Коррупция как негативное явление в государственном и муниципальном управлении

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация:
Предметом данного исследования являются меры антикоррупционной профилактики, направленные на выявление и устранение причин и условий коррупционного поведения. Автором обосновывается необходимость разработки профилактических мероприятий в сфере противодействия коррупции, анализируется виды и группы профилактики и раскрывается ряд проблемных аспектов профилактической деятельности.


Проблема коррупции актуальна для многих стран мира от развивающихся до самых благополучных. Масштабы и уровень коррупционных отношений в конкретной стране зависят от различных факторов: культуры, истории, экономической и политической системы государства. Россия не является исключением, исторически, экономически и политически породившая коррупционные схемы от простого взяточничества до сложных схем личного обогащения.

Что следует понимать под коррупцией? В широком смысле коррупция — явление, которое затрагивает все сферы жизнедеятельности без исключения: сферу власти и управления, правоохранительную сферу, сферы здравоохранения и образования. В узком смысле коррупция - это злоупотребление публичным положением ради извлечения личной выгоды для себя или третьих лиц. Действия (бездействия) публичных лиц, связанные с ис¬пользованием полномочий, принятием решений, совершением действий ради получения выгоды вопреки законным интересам граждан, организаций, общества и государства, можно рассматривать либо как условие для возникновения коррупционных практик, либо как коррупционное поведение.

В криминологической литературе встречается несколько точек зрения по вопросу о видах профилактики. Наиболее распространенным мнением является классификация профилактической деятельности на три вида: общая профилактика, специальная и индивидуальная. Применительно к антикоррупционной деятельности в сфере публичного управления выделим два вида профилактики: общую антикоррупционную профилактику и специальную.

Общая антикоррупционная профилактика - это комплекс неспецифических мер, непосредственно не направленных на причины и условия коррупции, но косвенно влияющих на пресечение коррупционного поведения. Например, меры, связанные с организацией предоставления государственных и муниципальных услуг, не являются собственно специальными антикоррупционными мерами, а рассматриваются как часть деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой по запросам заявителей. Однако некачественное оказание услуг может стать условием для возникновения коррупционной практики как на уровне разработки и утверждения административных регламентов, так и на уровне практики оказания публичных услуг. Поэтому меры по повышению качества оказания услуг можно рассматривать как общую профилактическую деятельность по формированию взаимодействия власти и граждан без коррупции.

Специальная профилактика — это комплекс мер, непосредственно ориентированных на причины и условия коррупции, и осуществляемых специализированными субъектами (например, подразделениями кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений; комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов).

В данном контексте интерес представляют механизмы, связанные со специальными профилактическими мерами, осуществляемыми в сфере публичного управления. Такие меры условно можно подразделить на следующие группы: кадровые; специально-предупредительные; материально-технические: правовые.

Кадровая профилактика заключается в создании условий, направленных на реализацию мер, связанных с тщательным отбором кадров, их моральной мотивации и материального стимулирования. В частности, к кадровым антикоррупционным профилактическим мероприятиям следует отнести: - совершенствование системы приема на публичную службу с учетом разработанных критериев и процедур отбора наиболее лучших; - установление стандартов и критериев поведения служащих на основе кодексов этики и предупреждения возникновения конфликта интересов; - проведение антикоррупционного обучения, консультирования, информирования в системе публичного управления и др.

К специально-предупредительным мерам следует отнести возложение на служащего запретов и ограничений, обязанностей и требований с целью предупреждения совершения коррупционных правонарушений. Необходимость таких антикоррупционных ограничений связана с тем, что эффективность исполнения любым служащим своих обязанностей, соблюдения требований и запретов влияет в целом на эффективность всего публичного управления. Например, такая специально-предупредительная мера как обязанность представлять служащими, их супругами и несовершеннолетними детьми сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о расходах, является условием, препятствующим для незаконного обогащения. С этой целью кадровыми службами создается база данных об имущественном положении служащих, которая станет вспомогательным инструментом для отслеживания источников доходов служащих.

Материально-технические мероприятия в сфере противодействия коррупции связаны с развитием электронных услуг для обеспечения взаимодействия между властными органами и гражданами, а также с созданием подразделов официальных сайтов органов публичного управления. Материально-технические мероприятия ориентированы на выполнение следующих профилактических задач: - обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных и муниципальных органов; - гарантирование доступности информации для граждан, не являющейся конфиденциальной; - повышение дисциплинированности и личной ответственности соответствующих публичных служащих.

Правовая профилактика коррупции связана с определением и разработкой многообразных методов и механизмов, устраняющих причины и условия для коррупционного поведения. Элементом правовой профилактики, в частности является проведение антикоррупционной экспертизы законотворчества. Такие меры позволяют четко регламентировать правовой статус чиновника всех уровней, разрабатывать и внедрять административные регламенты работы в сфере публичного управления.


Данная статья посвящена исследованию коррупции в органах государственной власти Российской Федерации, а также выявлению обстоятельств, влияющих на непосредственное состояние коррупции в стране.

Ключевые слова: коррупция, правонарушение, органы государственной власти, должностное лицо, антикоррупционная политика, служебные полномочия.

Проблема коррумпированности в различных направлениях деятельности всегда являлась наиболее острой в современном российском обществе, а коррупция органов государственной власти носит систематический характер и является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

В условиях, когда коррупция прорастает в органах государственной власти, говорить о развитии экономики и всего общества довольно сложно. Когда коррупция является одним из элементов функционирования публичной власти, в том числе во взаимоотношениях с гражданами, вызывая негативные последствия на качество государственного управления, доверие общества к власти и надежда на справедливость дезинтегрируется.

Одной из основных угроз порождения и распространения коррупции является обладание должностным лицом дискреционной властью, которая дает полномочия действовать по своему усмотрению.

Разработка эффективных механизмов выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, минимизации и ликвидации их последствий является важнейшим направлением деятельности нашего государства. Хотя выявление и устранение причин коррупционных преступлений является на сегодняшний день не менее важной проблемой и задачей по искоренению коррупционной составляющей в деятельности, как хозяйствующих субъектах, так органов государственной власти.

Общепринятое понимание коррумпированных действий — это использование должностным лицом своих служебных полномочий и официально-властных возможностей в личных целях и для получения личной выгоды, противоречащих действующему законодательству и канонам морали.

Из определения понятия коррупции видно, что коррупционная составляющая может существовать не только в секторе государственного управления. Однако все же большую угрозу несет в себе коррупция именно в действиях органов государственной власти, поскольку, являясь субъектами по реализации нужд своего населения, они наделены государственно-властными полномочиями по управлению обществом в целом [8, с. 680].

Современная коррупция, прежде всего, проявляется как универсальное социально-правовое явление. Виды коррупции в государственных органах многообразны и многолики. Коррупция может проявляться как в нарушении норм профессиональной этики должностного лица, которые способствуют формированию негативного общественного мнения о государственной службе (приобретение предметов роскоши, криминальное прошлое служащего и др.), так и в виде правонарушения (преступления, административного или дисциплинарного проступка и др.) [10, с. 20].

Наиболее распространенными формами коррупции в органах государственной власти можно назвать: вознаграждения за получение выгодных контрактов, получение денежных средств за размещение государственных заказов, оплаты поездки в заграничную командировку, на отдых за счет средств заинтересованного в решении вопроса лица, скрытого вымогательства взяток, в том числе незаконного вознаграждения за оперативное решение служебного вопроса, выдачу документов и др.

Таким образом, некоторые представители органов государственной власти могут использовать свое служебное положение для решения проблем, либо предоставления преимущественного положения определенным лицам, а взамен получать финансовую выгоду в той или иной форме [11, с. 37].

Наличие властных полномочий и возможность распоряжаться государственными и общественными ресурсами, такими как бюджетные средства, государственная собственность, государственные заказы или льготы, приводит государственных служащих к искушению использовать их для собственной выгоды и в своих интересах [5, с. 22].

Если рассмотреть коррупционную составляющую с позиции правовой особенности деятельности аппарата управления государственных органов, то в большей степени она связана со знанием и умением воспользоваться несовершенствами определенных норм законодательных актов в политических, корыстных, личных и иных целях.

В связи с чем, одной из причин возникновения коррупционных составляющих в действиях должных лиц органов власти является нечеткие формулировки законодательства, несогласованность и неясность норм действующих законов, коллизии норм права, позволяющие государственным служащим трактовать их в свою пользу в корыстных целях и косвенно стимулирующие к противоправным коррупционным деяниям.

Ко всему прочему, недостаточность и отсутствие четких процессуальных норм в регламентации деятельности должностных лиц приводит не только к совершению коррупционных преступлений, но и к невозможности дать правоприменителем уголовно-правовую оценку конкретного деяния.

Хотелось бы отметить, что кадровая коррупция в системе государственного управления также приносит значительный вред как обществу в целом, так и отдельным его составляющим [7, с. 53]. Примером такой коррупции является неофициальный конкурс на замещение государственных должностей, который проводится исходя из корыстных интересов соискателя и заинтересованного в получении этой должности лица, а не из уровня профессионализма и профессиональных характеристик претендента на замещение должности государственного служащего.

Одними из основных задач кадровой политики, осуществляющей эффективное функционирование органов государственной власти, должны являться: активное привлечение на государственную службу высококвалифицированных специалистов, создание условий для повышения уровня их правосознания, антикоррупционное просвещение и разъяснение антикоррупционных стандартов и др.

Таким образом, продуманная, взвешенная и грамотная кадровая политика может способствовать повышению эффективности противодействия коррупции и предотвращению возникновения коррупционных составляющих служащими при исполнении служебных полномочий.

Безусловно, правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляет высший нормативно правовой акт — Конституция РФ, согласно которой органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а народ, осуществляет свою власть через органы государственной власти [1]. В связи с чем, для профилактики и противодействия коррупции необходимо создать такие механизмы, которые позволят гражданам и общественным объединениям проводить антикоррупционный мониторинг, получить открытый и быстрый доступ к актуальной информации о деятельности органов государственной власти и должностных лиц, осуществлять общественный контроль.

И несмотря на эти, законодательно закрепленные, антикоррупционные механизмы, на сегодняшний день практически отсутствует в открытом доступе объективные показатели коррупционной ситуации в стране, в том числе отсутствуют конкретные показатели коррупционных преступлений, совершенных именно органами государственной власти, из общего числа коррумпированных деяний. В связи с чем, считаю необходимым создать новые механизмы взаимодействия между обществом и публичной властью, повысить значимость общественной антикоррупционной деятельности, с возможностью влияния на власть общественных объединений и граждан, а также создать прозрачную, открытую и централизованную систему государственного мониторинга коррупционной ситуации.

Подведя итог, можно отметить, что для достижения положительных результатов в области противодействия коррупции в системе органов государственной власти антикоррупционная политика должна содержать в себе комплекс мероприятий как по пресечению коррупционных преступлений, так и их профилактику, путем минимизации прецедентов, связанных с коррупционными деяниями чиновников.

Стоит полагать, что основная проблема антикоррупционной политики состоит в том, что органы, которые призваны искоренять причины и условия, порождающие коррупцию, предотвращать и пресекать правонарушения коррупционной направленности, зачастую сами становятся фигурантами данных противоправных деяний, в том числе в условиях отсутствия конкретизации в понимании роли органов государственной власти в противодействии коррупции.

Можно отметить лишь одно, нынешняя антикоррупционная политика нуждается в совершенствовании как законодательства в целом, так и механизмов государственного управления.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, орган, государственное управление, должностное лицо, преступление, Российская Федерация, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, антикоррупционное поведение.

Читайте также: