Рябченко е в идеология экстремизма как средство социального управления

Обновлено: 04.05.2024

Актуальность обозначенной темы подтверждают статистические данные. Так, в 2017 году количество регистрируемых уголовно наказуемых деяний экстремистской направленности составило 1521 преступление (+4,9 %) [1] , из них 909 (+1,1 %) – зафиксированы документально сотрудниками органов внутренних дел. Значительная часть, свыше 85 % фактов (1295; +2,9 %), приходится на преступления, квалифицируемые по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды по экстремистским мотивам) и ст. 280 УК РФ (призывы к осуществлению экстремистской деятельности) [6]. Также неуклонно растет и число лиц, вовлеченных в экстремистскую и террористическую деятельность.

Для идеологии и психологии экстремизма свойственны: положения о расовом, национальном или религиозном превосходстве; нетерпимость к инакомыслию; воспрепятствование поиску плюрализма и достижению консенсуса [8]. Такие идеи, при затруднении социальной адаптации молодых людей в обществе, приводят к асоциальной ориентации, а их сознание становится подверженным проникновению экстремистских установок.

Впоследствии идеи экстремизма могут провоцировать совершение преступных действий, таких как: терроризм, причинение тяжких телесных повреждений и убийство людей, массовые выступления и беспорядки и т. д. [1]. Основной движущей силой различных акций протеста, шествий, собраний и демонстраций, в том числе проводимых незаконно, в последнее время все больше становятся представители молодежи.

На территории Российской Федерации участились случаи распространения в молодежной среде экстремистских печатных изданий, в том числе подготовленных за рубежом, в которых содержатся призывы к национализму, ксенофобии, нетерпимости к лицам иной национальности или вероисповедания, расовой дискриминации, сепаратизму [1].

Кроме того, в последнее время экстремистами все более активно используются возможности телекоммуникационной сети, включая Интернет, как для распространения подобных материалов в молодежной среде, так и для координации действий экстремистских группировок при проведении массовых акций [11].

Важно отметить, что экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности части молодежи как особой социальной группы и специфической возрастной категории населения. Молодежь в целом субъектом экстремизма быть не может. Она может быть лишь социальной средой экстремистских проявлений [2, 22].

Анализ способов решения выявленной проблемы

Очевидно, что для противодействия экстремизму в молодежной среде необходима кропотливая, обоснованная и заранее спланированная профилактическая работа. Стратегия противодействия экстремизму содержит целый комплекс задач, направленных на организацию досуга молодежи, воспитание чувства патриотизма, умения противостоять социально опасному поведению. Профилактическая работа в молодежной среде становится основным методом борьбы с экстремистской идеологией, т.к. только организационные, воспитательные и психолого-пропагандистские меры в комплексе способны дать наилучший результат.

При организации работы по профилактике экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Вся молодежь, проживающая на территории Российской Федерации. На этом уровне необходимо осуществление общих профилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

В этой связи основными направлениями профилактики экстремизма в молодежной среде могут стать: оптимизация социальной среды, в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней социально-психологических и социально-педагогических пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения; формирование социально-психологических механизмов воздействия на молодежное экстремистское поле, разработка методов его дезавуирования, организация на его месте конструктивных социальных зон; создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности, включения молодых людей в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом для формирования толерантных, ответственных личностей, ориентированных на ценности гражданственности и патриотизма; разработка системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

При организации системной работы по профилактике экстремизма в молодежной среде необходимо учитывать психолого-педагогические особенности как социальной группы (молодежь), так и самого вида данной деятельности.

Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта в силу социально-психологических и возрастных особенностей объектов профилактики (молодежь, подростки), зачастую желающих противопоставить себя окружающим, самоутвердиться посредством крайних, чрезмерных, откровенно экстремистских форм поведения.

Во-вторых, главное внимание социальных педагогов, преподавателей, родителей, правоохранителей, т. е. субъектов профилактики, должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни молодого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет [10, 54].

В-третьих, в основу организации профилактической работы в молодежной среде должна лечь психолого-педагогическая компетентность самих субъектов профилактической деятельности, которые зачастую ею не обладают (например, среди сотрудников органов внутренних дел специальную психолого-педагогическую подготовку проходят только инспекторы по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные). В то же время, сотрудниками органов внутренних дел в реализации социально-педагогических функций правоохранительной деятельности решаются задачи по правовому воспитанию молодежи и подростков, их виктимологической профилактике, пропаганде правовых знаний, развитию правового мышления, ответственности за свои поступки, гражданственности и патриотизма.

Обоснование необходимости исследований в области профилактики экстремизма в молодежной среде

В целях вовлечения в ряды экстремистских организаций новых адептов их руководители учитывают различные психологические аспекты. В частности, молодежный возраст, который с психологической точки зрения характеризуется незавершенностью процессов социализации и недостаточной социально-психологической зрелостью молодых людей, вследствие чего возникает их идеологическая неопределенность, неустойчивость, а также стремление к радикальному обновлению форм и способов жизнедеятельности [11]. Кроме того, они поверхностно воспринимают противоречия, возникающие в состоянии и устройстве общества, и склонны к максимализму и проявлению различных форм социального протеста.

Основной проблемой для лиц этого возраста становится, прежде всего, неадекватность в выборе средств и способов достижения жизненных целей, которая может быть связана с влиянием отрицательных факторов социальной среды, таких как: экономическое неравенство; принципы распределения собственности; высокая социальная напряженность и конфликтность в обществе; отсутствие целенаправленного процесса социализации; утрата системы духовных ценностей; ослабление, а в отдельных случаях – отсутствие регулирующей роли государства и обострение криминогенной обстановки. Все это приводит молодых людей к поиску структуры, в рядах которой, на их взгляд, возможно разрешение существующих проблем и достижение благоприятного будущего.

Но не только эти обстоятельства способствуют вовлечению молодежи в экстремистские организации и противоправную экстремистскую деятельность. Иногда это связано непосредственно с процессом социализации в обществе.

Поскольку многие молодежные организации экстремистского толка носят неформальный характер, то участие в них воспринимается как приятное времяпрепровождение в кругу сверстников, единомышленников, а также вожаков, которые их понимают, поддерживают, умеют и могут отстаивать собственное мнение, выступают лидерами организаций. При этом в большинстве случаев их члены имеют крайне незначительное представление об идеологии, лежащей в основе организации и деятельности экстремистской группировки. Молодых людей, прежде всего, привлекают символика, атрибутика и прочие внешние характеристики этих организаций. Непосредственное влияние на молодое поколение могут также оказывать агрессивные лозунги и экстремистские призывы. При этом большинство из числа молодежи не считает нарушением закона членство в экстремистских движениях [12].

Следует также отметить, что экстремистское поведение членов молодежных организаций не возникает внезапно. Его формирование осуществляется поэтапно. Некоторые исследователи выделяют три этапа формирования экстремистского поведения: причинный, организационный и поведенческий [1].

Первый этап – причинный, этап формирования среды. Очевидно, антиобщественное, агрессивное, разрушительное поведение молодежи имеет свои причины. Оно вызывается, как правило, ощущением собственной ущербности, лишений в чем-либо, имеющей социальные основания. Причины возникновения ощущения социальной обделенности могут иметь экономическую природу (резкое расслоение общества на бедных и богатых), идеологическую (разрушение идей патриотизма, девальвация духовных ценностей), психолого-педагогическую (нереализованность, невозможность достигнуть своей цели – например, получить образование).

В современной социокультурной ситуации назрела насущная необходимость оказывать активное противодействие этой идеологии на всех трех этапах формирования экстремистского поведения, не только предотвращая распространение экстремистских идей, но и пресекая их переход в активную форму – действия и формирования мировоззрения личности. Причем данная профилактическая деятельность тесно связана с потребностью проведения специальных теоретико-прикладных исследований как в области социально-психологических особенностей современной молодежной аудитории, так и продолжение исследований в области массовидных социально-психологических явлений. В частности, заслуживают внимания и отдельного изучения Интернет-технологии деструктивного либо откровенно экстремистского типа [4].

Анализ имеющихся теоретических трудностей

Экстремизм в молодежной среде выступает как следствие деформации процесса формирования и развития личности. Среди основных форм деформации можно выделить: снижение образовательного и культурного потенциала, разрыв преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижение показателей гражданственности и патриотизма, криминализация сознания в условиях социально-экономического кризиса и политической неопределенности. Динамика экстремизма в молодежной среде, по мнению специалистов, корреспондирует с процессами социальной маргинализации, нравственным релятивизмом, сегментацией политической культуры, неопределенностью векторных тенденций развития общества [5].

Проблема распространения экстремизма в молодежной среде имеет ряд теоретических трудностей, поэтому для ее решения необходимо использовать ряд общих и специальных исследований, нацеленных, прежде всего, на профилактику этого явления.

Профилактикой экстремизма в молодежной среде может выступать система мер, направленных на выявление, устранение либо ослабление и нейтрализацию причин экстремизма, отдельных его видов, а также способствующих им условий; устранение на территории определенных регионов Российской Федерации и в социальной среде в целом ситуаций, непосредственно мотивирующих или провоцирующих на совершение экстремистских действий группами повышенного риска; выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения экстремистских действий, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия.

Для предупреждения проявлений экстремизма в молодежной среде можно выделить пять основных направлений: 1) правовое информирование об экстремизме и организациях экстремистского толка; в целом, правовое обучение и правовую пропаганду; 2) вовлечение в деятельность, альтернативную экстремистской, с яркими, увлекательными, жизнеутверждающими целями (например, общественные патриотические союзы и общественные организации); 3) повышение общего образовательного и культурного уровня молодой части населения; 4) формирование жизненных и трудовых навыков (социализация); 5) работа с молодежными лидерами (рекрутинг для реализации общественно-полезных программ).

К мерам государственной поддержки профилактики экстремизма в молодежной среде следует отнести проведение органами внутренних дел и органами государственной власти согласованной политики в отношении молодежи, а именно: разработку и реализацию специальных программ поддержки молодежи, повышающих ее гражданскую активность, в том числе способствующих расширению возможностей выбора путей самореализации в сфере трудоустройства и занятости [3].

Стратегия и тактика предупреждения социальных рисков, связанных с проявлением экстремизма в молодежной среде, должна опираться на координацию действий и повышение качества воспитательной работы, психолого-педагогического воздействия на подрастающее поколение со стороны органов власти на всех уровнях, институтов гражданского общества Российской Федерации, семьи, образовательных организаций, правоохранительных органов, общественных объединений, средств массовой информации, учреждений культуры.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Нарыкова Е.Ю., учитель математики

Профилактика распространения идеологии экстремизма

в молодёжной среде

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых.

Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная "борьба за свободу"), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные (антисоциальный "терроризм"). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а также от его отношений с деятелем.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.

2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

Во-первых , экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых , экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих , экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых , экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

В-третьих, рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

В-пятых, использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

1. Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;

2. Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;

3. Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;

4. Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.

5. Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;

6. Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;

7. Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.

8. Создание условий для снижения агрессии, напряженности;

9. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).

С целью профилактики национального и религиозного экстремизма, формирования толерантного сознания и поведения согласно

запланированы и проведены мероприятия:

-Моя малая Родина,

-Дела человека красят,

- Права и обязанности,

-Привычки хорошие и плохие,

- Герои земли Курской,

- Символы русского государства,

-Конституция. Право. Законы,

-Что значит быть гражданином России?

Стало традиционным проведение открытых часов общения :

Обучающиеся школы ежегодно посещают Курский Краеведческий музей с целью приобщения к культурному наследию разных народов с помощью музейных экспонатов.

С целью обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения учащихся, детской беспризорности, правонарушений и др. негативных явлений стараемся обеспечить максимальную занятость обучающихся через развитие системы дополнительного образования: музыкальная школа, школа искусств, детские объединения и спортивные секции, в которых занято 85% учащихся.

В школе ведется работа по формированию методического материала по противодействию экстремистским проявлениям среди воспитанников: методические разработки, сценарии, памятки, листовки.

Ведется мониторинг изучения интересов и потребностей учащихся школы:

- изучение национального состава класса и школы, его особенностей;

- диагностическая работа (социологический опрос) с целью изучения психологических особенностей личности учащихся и выявление уровня толерантности;

- выявление проблемных детей склонных к непосещению занятий, уклонению от учебы, допускающих прогулы, грубость с педагогами и сверстниками, недисциплинированность, склонных к участию в неформальных молодежных группировках;

- выявление учащихся, склонных к совершению правонарушений, преступлений, и детей, находящихся без контроля родителей во второй половине дня.

В школе нет детей состоящих на каких-либо учётах.

В школе работает Совет по профилактике правонарушений среди учащихся.

Ежемесячно в школе проводятся заседания Совета по профилактике правонарушений среди учащихся. На Совете рассматриваются вопросы, связанные с поведением учащихся на уроках и во внеурочное время, пропуски уроков без уважительной причины, успеваемость, опоздания.

Работа Совета по профилактике правонарушений среди учащихся строится в тесном контакте с сельской администрацией. Совместно с членами родительских комитетов, инспектором ПДН Серебрянниковой С.В. проводятся беседы.

Проводится работа с родителями:

-классные родительские собрания по вопросам воспитания культуры толерантности: "Формирование толерантного поведения в семье",

-индивидуальные консультации для родителей.

Регулярно (1 раз в четверть) проводятся учебно - тренировочные занятия с педагогическим составом и обучающимися школы по эвакуации из здания школы на случае возникновения чрезвычайных ситуаций с представителями Большесолдатского РОВД.

Памятка родителям по профилактике экстремизма

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:

- Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

- Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

- Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:

а) его ее манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант - нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;

- подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

- повышенное увлечение вредными привычками;

- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Опрос: Экстремизм

Cсылки на сайты борьбы с экстремизмом

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ИДЕОЛОГИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА


В настоящее время геополитическая проблема распространения идеологии терроризма и экстремизма приобретает глобальный характер. Рост террористической активности в мире, культурно-нравственная напряженность способствуют наращиванию потенциала террористических и экстремистских группировок, влияющих на общественное сознание, разрушающих основные жизненные установки и ценности людей.


Вот почему одним из важнейших направлений и одновременно важнейшей составной частью антитеррористической политики является формирование антитеррористического с ознания населения, общероссийской социокультурной идентичности, выработка целостной системы ценностей современного российского общества. На наш взгляд, необходимо осуществлять профилактическую деятельность среди молодежи с целью воспитания в них антиэкстремистских и антитеррористических установок и идей.

В современных условия, очевидно, что формирования и развития эффективной национальной политики противодействия идеологии экстремизма и терроризма необходимы совместные усилия властных и правоохранительных органов, а также неправительственных организаций гражданского общества. Борьба с экстремизмом признается функцией силовых структур и спецслужб, так как эта задача закреплена за ними законодательно, но для обеспечения эффективности национальной антитеррористической политики необходимо создание таких условий, которые могли бы обеспечить участие каждого гражданина и общественных структур в процессе противодействия экстремистской идеологии. Даже при поверхностном анализе практики зарубежных государств можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности национальной антитеррористической политики необходимо активное вовлечение различных институтов гражданского общества. Далее в работе будет наглядно разобраны примеры функционирования данной системы в таких странах как США, Израиль, Великобритания, Франция и Германия.

Необходимо уточнить, что под антитеррористической системой противодействия идеологии терроризма и экстремизма мы подразумеваем наличие законодательной базы, деятельность государственных органов, неправительственных организаций, институтов гражданского общества, как компонентов (субъектов) системы, а также их действий и мероприятий, направленных на противодействие идеологии терроризма и минимизацию террористической угрозы. На наш взгляд, в первую очередь именно образование призвано осуществлять профилактическую деятельность среди молодежи с целью воспитания в них антиэкстремистских и антитеррористических установок и идей.

В США, других странах Запада действует ряд правительственных организаций, основной задачей которых является формирование единого представления о самой сути международного терроризма, понимания масштабов угрозы, а также информирование о мерах, осуществляемых государством для борьбы с данным явлением. Для реализации поставленной цели ими выработана система мероприятий, которые могли бы обеспечить антитеррористическое образование школьников. Она включает в себя помимо изучения и закрепления основных правил поведения в экстремальной ситуации, так же и формирование представлений о характерных чертах экстремистской идеологии для того, чтобы выработать умение отличать реальную угрозу от мнимой (препятствие разжиганию исламофобии). Организация такой воспитательно-идеологической работы воспринимается как достаточно сложный и скрупулезный процесс, однако очевидна его необходимость, так как без этого невозможно говорить о консолидации усилий государственных органов безопасности и гражданского общества. Авторы данной программы основывают свои разработки на выводах о том, что, во-первых, молодежь более подвержена радикальным настроениям в силу своего возраста и психологических особенностей, а из этого следует, что они более внушаемы всевозможным экстремистским идеологиям. Во-вторых, именно посредствам таких образовательных учреждений как школа и университет возможно сформировать основу будущего общества через воспитание в подрастающем поколении таких социально значимых качеств как уважение к окружающим, способность к критической оценке информации, эмпатии и сопереживанию, а также гуманизма.


ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВСИСТЕМЕПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из основных блоков профилактики молодежного экстремизма должно являться правовое воспитание детей и подростков с целью повышения правовой культуры и правосознания, которое должно осуществляться в системе образования. Многие исследователи на сегодняшний день отмечают низкий уровень правосознания молодежи. К сожалению, государство недостаточно уделяет внимание вопросу повышения уровня правовой культуры. Именно поэтому современное общество крайне нуждается в формировании эффективного механизма, повышающего её уровень. Обучение и воспитание как специфические целенаправленные процессы передачи и усвоения правовой информации являются необходимым условием формирования правосознания молодежи, ибо представляют собой важнейшее средство распространения основных политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. В процессе воспитания личности не только сообщаются нормы поведения, но и одновременно производится корректировка ее действий в соответствии с этими нормами, осуществляется вовлечение человека в практическую деятельность, организуется контроль над его поведением. В ходе обучения и воспитания у человека формируется уважение к закону, а вследствие этого и привычка его соблюдения. Именно в процессе обучения и воспитания формируется такое свойство личности, как способность к самостоятельному контролю своих действий и их оценке с правовой точки зрения, и на этой основе вырабатывается способность к самовоспитанию.

На данный момент можно выделить 4 основных направления:

1) Духовно-нравственное направление , включающее в себя:

формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2) Культурно-историческое направление , предполагающее:

3) Гражданско-правовое направление , ориентированное на:

изучение государственной системы РФ, значение её конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления.

4) Военно-патриотическое направление , включающее в себя:

изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа вооруженных сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Первым коммуникативным ресурсом профилактики экстремистских проявлений является содержание и сущность образовательного процесса. Развитие универсальных способностей человека выступает целью педагогического деятельности. Совершенствование участника образовательного процесса возможно осуществить за счет расширения программного содержания гуманитарных дисциплин и конкретных социально-гуманитарных теорий, гуманистического потенциала фундаментальных концепций образования как выстраивания целостной личности. Эти теории должны стать базисом для современных образовательных программ и прикладных педагогических технологий, развивающих креативный тип мышления и рациональные основания общения.

Следующий фактор – это университетская среда. Экстремизм невозможен, в условиях свободной коммуникации, открытого диалога образовательного процесса. Представители различных типов мировоззрения, взглядов, традиций, вступая общественный диалог, с необходимостью выстраивают поле обмена значениями, смыслами, единые стандарты коммуникации, контролируемые и принимаемые всеми участниками процесса. Форма организации учебного процесса студенческого сообщества отторгает проявления крайностей.

То же можно сказать и о вне учебной деятельности , проходящей под эгидой учреждений высшего образования: культурно-массовых, досуговых, спортивных, трудовых, волонтерских и прочих мероприятиях, акциях и кампаниях. Вне образовательного ресурса университета – это большая часть курируемой отделами воспитательной работы. Эта деятельность может осуществляться в форме съездов, форумов, слетов, концертов, соревнований и т.д.

Все выше сказанное относится не только к высшей школе, но также и к среднему и средне-профессиональному уровню образовательной системы. Однако, есть еще один ресурс развития коммуникативного пространства, потенциал которого у высшей школы значительно превышает таковой у предшествующих ступеней образовательного процесса – это образовательная социальная мобильность. Сам факт обучения студентов, работы преподавателей в учреждениях из других регионов, в том числе за счет программ обмена, стажировок позволяют не только студентам, органично проникать в новую для себя социокультурную среду, перерабатывая и осмысливая такой опыт, но и преподавателям быть проводниками научных идей, ценностей, норм, образцов поведения, которые зачастую существуют только на уровне форм знания и, следовательно, не способных быть переданными без личного контакта.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

Одно из первостепенных мест в вопросах профилактики экстремизма занимает информирование молодежи по основным аспектам данного явления. В век информационных технологий важную роль в этом вопросе играет сеть Интернет, так как эта площадка выступает основным коммуникативным средством.

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханов

На наш взгляд, на сайте РЭУ им. Г. В. Плеханова содержится необходимая информация по противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Однако из возможных направлений совершенствования можно отметить необходимость акцентирования внимания пользователей на данный раздел, так как нижняя строка является неброской и редко вызывает интерес у посетителей сайтов.

Московский государственный технический университет им. Н. Э Баумана

Раздел Антитеррор на официальном сайте МГТУ им. Н. Э Баумана наполнен всей необходимой информацией о заглавном явлении, также он имеет очень удобную навигацию, так как для перехода к следующему разделу достаточно просто спуститься ниже по страницу. Стоит отметить наличие очень важных документов с инструкциями о действия при угрозе террористического акта, открывая к ним свободный доступ для всех пользователей сайта.

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

Интернет-ресурс МГУ им. Н. П. Огарева имеет весьма полную информационную базу по вопросам противодействия терроризму. Так же хотелось бы отметить удачное расположение раздела Антитеррор в наиболее посещаемой студентами закладке.

Мордовский государственный педагогически университет им. М. Е. Евсевьева

Необходимо отметить, что далеко не все ВУЗы РФ имеют на своих официальных сайтах подобные Интернет-ресурсы противодействия идеологии экстремизма и терроризма. На наш взгляд, это является серьезным упущением со стороны администраций этих учебных заведений, так как должный уровень осведомленности является первостепенной мерой профилактики экстремистских взглядов в молодежной среде. Таким образом, анализ показал, что, в той или иной степени, выбранные для исследования организации высшего образования обеспечили на своих интернет-порталах необходимый объем информации для первичного информирования молодежи с целью противодействия распространения идеологии экстремизма и терроризма.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Профилактика молодежного экстремизма на данный период является одной из важных задач, стоящих не только перед образованием, но и перед всем обществом в целом. Для этого необходима реализация комплекса мер по проведению данной политики во всех сферах общественной жизни.

Молодёжь – это большая группа, которая имеет специфические социальные и психологические черты, определяемые возрастными особенностями, а также тем, что их социальное, экономическое и политическое положение находятся на стадии становления. Вследствие этого молодежный экстремизм имеет существенные отличия от взрослого.

Молодежный экстремизм представляет собой индивидуальное, но чаще социально-групповое проявление крайних взглядов, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов организации жизни части молодежи как особой социальной группы. Отличительными чертами молодежного экстремизма являются неорганизованность, стихийность, нехватка опыта для полномерного проведения своих акций, размытость идеологических представлений о существе отстаиваемых интересов, большая активность и жестокость, использование сети Интернет для распространения экстремистских настроений.

Основными причинами молодежного экстремизма являются: социологические особенности положения молодежи (неравенство социального положения по сравнению со взрослыми, разочарование, обида, внутренние конфликты, безразличие, агрессия, недостаточное внимание учебных заведений общественно-воспитательной работе), возрастные психологические особенности, неправильное воспитание детей и подростков в семье, падение общего уровня нравственной культуры общества и др.

Таким образом, через систему профилактической работы с молодежью, обеспечения правового, патриотического и нравственного воспитания, а также создания условий для ее творческой самореализации в рамках образовательных организаций, видится возможным минимизировать вероятность распространения идеологии и практики экстремизма в РФ, что означает обеспечение охраны жизни и здоровья граждан.

(Печатается в сокращении)


Причины появления иразвития экстремизма вобразовательной организации

Балашова Екатерина Евгеньевна, студент

Трифонов Олег Александрович, кандидат экономических наук, научный руководитель

Московский государственный психолого-педагогический университет

В данной статье рассматривается проблема молодежного экстремизма в образовательной организации. Большое внимание уделено подходам к понятию экстремизма, выделены главные его составляющие, а также рассмотрены особенности молодежных экстремистских организаций в России. Главный вывод статьи — образовательная организация не служит главной причиной, которая способствует появлению экстремизма среди учащихся, но не исключает возможность для его развития.

Ключевые слова: обеспечение безопасности, экстремизм, причины, развитие, молодежь, образовательная организация.

Молодежный экстремизм до сих пор является одной из наиболее актуальных проблем, и особое внимание его появлению и развитию уделяется в образовательной среде. Молодежный экстремизм является одной из тем, широко обсуждаемых научной и педагогической общественностью.

На сегодняшний день государство ставит перед собой множество целей, и одними из них является победа над различными направлениями экстремизма и привлечение их участников к ответственности. Противодействие подразумевает в первую очередь борьбу с идеологией, за счет которой и пополняются экстремистские группы, появлением и развитием этого течения.

В силу своих социальных и психологических особенностей молодежь всегда была легкой добычей, как наиболее восприимчивая к идеологическим воздействиям. За молодые умы ведется настоящая борьба, и в этой борьбе применяются все возможные средства, предпринимаются попытки использовать современные процессы и методы. Молодежный экстремизм как массовое явление начал проявлять себя лишь в последние десятилетия нашей жизни.

Образовательная сфера является той сферой, где подростки и молодежь формируют свои ценности, взгляды и установки. Эта сфера играет не последнюю роль в становлении поведения. Но проблемы современного образования являются бесконечным предметом споров и дискуссий в средствах массой информации и различных государственных структурах.

Яхьяев М. Я [8] в своей статье говорит о том, что в нынешней науке до сих пор не разработана четкая методика, позволяющая изучать экстремизм как сущность и проводить над ним исследование. Только полное и понятное теоретическое осмысление данного понятия может способствовать созданию базы для эффективной борьбы против данного явления.

Он также отмечает экземплярный подход к определению экстремизма. Этот подход заключается в перечислении действий или явлений, в которых находит свое отражение экстремизм, или которые наиболее подходят к нему. Так по результатам Фонда общественного мнения, 36 % россиян не смогли дать определение этому феномену, и только 37 % сумело перечислить действия и события, которые, по их мнению, являются экстремизмом:

− агрессивность, насилие, жестокое обращение, злоба— 11;

− террористические и бандитские действия — 8;

− крайние формы выражения идеологических взглядов — 8;

− фашизм, национализм — 7;

− деятельность против государства, намеренный захват власти — 3.

Переходя от научной статьи автора, обратимся к нормативному документу, в котором тоже есть объяснения определения.

В федеральном законе РФ № 114 [1] даны предположения, что обозначает экстремизм. Это такие положения как:

− изменение основных положений Конституции Российской Федерации с помощью насилия, а также рушение целостности страны;

− оправдание террористических действий перед публикой, включая иные противоправные действия;

− разжигание конфликтов на расовой, религиозной, национальной и социальной почве;

− широкая пропаганда и демонстрация исключительности, превосходства или же унижение человека по принадлежности его к другой расе, религии, социальному положению;

− демонстрация и восхваление нацистской символики или её атрибутики, либо же то, что походит на нацистскую символику и атрибутику вплоть до их смешения.

В этом законе, что признают сами авторы и их поправки, внесенные в закон, определение сущности экстремизма и квалификация видом экстремистских деятельностей нуждается в уточнении.

Рассмотрев подход и положения, стоит обратиться к ещё одному источнику — научной статье, где описываются сразу три подхода, которые взаимосвязаны друг с другом.

Егоров М. И. [2] в своей работе отмечает ещё несколько подходов, для изучения более полного понятия сущности явления под названием экстремизм.

В рамках цивилизованного подхода экстремизм понимается как конфликт, возникший в цивилизациях. На сегодняшний момент принято говорить о конфликтах западной и восточной цивилизации, которые различны в своих ценностях, включая культурную и историческую память. На человека наиболее значимо влияет давление цивилизации и побуждения его от него на экстремистскую деятельность. К основным корням экстремизма можно отнести социальный, который основан на классовой борьбе, социально-культурный, который несет в себе огромные различия между цивилизациями, культурный, который выражает критическое рациональное мышление.

Социальные и экономические подходы обнажают классовую основу многих проблем современности. Использование этих подходов вызывает осложнение в силу того, что не все классовые очертания в обществе социальных групп явные и точные.

Экстремизм является сложным явлением. В разных странах, документах и источниках он трактуется по-разному, но охватывает и повторяет одну единую идею. Чтобы дать наиболее точное понятие этому феномену, стоит рассмотреть комплексный подход, который охватывает сразу все сферы возможного его проявления. Необходимо пересматривать не только ценности, моральные устои и обычаи, на почве которых и зарождается эта опасная деятельность, но и формирование нового мышления, особенно в подсознании молодого поколения, материальной и экономической базы общества.

В экстремизме есть главные составляющие, которые определяют его сущность, его цели. Первое — это экстремистская идеология, являющаяся базисом, второе — экстремистская деятельность, которая воплощает в жизнь экстремистскую идеологию, третье — экстремистская организация, как форма социальной организации экстремистской деятельности. Рассмотрим более подробно каждый из этих элементов.

Экстремистская идеология с одной стороны заключается в пропаганде, в распространении на социальные слои общества, в охвате наибольшей численности людей, с другой стороны это противоправные действия, насильственные меры, запугивание, которые осуществляются в ходе защиты и отстаивания своих ценностей и интересов. Именно поэтому экстремизм часто сравнивают с терроризмом, но он не предполагает наличие жертв. Из идеологии можно отследить и идею экстремисткой деятельности. Она проявляется в возникновении розни на различных основах (социальной, религиозной, демографической и т. д.), в нарушении устоев, так как преследует собственные цели, призывы и пропаганда к осуществлению противоправного поведения, демонстрации превосходства человека по разным иным аспектам, нарушения прав и свободе человека в зависимости от его принадлежности и многое другое. Что касается самой экстремисткой организации, то здесь принято рассматривать как объединения, либо как организации, которые намерены осуществлять экстремистскую деятельность, опираясь на основы своей идеологии.

В России у молодежных экстремистских организаций есть свои особенности. Об этом говорит автор Николаева Н. А. [4] в своей научной статье.

Завьялова Н. В [3] в своей работе делится итогами проведенного расследования, где выявила экстремистские установки среди учащихся, которые наглядно показывают, что понятие экстремизма носит широкий характер. А также выявила характерные черты, позволяющие описать картинку того, под чем понимается экстремизм среди молодежи: низкая самооценка и правовой культуры, высокая агрессивность, отсутствие занятости в свободное от учебы время.

В свою очередь, Панина Г. В. [5] в статье об образовательной среде как средстве преодоления молодежного экстремизма, подчеркивает, что экстремизм является неким осознанным выбором, зависимостью, в отличие от свободного человека, так как экстремисты придерживаются крайних взглядов и убеждений, создают свою культуру и обозначают рамки, обозначают экстремизм как форму жизнедеятельности. Поведение таких людей обладает широким инновационным воздействием на социальный и культурный процесс.

На основе рассмотренных научных трудов, статей и нормативного документа можно сделать итог о том, что понятие экстремизма очень сложное и многогранное. Экстремизм — это сложное социальное явление, требующее комплексного подхода в своем понимании и изучении, это приверженность крайним взглядам, мерам, противопоставление и борьба, отстаивание своих интересов всегда насильственным, запугивающим и устрашающим методом. Молодежь каждый день может стакиваться с проявлением экстремизма как в своем окружении, так и в образовательных учреждениях. Большинство из них имеет в общих чертах имеет представление о характерных чертах участников экстремизма, а также на что они способны. СМИ играют второстепенную роль на влияние умов молодежи. Моральная деградация населения лишь частично является главной причиной экстремизма, но не выделяется главенствующей на общем фоне. К наиболее важным причинам появления и распространения экстремиста относятся общество и семья, где растут будущие экстремисты. Образовательная организация не является той значимой почвой, которая порождает начало противоправных действий, но не исключает той возможности, чтобы экстремизм распространялся среди массы.

Основные термины (генерируются автоматически): экстремизм, молодежный экстремизм, образовательная организация, экстремистская деятельность, подход, экстремистская идеология, комплексный подход, нацистская символика, нормативный документ, образовательная среда.

Читайте также: