Конституция как конкретно историческая социально политическая и правовая категория
Обновлено: 04.07.2024
Конституционное право-это отрасль национального права, нормы которого закрепляют устройство государства и общества, правовое положение личности в государстве, формализуемые в статусных характеристиках субъектов конституционно-правовых отношений.
К. право формализуется в его источниках.
Включение тех или иных видов источников в К.право конкретного государства, их роль и место в системе национального права во многом зависит от типа правовой системы этого государства: напр., Романо-германская, англо-саксонская.
-в зависимости от природы и происхождения.
Источники также подразделяются на ряд групп:
-внутригос.договоры и соглашения,
-правовой (К.) обычай, К.соглашения,
-источники К. права, основанные на религиозных воззрениях,
-политико правовые, идеологические (партийные) документы,
Основным источником К. права явл. К., затем декларации, закон.
Закон- наиболее распространенный и предпочтительный вид источников К. права в виду значимости предмета этой отрасли права.
Понятие конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.
Именно через эти явления можно раскрыть понятие К.
К. имеет соц., полит. сущность.
История К. связана с эпохой буржуаз.революций, требованием правового закрепления свобод граждан, установление пределов власти.
К.-писаный основной закон гос-ва, обладающий верховенством и юр.силой, кот.определяет принадлежность, принципы организации и осуществления гос.власти и основы правового положения личности и устанав-ет правов.пределы для власти и норматив.меру свободы для человека.
Соц-полит.гос-во использует К. для утверждения власти победившего класса, нового типа демократии, а также как правовой акт, устанав-щий режим пролетарской (социалист., общенародной) законности.
В истории 20в. выделяют 3 периода наиболее активного К.правотворчества.
К.-конкретно-истор.явление, порождение условий времени и места, отражающее соответствующий этап развития обществ. и гос. строя определенной страны (вн.фактор) и мировой цивилизации (внеш.фактор).
Как соц-полит.явление-К.-это соц. регулятор обществ.отн-ий, отражающий расстановку полит.сил в об-ве, заключающуюся либо в их конфронтации, либо в достигнутом м\у ними компромиссе, согласии.
В К.в больш. или меньш. мере отраж-ся полит. и идеолог. позиции преобладающих (господ-щих) полит.сил.
По состоянию об-ва можно говорить о том, насколько стабильна, реальна/фиктивна К.
Сущность и функции конституции.
И социалисты, и марксисты концентрировались на соц.аспекте сущности К.
Их критики видели К. -основным законом, правовым актом, ограничивающих власть.
Современное видение сущности К. связано с изменениями, происходящими в об-ве -все большая ориентированность стран на общечеловеческие ценности, а не на классовые интересы, отсюда К.-становится док-ом, в правовой форме закрепляющим баланс основных интересов и ценностей всех соц.слоев об-ва, актом обществен.согласия. Это внутренний аспект проявления соц.сущности К.
Внешнее проявление сущности К.: док-т, отражающий положение конкрет. гос-ва в межд.сообществе, его включенность в мировые соц. и полит.процессы или отстраненность от них.
Ф-ции К. вытекают из соц.сущности К. и проявляются в содержании К.норм и инст-тов.
1) организация гос.власти в об-ве и определение принципов и усл-й ее осуществления,
2) придание легитимности власти путем установления способов ее получения,
3) учреждение органов гос.власти, наделение их компетенцией и закрепление правил взаимоотнош-й с инст-ми об-ва и м\у собой,
4) опред-е сферы свободы человека, установление основ его правов.положения и взаимоотн-й с властью,
5) идеологич.воздействие на гос.и об-во, возможное ввиду широкого смысла К.-правовых принципов и достигаемое путем раскрытия его в порядке официального толкования.
Содержание и форма конституции.
Содержание К.-круг обществен.отношений, урегулированный ее нормами.
На содержание К. конкретного гос-ва оказывают влияние многие факторы:
-ход истор.развития страны,
-соотн-е обществ. сил на том или ином этапе ее истории,
-изменения формы правления или гос. устройства и др.,
-мнение гос.деятелей, партийных лидеров и другие факторы.
Форма К.-способ организации составляющего ее правового материала.
Выделяют внешнюю форму Конституций:
- писаные,
- неписаные,
- кодифицированные,
- некодифицированные К.
1.кот.проявл-ся в ее стр-ре
2. и означает определ.последовательность в расположении норм К., обусловленную теоретической концепцией, положенной в ее основу, правилами законодательной техники, обеспечивающую логич.связь К. инст-тов и норм.
Большинство К.норм объединены в осн.часть К. и распределены по разделам, главам, параграфам, статьям и пунктам в соответствии с их содержанием.
Особ.часть многих К.-преамбула-ввод.часть К., нередко имеющая нормативное значение.
Нормат.значение имеют и заключительные (переходные) положения К.
В К. также встречаются и др. особенные структурные части, имеющие свое предназначение (как правило, это временные положения, приложения).
- Вакансии
- Нормативно-правовые акты
- Квалификационные требования
- Должностные инструкции
- Условия и результаты конкурсов
- Доход муниципальных служащих
- Порядок поступления на муниципальную службу
- График приема граждан
- Регламент рассмотрения обращений
- Работа с обращениями
- Формы документов
- Порядок рассмотрения обращений
- Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц
- Интернет-приемная
- Распоряжения 2021
- Распоряжения 2020
- Распоряжения 2015
- Распоряжения 2014
- Распоряжения 2013
- Распоряжения 2012
- Распоряжения 2011
- Распоряжения 2010
- Распоряжения 2009
- Постановления 2021
- Постановления 2020
- Постановления 2019
- Постановления 2018
- Постановления 2017
- Постановления 2016
- Постановления 2015
- Постановления 2014
- Постановления 2013
- Постановления 2012
- Постановления 2011
- Постановления 2010
- Постановления 2009
- Нормативные правовые и иные акты
- Комиссия по противодействию коррупции
- Антикоррупционная экспертиза
- Методические метариалы
- Формы документов для заполнения
- Сведения о доходах муниципальных служащих
- Сообщить о факте коррупции
Вы здесь: Администрация Информация Значение Конституции РФ в жизни страны
Дополнительная информация
Значение Конституции РФ в жизни страны
Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.
Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.
Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция - это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.
Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.
Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.
Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.
Конституционное право-это отрасль национального права, нормы которого закрепляют устройство государства и общества, правовое положение личности в государстве, формализуемые в статусных характеристиках субъектов конституционно-правовых отношений.
К. право формализуется в его источниках.
Включение тех или иных видов источников в К.право конкретного государства, их роль и место в системе национального права во многом зависит от типа правовой системы этого государства: напр., Романо-германская, англо-саксонская.
-в зависимости от природы и происхождения.
Источники также подразделяются на ряд групп:
-внутригос.договоры и соглашения,
-правовой (К.) обычай, К.соглашения,
-источники К. права, основанные на религиозных воззрениях,
-политико правовые, идеологические (партийные) документы,
Основным источником К. права явл. К., затем декларации, закон.
Закон- наиболее распространенный и предпочтительный вид источников К. права в виду значимости предмета этой отрасли права.
Понятие конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.
Именно через эти явления можно раскрыть понятие К.
К. имеет соц., полит. сущность.
История К. связана с эпохой буржуаз.революций, требованием правового закрепления свобод граждан, установление пределов власти.
К.-писаный основной закон гос-ва, обладающий верховенством и юр.силой, кот.определяет принадлежность, принципы организации и осуществления гос.власти и основы правового положения личности и устанав-ет правов.пределы для власти и норматив.меру свободы для человека.
Соц-полит.гос-во использует К. для утверждения власти победившего класса, нового типа демократии, а также как правовой акт, устанав-щий режим пролетарской (социалист., общенародной) законности.
В истории 20в. выделяют 3 периода наиболее активного К.правотворчества.
К.-конкретно-истор.явление, порождение условий времени и места, отражающее соответствующий этап развития обществ. и гос. строя определенной страны (вн.фактор) и мировой цивилизации (внеш.фактор).
Как соц-полит.явление-К.-это соц. регулятор обществ.отн-ий, отражающий расстановку полит.сил в об-ве, заключающуюся либо в их конфронтации, либо в достигнутом м\у ними компромиссе, согласии.
В К.в больш. или меньш. мере отраж-ся полит. и идеолог. позиции преобладающих (господ-щих) полит.сил.
По состоянию об-ва можно говорить о том, насколько стабильна, реальна/фиктивна К.
Сущность и функции конституции.
И социалисты, и марксисты концентрировались на соц.аспекте сущности К.
Их критики видели К. -основным законом, правовым актом, ограничивающих власть.
Современное видение сущности К. связано с изменениями, происходящими в об-ве -все большая ориентированность стран на общечеловеческие ценности, а не на классовые интересы, отсюда К.-становится док-ом, в правовой форме закрепляющим баланс основных интересов и ценностей всех соц.слоев об-ва, актом обществен.согласия. Это внутренний аспект проявления соц.сущности К.
Внешнее проявление сущности К.: док-т, отражающий положение конкрет. гос-ва в межд.сообществе, его включенность в мировые соц. и полит.процессы или отстраненность от них.
Ф-ции К. вытекают из соц.сущности К. и проявляются в содержании К.норм и инст-тов.
1) организация гос.власти в об-ве и определение принципов и усл-й ее осуществления,
2) придание легитимности власти путем установления способов ее получения,
3) учреждение органов гос.власти, наделение их компетенцией и закрепление правил взаимоотнош-й с инст-ми об-ва и м\у собой,
4) опред-е сферы свободы человека, установление основ его правов.положения и взаимоотн-й с властью,
5) идеологич.воздействие на гос.и об-во, возможное ввиду широкого смысла К.-правовых принципов и достигаемое путем раскрытия его в порядке официального толкования.
Содержание и форма конституции.
Содержание К.-круг обществен.отношений, урегулированный ее нормами.
На содержание К. конкретного гос-ва оказывают влияние многие факторы:
-ход истор.развития страны,
-соотн-е обществ. сил на том или ином этапе ее истории,
-изменения формы правления или гос. устройства и др.,
-мнение гос.деятелей, партийных лидеров и другие факторы.
Форма К.-способ организации составляющего ее правового материала.
Выделяют внешнюю форму Конституций:
- писаные,
- неписаные,
- кодифицированные,
- некодифицированные К.
1.кот.проявл-ся в ее стр-ре
2. и означает определ.последовательность в расположении норм К., обусловленную теоретической концепцией, положенной в ее основу, правилами законодательной техники, обеспечивающую логич.связь К. инст-тов и норм.
Большинство К.норм объединены в осн.часть К. и распределены по разделам, главам, параграфам, статьям и пунктам в соответствии с их содержанием.
Особ.часть многих К.-преамбула-ввод.часть К., нередко имеющая нормативное значение.
Нормат.значение имеют и заключительные (переходные) положения К.
В К. также встречаются и др. особенные структурные части, имеющие свое предназначение (как правило, это временные положения, приложения).
1. Конституция – как конкретно историческая, политическая правовая категория.
2. Понятие конституционализма.
3. Содержание конституции.
4. Форма и структура конституции.
5. Юридические свойства конституции.
6. Реализация конституции.
Конституционализм – это правление, ограниченное конституцией, политическая система опирающаяся на конституцию (стоящая на основе) и придерживающаяся конституционных методов правления (по БЮС).
Конституционализм – это тип управления государством, осуществляемый на основе закона, конституции.
Конституционализм характеризуется наличием:
- высшего законодательного органа, избираемого населением;
- ответственности правительства перед законодательным органом или главой государства;
- института демократических прав и свобод;
- правосудия.
(по социально-юридическому словарю)
Действия конституции:
1. С момента, который указан в ее положениях, как правило, в заключительном положении.
2. Может вступать в сопровождающем особом законе.
3. Может вступать в силу на всей территории государства, как правило, но какая-то часть может быть оговорена.
4. Очень важно непосредственное действие конституционных норм: конституция рассматривается как правовая норма или группа правовых норм, а так же может декларироваться (что было очень характерно для советских конституций).
5. Конституционная норма может носить отсылочный характер: (например избирательного округа определенным избирательным законом).
Форма и структура конституции может быть разнообразной, едва ли не столько форм, сколько групп по культурному историческому образованию.
Форма конституции – это способ организации (записи), структуризации и выражения конституционных норм.
Конституцию по форме можно разделить на две основные группы:
- Конституция, состоящая из 1-го нормативного акта или из нескольких, если конституция состоит из меньшего количества, то все они обладают одинаковой или равной юридической силой.
Писаный акт – это кодифицированный акт (имеется в виду единый акт), то есть в США 200 лет назад принят единый акт, иногда это указывается в самой конституции – не меняется основной текст, принимаются пронумерованные поправки.
Бывают некодифицированные конституции, к ним относятся те, которые представляют несколько писаных актов. Кодифицированные подразделяют:
- развернутые;
- неразвернутые;
Четкого разграничения нет, неразвернутая конституция США – предусматривает основные формы. Существующие неразвернутые конституции могут быть заменены необычными нормативными актами (подзаконными).
Существуют конституции смешанного тапа: часть норм представляет законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами, часть из обычаев и доктринальных толкований (Английская – законы: акт об парламенте, об управлении общим + судебные прецеденты (конституционные нормы при судебном исполнении).
Конституции бывают: писанные, неписанные, смешанные.
Структура конституции – это порядок расположения компонентов конституции.
Общее в конституции примерный стандарт, которому придерживаются большинство конституций:
- преамбула (введение);
- основная часть (основное содержание);
- заключительное положение;
- переходное положение;
- дополнительное положение;
Иногда и приложение.
Преамбула – чаще всего ее положения правовыми нормами не являются, но, тем не менее имеют нормативное значение. Их нормативное значение состоит в том, что они определяют толкования и порядок применения остальных положений конституции за редким исключением (Франция) положение преамбулы имеет юридическое значение, равноценное основной части конституции или ее нормам.
Основная часть – содержат нормы о правах и свободах, об основах общественного и государственного строя, о структуре и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменений конституции.
Заключительное положение – чаще порядок вступления в силу конституции, иногда порядок изменения конституции, государственную символику.
Переходные положения – предусматривают сроки вступления в силу тех конституционных норм, которые не могут быть введены немедленно.
Дополнительные положения – включают толковательные нормы или регулируют отдельные частные вопросы, которые выпадают из общих правил.
Приложения - иногда имеют юридическую силу (значение), а не толковательную.
Язык и стиль конституции: требования - избегать синонимов, симантической нечеткости. Конституция демократического государства стремится избегать чрезмерной политизации, которая ведет к юридической нечеткости.
Стиль конституционных текстов, как правило, строго документальный, который ведет часто к возражению. Конституцию трудно переводить на иностранный язык. Иногда солидные переводы компетентных переводчиков не совпадают.
Порядок принятия, отмены и изменения конституции: конституционализм насчитывает 200 лет, наиболее старым порядком принятия исторически является октоирование (дарование к), т.е. монарх ___ под давлением социальных обстоятельств обновляет о добровольном дарении, которое во благо (до II мировой войны) реже встречаются договорные (носящие договорной характер), чаще всего используется когда борются противоборные стороны и находят компромисс, иногда с помощью комиссии (Греции прошлого столетия, Румынии) иногда встречаются элементы договорного характера. Наиболее интересны и демократичны конституции, носящие учредительный характер, принятые учредительным собранием (принимая конституцию, принимают решение о форме конституции и передают полномочия правительству выполнять свои функции) иногда специально создается конституанта – выборный орган (почти то же что и учредительное собрание) главная цель которого принять конституцию.
Учредительное собрание можно называть национальным представительством национального рода, иногда их делят на суверенные и несуверенные.
Суверенное – вырабатывает текст конституции и окончательные принципы.
Несуверенное – вырабатывает лишь текст конституции, а потом передает на всенародный референдум.
В конституции ряда стран предусмотрена сложная процедура внесения изменений в конституцию.
Необходимость изменений назревает объективно, в силу общих, экономических и других условий, которые начинают тормозить развитие общества и изменение конституции, необходимые для развития общества. Изменения в конституции вносить целесообразно лишь тогда, когда они стимулируют позитивное развитие общества. Для изменений в гибкой конституции достаточно принятие обычно закона (новый заменяет предыдущий).
В жесткой конституции (Японии 1946 г., Дании 1953 г.) изменения представляют сложность. Для внесений изменений применяются усложняющие процедуры:
- большинство (квалифицированного) парламента 2/3;
- в двух палатах парламентах 2/3 обеих палат;
- устанавливать дополнительные сроки голосования и т. д.
Конституционный контроль или надзор:
это система отношений между органами государственной власти, когда один орган может отменять акты подконтрольного, также контролирует один другого;
надзор – возможность предупредить какую-нибудь ошибку, ошибочные действия, но не отменять (постановления правительства для соответствующей конституции).
Что проверяется на предмет соответствия конституции?
Акты и действия публичной власти, проверяются деятельность и акты обязательных организаций (партий). Может осуществляться только там, где существует писаная конституция, писаное право.
В мусульманских странах соответственно Конституции и Корану. В тоталитарных режимах – на соотношение идеологической доктрине.
Объекты конституционного контроля:
- обыкновенные законы;
- внутригосударственные договоры;
- международные договоры;
- действия должностных лиц, общественных организаций;
- отдельные положения в самой конституции.
Виды конституционного контроля:
- предварительный;
- внутренний;
- внешний;
- обязательный;
- факультативный;
- абстрактный;
- конкурентный и др.
Органы осуществления конституционного контроля – чаще всего органы высокого юридического авторитета:
- конституционный суд;
- конституционный совет.
Читайте также: