Копное право на руси что это означает

Обновлено: 08.07.2024

Что нам известно о праве Древней Руси? Существовало некое подобие административной и уголовной ответственности, что подтверждает Русская Правда. А что можно сказать о гражданских правоотношениях? На Руси общественные связи входили в систему мирского самоуправления, которая имела форму прямой демократии. Самоуправление, в свою очередь, относится к области копного права. На Руси это широчайшая структура с самыми разными институтами и ответвлениями. Именно о копном праве будет подробно рассказано в статье.

Понятие копы

Что представляла собой Древняя Русь? Это тысячи поселений, которые объединялись в общины. Любые важные вопросы решались всем миром - на вече, основной форме народного самоуправления. Община могла включать в себя до 10 селений. Необходимо было выбрать центральное место, где решались бы приоритетные насущные проблемы. Такое место именовалось капищем (копищем), а само собрание - копой. Копа собиралась на вече - народном совещании.

В чем состояла цель общины? Это предупреждение нарушения законов, выявление и наказание преступников, судопроизводство, а также решение прочих насущных вопросов. Принимали участие в копе все взрослые лица, входящие в общину. Участники копы должны были обладать постоянной оседлостью на соответствующей территории.

Представители народного собрания именовались соседями околичными (простые участники), сходатаями (собирали копу) и судьями копными. Особенным уважением пользовались старцы - "мудрейшие мужи", нередко дававшие полезные и умные советы. Иногда приглашались и "люди сторонние"- представители других общин. Нужны они были в качестве свидетелей. В самом процессе иноземцы участия не принимали.

Таким образом, копное право в Древней Руси обладало немалым количеством субъектов. В народном самоуправлении принимало участие большое количество разных людей. Разбирались уголовные дела, а также поднимались вопросы собственности.

Что такое копное право? Основные принципы и признаки

Все участники копы должны прийти к единому мнению по тому или иному вопросу. Отсюда истекает первый принцип копного права - единогласие.

Разбирательства по уголовным делам имели ряд особенностей. Это, например, смягчение наказания обидчика, которого пострадавший простил. Сюда же относятся искреннее раскаяние виновного лица, прощение смертельно раненого или исполнение его последней воли.

копное право

Ведение копного права в Древней Руси не предполагало дискриминации или учета лишь отдельных сословий. Копа считалась общей для всех жителей государства, за исключением разве что челядин - захваченных в плен иноземцев.

Копа наследовала традиции обычного права. Например, обиженный должен был сам находить виновника.

Копа делилась на три части - три собрания. Первое созывалось для расследования дел по горячим следам. Если преступление не удавалось распутать, то наступала вторая стадия, предполагающая сбор дополнительных доказательств. До третьего собрания доходили лишь самые запутанные дела. Разъяснение обстоятельств нарушений норм копного права реализовывалось за счет двух способов: опроса и исследования улик.

Последним принципом рассматриваемого права являлось немедленное исполнение судебных решений. Понятие обжалования существовало, но применялось оно крайне редко.

Выборные должности

Вече и копное право - это в первую очередь элементы местного самоуправления Древней Руси. В любой подобной системе существует ряд важных должностей. В Древнерусском государстве таковыми считались старосты (старшины), десятские и сотские.

Кто такой сотский? Само название должности происходит от слова "сотня". Сотского избирали жители ста различных дворов, расположенных, как правило, на одной улице. Выбранное лицо становилось местным представителем. Если сравнивать с сегодняшней системой должностей, то сотский немного напоминает муниципального депутата. Только занимается он судопроизводством в рамках своей территории.

Десятский отстаивал интересы десяти дворов. Однако десятские избирались не везде, а лишь на тех территориях, где проживали наиболее активные и крепкие домохозяева. Представленное должностное лицо занималось разрешением семейных неурядиц и земельных споров, а также контролем за порядком.

Староста, он же старшина, избирался сотскими. Он наделялся особыми полномочиями и представлял все селение. В обязанности старосты входила ратификация грамот, оглашение княжеских постановлений и контроль за порядком в селе. По сути, он являлся посредником между князем и простым народом. За все свои действия старшина держал ответ перед десятскими и сотскими.

Земельный князь и его дружина

Сельские общины объединялись в земли, коими управлял великий князь и его ставленники.

Великий князь находился в Киеве. Его братья, племянники или сыновья властвовали в прилежащих областях - например, в Смоленской, Суздальской, Владимирской или любой другой земле. А кто такой земельный князь?

Копное право предполагает выборный процесс, по результатам которого мог бы избираться земельный князь. Правило это лицо дюжину (12) лет. Срок полномочий князя мог быть продлен, если он хорошо справлялся со своими обязанностями. Если же этот человек, напротив, нарушал законы или обычаи, то лишался своих обязанностей на неограниченный срок. Судьба земельного князя зависела от старшин, которые его и выбирали.

копное право в древней руси

Каждый князь имел свою дружину - небольшое военное формирование на случай "лет лихих". Сослуживцы были в основном молодыми, именовались они "другами".

Размещалась дружина в отдельном поселении. Управлял военным отрядом воевода. Подчинялись ему армейские сотники и десятники - старосты сотен и десяток воинов. Дружины из разных областей могли объединяться, в результате чего образовывалась рать, состоящая из соратников.

Капище

Численность копы варьировалась от 100 до 300 человек. Капище, то есть место проведения собрания, организовывалось в центре сельской общины, в дубраве или роще. Место выбиралось таким образом, чтобы рядом находился родник, озеро, пруд или река. Все дела решались под открытым небом. Надо сказать, что выбор места для капища - это уже своеобразная традиция, а возможно, даже ритуал. Нередко на месте проведения вече справлялись народные праздники, организовывались гуляния. Масленица, Коляда, Красная Горка, день Ивана Купалы - все эти празднества широко отмечались именно на коповище (копище, капище).

Собиралась копа тоже по-особенному. Народ оповещался о собрании заранее. В день заполнения капища зажигался громадный костер, служивший световым сигналом. Гремели и звенели колокола, о начале сбора громогласно заявляли старосты.

Нередко уголовные дела разрешались прямо на месте преступления, без собрания копы. Но происходило это лишь в том случае, если точно был установлен "лик" преступника, а также его причастность к содеянному. Сегодня от слова "лик" исходит понятие "улика".

Надо сказать, что все люди на капище принимали активное участие в собрании. Большинство решений принималось добросовестно и с немалой долей энтузиазма. Немного заблуждаются те историки, которые принимают копу только лишь за "народную милицию". Собрание граждан формировалось для решения самых разных вопросов и проблем. В некоторых поселениях поднимаемые на собраниях темы могли даже записываться в специальные уставы.

Уклад копы

Что известно о копном праве наших предков? Сколько лет оно просуществовало? Эти вопросы до сих пор исследуются многочисленными русскими историками. Известно, что копный уклад обеспечивал высокую рождаемость среди славянского народа. Это позволяло быстро восстановить численность населения после эпидемии или военных действий. На капищах нередко обучали будущих воинов. Собирались молодые люди, которым "старейшие мужи" показывали искусство обращения с оружием.

Немало сил тратили на выращивание льна, из которого делалась почти вся одежда. Дело в том, что на льняную ткань не садятся насекомые-паразиты. Для безупречно поддержания местности, где рос лен, необходимо было много трудиться. Уклад копы предполагал охрану или вырубку лесов, подготовку почвы, семян и т.д. Особое внимание уделялось и липовым рощам. Из коры липовых деревьев делали корзинки, лапти, мочалки и прочие бытовые вещи.

копное право на руси

Согласно исследованиям историка Данилова, копное право было присуще всем христианским народам до XVII века. Окончательно уничтожило копный уклад появление земств, а также опричнин при Иване IV Грозном. Свидетельствуют об этом многочисленные источники периода угасания копы. В них протоколировались многочисленные тяжбы появляющихся феодалов с вече. Можно ли говорить в таком случае, что общинно-родовой строй был вытеснен феодальным? У историков расходятся мнения на этот счет.

Какую роль в копном праве играет вече? Это собрание, на котором люди могли высказаться или проголосовать по тому или иному вопросу. Само понятие вече происходит от слов "вещевать", "извещать". Правом голоса пользовались лишь жители общины, обладающие постоянной оседлостью. Это старейшины - главы родов. Женщины, а также братья и сыновья старейшин, не обладавшие постоянными хозяйствами, имели право голоса лишь в исключительных, наиболее важных случаях.

Какое значение в копном праве играли старцы? Это "мудрейшие и старейшие мужи", роль которых заключалась в контроле над соблюдением традиций и обычаев на вече. Мнением старцев также интересовались, но лишь в тех случаях, когда надо было вынести особенно важный приговор. Считалось, что именно старцы знали и соблюдали все общинные традиции и законы, даже самые древние.

что такое копное право

Священные положения копного права передавались из поколения в поколения. Вече или капище были сердцем и разумом сельского поселения. Здесь решались все самые важные и актуальные вопросы: начало и окончание земельных работ, починка троп, мостов и дорог, сенокос, наем сторожей и пастухов, ремонт и чистка колодцев, проведение выборов, хранение запасов на случай неурожая и многое другое. Спорящих приводили к примирению, виновных наказывали, раскаявшихся прощали, отличившихся поощряли. Все решалось при активном участии каждого коренного жителя села. Никто не оставался в стороне. Даже недопущенные на вече люди всегда старались узнать, что именно происходило на собрании.

Волости

Сельские общины существовали достаточно долгое время. С началом феодальной раздробленности приходит понятие "волости" - определенных государственных территорий, имеющих собственный уклад и власть. Сельские старосты избирали волостного старшину. Формировались волостной суд и волостное правление. Эти два органа занимались рассмотрением сложных юридических дел, в том числе и уголовных.

Срок полномочий волостного старшины на Руси - три года. Возможным было и его переизбрание. Понятие копы окончательно меняется на вече – собрании по важным вопросам. Последнее могло быть всеземным (общегосударственным) либо губернским. Земельные князья начинают подчиняться не старшинам, а великому князю.

Первым великим земельным князем, который стал именовать себя царем, был Иван Грозный. Влияют ли все представленные изменения на основные признаки копного права? Мнения историков по этому вопросу разнятся. Одни исследователи заявляют, что изменилась лишь оболочка государственного устройства. Сами же вечевые и копные законы остаются. Другие исследователи говорят о глобальной модернизации копного права и замене его принципами самодержавия.

основные признаки копного права

По словам историка и исследователя Сергея Данилова, копное право - это древнейшая форма организации самоуправления в сельской общине. На копе решаются вопросы сходатоев, расследуются уголовные дела, поднимаются вопросы хозяйства, земледелия и т.д. Даже с установлением самодержавия и постепенным угасанием вече народные собрания не исчезли. Копное право существовало и развивалось на протяжении многих веков. Это своеобразная школа русского права, переходившая из поколения в поколение.

Традиции и обычаи

Какие обычаи и традиции связаны с копным правом? Известно, что одно капище могло включать в себя представителей десятка сел. При этом выделялось одно главное, наиболее крупное село, в котором и обустраивалось "мисто" для вече. Здесь часто собирались сходатаи. В результате на месте капища вырастал целый город, жители которого именовались мещанами (местными).

о копном праве наших предков

Надо сказать, что большинство городов произрастало именно из коп. Об этом утверждают и исследователи копного права - Стрижак и Сергей Данилов. Одни города были пограничными, другие же сразу вырастали как крепости. С чем это может быть связано? Согласно древнейшим обычаям, земельный князь был обязан обустраивать и защищать копу. Если он не исполнял свои обязанности, то его изгоняли. Селяне добровольно несли трудовую повинность по строительству особенно важных объектов. Если село, где обустраивалось капище, находилось рядом с дикими племенами, то возводились защитные сооружения. В результате этого вырастал целый город.

Разложение копного права на Руси

Копное право явилось важнейшим элементом общинного строя. Пришедшая на Русь христианизация, однако, несколько изменила вид копы. Общинно-родовой уклад сменился феодальным, крестьяне сделались крепостными, то есть зависимыми. Копа вытесняется и зарождающимися помещиками - классом феодалов.

Долгое время существовал сельский суд - место, где крестьяне могли решить насущные вопросы и обсудить житейские дела. Это последний отголосок копного права, который был ликвидирован к XVII веку. Утратили свое значение мужи-сходатаи, напрочь исчезли старцы. Остались разве что старосты, и те не обладали никакой властью. Они лишь направляли основные виды крестьянских работ. Управлялось селение одним депутатом, посланным от помещика. В присутствии священника депутат производил суд, занимался расправой, собирал налоги и т.д.

 копное право это

Установившийся образ жизни повлек за собой обеднение и упадок сельского народонаселения. Не способный противиться беспределу со стороны помещика, простой крестьянский обыватель часто пускался в пьянство, разврат или даже в разбойничество.

О понятии копы и вече вспомнило "Общество объединенных славян". Это декабристская организация, чуть позже слившаяся с "Южным обществом" Пестеля. Представители этого течения считали, что копа являлась символом славянской свободы и русского уклада. По их мнению, необходимо было восстановить исконно русское копное право. Англичане не любили и не знали общины, западные славяне имели совсем другой уклад. Восточные же славяне, то есть русские, должны были обратиться к истокам. Для этого "Общество объединенных славян" предлагало ликвидировать тиранию и самодержавие. Реализовать подобные идеи у них не вышло: всем известна плачевная судьба декабристов.

Вновь обратили внимание на копу только славянофилы, идеи которых были распространены в середине XIX века. Однако представители данного течения, в отличие от декабристов, выступали за сохранение самодержавия как важнейшего и незаменимого элемента русской действительности.

Копное право

Копное право – основной способ общественного самоуправления на Руси

Копное право

Копа – Собрание сходатаев отдельного славянского поселения или рода для принятия решений по насущным текущим вопросам общества сообща (всем скопом, вместе, единогласно).

Право – это сборник Заповедей и Правил, по которым жили наши Предки. Конечно, в разных общинах было что-то своё, родовое, исконное.

Копа и Вече – также есть место Собрания, а равно место, где копится (собирается) Мудрость Родов, регулирующая все нормы жизни славянского общества. Очень часто Копа и Вече собиралась в священном месте – на капище или в священной дубраве, где Мудрость Родов не только копилась, но также и умножалось многократно, ибо хранителями её становились жрецы многомудрые и волхвы, что Требы и Славы богам приносили.

Организация общества по принципу копного права была наиболее совершенной системой управления сообществом.

Значение этого термина более ясно раскрывают однокоренные слова: скопом, совокупность, скопище, копна, копить, докопаться до истины. Копа собиралась в центре одного из сел общины, который назывался КОПовище, КОПище или КАПище. Копа собиралась на совещание или Вече.

Присутствовали на Копе и старцы, мнение которых спрашивали, когда нужно было вынести приговор на основании давних решений: они не имели права голоса на Копе, но их советы могли иметь решающее значение. Копное право основывалось на правиле единогласия – прихода к единому мнению всех сходатаев. Извращая копный закон единогласия, славянам навязали демократический принцип выборов, основанный на процентном перевесе голосов, ибо в любом коллективе худших всегда большинство.

На Копе улаживались все стороны трудовой жизни общины и проводились судебные разбирательства уголовных дел. Нарушений обычного права Копы и её постановлений никогда не наблюдалось, а если таковые и случались, то были чрезвычайным происшествием. Это объясняется тем, что при демократии человек, видя какое-либо нарушение государственного закона, имеет право не принимать мер по борьбе с этим нарушением, не неся при этом никакой моральной или уголовной ответственности.

Но при самодержавии каждый славянин, столкнувшись с какой-либо несправедливостью, нарушением обычая или копного права, обязан был приложить все свои силы для пресечения и устранения этого нарушения. Если он этого не делал, то считался соучастником преступления, свидетелем которого был, и нёс за это полную ответственность наравне с нарушителем.

Такое проявление Копного Права возможно только при совершенной гласности и отчизнолюбии народа. На Копе обеспечивалась полная независимость мнений Сходотаев. Каждый имел возможность открыть свою Душу. На Копе всё шло начистоту, вопросы ставились ребром: “резалась правда-матка”, и если кто-либо пытался отделаться молчанием, его безжалостно выводили на чистую воду.

Самые смирные мужики, которые в другое время не могли и словом заикнуться против кого-либо, на Копе, в минуты общего возбуждения, совершенно преображались и набирались храбрости, умудрялись перещеголять заведомо храбрых мужиков. Копа делалась открытой взаимной исповедью, взаимным разоблачением и покаянием, проявлением самой широкой гласности. В эти минуты частные интересы каждого достигали высшей степени напряжения, общественные интересы и справедливость, в свою очередь, достигали высшей степени контроля.

Принцип выборности князей, священнослужителей и старейшин, освящённый многовековой ПравоСлавной традицией, служил развитию самоуправления общин и, естественно, задевал интересы наследственной княжеской, а затем и царской власти. Вот почему Копное Право (мнение Копы), основанное на ЕДИНОГЛАСИИ, справедливости (Законах Пра Вед) и опыте предков.

Рекомендуемые записи

Как работала подлинная демократия на Руси? Можно ли возродить её сегодня? Что предложил Путин? В…

Не будем перечислять несчастья, проблемы, несправедливости, навалившиеся на головы славян в ХХI веке, все мы их хорошо знаем. Но может ли быть иначе, если уже много веков мы живём не по своим исконным законам, а по римским и византийским, рождённым в недрах рабовладения с его антигуманизмом и презрением к человеку-труженику.

Зададимся вопросом – существует ли альтернатива знаменитому Римскому праву, широко используемому на протяжении многих веков европейскими государствами? Существует.

Это народное славянское Копное и Вечевое право, прямое народовластие или народное самоуправление, тысячелетия бытовавшее в славянских землях и сохранявшееся на Руси до ХVII века. Копное право – это совокупность народных юридических норм и обычаев, вобравшая в себя принципы общинности, взаимопомощи и взаимовыручки соотечественников.

К сожалению, из официальных письменных источников известно о древнем славянском праве совсем немного. Тысячи документов и книг, содержащих сведения о нём, были уничтожены рьяными христианизаторами Руси, заинтересованными в том, чтобы славяно-русы забыли свои исконные справедливые общественные порядки. Чужая рабская идеология была навязана нашим Предкам тысячу лет назад так же, как навязывается она нам сегодня. Однако всё же сохранившиеся и чудом дошедшие до нас письменные источники (русско-византийские договоры Х-го века, записки арабского путешественника Ибн-Русте и арабского писателя аль-Марвази, произведения византийских авторов Льва Диакона и Константина Багрянородного, западноевропейские хроники, трактаты и анналы и др.) дают нам возможность реконструировать правовую жизнь наших Предков (пусть пока не во всех подробностях), восстановить картину корневого славянского мироустройства.

На копе решались самые разнообразные житейские вопросы – земельные, лесные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, уголовные, семейные, бытовые и другие. Народное собрание искало, судило и наказывало преступников, возвращало обиженному отнятое. Здесь поощрялось искреннее публичное раскаяние нарушителя законов и прощение пострадавшим обидчика. Выслушивалась и учитывалась последняя воля наказуемого, прощались смертельно раненные. Сходатаи старались примирять спорящих. Дела общинников разбирались по совести.

Решения копы уважались всеми членами общины и выполнялись беспрекословно. Нарушения Копного права были крайне редки. Если таковые случались, то воспринимались как чрезвычайные происшествия. Каждый, столкнувшись с нарушением народных обычаев, должен был пресечь его. В противном случае такой человек считался соучастником проступка или преступления и наказывался по закону. Для всякого славянина мнение копы было высшим духовно-нравственным ориентиром.

Существенным отличием копы от прочих сходок, проводимых в последующие века собраний, совещаний, конференций и съездов был принцип единогласия. Здесь принимались такие решения, которые устраивали всех присутствующих. Славяне умели договариваться друг с другом. Это наводит на мысль, что они обладали высокой духовной культурой и нравственностью. Формы принятия решений большинством голосов, как это было в более поздние времена и бытует по сей день, не существовало.

На собрании устанавливалась круговая порука, то есть вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества, как своих общинников, так и пришлых. Благодаря Копному праву в славянских общинах была высокая рождаемость, население быстро восстанавливалось после войн и эпидемий, воспитывались воины-патриоты, поддерживалась экология поселений и их окрестностей, охранялись и восстанавливались леса.

На копе при бурном и эмоциональном обсуждении проблем и вопросов проявлялись лучшие качества славян – искренность, честность, бескорыстие, прямота, храбрость и благородство. Собрания принимали форму публичной исповеди, души людей очищались от корысти, зависти, иных индивидуальных пороков. Общественные интересы ставились выше личных, торжествовал закон справедливости. Дела и поступки общинников подвергались строгому контролю. Для многих славян копа была школой жизни и университетом нравственности.

Десятские и сотские наблюдали за экологией сёл, ведали бытовыми и земельными вопросами, следили за общественным порядком на улицах и торгами на базарах, отвечали за пожарную безопасность. Сотский наделялся полномочиями выносить указы об имущественных и телесных наказаниях правонарушителей, решал вопросы строительства общественных зданий, выдавал разрешение на проживание пришлым людям и пленным инородцам.

Для защиты своих земель от врага славяно-русы выбирали князей, чаще из крепких родов потомственных воинов. (Выборность князей существовала до VIII-IX веков, сохранившись в последующие века лишь при вечевых порядках). Князь набирал себе дружину из самых храбрых и сильных общинников. На их содержание, на строительство пограничных застав и оборонительных линий копа выделяла десятину (десятую часть дохода домохозяев). Если требовалось срочно построить военно-оборонительные объекты, делалось это добровольно и сообща всеми мужчинами общины. В военные времена всё мужское население общины, способное носить оружие, становилось воинами.

В системе древнеславянского самоуправления все общественные должности были выборными (как правило, на короткий срок). Каждое избранное народом лицо в случае невыполнения или недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей немедленно переизбиралось или наказывалось материально. Таким образом, общество всегда оставалось здоровым и подвижным, самоочищалось от недобросовестных, безответственных, ленивых или некомпетентных общественных руководителей.

С тем, что нынешнюю паразитическую систему народного оболванивания надо менять, согласится всякий здравомыслящий человек. Как это сделать технически – другой вопрос. Сейчас мы знаем одно – русским людям необходимо вернуть прямое народовластие. В самоорганизации – наше спасение. Не насилие власти сверху, а её самостоятельное формирование снизу. Только так можно обеспечить достойную жизнь нашим соотечественникам в ХХI веке.

Похожие:

Величественное нерукотворное светило, разящее тьму, Ярило – Солнце с незапамятных времен было самым обожаемым и в то же время самым грозным.

Взойдет солнце и над нашими воротами, говорили славяне, желая окончания трудностей, начала времени счастья да радости. Зазывали Солнышко в гости.

Славянская магия оберегов известна всем. Пожалуй, не найдётся человека, у которого никогда не было волшебной вещицы, отгоняющей беду. Даже если вы.

Андрей Новиков из Тобольска: Что такое ПРА. Забытые народные понятия. Словообразование, язык, чувствование Мира. Всё Пра в одном поступке. Как мы.

Знаете, верно, что мир Нави – место, куда уходят души людей после смерти. Что там, за этой незримой границей? Об этом много сказывают, а вопросов.

Новые статьи

Наше Ярило-Солнце находится в галактической структуре Звёздной Системы Свати, именуемой также Млечный путь.

Заповеди древних славянъ.Славянин — последователь Ведической культуры, человек, целью жизни которого является достижение духовного совершенства.

Даже в наш просвещенный науками век религий много. Есть вероучения с сотнями миллионов верующих. Таких десятки.

Последние статьи

Для более наглядного и понятного рассмотрения вопроса воспользуемся образным сравнением человека с компьютерным комплексом, единственным различием.

Славянские воины храбро сражались, следуя решениям, принятым на собрании племени.

По древним поверьям, когда человек приходит в наш мир, то различные силы сразу же начинают бороться за владение его телом и его духом.

На сегодняшний день в поселении Сказочный Край решения принимаются на Вече, эта система управления сложилась летом 2013 года, и в период заселения помогает нам достаточно эффективно и оперативно справляться с нашими общими задачами. Однако в Образе нашего поселения в качестве механизма управления и принятия решений заложено Копное право:

К сожалению, не так-то просто нам, молодым и активным людям из городов или современных деревень, перейти на эту систему, о которой мы мало пока знаем, не говоря уже об отсутствии опыта. Поэтому первая задача — обдумать и обсудить, как можно в нашем поселении организовать Копное право.

Иван и Марина Галдины

Иван и Марина Галдины

Почему Копа

Да, сколько я не убегаю от проблем межличностного общения, но они всё равно оказываются тут как тут. Я уж начал думать, что это я во всем виноват. Поспрашивал у разных людей и обнаружил что везде всё так. Тогда я пошёл за границы России и познакомился с опытом совместной жизни и взаимодействием людей в коммунах и общинах. Помогла мне это сделать книга Даяны Кристи. Там то же самое. Везде, где коллективно принимаются решения — собрания жителей домов, дачные кооперативы, гаражные кооперативы, в поселениях по книгам Мегре – везде одно и то же. И даже чистые помыслы не помогают. Скандалы, склоки, заговоры, предательства и, как результат, разобщённость людей. Нет единства. Нет сплочённости.

Многие скажут, что нужна общая цель! Ведь это самое главное! Есть цель — есть сплочение. Это, к моему глубочайшему сожалению, совсем не так. К примеру, у кого нет цели родить и вырастить здоровых, умных детей? Такая цель есть у многих. Но вот как достичь этой цели? Как не передраться, доказывая, какая из методик лучше?

Вот жизненный пример.

Общее собрание, обсуждается вопрос по дорогам (где пройдут, их ширина, покрытие). Дискутируют два человека. Первый — мужчина 45 лет, женат, трое детей, имеет свой дом, машину, стабильный доход. Второй — мужчина 21 года, не женат, детей нет, стабильного дохода нет. Первый говорит: ”Нужна дорога для всесезонного проезда”. Второй отстаивает: ”Дорога не нужна, нужно ходить босиком, если и делать, то только пешеходные тропы, и, не дай Бог, срубить дерево на пути этой пешеходной дорожки! Машину нужно оставлять на въезде и потом 2 км идти пешком”.

kopa_16

Первый человек прекрасно понимает второго, он и сам был таким. Но он знает, что через пару десятков лет молодой придёт к тому же, что и он. Что дорога нужна, она попросту необходима. Но как этим двоим прийти к единому решению сейчас? А никак, это просто невозможно! Пока не удаётся передать опыт, полученный за прожитые 20 лет, за пару часов общения.

Давайте рассмотрим жизнь человека по событиям и годам. Ведь не зря говорят, что с годами человек становится мудрее.

В юном, подростковом возрасте человек пробует свои силы, учится определять меру, границу, перейдя которую случается беда. Это касается всех аспектов жизни. Человек в начале своей жизни приводит все свои энергии в равновесие. Что это за энергии? Это и гордыня, зависть, обидчивость, злоба, радость, щедрость и т.д. Попросту говоря, человек учится быть гармоничным, учится здравомыслию.

kopa_23

Рассмотрим на примере мужчину. Пока он не женат, его может носить из стороны в сторону. Из крайности в крайность. Появляется жена, и происходит балансировка. Он влево, она вправо. Он вправо, она влево. Появляются дети, и мужчина становится ещё более стабильным. Дальше внуки. Все эти жизненные этапы позволяют человеку привести все свои энергии в гармонию, позволяют получить жизненный опыт.

Проблема вся в том, что каждый считает, что он лучше знает как надо. Рассмотрим пример с мастером и подмастерьем. Мастер человек опытный, знающий все тонкости и хитрости своего дела. Подмастерье – новичок в этом деле, не знает тонкостей и хитростей. Возьмём ядерный реактор. Там есть профессионал и новичок. Что будет, если новичок начнёт крутить рычаги и жать на кнопки, которые ему понравятся? Может и авария произойти. А всё почему? Да потому что к принятию решения допущен непрофессионал. А чем обыденная жизнь отличается от ядерного реактора? Ведь если к принятию решений допустить новичков, подмастерьев, то до аварии недалеко. Как раз она и происходит в межличностных отношениях, где каждый имеет голос.

Возникает тогда вопрос: кто новичок, а кто мастер?

Если мужчина женат, и его жена счастлива, то он мастер этого дела. Если у мужчины есть ребёнок (от 8 лет), воспитанный и счастливый, то он мастер этого дела. Если у мужчины есть свой добротный дом, то он мастер этого дела.

kopa_17

Итак, человек принял такие решения и сделал такие шаги, которые привели его к тем результатам, которые все хотят достичь. То есть у этого человека можно попросить совета, поскольку он практик, а не теоретик. Если такие люди, мастера жизни, начнут принимать решения, и им не будут мешать подмастерья и теоретики, а начнут помогать, то мир очень быстро изменится в лучшую сторону. Ведь сейчас очень много сил уходит на то, чтобы договориться с теми, с кем априори не получится договориться в силу объективных причин.

Возможно, кто-то скажет, что договориться можно с кем угодно. Ну что ж. К примеру, возьмём фанатика. Вы пробовали договориться с фанатиком? Попробуйте верующему сказать, что библия или коран — это всего лишь книга, а не священное писание. И посмотрите, что из этого получится. Попробуйте договориться с тем, кто не готов договариваться, кто не хочет услышать. Ведь зачем ему договариваться, если он прав, и должно быть только так, как он считает правильным, и никак иначе.

kopa_13

Придумывать, как организовать взаимодействие между людьми, чтобы результативно и гармонично двигаться вперёд, а не стоять на месте, можно и с нуля. Надо идти практикой и смотреть, что работает, а что нет.

Есть другой путь, покороче. Нужно посмотреть, как жили раньше, и взять лучшее из этого. Ведь этот опыт, это наше богатство. Богатство человечества в его опыте. Вот что значит выражение: “отруби корни — дерево засохнет”. Отними опыт предков, благодаря которому человечество достигло высот, и оно начнёт скатываться до самого низа. Высокодуховному образу жизни соответствует высокодуховная культура. Низкой культуре соответствует низко духовный образ жизни.

Нам навязали демократию, такой общественный строй, при котором и проститутка, и гомик, и наркоман – все имеют право и имеют голос. Ребят, ну а что хочет гомик? Чтобы побольше было таких, как он. А нам это надо? Вот мне менять ориентацию как-то не с руки. А вам? Кого легче обмануть — студента, не знающего своей истории, пенсионерку, у которой одно на уме — лишь бы пенсия была, или зрелого человека, думающего о своём народе, своей стране, планете? Человека, думающего на 50-100 лет вперёд?

Давайте посмотрим, на чём основывалось самодержавие – образ жизни, который был на Руси.

На Руси люди жили общинами. Решение принимали на Копе. За исполнением решений следил каждый участник общины. Спорные моменты (суды) разбирала община или избранный человек для этих дел. Избрание судей происходило на Копе. Там же происходило и снятие.

kopa_22

Какой была Копа раньше

Раньше к принятию решения допускались те, кто уже на практике доказал свою самостоятельность. То есть, на жизнь народа не влияли теоретики, подмастерья, фанатики.

Критерии копного мужа — как это было раньше:

  • Пол – муж.
  • Возраст – от 50 лет
  • Семейное положение – женат, есть дети и внуки (гармоничная, счастливая семья)
  • Образ жизни – осёдлый
  • Обеспеченность – свой дом, своё хозяйство
  • Физически здоровый
  • Народность – рус (славянин)

Человек, подходивший под эти параметры, назывался копным мужем. Это основа любого народа. Копные мужи собирались в десятки и выбирали из себя одного самого достойного (опытного, грамотного). Выбранный назывался десятский (десятник). Он и представлял свою десятку на Копе и имел голос. Десятские собирались на Копе и приходили к единогласному решению.

Решения Копы, принятые единогласно, исполнялись всеми без исключения. Отсюда и пошла поговорка: “Что старшие решат, на том младшие и станут”. За исполнением решений Копы следил каждый. Если он увидел нарушение и не пресёк его, то являлся соучастником и нёс такую же ответственность, как и преступник. То есть народ сам себя держал (самодержавие). Была и коллективная ответственность. Если один с десятки нашкодил, отвечала вся десятка. Так же десятка решала — откупить виновника или отдать на наказание. Здесь подойдёт выражение: “Один за всех и все за одного”.

Структура Копы:

  • Организатор (оповещает, снабжает)
  • Ведущий копы (ведёт)
  • Порядковый (следит за порядком)
  • Десятский (обсуждает, принимает решения, выносит вопросы на Копу)
  • Копный народ, мужчины от 30 лет (обучаются на практике искусству общения)

Рабочая эта схема или нет? Может это уже кануло в небытие? Давайте посмотрим на тех, кто преуспевает. Посмотрим на диаспоры: чеченскую, армянскую, еврейскую. Там есть старшие, есть младшие. Есть круговая порука. Старейшины принимают решения, молодёжь исполняет. Коллективно управляют финансами. Выкупают не только средства производства, но и высокопоставленные должности в законодательной власти, исполнительной власти, судебной. Ставят своих мэров. А мы потом удивляемся, почему они тут короли, а мы холопы. Они покупают своим дома, помогают запустить бизнес, помогают сделать его прибыльным. Они защищают своих. А мы?

kopa_19

Вы хотите знать, кто должен навести порядок на русской земле? Ответ простой. Мы! Да, именно мы. Это у нас должны быть свои люди на своих местах. Это у нас должны быть средства производства. Это мы должны быть хозяевами, а не гостями. Но для этого нам нужен фундамент! Нам нужна исконно славянская модель самодержавия.

Последние, кто сохранял копное право, были казаки. Там была надёжная, проверенная жизнью модель самодержавия. Не зря Ленин говорил, что единственная сила, которая способна к самоорганизации это казачество. Вот поэтому его и искореняли.

Почему мы отошли от Копы, а те же чеченцы, евреи, армяне нет? Возможно, потому что мы чувствуем, что со всем справимся сами. В литературе встречается высказывание, что один русский ровнялся 10 туркам. Когда наша сотня билась, турки думали, что бьётся тысяча. Когда билась тысяча, турки думали, что бьётся десять тысяч. Мы сильны, это так. Но для того, чтобы победить тысячу, нам нужна хотя бы сотня. Пусть будет гармония и порядок на нашей земле.

Интересно жили наши предки на Руси - по совести и по справедливости. Скопом решали все неурядицы, все нравственные и общенародные вопросы. У них были - Копное право и народное собрание "вече" - прямое народовластие или народное самоуправление. Копное право – это совокупность народных юридических норм и обычаев - принципы общинности, взаимопомощи и взаимовыручки.
Копа (купа) – народное собрание лучших представителей родов и семей – сходатаев, домохозяев, решавших жизненно важные вопросы. Копа (скопище, копить, копна, совокупность).
На этом народном собрании - вече (вещий, вещать, извещать, совещание) - выбирался Старейшина, а также решались самые разнообразные житейские вопросы: земельные, лесные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, уголовные, семейные, бытовые и другие. На каждый участок трудовой деятельности назначался ответственный, знающий данное дело. Народное собрание по совести и справедливости судило и наказывало преступников, а также строго спрашивало с тех, кто безответственно подходил к делу, на которое был поставлен и за которое отвечал. На копе поощрялось индивидуальное прощение пострадавшим своего обидчика, а также искреннее всенародное раскаяние преступника. Таковы законы были приняты на Руси задолго до пришествия Христа.
Решения собрания уважались всеми членами общины и выполнялись безпрекословно. Нарушения Копного права были крайне редки. Для русича мнение общины и копное право было высшим духовно-нравственным ориентиром. Перед Законом Копного права все были равны, Оно основывалось на правиле единогласия. И если кто из сходатаев или домохозяев был не согласен с каким-либо решением собрания, то не расходились пока не достигали в спорном вопросе единого мнения.
Не потому ли Апостол Андрей Первозванный, пройдя по Руси, и, воздвигнув Крест у града Киева, изрёк, что здесь будут Храмы Божии во множестве. Видел Он, что народ русский уже тогда, ещё до заповедей Христовых, носил Божьи заповеди в сердце своём, благодаря Копному праву и общему народному собранию. Уже тогда народ жил, не по написанным заповедям, а по совести и по справедливости. Да и русские бани из древности идут, не со времён христианских. Чистоплотный и грамотный был народ русский в древности.

Картинка из интернета. Спасибо автору.

. спасибо ИАКОВ. вы возрождаете РУСЬ. ". Так что о безграмотности до Христового периода Русичей могут говорить только Его враги. Да и "немытая Россия" от европейцев лжецов идёт, потому как знавали Русичи бани, чего не было в Европе и в Христово время, покуда Русская Княгиня их мыться не научила. Найдите Александра Семёновича Шишкова, который говорит и пишет о том, что все языки происходят от русских корней. Вот это и есть открытие, ибо Русская цивилизация из древнейших времён исходит.". быть добру.

Русского языковеда и генерала Александра Семёновича Шишкова - о том, что все языки произошли от русского корнеслова - я читал. Ознакомился с его книгой ещё где то в 2012 году. Вы правы, Лидия, не мытая Европа, но не Русь Матушка и Святой Ея Народ. От бани в Европе шарахались как от чумы. Историю извратили, всё перевернули, представили Русский Народ диким, необразованным и грязным.
Спасибо Вам за отклик. Будем стараться по крупицам восстанавливать справедливость.
Храни Вас Бог.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: