Конституция российской федерации как основа модернизации правовых явлений и процессов

Обновлено: 30.06.2024

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной культурной политики.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В.Путин

24 декабря 2014 года

УТВЕРЖДЕНЫУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 24 декабря 2014 г. № 808

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Настоящие Основы определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ.

Правовой базой настоящих Основ является Конституция Российской Федерации.

Настоящие Основы определяют цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации.

Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

I. Введение

Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.

В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира - Восток и Запад. Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества.

Накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур - на этом естественным образом веками строилась российская государственность.

Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре.

В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие. Ислам, буддизм, иудаизм, другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России.

Литература, музыка, опера, балет, театр, кинематограф, цирк, изобразительное искусство, архитектура, дизайн, художественная фотография - достижения во всех областях отечественного искусства бесспорны и признаны не только в России, но и в мире. Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса.

Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.

На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене.

Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности.

Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

II. Основания для выработки государственной культурной политики

1. Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира.

Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности.

В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса.

2. К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся:

снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.

3. Государственная культурная политика России охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.

Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня.

4. Разработка и реализация государственной культурной политики нуждается в научной обоснованности предпринимаемых преобразований, в приоритетном развитии гуманитарных наук и осуществляется при тесном взаимодействии государства и общества.

5. Государственная культурная политика направлена на повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития.

III. Общие положения

В настоящих Основах используемые понятия означают:

"культура" - совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.);

"культурная политика" - действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

"субъекты государственной культурной политики" - органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью;

"объекты государственной культурной политики" - материальное и нематериальное культурное наследие, все виды и результаты творческой деятельности, система образования, наука, русский язык и языки народов Российской Федерации, семья, системы межличностной и общественной коммуникации, медийное и информационное пространство, международные культурные и гуманитарные связи;

"культурная деятельность" - деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ в области культурного наследия, литературы, театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства, средств массовой информации, культурных (творческих) индустрий, народных художественных промыслов и ремесел, культурного досуга, народного художественного творчества, фольклора, нематериального культурного наследия, музейного, архивного, библиотечного дела, эстетического воспитания, художественного образования, педагогической деятельности в сфере культуры, международного культурного сотрудничества;

"духовная сфера" - система представлений о мире и человеке, о человеческом обществе и отношениях людей, о ценностях и их иерархии;

"менталитет, ментальность российского народа" - совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих россиянам;

"культурное наследие" - совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т. д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии - все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров);

"сохранение культурного наследия" - обеспечение физической сохранности объектов материального культурного наследия, собирание, документирование и изучение объектов нематериального культурного наследия, вовлечение в культурный и научный оборот объектов культурного наследия;

"информационная среда" - совокупность средств массовой информации, радио - и телевещание, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), распространяемые с их помощью текстовые и визуальные материалы, информация, а также созданные и создаваемые цифровые архивы, библиотеки, оцифрованные музейные фонды;

"информационная грамотность" - знания, способности и навыки, необходимые для получения информации, ее оценки и использования, приобретаемые как в процессе обучения в профессиональных и образовательных организациях, так и вне их, включая все типы информационных ресурсов: устные, печатные и цифровые;

"творческие индустрии" - компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации.

IV. Цели государственной культурной политики

Основные цели государственной культурной политики - формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.

Целями государственной культурной политики также являются:

укрепление гражданской идентичности;

создание условий для воспитания граждан;

сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.

V. Принципы государственной культурной политики

Принципами государственной культурной политики являются:

территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;

соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;

свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;

делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам.

VI. Задачи государственной культурной политики

В области культурного наследия народов Российской Федерации

Утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития.

Поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации.

Практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц.

Совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов.

Создание общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия.

Сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности.

Систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе.

Повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма.

Поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.

В области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий

Поддержка профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства.

Развитие театрального, музыкального, балетного, оперного, циркового искусства, других видов исполнительского искусства, создание выдающимся отечественным исполнителям условий для работы в России.

Передача части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям.

Содействие развитию профессиональной критики и журналистики.

Развитие фестивальной, гастрольной, выставочной деятельности.

Государственная поддержка отечественной кинематографии, в том числе создания анимационных, документальных, научно-популярных, учебных, адресованных детской аудитории фильмов, создание условий для развития творческих индустрий.

Создание условий для развития национального сектора массовой культуры, повышения эстетического качества культурных продуктов, относящихся к массовой культуре, вовлечения массовой культуры в процесс реализации государственной культурной политики.

Повышение эстетической ценности архитектурной среды российских городов, государственная поддержка архитектурного творчества, признание архитектуры социально значимым видом искусства.

Развитие государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций.

Повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности.

Формирование базовых навыков восприятия и создания произведений искусства в процессе общего образования, повышение доступности дополнительного образования в сфере искусств.

Сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел.

Создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере с учетом этнонациональных традиций, особенностей регионов и местных сообществ.

Государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры.

Сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности.

Усиление роли таких организаций культуры, как музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры, в деле исторического и культурного просвещения и воспитания.

Переход на качественные критерии при оценке эффективности деятельности организаций культуры.

Создание условий для образования и деятельности негосударственных культурных институций, поддержка благотворительности и меценатства.

Сохранение и развитие единого культурного пространства России, в том числе путем:

создания законодательных, организационных и финансовых механизмов для развития межрегионального и межмуниципального культурного сотрудничества и взаимодействия;

развития инфраструктуры культурной деятельности, создания благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;

создания развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;

развития системы гастрольно-выставочной деятельности;

развития книгоиздания и книгораспространения, совершенствования инфраструктуры чтения;

использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

В области гуманитарных наук

Приоритетное развитие гуманитарных наук как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Проведение необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере гуманитарных наук.

Повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере гуманитарных наук.

В области русского языка, языков народов Российской Федерации, отечественной литературы

Повышение качества владения гражданами России русским языком.

Использование в общероссийском публичном пространстве и государственных средствах массовой информации эталонного русского литературного языка.

Значимость Конституции РФ для России является бесспорной. Жизнь каждого человека, общества и государства неразрывно связаны с существованием такого феномена, как, российского конституционализма. Этот феномен охватывает не только конституционные идеи, их нормативное выражение, но и все многообразие нашей конституционно-организованной действительности. Поэтому динамика российского конституционализма связана не только с изменением Конституции, но самое главное на наш взгляд реализацией ее потенциала и воплощением в реально существующих политико-правовых процессах.

Теория конституционализма имеет определяющее значение для развития всей правовой системы государства, охватывающей как идеологическую, так и нормативную его составляющие, а также практику реализации правовых норм. Очевидно, что одного только текста Конституции, сколь бы совершенен он ни был, недостаточно для полноценного воплощения идей конституционализма в жизнь.[1]

В России сохраняет свою актуальность задача совершенствования основ конституционного строя в духе конституционализма, направленного на создание ограниченной, но при этом эффективно функционирующей публичной власти и очерчивание пределов прав отдельных индивидов с тем, чтобы достичь максимального уровня возможностей развития каждой личности. С этой позиции конституционализм выступает не результатом, а предпосылкой, условием определенной степени развития всего общества. Представляется, что расширенный конституционализм в состоянии внести большой вклад в решение многих политических и социально-экономических проблем российского общества и государства.

Необходимо отметить, что изучаемый институт представляет собой системообразующую категорию конституционного права. В науке данное понятие характеризуется как сложно содержательное, охватывающее совокупность идей и взглядов, направленных на выстраивание такой системы взаимоотношений в обществе и государстве, которая обеспечивала бы свободу личности, конституционно-правовое отражение таких идей, а также политико-правовую практику их реализации [2]

Тем не менее, если обратиться к вопросу о содержательном наполнении рассматриваемой категории, то здесь не существует явного единства мнений; кроме того, в РФ, к сожалению, сохраняются определенные проблемы с нормативным закреплением и, самое главное - практикой воплощения принципов, традиционно рассматриваемых в качестве составляющих конструкцию конституционализма. В связи с этим становится актуальной задача не только в уточнении категории "конституционализм" на теоретическом уровне, но также и выработка подходов к перспективному развитию конституционализма в России.

Рассматривая народовластие как конструкцию основанную на положении о том, что народ является сосредоточием власти, можно говорить, что он учреждает определенную систему правления, а также остается ответственным за ее дальнейшее функционирование путем реализации различных способов участия в управлении государством, например, в голосовании на референдумах, формирование представительных органов власти путем выборов; запрос у органов и должностных лиц публичной власти информации; направление обращений; проведение публичных мероприятий, в т.ч. протестного характера, и т.д. Идея, которая делает данную конструкцию принципом конституционализма, отвечающим цели достижения свободы личности, заключается в том, чтобы обеспечить демократическое принятие решений, обязательных как для самих граждан, так и для органов публичной власти: с философской точки зрения индивид свободен постольку, поскольку обязан подчиняться нормам, одобренным им самим или его представителями. В связи с этим, ключевым требованием становится такой процесс разработки и принятия норм, который обеспечивает участие в этом процессе всех политически активных граждан и выработку компромиссных решений, соответствующих воле всех групп общества, в том числе оппозиционно настроенных, в условиях идеологического многообразия и основанной на нем политической конкуренции[3].

Отметим здесь же, что Конституция РФ содержит и базовые положения, которые могут быть отнесены к принципам, определяющим рамки свободы личности. Говоря о данном принципе, следует, прежде всего, подчеркнуть, что его существование призвано не допустить злоупотребление властью и нарушение свободы, но вовсе не нацелено на то, чтобы сделать выполнение государством его функций невозможным. С этой точки зрения четкие правила, определяющие статус органов публичной власти и ее должностных лиц, являются не помехой, а поддержкой для них, подобно тому, как скелет живого организма удерживает определенную форму, но при этом позволяет ему двигаться.

Тем не менее, можно рассмотреть некоторые аспекты, связанные с организацией и функционированием публичной власти в России и выделить моменты, имеющие базовое значение для установления ее пределов.

Так, действие принципа народовластия может быть оценено с позиции участия граждан в управлении делами государства с учетом практики реализации непосредственной и представительной демократии и форм демократического участия за ее пределами. [4] Соответствующие институты напрямую связаны с реализацией политических прав и свобод. Следует признать, что в этой области существуют известные проблемы, приводящие к тому, что на практике принцип народовластия не функционирует в качестве предела государственной власти и, соответственно, элемента конституционализма.

Как представляется, в России регулирование статуса оппозиции должно быть серьезно усовершенствовано для того, чтобы она могла эффективно выполнять соответствующие требованиям конституционализма, задачу сдерживания правящей силы, контроля за ее деятельностью и предложения взвешенных политических альтернатив. Речь идет как об организационных гарантиях деятельности, так и о контрольных полномочиях в отношении исполнительной ветви власти и законодательного большинства.

Анализируя состояние политической системы на 2012-2013 гг., необходимо сказать, что сейчас трудно со всей полнотой оценить результаты прошедших выборов депутатов Государственной Думы VI созыва и тем более итоги выборов 4 марта 2012 г. Президента РФ.

Прежде всего, народ России сделал новый шаг по пути формирования гражданского общества. И это выразилось в противостоянии государству. Конечно, утверждать о существовании масштабных нарушений в процессе организации и проведения выборов депутатов Государственной Думы можно только после судебного рассмотрения дел. Однако немаловажным показателем является сам уровень недоверия граждан к государственной власти. И в том, что оно до сих пор не преодолено, значительная доля вины лежит на государстве. Недостатки государственной политики привели к росту сомнений в законности процедуры проведения самих выборов и соответственно в легитимности вновь избранной Государственной Думы.

В своем Послании Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. Президент РФ употребил выражение "России нужна демократия, а не хаос". Суть в том, что в любом развитии общества и государства присутствует доля хаоса и нарушение стабильности. То, что с позиций чиновника выглядит стабильностью, со стороны граждан нередко оценивается как обычный экономический либо политический застой. Общество всегда более динамично, чем государство и право. И одной из задач государства является соответствие динамике общественных процессов, а обеспечение такого соответствия производится путем непосредственного осуществления народом своей власти (в том числе референдум и свободные выборы), а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому препятствия в обеспечении синхронности развития общества и государства способны создавать как раз проблемы при проведении выборов, а также отставание партийного строительства от политических потребностей общества.[5]

Логичной и во многом предсказуемой реакцией на существующий общественно-государственный диссонанс являются меры по развитию политической системы, озвученные Президентом РФ в вышеуказанном Послании Федеральному Собранию 22 декабря 2011г.[6]

1) Переход к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов.

2) Введение упрощенного порядка регистрации партий. Президент говорит о заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны.

3) Отмена необходимости собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы.

4) Сокращение количества подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тысяч.

5) Изменение системы выборов в Государственную Думу. Президент считает целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению, все это знают, некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями.

6) Предлагается также изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий. Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено. Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости. Соответствующие проекты, как говорит глава государства, будут внесены в Государственную Думу в ближайшее время.

Президент говорит о том, что эти предложенные меры сделают политическую систему страны более эффективной, лучше представляющей интересы граждан нашего государства.

Российская модель конституционализма, которой просто необходимо вобрать в себя наиболее значимые принципы и демократические ценности, постепенно приобретает значительный потенциал в построении правового государства, многосубъектного и многонационального. К сожалению, эта значительность пока умаляется преувеличенными полномочиями власти в сфере реализации частных интересов общества, сокращением форм прямой демократии, не поддерживается правовой культурой граждан, а где-то и разрушается аполитичностью российского общества в целом.[7]

В действительности, правовым государством нужно признавать лишь то, где не только прошла, но и состоялась комплексная модернизация- всеобъемлющая реформа политической системы и экономики, на базе которых произойдут радикальные перемены в социальной сфере и установлены совершенно иные ценностные ориентиры и стандарты в культуре, духовности и нравственности, при этом фундаментом такого государства станет зрелое гражданское общество, представленное всеми соответствующими институтами, а само государство - функционирует на ключевых принципах конституционализма и демократии, приоритетом в котором неотъемлемо явится всемерное уважение и защита прав и свобод человека и гражданина.[8]

Если принять во внимание выводы ведущих ученых и специалистов о том, что формирование современного конституционализма в России находится на первоначальном этапе, то и развитие концепта суждений, касающихся предпосылок конституционализма, особенно создания действенных механизмов защиты прав и свобод граждан, требует времени и серьезных усилий. [9]

Несмотря на, казалось бы, устоявшиеся, известные и приведенные определения, в науке нет согласованного подхода к пониманию термина "конституционализм"; при этом объем исследований по данной теме значительно возрос, как раз в связи с необходимостью обосновать идею правового государства, обозначить пути к его созданию. В таком случае конституционализм - это и есть стратегия построения правовой государственности, в которой изложены требования, предъявляемые к государству как правовому.

Следует заметить, что конституционализм мы не сводим лишь к наличию конституции, но исторически как идеология и логически как описательная теория он предшествует созданию демократических конституций. В юридической литературе набор предъявляемых требований или принципов конституционализма различен, но их обоснованность вызывает уважение, а сами они могут служить основными правилами построения правового государства[10]. В этом случае понятие "правовое государство" есть не что иное, как реальное воплощение идей и применение принципов конституционализма.

[1] Крусс В.И. Конституционализм и философия права: к постановке проблемы // Право и жизнь. 1998. N 15. С. 18.

[2] Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть. М., 2005. С. 50; Алебастрова И.А. Конституционализм: понятие, ист. роль, эволюция // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права / Отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2012. С. 54 - 55.

[3] Васильева С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции. М., 2010. с. 27.

[4] Васильева С.В. Принцип демократии // Основы конституционного строя: двадцать лет развития / Под ред. А.Н. Медушевского. М., 2013. С. 55.

[5] Лебедев В.А., Киреев В.В. Главное - конституционализм! (Пути развития российской демократии) // Конституционное и муниципальное право, 2012, N 2

[6] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 "Послание Президента РФ Федеральному Собранию" // "Российская газета", N 290, 23.12.2011.

[7] Добрынин Н.М. Конституционализм и правовое государство: теория и практика взаимосвязи // Конституционное и муниципальное право, 2012, N 3.

[8] Добрынин Н.М. Конституционализм и правовое государство: теория и практика взаимосвязи // Конституционное и муниципальное право, 2012, N 3.

[9] Зорькин В.Д. Кризис доверия и государство // Российская газета. 10.04.2009; Чиркин В.Е. Реформа российской конституции: этапы и проблемы // Общественные науки и современность. 2000. N 5. С. 42 - 61;

[10] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, 1997. С. 224 - 226.

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ. УТОЧНЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Закон и право

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ

Уточнение и разграничение направлений конституционных преобразований

Будущие конституционные преобразования как целостное и поступательное развитие государственно-правового механизма должны содержать в своем замысле и исполнении не только ответы на вопросы, что вызывает преобразования и что необходимо преобразовывать, но и на вопрос, как следует проводить намечающиеся или планирующиеся преобразования. Конституция РФ содержит довольно стройный и ясный механизм конституционных преобразований, зафиксированный в гл. 9 и предусматривающий два возможных варианта: конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Правда, некоторые исследователи, в частности В.Г. Гюлумян, выделяют наряду с этим и пересмотр положений Конституции, принятие Конституции и изменения в ст. 65 Конституции, сводя их либо к частным либо общим способам текстуального изменения (развития), отдавая при этом предпочтение конституционным поправкам1.

А.М. ГРОМОВ, адъюнкт МосУ МВД России

нейшее государственно-правовое явление, представляющее собой совокупность правовых, организационных и политических мероприятий, провидимых с целью качественного изменения действующего или принятия нового основного закона государства и на его основе постепенного обновления всего законодательства в государстве и самого государства3.

Предложенная трактовка, несмотря на довольно удачное построение, не верна по сути: не право творит общественные отношения; общественные отношения — творцы права. Вместе с тем сформулированные положения о качественных изменениях в государстве и самого государства перекликаются с понятием революции, хотя и не озвучиваются.

Причина этого лежит, очевидно, в эмоциональной сфере и связана с коллективной исторической памятью о трех русских революциях, две из которых были сопряжены с насилием, их судьба была либо предрешена, либо завершена конституционным проектом (Манифест 17 октября 1905 г., Конституция РСФСР 1918 г.).

Как справедливо отмечает С.Г. Кара-Мурза, мы отличаем революцию от реформы, хотя граница размыта. Революция — это быстрое и глубокое изменение главных устоев политического, социального и культурного порядка, произведенное с преодолением сопротивления целых общественных групп. Это разрыв с прошлым, слом траектории развития, сопряженный с неизбежным страданием части общества, которую подавляет революция.

Реформа — изменение бережное, производимое через диалог и поиск общественного согласия, без разрыва с прошлым и без разжигания конфликта, которым революционеры пользуются для того, чтобы оставить недовольных без компенсации4.

Однако ряд авторов, в частности В.В. Балытни-ков и В.В. Иванов, рассматривают конституционную модернизацию не как часть конституционной реформы, а как ее альтернативу, отмечая что модернизация будет означать совершенствование существующей конституционной модели через развитие позитивных элементов и минимизацию негативных, тогда как реформа предполагает пересмотр или даже смену действующей конституционной модели6.

Заметим, что авторы, рассматривая модернизацию как альтернативу конституционной реформы, последнюю характеризуют как неизбежность, делая характерную оговорку, что модернизация не способна устранить необходимость конституционной реформы как таковой.

Данную точку зрения поддерживают ряд авторов, в частности В.В. Киреев. Он указывает на необходимость разработки обобщающего понятия, которое охватывало бы основные признаки, характеризующие конституционные преобразования, связанные с целым комплексом многообразных социальных явлений и процессов7. Автор совершено справедливо считает неоправданным представление о конституционной реформе сводить к анализу гл. 9 Конституции, поскольку реформа касается не только и не столько обновления Конституции в целом или ее частей, сколько выходит за пределы процедурных вопросов и задач юридической техники.

Представляется, что подобный подход при всем его универсализме является непродуктивным. Содержание конституционной реформы не может быть абстрактным по определению, поскольку затрагивает

С учетом данных положений представляется вполне оправданным будущее конституционное развитие определить как конституционные преобразования, т.е. процесс, включающий начальную стадию конституционной модернизации и конституционного реформирования.

Это позволит не разводить существующие конституционные стратегии, как умеренную, так и радикальную, — модернизацию и реформирование (представленные в Конституции поправками и пересмотром соответственно). Их можно представить как сложное поступательное взаимодействие разновеликих и разнонаправленных процессов, ведущих к единой и конечной цели — новой конституции.

1 Гюлумян В.Г. Тенденции развития российской федеральной Конституции: Дисс. . канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 63.

2 Бутько Л.В. Конституционная реформа: теоретико-правовой анализ: Дисс. . д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 60.

4 Кара-Мурза С.Г., Телегин С.А. Неполадки в русском доме. М.: Алгоритм, 2004. С. 127.

5 Медушевский А.Н. Теория конституционных циклов. М.: Изд-во ГОУ ВШЭ, 2006. С. 302.

6 Балытников В.В., Иванов В.В. К вопросу о конституционной модернизации // Конституционное и муниципальное право. 2000. № 2. С. 4.

7 Киреев В.В. К вопросу о понятии и методологии исследования конституционной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4. С. 6.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Поправки в Конституцию, которые вынесены на общероссийское голосование, зададут новый вектор развития законодательства. В первую очередь будут развиваться отрасли, ориентированные на человека, укрепляющие в том числе социальные гарантии. Об этом рассказала директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России Талия Хабриева.

Современные конституционные преобразования стали главной темой XV Международной школы-практикума молодых ученых-юристов, которая уже несколько дней проходит в режиме онлайн и продлится до 5 июня. Проводит большие научные чтения Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.

Фото: пресс-служба ЦИК

Как отметила Талия Хабриева, хотя поправки в Конституцию еще только предстоит принять на общероссийском голосовании, они фактически уже оказывают влияние на развитие законодательства России.

"Сейчас происходит важное событие в жизни страны, в новейшей истории - это принятие масштабных поправок в Основной Закон, - говорит Талия Хабриева. - Для юристов важно оценить не только сами конституционные новеллы, но и как они повлияют на будущее правовое развитие России. Это в первую очередь связано с модернизацией законодательства".

По ее словам, предстоит большая работа, чтобы правовая система стала функционировать в унисон с обновленным конституционным текстом.

"Конечно, впереди еще общероссийское голосование, но мы наблюдаем такой феномен удивительный, что уже самые важные поправки определяют развитие законодательства", - заметила директор института законодательства.

Она подчеркнула, что поправки в Конституцию уже определяют не только антикризисное, антипандемическое законодательство, а законодательство в целом.

"То, что пособия растут, это все уже реализация новых конституционных норм. Это очень интересное правовое явление, которое мы хотим обсудить", - пояснила она.

Фото: Сергей Михеев

Юридическое сообщество уже прорабатывает конкретные вопросы, связанные с дальнейшим развитием законодательства. Этому посвящены и доклады молодых ученых. Конечно, развитие получат все отрасли права, но в первую очередь, по мнению академика Хабриевой, будут развиваться направления, ориентированные на человека. Поправки в конституцию приведут к появлению большого объема нового законодательства.

"Предварительно мы сейчас провели исследование: около 100 федеральных и федеральных конституционных законов уже надо принять, если голосование пройдет успешно, - говорит Талия Хабриева. - Сотни подзаконных актов, уставы субъектов Федерации, законы субъектов Федерации. Даже чисто количественно это большой объем нового законодательства. Чтобы оно было сопряжено правильным образом с Конституцией, это надо все учесть".

В свою очередь, академик РАН Геннадий Осипов заявил, что проведение ежегодной Школы-практикума молодых ученых-юристов в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ стало хорошей традицией. "Приобщение молодежи к научному поиску, решению актуальных проблем очень важно, так как помогает формированию кадрового резерва для науки, служит залогом поступательного общественного развития", - сказал он.

Поправки в Конституцию сделают законодательство более человекоориентированным, укрепятся в том числе социальные гарантии

Школа молодых ученых всегда посвящена самым острым вопросам и проблемам, которые стоят перед современным правоведением. Поправки в Конституцию показывают вектор, по которому будет развиваться российское общество и государство. Они неразрывно связаны с той социальной реальностью, трансформация которой происходит на наших глазах.

"Изменение Конституции предполагает последующую масштабную модернизацию законодательства, что неизбежно скажется на регулировании общественных отношений, их дальнейшем развитии", - сказал академик Осипов.

Читайте также: