Конспект что такое право

Обновлено: 16.05.2024

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза - элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция - модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция - составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины


В обществе всегда действуют определенные нормы. Они имеют взаимосвязи, влияют друг на друга. Чтобы определить роль права в системе других социальных регуляторов, нужно выявить его черты и функции. А сейчас попробуем кратко рассмотреть главные его аспекты.

Признаки права

Право обладает рядом специфических черт, которые его отличают.

  • Это система норм, регулирующих поведение человека. Все они взаимосвязаны между собой, их цель – регулирование отношений во всех сферах жизни общества;
  • Устанавливается исключительно государством;
  • Имеет обязательный характер для всех граждан, государства;
  • Находится под охраной государства. Для того чтобы контролировать соблюдение правовых норм, государство действует в лице правоохранительных органов, различных структур, которые могут применить силу к нарушителям;
  • Закрепляет государственный и общественный строй, то есть право создает порядок в обществе, точно определяя, что делать позволено, а что запрещено.


Право принимает вид обязательной нормы, когда оно выражается в форме закона. Но при этом закон будет правовым только тогда, когда он соответствует признанным нормам.

Право и мораль

Эти термины объединяет общая цель – стремление к порядку, справедливости, согласию в обществе. Право устанавливает такие же нормы, что и мораль: не лгать, не давать ложных показаний, не убивать, не совершать насилия и так далее, но делает это в официальной, документально закрепленной форме.

Немаловажным является вопрос о формах права, то есть о том, как правовые нормы закрепляются. Выделяют три основные формы:

которые читают вместе с этой





  • Правовой обычай: правило поведения, которое стало привычкой и соблюдается несколькими поколениями людей.
  • Юридический прецедент: решения суда по каким-либо делам становятся примером, эталоном, как поступать в такой ситуации.
  • Нормативный акт: установленное государством и общепризнанное правило, закон в виде официального документа.

Право как система

Система – это взаимодействие различных элементов. Такое определение этого понятия говорит о важности изучения внутреннего строения системы права.

К частям, или элементам, права относят: различные нормы, отрасли, институты.

Отрасли права

Это совокупность норм, занимающихся регулированием общественных отношений. Это самая большая часть в системе права. В Российской Федерации существует более 30 отраслей, среди которых определяющим является конституционное право.

Перед вами таблица “Отрасли права”. В ней все отрасли разделены на группы по назначению и степени важности.

Конституционное право

Гражданское процессуальное право

Институты права

Некоторые взаимосвязанные нормы обособляются внутри отраслей в особые группы. Они и названы институтами права, которые регулируют одну из сторон схожих общественных отношений в рамках какой-либо сферы.

Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, дисциплины труда, приема на работу и увольнения.

Что мы узнали?

Из статьи на тему “Право” по обществознанию (10 класс) мы узнали, что право обладает особыми признаками, отличающими его от других регуляторов общественных отношений. Ему свойственны обязательность для всех граждан и для государства, которое играет в нем важную роль. Также праву присущ системный характер, подчинение одних элементов другим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку обществознания в 9 классе по теме "Роль права в жизни человека, общества, государства". При подготовке к уроку использовались материалы справочника для подготовки к ОГЭ П.А. Баранова.

Учебник: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И.

Цель: создание условий для формирования представления о значении права в жизни человека, общества, государства

1. определить основное назначение права в обществе;

4. анализировать, делать выводы;

5. Воспитывать юридически грамотных, дисциплинированных граждан с активной жизненной позицией.

Тип урока: изучение нового материала

- учебник Боголюбова Л.Н, Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.

Методы и формы обучения: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия: Естественное право, нормы права, закон, институты права

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат этапа

I. Орг. момент.

Приветствие ребят, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Приветствие ребят, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Здравствуйте!

Вступление. Сегодня нам предстоит обсудить важную тему, которая является одной из основополагающих в формировании гражданской позиции каждого гражданина государства, независимо от его нравственных и политических убеждений. Это наиболее ценное приобретение, сделанное человечеством . Оно обеспечивает государство необходимой системой правил, Исторический опыт показывает, что именно те страны, которые в полной мере использовали эти возможности, всегда достигали наилучших результатов в общественном развитии.

-Предлагает обучающимся разделиться на три группы.

Класс делится на 3 группы.

Слушают выступление учителя.

Вхождение в проблему

II. Актуализация знаний (работа с текстом с 133) (5-6 мин.)

-Мы неоднократно на уроках истории и обществознания так, или иначе затрагивали данную тему. Для начала предлагаю послушать наших учащихся.

Учитель ставит вопросы, формулирует задание:

Откройте учебник на с 133., выполните задание

- В чём состоит основное значение нормы?

-Правил много. И в каждом случае свои.
- Затем, часть этих норм, превратились в законы, в которых прописаны права и обязанности. Эти законы охраняют права всех граждан.

-Для чего создаются нормы?

-Какие нормативно –правовые документы существовавшие с древности Вам известны ? Когда появились?; Что регулировали?

- Мудрость и здравый смысл, присущее человеку, привели к открытию права.

-Задание: Какая тема сегодня на уроке будет рассмотрена?

(Сформулируйте тему урока)

-Предположите о чём мы с вами сегодня узнаем?

-(Сформулируйте цель урока)

-Обратим внимание на эпиграф:

- (работа с высказыванием -раскрыть смысл)

(У доски стоят два ученика) (опережающее задание– выучить слова своей роли)

-Диалог двух учащихся, заранее подготовленный к уроку:
Звучит запись первого крика ребенка.

и ведут диалог.
- Человек родился?
- Человек родился.
- Человек!
- Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.
- Человек растет. Общается с окружающим его обществом.
- А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.
- А для чего люди придумывают социальные нормы?

-Учащиеся работают с учебным материалом (работа с текстом учебника стр. 133)

-(чтобы предотвратить конфликты и столкновения, преодолевать их мирно (цивилизованно.);

-Людям всегда был необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты..

- обсуждают, формулируют тему урока;

-(предполагаемая тема…..)

- обсуждают, формулируют цель урока);

-Получить представление о значении права в жизни человека, общества, государства.

- обсуждают, смысл высказывания;

Актуализируют свои знания полученные в предыдущих классах по данной тематике на уроках истории и обществознания.

-Учащиеся вспоминают роль и значение первых письменных нормативно-правовых актов в обществе и в государстве.

-Умение анализировать, делать выводы, умозаключение

Умение самостоятельно формулировать тему, ставить цели.

III. Изучение новой темы

Что такое право.

(Составим кластер.) Назовите слова, которые ассоциируются с понятием ПРАВО

-Найти в учебнике (с 133-134)

3 смысловых значения понятия право:

-Многие государства закрепляют естественное право как образец т.е., идеал, в своём законодательстве, как это сделала Россия в 1993 году(Конституция РФ),

-В каком международном документе наиболее полно представлены данные права

-Раскрыть сущность Позитивного права (Выражено в законах).

-Предлагаю группам озвучить результаты своей работы:

-Выполнить задание на сходство и различие естественного и позитивного права(в формате ОГЭ), (1-2 мин)

-Группы предлагаю озвучить, что у Вас получилось.

Обратите внимание на доску в каких 2 значениях ещё может быть понятие право:(схема на доску)

1. Субъективное, то есть право субъекта (имею право владеть, распо­ряжаться, право на образование и т. п.).

-Право - это личная возможность человека, которая гарантируется за­коном (право на труд, свобода слова).

2) Объективное, право в объективном смысле - это система норм, выра­женная в законах (гражданское право, налоговое право, право Франции и т. п.).

-Итак что же такое Право?

Составляют кластер:

Предполагаемые слова, которые ассоциируются с понятием ПРАВО: (Закон, возможность, правда, норма, справедливость, правило, управление и т.д..)

-Работа с учебником (с 133-134)

1.Право как единый установленный государством прядок.

2.Право как мера справедливости.

3.Естественное право (не выражено в нормах, а существует в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, данное человеку от природы).

-Работа с раздаточным материалом(документами):

(текст Конституции)

-(2группа) (Всеобщая Декларация прав человека),

-(3группа) (Характеристика позитивного права)

-Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не

Не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. В основе позитивного права лежит естественное право.

-Группы озвучивают результаты работы

-Выполнение задания весь класс

-Озвучивание результатов сравнения.

-Работа с дополнительной литературой:

Словарь Ожегова: (1 группа)

1.Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

2.Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять.

3.Возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.

1.Мера свободы, справедливости и ответственности.

2.Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Текст учебника: (с.135, 3 абз)(3 группа)

-Право это – особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства,т.е. создаётся законодательными или другими компетентными органами) и закрепляется в законе или другом законодательном акте.

-Делают вывод: Право - это совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушения которых взыскивает государство.(с.135, 3 абз.)

-Умение работать с текстовыми документами, находить нужную информацию.

-Закрепление полученных знаний в ходе изучения материала.

2.Мера свободы, справедливости и ответственности

-Право базируется на Мере свободы, справедливости и ответственности Вопросы:

- Что такое свобода?

-Что такое ответственность?

- Выяснить, в чём состоит суть категорического императива И.Канта

Выполнение задания (работа .с т. учебника с. 135-136)

-Мера (количество, размер свободы);

-Свобода (умение пользоваться своими правами)

-Ответственность (умение правильно оценивать свои поступки)

Умение находить нужную информацию, формулировать ответы.

3.Норма права. Закон.

Конституция – законы - подзаконные акты.

-Все законы имеют особую систему соподчинения- т.е. иерархию, в зависимости от того, в каком документе они закреплены, такие документы называют нормативно-правовыми актами;

-Выполните Задание на стр. 137

-Найдите иерархическую лестницу нормативно – правовых актов.

-Какой из них является самым главным?

-Таким образом нормы права различаются в зависимости от того в каком документе они закреплены:

-Что такое иерархия?

-Найдите смысл значения нормативно-правовой акт. Что такое закон?

-Впишите в конспект с определением понятие

- В чём заключается главный принцип иерархической лестницы нормативно – правовых актов?

Какой орган в РФ принимает законы ?

-В основе российского права лежат основополагающие принципы – какие?

-В чем отличие правовых норм от иных социальных норм?

-Попробуйте сравнить норму права с другими известными вам социальными нормами – обычаем, моралью. Что у них общего, какие есть отличия ?

-Слушаем выступления групп.

-Работают с текстом учебника

-Нормы подзаконного акта

-Иерархия – это система соподчинения законов.

Выполняют задание в конспекте:

-Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой(c. 137, 3 абз.).

-Вписывают в подготовленную схему нормативно-правовые акты:

-Законы подразделяются на основной ( Конституция) и обыкновенные(федеральные или субъектов РФ.)

указы (принимает президент);

приказы и инструкции (министерства)

-Все нормативно – правовые акты должны подчиняться Конституции, они не могут ей противоречить!

-Законы принимает: законодательная власть, парламент (в России – Федеральное собрание), или народ (путём референдума).

1 группа: (работает с текстом Конституции)

1) Принцип справедливости.

Этот принцип имеет моральное правовое содержание. Он обеспечива­ет соответствие между правами и обязанностями, между трудом и возна­граждением, преступлением и наказанием и т. п.

2) Принцип гуманизма.

Он выражается в том, что закон гарантирует неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному со­держанию под стражей иначе как на основании судебного решения или санкции прокурора; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуман­ное обращение и уважение их достоинства.

3) Принцип правосудия.

Каждый человек имеет право в судебном порядке защищать свои права.

Принцип равноправия. Зачитать ст. 19 Конституции РФ.

-Задание: учебник с. 138, 1-2 абз.

Задание: 3 группа.

(Задание в формате ОГЭ, раздаточный материал)

Социальные нормы (мораль, обычай,):

1. Регулируют разные отношения.

2. Адресованы разным людям.

3. По разному создаются и доводятся до сведения.

4. Заставить исполнять эти нормы можно по-разному.

Правовые нормы (формальные):

1. Правовую норму устанавливает го­сударство.

2. Адресована всем членам общества.

3. Должна иметь письменную форму и содержать законы, то есть нормативно-правовые акты.

4. Охраняется и защищается государ­ством.

-Группы представляют результаты своей работы:

Умение работать с информацией, выделять главную мысль.

Выполнять самостоятельно задания. Давать обоснованные ответы.

4) Система законодательства

-Задание : Составление плана текста

-Предлагаю выполнить задание на закрепление изучение материала.

1. Право в отличие от других видов социальных норм:

1) регулирует общественную жизнь; 2) устанавливает правила поведения;

3) ограничивает свободу людей; 4) обеспечивается силой государства.

2.Что свойственно любому государству:

1) рыночная экономическая система 2) стремление расширить свою территорию; 3) гарантия прав и свобод человека; 4) издание правовых норм.

3.Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающий из этого ряда:

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект внеклассного мероприятия на тему "Что такое право? Какие у меня есть права?"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект внеклассного мероприятия

« Что такое право?

учитель начальных классов

Пронякина Ольга Геннадьевна

Тема занятия : Что такое право? Какие у меня есть права?

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;

3.Форми­ровать представления о правах и обязанностях школьника.

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Рассказ учителя : Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти во­просы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст­ранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое - законы?

Законы - это правила, которые устанавливает госу­дарство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за­кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года . С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

Итак, Конституция (показывает брошюру) - ос­новной закон, по которому мы с вами живем.

- Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, та­кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право?

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно­шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Ребята, а зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

- А есть ли какие–нибудь права у детей?

И они записаны в документе, Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Учитель . Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

На доске 3 листа:

Право на бесплатное образование.

Право на свободный труд, защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка­кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра­вом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

- Какие же права есть у вас, школьников?

1. Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3. Право на каникулы.

4. Право на занятия в кружках и секциях.

Учитель . Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности : уважать взгляды, свободу других людей (взрос­лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 - й у ч е н и к . Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

-На этом наше занятие закончено и я напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

* Худо тому, кто добра не делает никому.

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

2. Декларация прав ребенка (1959 г.).

3. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

5. Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

6. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб.посо­бие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Читайте также: