Конспект что такое право по учебнику никитина

Обновлено: 15.06.2024

Ну что-либо гарантировать мне кажется никто не может, но государство обязано их выполнять, а в случае невыполнения можно обратиться в суд.

3. Выполняют ли граждане нашей страны свои обязанности? Приведите примеры из жизни.

Граждане соблюдают конституцию РФ, соблюдаю правила дородного движения, соблюдают защиту природы и памятников культуры.

4*. Используя Конституцию РФ, скажите, какие права человека и как влияют на экономическое развитие страны. Обоснуйте свой ответ.

Некоторые экономические права могут негативно воздействовать на экономическую обеспеченность. Например, неограниченная свобода договоров и сделок может посредством различных механизмов подрывать благосостояние отдельных лиц. Что касается конституционного права, особое значение тут имеет свободная отчуждаемость земли. Так, пункт 2 статьи 21 болгарской конституции гласит, что владельцы пахотных земель обязаны возделывать свои участки. Хотя мне мало известно о мотивах этого законодательного требования и о его последствиях, можно предположить, что цель его заключается в том, чтобы владельцы земельных участков содействовали национальным интересам в области самообеспечения страны сельскохозяйственной продукцией.

Р. Джованьоли. Спартак

1. Каковы ваши впечатления от прочитанного?

Спартак призывает всех рабов освободиться и восстать против Римской Империи и их режима. Этот отрывок вызвал у меня действительно большие впечатления, Спартак являлся по истине великим оратором и предводителем и с этим нельзя не согласиться.

2. Составьте план отрывка.

3)Приглашение встать на сторону восставших

3. Вспомните историю Древнего Рима и расскажите о восстании Спартака, его причинах.

Восстание Спартака началось в 71 году до н.э. и закончилось в 73-74 году. Это было одно из самых масштабных событий-восстания на тот период. В период восстания было созвано и привлечено больше 120.000 человек, как мужчин , так и женщин.

4. Какова была цель восставших? К чему призывал Спартак?

Целью была захвата Рима, Спартак хотел освободить всех Рабов, в том числе воинов-гладиаторов. Спартак призывал как раз таки к объединению и уничтожению власти.

5. Приведите свои комментарии по поводу прочитанного.

Я думаю, что можно с уверенностью сказать что Спартак был действительно великим полководцем, вот только силы не были равны, что в итоге привело к его гибели в 71 году и победы Римской Империи. Тем не менее мы должны чтить его за его идеи и стремление к свободам и правам человека.

Классифицируйте в таблице обязанности граждан перед государством и государства перед гражданами по Конституции РФ.

1. Какие обязанности граждан и почему записаны в Конституции РФ?

1.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
2. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
3. Граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны.
4. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
5. Каждый гражданин обязан платить налоги и сборы.
6. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
7. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Перечислите обязанности государства перед гражданами. Несёт ли государство ответственность за их выполнение?

Обязанности государства:
-гарантия прав и свобод
-защита
-обеспечение жизнедеятельности
-доступ к осуществлению власти и правосудия конечно несет ответственность. все равны перед законом и судом, в том числе и государство.

3. Должны ли граждане всегда выполнять свои обязанности? Почему?

Обязанности должны выполнятся гражданами, иначе нарушаются взаимоотношения и следует наказание. Если не будут выполнять свои обязательства граждане, то и государство их выполнять перестанет.

4. Если граждане не выполняют своих обязанностей, то должно ли государство защищать их?

В данном случае, граждане - слабая сторона, следовательно, государство не может перестать их защищать, т.е. лишить гражданства. п.3 ст.6 конституции.
государство будет продолжать защищать таких граждан и применять к ним меры наказания.

VI. Заполняем схему

Прочитав материал § 10 и вспомнив, что вы проходили в 6 классе, заполните схему составляющих государства.

1. Какие государственные органы составляют парламент России? Какую ветвь власти они представляют?

Государственная дума – нижняя палата, и Совет Федерации – верхняя палата. Законодательная ветвь власти

2. Что входит в исполнительную власть?

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти:

  • министерства;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства.

3. Что входит в местные органы власти в вашем крае?

4. Назовите главные суды в России.

Верховный и Конституционный.

1-Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;

в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции;

является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому, Санкт-Петербургскому и Севастопольскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;

разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

2-Конституционный Суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.

По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.

5. Перечислите правоохранительные органы.

Правоохранительные органы в России

  • Прокуратура Российской Федерации
  • Следственный комитет Российской Федерации
  • Федеральная служба безопасности
  • Федеральная служба войск национальной гвардии
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации .
  • Федеральная таможенная служба (только её правоохранительные подразделения)

И. А. Ильин. Обоснование свободы

1. Какова основная мысль И. А. Ильина? Согласны ли вы с философом? Обоснуйте свой ответ.

Мысль заключается в том что человек свободное, автономное духовное существо которое способно развивается во всех сферах жизни, без принуждения и давления из вне.
Главное дать человеку свободу.
Отнимая диктатурой у него свободу, наноситься вред не только человеку но и экономике, государству в целом.

2. Какие два основания необходимости свободы для человека приводит автор? Раскройте их смысл.

Свобода даёт человеку автономность и нравственность.
Автономность помогает сделать правильный выбор жизненного пути.
Нравственность укрепляет отношения между людьми следовательно и само государство.

3. Почему в условиях диктаторского режима человек перестаёт хорошо работать? Обоснуйте свой ответ, приведите аргументы автора.

Свобода веры, любви, убеждений и свобода творчества.
Как живому духу ему нужна вера в Бога.

5. Можно ли заставить человека стать хорошим? В результате чего он может стать таким?

Заставить быть хорошим невозможно.
Но если дать человеку свободу он сам примет решение каким ему быть.

Смотря какая сторона жизни, даже в демократическом обществе есть законы и тюрьмы что не предполагает полную свободу. Что касается нравственных сторон жизни и свободы мнений согласен , тоталитарный режим угнетает личность человека и общества в целом.

7. Каким должно быть государство, чтобы человек смог осуществить свой свободный выбор? Назовите две характеристики такого государства. Обоснуйте свой ответ.

2 Цели урока Образовательная – изучение теорий происхождения государства и права. Воспитательная – привитие уважение к идеям демократии, государственной власти и праву. Развивающая – продолжение развитие способности сравнивать правовые идеи, навыков работы с учебным текстом, с источником. Тип урока - комбинированный урок. Оборудование урока 1. Учебные пособия. 2. Интерактивная доска.

5 Государство – механизм властного управления обществом. Признаки государства: 1. Территория. 2. Народ. 3. Чиновники, осуществляющие власть. 4. Силовые структуры (армия, правоохранительные органы). 5. Суверенитет – независимость государства. 6. Законодательство. Повторение

7 Теологическая теория происхождения государства Фома Аквинский ( ): Фома Аквинский ( ): Прочитать текст на стр.6 и указать основные идеи теологической теории: - Государство и право создал Бог. - Государство и право создал Бог. - Государственная власть божественна и незыблема. - Государственная власть божественна и незыблема. - Посягательства на государственную власть – тяжкий грех. - Посягательства на государственную власть – тяжкий грех.

8 Патриархальная теория происхождения государства Аристотель ( ): Аристотель ( ): Прочитать текст на стр. 6-7 и записать основные идеи патриархальной теории: - Рождение государства и права связано с семьёй. СЕМЬЯГОСУДАРСТВО Отец – глава семьи Правитель – глава государства Отец заботится о своих подопечных Государь заботится о своих подданных Власть отца в семье –от Бога Власть правителя в государстве – от Бога.

9 Теория общественного договора Дж. Локк ( ): Дж. Локк ( ): - Прочитать текст на стр.7 и - Прочитать текст на стр.7 и указать главные идеи договорной теории: - Отрицание божественного происхождения государства и права. - Отрицание божественного происхождения государства и права. - Государство и право созданы людьми. - Государство и право созданы людьми. - Для создания государства люди заключили добровольное соглашение (договор). - Для создания государства люди заключили добровольное соглашение (договор). - Часть своих прав люди передали государству. - Часть своих прав люди передали государству. - Государство обязалось охранять безопасность граждан. - Государство обязалось охранять безопасность граждан.

10 Теория насилия Е. Дюринг ( ) Е. Дюринг ( ) - Государство создано в результате завоевания одного народа другим. Расовая насилия Ж. Габино ( ) Ж. Габино ( ) - Государство создано людьми высшей расы, которые способны подчинять людей низших рас.

11 Классовая теория происхождения государства Карл Маркс ( ) Карл Маркс ( ) Внимательно прочитайте текст на стр. 9, ответьте на вопросы: В чём К. Маркс видел причины образования государства? В чём К. Маркс видел причины образования государства? Какие этапы составляют историю происхождения государства? Какие этапы составляют историю происхождения государства? Когда, по мнению, К.Маркса, необходимость в государстве отпадёт? Когда, по мнению, К.Маркса, необходимость в государстве отпадёт?

12 Классовая теория происхождения государства Главная причина образования государства – экономическая: I. Неравенство экономическое привело к неравенству социальному (образовался слой бедных и богатых). II. Появились социально-экономические противоборствующие группы (рабы-рабовладельцы, крестьяне-феодалы, рабочие-предприниматели). III. Более богатые группы создали государство с целью охраны своих интересов и угнетения других групп. IV. После ликвидации буржуазии (класса предпринимателей) власть окажется у рабочих, и необходимость в государстве отпадёт.

13 Повторение Как связаны государство и право? Как связаны государство и право? Почему теорий происхождения государства и права существует несколько? Почему теорий происхождения государства и права существует несколько? Как Вы думаете, почему исторически первые теории происхождения государства были связаны с религией? Как Вы думаете, почему исторически первые теории происхождения государства были связаны с религией? В чём прогрессивность Договорной теории? В чём прогрессивность Договорной теории? Аристотель считал, что семья послужила прообразом для развития государства, а какова взаимосвязь семьи и государства, семьи и права? Аристотель считал, что семья послужила прообразом для развития государства, а какова взаимосвязь семьи и государства, семьи и права?

14 Закрепление пройденного материала Субъективное право Субъективное право Объективное право Объективное право Государство Государство Признаки государства Признаки государства Суверенитет Суверенитет Теологическая теория происхождения государства Теологическая теория происхождения государства Патриархальная теория происхождения государства Патриархальная теория происхождения государства Договорная теория происхождения государства Договорная теория происхождения государства Теория насилия Теория насилия Расовая теория происхождения государства Расовая теория происхождения государства Классовая теория происхождения государства Классовая теория происхождения государства

Право, Базовый и углубленный уровни, 10-11 класс, Методическое пособие, Калуцкая Е.К., 2016.

Происхождение государства и права.
Задачи урока:
• показать взаимосвязь государства и права, объективную необходимость их становления;
• разъяснить учащимся цивилизационную ценность появления права и перехода к государственному устройству;
• способствовать формированию знаний учащихся о признаках и ранних формах государства, их становлении и развитии.

План изучения темы.
1. Возникновение и развитие государства.
2. Теории происхождения государства.
3. Исторические условия возникновения права.

Организация изучения темы.
1. Начать изучение нового материала целесообразно с беседы, что позволит актуализировать знания учащихся о праве, его сущности, связи с государством.

Вопросы: 1) Что такое право? 2) Как связаны государство и право? 3) Какие теории происхождения государства и права вам известны?

Содержание.
Введение.
Вводный урок.
Часть ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
Глава I. Из истории государства и права.
Урок 1. Происхождение государства и права.
Урок 2*. Право Древнего мира.
Урок 3*. Право Европы в Средние века и Новое время.
Урок 4*. Становление права Нового времени в США.
Урок 5*. Развитие права в России. IХ — начало ХIХ в.
Урок 6*. Российское право в ХIХ — начале ХХ в.
Урок 7*. Советское право в 1917–1953 гг.
Урок 8*. Советское право 1954–1991 гг.
Урок 9. Современное российское право.
Глава II. Вопросы теории государства и права.
Урок 10. Государство, его признаки и формы.
Урок 11. Понятие права. Система права. Источники права.
Урок 12. Понятие и признаки правового государства.
Урок 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей.
Урок 14*. Право и другие сферы общества.
Урок 15*. О философии права в России.
Часть ВТОРАЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
Глава III. Конституция Российской Федерации.
Урок 16. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм.
Урок 17*. Конституции в России.
Урок 18. История принятия и общая характеристика Конституции Российской Федерации.
Урок 19. Основы конституционного строя.
Урок 20. Гражданство в Российской Федерации.
Урок 21. Федеративное устройство.
Урок 22. Президент Российской Федерации.
Урок 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Урок 24. Законодательный процесс в Российской Федерации.
Урок 25. Правительство Российской Федерации.
Урок 26. Судебная власть в Российской Федерации. Прокуратура.
Урок 27. Местное самоуправление.
Глава IV. Права человека.
Урок 28. Права и свободы человека и гражданина.
Урок 29*. Международные договоры о правах человека
Урок 30. Гражданские права.
Урок 31. Политические права.
Урок 32. Экономические, социальные и культурные права.
Урок 33*. Право на благоприятную окружающую среду.
Урок 34*. Права ребенка.
Урок 35. Нарушения прав человека.
Урок 36. Защита прав человека в мирное время.
Урок 37*. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Глава V. Избирательное право и избирательный процесс.
Урок 38. Избирательное право.
Урок 39. Избирательные системы и избирательный процесс.
Часть ТРЕТЬЯ ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.
Глава VI. Гражданское право.
Урок 40. Понятие и источники гражданского права.
Урок 41. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних.
Урок 42. Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий.
Урок 43. Право собственности.
Урок 44*. Наследование. Страхование.
Урок 45. Обязательственное право.
Урок 46*. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда.
Глава VII. Налоговое право.
Урок 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.
Урок 48. Виды налогов.
Урок 49. Налогообложение юридических лиц.
Урок 50. Налоги с физических лиц.
Урок 51. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Глава VIII. Семейное право.
Урок 52. Понятие и источники семейного права.
Урок 53. Брак, условия его заключения.
Урок 54. Права и обязанности супругов.
Урок 55. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство).
Глава IX. Трудовое право.
Урок 56. Понятие и источники трудового права.
Урок 57. Коллективный договор.Трудовой договор.
Урок 58. Рабочее время и время отдыха.
Урок 59*. Оплата труда. Охрана труда.
Урок 60. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.
Глава X. Административное право.
Урок 61. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения.
Урок 62. Административные наказания.
Часть ЧЕТВЕРТАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.
Глава XI. Уголовное право.
Урок 63. Понятие и источники уголовного права.
Урок 64. Преступление.
Урок 65. Виды преступлений.
Урок 66. Уголовная ответственность. Наказание.
Урок 67*. Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание.
Урок 68. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Глава XII. Основы судопроизводства.
Урок 69. Гражданское процессуальное право (гражданский процесс).
Урок 70. Особенности уголовного судопроизводства (уголовный процесс).
Часть ПЯТАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.
Глава XIII. Правовая культура и правосознание.
Урок 71. Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность.
Урок 72*. Совершенствование правовой культуры.
Рекомендации по работе с электронной формой учебника (ЭФУ), а также формированию ИКТ-компетентности учащихся.
Список литературы.
Интернет-ресурсы.

План-конспект урока по праву План-конспект урока по праву (10 класс) «Происхожде

№ слайда 1

Цели урока Образовательная – изучение теорий происхождения государства и права.

№ слайда 2

Цели урока Образовательная – изучение теорий происхождения государства и права. Воспитательная – привитие уважение к идеям демократии, государственной власти и праву. Развивающая – продолжение развитие способности сравнивать правовые идеи, навыков работы с учебным текстом, с источником. Тип урока - комбинированный урок. Оборудование урока Учебные пособия. Интерактивная доска.

Повторение Объективное право – система правил, установленных государством, за на

№ слайда 4

Повторение Объективное право – система правил, установленных государством, за нарушения которых государство наказывает (уголовное право, гражданское право, налоговое право). Субъективное право – возможность человека поступать так, как ему разрешено государством (право на жизнь, право на образование, право на труд).

Государство – механизм властного управления обществом. Государство – механизм вл

№ слайда 5

Государство – механизм властного управления обществом. Государство – механизм властного управления обществом. Признаки государства: Территория. Народ. Чиновники, осуществляющие власть. Силовые структуры (армия, правоохранительные органы). Суверенитет – независимость государства. Законодательство.

Теологическая теория происхождения государства Фома Аквинский (1225-1274): Прочи

№ слайда 7

Теологическая теория происхождения государства Фома Аквинский (1225-1274): Прочитать текст на стр.6 и указать основные идеи теологической теории: - Государство и право создал Бог. - Государственная власть божественна и незыблема. - Посягательства на государственную власть – тяжкий грех.

Патриархальная теория происхождения государства Аристотель (384-322): Прочитать

№ слайда 8

Патриархальная теория происхождения государства Аристотель (384-322): Прочитать текст на стр. 6-7 и записать основные идеи патриархальной теории: - Рождение государства и права связано с семьёй.

Теория общественного договора Дж. Локк (1632-1677): - Прочитать текст на стр.7 и

№ слайда 9

Теория общественного договора Дж. Локк (1632-1677): - Прочитать текст на стр.7 и указать главные идеи договорной теории: - Отрицание божественного происхождения государства и права. - Государство и право созданы людьми. - Для создания государства люди заключили добровольное соглашение (договор). - Часть своих прав люди передали государству. - Государство обязалось охранять безопасность граждан.

Теория насилия Теория насилия Е. Дюринг (1833-1921) - Государство создано в резу

№ слайда 10

Теория насилия Теория насилия Е. Дюринг (1833-1921) - Государство создано в результате завоевания одного народа другим.

Классовая теория происхождения государства Главная причина образования государст

№ слайда 12

Классовая теория происхождения государства Главная причина образования государства – экономическая: Неравенство экономическое привело к неравенству социальному (образовался слой бедных и богатых). Появились социально-экономические противоборствующие группы (рабы-рабовладельцы, крестьяне-феодалы, рабочие-предприниматели). Более богатые группы создали государство с целью охраны своих интересов и угнетения других групп. После ликвидации буржуазии (класса предпринимателей) власть окажется у рабочих, и необходимость в государстве отпадёт.

Повторение Как связаны государство и право? Почему теорий происхождения государс

№ слайда 13

Повторение Как связаны государство и право? Почему теорий происхождения государства и права существует несколько? Как Вы думаете, почему исторически первые теории происхождения государства были связаны с религией? В чём прогрессивность Договорной теории? Аристотель считал, что семья послужила прообразом для развития государства, а какова взаимосвязь семьи и государства, семьи и права?


№ слайда 14

Читайте также: