А и зубков отмечал что действующее определение понятия исправления осужденных свободно от

Обновлено: 02.07.2024


С точки зрения науки уголовно-исполнительного права категория исправления осужденных по совей сути раскрывает содержание принципа уголовно - исполнительного законодательства РФ о соединении наказания с исправительным воздействием, а также принципа дифференциации и индивидуализации в части рационального применения мер и средств принуждения, исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных. Таким образом, как бы презюмируется основная направленность уголовно - исполнительного законодательства именно на исправление осужденных.

В ч. 1 статьи 9 УИК РФ дается определение понятия "исправление осужденных". По сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР сделан значительный шаг вперед не только тем, что закон раскрывает содержание данного понятия. Оно также свободно и от идеологизации. Сейчас процесс исправления осужденных ориентируется на реальную действительность, в которой он осуществляется (прежде всего, в условиях исполнения наказания, применения кары). Поэтому конечный результат исправления определяется более скромно: формирование у осужденных правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Тем не менее здесь речь идет не только о "юридическом" исправлении (осужденный не совершит нового преступления), но и о нравственном, когда ценности человеческого общежития осужденный соблюдает осознанно, а не из-за боязни нового наказания. Поэтому перед персоналом уголовно - исполнительной системы стоит сложная задача по организации процесса нравственного исправления осужденных.

Исправление осужденных осуществляется с помощью основных средств, которые перечисляются в ч. 2 статьи 9 УИК РФ:

1. Режим – это установленная нормами УИП конкретная форма организации деятельности и поведения осужденных, через которые достигаются цели наказания. В литературе режим трактуется двояко либо, как выражение самого наказания, имеющего своим содержанием комплекс правоограничений, либо как комплекс правил повседневного поведения в условиях исправительных учреждений. А если говорить более просто режим это некий порядок.

Функции режима:

1) правоограничительная – реализация заложенных в наказании правоограничений,

2) воспитательная – способствование ресоциализации осужденных,

3)обеспечивающая – состоит в создании условий для применения других средств исправления. Например, такое средство исправления как труд. Обеспечивающая функция состоит в том, чтобы создать условия для привлечения осужденных к труду,

4) профилактическая – предотвращение противоправного поведения осужденных;

2. Воспитательная работа,

Именно комплекс воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он включает обширный набор разнообразных средств и методов. В этом смысле непосредственную помощь персоналу может оказать знание основ исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. Психологические службы ныне широко развернуты в уголовно - исполнительной системе.

3. Общественно полезный труд.

Понимание о необходимости привлекать осужденных к труду пришло в период становления буржуазии (17 в.), причем из прагматических соображений – чем калечить осужденных, отрубая руки и т.п., лучше пусть работают и после отбытия наказания они не будут висеть на шее у общества. Интересы исправления осужденных не д. подчиняться цели получения прибыли от их труда, т.е. труд д.б. средством исправления осужденных, а не получения прибыли (Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы от 21.07.1993 г.).

4. Получение общего образования

Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно - педагогическом процессе, имеющем исключительно высокую воспитательную направленность.

5. Общественное воздействие

Общественное воздействие выражается в деятельности попечительских советов, советов родственников осужденных и иных общественных организаций, которые должны не только осуществлять общественный контроль за порядком исполнения и отбывания наказаний, но и сами участвовать во многих воспитательных мероприятиях с осужденными. Такая деятельность направлена в первую очередь на ресоциализацию осужденных.

15. Режим отбывания наказания и его функции.

Уголовно - исполнительное законодательство, устанавливая порядок исполнения и отбывания всех видов наказаний, имеет в виду и его условия, которые в своей совокупности определяют объем и характер карательных и иных принудительных элементов в конкретном виде наказания. Хотя характер и объем кары устанавливает уголовное законодательство, их значительные элементы содержатся и в нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний. Поэтому так называемые режимные требования доставляют осужденным больше всего неприятностей и неудобств. Такие требования ставят жизнь осужденных под жесткий контроль и надзор, тем самым, дисциплинируя поведение, что, в конечном счете, способствует их исправлению.

Режим – это установленная нормами УИП конкретная форма организации деятельности и поведения осужденных, через которые достигаются цели наказания. В литературе режим трактуется двояко либо, как выражение самого наказания, имеющего своим содержанием комплекс правоограничений, либо как комплекс правил повседневного поведения в условиях исправительных учреждений. А если говорить более просто режим это некий порядок.

Функции режима:

1) правоограничительная – реализация заложенных в наказании правоограничений,

2) воспитательная – способствование ресоциализации осужденных,

3)обеспечивающая – состоит в создании условий для применения других средств исправления. Например, такое средство исправления как труд. Обеспечивающая функция состоит в том, чтобы создать условия для привлечения осужденных к труду,

4) профилактическая – предотвращение противоправного поведения осужденных;

16. Воспитательная работа с осужденными и ее основные формы. Участие общественных объединений в исправлении осужденных.

Комплекс воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он включает обширный набор разнообразных средств и методов. В этом смысле непосредственную помощь персоналу может оказать знание основ исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. Психологические службы ныне широко развернуты в уголовно - исполнительной системе.

Известно, что для цели исправления осужденных следует применять не одно какое-либо воспитательное средство (сколь бы действенным оно не представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых.

В указанной системе мероприятий находит место и религиозное просвещение среди осужденных. Однако оно не может быть панацеей от всех бед; фетишизм в воспитательном процессе того или иного средства недопустим. Сейчас вместо политико - воспитательной работы с этим контингентом проводится просто воспитательная работа, что выразилось не только в снятии с нее идеологической окраски, но и в изменении ее содержательной стороны (например, политзанятия с осужденными не проводятся). Более подробно эти вопросы будут освещены в дальнейшем изложении при анализе организации работы с осужденными, отбывающими конкретные виды наказаний.

17. Общественно-полезный труд осужденных и его функции.

Понимание о необходимости привлекать осужденных к труду пришло в период становления буржуазии, то есть в 17 веке! Причем из прагматических соображений – чем калечить осужденных, отрубая руки, лучше пусть работают и после отбытия наказания они не будут висеть на шее у общества. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда, т.е. труд должен быть средством исправления осужденных, а не получения прибыли (Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы от 21.07.1993 г.).

Общественно полезный труд в силу своих исключительных возможностей выступает важнейшим средством исправления осужденных; в свое время труд в соответствующих законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных. Сейчас в политике и законодательстве акцент смещен с трудового на уголовно - исполнительный. Тем не менее труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний. Применительно к осужденным, отбывающим лишение свободы, проблема привлечения их к труду остается наиболее острой. Несмотря на колоссальные усилия, уголовно - исполнительной системы по сохранению и расширению рабочих мест, количество безработных осужденных не сокращается. Следует отметить, что условия труда осужденных регулируются в своей основе законодательством о труде (подробнее см. комментарий к ст. ст. 103 - 107 УИК РФ).

Функции труда заключенных:

  1. Воспитательная – занятие трудом в большинстве случаев формирует дисциплинированность, личную ответственность, умение доводить дело до конца, да и вообще систематическое занятие труда учит преступника воспринимать труд как само собой разумеющееся;
  2. Экономическая – решение задач:

- создания материальных ценностей входящих составной частью в национальный доход. Но в решении этой задачи нельзя переусердствовать, нельзя ставить эту задачу на первую роль,

-обеспечения возможности расходовать часть заработанных денег на приобретение продуктов питания и предметов 1-й необходимости,

- частичного возмещения затрат на содержание заключенного. Переводить систему на полное самообеспечение нельзя – это путь в ГУЛАГ,

- возмещения материального ущерба причиненного преступлением,

- пополнения фонда личных сбережений заключенных, который откладывается на момент освобождения;

Важным показателем динамики исправления осужденного во время отбывания наказания являются данные, характеризующие его отношение к труду.

Труд служит не только средством биологического развития человека, но и средством непрерывного развития и формирования потребно­стей индивида, средством развития личных способностей, навыков и умений их удов­летворения. Поэтому трудовая деятельность обусловливает всестороннее раз­витие человека и в качестве биологического, и в качестве социального су-щества.

Являясь необходимым и естественным условием существования человече­ского общества, труд выступает как общественное явление, поскольку в процессе трудовой деятельности инди­виды вступают друг с другом в различные отношения. Говоря об исправительном по­тенциале труда, мы прежде всего имеем в виду общественную сторону трудовой дея­тельности, поскольку последняя определяет способность труда оказывать влияние на нравственное состояние личности. В процессе труда, в частности, вырабатываются такие нравственные качества личности, как честность, самоконтроль и самодисциплина, настойчивость, инициативность, требовательность к себе и к окру­жающим.

При таком подходе к пониманию труда осужденных можно выделить и его со­циальную роль – осужденный во время отбывания наказания обретает навыки, кото­рые сможет применить на свободе. Последнее положение касается в том числе и получения осужденным профессии (специальности).

Помимо исправительной и социальной целей привлечения осужденных к труду существует и экономическая, которая выражается в: возможности обеспечения нор­мального функционирования исправительного учреждения; удовлетворении матери­альных потребностей самих осужденных; возмещении осужденным затрат на свое со­держание; возмещении материального ущерба, причиненного преступлением.

Труд осужденных не исчерпывается только исправительной, социальной и эко­номической целями. Трудовой деятельности осужденных присуща и оздоровительная цель, т.к. труд в целом обеспечивает психофизиологическое равновесие человече­ского организма, стимулирует его высшую деятельность, служит основной сферой самовыражения личности.

Основные права граждан, связанные с их трудовой деятельностью, закреплены в ст. 37 Конституции РФ. Уголовно-исполнительное законодательство со­держит ряд ограничений, касающихся трудовой активности осужденных. Прежде все­го, труд в уголовно-исполнительном контексте признается одной из обязанностей осужденных (ст. 103 УИК РФ). Осужденным, в отличие от свободных граждан, запрещается прекращать работу для разрешения тру­довых конфликтов. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливается перечень работ, на которых запрещается использование труда осуж­денных. В этом смысле можно говорить о некотором ограничении их в праве на труд, по сравнению со свободными гражданами. Последнее, однако, не означает, что осужденные лишены всяких прав в области трудовых отношений. Так, они имеют право на обеспечение безо­пасности и гигиены труда, оплату труда, ежегодный оплачиваемый отпуск, занятие индивидуальной трудовой деятельностью и др.

Таким образом, международные правовые акты, а также уголовно-исполнительное законодательство рассматривают труд осужденных в качестве необходимого средства их исправления, а его обязательность не свидетельствует о том, что он является видом принудительного труда.

Тем не менее Н.Н. Дерюга и А.Я. Петров предлагают закрепить в законодательстве принцип добровольности труда. Свою позицию они обосновывают несоответствием между фактическим состоянием дел – низкой трудовой занятостью осужденных из-за непростой экономической ситуации – и положениями уголовно-исполнительного закона (ч. 1 ст. 103 УИК РФ), согласно которым каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться. Получается, что администрация, не имея возможности обеспечить осужденных работой, сама же дискредитирует закон, не выполняя возложенных на нее обязанностей по привлечению указанных субъектов к трудовой деятельности. Следовательно, необходимо привести требования УИК РФ в соответствие с социально-экономическими реалиями, исключив из него указание на обязательность труда осужденных.

На наш взгляд, государство, принимая нормативные правовые акты, отражает в них те ценности и ориентиры для общества, которые, в конечном счете, послужат ему во благо. Праву нельзя отводить роль пассивного фиксатора общественных явлений, особенно когда дело касается исправления осужденных. Отсутствие работы в местах лишения свободы, полагаем, носит преходящий характер и обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, которая не может длиться бесконечно долго. Думается, недопустимо вносить какие-либо изменения в законодательные акты исходя из ситуативных интересов.

Необходимо отметить, что отдельные ограничения в трудовой деятельности осужденных, устанавливаемые уголовно-исполнительным законодательством, не предопределяют понимания труда как кары за совершенное преступление. Анализируемые ограничения вызваны прежде всего условиями, в которых осуществляется труд осужденных, т.е. условиями режима исполнения наказания в виде лишения свободы. Поэтому обязанность трудиться приобретает более категоричную форму, снижая роль волеизъявления лица, одновременно усиливая административное принуждение в интересах выполнения каждым трудоспособным осужденным указанной выше обязанности. В конечном же счете указанные ограничения, как и трудовая деятельность в целом, преследуют основную цель – исправление осужденных.

В ч. 1 ст. 103 УИК РФ закреплены формы привлечения осужденных к труду. В частности, лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, могут трудиться на предприятиях исправительных учреждений, государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Несмотря на очевидные преимущества такого законодательного решения проблемы трудовой занятости лиц, изолированных от общества (возможность работать на предприятиях различных форм собственности), нельзя вместе с тем не отметить некоторое несовершенство редакции указанной нормы.

Для ратификации данной Конвенции в 1956 г. имелись необходимые условия: отсутствие в СССР частной собственности. Указанные положения, по нашему мнению, в настоящее время, очевидно, устарели и носят дискриминационный характер в отношении частного капитала. При отсутствии работы на предприятиях исправительных учреждений и государственных предприятиях запрет на осуществление осужденными трудовой деятельности на частных предприятиях выглядит нецелесообразным. К тому же сейчас предприятия исправительных учреждений вправе привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество физических и юридических лиц. Другими словами, допускается привлечение и использование частного капитала на предприятиях исправительных учреждений. Поэтому необходимо инициировать на межгосударственном уровне внесение изменений в данную Конвенцию с тем, чтобы разрешить использование труда осужденных к лишению свободы на предприятиях различных форм собственности.

Во-вторых, и это, пожалуй, наиболее существенное замечание, в редакции ч. 1 ст. 103 УИК РФ наблюдается некоторая непоследовательность законодателя. С одной стороны, он совершенно справедливо отказался от привлечения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к работе только на казенных предприятиях, закрепив возможность осуществления их трудовой деятельности в организациях любой формы собственности. С другой, оставил за рамками правового регулирования такую сферу, как труд у индивидуальных предпринимателей.

Как известно, в гражданском праве предприятие понимается как разновидность юридического лица, т.е. не охватывает индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем труд у последних – в условиях дефицита рабочих мест – был бы для многих осужденных очень востребованным, позволяя заработать и отвлечься от праздного образа жизни. Особенно актуально это звучит применительно к несовершеннолетним осужденным, которые, как правило, в силу возраста еще не имеют специальности, а ее освоение занимает значительное время. Привлечение их к сезонным работам, не требующим высокой квалификации (например, по уборке урожая в индивидуальных фермерских хозяйствах), позволило бы с большей эффективностью решать вопросы их трудовой занятости. В связи со сказанным, видится целесообразным дополнить ч. 1 ст. 103 УИК РФ положением, согласно которому осужденные к лишению свободы, в случае обеспечения их охраны и изоляции, могут трудиться и у индивидуальных предпринимателей.

В теории уголовно-исполнительного права существует проблема определения критериев, на основании которых можно судить о положительном отношении осуж­денного к труду. По мнению А. Васильева, Д.О. Хан-Маго-медова, В.А. Авдеева, в их числе должны учитываться уровень выполнения осужденным норм выработки, качество произведенной продукции, производственная дисциплина. Следует согласиться с точкой зрения А.И. Зубкова, в соответствии с которой при решении вопроса об отношении осужденного к труду не менее важна нравственная оценка его действий в плане выявления мотивов и целей: сознает ли лицо общественную значимость труда в процессе своего исправ­ления и необходимость лично приносить пользу обществу или же его трудовая дея­тельность обусловлена желанием поскорее освободиться условно-досрочно? Пра­вильный вывод о нравственной стороне труда осужденного позволя­ют сделать такие критерии, как добровольное выполнение аварийных работ; борьба с хищениями и утратой вверенного осужденным имущества, инструментов; увеличение долговечности производственных мощностей; повышение производительности труда; улучшение качества работы; выполнение срочных заказов во внеурочное время; предложения, связанные со снижением расценки за единицу изделия.

Некоторые исследователи предлагают рассматривать труд осужденных в качестве исключительного критерия исправления, напрямую увязывая факт образцового выполнения ими норм выработки с возможностью уменьшения срока наказания. Например, В.Д. Иванов считает целесообразным возврат к положениям, существовавшим в уголовно-исполнительном законодательстве до 1957 г., согласно которым осужденным при условии перевыполнения норм выработки и отсутствии дисциплинарных взысканий за один день лишения свободы засчитывалось от 1,25 до 3 дней. Такой порядок дисциплинировал осужденных, заставлял хорошо трудиться, позволял быстрее освобождаться из мест лишения свободы.

Отметим, что с учетом действующего законодательства данное предложение применимо не к досрочному, а к условно-досрочному освобождению. Однако согласиться с подобным утверждением не представляется возможным. Иначе придется констатировать смешение предметов уголовного и уголовно-исполнительного законодательств, поскольку последнее будет регламентировать исчисление срока наказания, требуемого для условно-досрочного освобождения, в то время как этот вопрос относится исключительно к области материального (уголовного) права. По логике В.Д. Иванова, к примеру, активное участие осужденного в самодеятельной организации или его успехи в учебе, как виды социально полезной деятельности, также могут служить основаниями уменьшения части срока наказания, необходимой для условно-досрочного освобождения.

В результате проведенного исследования установлена невысокая трудовая занятость осужденных (62%), при стопроцентном выполнении норм выработки. Данное обстоятельство связано, главным образом, с отсутствием спроса на продукцию, производимую в исправительных учреждениях, что, в свою очередь, является частью более широкой проблемы – сложности социально-экономической ситуации в стране в целом. При этом в личных делах на осужденных, освобожденных впоследствии условно-досрочно, в качестве одного из критериев исправления все равно указывается на их добросовестное отношение к труду. В то же время доля условно-досрочно освобожденных от общего числа освобожденных достигает 93%. Подобное положение вещей, по сути, означает нарушение норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательств, а фактически – приводит к условно-досрочному освобождению лиц, чье поведение не соответствует в полной мере критериям исправления.

Для воспитательных колоний приобщение осужденных к труду имеет особое значение, что связано с возрастными особенностями содержащихся там лиц. Подростковый и юношеский возраст (14–18 лет) приходится на период социального созревания личности, когда формируются основы для вступления молодых людей в самостоятельную жизнь, в том числе и трудовую. При этом хотелось бы указать на отсутствие в личных делах осужденных сведений, которые позволили бы сделать вывод о нравственной составляющей их трудовой дея­тельности.

Профессиональная подготовка и получение общего образования как критерии исправления осужденного

Важным показателем положительного отношения осужденного к труду, бес­спорно, является получение им во время отбывания наказания профессии (специаль­ности)[7]. В результате исследования установлено, что обучение проводится таким профессиям (специальностям), как маляр, портной, овощевод, столяр, слесарь механосборочных работ. Например, в профессиональном училище № 3 при Димитровградской воспитательной колонии в 2000–2001 учебном году получили специальности 130 чел.; в 2001–2002 – 169 чел.; в 2002–2003 – 140 чел.; в 2003–2004 – 146 чел[8].

Получение осужденным профессии (специальности) особенно важно в условиях крайне низкой трудовой занятости неучащихся несовершеннолет­них на момент совершения преступления (90,9%). Соответственно 9,1% от общего числа осужденных, не получавших образование, было занято до совершения преступления трудовой деятельностью. Доля же осужденных, работавших до совершения преступ­ления по специальности, составила всего 16,7% от общего числа работавших несо­вершеннолетних.

Между трудом и обучением, отмечал А.И. Зубков, существует теснейшая взаимосвязь: обучая осужденного, мы тем самым расширяем его кругозор, поднимаем его общую культуру, формируем новые потребности и даем возможность по-новому оценивать окружающую действительность. Повышение же общеобразовательного и профессионально-технического уровня осужденных сказывается на повышении их трудовой активности. В свою очередь, трудовая деятельность также оказывает воздействие на осужденных, побуждая их повышать свой общеобразовательный уровень. Полагаем, что получение осужденными профессии (специальности) одновременно является и критерием положительного отношения несовершеннолетнего к обучению.

Одной из задач, стоящих перед воспитательными колониями, является при­общение несовершеннолетних к получению ими основного общего и среднего (пол­ного) общего образования. Одновременно с этим получение осужденными основ­ного общего образования, а также добросовестное отношение несовершеннолетних к учебе закреплено в качестве их обязанности и одного из критериев исправления (ч. 1 ст. 112, ч. 2 ст. 175 УИК РФ)[9].

Образовательный уровень является существенной характеристикой личности осужденного, а отношение несовершеннолетнего к учебе влияет на определение степе­ни его исправления и, в конечном счете, на решение вопроса об условно-досрочном освобождении.

Необходимость получения осужденными основного общего образования подтверждается статистическими данными об образовательном уровне несовершеннолетних до со­вершения ими преступления, приведенными в таблице 2.

Распределение условно-досрочно освобожденных в зависимости

от образовательного уровня на момент совершения преступления (%)

Образование до 9 класса Основное общее образование Среднее (полное) общее образование Среднее техническое Не учатся
52,7 20,3 0,8 0,8 25,4

Из приведенной таблицы видно, что более чем у половины осужденных на момент совершения преступления не было основногообщего образования (52,7%). Низок процент лиц, имевших среднее (полное) общее образование (0,8%) и среднее тех­ническое образование (0,8%). Четверть осужденных вообще не были заня­ты обучением (25,4%).

В ходе исследования установлено, что более 8% осужденных, не продолжавших обучение, имели на момент совершения преступления образование в пределах от первого до шестого классов.

Собранные данные позволяют выявить существование некоторой зависимости низкого образовательного уровня несовершеннолетних с составом их семей (таблица 3).

Распределение условно-досрочно освобожденных несовершеннолетних в зависимости от образовательного уровня и состава семьи (%)

Образование до 9 класса Основное общее образование Среднее (полное) общее образование Среднее техническое Не учатся
77,2 11,4 1,3 1,3 8,8

Результаты исследования показали, что число несовершеннолетних осужденных из неполных семей (семьи без одного или обоих родителей), не имевших основного общего образования, почти на 25% выше по сравнению с теми же пока­зателями у лиц из полных семей (77,2%). Установлен менее низкий процент осужденных, у которых на момент совершения преступления было основное общее образование (11,4%). При этом более высок процент осужденных со средним (полным) общим и средним техническим образова­нием (по 1,3%). Примечателен также факт низкой, по сравнению с общим числом осужденных, доли неучащихся несовершеннолетних (8,8%). Однако наблюдается увеличение количества незанятых в обучении осужденных с образовательным уровнем на момент совершения преступления с первого по шестой классы (12,6%).

В качестве критериев оценки положительного отношения несовершеннолет­него к обучению необходимо отнести: желание осужденного учиться в школе; ак­тивную работу на уроках; успевае­мость. Дополнительной гарантией, подтверждающей положительное отношение осужденного к обучению, как отмечается в литературе, мог бы выступить такой отличи­тельный признак, как повышение несовершеннолетним своего общеобразователь­ного уровня не менее чем на один класс при хороших и отличных отметках. Однако более убедительной видится точка зрения Г.В. Дровосекова, в соответствии с которой доказательством положительного отношения несовершеннолетнего к обучению можно признать успеваемость при наличии даже удовлетворительных оценок. В силу определенных причин (большой перерыв в учебе, инди­видуальные свойства, например физические недостатки, слабая сообразительность, плохая память) нельзя требовать от каждого осужденного только хорошей и отличной ус­певаемости.

Собранные в ходе исследования данные позволяют констатировать высокую посещаемость несовершеннолетними занятий (98,7%), а также высокий уровень их успеваемости (97,6%)[10].

Особенно важно отметить создание и функционирование классов для умст­венно отсталых несовершеннолетних, работающих по специальной общеобразова­тельной программе. Доля умственно отсталых несовершеннолетних от общего ко­личества осужденных составляет в среднем 5–7%.

В воспитательных колониях проводятся внешкольные и внеклассные меро­приятия: КВН, деловые игры, просмотры фильмов на военно-патриоти-ческие те­мы, интеллектуальные игры, тематические вечера, посвященные знаменательным датам.

Сказанное позволяет сделать вывод, что правильно организованный учебный процесс оказывает благотворное влияние на формирование личности осужденного, способствует развитию у него таких положительных качеств, как самоорганизованность, дисциплинированность, аккуратность.

В статье 9 части 1 УИК РФ первый раз на законодательном уровне дается четкое определение такого понятия, как средства исправления осужденных. Исправление осужденных — это формирование у них отношения уважительного характера к обществу, труду, нормам, людям, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Исправление осужденного — это непрерывное и постоянное воздействие на его личность средствами, которые закладываются в самом уголовном наказании.

Исправление осужденных, как социально весомый результат

Основные средства исправления осужденных представляет собой определенный социальном весомый результат применения средств и исполнения наказания воздействия исправительного характера. На данный момент Уголовный Кодекс Российской Федерации связывает применение, например, освобождения условно-досрочного характера (статья 79) с убежденностью суда в том, что для своего исправления осужденный не имеет потребности в полном отбывании наказания, которое было назначено судом.

Отсюда можно сделать вывод, что речь идет об понятии с оценочным характером. Его содержание зависит о степени исправления осужденного, определением которой занимаются органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, что касается УИК РФ, он употребляет данный термин в разном характере, для установления степени исправления. Так в статье 108 части 3 УИК РФ говорится, что отношение осужденных к получению начального профессионального образования, а также профессиональной подготовки учитывает во время определения степени их исправления.

Когда происходит определение понятия исправления законодатель заостряет свое внимание на формировании у осужденных реально достижимых при исполнении наказания качеств личности — привитие навыков поведения в обществе и элементарных привычек: уважение к другим людям, труду, правилам и нормам человеческого общежития.

В соответствии со статьей 9 частью 2 УИК Российской Федерации к средствам основного характера исправления относятся: порядок, который был установлен для исполнения и отбывания наказания; работа воспитательного характера; полезный труд общественной направленности; получение общего образования; общественное воздействие; подготовка на профессиональном уровне.

Понятие режима

Понятие режима, который занимается определением, установленного порядка отбывания и исполнения наказания, ранее в исправительно-трудовом законодательстве употреблялось только относительно исполнения лишения свободы. Режим отбывания и исполнения наказания многофункционален по направленности своего рода. Такой режим выступает в роли одного из средств исправления (статья 9 часть 2 УИК РФ), создает условия для использования других средств исправительного характера.

В статье 82 части 2 УИК РФ. Применительно к конкретным видам наказаний режим приобретает четкое содержание. Наиболее полные и всесторонние правила режима реализуются в учреждениях исправительной направленности, дисциплинарных воинских частях, арестных домах, и центрах, которые носят исправительный характер. Он изменяет полностью образ жизни осуждаемых и во внерабочее, и в рабочее время, охватывая все сферы жизнедеятельности.

Потенциал исправительного режима

Потенциал исправительного режима проявляется в системе прогрессивного отбывания наказания, суть которой кроется в том, что по мере исправления заключенных изменяется их степень изоляции, количество передач, посылок и бандеролей, свиданий и другие условия содержания. Все это способствует приближению с поэтапным характером условий жизни и деятельности ориентированных положительно осужденных к условиям нормального социального сосуществования.

Тем не менее такая система предусматривает условия ужесточенного характера отбывания наказаний применительно к тем осужденным, которые регулярно преступают требования режима, не исполняют обязанности, ограничения и запреты, которые на них возлагаются.

Так как режимом определяется распорядок внутреннего исправительного учреждения и других учреждений, которые занимаются исполнением наказаний, он включает в себя требования соответствующего характера по обеспечению правопорядка на территории указанных учреждений, соблюдению как персоналом, так и осужденными своих обязанностей, и реализации их прав. Его нормы не обращены также к тем лицам, которые посещали данные учреждения (представителям общественных объединений, служителям культа, родственникам осужденных, представителям органов власти).

Во время отбывания наказаний, которые не имеют отношения к изоляции общества, совокупность основных элементов, образующих режимное содержание, значительно уменьшает объем правоограничений осужденных, сокращается регламентация специфических правил их поведения.

Но все же, когда эти наказания исполняют имеет место контроль за поведением осужденных, который в свое время является одним из главных элементов режима.

К числу основных средств исправления законодатель относит работу воспитательного характера, которая направляется на формирование у осужденных самых обычных навыков социально одобряемого поведения: уважение к обществу, к личности человека, господствующим в нем нормам, традициям и правилам поведения человеческого общежития, к закону, к труду и его результатам. Относительном конкретных видов наказания УИК Российской Федерации определяет направления и формы основной воспитательной работы с осужденными (статья 109-110, а также 165).

Работа воспитательного характера составляет основную часть профессиональной деятельности многих сотрудников органов и учреждений, которые исполняют уголовные наказания. Она основывается на принципах педагогики и гуманизма:

  • включение осужденных в общественно полезную активную деятельность;
  • формирование в среде осужденных отношений, которые основываются на ценностях человека;
  • сочетание требовательности к осужденным с справедливостью и гуманичностью отношений к ним;
  • опора в работе воспитательного характера на положительные качества личности; подход комплексного характера к организации воспитательной работы;
  • дифференцированный и индивидуальный подход в процессе воспитания.

Персонал органов и учреждений, которые исполняют различные задачи, осуществляют уголовное наказание, направленные на правовое, физическое, трудовое, нравственное и другое воспитание осужденных, способствующее их исправлению.

Работа воспитательного характера с осужденными включает в себя воспитательную работу индивидуальной направленности, работу с отдельными группами и категориями осужденных, организацию нормального психолого-педагогического климата в их среде, пользование потенциалом воспитательного характера других средств исправления осужденных.

Общественно полезный труд является традиционно одним из главных средств по исправлению осужденных. Правовые акты международной направленности о нравах человека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (статья 71 пункт 2 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Европейские пенитенциарные правила от 2006 года отмечают, что труд в местах заключения нужно рассматривать, как элемент позитивный использующийся во внутреннем режиме и никогда не применяющийся в качестве наказания пункт 26.1. Пакт международного характера о политических и гражданских правах (статья 8 пункт 3) не относит работу, которую исполняют лица, которые находятся в местах принудительного содержания под заключением на основании распоряжения суда, к категории принудительного труда.

В ранее действовавшем исправительно трудовом законодательстве и правоприменительной практике роль труда изменилась: на протяжении долгого времени труд рассматривался не только формально, как основа исправления осужденных, а и как исправительное учреждение выступающее по существу, как предприятие промышленного характера, которые обязано выполнять производственный план и при этом приносить прибыль. Но на данный момент сложилась иная ситуация. Экономический кризис привел к тому, что большинство осужденных из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье, особенно в изоляционных условиях от общества, способствуют количественному росту правонарушений среди осужденных. Но даже в таких ситуациях общественно полезный труд рассматривается, как обязанность осужденных (статья 40 часть 4 и статья 103,164 часть 1 УИК Российской Федерации).

Общественное значение полезного труда для исправления осужденного заключается в том, что добросовестное отношение к обязанностям трудового характера учитывается во время определения степени исправления конкретного осужденного; дает право осужденным поддерживать свое душевное и физическое здоровье; является основой для материального удовлетворения потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье, накопления нужных средств для устройства после отбывания наказания.

Навыки трудового характера, которые получаются во время процесса наказания, очень часто предоставляют осужденному после отбытия наказания разобраться с проблемой трудоустройства.

Исправительные средства

К исправительны средствам осужденных относятся получение ими образования общей или профессиональной подготовки. Акты международной направленности об обращении с осужденными значительное внимание уделяют их профессиональному и общеобразовательному обучению, которое рассматривает как главный элемент воспитания. Данному вопросу посвящается особенный раздел Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, статья 77 пункт 2, который подчеркивает, что «обучение заключенных происходит по мере возможности с существующей в стране образовательной системой «. Правило 28.7 пенитенциарных Европейских прави конкретизирует такое положение. Где говорится, о реальном осуществлении образовательной программы для заключенных и оно должно:

  • интегрироваться в систему общенационального профессионального образования и обучения, для того чтобы после освобождения они могли без каких-либо проблем продолжать свою профессиональную подготовку и образование;
  • проходить под патронажем внешних учебных заведений. Данное наблюдение за организацией обучения осужденных является не случайным, так как в нем происходит реализация личной деятельности познавательного характера.

Образование общего характера служит для формирования жизненных перспектив, интеллекта, нравственному изменило осужденного.

В условиях современных органов и учреждений, исполняющие уголовные наказания, вместе с образовательными органами вынуждены решать достаточно сложные вопросы по ликвидации безграмотности среди осужденных, а также получения ими общего образования.

Помимо этого, с учетом определенных возможностей исправительная администрация учреждения обязана оказать содействие осужденным в получении профессионального образования на высшем уровне (статья 108 часть 4 УИК Российской Федерации).

Увеличение профессионального и образовательного уровня создает предпосылки для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения от наказания уголовного характера.

Впервые в законодательстве уголовно-исполнительной направленности в качестве одного из средств исправления осужденных закреплено воздействие общественного характера, хотя в ранее действовавшем законодательстве исправительно-трудового характера участие общественности в направлении осужденных предусматривалось в различных формах. Положения статьи 9 УИК Российской Федерации часть 2 нашли отражение в разных статья Кодекса (статья 142, 14, 23). Так, в статье 23 части 3 УИК Российской Федерации говорится о том, что объединения общественного характера оказывают содействие в работе органов и учреждений, которые исполняют наказания, принимаю участие в исправлении осужденных в порядке и форме, которая устанавливается законодательством Российской Федерации.

  • участие в обустройстве лиц, которые находятся на иждивении осужденных к лишению свободы, а в ситуации, когда данные лица нужно поместить в учреждение медицинского характера или учреждение социальной направленности они нуждаются в постороннем уходе;
  • участие в решении вопросов их жилищно-бытового, трудового устройства, социального обеспечения и медицинского обслуживания;
  • обеспечение их свободы вероисповедания и совести;
  • оказание администрации содействия в процессе создания заказов в исправительных учреждениях и на их предприятиях;
  • оказание административной помощи в получении лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, профессиональной подготовки, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования.

В статье 9 части 3 УИК РФ говорится о том, что все средства исправления должны применяться в комплексе, в то же время обязательно нужно учитывать и вид наказания, его степень и, конечно, характер общественной опасности совершенного преступления, личность и поведение самого осужденного. Тем самым законодатель заостряет внимание на мастерское умение применить принципы дифференцированного и индивидуального подхода и учета особенностей различных категорий осужденных, которые отмечаются в уголовных нормах и уголовно-исполнительном законодательстве.

Дифференциация применения средств исправления и исполнения наказания, в первую очередь, основывается на учете вида наказания, которое в свое время отбывают осужденные, типологических особенностей разных категорий (женщины, мужчины, взрослые, инвалиды и несовершеннолетние). С учетом особенностей каждого вида наказания и группы осужденных УИК Российской Федерации определяет особенный порядок, а также условия его применения и исполнения исправительных средств.

Данный подход к заключенным, а именно к тем, кто отбывает свое наказание в виде лишения свободы, дает возможность определить средства и пути, методы и формы воспитательной работы, которые способствуют формированию у них позитивных нравственных качеств и позитивных морально-волевых взглядов.

Индивидуализация применения средств исправления основывается на учете таких законных признаков как: характер совершенного преступления, то есть какого рода это преступление корыстное или насильственное, направлено ли оно против какого-либо конкретного гражданина или общества в целом, носит ли оно антигосударственный характер и прочее; общественной степени опасности совершенного преступления, то есть является ли оно преступлением средней или небольшой, или даже тяжким, особо тяжким (статья 15 Уголовного Кодекса Российской Федерации); личности осужденного, то есть нравственно-психологических, а также социально-демографических и других признаков, относительно степени социально-нравственной испорченности, которая определяется интенсивностью и продолжительностью бывшей криминальной деятельности; поведение осужденных, то есть степень исправления относительно соблюдения установленного порядка, участие в полезном труде, самодеятельных организациях осужденных.

В ч. 1 ст. 9 УИК РФ дается понятие Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление рассматривается как процесс изменения личности осужденного, который происходит под воздействием как внешних, так и внутренних условий ее развития. Внешнее влияние оказывают: *УИС; *представители иных государственных и общественных структур; *родственники и близкие лиц, отбывающих уголовные наказания; *другие осужденные. Все они участвуют в процессе нравственного, правового, трудового, эстетического, интеллектуального и физического развития личности осужденного.

Исправление осужденных значимый результат исполнения наказания и применения средств исправительного воздействия. УК РФ связывает применение, например, УДО (ст. 79) с убежденностью суда в том, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

К основным средствам исправления относятся: *установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); *воспитательная работа; *общественно полезный труд; *получение общего образования; *профессиональная подготовка; *общественное воздействие.

Режим создает условия для применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ). Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в ИУ, арестных домах, дисциплинарных воинских частях и исправительных центрах. Он меняет весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности. Он охватывает все сферы их жизнедеятельности в местах отбывания наказания.

К числу основных средств исправления законодатель относит воспитательную работу, которая направлена на формирование у осужденных элементарных навыков социально одобряемого поведения: *уважения к личности человека, обществу, *правилам поведения и традициям человеческого общежития, *к труду и его результатам, *к закону. Применительно к конкретным видам наказания УИК РФ определяет направления и основные формы воспитательной работы с осужденными (ст. 109-110, 165). Она основана на принципах гуманизма и педагогики: *включение осужденных в активную общественно полезную деятельность; *формирование в среде осужденных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях; *сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; *опора в воспитательной работе на положительные качества личности; *комплексный подход к организации воспитательной работы; *индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания.

Общественно полезный труд традиционно является одним из основных средств исправления осужденных. Значение общественно полезного труда для исправления осужденного состоит в том, что: *добросовестное отношение к трудовым обязанностям учитывается при определении степени исправления конкретного осужденного; *позволяет осужденным поддерживать свое физическое и душевное здоровье; *является основой удовлетворения материальных потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье, накопления необходимых средств для устройства после отбывания наказания.

К основным средствам исправления осужденных относятся получение ими общего образования и профессиональная подготовка. Общее образование способствует формированию интеллекта, жизненных перспектив, нравственному изменило осужденного. Повышение образовательного и профессионального уровней создаст предпосылки для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения от отбывания уголовного наказания.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве одного из средств исправления осужденных закреплено общественное воздействие. Так, в ч. 3 ст. 23 УИК РФ подчеркивается, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

В ч. 3 ст. 9 УИК РФ подчеркивается, что все средства исправления должны применяться в комплексе, при этом должен учитываться вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного и его поведение.

Читайте также: