Конституционно правовой статус россии как федеративного государства презентация

Обновлено: 16.05.2024

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Формы государственного устройства. Федерализм…………… 5
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства………… 5
1.2 Федерация как форма государственного устройства………… 8
2. Россия как федеративное государство………………………….. 16
2.1 Становление и развитие федеративного устройства в России… 16
2.2 Принципы и особенности федеративного устройства России… 20
Заключение …………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КПР курсовая.docx

Московский гуманитарно – экономический институт

Студентки 2 курса юридического факультета группы ЮБ-261

Полуниной Наталии Александровны

Учебная дисциплина: Конституционное право Российской Федерации

  1. Формы государственного устройства. Федерализм…………… 5
    1. Понятие и виды форм государственного устройства………… 5
    2. Федерация как форма государственного устройства………… 8

    2. Россия как федеративное государство………………………….. 16

    2.1 Становление и развитие федеративного устройства в России… 16

    2.2 Принципы и особенности федеративного устройства России… 20

    Федерация – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

    В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов. Однако понятие федерации, ее юридическая и практическая трактовка гораздо шире приведенных теоретических положений. Кроме того федеративное устройство России постоянно совершенствуется законодательными мерами, с учетом необходимых потребностей всех субъектов Федерации. Именно по этому, исследование правовых основ российского федерализма, является, несомненно, важным в контексте изучения теории государства и права. Этим определяется актуальность темы настоящей курсовой работы.

    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

    – изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;

    – проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.

    Объектом исследования в нашем случае будут конституционно-правовые основы федеративного устройства России.

    Предметом исследования выступит специфика федеративных отношений как фактора социально-политических процессов в Российской Федерации в течение последних лет (1993–2010 гг.).

    Научная разработанность исследования. В данном исследовании использовались следующие специальные исследования: монографии И.В. Бахлова, В.Н. Иванова и О.Я. Яровой, Л. Карапетяна, Р. Абдуллатипова и И. Левакина, а также практические исследования Д. Козака, посвященные проблемам разграничения полномочий государства и субъектов федерации, а также статьи И. Барциц и Д. Златопольского из ряда специализированных периодических изданий.

    Источниковой базой исследования послужили следующие нормативные акты: Конституция Российской Федерации 1993 года, Закон РФ №1807 от 25.10.1991 г., и Федеративный договор 10.04.1992 года. Кроме того использовалась постатейный и научно-практический комментарии к Конституции РФ.

    Указанные выше цель и задачи сформировали структуру настоящей курсовой работы, которая состоит из введения, основной части в которой выделены две главы с двумя параграфами в каждой, заключения и списка литературы

    1. Формы государственного устройства. Федерализм.

      1. Понятие и виды форм государственного устройства

      Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство (административно- территориальное или национально- территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов.

      Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное государство – единое, слитное государство, состоящее в своей основе из административно- территориальных единиц, которые не имеют права собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные акты (решения, постановления). Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.

      Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков 1 :

      – единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);

      • единое гражданство;
      • единая система права;
      • территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальны е единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

      Федеративное государство – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач 2 . В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.

      Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т.д.). Часто также принимают федеративную форму государственного устройства территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра 3 .

      Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный принцип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором – субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку.

      В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

      Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

      Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

      Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

      Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств и создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной и международно-правовой организации.

      Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, последние могут отменить действия актов органов конфедерации на своей территории (право нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или впоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства 4 .

      Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают, и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов.

        1. Федерация как форма государственного устройства

        По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых – конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия) 6 . Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

        Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройств

        Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространёнными являются два. В Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и её субъектов 7 .

        К характерным признакам федерации относится то, что отношения центра и составных частей регулируются основным законом государства – конституцией, создающий специальный механизм урегулирования конфликтов – конституционный надзор.

        Федеративные конституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе – организация местных органов власти, общественно необходимые работы и службы 8 .

        В целом взаимоотношения между центром федерации и субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит усиление центральной власти, в ряде других – её ослабление. Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений задачу, решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики, национальных отношений и права 9 .

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Государственное право- это отрасль права. Устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционирования органов государств правовое положение граждан. Основной источник Государственного права – КОНСТИТУЦИЯ. Конституция РФ — была принята референдумом (ВСЕНАРОДНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ) 12 декабря 1993 г. Предмет Конституционного права составляют:Основы конституционного строя; Права, свободы и обязанности личности; Вопросы федеративного устройства России; Порядок формирования и полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления.

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Государственное ( конституционное) право • Государственное право- это отрасль права. Устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционирования органов государств правовое положение граждан. • Основной источник Государственного права – КОНСТИТУЦИЯ. 2

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        КОНСТИТУЦИЯ РФ Конституция РФ — была принята референдумом (ВСЕНАРОДНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ) 12 декабря 1993 г. 3

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Предмет Конституционного права составляют: 1. Основы конституционного строя; 2. Права, свободы и обязанности личности; 3. Вопросы федеративного устройства России; 4. Порядок формирования и полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления. 4

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ РФ Раздел первый Глава 1. Основы конституционного строя Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Глава 3. Федеративное устройство Глава 4. Президент Российской Федерации Глава 5. Федеральное Собрание Глава 6. Правительство Российской Федерации Глава 7. Судебная власть Глава 8. Местное самоуправление Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Раздел второй. Заключительные и переходные положения 5

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Глава 1 Конституции РФ посвящена основам конституционного строя. Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство выступает политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правой характер и в нем человек, его права и свободы представляют высшую ценность, а их соблюдение защита – обязанность государства. 6

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ • 1. Принципы организации государственной власти. Россия есть демократическое федеративное правое государство с республиканской формой правления ( ст.1) РФ обладает суверенитетом ( независимость на федеральных законов (ст.15) международной арене и целостность и неприкосновенность ее территории (ст.4)) Провозглашается принцип федерализма ( равноправие субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов России (ст.5)) Принцип разделения властей (законодательная, исполнительна, судебная (ст.10,11)) 7 Принцип верховенства Конституции РФ и

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ • 2.Принципы взаимоотношений государства и гражданина. Принцип народовластия, выражающийся в непосредственных формах (выборы, референдум) и осуществлении власти народом через органы государственной власти и органы местного самоуправления( ст.3) Человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства (ст.2) Принцип единого и равного гражданства независимо от приобретения (ст.6) 8

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ • 3.Принципы организации жизни Конституция провозглашает Россию социальным гражданского общества. государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( ст.7) В РФ гарантируется свобода экономической деятельности, признаются формы собственности, право частной собственности на землю (ст.8,9) Признается плюрализм (многопартийность)(ст.6) Россия светское государство, в котором ни какая религия не моет устанавливаться в качестве государственной (ст.14) 9

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Глава 2 Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина Устанавливает содержание прав и свобод человека и гражданина и принципов, а также обязанностей граждан. 10

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Глава 3 Конституции РФ посвящена рассмотрению вопросов федеративного устройства России Принципы российского федерализма: 1. Государственная целостность России. 2. Единство системы государственной власти. 3. Равноправие субъектов РФ. 4. Равноправие и самоопределение народов РФ. 5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. 11

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Глава 3 Конституции РФ посвящена рассмотрению вопросов федеративного устройства России Признаки российского федерализма: 1. Верховенство на всей территории страны Конституции РФ и федеральных законов. 2. Верховенство федеральных органов государственной власти. 3. Единая государственная территория. 4. Единое гражданство РФ. 5. Единый государственный язык. 6. Единые вооруженные силы. 7. Государственные символы и столица РФ. 8. Единое экономическое пространство. 9. Единая денежная единица. 10.Единые принципы налогообложения. 12

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Государственную власть в РФ осуществляют: Президент РФ Федеральное собрание Правительство РФ Суды Рассмотрению их формирования и деятельности посвящены главы 4,5,6,7 Конституции РФ 13

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        Презентация : Государственное ( конституционное) право

        ⦁ Федеративное устройство России. Организация и функционирование государственной власти
        Такой государственный строй как федерация относиться к сложным союзным государствам, части которого являются ее субъектами (государственными образованиями) и имеют определенный суверенитет, а также обладают иными признаками государственности. В федерации одновременно с федеральными органами исполнительной и законодательной власти действуют региональные органы различных ветвей власти. Россия является федерацией по национально-территориальному принципу.
        Такие государства как федерация строятся на основании распределения полномочий и функций между субъектами федерации и ее центром, данные положения зафиксированы в Конституции. На схеме ниже представлены различные формы государства.
        Схема 1.
        Полномочия и компетенции федеральных, региональных и муниципальных органов власти разделены, а в ряде случаев могут быть совместными. Закрепленный Конституцией принцип единства государственной власти не противоречит тому, что в федерации установлены несколько уровней власти.
        Административно-территориальное деление Российской Федерации представлено в приложении 1 и состоит из 22 республик, 9 краев, 46 областей, 1 автономной области, 4 автономных округов, 3 городов федерального значения. Регионы Российской Федерации объединены в 8 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
        Субъектам Российской Федерации даны полномочия по определению своей системы органов государственной власти с обязательным согласованием кандидатур на должности руководителей этих органов с профильными федеральными ведомствами. В свою очередь, единство государственной власти обеспечивается путем определения Федерацией общих принципов организации органов власти.
        Конституцией Российской Федерации определены принципы разграничения полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов. Так статьями 71 и 72 Конституции выделены пункты исключительного и совместного ведения государственной власти между Федерацией и регионами. Вне данных пунктов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой полномочий государственной власти. Но эта полнота власти не означает, что регионы России могут осуществлять свою власть в качестве суверенных государств, поскольку их полномочия проистекают не из волеизъявления властей регионов, а из Конституции как высшего законодательного акта страны.
        В соответствии с принципом разграничения власти считается недопустимым неправомерное вмешательство как федеральной власти, так и властей субъектов Российской Федерации в сферы компетенции друг друга. Наряду с федеральной законодательной властью (Государственной Думой Российской Федерации) действуют и региональные законодательные органы (например, Законодательные Собрания). Поправками в Конституцию, принятыми общероссийским голосованием в июле 2020 года, установлено усиление полномочий Государственного Совета Федераций и подчинение местного самоуправления Федеральным законам. В данном контексте немаловажным становиться вопрос о соотношении федерального и регионального законодательства и, согласно Конституции, федеральное законодательство имеет высшую силу, в свою очередь, региональное законодательство не может противоречить федеральному, а может лишь расширять, улучшать позиции определенных разделов, статей федеральных законов. Необходимо отметить, что отсутствие определенного федерального закона не препятствует субъекту Российской Федерации в издании собственного нормативного правового акта, а при принятии соответствующего федерального закона, действующее региональное законодательство должно быть приведено в соответствие с ним.
        Поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации в июле 2020 года, уточняют принципы территориальной целостности государства. Так, на территории России могут создаваться федеральные территории, публичная власть в них устанавливается федеральным законодательством. Введена в действие новая статья 671, которая регулирует правопреемственность Российской Федерацией СССР, признает исторически сложившееся государственное единство. Изменения, внесенные поправками в статью 68, уточняют статус русского языка как языка государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
        Таким образом, принцип равноправия и самоопределения народов России означает не право субъекта на отделение от Федерации, а возможность социального и культурного развития в рамках государства. В данном вопросе важным становится принцип территориальной целостности Российской Федерации и прав гражданина и одностороннее изменение субъектом Российской Федерации своего статуса является нарушением целостности Федерации, наносят ущерб конституционному строю государства.


        ⦁ КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУВЕРЕННОГО ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА
        2.1. Конституционно-правовые признаки государства
        Перейдем к рассмотрению вопроса конституционно-правовых признаков России как федеративного государства. Конституционно-правовой статус нашей страны – это ее правовое положение, которое закреплено соответствующими нормативными правовыми документами, и характеризуется рядом конституционных признаков:
        ⦁ Наличие основного закона государства – Конституции.
        ⦁ Определение суверенитета государства как независимость в осуществлении государственной власти в стране и на международной арене.
        ⦁ Определение трехуровневой конституционно-правовой системы России (федеральный, региональный, муниципальный).
        Принцип верховенства Конституции и федеральных законов – это выражение суверенитета России с распространением на все ее территорию. Это значит, что законы, принятые на уровне региона, не могут противоречить положениям федерального законодательства или Конституции, в свою очередь, нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, не могут противоречить региональному законодательству.
        Наряду с правовыми нормами, действующими на территории Российской Федерации, есть также общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
        ⦁ Наличие единого федеративного гражданства, которое является устойчивой связью человека с государством, оно накладывает на них обязанности, ответственности и права, которые основываются на признании прав человека и гражданина. Единое гражданство говорит о том, что человек является гражданином Российской Федерации вне зависимости от региона проживания. Но при наличии прав и свобод человек не должен забывать о признании и уважении к государству, гражданином которого он является.
        ⦁ Наличие территории Российской Федерации, которая определяется как часть земли, находящаяся под суверенитетом государства и являющаяся пределом государственной власти России. На территории, не входящие в состав Российской Федерации, не распространяются конституционные и правовые действия государства.
        ⦁ Определение государственного языка Российской Федерации. Русский язык определен как средство межнационального общения народов России в соответствии со сложившимися историческими и культурными традициями. Признание русского языка государственным языком означает, что он используется в учебных заведения, в органах власти, на нем издаются законы, официальные документы и пр.
        ⦁ Наличие легитимных органов государственной власти. Данный признак подразумевает. В первую очередь, федеральную власть, а именно, Президента, Федеральное Собрание, Правительство, которые издают нормативные правовые акты, действующие на всей территории страны. Власть в Российской Федерации разделена по вертикали и по горизонтали.
        ⦁ Правосубъектность Российской Федерации в международном сообществе. Данный признак говорит о безоговорочном участии России в межгосударственных объединениях, заключать международные договоры и соглашения.
        ⦁ Наличие Вооруженных сил Российской Федерации. Организация Вооруженных сил их структура и доктрина регламентируются исключительно федеральным законодательством, субъекты Российской Федерации не имеют права иметь свои воинские формирования.
        ⦁ Наличие государственной федеральной собственности. Экономическая основа государственного суверенитета России – государственная собственность, к которой относятся энергетические системы, транспорт, космические предприятия, здания, сооружения и пр.
        ⦁ Наличие единого экономического пространства. Для всей территории страны определена единая денежная система, кредитная система, правила валютного контроля, оборота и регулирования, а также ценовая политика.
        ⦁ Наличие государственных символов Российской Федерации, к которым относятся Государственный флаг, государственный герб, Государственный гимн и столица.

        2.2. Государственный суверенитет Российской Федерации
        Российская Федерация - это президентско-парламентская республика с федеративным устройством, являющаяся суверенным государством. Суверенитет государства означает полноту государственной власти на всей территории страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Структура суверенитета государства представлена в приложении 2. Статьями 3 и 4 Конституции Российской Федерации определен суверенитет многонационального народа страны, из него проистекает суверенитет России, который характеризуется следующими признаками:
        - суверенитет распространяется на всю территорию государства;
        - Конституция и федеральные законы имеют высшую юридическую силу на всей территории государства;
        - государство обеспечивает целостность территории и неприкосновенность границ.
        Можно сделать вывод, что, исходя из Конституции, суверенитет страны един, неделим, распространен на все ее территории, и не предусматривает нескольких государственных суверенитетов. Наряду с этим, по Конституции часть полномочий Российской Федерации может передаваться межгосударственным объединениям, в которых участвует Россия в соответствии с международными договорами.
        Наша страна имеет единую территорию, с включением территорий субъектов Российской Федерации, внутренние водные ресурсы, недра и воздушное пространство, распространяя свою юрисдикцию на континентальный шельф в экономической зоне. Для прав субъектов Российской Федерации относительно своей территориальной целостности характерны следующие признаки:
        - федерация не в праве в одностороннем порядке изменить территорию региона;
        - границы регионов могут быть изменены только в случае двустороннего согласия.
        И так, государственный суверенитет – это свойство государственной власти самостоятельно осуществлять функции и полномочия на собственной территории и проводить независимую политику в международных отношениях. Суверенитет России закреплён статьей 4 Конституции и выступает одной из основ конституционного строя государства. Суеверность государства сложилась из исторических объединений народов России, он является естественным и необходимым условием существования государственности, имеет многовековую историю, традиции и культуру. Носителем суверенитета является народ Российской Федерации. Верховенство государственной власти, ее независимость и единство – это выражение государственного суверенитета. Государство имеет право осуществлять контроль за исполнением законодательства на всей территории страны и применять меры ответственности за его нарушение.
        Поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации в июле 2020 года, регламентируют защиту государством своего суверенитета и территориальной целостности, включая понятия делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами (статья 67, часть 21), а новой статьей 791 регулируется принятие государством мер по поддержанию и укреплению мира, безопасности обеспечению сосуществования народов и, наряду с этим, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
        Подводя итог рассмотренным аспектам, планируется рассмотреть проблемы конституционных прав и пути их решения.

        Читайте также: