Коррупция как угроза национальной безопасности указана в стратегии национальной безопасности

Обновлено: 30.06.2024


О.А. ЧЕЛПАЧЕНКО, старший преподаватель кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина Анализируется законодательство Российской Федерации в части проблемы коррупциогенных проявлений — непосредственной угрозы национальной безопасности России. Рассматривается новая Стратегия национальной безопасности, ее роль в обеспечении национальной безопасности и борьбе с коррупционными проявлениями.

О.А. ЧЕЛПАЧЕНКО,

старший преподаватель кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

Анализируется законодательство Российской Федерации в части проблемы коррупциогенных проявлений — непосредственной угрозы национальной безопасности России. Рассматривается новая Стратегия национальной безопасности, ее роль в обеспечении национальной безопасности и борьбе с коррупционными проявлениями.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, основы правового регулирования, коррупционные проявления.

Corruption displays as threat of national safety

In article the legislation of the Russian Federation regarding a problem corruption displays — directs threat of national safety of Russia is analyzed. New Strategy of national safety, its role in maintenance of national safety and corruption displays is considered.

Keywords: corruption, national safety, bases of legal regulation, corruption displays.

Анализ современной ситуации свидетельствует о том, что в ряду угроз национальной безопасности России коррупция занимает главенствующее место. Проблемы коррупции и борьбы с нею настолько сложны, что принимаемые в этой сфере решения требуют обращения к фундаментальным правовым основам; именно данное обстоятельство и находит свое отражение в формировании государственной правовой политики России.

Несмотря на противодействие со стороны государства и принятие различных мер, современная коррупция охватывает все новые и новые сферы, создавая реальную угрозу национальной безопасности, так как:

— сводит на нет или тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования в стране, мешает развитию российского государства;

— расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет, делает неэффективным использование бюджетных средств;

— негативно влияет на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, ухудшает инвестиционный климат;

— увеличивает имущественное неравенство граждан;

— формирует в общественном сознании представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;

— является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма;

— приводит к деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев;

— оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества[1].

Особое внимание следует также обратить на Национальный план противодействия коррупции, так как именно в нем заложены содержательные характеристики коррупции как неизбежного следствия избыточного администрирования со стороны государства, серьезно затрудняющего нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствующего проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывающего в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создающего негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматриваемого как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Данное заявление в полной мере согласуется с Концепцией административной реформы Российской Федерации в 2006—2010 годах (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р), определяющей необходимость разработки механизмов противодействия коррупции и оптимизации сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом.

С учетом анализа положений нормативных правовых актов и программных документов представляется возможным сделать вывод о том, что России необходима комплексная и постоянная антикоррупционная политика, которая заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни, а также мер по привлечению коррупционеров к гражданско-правовой и уголовной ответственности. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, антикоррупционная функция государства должна стать одной из его базовых задач. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.

Еще более важно разработать и принять подзаконные акты, которые обеспечат реализацию антикоррупционного пакета законов. Речь идет о формировании антикоррупционных процедур; об инновационных технологиях госуправления; о правилах, обеспечивающих прозрачность администрирования; о вопросах перехода на электронные торги, на современные технологии при реализации имущества, подлежащего конфискации, и других видов имущества, по сути продающегося от имени государства; о создании государственного бюро правовой помощи, сайтов в Интернете; об организации эффективной антикоррупционной экспертизы законов и подзаконных актов, принимающихся в нашей стране. То есть это фильтр, который должен действовать для муниципальных, региональных и федеральных органов власти.

В целях выработки эффективных механизмов противодействия коррупции необходимо не только осмыслить ее сущность и масштабы, но и выявить структуру этого сложного противоправного явления в его взаимосвязи с основными политическими, экономическими, социальными и иными процессами жизнедеятельности страны, а также проводимыми в России реформами (административной, экономической, реформой технического регулирования и др.).

Таким образом, коррупция в России, являясь системой общественных отношений, несет угрозу национальным интересам государства, общества и личности. Между тем меры, принимаемые в Российской Федерации по противодействию коррупции, нельзя назвать продуктивными, так как большого эффекта они не дают, что в основном объясняется отсутствием должной правовой политики, недостатками работы ФСБ, МВД, прокуратуры и судебной системы по выявлению и наказанию коррупционеров. Однако главные причины, которые не позволяют эффективно бороться с коррупцией, — это отсутствие в стране правового государства, демократических традиций, цивилизованной рыночной экономики, сильного гражданского общества, соответствующего законодательства, высокого духовно-нравственного потенциала социума.

Представляется, что и Совет безопасности Российской Федерации, определяя общенациональную политику в сфере безопасности и соблюдения законности и координируя исполнение единой государственной антикоррупционной программы, мог бы в большей мере опираться на Государственную думу ФС РФ, в частности, на работу Комиссии Государственной думы по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности.

В этой связи Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. И ее положения должны быть согласованы с другими программными документами и нормами действующего законодательства, призванными обеспечивать антикоррупционную политику в России.

Таким образом, совершенствование деятельности по борьбе с коррупционными проявлениями надо связывать с комплексным осуществлением правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия коррупции в целом.

Читайте также: