Что характерно для предоставляемого инвесторам права недропользования

Обновлено: 28.06.2024

В ст. 6 данного закона приведен закрытый перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. В этот перечень включены 42 наименования. Среди указанных видов деятельности фигурирует и добыча полезных ископаемых. В марте 2009 г. был опубликован список месторождений, признанных участками недр федерального значения.

Типы сделок, требующих предварительного государственного согласования

Предварительному согласованию подлежат сделки, которые влекут установление контроля иностранными инвесторами над хозяйственными обществами стратегического значения. Такой контроль может быть установлен в виде права прямого или косвенного распоряжения более чем 25% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала хозяйственных обществ стратегического значения.

Согласование также требуется, если указанные сделки дают возможность блокировать решения органов управления хозяйственных обществ либо иностранный инвестор получает право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, если общества осуществляют геологическое изучение недр и/или разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения.

Сделками в отношении обществ стратегического значения, являющихся пользователями участков недр федерального значения, считаются:

• сделки, предоставляющие право распоряжаться 10% и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала общества;
• сделки, предоставляющие право назначать единоличный исполнительный орган и/или 10% и более состава коллегиального исполнительного органа и/или влекущие безусловную возможность избирать 10% и более состава совета директоров (наблюдательного совета);
• сделки, направленные на приобретение инвестором акций (долей) в уставном капитале общества, если этот инвестор имеет право прямо или косвенно распоряжаться 10% и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал общества.

Для проведения предварительного согласования необходимы следующие условия:

• зафиксирован факт совершения сделки по приобретению долей (акций) в хозяйственном обществе;
• одной из сторон сделки является иностранное государство, международная организация или находящаяся под их контролем организация;
• в результате сделки указанные организации получают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% голосов хозяйственного общества;
• хозяйственное общество имеет стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляет геологическое изучение недр и/или разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения.

Требования закона в отношении сделок, влекущих установление контроля иностранного инвестора

Прежде всего в силу п. 1 и п. 8 ст. 2 действие данного закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в объекты гражданских прав, за исключением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ. На практике это означает, что контролю подлежит только приобретение долей в обществе, инвестиции же в иные объекты гражданских прав (например, в недвижимость, числящуюся на балансе общества) могут осуществляться в установленном общем порядке. Под действие закона также не подпадают сделки, совершенные до его вступления в силу, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями, урегулированные другими федеральными законами или международными договорами. Кроме того, законом не регулируются отношения, при которых в уставных капиталах обществ стратегического значения доля (вклад) государства составляет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала таких обществ, и государство имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества вышеуказанных голосов.

• с совершением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, сделок с долями, составляющими уставный капитал стратегического общества с ограниченной ответственностью;
• с установлением контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над такими обществами.

Следует добавить, что к сделкам по установлению контроля иностранного инвестора в отношении обществ стратегического значения также относятся сделки в отношении третьих лиц. Вы всегда можете обратиться за помощью в юридическом сопровождении сделок.

В связи с этим кроме перечисленных оснований законом предусмотрено предварительное согласование сделок в отношении геологоразведочных предприятий с иностранными инвесторами, которые контролируются своим государством — государственными учреждениями, международными организациями или находящимися под их контролем организациями. Разрешение потребуется в том случае, если в результате сделки они приобретают;

• право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) российского хозяйственного общества;
• иную возможность блокировать его решения.

Если приобретается доля в компании-недропользователе, разрабатывающей стратегическое месторождение, то разрешение придется получать даже на покупку 10-процентного пакета.

Следует особо отметить, что все другие подобные сделки с международными организациями, иностранными государствами или находящимися под их контролем организациями запрещены2.

На практике это может создать повод для пересмотра сделок, совершенных такой организацией, в связи с длительным процессом перемены статуса. В качестве примера можно привести дело № КА-А40/7197–04 (Постановление ФАС Московского округа от 25.08.2004 № КА-А40/7197–04). Суть судебного разбирательства состояла в оспаривании решения таможни о взыскании таможенных платежей в связи с реорганизацией компании с иностранными инвестициями в форме присоединения к российской организации. Однако суд оставил решение таможенных органов в силе, поскольку иностранный участник продал свою долю в обществе, результатом чего и стала реорганизация. Таким образом, компания потеряла свой статус организации с иностранными инвестициями с момента регистрации ее присоединения к российскому обществу.

Участки недр, имеющие федеральное значение

Конкретный перечень участков недр определяется государственным фондом недр в порядке предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 № 823.

В эту же категорию входят и участки недр, являющиеся участками недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа России.

Пунктом 2 статьи 1 данного закона предусмотрено, что к внутренним морским водам относятся воды:

• определение территориального моря применяется также ко всем островам России;
• внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации;
• внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря ;
• на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет России с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море .

Обеспечение безопасности государства

Судебная практика

Суд удовлетворил исковые требования на том основании, что в силу ст. 166 ГК РФ ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения независимо от признания ее таковой судом.

Действие данного закона не распространяется на сделки, совершенные до дня вступления в силу закона. Как было установлено судом, указанный закон вступил в силу и действовал на момент направления обязательного предложения и совершения оспариваемой сделки.

При невыполнении вышеуказанного требования этот иностранный инвестор в судебном порядке по иску уполномоченного органа лишается права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, и принадлежащие этому иностранному инвестору голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) общества и подсчете голосов на общем собрании.

Рекомендации иностранному инвестору

В случае открытия месторождения подпадающего под критерии участка недр федерального значения компанией с иностранным участием существует вероятность отказа в выдаче разрешения. При этом определение объема извлекаемых запасов и факт открытия участка недр федерального значения устанавливается на основании заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, которая проводится по результатам геологического изучения, проведенного недропользователем. В результате расчеты запасов, которые делались на предварительных этапах, могут сильно разойтись с оценкой государственной экспертизы. Поэтому иностранному инвестору предстоит нести дополнительные риски, а находка крупных месторождений становится невыгодной.

Однако эти механизмы все-таки есть, и они заключаются в том, что иностранные инвестиции в некоторые стратегически значимые сферы экономики остались не урегулированными нормами закона. Вне сферы действия ФЗ оказались субъекты естественных локальных монополий в сфере общедоступной связи и почты, монополисты в сфере передачи тепловой и электроэнергии, а также Интернет-провайдеры. Таким образом, государство либо подталкивает инвесторов к вложениям в менее прибыльные или менее развитые отрасли, либо не считает эти отрасли стратегическими, перекладывая решения по этим вопросам на плечи региональных властей.

Подводя итог, можно сказать, что требования, предъявляемые к иностранным инвесторам, вполне реализуемы, несмотря на все описанные в настоящей работе сложности. Как оказалось, сама возможность и эффективность работы зарубежных партнеров на участках недр федерального значения напрямую зависят от понимания и точного соблюдения норм и правил, указанных в законодательстве.

Следует помнить, что определенные иностранные вложения в общества или иные объекты гражданских прав, считающиеся стратегическими, потребуют от инвестора предварительного государственного согласования. Кроме того, при совершении сделки, влекущей установление контроля над хозяйственным обществом стратегического значения, иностранный инвестор будет обязан подать ходатайство о согласовании установления контроля. Наконец, при определенных условиях иностранному инвестору может быть отказано в пользовании участков недр федерального значения.

Читайте также: