Кпрф как отрасль права это

Обновлено: 25.06.2024

Система Российского права состоит из ряда отраслей права: конституционного, адм-ного, уголовного, гражданского, трудового, гражданско-процессуального и др. КП в системе Российского права занимает ведущее место. Особенность, отличающая его от других отраслей права, состоит в том, что оно не регулирует общ-ные отношения в какой-либо отдельной области жизни, а воздействует на многие сферы общ-ных отношений. Ведущая роль КП вытекает из характера общ-ных отношений, лежащих в основе конституционного регулирования.

КП, как отрасль права - это совокупность правовых норм, обеспечивающая и гарантирующая основы конституционного строя, реализацию и защиту основных прав и свобод человека и гражданина; отношения в обществе и гос-ве; развитие демократических общ-ных институтов; возникающая в процессе осущ-ния народовластия, а также закрепляющая гос. устройство, его территориальную организацию, систему, порядок формирования, принципы организации и деят-ти органов гос. власти и местного самоуправления.

КП, как наука - это совокупность юр. знаний о понятии и историческом развитии конституции, о порядке ее принятия и содержания, о внесении изменений в конституцию; об основах конституционного строя, основах правового положения личности, о государственно-территориальном устройстве, системе, порядке организации деят-ти всех гос. органов, об основах организации и деят-ти органов местного самоуправления.

КП, как учебная дисциплина - это систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права в учебных целях. Т.о., отрасль права- регулирует, наука исследует, учебная дисциплина изучает.

Предметом отрасли КП являются конституционные отношения по поводу власти, суверенитета и свободы человека. Выделяют 5 существенных признаков, характеризующих конституционные отношения как предмет правового регулирования отрасли КП: 1. КО есть объективные, фактические отношения, существующие независимо от права. Их объективный характер состоит в том, что они порождаются непосредственно реально существующими отношениями. 2.Субъектами КО выступают, с одной стороны, гос-во и его органы, с другой- такие социальные группы, как народ, нации, классы, граждане, политические партии и движения. 3. Объектами КО являются народный суверенитет, народовластие и свобода человека и гражданина. 4. КО- это отношения социальных сил: классов, политических и социальных групп. 5. КО- это более стабильные, прочные отношения, чем все иные, ибо сначала меняются базисные отношения, которые влекут необх-ть изменения имущественных, трудовых и иных отношений.

Для каждой отрасли права характерен и особый метод регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общ-ные отношения. Для КП характерно сочетание 2-х основных методов правового регулирования: императивного и диспозитивного. Применение метода зависит от характера субъектов конституционно-правовых отношений. Эти 2 основных метода подразделяются на следующие юр. возможности регулирующего воздействия на общ-ные отношения: предписание, запрет и дозволение. В целом конституционно-правовые методы и способы регулирования КО основываются на властно-императивных началах, диспозитивный метод используется реже.

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общ-ные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему гос. власти и систему местного самоуправления.
2. Система конституционного права и ее развитие в условиях укрепления Российской государственности.

КП, являясь частью единой правовой системы гос-ва, само представляет из себя сложную систему. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении обусловленном связя­ми, существующими между ее нормами, основы их диффе­ренциации и интеграции в определенные правовые образования, обла­дающие признаками элемента системы, а также структуру последних. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия кон­ституционно-правовых норм.

В системе КП принято выделять следующие институты: 1.основы к. строя; 2. основы правового статуса человека и гражданина; 3. федеративное устройство гос-ва; 4 систему органов гос. власти и органов местного самоуправления.

Каждый элемент системы отрасли КП, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых право­вых черт, свойственных нормам данного института.

Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого из институтов, многообразны. К ним можно отнести различия по: 1) специфике правового воздействия на соответствующую сферу общ-ных отношений. Такое воздействие может осуществлять­ся в формах закрепления, установления, регулирования, провозгла­шения и т.д.; 2) особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных пра­воотношений или, наоборот, реализовываться через конкретные пра­воотношения или через правоотношения общего характера; 3) степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общ-ных отношений, другие- конкрет­но регулируют; 4) субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам, других- ко всем субъектам права; 5)способу правовой защиты действия правовых норм, формам и мето­дам ответственности правообязанных субъектов. В одних институ­тах преобладает общий механизм охраны конституции, в других- конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституцион­но-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомер­ных актов и действий; 6) специфике форм выражения, охватываемых данным институтом пра­вовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других- преобладающая часть норм выражена в текущем законодат-ве; 7) видовому характеру норм данного института. В одних преоблада­ют нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других- нормы конкретного регулирующего действия; 8)степени и масштабам включенности других частей правовой систе­мы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в со­держание правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования. В дру­гих институтах нормы реализуются непосредственно в его рам­ках; 9)целенаправленности правового регулирования. Общая целенаправ­ленность правового регулирования определяется закономернос­тями развития той стороны социальной действительности, право­вое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт; 10)функциям, присущим каждому институту. Функции каждого данно­го правового института показывают его назначение в общем воз­действии отрасли на предмет правового регулирования; 11) принципам, свойственным каждому из институтов, тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех его норм. Такие специфические особенности определяют характер каждого из институтов КП России как относительно са­мостоятельного элемента, составной части отрасли.

Хар-ка системы КП предполагает обоснование соотношения элементов отрасли, места каждого из них в системе отрасли. Так, нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли. На следующем ме­сте стоит институт, определяющий основы правового статуса челове­ка и гражданина, его права, свободы и обязанности. Нормы правового института закрепляют федеративное устройство, определяют необходимые предпосылки для правового регулирова­ния организационного построения гос. власти, определя­ют национальногос-ные и государственно-территориальные образования в РФ.

При хар-ке системы КП важное зна­чение имеет вопрос о соотношении с системой Конституции. Сис­тема конституции- категория субъективная, т.к. осуществляется зако­нодат-вом. Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система Конституции- лишь часть этих норм, уста­новленных в основном источнике отрасли. Как для системы отрасли, так и для Конституции исходным являет­ся группировка норм на основе единства их материального содержа­ния, специфики общ-ных отношений. Однако соотношение этих начал в Конституции и отрасли полностью не совпадает. Для системы отрасли характерен более высокий уровень обоб­щения норм по их предметному содержанию, к системе Конституции применяется более дробный принцип обобщения норм. Система отрасли, как и система Конституции постоянно развиваются, отражая, свойственный каждому данному этапу развития общества уровень правового воздействия на общественные отношения.

Конституцио́нное пра́во (госуда́рственное пра́во) — отрасль права, регламентирующая организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина (в том числе избирательную систему), а так же иных лиц.

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.


Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.
Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

Российское конституционое право-ведущая отрасль российского права,регулирующая основы экономической,социальной,политической систум и духовной жизни общества,правового статуса человека и гражданина и основы взаимосвязей дичности-коллектива-государства-общества путем применения на базе сотрудничества и состязательности различных социально-политических сил государственной власти,используемой в конечном счете для создания и распределения социальных ценностей(благ) в обществе.

Место конституционного права в системе российского права:

Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:

1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;

2) основной источник конституционного права - Конституция РФ -акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;

3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство. Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, федерализм, разделение властей, собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права;

4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права;

5) конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или иной отрасли права, возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности;

6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию высших федеральных органов власти, принципы организации региональных органов власти, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права;

7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.

В целом, конституционное право является первичной отраслью национального права, так как устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого.

1. Понятие КП как отрасли права и его место в системе РП.

3. Метод конституционно-правового регулирования (КПР)

4. Конституционно-правовые нормы (КПН)

5. Конституционно-правовые отношения (КПО)

6. Система КП. Подотрасли КП и конституционно- правовые институты (КПИ)

Литература по теме:

1. Тихомиров Ю. А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее // правоведение. 1992. №6.

I. Значение термина:

Конституционное право как юридическая наука (в учебнике);

КП как учебная дисциплина;

КП как отрасль права.

Как наука КП – система научных знаний об отрасли КП. В одиночку изучить все области науки КП невозможно.

Как учебная дисциплина КП – вспомогательная часть юридической науки КП, содержащая материал для эффективно овладения студентами сведений, составляющих основное содержание предмета отрасли КП.

Признаки КП как отрасли:

1. Ядро всей системы права, занимает ведущее положение во всей системе права.

2. КП охватывает своим регулированием такие общественные отношения, которые имеют важнейшее значение для общества и государства в целом.

3. КП содержит правовой материал, являющийся исходным при формировании юридических режимов всех остальных отраслей права. Любая отрасль при формировании юридического режима исходит из конституционных принципов.

4. КП имеет системообразующее значение в рамках российского права.

5. Центральное место КП в системе российского права носит объективный характер, обусловленный наличием большой группы общественных отношений, которые никакая другая отрасль права регулировать не может.

Как отрасль права КП – совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих конституционно-правовые отношения.

Слишком широкая т. з.:Проф. В. Ф. Коток считал, что предмет КП - общественные отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации общества и выражающие суверенитет народа и суверенность нации.

Слишком узкая т.з.: Проф. А. И. Лепешкин считал, что предмет КП – общественные отношения, возникающие в сфере установления политических форм организации государственной власти.

А. Основы конституционного строя

Б. Основы правового положения личности

В. Территориальная организация государства

Г. Система органов в государстве.

Двуединство регулирования: основы и подробности. КП включает в себя основы.

Таким образом, предмет КП – объединенные четыре его элемента – из этого следует исходить при определении.

Особенности метода КПР:

1. С помощью КПР закрепляются главные, коренные принципы, определяющие развитие политической, социальной, экономической, духовной жизни общества.

2. На основе использования метода КПР защита общественных интересов обеспечивается на максимально высоком уровне.

3. Общественные отношения, составляющие предмет КП, закрепляются в наиболее обобщенном виде.

4. Целостное регулирование КПО (в то время, как другие отрасли регулируют лишь отдельные стороны общественной жизни).

5. Сочетание непосредственного, прямого регулирования КПО с опосредованным действием КПН. Начала в конституции – подробности в остальных законах.

IV. Конституционно-правовые нормы не отделяются от юридических норм – это юридические нормы, регулирующие КПО. Как и другие нормы они исходят из государства, но имеют неповторимые особенности.

1. Конституционный характер (учредительные, первичные, важнейшие);

2. Определенный характер (более высокая юридическая сила, опорный характер);

3. Программный характер (имеют фиктивный характер: правовое государство, социальное государство – показывают, к чему следует стремиться);

4. Структурные особенности: для Конституции – преобладание только диспозиций (констатация факта – Москва – столица, Президент - Главкомверх), иногда - наличие скрытых гипотез; также нельзя утверждать об отсутствии санкции: отрешение от должности Президента.

Виды КПН: СМОТРЕТЬ ПО УЧЕБНИКУ – ВЗЯТЬ РАЗНЫЕ КРИТЕРИИ.

V. Конституционно-правовые отношения (КПО) – общественные отношения, регулируемые КПН.

Структура КПО: СОДЕРЖАНИЕ, СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ.

1. Содержание – права и обязанности их участников.

2. Субъекты КПО – участники КПО: Народ РФ, нации и национальные группы, субъекты РФ, административно-территориальные единицы, государственные органы, должностные лица, общественные объединения, физические лица, иностранные государства…

3. Объекты КПО – предметы или объекты реальной действительности, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения: государственная территория, материальные ценности, поведение людей (права, свободы, обязанности), личные неимущественные права (честь, достоинство, действия государственных органов), иные объекты.

VI. Система КП. Подотрасли и правовые институты.

Система КП представляет собой научно обоснованное и последовательное распределение КПН на определенные группы.

Профессор А. Н. Кокотов:

Система КП: а. Государственное право в единстве с муниципальным правом (сопоставить государственное и конституционное право)
б. Гражданско-публичное право (новый термин)

Государственное право: а. Парламентское право
б. Право верховного управления
в. Избирательное право и право референдумов
г. Конституционно-судебное право
д. Прокурорско-надзорное право
е. КПИ государственно-территориального устройства.

Гражданско-публичное право (попарно в корреляции, так как одно порождает другое):
а. КПИ гражданства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
б. Право социальных общностей (народов, этносов, меньшинств)

в. Право общественных объединений и политических партий
г. Внутриорганизационное право общественных объединений
д. конфессионально-публичное право
е. церковное право
ж. право СМИ
з. другие институты

1) Разделение конституционного и государственного права;

Профессор Саликов М. С.:

Подотрасли Конституционного права:

1. Избирательное право

2. Парламентское право

3. Конституционно-судебное право

А. КПИ Основ конституционного строя

Б. КПИ основных прав, свобод и обязанностей

В. КПИ гражданства

Г. КПИ статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Д. КПИ федеративного устройства

Е. КПИ президентства

Ж. КПИ исполнительной власти

З. КПИ судебной власти

И. КПИ основ местного самоуправления.

Лекция №2.

Источники конституционного права.

1. Понятие и виды источников отрасли. Конституционные источники.

2. Законодательные источники

3. Подзаконные источники

4. Судебные источники

5. Договорные источники

6. Международные источники

7. Международные источники

8. Локальные источники.

1. Саликов М. С. Источники КП: проблемы структуризации и внутрисистемные противоречия….

I. Понятие и виды источников отрасли. Конституционные источники.

2. Конституции (уставы) субъектов РФ (формальное) + способ принятия. Уставы принимаются представительными органами субъектов, конституции – как угодно.

II. Законодательные источники:

a. Законы о поправках к КРФ (ЗОП)

d. Законы СССР и РСФСР

e. Региональные законы (РЗ)

f. РЗ о поправкам к конституциям (уставам) субъектов РФ.

Отличие ФКЗ от ФЗ:

1. Более высокая юридическая сила ФКЗ (ч.3 ст.76 КРФ);

2. Принимаются по более сложной процедуре (ч.2 ст.108 КРФ) – именно квалифицированное большинство в парламенте.

3. Принимаются только по вопросам, предусмотренным в КРФ (ч.1 ст.8 КРФ);

4. Президент РФ не вправе применить по отношению к ФКЗ право вето – квалифицированное большинство изначально предполагает отсутствие претензий парламента (ч.3 ст.107).

· О государственном гербе РФ

· О государственном флаге

· О чрезвычайном положении

· Нет законов о порядке изменения статуса субъектов РФ

Декларации (носят декларативный характер, провозглашая общие принципы):

· О государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990;

· О языках народов России от 25.10.1991;

· Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991.

o Нормативные указы и распоряжения Президента РФ

o Постановления правительства РФ

o Акты федеральных органов исполнительной власти

o Акты высших должностных лиц субъектов РФ

o Акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ

o Акты иных ОИФ субъектов РФ (департаментов, управлений).

В законах нередко встречаются отсылки ПК подзаконным актам – для подробного регулирования.

· Федеральные решения КС РФ(только постановления – итоговые решения – около двух десятков в год, а также позитивно-отказные определения)

· Региональные решения КУСов субъектов РФ.

· Постановления пленумов ВС и ВАС – прежде всего разъяснение смысла и процессуального порядка применения норм. Эти рекомендации для судов общей юрисдикции – ориентир.

o Вертикальные договоры и соглашения (между федеральными и региональными органами власти) – прежде всего – о разграничении полномочий между органами: яркий пример – федеративный договор (было три типа в соответствии с тремя типами субъектов: края, города федерального значения, автономные округа и области). В рамках становления новой власти и слабости центра принятие федеративных договоров приводит к дискредитации центрального законодательства. Впоследствии: договоры о прекращении действия договоров и о разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

o Горизонтальные договоры и соглашения: договоры между самими субъектами РФ.

Международные источники (ч.4 ст.15) - три вида:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанными принципами МП следует понимать основополагающие императивные нормы МП, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам МП, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Под общепризнанной нормой МП следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание общепризнанных норм и принципов МП может раскрываться, в частности, в документах ООН…

МД могут заключаться от имени:

· Правительства РФ (межправительственные)

Примеры МД РФ (универсальные, прежде всего):

· Всеобщая Декларация правы человека от 10.12.48г.

· Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50г. и протоколы к ней – самый мощный акт, действие которого подкрепляется страсбургским судом.

· Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.66г.

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.66г.

Локальные источники КП – нормативные акты (НА) органов местного самоуправления (ОМС), регулирующие КПО. Примеры: Уставы муниципальных образований (МО), положения об ОМС, их стьруктурных подразделениях, акты, раширяющие права и свободы граждан на соответствующей территории…

В учебнике подробней.

1. Общее учение о Конституции;

2. Развитие российского конституционного законодательства,

3. КРФ 1993 года. Принципы и юридические свойства КРФ. Структура КРФ;

4. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра КРФ;

5. Реализация КРФ;

6. Толкование КРФ. Анализ решений КС РФ по делам о толковании ст.136 и ч.2. ст.157 КРФ.

4. По делу о толковании…

1. Авакьян: Конституция России: природа, эволюция, современность

I. Общее учение о Конституции.

Constitutio (лат.) – установление, устройство. Термин применялся в Древнем Риме для обозначения одного из видов актов. В средние века оформлял феодальные вольности.

Первая конституция в мире (в современном понимании) – Конституция США 1787г.

Европейские конституции: Франция и Польша 1791г.

Сущность Конституции. Основные подходы:

· Рационалистический Основная роль Конституции состоит в регулировании общественных отношений. Конституция – юридический документ, основной закон страны.

Конкретно-историческая ситуация. Предпосылки появления Конституции:

v Смена общественно-экономических формаций (феодальный и буржуазный строй);

v Стремление буржуазии закрепить завоеванную власть, в том числе правовыми средствами;

v Необходимость своеобразной фиксации ухода в историю старой формы правления – монархии и прихода новой – республики.

· Необходимость закрепления нового положения личности – гражданина.

· Необходимость закрепления обретенных прав и свобод;

· Необходимость изобретения нового типа юридического документа, которому бы подчинялись все, включая государство, его органы.

Одно из определений: Конституцияосновной закон, выражающий волю и интересы народа и закрепляющий важнейшие начала организации государственных и общественных институтов.

Способы принятие конституции:

· Парламент (в рамках безальтернативного, недемократического выбора парламента в СССР этот способ не был демократическим)

· Специальным органом (Федеральный конвент США, учредительное собрание во Франции, в Италии)

· Смешанный способ (принятие парламентом и референдумом, специальным органом и референдумом)

Способы отмены действия Конституций:

· Принятие новой Конституции (ординарный)

· Ликвидация Конституции в результате государственного переворота

· По характеру внесения изменения:

o Жесткие (изменить сложнее, чем закон)

· По характеру закрепления документа:

o Неписаные (совокупность различных документов)

· По реальности закрепленных и регулируемых отношений:

o Юридические (нормативные)

o Фиктивные (декларативные)

· По форме государственного устройства:

· По характеристике территории, на которой принят:

· По принявшему субъекту:

Функции Конституции (по С. А. Авакьяну):

Функции Конституции (по М. В. Баглаю):

· Континуитет (преемственность государственной власти);

· Противодействие радикализму, планам революционного переустройства общества;

· Обеспечение единства и неделимости государства.

Функции Конституции (по М. И. Кукушкину):

· Носитель конституционно-правовых идей

· Форма выражения норм КП

Функции Конституции (по А. Н. Кокотову):

· Обеспечение общественной устойчивости

· Соединение традиций и модернизации

· Систематизация законодательства, права.

II. Развитие российского конституционного законодательства,

Эволюция российского конституционного законодательства:

1. До 1918 года – не было акта с таким наименованием

a. Основные государственные законы

b. Манифест 17 октября 1905 года

c. Акты Временного правительства

d. Первые акты советского правительства

10.07.1918 – Съезд советов, ВЦИК, Президиум ВЦИКа, СНК.

3. 1925-1937 – принятие второй Конституции РСФСР (11.05.1925) на основе первой Конституции СССР, принятие второй Конституции СССР.
РСФСР, ЗФСР, УССР, БССР -> СССР

4. 1937-1978 – принятие второй Конституции РСФСР (21.01.1937) на основе второй Конституции СССР, принятие третьей Конституции СССР. Полностью Сталинская Конституция. Большой шаг вперед. Расширение социальной базы – власть всем трудящимся. Унификация системы органов власти: формальное разделение властей – Совет министров, Верховный Совет, Верховный Суд – фактически обслуживали властную партийную верхушку.
Всеобщие, равные, тайные, прямые выборы. Однако нет альтернативы.

Общее для всех советских конституций – декларативный характер.

7. После 1993 – развитие положений Конституции 1993 года.

III. КРФ 1993 года. Принципы и юридические свойства КРФ. Структура КРФ;

Черты Конституции по Н. А. Михалевой (много недостатков):

Итоговый характер предписаний

Фундамент системы права

· По Ю.А. Тихомирову (20)

· По Н. А. Михалевой (8)

· По М. С. Саликову (5):

o Принцип народовластия (народного суверенитета);

o Принцип разделения властей;

o Принцип республиканской формы правления;

o Принцип приоритета прав человека;

o Принцип федеративного государственного устройства.

Юридические свойства Конституции – те признаки, которыми она отличается от текущего законодательства:

1. Особая юридическая сила;

Ни один НПА не может противоречить Конституции. Конституция обладает абсолютной высшей юридической силой.

2. Особое содержание;

Никакой другой НПА не может включать в себя нормы, в совокупности регламентирующие важнейшие общественные отношения.

3. Особый порядок разработки, принятия и изменения;

Для Конституций 1918, 1925, 1937 и 1978 гг.:

ß Задача создать Конституцию

ß Всенародное обсуждение проекта в общественных организациях, СМИ. Задача – одобрение в целом и внесение предложений о совершенствовании отдельных норм.

ß Принятие Конституции высшим законодательным органом (Всероссийским Съездом Советов или Верховным Советом)

ß Опубликование в официальном издании

Для Конституции 1993 года:

ß Создание и деятельность Конституционной комиссии. Задача – создание проекта Конституции.

ß Всенародное обсуждение. Задача – внесение предложений о совершенствовании проекта.

ß Официальное опубликование текста Конституции по результатам референдума, что означало вступление ее в силу. Опубликование произошло 25.12.1993.

4. Особое действие Конституции.

· Прямое (непосредственное) – но также действуют другие НА.

· Опосредованное (через другие НА) – в отличие от других НА:

o Постановление Пленума ВС РФ от 21.10.1995:

§ Когда закрепленные нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ.

§ Когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей.

§ Когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу КРФ, противоречит ей. Но суд будет обязан обратиться с запросом в КС РФ.

§ Когда закон либо иной НПА, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а ФЗ, который должен регулировать данные правоотношения, отсутствует.

5. Особый способ защиты Конституции.

По Конституции, Президент – гарант стабильности Конституции (введение войск в Чечню)

Учебная дисциплина: Конституционное право Тема: Конституционное право как баз.

Учебная дисциплина: Конституционное право Тема: Конституционное право как баз

1 слайд

Учебная дисциплина: Конституционное право Тема: Конституционное право как базовая отрасль права.

План темы Роль дисциплины в подготовке специалиста Понятие, предмет, метод ко

2 слайд

План темы Роль дисциплины в подготовке специалиста Понятие, предмет, метод конституцион-ного права Источники конституционного права Конституционно-правовые отношения Наука конституционного права

Конституционное право (КП) рассматри- вается в трех смысловых категориях: Кон

3 слайд

Конституционное право (КП) рассматри- вается в трех смысловых категориях: Конституционное право как отрасль права – это упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека (личность) и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти (государство, власть).

2. Конституционное право как наука – совокупность различных теорий, взглядов,

4 слайд

2. Конституционное право как наука – совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом отрасли КП. 3. Конституционное право как учебная дисциплина – это предмет преподавания, основанный на достижениях науки КП.

КП является базовой отраслью Российской правовой системы так как Занимает вед

5 слайд

КП является базовой отраслью Российской правовой системы так как Занимает ведущее положение Регулирует важнейшие общественные отношения (сферы): политическая; экономическая; социальная и др.

Предмет КП – это общественные отношения, регулируемые нормами КП: Отношения

6 слайд

Предмет КП – это общественные отношения, регулируемые нормами КП: Отношения между человеком и государством; Основы конституционного строя; Устройство государства; Форма правления.

Метод правового регулирования КП – совокупность приемов и способов правового

7 слайд

Метод правового регулирования КП – совокупность приемов и способов правового воздействия на конституционно - правовые отношения. Виды МПР КП: Императивный – метод властных предписаний: запреты, обязанности, ответственность. Диспозитивный – метод равноправия сторон: координация, дозволение.

Способы воздействия: Дозволение: статус личности; компетенция гос. органов. О

8 слайд

Способы воздействия: Дозволение: статус личности; компетенция гос. органов. Обязывание: организация власти; исполнение обязанностей гражданином перед государством. Запрещение: относятся к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на государственные, общественные интересы.

Нормы и институты конституционного права Конституционно-правовая норма – это

9 слайд

Нормы и институты конституционного права Конституционно-правовая норма – это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения регулирующие конституционные отношения. Структура КПН: гипотеза, диспозиция, санкция КПН регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения.

Классификация КПН (виды) № группа виды 1 По функциональной роли регулятивные

10 слайд

Классификация КПН (виды) № группа виды 1 По функциональной роли регулятивные охранительные 2 По характеру общественных отношений материальные процессуальные 3 По способу воздействия на субъекта КП управомочивающие обязывающие запрещающие 4 По методу правового регулирования императивные диспозитивные поощрительные рекомендательные 5 От времени действия постоянные временные 6 По территории РФ субъекты Федерации (ПК) муниципальныеобразования (ОМС)

Нормы и институты конституционного права Нормы – принципы носят опосредованны

11 слайд

Нормы и институты конституционного права Нормы – принципы носят опосредованный характер и конкретизируются в других нормах Конституции РФ (КРФ), законах, подзаконных актах: принцип разделения властей ст.10 КРФ Нормы – декларации не порождают правоотношения, не через конкретные правоотношения, а путем их провозгла-шения (декларации)

Институты конституционного права ИКП – это совокупность взаимосвязанных КПН,

12 слайд

Институты конституционного права ИКП – это совокупность взаимосвязанных КПН, регулирующих определенный вид общественных отношений в пределах отрасли КП. ИКП: виды Комплексные ИКП включают в себя подинституты: институт правового статуса личности: подинституты гражданства, личные права, обязанности; Институт народовластия: подинституты референдум, избирательное право, система народных представителей простые ИКП не включают в себя нормы смежных институтов: институт Президента как главы государства, институт Правительства.

Конституционно-правовые отношения (КПО) КПО – наиболее значимые массовые факт

13 слайд

Конституционно-правовые отношения (КПО) КПО – наиболее значимые массовые фактические общественные отношения, направленные на осуществление государственной власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности. Структура КПО: субъект, объект и содержание (субъективное право и юридическая обязанность). КПО две группы: 1 группа: основы гражданского общества, основы конституционного строя, основы правового статуса личности – регулируются в других отраслях права

2 группа: конкретное воплощение прав и свобод человека и гражданина, организа

14 слайд

2 группа: конкретное воплощение прав и свобод человека и гражданина, организация и функционирование органов государственной власти – регулируются конституционным правом в полном объеме. Возникают, изменяются и прекращаются КПО на основе юридических фактов (действия, события).

Характеристика элементов КПО Субъекты КПО: три группы Физические лица: гражда

15 слайд

Характеристика элементов КПО Субъекты КПО: три группы Физические лица: граждане РФ; иностранцы (ИГ); бипатриды; апатриды; беженцы; вынужденные переселенцы; участники избирательного процесса. Государственные образования: РФ; субъекты РФ: республики, края, области, автономии (округа, область), города федерального значения; органы государственной власти. Негосударственные объединения: 1) народ, народы, население; 2) органы местного самоуправления (ОМС); 3) ассоциации граждан(партии, союзы, движения, религиозные объединения); 4) Группы граждан (собрания избирателей, сходы граждан).

II. Объекты КПО - это то на что направлены действия субъектов КПО: Территория

16 слайд

II. Объекты КПО - это то на что направлены действия субъектов КПО: Территория: РФ, субъектов, ОМС, ФЛ, ЮЛ Материальные ценности: собственность Нематериальные блага: жизнь, здоровье, честь, достоинство, авторское право Действия субъектов КПО: поступление на работу, вступление в брак, усыновление (удочерение), статус инвалида, приобретение гражданства.

Источники конституционного права ИКП – общие правила поведения как внешняя фо

17 слайд

Источники конституционного права ИКП – общие правила поведения как внешняя форма их выражения, регулирующая отношения конституционно-правового характера. Виды ИКП: по форме, наименованию, происхождению, юридической силы – система. ИКП – только действующие правовые акты (НПА).

Система источников конституционного права ВидИКП (НПА) Юридическая сила (хара

18 слайд

Система источников конституционного права ВидИКП (НПА) Юридическая сила (характеристика) Конституция РФ Наивысшая (максимальная) юридическая сила Федеральные конституционные законы (ФКЗ) - развивают и дополняют КРФ; принимаются по вопросам, прямо предусмотреннымКРФ; обладают большей юридической силой, чем ФЗ; подготавливаются в особом сложном порядке; не могут быть отклонены Президентом РФ Федеральный закон (ФЗ) составляют значительную часть НПА; форма: основы, кодексы; не могут противоречить КРФ и ФКЗ Законы субъектов Федерации конституции, уставы; свои законы Постановления и регламенты парламента внутренняя регламентация Подзаконные акты указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; акты ФОИВ; акты ОИВ субъектов Федерации

1 2 Нормативный договор межгосударственные договоры (СНГ, союзное государств

19 слайд

1 2 Нормативный договор межгосударственные договоры (СНГ, союзное государствоБеларусь-Россия, Единое таможенное пространство…) внутригосударственныедоговоры (Федеральный договор 1992г.) Общепризнанные принципы и нормы международного права Декларация прав и свобод человека ООН Решения Конституционного Суда РФ толкование КРФ Решения референдумов добровольное волеизъявление народа по наиболее важным вопросам

Наука конституционного права Наука КП – это отрасль знания, предметом которой

20 слайд

Наука конституционного права Наука КП – это отрасль знания, предметом которой является правовое регулирование основ построения и функционирования государства и его институтов, взаимоотношений индивидами, общественными объединениями и террито-риальными образованиями по поводу осуществления политической власти.

Предмет науки КП сущность, система, построение отрасли КП, ее источники; факт

21 слайд

Предмет науки КП сущность, система, построение отрасли КП, ее источники; фактические отношения, регламентирован-ные нормами КП; практика реализации норм КП; история самой науки КП, ее идеи, концепции, прогнозы.

Функции науки КП Прогностическая: квалификационный анализ и прогнозирование П

22 слайд

Функции науки КП Прогностическая: квалификационный анализ и прогнозирование Познавательная : повышение качества юридического образования; уровень правовой и политической культуры населения страны в целом Коммуникативная : совместная деятельность ОГВ, ОМС, общественных объединений, граждан и др.участников

Система науки КП: разделы Исследования понятийного аппарата Учение о КРФ и ее

23 слайд

Система науки КП: разделы Исследования понятийного аппарата Учение о КРФ и ее источников Сущность, структура, принципы и юридические свойства КРФ Системный анализ норм – основы К.строя Изучение проблем регулирования личности и государства, закрепление и реализация прав и свобод человека и гражданина Анализ формы правления и гос.устройства

Наука конституционного права ВЫВОД: НКП – отрасль правоведения, которая изуча

24 слайд

Наука конституционного права ВЫВОД: НКП – отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей отрасли конституционного права.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 964 человека из 79 регионов


Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1070 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов

Номер материала: ДБ-186726

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: