Коррупция как главный фактор влияющий на уровень экономической безопасности государства

Обновлено: 25.06.2024

На экономическую безопасность оказывают влияние множество факторов макро- и микросреды. Актуальность изучения коррупции как фактора, угрожающего безопасности экономических систем, обусловлена глубокими изменениями экономических условий хозяйствования, её всеохватывающей интеграцией в наиболее важные структуры государств, а также в связи с глобализацией экономики, вызывающей необходимость поиска и внедрения новых инновационных методов и подходов обеспечения антикоррупционной безопасности всего мирового сообщества.

Работа содержит 1 файл

Влияние коррупции на экономическую безопасность страны.docx

Влияние коррупции на экономическую безопасность страны


Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, регионального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.

На экономическую безопасность оказывают влияние множество факторов макро- и микросреды. Актуальность изучения коррупции как фактора, угрожающего безопасности экономических систем, обусловлена глубокими изменениями экономических условий хозяйствования, её всеохватывающей интеграцией в наиболее важные структуры государств, а также в связи с глобализацией экономики, вызывающей необходимость поиска и внедрения новых инновационных методов и подходов обеспечения антикоррупционной безопасности всего мирового сообщества.
Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, затрудняет нормальное функционирование общественных институтов, бизнес-структур, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, порождает недоверие к государственным структурам, создает негативный имидж страны на международной арене. Именно поэтому коррупцию правомерно рассматривать как одну из угроз безопасности экономических систем. Под коррупцией понимается злоупотребление должностным лицом властью, организационно- распорядительными или административно-хозяйственными функциями, управленческими полномочиями для получения незаконных выгод и преимуществ для себя или других лиц.

В настоящее время в литературе доминируют две точки зрения: если первая рассматривает коррупцию однозначно как источник спада и упадка экономических систем, то вторая утверждает, что в условиях неэффективных формальных институтов и бюрократии коррупция как раз может оказаться фактором, содействующим динамике (коррупция как "масла" для колес экономического роста, grease the wheels corruption). Рассмотрим подробнее экономические воззрения на природу коррупции.
Экономический анализ коррупции начал активно развиваться в 1970-е гг., когда методологическое лидерство захватила неоклассическая (неолиберальная) доктрина, делающая ставку на индивидуализм и утилитаризм. Экономические исследования коррупции встраивают это явление в общий логический ряд неолиберальной методологии: субъекты пытаются найти оптимальный способ реализации своих интересов в условиях ограниченности ресурсов (Г. Беккер, Р. Вишни, Ф. Луи, С. Роуз-Аккерман, В.Танци, А. Шляйфе и др.). То есть коррупция - рациональный способ оптимизации издержек. В таком случае поведение политика, чиновника, бизнесмена не имеет сущностных отличий: все они пытаются использовать имеющиеся ресурсные ограничения с наибольшей выгодой для себя, что отразилось в понятии "политического бизнесмена" (термин Д. де Ла Порта). Одни оперируют капиталом политическим, другие - административным, третьи - экономическим. При этом цели участников коррупционных сделок не ограничиваются материальными траншами, включая в круг притязаний переизбрание на выборах, сохранение должности в административной иерархии, новые деловые возможности. Эта модель (принципал-агент-клиент) ясно показывает, что основная проблема борьбы с коррупцией в бюрократической среде состоит не в отсутствии политической воли и не в мягкости законов, а в принципиальной неустранимости ее базового условия. Речь идет о свободе маневра чиновников, то есть о его праве варьировать свое решение по собственному усмотрению.

С позиций институционального и экономико-социологического подхода коррупция выступает как взаимодействие социально укорененных субъектов. Основной посыл работ экономсоциологов, изучающих коррупцию, - попытка посмотреть на нее глазами участников, не сводимых к модели рациональных распределителей ограниченных ресурсов. Эти работы объединяет категоричное неприятие внеисторических и внекультурных "знаний" о коррупции.
Действительно, экономическая история знает массу примеров, когда социальные нормы сдерживали коррупцию, обусловленную экономической целесообразностью, или, наоборот, придавали ей труднообъяснимый размах. Этнокультурная специфика, конфессиональные особенности, семейный уклад, сетевые контакты, корпоративная культура, профессиональная этика, идеология, обычаи и прочие "социальные оболочки" индивида выступают ограничителями его поведения, существенно трансформируя его представление о должном и правильном. Например, уровень коррупции существенно различался в союзных республиках СССР, что было связано с различиями национальных культур. В весьма схожих по уровню экономического развития Чили и Мексике разительно отличается масштаб коррупции (Чили - "чище"). А страны с конфуцианской культурой (Сингапур, Япония) уступают по размаху коррупции странам того же региона (Пакистан, Индия), исторически не воспринявших конфуцианство как кодекс поведения честного и мудрого чиновника.
Анализ поведения коррупционера с позиций данного подхода позволяет сделать два вывода: во-первых, коррупция - это диагностика общества с позиции определенных взглядов, обычаев, норм. Во-вторых, использование служебного положения в личных целях не сводится к поиску экономической ренты, будучи обусловлено широким комплексом внеэкономических расчетов. При всех издержках и рисках взятка может быть привлекательна как элемент групповой этики, как акт демонстративной лояльности должностного лица по отношению к социальному окружению, как способ вхождения в сети, дарующие новые ресурсные и статусные возможности.
Особое внимание в контексте экономической безопасности уделяется административной коррупции, под которой понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам за определенное вознаграждение. Административная коррупция включает в себя: взяточничество; непотизм (покровительство на основе личных связей); незаконное участие в предпринимательской деятельности как лично, так и через близких или доверенных лиц (так называемое "чиновничье предпринимательство"); предоставление эксклюзивных прав, льгот и иных преимуществ в целях корыстного или иного использования; приобретение или отвлечение государственных средств и собственности для любой корпоративной группы; использование или манипулирование служебной информацией, в том числе и инсайдерской, в личных или групповых интересах, нарушающих закон (положение); незаконное применение преференций для корпоративных групп и отдельных лиц, а также и некоторые другие подобные деяния.
Исследование коррупции позволило выявить ее основные причины: социально-экономические; политические; правовые; культурно-этические.
К социально-экономическим причинам могут быть отнесены: различие уровня заработной платы в государственном и частном секторе (низкая оплата труда чиновников побуждает их к поиску дополнительных источников доходов, которые в данном случае видятся как взяточничество через злоупотребление официальными должностными полномочиями); воздействие широко разветвленной сети теневой экономики (теневые капиталы составляют основной источник финансирования коррупционеров); устойчивая толерантность населения к коррупции; исключительная монополия бюрократии на чрезмерно большой объем функциональных возможностей; существенные ошибки в проведении социально-экономических реформ и т.п.
К политическим причинам относятся: особенности государственного строя (так, демократический строй обеспечивает такие возможности и стимулы для существования коррупции, как финансирование политических партий, электоральные должностные преступления, развитие новых систем политического патронажа для обеспечения голосов избирателей на выборах); стремительный количественный рост категории чиновничества как потенциального носителя коррупции; криминализация значительной части экономической и политической элиты; политическая нестабильность (гражданская неуверенность в завтрашнем дне провоцирует процветание коррупции).
К правовым причинам коррупции относятся: незнание или непонимание законов предпринимателями и населением (данный факт позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты); кадровая, техническая и оперативно-тактическая неподготовленность правоохранительных органов к активному противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней; минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие по отношению к ним адекватной уголовной ответственности и наказания; отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

К культурно-этическим причинам относятся: культурная предрасположенность социума; низкие моральные стандарты населения и чиновников; коррупционный опыт ближайшего окружения; низкий уровень участия граждан в контроле над государством; неразвитость общественных институтов.
В той или иной степени коррупция существует во всех странах, даже в таких благополучных в этом отношении, как Финляндия, Дания, Швеция, Норвегия и Исландия. Однако для некоторых государств, в том числе и для России, уровень коррупции представляет серьезную угрозу ее национальной безопасности.
Согласно исследованиям, использовавшимся для выявления уровня коррумпированности стран в 2006 г., из 163 обследованных стран наиболее коррумпированными является Гаити, Гвинея, Ирак и Мьянма, в то время как наименьший уровень коррупции присваивается Финляндии, Исландии и Новой Зеландии. В 2007 г. из 180 обследованных стран наиболее коррумпированными оставались Ирак, Мьянма и Сомали. В 2008 г. наименьший уровень коррумпированности наблюдается в Дании, Новой Зеландии и Швеции, а сразу за ними расположился Сингапур. Замыкает список Сомали, являясь наиболее коррумпированной страной. По индексу восприятия коррупции Россия в 2008 году занимала 147 место среди 180 стран, что явно свидетельствует о неблагоприятном положении.
Совершенно очевидно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на общество. Негативное влияние коррупции на экономику еще в 1960-е гг. описал Г. Мюрдаль. Обобщая опыт модернизации стран "третьего мира", он заклеймил коррупцию как препятствие экономическому развитию. На наш взгляд, коррупцию следует рассматривать и как реальную угрозу безопасности экономических систем. Исходя из целей анализа, последствия коррупции будут рассмотрены в контексте влияния коррупции на безопасность экономических систем.
1. Экономические последствия:
o растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств, снижается уровень финансовой безопасности государства;
o нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Кроме того, предприниматели вынуждены расходовать время на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток. Это приводит к снижению эффективности рынка и дискредитации идей рыночной конкуренции, подрыву экономической безопасности добросовестных субъектов предпринимательской деятельности;
o затрудняется появление эффективных частных собственников. Это связано как с нарушениями в ходе приватизации, так и с избыточными административными барьерами;
o неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов, поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны;
o растут цены за счет коррупционных "накладных расходов", в итоге страдает потребитель, подрывается экономическая компонента его личной безопасности;
o коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату "помогать" их соблюдать. В результате теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;
o расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях), что ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом;
o . возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой - подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам, в результате страдает экономическая безопасность государства.
2. Социальные последствия:
o отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;
o растет имущественное неравенство - богатство меньшинства на фоне бедности подавляющего большинства населения. Коррупция в системе сбора налогов позволяет богатым уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан и, таким образом, подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества;
o дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти;
o коррумпированность правоохранительных органов способ?ствует укреплению организованной преступности. Она сра?щивается с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и приобретения возможнос?ти для отмывания денег;
o увеличивается социальная напряженность в обществе, бью?щая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.
3. Политические последствия:
o происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;
o снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, что ставит под угрозу любые благие начинания власти;
o падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции;
o профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии, возникает угроза разложения демократических институтов.
Вместе с тем, нельзя игнорировать функцию коррупции как амортизатора институциональных сдвигов. Одним из первых на это указал в начале XX в. М. Вебер. Отказавшись от ранее распространенной традиции морализаторства, он показал место коррупции в процессе формирования рациональной бюрократии как исторически преходящей формы управления. Тем самым была заложена основа функционального подхода, рассматривающего коррупцию как механизм снятия напряжения между нарождающимися и устаревшими нормами.

Современные исследователи, сторонники институционального подхода, часто склоняются к частичному оправданию коррупции если не с моральной, то с функциональной точки зрения, - как возможности перераспределить ресурсы старой элиты в пользу новой, избегая прямого столкновения между ними. Коррупция рассматривается ими как рациональная альтернатива вооруженной борьбы за власть. Благодаря такому подходу коррупция предстала не как вариант отклоняющегося поведения, а как расхождение ранее сформированных норм и вызванных новыми условиями моделей поведения.

Принимая во внимание соображения представителей институционального направления, мы, тем не менее, придерживаемся точки зрения о крайне негативном влиянии коррупции на развитие общества и рассматриваем коррупцию как реальную угрозу безопасности экономических систем.

Считается, что этот термин мог произойти от двух латинских слов:

Понятие коррупции является очень многогранным, отчего существует и несколько определений термина. Самые популярные:

  1. В широком плане под коррупцией понимается злоупотребление должностным лицом, наделенным определенными полномочиями, своим положением против законных интересов общества с целью получения личной выгоды. Она может проявляться как в улучшении материального благосостояния, так и корпоративной монополии и прочем.
  2. Еще к понятию того, что такое коррупция, относится получение взятки, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растраты и другие формы экономической незаконной деятельности должностных лиц.

Такими должностными лицами могут быть:

  • чиновники всех уровней власти;
  • политические деятели;
  • сотрудники правоохранительных и надзорных органов;
  • медики и сотрудники образовательной сферы и другие.

Выделяют три основные формы проявления коррупции по масштабу распространения:

  1. Мелкая. Ее еще называют индивидуальной, бытовой, или несистемной. То есть это повседневные нарушения закона должностными лицами при встрече с общественностью в виде поиска обходных путей решения текущих вопросов под видом законности. Она часто встречается в школах, больницах, муниципалитетах и прочих организациях.
  2. Крупная. Данный вид связанный с большими суммами денег и масштабными делами. Процветает в верхних эшелонах власти при принятии решений государственной важности. Такая деятельность может привести к подрыву общественных, политических и других институтов в масштабе страны.
  3. Системная. Такие преступные схемы возникают в органе или институте во всем государстве из-за несовершенства их организации. Она может быть централизованной и децентрализованной. Например, понятие того, что такое системная коррупция можно рассматривать при монополизации рынка, дискреционных полномочиях чиновников, закрытости деятельности органов власти и прочем.

По направлению деятельности вся коррупция в мире может быть условно разделена на следующие виды:

  1. Административную, возникающую в органах исполнительной власти разного уровня, медицине, образовании и других социальных сферах.
  2. Политическую, при которой взятки даются политическим деятелям для захвата власти, распределения государственных ресурсов по собственному усмотрению и прочем.
  3. Деловую, или коммерческую, при котором подкуп необходим для достижения определенных целей компании или другой коммерческой организации: выход на новые рынки, занятие более выгодных позиций, смена совета директоров и прочее.

В масштабе всего государства злоупотребление властью должностных лиц можно рассматривать как серьезную угрозу благосостоянию общества и развитию страны, которое может проявляться в:

  1. Нерациональном распределении госбюджета и ресурсов, несбалансированном управлении доходами и расходами коммерческих предприятий.
  2. Недополучении казной налогов.
  3. Общем снижении развития экономики и ее частных субъектов.
  4. Снижении качества оказываемых услуг как государственными институтами, так и коммерческими корпорациями.
  5. Ослабление инвестиционной привлекательности экономики страны или ее отдельного региона на мировом уровне.
  6. Увеличении социального неравенства.
  7. Роста уровня безработицы.
  8. Усилении негативных настроений в обществе, приводящих к митингам, демонстрациям и гражданским войнам.
  9. Росте организованной преступности.

Одним из принципов того, как государству противодействовать коррупции, является приоритетность применения мер профилактики. К ним можно отнести:

  1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Это идеологическая работа с широкими массами, направленная на то, что использование служебного положения в корыстных целях неприемлемо и непременно ведет к наказанию, отпечаток которого остается с человеком на всю жизнь.
  2. Антикоррупционную экспертизу всех нормативно-правовых актов и их проектов, принимаемых в стране на разных уровнях.
  3. Предъявление высоких квалификационных требований к кандидатам на должность госслужащих.
  4. Регулярную ротацию кадров в госорганах.
  5. Развитие институтов общественного и парламентского контроля.

В современном российском обществе принято считать, что наиболее опасным проявлением преступного поведения в органах гос.власти является коррупция, или продажность власти. Понятие коррупции прочно вошло в жизнь российского общества, несмотря на то что в законодательстве оно долгое время отсутствовало.

Более того, специалистами и населением единодушно отмечается, что, не испытывая должного противодействия, коррупция стремительно набирает силу и все более превращается в самостоятельный и весьма значимый социальный и политический фактор, разрушительно влияющий на дальнейшее развитие российского государства.

Весьма печальны последствия коррупции:

– коррупция представляет реальную угрозу экономической безопасности России во всех ее проявлениях;

– она не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач, если эти задачи противоречат интересам олигархических групп, имеющих огромные свободные ресурсы для подкупа;

– коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и вследствие этого ставит под сомнение их легитимность;

– коррупция создаст угрозу демократии, поскольку население не видит нравственных стимулов к участию в выборах;

– коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради расцветания общества и государства;

– коррупция резко ухудшает инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто – сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

– коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше нравственно оправданных самозапретов;

– прием за взятки в престижные государственные вузы лишает общество значительной части интеллектуального потенциала, не позволяет получить высшее образование талантливым молодым людям, которые не могут заплатить за обучение в негосударственном учебном заведении аналогичного уровня, и т.д.

Коррупция (от лат. corruptio – подкуп, порча) означает подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных и муниципальных чиновников.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Коррупционное преступление – это предусмотренное в УК РФ общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы службы и выражается в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ. Из определения следует, что признаками коррупционного преступления являются:

1) непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы (государственной службы, службы в органах местного самоуправления, непосредственному исполнению функций органов государственной власти), а также непубличной службы (службы в коммерческих и иных организациях). Опосредованно такой ущерб могут причинять любые преступления;

2) незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации преимуществ (имущества, услуг или льгот);

3) использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

4) наличие у совершившего коррупционное преступление признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечаниях к ст. 285 и 201 УК РФ .

Коррупционные преступления в форме подкупа:

1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);

2) незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), совершенные путем подкупа;

3) подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ);

4) коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);

5) организация преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней) лицом (ч. 3 ст. 210 УК РФ) для совершения любого из коррупционных тяжких или особо тяжких преступлений, предусмотренных ч. 2, 3 или 4 ст. 290, ч. 2 ст. 291, ч. 4 ст. 309 УК РФ;

6) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

7) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

8) посредничество во взяточничестве лицом с использованием своего служебного положения (ст. 291.1 УК РФ);

9) провокация взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);

10) подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ) в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа.

К иным коррупционным преступлениям относятся следующие общественно опасные деяния, запрещенные соответствующими статьями УК РФ:

1) невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1);

2) мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159);

3) мошенничество в сфере кредитования с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159.1);

4) мошенничество при получении выплат с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159.2);

5) мошенничество в сфере страхования с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159.5);

6) присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160);

7) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);

8) злоупотребление полномочиями (ст. 201);

9) злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202), совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;

10) превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203) при наличии корыстной или иной личной заинтересованности у виновного;

11) организация преступного сообщества (преступной организации), совершенная лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210);

15) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

16) нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);

17) нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2);

18) превышение должностных полномочий (ст. 286);

19) присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;

20) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

21) служебный подлог (ст. 292);

22) халатность (ст. 293).

В России можно выделить два фактора, способствующие возникновению и развитию коррупции: унаследованный и привнесенный.

Унаследованный фактор сложился в России в глубине веков на стадии становления государственности. Известно, что в России изначально присутствовал авторитарно-бюрократический стиль управления. Коррупция была описана еще в произведениях Гоголя, Грибоедова, Салтыкова- Щедрина и других русских писателей. Подробнее унаследованный фактор коррупции в России был изложен выше.

Привнесенный фактор – это та группа детерминант, которые стали продолжением прежних, а также появились, усилились в советский и постсоветский периоды.

Коррупцию детерминируют как объективные, так и субъективные факторы.

По содержанию или сферам социальной жизни среди них можно выделить следующие группы:

Борьба с коррупцией в России напрямую связана с выработкой концептуальной антикоррупционной политики. Безусловно, кроме идей по борьбе с коррупцией необходима четкая программа и политическая воля высших должностных лиц.

Представляется, что основными мерами по снижению коррупции в России будут являться минимизация основных факторов, способствующих коррупции.

Антикоррупционная программа должна обеспечивать системное применение экономических, социальных, правовых, организационных, воспитательных и других мер.

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

- злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ)

- дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ)

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

- получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

- получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

- получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

- получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

- проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

- уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества - норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

- в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

- не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

- в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

- никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

- в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

- настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

В современном российском обществе принято считать, что наиболее опасным проявлением преступного поведения в органах гос.власти является коррупция, или продажность власти. Понятие коррупции прочно вошло в жизнь российского общества, несмотря на то что в законодательстве оно долгое время отсутствовало.

Более того, специалистами и населением единодушно отмечается, что, не испытывая должного противодействия, коррупция стремительно набирает силу и все более превращается в самостоятельный и весьма значимый социальный и политический фактор, разрушительно влияющий на дальнейшее развитие российского государства.

Весьма печальны последствия коррупции:

– коррупция представляет реальную угрозу экономической безопасности России во всех ее проявлениях;

– она не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач, если эти задачи противоречат интересам олигархических групп, имеющих огромные свободные ресурсы для подкупа;

– коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и вследствие этого ставит под сомнение их легитимность;

– коррупция создаст угрозу демократии, поскольку население не видит нравственных стимулов к участию в выборах;

– коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради расцветания общества и государства;

– коррупция резко ухудшает инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто – сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

– коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше нравственно оправданных самозапретов;

– прием за взятки в престижные государственные вузы лишает общество значительной части интеллектуального потенциала, не позволяет получить высшее образование талантливым молодым людям, которые не могут заплатить за обучение в негосударственном учебном заведении аналогичного уровня, и т.д.

Коррупция (от лат. corruptio – подкуп, порча) означает подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных и муниципальных чиновников.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Коррупционное преступление – это предусмотренное в УК РФ общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы службы и выражается в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ. Из определения следует, что признаками коррупционного преступления являются:

1) непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы (государственной службы, службы в органах местного самоуправления, непосредственному исполнению функций органов государственной власти), а также непубличной службы (службы в коммерческих и иных организациях). Опосредованно такой ущерб могут причинять любые преступления;

2) незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации преимуществ (имущества, услуг или льгот);

3) использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

4) наличие у совершившего коррупционное преступление признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечаниях к ст. 285 и 201 УК РФ .

Коррупционные преступления в форме подкупа:

1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);

2) незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), совершенные путем подкупа;

3) подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ);

4) коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);

5) организация преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней) лицом (ч. 3 ст. 210 УК РФ) для совершения любого из коррупционных тяжких или особо тяжких преступлений, предусмотренных ч. 2, 3 или 4 ст. 290, ч. 2 ст. 291, ч. 4 ст. 309 УК РФ;

6) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

7) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

8) посредничество во взяточничестве лицом с использованием своего служебного положения (ст. 291.1 УК РФ);

9) провокация взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);

10) подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ) в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа.

К иным коррупционным преступлениям относятся следующие общественно опасные деяния, запрещенные соответствующими статьями УК РФ:

1) невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1);

2) мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159);

3) мошенничество в сфере кредитования с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159.1);

4) мошенничество при получении выплат с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159.2);

5) мошенничество в сфере страхования с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159.5);

6) присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160);

7) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);

8) злоупотребление полномочиями (ст. 201);

9) злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202), совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;

10) превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203) при наличии корыстной или иной личной заинтересованности у виновного;

11) организация преступного сообщества (преступной организации), совершенная лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210);

15) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

16) нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);

17) нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2);

18) превышение должностных полномочий (ст. 286);

19) присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;

20) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

21) служебный подлог (ст. 292);

22) халатность (ст. 293).

В России можно выделить два фактора, способствующие возникновению и развитию коррупции: унаследованный и привнесенный.

Унаследованный фактор сложился в России в глубине веков на стадии становления государственности. Известно, что в России изначально присутствовал авторитарно-бюрократический стиль управления. Коррупция была описана еще в произведениях Гоголя, Грибоедова, Салтыкова- Щедрина и других русских писателей. Подробнее унаследованный фактор коррупции в России был изложен выше.

Привнесенный фактор – это та группа детерминант, которые стали продолжением прежних, а также появились, усилились в советский и постсоветский периоды.

Коррупцию детерминируют как объективные, так и субъективные факторы.

По содержанию или сферам социальной жизни среди них можно выделить следующие группы:

Борьба с коррупцией в России напрямую связана с выработкой концептуальной антикоррупционной политики. Безусловно, кроме идей по борьбе с коррупцией необходима четкая программа и политическая воля высших должностных лиц.

Представляется, что основными мерами по снижению коррупции в России будут являться минимизация основных факторов, способствующих коррупции.

Антикоррупционная программа должна обеспечивать системное применение экономических, социальных, правовых, организационных, воспитательных и других мер.

Читайте также: