допрос несовершеннолетнего в целях безопасности по постановлению судьи может проводится в отсутствие подсудимого. То есть подсудимый будет временно удален из зала.

После подсудимого оповещают о показаниях свидетеля, дают возможность задать вопросы. После допроса ребенок и педагог могут уйти с заседания суда с разрешения судьи.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Если подросток подозревается в преступлении, то правила допроса регулирует УПК РФ, Статья 425. Несмотря на статус подростка в уголовном деле, работа должна проходить в мягкой форме. Допрос проводится в присутствии защиты — адвоката. Он имеет право задавать вопросы, вносить правки в протокол.

В работе с несовершеннолетними до 16 лет обязательно присутствие педагога или психолога. И после 16 лет при наличии психических заболеваний или задержки психического развития — тоже.

Кроме того, педагог может задавать вопросы. Особенно важно, если обвиняемый стесняется или не желает давать показания следователю.

Педагог, который знаком ребенку, может быстро наладить контакт и положительно повлиять на беседу. После он имеет право ознакомиться с протоколом, делать письменные замечания.

Есть ограничения и по времени. Максимальный лимит в день — 4 часа. При этом через два часа должна быть сделана пауза.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Киселев Евгений Александрович, заведующий криминалистической лабораторией пятого факультета повышения квалификации Института повышения квалификации (с дислокацией в г. Хабаровске) Академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Казачек Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры криминалистики пятого факультета повышения квалификации Института повышения квалификации (с дислокацией в г. Хабаровске) Академии Следственного комитета Российской Федерации.

При совершении преступлений в отношении несовершеннолетних важнейшим первоначальным следственным действием является допрос потерпевшего. Как и проведение, подготовка к допросу данной категории лиц имеет особенности. От грамотной подготовки к проведению данного следственного действия зачастую зависит результативность всего расследования по уголовному делу.

Ключевые слова: допрос, несовершеннолетний потерпевший, подготовка к допросу, следователь, преступление, планирование следственного действия.

Some aspects of preparation for interrogation of a juvenile defendant

E.A. Kiselyov, E.Yu. Kazachek

Kiselyov Evgenij A., head, the Criminalistic Laboratory, the Fifth Faculty of Advanced Training (Khabarovsk), Institute of Advanced Training, Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, candidate of juridical sciences, assistant professor.

Kazachek Elena Yu., senior teacher, Chair of Criminalistics, the Fifth Faculty of Advanced Training (Khabarovsk), Institute of Advanced Training, Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, candidate of juridical sciences.

In offences against minors critical initial investigative action is the interrogation of the victim. The holding, preparing for the interrogation of this category of persons has features. From proper training to conduct this investigation often depends on the effectiveness of the investigation in the criminal case.

Key words: the interrogation, juvenile victim, prepare for the interview, investigator, crime, planning investigative actions.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка Президентом Российской Федерации перед обществом поставлена задача по формированию в России системы, обеспечивающей защиту прав каждого ребенка . Для решения этой задачи в Российской Федерации должна быть создана система дружественного по отношению к ребенку правосудия. Одно из ведущих мест в этой системе занимают следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, которые в своей деятельности обязаны обеспечивать права и свободы несовершеннолетних.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // СЗ РФ. 2012. N 23. 4 июня. Ст. 2994.

Учитывая важность проблемы защиты прав несовершеннолетних от преступных посягательств, председателем Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкиным было инициировано внесение изменений в УПК России, согласно которым с 1 января 2012 г. предварительное расследование по тяжким и особо тяжким преступлениям, совершенным несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, осуществляется следователями следственных органов Следственного комитета Российской Федерации .

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ (ред. от 5 апреля 2013 г., с изм. от 4 июня 2014 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" // СЗ РФ. 2011. N 1. 3 янв. Ст. 16.

В связи с этим на следственные органы Следственного комитета Российской Федерации ложится дополнительная ответственность по сбережению от дальнейшего психического травмирования несовершеннолетних - жертв преступных посягательств в ходе производства предварительного следствия.

Особый порядок производства по делам в отношении несовершеннолетних, установленный уголовно-процессуальным законом, требует дополнительных гарантий их прав, так как основывается на социально-психологических, возрастных и других особенностях несовершеннолетних.

Наиболее распространенным первоначальным следственным действием, позволяющим следователю более полно реконструировать событие преступления, без которого не обходится расследование уголовного дела, является допрос потерпевшего, цель которого - получение достоверных данных о произошедшем противоправном деянии.

Проведению допроса несовершеннолетнего, а особенно потерпевшего должна предшествовать тщательная подготовка. Вместе с тем анализ следственной практики, а также проведенный опрос сотрудников следственных органов Следственного комитета Российской Федерации показывает, что, как правило, следователь ограничен во времени его подготовки .

Опрос проводился с 13 января 2014 г. по 29 декабря 2014 г. среди слушателей курсов повышения квалификации пятого факультета повышения квалификации (с дислокацией в г. Хабаровске) ИПК ФГКОУ ВО "Академия СК России" - следователей и руководителей следственных отделов СУ СК России по ДФО. Всего было опрошено 150 сотрудников.

Готовясь к допросу несовершеннолетнего, следователю необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на его результативность: во-первых, безотлагательность данного следственного действия; во-вторых, физическое и психоэмоциональное состояние ребенка.

Учитывая эти особенности, видится возможным предложить единый подход к подготовке следователя к допросу несовершеннолетнего потерпевшего, который может включать следующие элементы [3]:

  1. Определение цели, задачи и предмета допроса на основе имеющихся исходных данных. Поскольку допрос является одним из первоначальных следственных действий, целесообразнее проводить допрос несовершеннолетнего, а особенного малолетнего, только после получения показаний от взрослых лиц и изучения иных данных, имеющихся в деле. Это позволит следователю в ходе подготовки к допросу сформировать вероятные версии произошедшего, подобрать необходимые тактические приемы для получения показаний несовершеннолетнего.

Тщательное и всестороннее изучение материалов дела перед допросом позволит не только получить первоначальную информацию о событии и лицах, участвующих в нем, но и установить существующие пробелы в следствии, которые не позволяют прийти к единому выводу о расследуемом событии и сформулировать вопросы, подлежащие выяснению в ходе допроса несовершеннолетнего.

Данный элемент в связи с временными ограничениями в проведении допроса несовершеннолетнего позволит восполнить недостающую информацию и рационально распределить усилия, направленные на решение поставленных задач.

  1. Изучение личности допрашиваемого несовершеннолетнего. Получение консультации у специалистов по вопросам детской психологии и педагогики.

Криминалистический и педагогический аспекты изучения личности несовершеннолетнего преследуют цель получения полной информации о допрашиваемом, которую следователь использует для прогнозирования его поведения в соответствующей следственной ситуации и избрания верной тактики допроса.

Следует учитывать, что дети одного возраста по уровню психического развития могут сильно отличаться друг от друга. Вместе с тем общие закономерности психического развития детей позволяют выделить в усредненном виде важные особенности психики, характерные для детей, относящихся к одной возрастной группе.

Например, память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания и зависит от его характера. Ребенок запоминает то, что произвело на него особое впечатление. В некоторых случаях об одном и том же событии дети могут давать существенно отличающиеся показания. Одни из них абстрактные, лишь в общих чертах, другие подробные, с ярким описанием.

Несовершеннолетний потерпевший, особенно вскоре после преступного посягательства, не всегда в состоянии связанно и достаточно полно описать действия и внешность лица, совершившего преступное деяние. Его психическое состояние, как правило, обусловлено происшедшим событием. Следователю необходимо понимать, что ребенок не только взволнован и напуган, на него отрицательно действуют негативные эмоции родственников и знакомых, а также непривычная обстановка, в которой проводится допрос. Возбужденное, напряженно-эмоциональное состояние в значительной мере тормозит процесс воспроизведения им показаний.

Также при подготовке к допросу несовершеннолетнего возникает необходимость в уточнении, к какой возрастной подгруппе относится лицо, подлежащее допросу. В этой связи необходимо определить, кого из педагогов и родителей следует приглашать на допрос. Для получения объективных данных в процессе допроса важно присутствие именно педагога, сведущего в особенностях развития детей той или иной педагогической возрастной группы. Это обусловлено тем, что педагогическая возрастная периодизация в некоторых случаях не совпадает с психологической.

С целью более тщательной подготовки к допросу несовершеннолетнего потерпевшего следует обратиться за получением консультации к специалисту в области возрастной детской психологии и педагогики.

Соблюдение данного условия в ходе подготовки позволит следователю при допросе установить с несовершеннолетним психологический контакт, расположить его к себе и тем самым уберечь от дальнейшего психического травмирования повторным вспоминанием произошедшего события.

  1. Планируя время допроса, необходимо учитывать: допрос несовершеннолетнего потерпевшего в ночное время запрещен; время проведения допроса должно соответствовать его возрастным особенностям; вызов несовершеннолетних на допросы должен осуществляться в свободное от обучения время.

Педагогические исследования свидетельствуют, что несовершеннолетние, как правило, способны удерживать внимание не более 40 - 45 минут. При подготовке к проведению допроса следователю необходимо предусмотреть его темп. При этом не следует как растягивать сам допрос, так и проводить его поспешно. Необходимо помнить, что проведение допроса повторно должно носить исключительный характер. А также руководствоваться важным правилом - серия коротких 20-минутных бесед может принести большую пользу, чем одна продолжительная [1].

  1. При выборе места проведения допроса несовершеннолетнего потерпевшего желательно обеспечить условия, при которых была бы создана атмосфера доверия. Эффективным средством получения информации от несовершеннолетнего потерпевшего, имеющей значение для выдвижения версий, планирования расследования, разработки тактики следственных действий, служит использование помещения, оборудованного зеркалом Гезелла . Особое значение такое средство приобретает при расследовании преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних, когда установление психологического контакта с потерпевшим требует помощи специалиста-психолога или педагога. В помещении, оборудованном зеркалом Гезелла, психологи могут беседовать с потерпевшими детьми под незаметным наблюдением следователей, не нанося вреда психике ребенка [2].

Учитывая особенности детской психики, для допроса малолетнего, а в зависимости от обстоятельств дела - и для подростка более старшего возраста лучше подбирать место, обстановка которого является по отношению к нему наиболее дружественной (школа, дом, дошкольное образовательное учреждение). Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 19 предусмотрено оборудование помещений для производства следственных действий с участием несовершеннолетних с соответствующей обстановкой (детской мебелью, игрушками, куклами, в том числе анатомическими). Такая обстановка способствует достижению более полного психологического контакта следователя с потерпевшим. Одновременно следует помнить, что в отсутствие возможности использовать специально оборудованное помещение ребенка целесообразней допрашивать в школе, так как он находится в привычной и знакомой для него обстановке, чего нельзя сказать о кабинете следователя, где заставить ребенка быть внимательным затруднительно. Кроме того, нельзя исключить, что на допросе несовершеннолетний будет волноваться, испытывать страх и т.п., а это дезорганизует его сознание.

Несовершеннолетних в возрасте 14 - 17 лет целесообразно допрашивать в кабинете следователя. Официальная обстановка государственного учреждения подчеркивает важность происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний.

Если все-таки следователь принял решение о допросе в кабинете следователя, то при подготовке к проведению допроса необходимо иметь в виду, что в кабинете следователя ничто не должно отвлекать внимание допрашиваемого несовершеннолетнего.

При подготовке к допросу несовершеннолетних необходимо учитывать их быструю утомляемость и неспособность длительное время сосредоточиться на одном объекте [4]. Исходя из этого, планировать допрос несовершеннолетнего желательно на утренние часы, когда подростки обычно менее эмоционально возбуждены и не утомлены.

  1. Определение круга лиц, участвующих в допросе, а также решение вопроса о приглашении на допрос педагога, специалиста-психолога, законного представителя несовершеннолетнего является ответственным элементом в подготовке к допросу несовершеннолетнего потерпевшего.

Приглашая педагога, необходимо заранее убедиться, что его помощь в допросе будет существенной и не окажет отрицательного влияния на получение достоверной информации. Приглашение педагога осуществляется по возрастному критерию потерпевшего, а в некоторых случаях и с учетом его гендерных признаков. Почувствовав обывательское любопытство, угрозу каким-либо интересам ребенка, уловив нравоучительный тон, он замкнется, информация может стать недоступной или искаженной.

Приведенные ранее данные об особенностях психологического развития детей различных возрастов и сложностей, которые возникают при получении от них информации, свидетельствуют о необходимости участия в этом следственном действии специалиста-психолога.

  1. Техническое обеспечение допроса. Весь ход допроса целесообразно фиксировать с помощью звуко- или видеозаписи, однако видеозапись имеет свойство оказывать отвлекающее воздействие. Применение технических средств при допросе позволит в дальнейшем избежать возможности изменения показаний несовершеннолетним потерпевшим, а также использовать результаты проведенного следственного действия в судебном заседании.
  2. Заключительным элементом подготовки к проведению допроса несовершеннолетнего является составление плана. В плане определяется предмет показаний, обстоятельства, по которым необходимо получить информацию, вопросы, подлежащие выяснению, и их последовательность. По наиболее важным обстоятельствам допроса следователю необходимо сформулировать контрольные вопросы.

Рассматривая последовательность постановки вопросов, предлагается несовершеннолетнему потерпевшему задавать наиболее для него благоприятные, не вызывающие отрицательной реакции вопросы, затем перейти к нейтральным, а завершить допрос самыми важными вопросами.

Постановкой вопросов в определенной последовательности следователь заставляет допрашиваемого почувствовать силу вопросов, неизбежно требующих правдивого ответа.

Вопросы, которые ставятся следователем, должны отвечать следующим требованиям: ясность, четкость, понятность, целеустремленность и желательно не содержать специальных юридических терминов.

При подготовке к допросу следователь не должен формулировать наводящих, улавливающих или безнравственных вопросов. При выборе тактики допроса несовершеннолетнего потерпевшего следователь должен избегать внушающего воздействия на несовершеннолетнего интонацией своего голоса, выражать удовольствие, разочарование или удивление ответами. Запрещается оценивать и комментировать вслух ответы несовершеннолетнего, без надобности перебивать его, неуместно шутить, при неправильном произношении слов поправлять или делать замечания. Запрещается оказывать психическое и физическое воздействие на допрашиваемого.

Особенно тщательная подготовка требуется к допросу несовершеннолетнего потерпевшего, подвергшегося сексуальному насилию. Малолетнему дошкольнику и младшему школьнику непонятны сексуальные действия преступника и его выражения. Могут быть непонятны и вопросы следователя по поводу обстоятельств и сути совершенного в отношении его преступления. Вопросы ребенку необходимо сформулировать заранее. Их следует задавать, пользуясь общепринятой медицинской терминологией, но в каждом случае уточняя, понимает ли ребенок о чем идет речь, разъясняя ему непонятное с использованием семантических метафор, так называемых детских, понятных ему выражений. Беседа должна идти свободно, естественно, без ханжеской стеснительности, без неуместного веселья, излишнего обывательского любопытства.

Во избежание дальнейшего психического травмирования несовершеннолетнего - жертвы преступного посягательства сексуального характера допрос желательно проводить следователем того же пола.

Проведенное исследование и предложенный в статье единый подход к подготовке следователя к допросу несовершеннолетнего потерпевшего позволят, по мнению авторов, создать определенный алгоритм действий для применения его в ситуации необходимости проведения допроса, грамотно осуществить подготовку к данному следственному действию, выяснить все обстоятельства, подлежащие установлению по делу, и достичь главной цели уголовного судопроизводства - защитить личности от преступных посягательств, а также обеспечить права и свободы несовершеннолетнего.

Литература

  1. Вахмянина Н.Б. Тактико-организационные рекомендации по соблюдению ограниченных сроков допроса малолетних свидетелей и потерпевших // Российский следователь. 2014. N 20. С. 40 - 41.
  2. Галкин Д.В. Использование зеркала Гезелла при расследовании преступлений, связанных с насилием над детьми // Криминалистика - прошлое, настоящее, будущее: достижения и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию образования службы криминалистики (Москва, 16 октября 2014 г.). М.: Академия СК РФ, 2014. С. 176 - 179.
  3. Казачек Е.Ю. Организационно-тактические особенности допроса по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сборник научно-практических трудов. М., 2013. Вып. 1. С. 90 - 94.
  4. Мишенина А.А., Кирянина И.А. Тактические особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса // Российский следователь. 2015. N 2. С. 12 - 16.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Сходный с допросом на месте прием — предъявление допрашиваемому для повторного восприятия тех или иных предметов, связанных с интересующими следствие обстоятельствами. Такие предметы могут оказаться своеобразным стимулятором в припоминании забытого: их вид вызовет связанные с ними ассоциации, которые и приведут к припоминанию искомого факта. Этим же целям может послужить графическое изображение допрашиваемым определенной ситуации, например схемы расположения предметов на описываемом им месте или участников события либо изображение какого-либо объекта. Сам процесс изготовления схемы, плана, чертежа, рисунка может рождать нужные ассоциации.

Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств . Воспроизводя показания повторно, допрашиваемый может вспомнить упущенные или забытые им при первом допросе факты. Это объясняется явлением реминисценции, под которым в психологии понимают усиление в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. Как показали опыты, примерно в 40% случаев повторное воспроизведение было полнее первоначального. Это вовсе не значит, что практика повторных допросов должна стать правилом; но, во-первых, повторный допрос иногда служит целям припоминания забытого и, во-вторых, не следует непременно подозревать допрашиваемого в нечестности, если при повторном допросе он расскажет о фактах, которые ранее упустил.

Ассоциативные связи могут быть использованы и в тех случаях, когда свидетель или потерпевший дает на допросе неверные показании искренне считая, что говорит правду. Такое заблуждение может быть результатом воздействия упоминавшихся объективных и субъективные факторов, в том числе влияния других лиц, собственных переживаний, фантазий. Задача следователя заключается в том, чтобы отделить все эти наслоения от подлинно воспринятого, попытаться устранить при­чины искажения истины и восстановить в представлении допрашиваемого картину события в том виде, в каком оно происходило в действи­тельности. Помимо ассоциативных связей могут быть использованы и такие средства, как ознакомление допрашиваемого (в необходимых пределах) с показаниями других лиц о тех же обстоятельствах и очная ставка.

Психологические особенности допроса потерпевших и свидетелей

Допрашивая потерпевшего, следователь, в первую- очередь, должен выявлять условия, в которых тот воспринимал событие преступления или его последствия, факты, характеризующие его психическое состояние в момент посягательства и "после него.

Показания потерпевших в связи с посягательством на их жизнь, здоровье и достоинство личности отличаются, как прави­ло, большой эмоциональной насыщенностью и нередко значи­тельной реконструкцией подлинных событий. Это особенно ха­рактерно для лиц со слабым типом высшей нервной деятельно­сти и с акцентуированным характером.

Потерпевшие обычно долго сохраняют в памяти то, что пере­живали при взаимодействии с преступником: страх, ужас, стрес­совое перенапряжение, отчаяние, физические страдания, колли­зии борьбы и т. д. С другой стороны, тягостные события престу­пления как бы отторгаются сознанием многих потерпевших, влекут состояние охранительной заторможенности.

Во время преступного события поле сознания потерпевшего резко сужается, логическое мышление деформируется. При гру­бых физических воздействиях возможно возникновение состоя­ния оглушенности, шока. Острые конфликтные эмоциональные состояния ведут, как правило, к гиперболизации эмоциогенных воздействий и их генерализации.

Допрашивая потерпевшего, следователь должен выявить все существенные обстоятельства его взаимодействия с преступником до совершения преступления, во время его совершения и после него. Это позволяет лучше понять мотивы преступления, меха­низм его совершения. От потерпевшего следователь, как правило, получает информацию о том, где, когда, каким образом, какими орудиями и средствами совершено преступление, кто его совер­шил и кто к нему причастен, каковы возможные источники кри­миналистической информации.

Существенное значение имеет анализ образа жизни потерпев­шего, его личностных качеств, стереотипов поведения, социаль­ных связей, коммуникативных особенностей, а также особенно­стей поведения в экстремальных условиях.

Особого внимания требует вопрос о том, какие следы потер­певший мог оставить на теле, одежде преступника, орудиях пре­ступления. При этом следует учитывать криминалистическую ти­пологию связей места, времени, способа совершения преступле­ния с характером отношений потерпевшего и преступника.

Нередко поведение потерпевшего бывает виктимным, т. е. спо­собствует совершению преступления или непосредственно прово­цирует его. Проявляясь через направленность личности, через ти­пичную линию ее поведения, виктимность является значимым фактором в анализе взаимодействия преступника и потерпевшего, в оценке правдивости показаний обвиняемого, потерпевшего и свидетелей.

Следует тщательно проверять показания потерпевшего, учитывая, что в ряде случаев при первом допросе состояние крайнего психического напряжения лица, воспроизводящего стрессовое событие, ограничивает его возможности. При повторном допросе возможно явление реминисценции — более полное воспроизведе­ние событий. Взаимодействие следователя с потерпевшим должно строиться с учетом состояния потерпевшего как лица, пострадав­шего от определенных событий, перенесшего психическую трав­му, ищущего защиты у правосудия.

При допросе потерпевших необходимо учитывать возможность возникновения противоречивьгх желаний, опасений и т. л. Так, не­благовидное поведение потерпевшего в связи с событием преступления может вызвать у него стремление исказить информацию. В ряде случаев он избегает показаний, связанных с интимной стороной жизни. В связи с этим возможны как неосознанные, так и произвольные искажения отдельных сторон расследуемого события

Показания свидетелей являются одним из факторов формиро­вания внутреннего убеждения следователей и судей. Свидетели содействуют установлению обстоятельств подготовки и соверше­ния преступлений, выявлению лиц, совершивших преступление, их виновности, мотивов их преступных деяний, установлению данных, характеризующих личность обвиняемого (а иногда и по­терпевшего), причин и условий, способствовавших совершению преступления. Свидетели могут помочь в выявлении других оче­видцев происшествия, в проверке и уточнении собранных по де­лу доказательств.

Наиболее психологизированными моментами допроса свидете­лей является оценка истинности их показаний, диагностика лож­ности показаний, преодоление лжесвидетельства. При этом не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые в силу своих физических или психиче­ских недостатков не способны правильно воспринимать обстоя­тельства, имеющие значение для дела, и давать о них правиль­ные показания.

Для определения психического или физического состояния свидетеля назначается экспертиза. Она проводится в отношении психически здоровых свидетелей, имеющих частичные психиче­ские аномалии. К этим аномалиям относятся особенности психи­ческого развития индивида, обусловленные его заболеваниями: временные провалы в памяти, состояние астении, депрессии, рас­стройства речи. Основанием для назначения судебно-психологической экспертизы могут быть временные деформации когнитивной (отражательно-познавательной) деятельности. Они могут быть связаны с нарушением целостности, осмысленности, кон­стантности восприятия, снижением чувствительности к отдельным внешним воздействиям.

Участие гражданина в уголовном или гражданском процессе в качестве свидетеля связано с рядом обязанностей, нарушением привычного ритма его жизнедеятельности, с отрывом от трудовой деятельности, а иногда — с возникновением конфликтных меж­личностных отношений.

Свидетельствование бывает сопряжено с остроконфликтными жизненными ситуациями, различными позициями свидетелей в отношении правоохраняемых ценностей, с различными нравст­венными и гражданскими качествами личности. Отдельные люди воспринимают положение свидетеля с негативным оттенком, и это необходимо учитывать следователю, проявляя к свидетелю чуткое и доброжелательное отношение.

Все свидетели занимают определенную позицию — они так или иначе относятся к криминальному событию, к личностным качествам обвиняемого и лица, ведущего расследование. Нахо­дясь в определенной социальной микросреде, они обычно разде­ляют установки этой среды. Не исключено и прямое давление на них со стороны заинтересованных лиц. У каждого свидетеля воз­никает та или иная модель расследуемого события. Однако пре­дупреждение следователя об уголовной ответственности свидете­ля за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных пока­заний не должно восприниматься свидетелем как необходимость дачи угодных следователю показаний.

Свидетельские показания как таковые формируются в процес­се допроса. Свидетель вычерпывает из прошлого то, что нужно следователю. Здесь существенны и манера допроса, и личностные качества следователя, его коммуникативные способности.

Подлинная обстановка событий воссоздается следователем на основе анализа ряда показаний, снятия с них возможных субъек­тивных наслоений. Различными могут быть показания даже доб­росовестных свидетелей. Только знание психологической природы образования представлений, факторов, влияющих на их личностную реконструкцию, позволяет дать свидетельским показаниям адекватную оценку.

Между тем показания могут быть правдивыми, но не соответ­ствующими действительности — не быть истинными. Люди в от­ражении событий могут заблуждаться, их отражение действитель­ности в силу ряда причин может быть ошибочным. И это так на­зываемое добросовестное заблуждение не может караться законом. Свидетель не обязан доказывать правдивость, а тем бо­лее истинность своих показаний. Однако следователь должен, ис­пользуя проверочные действия, удостовериться в истинности по­лученных показаний. Оценка показаний — одна из основных про­фессиональных обязанностей следователя.

Похожие страницы:

Тактика допроса и очной ставки (1)

. 1 ТАКТИКА ДОПРОСА 4 1.1. Понятие, значение, задачи и виды допроса 4 1.2. Подготовка к допросу 8 1.3. Психологические основы допроса 15 1.4. Тактика допроса свидетелей и потерпевших 24 1.5. Тактика допроса подозреваемого .

Тактика допроса и очной ставки (3)

. .), невежество и предрассудки. § 2. Тактика допроса свидетелей и потерпевших 1. Свидетели и потерпевшие обязаны давать показания по расследуемому . свидетеля, которые подлежат занесению в протокол допроса (ч. 5 ст. 189 УПК РФ). 4. Тактика допроса потерпевшего .

Тактика допроса (3)

. положения производства допроса 5 3. Тактика допроса подозреваемого. 9 4.Тактика допроса обвиняемого. 15 5.Тактика допроса свидетеля. 18 6.Тактика допроса потерпевшего. 23 7.Особенности допроса несовершеннолетних. 25 .

Тактика допроса свидетеля и потерпевшего

ТАКТИКА ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЯ И ПОТЕРПЕВШЕГО Допрос при расследовании преступлений - следственное действие, . . Изложенные в данном пособии рекомендации по тактике допроса свидетеля и потерпевшего при умелом их применении в процессе .

Допрос свидетеля и потерпевшего

. 4 Васильев А. Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса. - М., 1988. С 11З. 1 Золотарев Р. Г. Особенности производства допроса потерпевших и свидетелей по делам о заведомо .

Документ из архива "Психологические приемы допроса", который расположен в категории "рефераты". Всё это находится в предмете "психология" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "рефераты, доклады и презентации", в предмете "психология" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "128286"

Текст 2 страницы из документа "128286"

Психологически обоснованный тактический прием должен отличаться избирательной направленностью – оказать наибольшее воздействие на психическое состояние виновного и быть нейтральным в отношении невиновных, обладать шоковым воздействием – быть неожиданным, заранее нерасшифрованным допрашиваемым лицом.

Приемы психического воздействия на допрашиваемое лицо с целью изменения его позиций и получения правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы:

Основанные на использовании отдельных психологических качеств личности;

Основанные на доверии допрашиваемого лица к личности следователя;

Осведомления допрашиваемого лица о наличии достоверной доказательственной информации;

Создающие у допрашиваемого преувеличенное представление об объеме имеющихся доказательств;

Повышенного эмоционального воздействия, связанные с предъявлением неожиданной информации. 8 (см. таблицу в конце главы )

Одним из приемов правомерного психического воздействия является сокрытие от подследственного лица пробелов в системе доказательств. Проявляя повышенный интерес к второстепенным деталям события, следователь косвенно дает понять, что основное ему уже известно. При этом важно, чтобы допрашиваемому лицу не поступила информация о неосведомленности следователя по тому или иному вопросу, а сам допрашиваемый постоянно допускал утечку информации, проявлял информированность о тех обстоятельствах, которые могут быть известны лишь лицу, причастному к расследуемому преступлению.

Большая возможность оказания воздействия заключается в системе предъявления доказательств. Приведу некоторые правила эффективного предъявления доказательств: 9

перед предъявлением доказательств задать все необходимые вопросы, с тем чтобы исключить нейтрализующие их уловки допрашиваемого лица.

Предъявлять доказательства по их возрастающей значимости

По каждому доказательству получить объяснение

Всемерно раскрывать криминалистическое значение предъявляемых доказательств.

Одно из основных средств психического воздействия – вопрос следователя. Вопрос можно поставить таким образом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую деятельность. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает и чувствует меру приближения вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается. Вопросы следователя должны быть обоснованными, не носить характера ловушек. Следователь должен широко использовать противодействующие вопросы, т.е. такие вопросы, которые парируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя, противодействуют ложным установкам допрашиваемого. Эти вопросы-реплики демонстрируют информационную осведомленность следователя по расследуемому эпизоду, предупреждает о невозможности ввести следствие в заблуждение. 10

Так же им могут использоваться изобличающие вопросы.

Чем ближе следователь к тактическому выигрышу, тем выше опасность для обвиняемого, тем активнее его оборонительные действия. Все это свидетельствует о необходимости идти на создание трудных, иногда остроконфликтных ситуаций, содействующих тактическому успеху следователя. Напряженные психические состояния обвиняемого вызываются, конечно, не грубостью, не психическим насилием, а подачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения на допросе, делает невозможным продолжение избранной линии поведения.

Позиция допрашиваемого, его причастность диагностируется и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:

невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение бурной отрицательной реакцией; виновный часто придерживается выжидательной позиции.

невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами; виновный уходит от соприкосновения с конкретными обвинениями, особенно избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно;

невиновный аргументирует свою невиновность общим социально положительным стилем своего поведения; социально деформированный виновный пренебрегает подобными аргументами. Данное суждение выглядит достаточно спорным, я не думаю, что любой виновный может считаться социально деформированным.

Невиновный остро переживает перспективу позора, осуждения сослуживцев, начальства, близких и знакомых; виновный интересуется лишь возможным наказанием.

Поведенческие особенности допрашиваемого не имеют доказательственного значения. Однако они могут быть использованы для определения приемов расследования.

Значительные трудности возникают при допросе обвиняемого-рецидивиста, имеющего опыт поведения при допросах, владеющего в известной мере тактикой противодействия следователю. Глубокая аморальность, пораженность социально-положительных связей, приверженность субкультуре преступного мира, завышенный уровень притязаний, дерзость, агрессивность – все это требует особой тактики. Рецидивисты, имея некоторые правовые познания, правильно оценивают доказательства и во многих случаях после их предъявления не ведут бессмысленного противодействия. Допрос рецидивиста нужно сразу начинать с существа дела, неожиданно предъявляя наиболее значимое для него основное доказательство.

В случаях специального рецидива следователь может использовать архивные дела и изучить тактику поведения данного рецидивиста при расследовании его прежних преступлений. Обычно рецидивисты тщательно продумывают свои ложные показания, ложные алиби, готовят лжесвидетелей, уничтожают доказательства, стремятся опорочить следователя, оказывают на него давление. В ряде случаев допрос рецидивиста целесообразно проводить в присутствии прокурора, руководителя следственной группы. При этом согласуется тактика параллельного воздействия на рецидивиста. Обострение отношений со стороны одного допрашиваемого может использоваться как фон для психологического контакта с другим допрашиваемым.

Одно из средств предупреждения возможного последующего отказа рецидивиста от ранее данных показаний – собственноручное написание обвиняемым показаний и использование магнитофонной записи.

ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО.

Допрос несовершеннолетнего требует знания особенностей его психики. Дети обладают повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения. У них незначителен или совсем отсутствует жизненный опыт, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события.

Здесь все важно: правильный выбор места допроса, его продолжительность, сам тон следователя. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность сосредотачивать долгое время внимание на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос.

ОЧНАЯ СТАВКА КАК ВИД ДОПРОСА И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧСЕКИЕ ОСОБЕННОСТИ.

Бывает и так, что все усилия следователя не достигают цели: ложь остается неразоблаченной. Закон в этих случаях представляет следователю возможность использовать еще одно средство – провести очную ставку. 13

По сравнению с обычным допросом психологическая атмосфера очной ставки, как правило, является более сложной. Это обусловлено эмоциональным напряжением, испытываемым допрашиваемыми в связи с возможным разоблачением или необходимостью принять участие в разоблачении, с испытываемым чувством страха за свои правдивые показания или неловкости и стыда за ложь. Практически всегда она происходит в конфликтной ситуации. При проведении очной ставки следователь должен очень тщательно продумать весь ход ее проведения, очередность и форму постановки вопросов.

Следователем прокуратуры расследовалось дело о нескольких бандитских нападениях на кассы различных учреждений. Были задержаны двое(В.Семенов и Масаков), а третьему удалось скрыться. При допросах задержанные заявляли, что третий – человек случайный, по имени Михаил, знают его только в лицо. Между тем в ходе расследования выяснилось, что третьим был брат Семенова- Николай, которого преступники хотели выгородить. В результате многодневных бесед с Масаковым следователю удалось убедить его в необходимости говорить правду. Николая поставили в известность об этих показаниях, но он не поверил и отказался от дачи показаний до тех пор, пока не будет проведена очная ставка с Масаковым. Целью очной ставки было одно – дать возможность Николаю убедиться в том, что Масаков говорит о нем как о члене банды. Но в то же время, учитывая близкие дружеские отношения Масакова с Николаем, следовало провести очную ставку таким образом, чтобы Масаков не чувствовал себя изобличающей стороной. В этой связи важное значение приобретала формулировка вопроса, который предстояло задать Масакову.

Для того, чтобы свести к минимуму риск отрицательного результата очной ставки, следователь решил максимально сократить ее продолжительность и вынести только один вопрос.

Николаю был задан вопрос, подтверждает ли он показания Масакова, на что он ответил, что полностью подтверждает. На этом очная ставка была закончена, и Масаков был выведен, так и не поняв, что изобличил Николая. Сразу после его ухода Николай дал правдивые показания о своем участии в преступлениях, совершенных бандой. 14

Читайте также: