Конституционное право россии как наука курсовая

Обновлено: 25.06.2024

Наука конституционного права реализует свои основные задания путем осуществления функций, то есть основных направлений научных исследований в отрасли конституционного права.

Функции (от лат. functio – осуществление, исполнение) науки конституционного права – это основные направления осуществления научных исследований, направленных на решение поставленных перед наукой конституционного права заданий. Функции науки определяются предметом и заданиями науки конституционного права. В свою очередь, функции определяют методологию и систему науки конституционного права.

Функциональный подход впервые в общенаучных исследованиях был обоснован Э. Кассирером – автором теории функций[1] . В первые годы советской власти это учение считалось ложным, как и любая другая буржуазная теория отклонялась советской наукой. Позже функциональный подход в научных исследованиях обосновывался классовым анализом исследуемых явлений и только в 80-90-х гг. ХХ в. был сделан ряд важных исследований, что способствовали развитию теории функций в советской юридической науке.

Но проблема функций науки конституционного права является сравнительно новой. Во времена существования Украины в составе бывшего СССР она фактически не исследовалась. Функции юридической науки в отдельных случаях были предметом научных исследований только общей теории права. Ситуация поменялась на лучшее со времен развития науки конституционного права в независимой Украине. Одним из первых в Украине начал исследовать проблему функций науки конституционного права В. Ф. Мелащенко. Определяя, что сущность, содержание, социальное, научно-познавательное и учебное предназначение науки конституционного права раскрывается (воплощается) в ее функциях, В. М. Мелащенко различал такие функции науки конституционного права как политическая, методологическая, идеологическая, эвристически-прогностическая, коммуникативная, интегрирующая и практико-прикладная[2] . Этот перечень функций с некоторыми вариациями остается и в современной науке конституционного права Украины[3] .

Взяв за основу номенклатуру функций, предложенную В. Ф. Мелащенко и О.Ф. Фрицким, Ю.Н. Тодыка дополнил ее разъяснительной, воспитательной и экспертной функциями науки конституционного права[4] .

В дальнейшем функции науки конституционного права отечественными учеными не исследовались. Функции науки конституционного права не однородны по своей природе. Они имеют признаки системности. Предложенные раньше совокупности функций науки не имеют таких признаков, поскольку репрезентированы как равнопорядочные и равнозначные. На уровне общепринятых научных понятий их можно разделить на общие и специальные.

Под общими функциями можно понимать те направления деятельности науки конституционного права, что, так или иначе, свойственны всем юридическим наукам – общетеоретическим, историческим, отраслевым, сравнительно-правовым и прикладным. Это – гносеологическая, методологическая, эвристическая, прогностическая, сравнительная, коммуникативная, практически-прикладная, воспитательная, экспертная и другие. При этом фундаментальными в науке принято считать гносеологическую, методологическую, эвристическую, прогностическую и сравнительную функции. Именно они и становят костяк системы общих функций науки конституционного права, тогда как другие общие функции имеют походной характер.

Специальные функции науки конституционного права – это такие направления деятельности науки, которые имеют целью решения специфических заданий, которые характерны только конституционному праву как науке, или наиболее рельефно проявляются в этой науке. К специальным функциям принадлежат конституционная (системообразующая), политическая, идеологическая функции.

Раздел 1. Конституционное право как наука

1.1 Понятие науки конституционного права

Конституционно-правовая наука представляет собой совокупность знаний о различных проявлениях конституционализма и конституционного права как фундаментальной отрасли национального права. Конституционное право в качестве отрасли научного знания относится к семье правоведческих дисциплин. Как и в любой другой области научных знаний, в ней следует выделять предмет, объект, содержание, форму, методологию, ценностные основания и т.п.

Прежде всего, наука конституционного права дает возможность обнаружить и исследовать объективно существующие явления конституционно-правовой действительности, создать теоретическую основу дальнейшего генезиса конституционализма и конституционного права как фундаментальной отрасли национального права, предвидеть и упредить возможные просчеты и недостатки дальнейшего развития и усовершенствования национального конституционного права, исследовать положительный зарубежный опыт конституционного строительства и правотворчества с целью его использования в Украине.

В тоже время наука конституционного права сама выступает предметом соответствующих научных исследований. Исследование конституционного права как юридической науки, прежде всего, предусматривает определение понятия науки конституционного права, ее предмета и метода, а также выявление системы и функций этой отраслевой науки и основных тенденций развития отечественной конституционно-правовой науки на современном этапе и т.п.

Несмотря на продолжительную историю существования отдельных институтов конституционализма, развитие явлений и процессов, конституционном праве как отрасли национального права в целом является сравнительно молодой в системе юридических наук. Отмечая многовековой научный интерес к государственно-правовым институтам, возникновение относительно целостных представлений о конституционном праве в его современном понимании, как правило, относится ко второй половине XIX в. – времени, когда уже длительное время существовали наука гражданского, уголовного и некоторых других областей права.

В современных условиях возрастание роли и значения конституционного знания обусловлено объективными процессами становления в Украине конституционализма и его институтов, формирования гражданского общества и демократической, социально-правовой государственности. Сегодняшний день характеризуется формированием целостной национальной конституционной доктрины как системы конституционно-правовых ценностей и взглядов на конституционализм, суверенитет народа, институты непосредственной и представительной демократии, государственную власть и местное самоуправление, конституционную юстицию и т.п. Важную роль в этом процессе играет современное конституционное право как отрасль права.

Если конституционное право, как фундаментальная отрасль права и самостоятельная юридическая наука в Украине (и их классическом понимании), является относительно новым явлением, то научные знания об основных институтах и ценностях современного конституционализма, в первую очередь о гражданском обществе и народном суверенитете, правах и свободах личности, непосредственной и представительной демократии, государственной власти в местном самоуправлении, имеют значительно более глубокие исторические корни, которые прежде всего связаны с возникновением, формированием и развитием разнообразных научных идей, теоретических концепций, доктрин, целостных теорий либо разрозненных представлений. Они либо находили своих последователей, ложась в основу фундаментальных научных направлений и юридических школ, либо опровергались, подвергались критике, а их авторы иногда поддавались гонениям.

Поэтому, несмотря на все взлеты и падения, для каждой науки наступает время осмысления накопленного знания, как результата теоретического освоения ею своего предмета, приобретшего черты системности. По сути, речь идет о знании наукой самой себя, что является условием ее дальнейшего развития и утверждения реальной социальной ценности.

Тормозило и тормозит развитие науки конституционного права и отсутствие континуитета в ее развитии, в частности категоричное отрицание длительное время не только на практике, а и на научном уровне принципа разделения властей, как по горизонтали, так и по вертикали, к примеру, исключение из научного оборота и жизни общества феномена самоуправляющейся власти местных сообществ – территориальных громад. Чрезмерная политизация конституционного права ущемляла его правовой потенциал, а юридическую науку склоняла к политологии. Тормозила и тормозит развитие науки конституционного права и ее идеологическая восприимчивость, которая порождает либо прерывность преемственных связей, категоричное отрицание ее прошлого (сначала – дореволюционного, досоветского, а затем - советского), либо не всегда взвешенное взаимодействие идей и опыта, рожденных существенно иными обстоятельствами времени и места. Все это приводило и, к сожалению, приводит или к хронологической и географической разорванности и теоретических построений, или к непродуманному реанимированию отживших понятий, теорий, концепций[8] .

Конституционное право – это не только отрасль права, учебная дисциплина, но и наука. Наука конституционного права входит в группу государствоведческих наук. В то же время это отраслевая наука, так как ей соответствует (и она изучает) отрасль в системе российского права.
Наука конституционного права изучает общественные отношения, составля-ющие предмет рассматриваемой отрасли, конституционно-правовые нормы, прак-тику их реализации, конституционно-правовые отношения, конституционные идеи и категории, процесс их разработки и формирования.
Конституционное право как наука несёт огромное значение для российской юриспруденции в целом. Во-первых, данная отрасль права является приоритетной, так как именно Конституция представляет собой нормативную основу для разви-тия других правовых направлений. Во-вторых, высшая юридическая сила – это не пустые слова, необходима превосходная законодательная техника для того, чтобы закон масштабного значения действительно работал в обществе. В-третьих, кон-ституционное право в системе юридических наук занимает первоочерёдное место, так как главным образом направлена на защиту граждан государства.
Актуальность данной курсовой работы в том, что в последнее время наблю-дается падение авторитета наук публичного права. А поскольку конституционное право является фундаментом для данных наук, то падение авторитета конституци-онного права недопустимо, поскольку знание конституционного права - и отрасли и науки - составляет существенную предпосылку обладания конституционной культурой, которую необходимо рассматривать как основополагающий и изна-чальный элемент правовой культуры.
Объектом исследования является отраслевая наука конституционного права как система научных знаний о различных аспектах функционирования государ-ственно-правовой действительности.
Предметом исследования выступают исторические и теоретико-методологические закономерности формирования и развития науки конституцион-ного права в России.
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие и предмет науки конституци-онного права.
Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:
- определить понятие науки конституционного права;
- охарактеризовать функции науки конституционного права;
- выявить элементы науки конституционного права;
- описать перспективы развития науки конституционного права России.
Теоретической основой курсовой работы послужили фундаментальные тео-ретико-правовые положения, содержащиеся в научных трудах ученых в области конституционного права, в частности, С. Н. Братановского, Б.С. Эбзеева, С. В.Васильевой, В. А. Виноградова, В. Д. Мазаева, Ю. К. Краснова, С.В. Нарут-то, Н.Е. Таевой, Е.С. Шугриной, М.Б. Смоленского, Л.Ю. Колюшкиной, Е.В. Мар-киной и др.
Эмпирическая основа исследования. В процессе диссертационного исследова-ния проанализированы нормы Конституции РФ по вопросам реализации ключевых принципов конституционализма и обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Методологическую основу работы составляют такие методы, как политико-правовой, научно-правовой, системно-структурный и сравнительный.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

1.3. Роль конституционного права в демократических преобразованиях в России.

2. 1. . Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты. . .. .. . .. .. . .. .. . 29

2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности.. . . . . 37

2.3. Санкции как форма выражения конституционно-правовой ответственности.

3.1.Обзор основных источников конституционного права. . .. 63

3.2. Конституция Российской Федерации - основный источник конституционного

3.3. Федеральные конституционный законы как источник конституционного

3.4. Федеральный договор как источник конституционного права. . . . . . .. . 70

3.5. Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения

и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

ее субъектов как источники конституционного права. . . . . . . 71

3.6. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как


За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь развития к

демократической общественно-политической системе. В стране формируются

гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство,

признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих

процессах является развитие конституционного права как важного условия для

проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время

одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право- это отрасль права, которая закрепляет

основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает

острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов,

судебных решений и других правовых актов, составляющих источники

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих

основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство

существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать

благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода

оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в

анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от

свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса

власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл

Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу

общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе

права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей

системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая

роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может

развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах

конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера.

Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и

политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы

народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не

стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на

добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя


1. Конституционное право России как отрасль российского

1.1.Понятие и предмет Конституционного п рава Российской

Из общей теории права известно, что единая система права в любой стране

объединяет различные отрасли права. Среди основных и проф илирующих

отраслей системы права (наряду с уголовным, граж данским и др.) особое

место занимает конституционное (государственное) право.

Для того чтобы выяснить понятие, предмет, метод, место конституционного

права в системе российского права, необходимо, как и при исследовании

любого общественного явления, выявить сущность, специфику, соотношение

названий рассматриваемой отрасли права Российской Федерации.

Дискуссия о конституционном или государственном праве восхо дит к началу

18 века. Это - спор между защитниками государственно го права как

выражения неограниченной, преимущественно монархи ческой власти

государства, с одной стороны, и сторонниками консти туционного права как

демократического ограничения государственного произвола с по мощью

Государственное или конституционное право - этот вопрос был объектом

научного спора в досоветской государственно-правовой литературе

дискуссионным в советском государствоведе нии. В 60- х годах нынешнего

столетия в СССР возобновилась дискус сия о предмете государственного

(конституционного) права. Авторы данных основных концепций - В.Коток и

А.Лепешкин - отстаивали противоположные подходы к определению

предмета этой отрасли права и науки. В.Ф.Коток защищал позицию широкого

понимания государствен ного права, отождествляя государственно- правовое

регулирование с конституционным регулированием. Эта точка зрения была

уязвимой в том отношении, что предмет государственного

Ковалевский М.М. Общее конституционное право. Лекция. С.П.б., 1908,С.3-6; Лазаревский Н.И. Русское

государственное право. Изд. 3-е.С.П.б., 1913.Т.1. Конституционное право.,С.88.


(конституционного) права не является узко-юридическим. А.И.Лепешкин

включал в предмет государственного права те отношения, которые связаны с

осуществлением государственной власти, то есть конституционное

регулирование, по его мнению, включает нормы права, политики

дальнейшем, выяснению специфики предмета регулирования

государственного ( конституционного) права как особой отрасли права было

посвящено множество исследований, где высказывались различные взгляды.

В течение 60-х,70-х годов эти различия в основном приняли форму поле мики

сторонников "конституционного" и "государственного" права. Причем в

каждом из этих направлений не было единства не только по вопросу о

предмете данной отрасли права, но и о её названии. Некоторые сторонники

переименования государственного права в конституционное считали, что

частности, на то, что всякое право есть система норм, установленных или

санкционированных государством, и в этом смысле государственное.

Говорилось также о целесооб разности разделения государственного и

конституционного права и об образовании отдельных дисциплин

Вопрос о названии рассматриваемой отрасли не решён и сегодня. Существуют

различные названия учебных курсов, учебников и учеб ных пособий, кафедр

Приобретая характер "вечной", данная проблема по мнению

Н.А.Богдановой связана, во-первых, с различными подходами к объёму

правового регулирования рассматриваемой отрасли права и, во-вторых, с

неодинаковой позицией по вопросу о значимости для характеристи ки отрасли

и науки существенных сторон общественного и государс твенного строя.

Кроме того, в качестве аргумента в споре приводится такой формальный

момент, как отражение в наименовании отрасли наз вания её основного

Цит.по: Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе.

Фарбер Е.И., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов., 1967.

Коток В.Ф. Содержание конституционного права. Советское государство и право., 1971., №2

Лучин В.О. Тенденции развития советского государственного права. М. 1976.


источника. В определенной степени исторические и правовые традиции

играют роль в выборе имени отрасли и нау ки: государственное и ли

При обсуждении актуальных проблем науки конституционного права в

Институте законодательст ва и сравнит ельного правоведения центральное

место в д искуссии занял вопрос о понятии конституци онного права и

названии отрасли. В частности В.А.Кикоть отме тил, что конституционное

право не синоним и не новый этап развития государственного права. По

мнению В.А.Кикотя, спор о конституцион ном или государственном праве

становится терминологическим и теряет значение, когда цивилизованное

государство становится демократическим, социальным. Он высказался за

выделение из государствен ного конституционного права как самостоятельной

Профессор Н.А.Михалёва, полемизируя с В.А.Кикотем, показала

идентичность объекта правового регулирования, структуры норм и системы

институтов государственного и конституционного права, видя в этом

беспочвенность и бесперспективность отделения от государс твенного права

конституционного. Даже, она отметила, что дробление государственного

права обесценит его содержание, которое в услови ях демократизации

государства и общества существенно меняется, гу манизируется, утрачивает

идеологическую окраску. Конституционное регулирование было и остаётся

органической составной частью государственно-правового регулирования.

Профессор И.П.Ильинский видит разницу между конституционным и

государственным правом в том, что конституционное право вбирает в себя

нормы, относящиеся к разным отраслям права. Он считает ма лопродуктивным

возобновлять спор о государственном или конституционном праве.

Итак, мнения о названии рассм атриваемой отрасли раздели лись, впрочем,

также как в недалёком прошлом . В каждом из рассужде ний есть свои

рациональные посылки. На наш взгляд, удачный выход из создавшейся

проблемы находит Н.А.Богданова, отмечая, что оценочный подход позволяет

Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. Государство и право. 1994. №7. С.11-12


отразить в названии отрасли и науки не только формальную, но и

содержательную сторону предмета регулирования и исследования. Развитое

конституционное право Н.А.Б огданова видит лишь в конституционном

государстве, являющимся реальным воплощением государства правового.

Далее делается вывод: "Качественные признаки демократического

государства определяют название отрас ли, занимаю щей ведущее м есто в его

правовой системе, а конституци онное право представляет собой особый

качественный этап в развитии государственного права"

В зарубежной практике называется ещё один аргумент в выборе названия

рассматриваемой отрасли - формальное и фактическое опре деление

приоритета во взаимосвязи государства и права. Если первенствующая роль

признаётся за государство, то соответствующая отрасль должна называться

государственным правом. Нормативное же закрепление идеи правового

государства, подчинения государства праву, верховенство конституции и

закона, последовательное обеспечение этих юридических провозглашений

отражаются в наименовании отрасли - "конституционное право".

Сегодня лишь небольшая группа стран пользуется термином "го -

сударственное право", подавляющее же их большинство обозначает

основополагающую отрасль системы права термином "конституционное

Конечно, для Российской Федерации в современный период назва нии отрасли

"Конституционное право России" является в определен ной степени условным,

ж) норм – деклараций: - Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ, признанными Россией международно-правовыми нормами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской правовой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" об их непосредственном действии в Российской Федерации."Все равны перед законом и судом" (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Эта норма отражает требования Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., где зафиксированы положения о том, что "все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона", "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом". Данные положения нашли также закрепление в Международном пакте о гражданских и политических правах, исходящем из того, что права человека и гражданина вытекают из присущего человеческой личности достоинства. При этом в Пакте подчеркивается, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

4. Охарактеризуйте предмет и метод конституционного права РФ:

а) Предмет конституционного права РФ как отрасли российского права включает следующие группы общественных отношений: Основные, определяющие критерии любой отрасли права – самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.


  1. связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

  2. связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.
в) Конституционное право использует следующие методы правового регулирования:

1) императивный; 2) диспозитивный и др.
5. Система источников конституционного права РФ включает три подсистемы нормативных актов: А) Федеральные акты; Б) Нормативные акты субъектов РФ; В)Нормативные акты органов местного самоуправления. Приведите примеры источников, входящих в каждую из названных групп.


  1. обеспечения единообразного правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере;

  2. обеспечения правопорядка в стране.

В) В соответствии со ст. 7 ТК РФ органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах имеющейся у них компетенции.Право органов местного самоуправления по изданию актов, содержащих нормы трудового права, ограничивается возможностями бюджетного финансирования дополнительных льгот и преимуществ работников за счет средств муниципального образования.

6. Дайте определение федерального конституционного закона и назовите признаки, отличающие его от обычных федеральных законов

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. различает три вида федеральных законов.
Это, во-первых, сама Конституция (основной закон, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты).
Во-вторых, это федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией.
В-третьих, это федеральные законы, не имеющие значения конституционных. В правовой доктрине они называются обыкновенными законами.
7. Используя текст Конституции РФ 1993г., охарактеризуйте круг вопросов, по которым ею предусмотрено принятие федеральных конституционных законов
Поскольку Конституция РФ 1993 г. официально предусмотрела категорию федеральных конституционных законов (ФКЗ), мы должны ответить на вопросы: что представляют собой эти законы, можно ли их считать частью Конституции РФ?
Для начала отметим, что Конституция РФ не дает свободы в принятии ФКЗ. Она предусматривает ограниченный круг вопросов, по которым должны появиться эти акты. Поскольку перечень не является открытым, это означает, что по иным вопросам ФКЗ принимать нельзя. Для наглядности и для того, чтобы легче было затем делать выводы, укажем, какие ФКЗ предусмотрены в Конституции РФ:
1) о порядке разрешения вопросов, связанных с принятием в РФ нового субъекта РФ, образованием в ее составе нового субъекта, изменением конституционно-правового статуса субъектРФ(ч.2ст.65,ч.5ст.66,ч.1ст.137Конституции);
2) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
3) об образовании в составе РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
4) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);
5) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использовани(ч.1ст.70);
6)о референдуме РФ (п. "в" ст. 84);
7) о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87);
8) о чрезвычайном положении (ст. 88; ч. 2 ст. 56). В ч. 1 ст. 56 Конституции говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным ФКЗ, так и ФКЗ о чрезвычайном положении;
9) об Уполномоченном по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103);
10) о порядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114);
11) о судебной системе РФ (ч. 3 ст. 118);
12) о Конституционном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
13) о Верховном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
14) о Высшем Арбитражном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
15) об отдельных частях судебной системы - об общих судах, арбитражных судах, о военных судах и др. (ч. 3 ст. 128);
16) о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).
8. Объясните, почему именно конституционное право РФ является базовой отраслью в системе российского права.
отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

9. В приведенной ниже схеме заполните недостающие элементы:

Иные источники

Законы

Источники конституционного права РФ



Общепризнанные принципы и нормы межд. права и межд. договоры РФ

Подзаконные акты

Федер. конст. законы

Указы и распоряжения Президента РФ

10. Приведите примеры конкретизации требований конституционно-правовых норм в нормах и институтах других отраслей российского права (административного, гражданского, уголовного, гражданского).

Эта дисциплина имеет следующие основные цели:
Общеобразовательную

Названные выше цели предопределяют особое значение названного курса в системе профессиональной подготовки и профессиональной подготовки и практической деятельности государственных (муниципальных) служащих.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
1. Дайте определение следующих понятий:
Конституционализм – это политико-правовая теория, система идей и взглядов, логических представлений о таком устройстве государства и общества, которое отвечает общепризванным началом демократического развития и предполагает ограничение государства правом.
Конституция – основной закон (или совокупность законов) государства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы государственного и общественного устройства соответствующей страны, основы взаимоотношений в ней личности и государства, а также основы системы органов публичной власти.
Структура конституции - состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

Форма конституции – в узком (формально-правовом) аспекте – основной закон.

Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте – вся нормативная структура, составляющая конституционный строй страны (все источники норм конституционного права).

Из сущности конституции вытекают ее основные функции: 1. Социальная – является тем социальным компромиссом, которого достигло общество (общественным договором). 2. Политическая – отражает основополагающее влияние конституции на политическую сферу общественной жизни (придает государству правовую форму). 3. Юридическая – выражает социальный компромисс в общеобязательных основополагающих правовых нормах. 4. Учредительная – обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения.

Основными социальными чертами конституции являются легитимность, реальность, стабильность.

Юридические свойства конституции – Основными юридическими свойствами конституции являются верховенство, высшая юридическая сила, прямое действие.

2. К какой разновидности относится Конституцию РФ 1993г. с точки зрения:

а) закрепляемых ею формы правления, государственного устройства РФ и политического режима Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоявшее (на момент принятия Конституции) из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории, единое гражданство. Допускается прием в Российскую Федерацию и образование новых членов, но не предусматривается право выхода из ее состава. Статус субъектов Федерации определяется Конституцией и актом представительного органа субъекта – Конституцией республики или Уставом области.

б) способа ее принятия - Конституция РФ принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.

в) ее формы - Конституция разграничивает компетенцию федеральных органов и органов субъектов Федерации, определяет вопросы их совместного ведения. К исключительной компетенции федеральных органов отнесены важнейшие вопросы: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль их соблюдения, федеративное устройство, установление системы федеральных органов власти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, внешние сношения России, оборона, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. К совместной компетенции отнесены вопросы, затрагивающие как Федерацию в целом, так и конкретный субъект. Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.

в) возможного порядка ее изменения - Конституция устанавливает законодательные основы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления отделены от государственных органов власти, они самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их компетенции.

Отдельная глава Конституции посвящена вопросу внесения поправок и пересмотру Конституции. Предусматривается два механизма изменения Конституции: принятие поправок квалифицированным большинством Федерального Собрания либо создание Конституционного Собрания.

3. Охарактеризуйте основные концепции социальной сущности современных конституций и назовите наиболее авторитетных их сторонников:

а) марксистская - Марксистское учение предложило свое объяснение конституции, а также внесло элемент дискуссии в некоторые другие вопросы конституционализма. В марксизме конституция определяется как действительное выражение расстановки сил в классовой борьбе, юридически оформленное в виде системы выборов, представительных учреждений, законов и иных институтов государственного строя. Из этого определения можно заключить, что функция конституции в том, чтобы выразить и закрепить некоторое состояние общественного конфликта. Сущность конституции у марксистов предстает как проявление социальной и политической борьбы. В результате противостояния классов один из них добивается господства над другим или же классы взаимно исчерпывают возможности продолжать конфликт и приостанавливают открытую вражду. Господство одних классов над другими либо перемирие на время, пока они готовятся к очередному этапу борьбы, определяют сущность конституции.

б) либеральная - Либеральная буржуазия в борьбе с абсолютизмом вырабатывала в полнее определенную концепцию конституционного идеала, и этот конституционный идеал был отождествлен с конституцией. Идеологи либеральной буржуазии утверждали, что можно говорить о наличии конституции только тогда, когда она удовлетворяет требованиям либеральной свободы и обеспечивает разделение властей. Выводом из этого было утверждение, что не каждое государство по своей природе имеет конституцию, а бывают государства конституционные и неконституционные, что являлось бы абсурдом, если исключить идею конституционного идеала, скрытого в концепции конституции. Концепция конституционного идеала в ХIХ веке стала основой для юридических построений ученых – специалистов в области конституционного права. Она имеет три главные составляющие:

-система гарантий буржуазной свободы;

-наличие конституции – писаного акта.

Эта концепция и внестоящее время лежит в основе большинства современных конституции. Следует отметить, что сильная сторона либеральной концепции конституционного идеала состоит в том, что она нацелена на такую организацию государства, которая создает возможность для защиты гражданина от злоупотреблений со стороны государства. Современный вариант, по сравнению с классическим, значительно модернизирован: один из его важных моментов – наличие институтов, являющихся частью государства, но при этом обеспечивающих контроль над деятельностью государства (конституционный контроль, омбудсмен, международная судебная защита и т.п.). Кроме того, современный конституционный идеал правового государства включает демократический политический режим.
в) теологическая - Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

6. Можно ли назвать Конституцию РФ 1993 года реальной в полном смысле этого слова? Свой ответ обоснуйте.

__________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Расположите в должной очередности основные стадии процедуры пересмотра Конституции РФ 1993г.
4 Созыв Конституционного Собрания.

2 Рассмотрение и одобрение Государственной Думой (большинством в 3/5 от общего состава палаты) предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции РФ и направление в установленный срок принятого ею решения в Совет Федерации.

5 Подтверждение Конституционным собранием неизменности Конституции либо разработка проекта новой Конституции РФ.

1 Внесение уполномоченным субъектом предложения о пересмотре положений Конституции РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

3 Рассмотрение и одобрение Советом Федерации (большинством в 3/5 от общего состава палаты) предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции РФ.

6 Принятие Конституционным Собранием проекта новой Конституции РФ или вынесение его на всенародное голосование.
8. Назовите пропущенные в приведенной схеме стадии процесса внесения поправок в Конституцию РФ 1993г.

Закона о поправках

Направление закона, принятого Гос. Думой, в Совет Федерации

Принятие

Закона о поправках



Внесение предложения о конституционной поправке в Гос. Думу Фед. Собр. РФ

Вынесение проекта на всенародное голосование

Новая

Конституция

КС разрабатывает новый проект

Конституции и принимает 2/3 голосов

Созыв

9. Охарактеризуйте с использованием приведенной ниже таблицы юридические свойства Конституции РФ 1993г.

Читайте также: