Представление о семье как о развивающейся системе роль семьи в обеспечении потребностей ребенка

Обновлено: 28.06.2024


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, социально-гуманитарный факультет, кафедра социальной педагогики

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам чувствам, отождествление себя с близкими людьми [2, c. 100].

Ребенок, чаще всего, не задумывается о ценности семьи. Но многие исследователи отмечают, что важно представлять, что такое семья и ее ценность, т.к. акценты представлений о семье могут быть смещены, и формируется не правильное или не полное представление о семье, семейных ценностях. Для развития ребенка и формирования у него последующих представлений об окружающем мире, важны именно правильные представления о семье.

Представление о себе, о семье, уважение или неуважение себя и своих близких, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают то, что происходит вокруг, положительно или отрицательно. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе [1, c. 208].

Главными условиями формирования представлений о семье являются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка.

Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.

Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека [7, c. 133-143].

Формирование семенных ценностей должно начинаться еще в детстве. Это - целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье - это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. Проблемам современной семьи необходимо привлечь внимание средств массовой информации (через социальную рекламу). Особенно важно формирование общественного мнения сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества.

Традиционные семейные ценности являются, как правило, результатом взаимодействия общества с религиозными нормами, основная цель которых – сохранение семьи. Эта форма ценностей постоянно культивируется и внедряется в жизнь молодой пары предыдущими поколениями, поддерживается наставлениями церкви. Основные традиционные семейные ценности это: брак, вера, верность, взаимоуважение.

Согласно церковным традициям брак – нерушимый союз, единственная приемлемая форма совместной жизни мужчины и женщины, основанная на сохранении веры и взаимной любви, рождении и воспитании детей. Современное общество зачастую не воспринимает традиционные ценности семейной жизни должным образом [3, c. 271]. Причиной этому становится отсутствие свободы выбора и возможности перемен в личной жизни. К примеру, развод в наше время – достаточно привычное явление, а вот традиционные каноны напрочь отвергают расторжение брака. Кроме этого у наших предков многое зависело от распределения ролей в семье. Главой семьи оставался мужчина. Именно он был кормильцем, принимал судьбоносные для семьи решения. Его авторитет был неоспорим. Женщине отводилась роль матери и хранительницы домашнего очага. Ее уважали, ей доверяли воспитание детей и ведение хозяйства, однако ни о каком равноправии между мужем и женой речи не шло. Детям же предписывалось абсолютное послушание. В традиционной семье важным объединяющим фактором являлась совместная деятельность. Деревенская семья дружно работала на поле, семьи из городов занимались или торговлей, или каким-то видом ремесла. Согласно семейным традициям профессии передавались по наследству: от деда к отцу, от отца к сыну.

Сегодня мало кто хочет жить так, как жили наши предки. Традиционное отношение к мужчине как к добытчику и абсолютному авторитету присутствует далеко не во всех семьях. Роли все чаще распределяются поровну, а судьбоносные решения принимаются на семейных советах. Семейные ценности – это основа крепкой семьи [8, c. 192].

Семейные ценности и традиции – это основа уклада крепкой и дружной семьи, имеющей будущее. Они регулируют жизнедеятельность домочадцев, способствуют сближению, укреплению взаимоуважения и взаимопонимания в семье. Кроме этого, семейные ценности лежат в основе воспитания детей. Воспитание малыша начинается с того, какие отношения строятся родителями в семье. Получается, кроха воспитывается не только целенаправленно, но и подсознательно, перенимая привычки и вкусы, пристрастия и предпочтения старших. В условиях семьи начинается приобщение ребенка к культуре, формируются модели поведения. Семья дает ощущение преемственности поколений, принадлежность к истории своего рода, порождает идеалы патриотизма, может раскрыть способности и таланты каждого ее члена. К тому же именно семья оказывает огромное влияние на становление личности малыша.

Воспитанию семейных ценностей у детей способствует формирование традиций в семье. Семейные ценности и традиции – это индивидуальная атмосфера дома, состоящая из множества факторов (режим дня, жизненный уклад, семейные обычаи). Хорошо и уютно там, где домочадцы находят время обсудить вопросы семейной жизни. Например, когда за вечерним чаем все члены семьи собираются за одним столом и рассказывают о произошедших за день интересных событиях, планируют то, как провести ближайшие выходные, обговаривают и разбирают совершенные ошибки. Важно, чтобы детям (независимо от возраста) тоже давали возможность высказать свое мнение.

Начинать формировать традиции следует уже при создании семьи, а знакомить с семейными ценностями детей нужно тогда, когда они еще совсем маленькие. Причем чем проще и незатейливее традиции – тем лучше. Наличие семейных традиций: дарит ребенку возможность с оптимизмом смотреть на жизнь; дает детям повод гордиться своей семьей; приносит ощущение стабильности: традиции соблюдаются не по причине того, что так надо, а потому, что члены семьи этого хотят [6, c. 176].

Привитие ребенку любви к семье и ее основополагающим элементам является непосредственным делом родителей. Но также формированием семейных ценностей занимаются воспитатели в детских садах и преподаватели в школах. Ранее в школах и детских садах этой теме уделялось очень мало времени. Но, в последнее время, учитывая, что постоянно возрастает негативный фон в обществе, который оказывает непосредственное влияние на не сформированное детское сознание, в образовательных и дошкольно-образовательных учреждениях начали вводиться уроки, беседы о семье и ее ценностях. Это большой шаг вперед по правильному развитию самосознания ребенка и в понимании им своего места в этом мире. Из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие своей нормальной жизни на второй план. А это грозит настоящей катастрофой полноценному человеческому обществу. Благодаря тому, что семейные ценности в школе и детских садах стали освещаться уже профессиональными педагогами, что это направление поддерживается правительством нашей страны, озабоченным судьбой нового поколения, остается надеяться, что все усилия — и родителей, и образовательных учреждений принесут свои драгоценные плоды [4, c. 256].

Таким образом формирование у детей представлений о семье происходит с момента рождения ребенка. Дети ставят в идеал отношения между родителями, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отно­шений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в боль­шей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Для более эффективного формирования семейных ценностей , нужно начать формировать семейные традиции. Эти традиции будут передаваться из поколения в поколение, что следует сохранению семейных ценностей.

Список литературы:

1. Алѐшина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое

консультирование [Текст] / Ю. Е. Алешина. – М.: Класс, 1999. – С. 208.

2. Андреева, Т. В. Социальная психология семейных отношений [Текст] / Т. В.

Андреева. – СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1998. – С. 100.

3. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст] /

С. И. Голод – СПб.: Петрополис, 1998. – С. 271.

4. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни [Текст] / И. В. Гребенников. – М.: Просвещение,1991. – С. 256.

5. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.

6. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] /

П. Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – С. 176.

7. Мищенко В. А. Семейные ценности: механизмы формирования и

Продвижения [Текст] / В.А, Мищенко. // Теории и проблемы политических исследований. – 2012. – №3. – С. 133-143.

8. Сатир, В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В. Сатир; пер. с англ. Е. В. Новиковой, М. А. Макарушкиной. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – С. 192.

9. Словарь социального педагога и социального работника. [Текст] М.: 2003. – С. 236.

Читайте также: