Коррупция в овд возможно ли преодоление

Обновлено: 16.05.2024

Невозможно представить себе развитие демократического государства в таких условиях, когда права и свободы человека нарушаются теми, кто их должен защищать. Непосредственно приближенными к населению правоохранительными органами являются структурные подразделения органов внутренних дел. Противодействуя преступности и правонарушениям, сотрудники полиции работают в непосредственном контакте с населением. Граждане, видя сотрудников органов внутренних дел при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка и контроля за соблюдением правил дорожного движения, формируют мнение о работе всего министерства внутренних дел [2. С. 30].

В настоящее время корыстные преступления сотрудников органов внутренних дел являются одним из факторов, препятствующих успешному достижению поставленных Президентом России перед Министерством внутренних дел Российской Федерации задач по борьбе с преступностью и охране правопорядка, а также представляют собой серьезную социальную проблему, затрагивающую различные стороны жизни деятельности всего нашего общества и государства.

Коррупцию в органах внутренних дел можно определить, как массовое, системное явление, обусловленное уровнем развития российского общества и показателя коррупции в нем, выражающееся в использовании сотрудниками органов внутренних дел своего служебного положения вопреки интересам службы, наносящее урон авторитету органам внутренних дел, с целью получения выгоды материального или нематериального характера [3. С. 238].

Преступления совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, крайне негативно влияют на результаты борьбы с преступностью в целом, порождают недоверие к правоохранительным органам со стороны населения, отрицательно сказываются на отношении граждан к государственной власти [4. С. 32].

Доля преступлений коррупционной направленности в правоохранительных структурах остается стабильно устойчивой как в целом по Российской Федерации, так и по регионам. На основании статистических данных по Хабаровскому краю можно отметить рост преступлений коррупционной направленности, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, которые выражены в злоупотреблении служебным положением, превышении должностных полномочий, взяточничестве, вымогательстве, мошенничестве и других корыстных проявлениях. По данным следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю, представленным на пресс-конференции посвященной борьбе с коррупцией за неполный 2014 год комитетом возбуждено 196 уголовных дел коррупционной направленности. Из них:

В указанный период в суд направлены дела о 54 преступлениях коррупционной направленности в отношении 19 должностных лиц УМВД России по Хабаровскому краю, большинство из которых сотрудники подразделений УГИБДД. В качестве примера приведем расследование уголовных дел в отношении шести сотрудников ГИБДД УМВД России по Хабаровску. Они обвиняются в совершении 24 преступлений (получение взятки, ч. 3 ст. 290 УК РФ). Инспекторы на Амурском мосту получали от водителей деньги за не составление протоколов об административных правонарушениях. Сумма каждой взятки выбиралась в зависимости от тяжести нарушения и составляла от 500 рублей до 30 тыс. рублей.

За 11 месяцев 2015 года в Хабаровском крае расследованы и направлены в суд 211 преступлений коррупционной направленности. Почти 84% преступлений - это преступления против государственной власти, а именно дача и получение взятки, служебный подлог, превышение полномочий, коммерческий подкуп и другие. Что касается получения взяток, так же чаще всего фигурантами оказываются сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения. Так, сотрудники ОГИБДД ОМВД РФ по Верхнебуреинскому району подозреваются в получении нескольких взяток за незаконную выдачу водительских удостоверений гражданам. На самом деле, люди водительские курсы не посещали, на занятиях не присутствовали, экзамены не сдавали. Еще одного сотрудника ДПС ГИБДД УМВД России по Хабаровску привлекли к уголовной ответственности за мошенничество в сфере страхования, он оформлял лже-ДТП (ч.3 ст. 159.5 УК РФ). В результате страховые компании были вынуждены выплатить якобы пострадавшим свыше 640 тыс. рублей [5].

Данные преступления не только существенно нарушают охраняемые законом интересы общества и государства, дискредитируют органы внутренних дел и все правоохранительные органы в целом, но и влекут за собой нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, так или иначе оказавшихся в сфере преступного посягательства.

Положительный эффект выявления, а, следовательно, и противодействия коррупционным проявлениям в органах внутренних дел дают меры, связанные:

- с использованием гражданами международной глобальной сети Интернет для опубликования материалов и доказательств о совершенных противоправных действиях сотрудниками органов внутренних дел;

Пилотажный анализ статистики по коррупционным преступлениям свидетельствует о недостаточной результативности существующих уголовно-правовых средств по предупреждению коррупции в органах внутренних дел.

Для снижения уровня совершения корыстных преступлений в рядах сотрудников органов внутренних дел необходимо принимать конструктивные меры по предупреждению и усилению уголовно-правовых мер противодействия коррупционным проявлениям. На данный аспект обращает внимание и Президент Российской Федерации, в публичном выступлении высказавшийся за ужесточение ответственности за коррупционные преступления в органах государственной власти. В государственной думе находится на обсуждении проект закона о более эффективном применении такой меры уголовно-правового характера как конфискация имущества (Глава 15.1 УК РФ).

Указанная уголовно-правовая норма не предусматривает конфискацию за мошенничество, кражу, присвоение или растрату, вымогательство, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий, служебный подлог, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и другие корыстные преступления. В целях оптимизации механизма противодействия коррупционным проявлениям в сфере осуществления государственной власти предлагается рассмотреть в качестве иной меры уголовно- правового характера обязательную полную конфискацию незаконно нажитого имущества или имущества в отношение которого чиновник не может объяснить законность приобретения.

Подытоживая, отметим, что изучение проблемы уголовно-правовой и криминологической борьбы с корыстными преступлениями, совершаемыми в сфере осуществления государственной власти, в частности сотрудниками органов внутренних дел, не теряет актуальности, требует дальнейшего исследования, обсуждения положительного опыта его анализа и реализации в законодательной и правоприменительной практике.

Список литературы

1. Абубакиров Ф.М. К вопросу о принципе справедливости в уголовном законодательстве // Российский судья № 5. 2015. С. 35.

2. Байрамкулов А.М. Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел за преступления, совершаемые при исполнении служебных обязанностей: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право / А.М. Байрамкулов; науч. рук. Н.А. Лопашенко. - Саратов, 2014. 30 с.

3. Занина Т.М., Позднякова Е. В. К вопросу о коррупции в органах внутренних дел // Общество и право. 2009. № 3. С. 238 - 241.

4. Смирнов, А.Ю. Корыстные должностные преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел: уголовно-правовая и криминологическая характеристики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право / А.Ю. Смирнов; науч. рук. А.П. Спиридонов. - Томск, 2010. - 32 с.


В данной статье автором рассматриваются кадровые и организационные меры, направленные на предупреждение распространения коррупции в правоохранительных органах. На примере органов внутренних дел автор формирует ряд предложений по совершенствованию кадровой политики, а также принятию управленческих решений, которые позволят если не искоренить, то хотя бы уменьшить количество коррупционных правонарушений.

Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, кадровая политика, коррупционная преступность, правонарушение, профилактика коррупции, предупреждение коррупции.

Помимо политических, социально-экономических и финансовых мер профилактики коррупционной преступности в органах внутренних дел, важное значение имеют организационные и кадровые меры.

Уже начиная с обучения в вузе, несомненно, существует необходимость формирования антикоррупционного поведения у обучающихся.

Формирование персонифицированного понимания коррупционного поведения следует оценивать как систематический процесс, включенный в каждодневную учебную деятельность. Таковое стоит реализовывать формальным и неформальным способами. Формальное воспитание представляет собой включение в общеобразовательные программы вуза антикоррупционного воспитания. Неформальное же воспитание подразумевает непосредственно мероприятия по патриотическому воспитанию, экскурсии, конференции, разные виды внеучебной практики.

Антикоррупционное воспитание в высшем образовательном учреждении МВД России, несомненно, является одним из самых важных направлений антикоррупционной стратегии государства, способствующим формированию у молодых сотрудников органов внутренних дел понимания, что коррупция является недопустимым и противоречащим нормам морали деянием, а также неприятия к коррупционным преступлениям.

После обучения в высшем учебном заведении граждане планируют устроиться, непосредственно, на службу и здесь уже сразу должны реализовываться меры профилактики коррупционной преступности.

Во-первых, должно быть улучшено качество отбора кадров, где главными качествами для приема на службу должны быть высокие нравственные установки и повышенная стойкость и выдержка. Недопустимо принимать граждан на службу по признаку родственных связей, за дачу взятки, а также лиц, преследующих корыстные цели.

Должны, непременно, устанавливаться специальные требования к лицам, претендующим на вакантные должности в системе органов внутренних дел.

Несомненно, должна быть усовершенствована расстановка кадров. Она должна исходить исключительно из профессиональных качеств сотрудников, так же, как и отбор на службу.

Деятельность подразделений собственной безопасности в области контроля и подбора и расстановки кадров также требует особого внимания: данное обстоятельство обусловлено существенным ухудшением качественных характеристик поступающих на службу кандидатов [2].

Достойным служащим органов внутренних дел, которые заслуживают доверия и зарекомендовали себя только с положительной стороны, должен быть обеспечен карьерный рост. В таком случае сотрудники органов внутренних дел будут видеть перспективы на службе и дорожить ею, что в какой-то степени предотвратит коррупционные преступления.

Важной мерой профилактики будет также являться установление порядка взаимодействия кадровых служб и контролирующих органов непосредственно при проверке достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемыми сотрудниками органов внутренних дел и претендентами на службу.

Следующей мерой профилактики коррупционной преступности будет являться совершенствование системы и структуры органов внутренних дел.

Органы внутренних дел выполняют множество избыточных функций, то есть один из путей усовершенствования будет — освобождение сотрудников органов внутренних дел от избыточных функций [1].

Также путями усовершенствования будет являться непосредственно концентрация усилий на обеспечении защиты личности и общества от преступных посягательств, законодательное закрепление единых подходов к оценке деятельности органов внутренних дел в сфере осуществления уголовного преследования и повышение уровня открытости органов внутренних дел, их доступности для внешнего государственного и общественного контроля.

В настоящее время вводятся дополнительные методы контроля за сотрудниками органов внутренних дел. К примеру, применяется практика применения различных средств технического слежения для наблюдения за деятельностью сотрудников.

Так, каждый патрульный автомобиль подразделений ГИБДД сейчас оснащается средствами видеонаблюдения, а также расширяется сфера деятельности посредством электронных услуг, что свидетельствует о фактическом отстранении сотрудников ГИБДД от прямого контакта с гражданами. Так как в случае прямого контакта с гражданами существует наибольшая вероятность совершения коррупционного преступления сотрудником.

Кроме того, необходимым является улучшение административно-правового механизма работы с обращениями граждан, которые содержат в себе информацию о фактах коррупции в органах внутренних дел.

Также очень важной мерой профилактики будет являться реальный, а не формальный контроль за доходами и имуществом сотрудников [3].

Если говорить о наставнической деятельности в органах внутренних дел, то следует устранить формализм при ее проведении.

Наставники должны непременно оказывать помощь в адаптации сотрудников (стажеров) к условиям осуществления служебной деятельности, содействовать выработке навыков служебного поведения сотрудников (стажеров), соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам, формировать активную гражданскую и жизненную позицию сотрудников (стажеров), развить ответственное и сознательное отношения к службе, оказывать моральную и психологическую поддержку сотрудникам (стажерам) в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей, развивать у сотрудников (стажеров) интерес к служебной деятельности, а также принимать меры по ранней профилактике профессиональной деформации личности сотрудников (стажеров) [4].

Следует активизировать работу по формированию у служащих негативного отношения к коррупции, с помощью привлечения общественных объединений с уставными задачами на участие в противодействии коррупции, и иные институты гражданского общества, а также, что, несомненно, важно, предавать гласности каждый установленный факт коррупции в органах внутренних дел.

Постоянно необходимо обращать внимание руководителей подразделений органов внутренних дел непосредственно на исполнение ряда разъяснительных, организационных и других мер по соблюдению служащими запретов и ограничений, а также по выполнению ими обязанностей, установленных для противодействия коррупции; проведение мероприятий основанных на формировании у сотрудников отрицательного отношения к подаркам на службе в связи с их должностным положением или в связи с выполнением служебных обязанностей; осуществлять контроль и проверку в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и применять меры ответственности по каждому случаю несоблюдения запретов, ограничений, неисполнения обязанностей, установленных для противодействия коррупции, нарушения ограничений, относительно получения подарков и порядка их сдачи.

Также следует выработать и внести единую систему осуществления контроля антикоррупционной работы, включая отдельные направления, ввести проведение семинаров с сотрудниками по профилактике коррупционных преступлений по обмену опытом в сфере противодействия коррупции каждый год.

Важной мерой предупреждения непременно выступает и индивидуальная профилактика. Она представляет собой такую деятельность, которая выражается в выявлении лиц, склонных к совершению преступлений, в их изучении и оказании на них воздействия, обеспечивающего устранение криминальных личностных черт.

Способы индивидуального профилактического воздействия имеют главное значение в предупреждении коррупционных и иных правонарушений, применяются к каждому отдельному сотруднику органов внутренних дел и носят как открытый, так и негласный характер [5].

Квалифицированные индивидуальные мероприятия являются не только более действенными с точки зрения получения нужной информации оперативно-профилактического характера, но и позволяют не допустить компрометации личности наблюдаемого сотрудника, не ущемить конституционные гарантии охраны его прав и свобод. Они позволяют достоверно, объективно и подробно изучить лицо, подвергаемое профилактике, его взгляды на восприятие мира, интересы, наклонности, увлечения, круг и мотивы общения, планы на будущее, лиц, имеющих на него влияние.

Также, непременно, следует разнообразить формы проведения досуга сотрудников органов внутренних дел, так как преступления коррупционной направленности могут совершаться и во внеслужебное время. Для этого нужно создать мероприятия, которые бы способствовали удовлетворению разносторонних творческих интересов сотрудников и реализации их возможностей за рамками служебной деятельности или учебного процесса.

Предупреждение коррупции в органах внутренних дел, несомненно, должно иметь приоритет перед репрессивными мерами борьбы с этим явлением, так как лучше предпринять все возможные меры для предотвращения коррупционного преступления, чем потом устранять последствия, причиненные им.

Безусловно, меры по противодействию коррупции не могут дать моментального результата. Коррупция и коррупционные преступления как ее составляющая, имеют многовековую историю, и надеяться на позитивные изменения в ближайшие годы было бы не правильным, но если прилагать все возможные усилия, то через какое-то время (пусть и не самое ближайшее) может получиться искоренить коррупционную преступность в органах внутренних дел.

  1. Багмет, М. А. Преступность сотрудников органов внутренних дел / М. А. Багмет // Российский следователь. — 2017. — № 22. — С. 28–36.
  2. Белозеров, Б. П. Правовое государство и коррумпированная власть: Российская действительность / Б. П. Белозеров // Клио. — 2013. — № 5 (77). — С. 127–133.
  3. Беляева, О. В. К вопросу о нарушениях законности в деятельности органов внутренних дел современной России / О. В. Беляева // Вестник Московского университета МВД России. — 2017. — № 6. — С. 9–13.
  4. Гетман, И. Б. Особенности организации деятельности полиции в системе обеспечения экономической безопасности / И. Б. Гетман // Современное общество и власть. — 2017. — № 2 (12). — С. 57–61.
  5. Городинец, Ф. М. Противодействие коррупционным преступлениям сотрудников внутренних дел России / Ф. М. Городинец, Е. В. Стебнева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 1 (53). — С. 139–144.

Основные термины (генерируются автоматически): дело, коррупционная преступность, мера профилактики, орган, антикоррупционное воспитание, кадровая политика, коррупционное преступление, предупреждение коррупции, противодействие коррупции, прямой контакт.

Костенников Михаил Валерьевич, доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

В статье рассматриваются организационные проблемы противодействия коррупции в служебной деятельности сотрудников полиции. Предлагаются меры по минимизации коррупционных правонарушений в системе государственного управления.

Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, полиция, противодействие, государственная служба, коррупционный риск, ответственность, исполнительный орган, административно-правовые средства.

On the Question about Corruption Management in the Police

The article is devoted to the organizational issues of corruption management in official activities of police officers. The author also describes measures to minimize corruption violations in the system of government.

Key words: corruption, internal affairs bodies, prevention, state service, corruption risk, responsibility, executive authority, administrative and legal measures.

Проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственной власти и управления приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Коррупция представляет сегодня непосредственную угрозу национальной безопасности, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, препятствует реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений. Кроме того, коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики, а также финансовой системы и всей инфраструктуры российского государства в целом.

Коррупция в деятельности органов внутренних дел способствует развитию организованной преступности , создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, делает крайне затруднительными практически все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем делают объективно необходимым формирование административно-правового механизма противодействия коррупции в органах внутренних дел, как одного из важнейших правовых механизмов, которые сегодня могут и должны противостоять коррупции.

Не так давно происшедшие события в станице Кущевской Краснодарского края являются ярчайшим подтверждением того, как коррупция влияет на общественный порядок и режим личной безопасности граждан.

Растущая коррупция в органах внутренних дел (полиции) создала целый ряд проблем в деле обеспечения правопорядка, помимо всего прочего, коррупция в ОВД снижает престиж государственного управления в Российской Федерации - как внутри страны, так и за рубежом. Коррупция, в том числе и коррупция в органах внутренних дел препятствует поступлению в экономику нашей страны иностранных инвестиций, стимулирует отток национального капитала за рубеж, создает угрозу правопорядку и безопасности государства. Коррумпированный государственный аппарат не способен противодействовать ни терроризму, ни экстремизму, ни организованной и экономической преступности. Исходя из вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что повышение эффективности административно-правовых и организационных средств противодействия в органах полиции представляется крайне актуальной проблемой.

Анализируя опыт специальных исследований в области противодействия коррупции , представляется возможным выделить целый ряд правонарушений, создающих условия для возникновения коррупции в полицейской среде:

  • использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета и возможностей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов;
  • оказание не предусмотренного законодательством или необоснованного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений по разного рода вопросам, входящих в компетенцию сотрудника ОВД;
  • участие в качестве поверенных или представителей третьих лиц по делам органа, в котором данный сотрудник состоит на службе, либо по делам органов, подчиненных сотруднику, либо по делам органов, деятельность которых контролируется (или проверяется) сотрудниками ОВД;
  • использование сотрудниками ОВД в личных или групповых интересах служебной и иной информации, полученной при выполнении служебных полномочий;
  • нарушение установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц;
  • необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также передача недостоверной или неполной информации или затягивание ее представления;
  • требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами;
  • незаконное или необоснованное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов .

Считаем возможным также выделить целый ряд факторов, провоцирующих коррупционные процессы в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах.

  1. Правовой нигилизм значительной части сотрудников, циничное отношение к законам, которые они (сотрудники) призваны блюсти .
  1. Назначение на руководящие или "приносящие прибыль" должности по принципу личных связей, "личной преданности" вышестоящим начальникам или за денежное вознаграждение.
  2. Возможность у сотрудника использования своего служебного положения и (или) должностных полномочий в корыстных целях, например неоправданно широкий спектр административного усмотрения.

Эффективное противодействие коррупции в органах полиции возможно, на наш взгляд, посредством осуществления следующих мер:

  • антикоррупционное образование и воспитание;
  • антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов МВД России;
  • мониторинг коррупционных правонарушений и отдельных их видов;
  • принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие высоких должностей в системе МВД России;
  • поощрение сотрудников за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, специальным званиям и иным знакам отличия;
  • развитие института общественного и парламентского контроля за деятельностью органов внутренних дел, в том числе и на основе учета общественного мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);
  • создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции, с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;
  • формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование.

Развитие в последние годы административно-правовых средств противодействия коррупции в самих органах внутренних дел обусловлено в том числе и тем, что коррупция может иметь место в самых различных сферах правоохранительной деятельности. Коррупция может также проявляться при нарушении норм финансового, информационного и административного права. Представляется, что именно административно-правовые средства в первую очередь могут и должны(!) поставить барьер на пути возникновения и развития коррупции в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти.

Коррупция в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти носит социальный характер, имеет сложную структуру. В этой связи коррупция в органах полиции может рассматриваться с экономической, политологической и правовой точек зрения. Такой подход позволяет выявить различные формы коррупции, а также разработать современные средства борьбы с коррупцией в органах внутренних дел, дает возможность выявить связь полицейской коррупции с чиновничьей. Рассмотрев проблему зарождения и процветания коррупции в системе органов внутренних дел, мы можем еще раз, подытожив все вышесказанное, предложить следующие основные действия тактического характера, направленные на ослабление коррупционной угрозы в органах внутренних дел:

  • активное внедрение (на разных уровнях) в сознание сотрудников органов внутренних дел идеологии неукоснительного соблюдения законов;
  • повышение эффективности кадровой политики МВД, направленной на повышение уровня профессионализма;
  • обеспечение "прозрачности" назначений на руководящие должности в МВД России и достижение хотя бы минимального уровня целесообразности с точки зрения интересов службы таких назначений;
  • честное и неукоснительное подавление протекционизма и фаворитизма, кумовства и т.д. в работе с кадрами органов внутренних дел (полиции);
  • проведение мероприятий в системе МВД России, направленных на выработку позитивного отношения к службе, закрепление у сотрудника желания честно служить в органах внутренних дел РФ.

Библиографический список

  1. Горин Е.В., Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административно-правового регулирования. М., 2010.
  2. Железняк Н.С. О слагаемых коррупции в органах внутренних дел // Оперативник (сыщик). 2008. N 2.
  3. Колодкин Л.М. Использование зарубежного опыта профессиональной подготовки полицейских // Проблемы повышения качества профессиональной подготовки слушателей МВШМ МВД РФ. М., 1992.
  4. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2009.
  5. Костенников М.В., Куракин А.В. Административные запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. М., 2010.

References (transliteration)

  1. Gorin E.V., Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Aktual'nye problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya. M., 2010.
  2. Zheleznyak N.S. O slagaemykh korruptsii v organakh vnutrennikh del // Operativnik (syshchik). 2008. N 2.
  3. Kolodkin L.M. Ispol'zovanie zarubezhnogo opyta professional'noy podgotovki politseyskikh // Problemy povysheniya kachestva professional'noy podgotovki slushateley MVShM MVD RF. M., 1992.
  4. Kurakin A.V. Gosudarstvennaya sluzhba i korruptsiya. M., 2009.
  5. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Administrativnye zaprety kak sredstvo protivodeystviya korruptsii v sisteme gosudarstvennoy sluzhby. M., 2010.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

У людей, которые берут взятки в правоохранительных органах, элементарно нет совести. А совесть воспитывается с детских лет, со школы. Наше образование породило моральных уродов. Вместо того чтобы защищать граждан, они занимаются обогащением. Практически не работает служба собственной безопасности.

Каким образом взяли начальника полиции Дорогомилово и начальника розыска? По моим данным, дело было так: один адвокат, защищая сотрудника ГАИ, пообещал его жене его вызволить, но не получилось. Часть денег он вернул, но не все, и та заявила на него в полицию. Он, поняв, что за ним могут прийти и осудить за мошенничество, пошёл решать вопрос в полицию Дорогомиловскую. Там ему назвали определённую сумму. Сперва речь шла о 12-15 миллионах. Договорились о семи, насколько мне известно. И он пошёл в ФСБ и сдал тех, к кому пошёл договариваться. Но УСБ (управление собственной безопасности) здесь и близко не стояло. Проблема в том, как там работают. Чтобы начинать разрабатывать какого-то начальника - потому что коррупция сверху идёт, а не снизу, - они должны получить разрешение у вышестоящего начальства. А то начальство, в свою очередь, несёт ответственность за того, кого взяли или хотят взять в разработку. Это уже его недочёт. Понимаете? И естественно, он скажет: ребят, давайте мы дело замнём, я его предупрежу, чтобы он так не делал. И на этом всё заканчивается.

Если бы служба собственной безопасности подчинялась не министру, не начальнику главка или округа, а напрямую президенту, то была бы совсем иная ситуация. Как МВД может само себя сажать? То есть УСБ сейчас подчиняется руководству МВД. Это бред. Сам себя кусаешь за хвост, получается. Поэтому эту систему нужно выводить из подчинения МВД.

Могу сказать, почему так не делают. Процентов 90 начальников тогда пересажают. Кто тогда будет заниматься охраной общественного порядка? И именно поэтому УСБ занимается полицейскими, участковыми, операми, дознавателями - то есть низами. А наверх они лезут, только когда заявление придёт официально. Коммерсантам, с которых тянут деньги, надо идти не в УСБ, а в ФСБ, оно менее коррумпировано. Я сколько раз обращался в УСБ. Говорю - вот взяточник, начальник. А там уходят от этого.

В полицию сегодня, к сожалению, идут, чтобы обогатиться. У тех, кто идёт в полицию, низкий уровень образования. А фильтр на входе поставить можно путём полиграфа, более серьёзного психологического обзора.

Количество коррупционных преступлений в рядах МВД растёт. Это факт. Я знаю, что даже несколько колоний для сотрудников полиции открыли, и там мест уже не хватает. Вы посмотрите, какие фильмы про полицейских сегодня показывают! Полицейские в фильмах и наркотики подкладывают, и пьянствуют. И людям показывают, что они делают это в благих целях. Раньше такого не было.

Раскрываемость преступлений увеличилась за счёт появления камер наружного наблюдения, мобильных телефонов. Работает прослушка, повышается техническая оснащённость. Но качество оперативников упало. Они перестали работать с агентурным аппаратом. Они вынуждены бумажной работой заниматься.

Но и сама реформа, конечно, сыграла роль. Те сотрудники, которые имели своё мнение, отстаивали принципы, стали неугодными, их просто выкинули за борт.

И ещё в МВД практически отсутствует общественный контроль. Хотя в законе это прописано, он не работает. Профсоюзы почему-то в этот контроль не включают. Зато входят художники, артисты. Профсоюзы могут указать на фальшь в документах, но они не нужны.

Честному сотруднику сейчас очень тяжело в МВД. Там есть внутренняя иерархия коррупции. Когда сотрудник делает уголовное дело, ему нужно ехать к экспертам, получать медицинскую справку - 3-5 тысяч нужно положить в медкарту. Иначе 6 месяцев будут делать. Для того чтобы сдать зачёты, сотрудники платят своим же по 6 тысяч рублей.

Был официальный опрос среди сотрудников в Москве, делался ещё Якуниным, начальником главка. Даёте ли взятки экспертам? Дают. Прокурорам? Дают, чтобы прокуратура не лезла. В Следственный комитет дают, например, за возбуждение дела за нападение на сотрудника полиции. Где начальнику брать деньги? Естественно, берут с коммерсантов, которые идут и сами ещё несут. Получается, что полиция снабжает деньгами Следственный комитет, прокуратуру, экспертов-криминалистов - гражданских, кстати.

Сама система порочна. Общественный контроль должен быть серьёзнее. УСБ надо отключать от МВД. Она должна быть сама по себе, отдельно. Но надо сказать, что к взяткам в Москве многие сотрудники стали относиться плохо. А наверху - тёмный лес.

Оцените в целом Ваш уровень доверия к органам внутренних дел, осуществляющим борьбу с коррупцией в своих рядах?

В целях защиты прав и свобод граждан, обеспечения правопорядка, а также борьбы с преступными формированиями в современных государствах, как правило, создается специальный аппарат правоохранительных органов, наделенный специальными полномочиями. В России центральное место среди таких структур занимают органы внутренних дел.

Однако в последние годы наблюдается тенденция к развитию негативных процессов в деятельности органов внутренних дел, среди которых повышение уровня коррупции сотрудников различных служб и подразделений. Повышенная общественная опасность коррупционной преступности обусловлена тем, что в данном случае происходит не только дискредитация государственной власти, но также и подрыв доверия населения, нанося серьезный вред авторитету полиции, снижая эффективность всей деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

- злоупотребление служебным положением;

- коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;

- незаконное предоставление вышеуказанной выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В свою очередь как отмечает Семёнов В.Р., сложность вышеуказанного явления обуславливает отсутствие единого каноничного определения. Современная правовая наука рассматривает коррупцию как комплексное, обобщающее понятие, разнопланово характеризующее это явление, причем в большинстве случаев ключевым юридическим признаком коррупции является незаконное личное обогащение, в основе которого лежат, как правило, корыстные мотивы[3].

Так, согласно исследованиям, проведенным Д.С. Суховым, подразделения по безопасности дорожного движения являются одним из наиболее коррумпированных подразделений органов внутренних дел [5] , что вызывает необходимость изучения их сотрудников как особых субъектов коррупционных составов. При этом уровень латентности коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ГИБДД МВД РФ, остается достаточно высоким.

Так, по мнению Д.С. Сухова, к числу таких факторов, относятся разложение государственного аппарата, отсутствие как морально-нравственных начал в действиях властей, так и действенной реакции государственных органов на проявления коррупции в правоохранительных органах. К их числу он относит и противоречивость законодательства по борьбе с коррупционными проявлениями; отрицательное воздействие средств массовой информации, проповедование ими культа наживы, стяжательства, достижения высокого уровня материального положения любыми способами; несовершенство нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ГИБДД; правовая неграмотность некоторых сотрудников ГИБДД, их низкое материальное обеспечение; отсутствие возможности на конкурсной основе подбирать кандидатов для службы в ГИБДД; негативное поведение ряда руководителей и сотрудников органов внутренних дел; неэффективный контроль над работой личного состава ГИБДД; формализм при проведении профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД, недостатки в воспитательной работе с личным составом ГИБДД; отсутствие эффективной системы предупреждения и пресечения коррупционных проявлений в органах внутренних дел[6].

Схожие факторы, влияющие на состояние преступности среди сотрудников ГИБДД, называет А.В. Иванисов, относя к ним заработные платы, не соответствующие жизненным потребностям сотрудников; отсутствие заинтересованности сотрудников в надлежащем исполнении своих служебных обязанностей; социальную незащищенность и неблагоприятное психологическое состояние сотрудников ГИБДД, вызванные ростом криминальных посягательств на них; низкий уровень правосознания значительной части водителей, считающих коррупционные взаимоотношения с сотрудниками ГИБДД нормой поведения; просчеты руководства органов внутренних дел в идеологической и просветительской работе с подчиненными сотрудниками, а также слабый контроль за соблюдением ими служебной дисциплины; невысокий уровень правовых знаний сотрудников; постоянное изменение норм законодательства, которое исполняют сотрудники ГИБДД и его несовершенство; корпоративность, круговую поруку в подразделениях ГИБДД; несовершенную систему оценки их деятельности; отсутствие реального общественного контроля за деятельностью ГИБДД[7].

Коррупционное поведение включает поведение должного лица, направленное на получение личной выгоды путем злоупотребления служебным положением[8] и порождается комплексом причин, которые взаимосвязаны и тесно переплетаются. При этом причины коррупционных преступлений сотрудников ГИБДД можно разделить на группы, связанные с условиями служебной и иной среды, в которой совершаются данные преступления; характеристикой сотрудников; условиями и процессами их взаимодействия; состоянием социального контроля в сфере службы и т.п.

Значимое место в ряду причин, связанных с личностью коррупционера, занимает невысокий уровень правовых знаний ряда сотрудников, их правовая неграмотность, наличие таких негативных личностных характеристик как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.

По мнению психологов, к принятию коррупционного решения сотрудниками ГИБДД их могут подталкивать такие социально-психологические условия, как

1) информационная среда, формирующая положительное отношение к коррупции;

2) ощущение политической и экономической нестабильности, подталкивающее обменивать властный капитал на капитал экономический;

3) несоответствие заработной платы сложности деятельности и ответственности за выполняемый труд, неэффективная система социальных гарантий;

4) несправедливость при продвижении по служебной лестнице;

5) слабость системы контроля, не обеспечивающего неотвратимости наказания за совершенные проступки [9] .

К числу причин коррупционного поведения относится невысокий уровень профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД, когда нормативные правовые акты, регламентирующие их деятельность, изучаются ими лишь формально. Неверие в возможность борьбы с коррупционными проявлениями как проявление правового нигилизма сотрудников ГИБДД влечет их становление на путь нарушения законности и совершения коррупционных преступлений.

Причинами коррупции могут стать тяжелое материальное положение, нерешенность бытовых проблем, которые программирует сотрудника на нарушения, оправданием которых для него выступают трудные условия службы, значительная загруженность, в частности, ненормированный рабочий день, необходимые для качественного исполнения служебных обязанностей и др.

В рамках психологического подхода к коррупционным проявлениям наряду с вышеперечисленными факторами к числу социально-психологических условий коррупционного поведения относят масштабность коррупции и морально-психологическую атмосферу, царящую в обществе [10] .

Очевидно, что проанализировать все причины коррупционных преступлений сотрудников ГИБДД достаточно сложно, поскольку их отличает разноплановость проявления и необходимость междисциплинарного изучения. Их можно классифицировать в зависимости от сферы коррупционных проявлений, видов коррупционных преступлений, их субъектов и т.д.

Исследования показали наличие у значительной части из них искаженного восприятия действительности. Их ценностные ориентации характеризовались правовым нигилизмом, неверием в справедливость[11].

[1] Морев М.П. Римское право (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Морев М.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 720 c.

[2] Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции"//"Российская газета", N 266, 30.12.2008

[4] Тирских А.А. Региональная криминологическая характеристика коррупции в органах внутренних дел: по материалам Восточно-Сибирского региона. Автореф. дис… канд. юр. наук. – Иркутск, 2006. – с. 12.

[5] Сухов Д.С. Криминологическая характеристика и предупреждение коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ГИБДД: по материалам Восточной Сибири: Автореф. дис. .. канд. юрид. наук. Иркутск, 2009. С. 3.

[6] Сухов Д.С. Криминологическая характеристика и предупреждение коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ГИБДД: по материалам Восточной Сибири: автореферат дис. … канд. юрид. наук – Иркутск 2009. С. 6.

[7] Иванисов А.И. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых сотрудниками Госавтоинспекции МВД России, их причины и особенности предупреждения: по материалам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов: автореферат дисс. … канд. юрид. наук – Ставрополь, 2010 – С. 3.

[8] Ванновская О.В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. СПб., 2009. № 102. С. 323–328.

[9] Балыков П.Н., Богданова Е.Л., Дорошкова О.А., Петерикова Ю.Е., Федотова М.В. Организация психологической работы антикоррупционной направленности в таможенных органах Российской Федерации: Методические рекомендации. Под общей ред. Балыкова П.Н.– СПб: СПбГУ ИТМО, 2010.

[10] Мальцева Т. В. Психологический подход к коррупционному поведению // Актуальные проблемы противодействия коррупции в современных условиях. Материалы межведомственной научно-практической конференции 21 марта 2012, Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2012. С.102.

[11] Сухов Д.С. Личность сотрудника ГИБДД, совершившего коррупционные преступления // Российский следователь. № 10. 2009. С. 25.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Читайте также: