Конституция как конкретно историческая социально политическая и правовая категория

Обновлено: 04.07.2024

Конституционное право-это отрасль национального права, нормы которого закрепляют устройство государства и общества, правовое положение личности в государстве, формализуемые в статусных характеристиках субъектов конституционно-правовых отношений.

К. право формализуется в его источниках.

Включение тех или иных видов источников в К.право конкретного государства, их роль и место в системе национального права во многом зависит от типа правовой системы этого государства: напр., Романо-германская, англо-саксонская.

-в зависимости от природы и происхождения.

Источники также подразделяются на ряд групп:

-внутригос.договоры и соглашения,

-правовой (К.) обычай, К.соглашения,

-источники К. права, основанные на религиозных воззрениях,

-политико правовые, идеологические (партийные) документы,

Основным источником К. права явл. К., затем декларации, закон.

Закон- наиболее распространенный и предпочтительный вид источников К. права в виду значимости предмета этой отрасли права.

Понятие конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.

Именно через эти явления можно раскрыть понятие К.

К. имеет соц., полит. сущность.

История К. связана с эпохой буржуаз.революций, требованием правового закрепления свобод граждан, установление пределов власти.

К.-писаный основной закон гос-ва, обладающий верховенством и юр.силой, кот.определяет принадлежность, принципы организации и осуществления гос.власти и основы правового положения личности и устанав-ет правов.пределы для власти и норматив.меру свободы для человека.

Соц-полит.гос-во использует К. для утверждения власти победившего класса, нового типа демократии, а также как правовой акт, устанав-щий режим пролетарской (социалист., общенародной) законности.

В истории 20в. выделяют 3 периода наиболее активного К.правотворчества.

К.-конкретно-истор.явление, порождение условий времени и места, отражающее соответствующий этап развития обществ. и гос. строя определенной страны (вн.фактор) и мировой цивилизации (внеш.фактор).

Как соц-полит.явление-К.-это соц. регулятор обществ.отн-ий, отражающий расстановку полит.сил в об-ве, заключающуюся либо в их конфронтации, либо в достигнутом м\у ними компромиссе, согласии.

В К.в больш. или меньш. мере отраж-ся полит. и идеолог. позиции преобладающих (господ-щих) полит.сил.

По состоянию об-ва можно говорить о том, насколько стабильна, реальна/фиктивна К.

Сущность и функции конституции.

И социалисты, и марксисты концентрировались на соц.аспекте сущности К.

Их критики видели К. -основным законом, правовым актом, ограничивающих власть.

Современное видение сущности К. связано с изменениями, происходящими в об-ве -все большая ориентированность стран на общечеловеческие ценности, а не на классовые интересы, отсюда К.-становится док-ом, в правовой форме закрепляющим баланс основных интересов и ценностей всех соц.слоев об-ва, актом обществен.согласия. Это внутренний аспект проявления соц.сущности К.

Внешнее проявление сущности К.: док-т, отражающий положение конкрет. гос-ва в межд.сообществе, его включенность в мировые соц. и полит.процессы или отстраненность от них.

Ф-ции К. вытекают из соц.сущности К. и проявляются в содержании К.норм и инст-тов.

1) организация гос.власти в об-ве и определение принципов и усл-й ее осуществления,

2) придание легитимности власти путем установления способов ее получения,

3) учреждение органов гос.власти, наделение их компетенцией и закрепление правил взаимоотнош-й с инст-ми об-ва и м\у собой,

4) опред-е сферы свободы человека, установление основ его правов.положения и взаимоотн-й с властью,

5) идеологич.воздействие на гос.и об-во, возможное ввиду широкого смысла К.-правовых принципов и достигаемое путем раскрытия его в порядке официального толкования.

Содержание и форма конституции.

Содержание К.-круг обществен.отношений, урегулированный ее нормами.

На содержание К. конкретного гос-ва оказывают влияние многие факторы:

-ход истор.развития страны,

-соотн-е обществ. сил на том или ином этапе ее истории,

-изменения формы правления или гос. устройства и др.,

-мнение гос.деятелей, партийных лидеров и другие факторы.

Форма К.-способ организации составляющего ее правового материала.

Выделяют внешнюю форму Конституций:

  1. писаные,
  2. неписаные,
  3. кодифицированные,
  4. некодифицированные К.

1.кот.проявл-ся в ее стр-ре

2. и означает определ.последовательность в расположении норм К., обусловленную теоретической концепцией, положенной в ее основу, правилами законодательной техники, обеспечивающую логич.связь К. инст-тов и норм.

Большинство К.норм объединены в осн.часть К. и распределены по разделам, главам, параграфам, статьям и пунктам в соответствии с их содержанием.

Особ.часть многих К.-преамбула-ввод.часть К., нередко имеющая нормативное значение.

Нормат.значение имеют и заключительные (переходные) положения К.

В К. также встречаются и др. особенные структурные части, имеющие свое предназначение (как правило, это временные положения, приложения).

Логотип

  • Вакансии
  • Нормативно-правовые акты
  • Квалификационные требования
  • Должностные инструкции
  • Условия и результаты конкурсов
  • Доход муниципальных служащих
  • Порядок поступления на муниципальную службу
  • График приема граждан
  • Регламент рассмотрения обращений
  • Работа с обращениями
  • Формы документов
  • Порядок рассмотрения обращений
  • Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц
  • Интернет-приемная
  • Распоряжения 2021
  • Распоряжения 2020
  • Распоряжения 2015
  • Распоряжения 2014
  • Распоряжения 2013
  • Распоряжения 2012
  • Распоряжения 2011
  • Распоряжения 2010
  • Распоряжения 2009
  • Постановления 2021
  • Постановления 2020
  • Постановления 2019
  • Постановления 2018
  • Постановления 2017
  • Постановления 2016
  • Постановления 2015
  • Постановления 2014
  • Постановления 2013
  • Постановления 2012
  • Постановления 2011
  • Постановления 2010
  • Постановления 2009
  • Нормативные правовые и иные акты
  • Комиссия по противодействию коррупции
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические метариалы
  • Формы документов для заполнения
  • Сведения о доходах муниципальных служащих
  • Сообщить о факте коррупции

Вы здесь: Администрация Информация Значение Конституции РФ в жизни страны

Дополнительная информация

200x200

Значение Конституции РФ в жизни страны

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция - это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Конституционное право-это отрасль национального права, нормы которого закрепляют устройство государства и общества, правовое положение личности в государстве, формализуемые в статусных характеристиках субъектов конституционно-правовых отношений.

К. право формализуется в его источниках.

Включение тех или иных видов источников в К.право конкретного государства, их роль и место в системе национального права во многом зависит от типа правовой системы этого государства: напр., Романо-германская, англо-саксонская.

-в зависимости от природы и происхождения.

Источники также подразделяются на ряд групп:

-внутригос.договоры и соглашения,

-правовой (К.) обычай, К.соглашения,

-источники К. права, основанные на религиозных воззрениях,

-политико правовые, идеологические (партийные) документы,

Основным источником К. права явл. К., затем декларации, закон.

Закон- наиболее распространенный и предпочтительный вид источников К. права в виду значимости предмета этой отрасли права.

Понятие конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.

Именно через эти явления можно раскрыть понятие К.

К. имеет соц., полит. сущность.

История К. связана с эпохой буржуаз.революций, требованием правового закрепления свобод граждан, установление пределов власти.

К.-писаный основной закон гос-ва, обладающий верховенством и юр.силой, кот.определяет принадлежность, принципы организации и осуществления гос.власти и основы правового положения личности и устанав-ет правов.пределы для власти и норматив.меру свободы для человека.

Соц-полит.гос-во использует К. для утверждения власти победившего класса, нового типа демократии, а также как правовой акт, устанав-щий режим пролетарской (социалист., общенародной) законности.

В истории 20в. выделяют 3 периода наиболее активного К.правотворчества.

К.-конкретно-истор.явление, порождение условий времени и места, отражающее соответствующий этап развития обществ. и гос. строя определенной страны (вн.фактор) и мировой цивилизации (внеш.фактор).

Как соц-полит.явление-К.-это соц. регулятор обществ.отн-ий, отражающий расстановку полит.сил в об-ве, заключающуюся либо в их конфронтации, либо в достигнутом м\у ними компромиссе, согласии.

В К.в больш. или меньш. мере отраж-ся полит. и идеолог. позиции преобладающих (господ-щих) полит.сил.

По состоянию об-ва можно говорить о том, насколько стабильна, реальна/фиктивна К.

Сущность и функции конституции.

И социалисты, и марксисты концентрировались на соц.аспекте сущности К.

Их критики видели К. -основным законом, правовым актом, ограничивающих власть.

Современное видение сущности К. связано с изменениями, происходящими в об-ве -все большая ориентированность стран на общечеловеческие ценности, а не на классовые интересы, отсюда К.-становится док-ом, в правовой форме закрепляющим баланс основных интересов и ценностей всех соц.слоев об-ва, актом обществен.согласия. Это внутренний аспект проявления соц.сущности К.

Внешнее проявление сущности К.: док-т, отражающий положение конкрет. гос-ва в межд.сообществе, его включенность в мировые соц. и полит.процессы или отстраненность от них.

Ф-ции К. вытекают из соц.сущности К. и проявляются в содержании К.норм и инст-тов.

1) организация гос.власти в об-ве и определение принципов и усл-й ее осуществления,

2) придание легитимности власти путем установления способов ее получения,

3) учреждение органов гос.власти, наделение их компетенцией и закрепление правил взаимоотнош-й с инст-ми об-ва и м\у собой,

4) опред-е сферы свободы человека, установление основ его правов.положения и взаимоотн-й с властью,

5) идеологич.воздействие на гос.и об-во, возможное ввиду широкого смысла К.-правовых принципов и достигаемое путем раскрытия его в порядке официального толкования.

Содержание и форма конституции.

Содержание К.-круг обществен.отношений, урегулированный ее нормами.

На содержание К. конкретного гос-ва оказывают влияние многие факторы:

-ход истор.развития страны,

-соотн-е обществ. сил на том или ином этапе ее истории,

-изменения формы правления или гос. устройства и др.,

-мнение гос.деятелей, партийных лидеров и другие факторы.

Форма К.-способ организации составляющего ее правового материала.

Выделяют внешнюю форму Конституций:

  1. писаные,
  2. неписаные,
  3. кодифицированные,
  4. некодифицированные К.

1.кот.проявл-ся в ее стр-ре

2. и означает определ.последовательность в расположении норм К., обусловленную теоретической концепцией, положенной в ее основу, правилами законодательной техники, обеспечивающую логич.связь К. инст-тов и норм.

Большинство К.норм объединены в осн.часть К. и распределены по разделам, главам, параграфам, статьям и пунктам в соответствии с их содержанием.

Особ.часть многих К.-преамбула-ввод.часть К., нередко имеющая нормативное значение.

Нормат.значение имеют и заключительные (переходные) положения К.

В К. также встречаются и др. особенные структурные части, имеющие свое предназначение (как правило, это временные положения, приложения).

1. Конституция – как конкретно историческая, политическая правовая категория.
2. Понятие конституционализма.
3. Содержание конституции.
4. Форма и структура конституции.
5. Юридические свойства конституции.
6. Реализация конституции.

Конституционализм – это правление, ограниченное конституцией, политическая система опирающаяся на конституцию (стоящая на основе) и придерживающаяся конституционных методов правления (по БЮС).
Конституционализм – это тип управления государством, осуществляемый на основе закона, конституции.
Конституционализм характеризуется наличием:
- высшего законодательного органа, избираемого населением;
- ответственности правительства перед законодательным органом или главой государства;
- института демократических прав и свобод;
- правосудия.
(по социально-юридическому словарю)

Действия конституции:
1. С момента, который указан в ее положениях, как правило, в заключительном положении.
2. Может вступать в сопровождающем особом законе.
3. Может вступать в силу на всей территории государства, как правило, но какая-то часть может быть оговорена.
4. Очень важно непосредственное действие конституционных норм: конституция рассматривается как правовая норма или группа правовых норм, а так же может декларироваться (что было очень характерно для советских конституций).
5. Конституционная норма может носить отсылочный характер: (например избирательного округа определенным избирательным законом).

Форма и структура конституции может быть разнообразной, едва ли не столько форм, сколько групп по культурному историческому образованию.
Форма конституции – это способ организации (записи), структуризации и выражения конституционных норм.

Конституцию по форме можно разделить на две основные группы:
- Конституция, состоящая из 1-го нормативного акта или из нескольких, если конституция состоит из меньшего количества, то все они обладают одинаковой или равной юридической силой.
Писаный акт – это кодифицированный акт (имеется в виду единый акт), то есть в США 200 лет назад принят единый акт, иногда это указывается в самой конституции – не меняется основной текст, принимаются пронумерованные поправки.
Бывают некодифицированные конституции, к ним относятся те, которые представляют несколько писаных актов. Кодифицированные подразделяют:
- развернутые;
- неразвернутые;
Четкого разграничения нет, неразвернутая конституция США – предусматривает основные формы. Существующие неразвернутые конституции могут быть заменены необычными нормативными актами (подзаконными).
Существуют конституции смешанного тапа: часть норм представляет законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами, часть из обычаев и доктринальных толкований (Английская – законы: акт об парламенте, об управлении общим + судебные прецеденты (конституционные нормы при судебном исполнении).
Конституции бывают: писанные, неписанные, смешанные.

Структура конституции – это порядок расположения компонентов конституции.
Общее в конституции примерный стандарт, которому придерживаются большинство конституций:
- преамбула (введение);
- основная часть (основное содержание);
- заключительное положение;
- переходное положение;
- дополнительное положение;
Иногда и приложение.

Преамбула – чаще всего ее положения правовыми нормами не являются, но, тем не менее имеют нормативное значение. Их нормативное значение состоит в том, что они определяют толкования и порядок применения остальных положений конституции за редким исключением (Франция) положение преамбулы имеет юридическое значение, равноценное основной части конституции или ее нормам.
Основная часть – содержат нормы о правах и свободах, об основах общественного и государственного строя, о структуре и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменений конституции.
Заключительное положение – чаще порядок вступления в силу конституции, иногда порядок изменения конституции, государственную символику.
Переходные положения – предусматривают сроки вступления в силу тех конституционных норм, которые не могут быть введены немедленно.
Дополнительные положения – включают толковательные нормы или регулируют отдельные частные вопросы, которые выпадают из общих правил.
Приложения - иногда имеют юридическую силу (значение), а не толковательную.

Язык и стиль конституции: требования - избегать синонимов, симантической нечеткости. Конституция демократического государства стремится избегать чрезмерной политизации, которая ведет к юридической нечеткости.
Стиль конституционных текстов, как правило, строго документальный, который ведет часто к возражению. Конституцию трудно переводить на иностранный язык. Иногда солидные переводы компетентных переводчиков не совпадают.

Порядок принятия, отмены и изменения конституции: конституционализм насчитывает 200 лет, наиболее старым порядком принятия исторически является октоирование (дарование к), т.е. монарх ___ под давлением социальных обстоятельств обновляет о добровольном дарении, которое во благо (до II мировой войны) реже встречаются договорные (носящие договорной характер), чаще всего используется когда борются противоборные стороны и находят компромисс, иногда с помощью комиссии (Греции прошлого столетия, Румынии) иногда встречаются элементы договорного характера. Наиболее интересны и демократичны конституции, носящие учредительный характер, принятые учредительным собранием (принимая конституцию, принимают решение о форме конституции и передают полномочия правительству выполнять свои функции) иногда специально создается конституанта – выборный орган (почти то же что и учредительное собрание) главная цель которого принять конституцию.
Учредительное собрание можно называть национальным представительством национального рода, иногда их делят на суверенные и несуверенные.
Суверенное – вырабатывает текст конституции и окончательные принципы.
Несуверенное – вырабатывает лишь текст конституции, а потом передает на всенародный референдум.
В конституции ряда стран предусмотрена сложная процедура внесения изменений в конституцию.
Необходимость изменений назревает объективно, в силу общих, экономических и других условий, которые начинают тормозить развитие общества и изменение конституции, необходимые для развития общества. Изменения в конституции вносить целесообразно лишь тогда, когда они стимулируют позитивное развитие общества. Для изменений в гибкой конституции достаточно принятие обычно закона (новый заменяет предыдущий).
В жесткой конституции (Японии 1946 г., Дании 1953 г.) изменения представляют сложность. Для внесений изменений применяются усложняющие процедуры:
- большинство (квалифицированного) парламента 2/3;
- в двух палатах парламентах 2/3 обеих палат;
- устанавливать дополнительные сроки голосования и т. д.

Конституционный контроль или надзор:
это система отношений между органами государственной власти, когда один орган может отменять акты подконтрольного, также контролирует один другого;
надзор – возможность предупредить какую-нибудь ошибку, ошибочные действия, но не отменять (постановления правительства для соответствующей конституции).
Что проверяется на предмет соответствия конституции?
Акты и действия публичной власти, проверяются деятельность и акты обязательных организаций (партий). Может осуществляться только там, где существует писаная конституция, писаное право.
В мусульманских странах соответственно Конституции и Корану. В тоталитарных режимах – на соотношение идеологической доктрине.
Объекты конституционного контроля:
- обыкновенные законы;
- внутригосударственные договоры;
- международные договоры;
- действия должностных лиц, общественных организаций;
- отдельные положения в самой конституции.

Виды конституционного контроля:
- предварительный;
- внутренний;
- внешний;
- обязательный;
- факультативный;
- абстрактный;
- конкурентный и др.

Органы осуществления конституционного контроля – чаще всего органы высокого юридического авторитета:
- конституционный суд;
- конституционный совет.

Читайте также: