Кп как отрасль права кп как наука

Обновлено: 02.07.2024

Предмет науки – то, на что направлена мысль в процессе изучения определенной сферы действительности, объективные закономерности, отраженные в системе теоретических понятий соотв науки.

Предмет науки КП – понятие КП – предельная и наиболее конкретная категория этой науки, которая раскрывается через системное познание объектов конст-прав действительности.

Объект изучения КП:

Объект науки – это то, что она изучает, познавая свой предмет.

Объект науки КП – соответствующая отрасль национального права, составляющие ее нормы и институты, а также конст-прав отношения.

1.Современное государство и его конституционно-правовые характеристики (государство – носитель государственной (публичной) власти)

2. Гражданское общество. Носитель гражданских свобод.

3. Личность. Тоже носитель гражданских свобод.

· Во взаимосвязи и взаимодействии

· С наиболее важных, принципиальных сторон

· Через их нормативное закрепление

Система науки КП

Система науки КП – это отличающееся единством и целостностью взаимосвязанное упорядоченное знание о предмете и объектах изучения данной науки, структурированное в соответствии с ее познавательными и практическими задачами.

1. Общее конституционное право, т.е. это общая теория конституционного права современного государства.

2.Особенное конституционное право:

А) КП отдельного государства

Б) КП групп государства (Европейский союз, СНГ, латиноамериканские государства)

Можно выделить в системе науки структурные части различной сложности по их строению:

· Простые компоненты (понятия и категории)

· Сложноорганизованные теоретические построения (принципы, концепции, теории, научные подотрасли и дисциплины)

1)Критерий: уровень обобщения материала об изучаемых объектах и характер нормативной ориентации знания

· Общее КП (выявляет то схожее в конст-правовой теории и практике различных стран, что позволяет подняться над национальными правовыми системами и создать общую теорию КП современного государства)

· Особенное КП (привязано к национальному КП, которое оно изучает с позиции общей теории и в связи с особенностями конст-прав практики конкретного гос-ва)

· Знания о конст праве как отрасли и науке

· Конст-прав основы устройства общества и государства

· Основы правового положения личности

· Политико-территориальная организация публичной власти

· Система гос органов и их конст-прав статус

Критерий – статусные характеристики субъектов конст-прав отношений

· Конст-прав статус личности

· Конст-прав статус институтов об-ва

· Конст-прав статус гос-ва

Методы науки КП.

Методология – это учение о путях, принципах построения и применения теории, отражающее специфику предмета познания.

Методология науки КП: мировоззренческий и методический компоненты.

· Мировоззренческий компонент – связан с идеологическими убеждениями ученого, в частности философской основой, на которую опирается в выборе пути познания конст-прав явлений и процессов, а также соц-полит направленностью взглядов.

· Методический компонент – раскрывает, как осуществляется познание предмета этой науки, какие специальные правила и способы получения конст-прав знания при этом используются.

Комплексно также используются:

Факторы влияющие на развитие науки КП

1.Учения общественно-политической мысли. Выдающиеся личности и ученые о том каким должно быть государство, как оно должно быть устроено, все это оформляется в учения.

2. Споры различных юридических школ. Имеется ввиду направленность школ: позитивистская, нормативистская (Ганский)

3. Политический режим. Идеологический фактор влияет достаточно активно.

Дореволюционные авторы – Градовский, Шершеневич, Кокошкин, Чичерин (О народном представительстве).

Место науки конституционного права в системе юридического знания

· В национальной правовой системе конституционное (государственное) право занимает ведущее место, поскольку его нормы регулируют отношения власти и закрепляют основы правового положения человека в государстве и обществе

· Характеризуется как основополагающая, базовая отрасль национального права, поскольку в конституционно-правовых нормах формулируются и приобретают правовой смысл принципы и основополагающие идеи, на основе которых строится законодательство других отраслей права.

2. Конституционное право как отрасль праваэто отрасль национального права, нормы которого закрепляют основные начала устройства государства и общества, основы правового положения личности в государстве, формализуемые в статусных характеристиках субъектов конституционно-правовых отношений.

Конституционное право – это отрасль публичного права.

Признаки отрасли права:

· Предмет правового регулирования

· Метод правового регулирования

· Наличие собственного законодательства (источников)

КП – это отрасль публичного права

Элементы публичности в КП:

1.Одна сторона (всегда) - Государство или его представители

2. Стороны, как правило, не равноправны

Исключения (т.е. когда возможно равноправие):

А) отношения субъектов федерации с федерацией. Субъекты между собой равноправны. Отношение как правило основаны на договоре (о разграничении компетенции между федерацией и субъектом)

Б) Между государством и церковью. Например в Итальянской конституции есть нормы определяющие, что отношения между церковью и государством должны основываться на договоре;

3. КП отношения на основе отношения подчинения - Властеотношения.

4. Императивность (власть устанавливает императивы поведения через гос органы)

1. Понятие КП как отрасли права и его место в системе российского права.

3. Метод конституционно-правового регулирования (КПР)

4. Конституционно-правовые нормы (КПН)

5. Конституционно-правовые отношения (КПО)

6. Система КП. Подотрасли КП и конституционно-правовые институты (КПИ)

Понятие КП как отрасли права и его место в системе российского права

1. КП как юридическая наука – система научных знаний об отрасли КП.

2. КП как учебная дисциплина – часть науки КП, содержащей материал, необходимый для овладения обучаемыми сведений, составляющих содержание предмета отрасли КП.

3. КП как отрасль права – 1. ядро всей системы права и занимает ведущее положение среди всех отраслей российского права, 2. КП охватывает своим регулированием общественные отношения, имеющие важнейшее значение для общества и государства в целом, 3. КП содержит правовой материал, являющийся исходным при формировании юридических режимов всех остальных отраслей права, 4. КП имеет системообразующее значение в рамках российского права, 5. Центральное место в КП в системе российского права носит объективный характер, обусловленный наличием большой группы общественных отношений, которые никакая другая отрасль права регулировать не может.

КП как отрасль права – совокупность КПН, регламентирующих КПО.

Предмет КП:

1. Основы конституционного строя (ОКС)

2. Основы правового положения личности (ОППЛ)

3. Территориальная организация государства

4. Система органов в государстве

Предметом КП являются регулируемые КПН ОКС, ОППЛ, территориальная организация гос-ва, система органов в гос-ве.

Метод КПР – совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет КП.

Особенности метода КПР:

1. С помощью КПР закрепляются главные, коренные принципы и положения, определяющие развитие политической, социальной, экономической и духовной жизни общества.

2. На основе использования метода КПР защита общественных интересов обеспечивается на максимально высоком уровне.

3. Общественные отношения, составляющие предмет КП, закрепляются в наиболее обобщенном виде.

4. Целостное регулирование КПО (в то время как другие отрасли права регулируют лишь отдельные стороны общественной жизни)

5. Сочетание непосредственного, прямого регулирования КПО с опосредованным действием КПН.

Конституционно-правовые нормы (КПН) – юридические нормы, регулирующие КПО. Как и другие нормы права они исходят от гос-ва, являются общеобязательными, формально-определенными, охраняются и обеспечиваются гос-вом.

Кроме общих признаков КПН имеют особенности:

1. Конституционный характер

2. Определяющий характер

3. Программный характер

4. Структурные особенности

Виды КПН: (самостоятельно из учебника)

КПО – общественные отношения, регулируемые КПН

1. Содержание – права и обязанности участников КПО

2. Субъекты – участники КПО

3. Объекты – предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения.

Система КП. Подотрасли и КПИ.

Система КП – научно обоснованное и последовательно распределение КПН на определенные группы.

Система КП (с точки зрения профессора Кокотова А.Н.):

1. Государственное право в единстве с муниципальным правом

2. Гражданско-публичное право

1. Парламентское право

2. Право верховного управления

3. Избирательное право и право референдумов

4. Конституционно-судебное право

5. Прокурорско-надзорное право

6. КПИ государственно-территориального устройства

1. КПН гражданства, статуса иностранных граждан

2. Право социальных общностей (народов, этносов)

3. Право общественных объединений и политических партий

4. Внутриорганизационное право общественных объединений

5. Конфессионально-публичное право

6. Церковное право

7. Право средств массовых информаций

8. Другие институты

Подотрасли КП (профессор Саликов М.С.):

1. Избирательное право

2. Парламентское право

3. Конституционно-судебное право

2. КПИ Основных прав, свобод и обязанностей

3. КПИ Гражданства

4. КПИ Статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

5. КПИ Федеративного устройства

6. КПИ Президентства

7. КПИ Исполнительной власти

8. КПИ Судебной власти

9. КПИ Основ местного самоуправления

Источники Конституционного права

1. Понятие и виды источников отрасли. Конституционные источники.

2. Законодательные источники.

3. Подзаконные источники.

4. Судебные источники.

5. Договорные источники.

6. Международные источники.

7. Локальные источники

Конституционные источники:

1. Конституция Российской Федерации

2. Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации

Законодательные источники:

1. Законы о поправках к Конституции РФ (ЗОП)

4. Законы СССР и РСФСР

5. Региональные законы (РЗ)

6. РЗ о поправках к конституциям (уставам) субъектов РФ.

Чем отличается ФКЗ от ФЗ:

1. Обладает более высокой юридической силой (ч. 3 ст.76 Конституции РФ)

2. Принимается по более сложной процедуре (ч.2 ст.108 Конституции РФ)

3. Принимаются только по вопросам, предусмотренным в Конституции РФ (ч.1 ст.108 Конституции РФ)

4. Президент РФ не вправе применить по отношению к ним право вето (ч.3 ст.107 Конституции РФ)

Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990

Декларация о языках народов России 25.10.1991

Декларация прав человека и гражданина от 22.11.1991

Подзаконные источники:

1. Нормативные указы и распоряжения Президента РФ

2. Постановления Правительства РФ

3. Акты федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)

1. Акты высших должностных лиц (ВДЛ) субъектов РФ

2. Акты высших органов исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ

3. Акты иных ОИВ субъектов РФ (департаментов, управлений …)

Судебные источники:

Федеральные – решения КС РФ

Региональные – решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Договорные источники:

ФЕДЕРАТИВНЫХ ДОГОВОРОВ ТРИ. В 1992 году в Конституцию РСФСР 1978 г. были включены три федеративных договора. Именно поэтому книга Конституции в 1992 году стала намного толще.

1. Вертикальные договоры и соглашения (когда одной из сторон является федеральный центр, а другой – субъект)

2. Горизонтальные договоры и соглашения

Договоры о прекращении действия Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и ОГВ субъектов.

Международные источники (ч.4 ст.15 Конституции РФ): общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанными принципами МП следует понимать основополагающие императивные нормы МП, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств привел Пленум ВС в постановлении от 10.10.2003

Под общепризнанной нормой МП следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание общепризнанных принципов и норм МП может раскрываться, в частности, в документах ООН и её специализированных учреждений.

МД могут заключаться от имени РФ (Межгосударственные договоры), Правительства РФ (Межправительственные договоры), ФОИВ (Межведомственные договоры).

Всеобщая Декларация прав человека 10.12.1948

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и протоколы к ней

Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966 и Факультативный протокол к нему

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966

Локальные источники: нормативные акты (НА) органов местного самоуправления (ОМС), регулирующие КПО.

Уставы муниципальных образований

Положения об ОМС, их структурных подразделениях

Акты, расширяющие права и свободы граждан, проживающих на соответствующей территории, устанавливающие их гарантии.

2. План лекции

1. Конституционное право как отрасль права: понятие;
предмет и методы правового регулирования; место в системе
российского права.
2. Система конституционного права как отрасли
3. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности,
виды.
4. Источники конституционного права.
5. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды,
структура (субъекты, объекты, содержание).
6. Наука конституционного права: понятие, предмет,
методология, источники.
7. Конституции в истории России, их основные черты
(самостоят. изучение)
8. Разработка, принятие и вступление в силу Конституции РФ
(самостоят.изучение)
9. Свойства, структура, функции Конституции РФ 1993 г.
Виды конституций

3. 1. Конституционное право как отрасль права: понятие; предмет и методы правового регулирования; место в системе российского

права.
Государственное
право
В узком смысле –
содержание
Советской
Конституции
В широком смысле уголовное,
административное,
судебное,
гражданское и
международное
право

4. Предмет конституционного права как отрасли

Классификация Е. И. Козловой
1)
общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано
2)
3)
4)
устройство государства и общества, и выражающие качественную
характеристику государства: суверенитет, форму правления, форму
государственного устройства, субъекты государственной власти и способы
ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической
системы общества;
общественные отношения, связанные с установлением допускаемых и
охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав
собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда,
провозглашения определенной системы обеспечения социальных
потребностей членов общества в области образования, культуры, науки,
охраны природы, здоровья и т.п.;
общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений
человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие
положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также
основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и
гражданина;
сфера отношений между Федерацией и ее субъектами, регулирование
отношений, связанных с основными принципами системы органов
государственной власти и системы органов местного самоуправления, а
также регулирование сферы отношений, связанных с законодательными
(представительными) органами государственной власти и органами
местного самоуправления.

М. В. Баглай придерживается точки зрения,
согласно которой предмет конституционного
права охватывает две основные сферы
общественных отношений:
а) охраны прав и свобод человека (отношения между
человеком и государством);
б) устройства государства и государственной власти
(властеотношения).

6. Определение КП как отрасли

КП - это ведущая отрасль российского права,
представляющая собой совокупность правовых норм,
закрепляющих основы конституционного строя,
основы правового статуса человека и гражданина,
федеративное устройство, систему органов
государственной власти и систему местного
самоуправления.
КП– это совокупность правовых норм, регулирующих
публичные отношения, определяющие общественный
и государственный строй, положение личности в
государстве, а также принципы взаимоотношений
личности и государства.

7. Методы КП как отрасли права

Методы правового регулирования общественных отношений – это
совокупность правовых приемов воздействия на общественные
отношения, применяемых при регулировании этих отношений.
Предписание (позитивное обязывание) - это такой способ правового
регулирования общественных отношений, который выражается в
возложении соответствующей правовой нормой прямой юридической
обязанности совершить определенное юридически значимое действие
в условиях, предусмотренных данной нормой.
Дозволение - это разрешение совершить те или иные юридически
значимые действия либо воздержаться от их совершения по своему
усмотрению. Для дозволения характерны усмотрение и мера
юридических возможностей. Дозволение предполагает возможность
выбора варианта собственного поведения.
Сущность запрета состоит в возложении на субъекта юридической
обязанности
воздержаться
от
совершения
определенных
юридически значимых действий. Запрет характеризуется
категоричностью и непререкаемостью.

8. Отличительные признаки конституционно-правовых норм

Отличительные признаки конституционноправовых норм
особый характер сферы общественных отношений, на
регулирование которой направлены нормы.
особый характер источников права, в которых они
выражены.
значительно больше, чем в других отраслях,
общерегулятивных норм, а не норм конкретно
регулирующего характера.
учредительный характер предписаний, содержащихся в
нормах конституционного права.
особый механизм реализации норм.
специфический характер субъектов, на регулирование
отношений которых обращены нормы.
особенности структуры норм.

9. Классификации норм КП

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
По степени определенности содержащихся в них
предписаний: диспозитивные и императивные;
По назначению в механизме правового
регулирования: материальные и процессуальные;
По юридической силе;
По территории действия: федеральные,
региональные, местные;
По времени действия: постоянные, временные;
По содержанию, т.е. по кругу регулируемых
общественных отношений: федеративное устр-во,
статус человека и гражданина, органы гос-й власти и
др.;
По характеру содержащегося предписания:
управомочивающие, обязывающие и запрещающие;
По субъектам правотворчества: народ, законодат-й
орган, Президент и др.

10. 29 ноября 2007 г. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании

11. Источники КП как отрасли права

К федеральным источникам конституционного права относятся:
- Конституция РФ, принята 12.12. 1993 г., вступила в силу 25.12.1993
(с момента публикации в Российской газете);
- законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ;
- общепризнанные принципы и нормы международного права;
- международные договоры Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы, содержащие конституционно-правовые
нормы;
- акты Президента РФ;
- акты Правительства РФ;
- нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ;
- отдельные законодательные акты Союза ССР.

12. Отличия ФКЗ от ФЗ

- обладают более высокой юридической силой;
- принимаются по более сложной процедуре (2/3
голосов от общего числа депутатов ГД, 3/4 голосов
от общего числа членов СФ);
- глава государства не вправе применить по
отношению к ним вето;
- принимаются только по вопросам,
предусмотренным в КРФ;
- принимаются только по предметам ведения РФ.

13. Статья 15 Конституции РФ

ч.
3.
Законы
подлежат
официальному
опубликованию. Неопубликованные законы не
применяются. Любые нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, не могут применяться, если
они не опубликованы официально для всеобщего
сведения.
ч.4.
Общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры
Российской Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора.

14. Постановление КСРФ от 14 июля 2015 г. № 21-П

ни Конвенция о защите прав человека и основных
свобод как международный договор РФ, ни
основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ,
содержащие
оценки
национального
законодательства либо касающиеся необходимости
изменения его положений, не отменяют для
российской правовой системы приоритет КРФ и
потому подлежат реализации в рамках этой системы
только
при
условии
признания
высшей
юридической силы именно КРФ.
Россия может в порядке исключения отступить от
выполнения возлагаемых на нее обязательств, когда
такое
отступление
является
единственно
возможным
способом
избежать
нарушения
основополагающих принципов и норм КРФ.

15. Постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5 (в ред. от 5 марта 2013 г. №4) «О применении судами общей юрисдикции

К числу федерально-региональных источников
конституционного права относятся предусмотренные КРФ
договоры между федеральными органами власти и органами
власти субъектов РФ, содержащие конституционно-правовые
нормы (ч. 3 ст. 11, ч. ч. 2 и 3 ст. 78).
Источники конституционного права на уровне субъекта
Российской Федерации:
- конституции республик в составе РФ и уставы других субъектов
РФ;
- законы субъектов РФ, содержащие конституционно-правовые
нормы;
- правовые акты органов власти субъектов РФ;
- договоры и соглашения, заключенные между субъектами РФ.
Муниципальный уровень источников КП:
- уставы муниципальных образований;
- НПА органов местного самоуправления;
- соглашения, заключенные между муниципальными
образованиями.

17. Субъектами конституционно-правовых отношений в Российской Федерации являются:

- индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без
гражданства, обладающие конституционными правами и
свободами на территории данной страны;
- общности людей: народ данной страны, которому принадлежит
вся государственная власть; народы субъектов Федерации;
население муниципальных образований;
- государство, обладающее суверенитетом на всей своей
территории и независимостью в отношениях с другими
государствами;
- государственно-территориальные образования, являющиеся
составными частями Федерации и обладающие законодательновластными полномочиями;
- органы государственной власти, органы местного управления;
- общественные объединения, политические партии, профсоюзы,
религиозные объединения и др.

18. Наука конституционного права

Наука это совокупность знаний, теорий, идей о КП
как отрасли права.
Предмет науки КП:
- нормы КП, составляющие в совокупности отрасль
права;
- регулируемые этими нормами общественные
отношения.
Функции КП как науки: познавательная,
практическая, прогностическая.
Источники науки шире, чем отрасли.
Методы: историко-правовой, сравнительно-правовой,
статический, сравнительного государствоведения,
системый и т.д.

19. Конституции в истории России

Конституция РСФСР 1918 г.
Конституция РСФСР 1925 г.
Конституция РСФСР 1937 г.
Конституция РСФСР 1978 г.
Конституция РСФСР 1993 г.

20. Конституция РСФСР 1918 г.

21. Конституция РСФСР 1925 г.

закрепила факт вхождения РСФСР в состав СССР
вся власть Советам рабочих, крестьянских, казачьих
и красноармейских депутатов
в отличие от Конституции 1918 г. не включила в свой
текст
Декларацию
прав
трудящегося
и
эксплуатируемого народа
РСФСР - федеративное государство с автономными
образованиями (республики и области)
допускала возможность лишения отдельных лиц и
даже групп населения прав, если они пользуются
ими в ущерб интересам социалистической
революции.

22. Конституция РСФСР 1937 г.

23. Конституция РСФСР 1978 г.

- ст.6 закрепляла руководящую роль КПСС
- закреплено право на охрану здоровья, право на
жилище, свобода творчества
- обязанности беречь природу и сохранять ее
богатства; всеобщее среднее образование;
обязанность уважать национальное достоинство
других граждан; укреплять дружбу наций и
народностей
- с 1989 г. в Конституцию 1978 г. было внесено более
300 поправок (учреждение поста Президента РФ и
Конституционного Суда; признание частной
собственности; разделение властей, местное
самоуправление, политический плюрализм и др.)

24. Принятие Конституции РФ 1993 г.

25. Структура Конституции РФ 1993 г.

Преамбула
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—
64)
Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)
Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр
Конституции (статьи 134—137)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения

27. К чертам Конституции относятся:

особый субъект принятия;
конституция - это акт учредительной
власти;
конституция представляет собой сочетание
программных и нормативных элементов;
всеохватывающий характер;
существуют особые юридические свойства.

28. Свойства Конституции:

верховенство конституции;
высшая юридическая сила;
ядро правовой системы;
стабильность конституции, что
подкрепляется особым порядком
(процедурой) ее принятия и изменения;
прямое действие.

29. Функции раскрывают социальное назначение конституции и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные

отношения
1. Юридическая функция Конституции РФ заключается в том, что
она, будучи базовым законом, является важнейшим источником
права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат
в основе всей системы правового регулирования.
2. Политическая функция заключается в том, что политический
процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы,
осуществляется на основе правил, установленных конституцией.
3. Идеологическая функция заключается в том, что она выступает
средством идеологического воздействия. Конституция РФ играет
большую
воспитательную
роль,
устанавливая
принципы
взаимоотношений государства и человека, государства и общества,
основанные
на
их
взаимной
ответственности.
Наличие
идеологической функции нельзя отождествлять с государственной
идеологией.
4. Системообразующая функция заключается в том, что
Конституция РФ служит организующим звеном нормативной
составляющей
правовой
системы,
обеспечивает
ее
сбалансированность.

30. Виды конституций


Конституционное право это общая часть национального права. Регулирует основные черты политической системы и социально-экономической системы.

Против этого: 1)Тогда нет самостоятельного предмета у КП 2) Раз КП общая часть для разных отраслей, то его нормы более чем в одной отрасли, а это недопустимо 3) Конституционное право отождествляется с Конституцией, как общей нормой.

Отношения, связанные с организацией системы гос. органов и взаимоотношения личности и государства.

Политические отношения регулирует. Не ясно что раньше – сами отношения или их правовая форма.

Социологический подход в КП говорит что право лишь закрепляет отношения, а например при перевороте может право разрушаться отношениями.

Но многие принципы КП (верховенства права, правового государства) требует ограничения гос. органов правом.

конституционное право регулирует форму, порядок, процесс осуществления власти, а также содержание властной деятельности, устанавливая пределы властных полномочий и обязанности государства.

Кроме того оно регулирует ограничение проникновения власти в разные сферы общественных отношений.

Метод КП

Основной метод императивный, но есть диспозитивные начала.

Это общий режим правового регулирования – совокупность принципов и презумпций и особенностей правовых норм, которые рассматриваются ниже.

Нормы КП

Особенности: абстрактность – регулирование на уровне норм-принципов, усечённость состава – нет санкции, иногда гипотезы.

Абстрактность – признак высокой юридической техники и проблемы с применением, так как необходимо толкование.

Но в основном абстрактны только нормы конституции. А нормы принципы они не только в общем предписывают как регулировать отношения специальным нормам, но и могут регулировать отношения, если нет специальной нормы

Также есть правовые презумпции.

Презумпция непротиворечивости внутри НПА. Презумпция соответствия низшего НПА высшему.

Презумпция того, что гражданам разрешено всё что не запрещено, а гос. органам запрещено всё что не разрешено.

САНКЦИИ следует искать в нормах других отраслей.

КП отношения

Общество не субъект КП отношений, так как оно не может нести права и обязанности, как субъект.

Насчёт народа дискуссии. Он упоминается в нормах принципах, т.е. его права и обязанности напрямую не определены. Так же нет пространственных границ и невозможно распространение на него конкретных норм.

В КП государство это отдельный субъект, а не его органы как везде.

Так же территориальные образования обладающие признаком государства – территорией, населением, властью. Это субъекты федерации, но не административно территориальные образования (районы, округа), так как они сделаны, чтоб облегчить управление субъекту федерации.

В КП юридические лица рассматриваются как субъекты, как объединения граждан для реализации их прав. При этом гражданская правосубъектность не является обязательным условием конституционной правосубъектности. Можно рассмотреть юр. лицо как объединение (право на объединение) но без регистрации как юр. лицо в ЕГРЮЛ.

Структура отрасли КП

Не выделяется общая часть и особенная.

Нормы делятся на:

1) Гражданско-публичные – там всякие права граждан, их статусы (беженцы, переселенцы), гражданство, специальные правовые режимы (военное чрезвычайное положение)

2) Государственное право – установление системы органов гос. власти, их функций, полномочий, взаимодействия между ними.

Хотя многие отождествляют термины государственного и конституционного права.

Место КП в системе отраслей права

Ведущая или базовая в правовой системе:

Потому что регулирует так или иначе все сферы общественных отношений и кроме того устанавливает процедуры, по установлению иных норм иных отраслей.

Наряду с административным регулирует отношения по поводу осуществления государственной власти. При это в отличие от административного оно регулирует отношения между субъектами не имеющими прямого подчинения, а так же между государством и гражданами в целом.

Источники КП. Особенности источников КП РФ

Источники – формы в которых находит внешнее выражение содержание норм КП

НПА – важнейший и многочисленный вид источника:

1) НПА федерального уровня. Конституция, ФКЗ, ФЗ акты Президента, Правительства, ФС, а также акты центризбиркома.

2) НПА уровня субъектов федерации – конституции (уставы) уставы субъектов, законы субъектов, нормативные акты высшего должностного лица субъекта, высшего исполнительного органа, или избиркома уровня субъекта.

3) Нормативно-правовые акты муниципального уровня – уставы муниципальных образований, иные муниципальные НПА. Акты избирательных комиссий муниципальных образований.

Но из такой классификации выпадают источники, которые нельзя отнести к НПА. Конституционно-правовые нормативные договоры, акты судебного нормотворчества (спорно), конституционно-правовые обычаи, международные принципы, нормы, акты имеющие наднациональную, международно правовую природу, включённые в систему законов РФ.

Читайте также: