Кому я обязан предъявлять паспорт по закону рб

Обновлено: 30.06.2024

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

31.12.2021

32 / 220

Всего документов в БД:

111893

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 3 июня 2008 года №294

О документировании населения Республики Беларусь

(В редакции Указов Президента Республики Беларусь от 26.08.2008 г. №445, 18.06.2009 г. №323, 26.04.2010 г. №200, 21.05.2010 г. №271, 22.07.2010 г. №384, 25.05.2010 г. №273, 22.07.2010 г. №384, 14.04.2011 г. №146, 22.04.2011 г. №173, 30.09.2011 г. №440, 30.12.2011 г. №621, 06.01.2012 г. №13, 26.07.2012 г. №333, 08.07.2013 г. №307, 29.11.2013 г. №529, 24.01.2014 г. №49, 17.08.2015 г. №357, 12.05.2017 г. №166, 08.01.2018 г. №7, 22.12.2018 г. №495, 24.04.2019 г. №159 (см. сроки вступ. в силу), 16.03.2021 г. №107 (см. сроки вступ. в силу))

В целях совершенствования порядка документирования населения Республики Беларусь:

1. Установить, что:

1.1. документами, удостоверяющими личность, являются:

паспорт гражданина Республики Беларусь;

вид на жительство в Республике Беларусь;

идентификационная карта гражданина Республики Беларусь;

биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина;

биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, для удостоверения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, а также для подтверждения их специального статуса (прав и обязанностей), кроме документов, указанных в части первой настоящего подпункта, могут использоваться иные документы.

Документ, удостоверяющий личность, обязан иметь каждый достигший четырнадцатилетнего возраста гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, если иное не установлено настоящим Указом.

В целях удостоверения личности гражданин Республики Беларусь может быть документирован либо паспортом гражданина Республики Беларусь, либо идентификационной картой гражданина Республики Беларусь;

1.2. документами для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь являются:

паспорт гражданина Республики Беларусь;

дипломатический паспорт гражданина Республики Беларусь;

служебный паспорт гражданина Республики Беларусь;

свидетельство на возвращение в Республику Беларусь;

национальное удостоверение личности моряка Республики Беларусь;

проездной документ Республики Беларусь;

биометрический паспорт гражданина Республики Беларусь;

биометрический дипломатический паспорт гражданина Республики Беларусь;

биометрический служебный паспорт гражданина Республики Беларусь;

биометрический проездной документ Республики Беларусь;

проездной документ (Конвенция от 28 июля 1951 года*).

* Конвенция о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951 года.

Каждый гражданин Республики Беларусь, выезжающий за пределы Республики Беларусь, а также постоянно проживающий за пределами Республики Беларусь, обязан иметь документ для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь независимо от возраста;

1.3. документы, удостоверяющие личность, а также документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, выданные до вступления в силу настоящего Указа, сохраняют свою юридическую силу в течение срока их действия, если они оформлены в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего до вступления в силу настоящего Указа;

1.4. гражданин Республики Беларусь не может иметь одновременно действительный паспорт гражданина Республики Беларусь и действительные идентификационную карту гражданина Республики Беларусь и (или) биометрический паспорт гражданина Республики Беларусь.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 №107)
(см. предыдущую редакцию)

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 №107)
(см. предыдущую редакцию)

3. Действие настоящего Указа не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, за исключением лиц, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, и лиц, которым выдается проездной документ Республики Беларусь, биометрический проездной документ Республики Беларусь.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 №107)
(см. предыдущую редакцию)

4. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Указе, то применяются правила международного договора.

5. Признать утратившими силу:

5.1. Указ Президента Республики Беларусь от 13 января 1997 г. №33 "Об утверждении Положения о дипломатических и служебных паспортах граждан Республики Беларусь и Положения о порядке выдачи дипломатических и служебных паспортов гражданам Республики Беларусь" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., №2, ст. 40);

5.2. Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. №135 "О выдаче служебных паспортов некоторым категориям граждан Республики Беларусь" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., №8, ст. 190);

5.3. пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. №231 "О Сборнике действующих нормативных актов Президента Республики Беларусь (1994 - 1998)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №33, 1/291) в части утверждения редакционно-технических изменений, внесенных в Указ Президента Республики Беларусь от 13 января 1997 г. №33;

5.4. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 г. №13

5.5. пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2001 г. №506 "О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №89, 1/3020);

5.6. подпункт 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. №23 "О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь, признании утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №16, 1/8265);

5.7. подпункт 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. №704 " О некоторых вопросах уплаты государственной пошлины " (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №5, 1/9293).

6. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

6.1. совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований принять меры по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Указом;

6.2. обеспечить приведение других актов законодательства в соответствие с данным Указом;

описания и образцы документов, удостоверяющих личность, и документов для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь;

формы справок, выдаваемых в случае утраты (хищения) документов, удостоверяющих личность;

6.4. принять иные меры по реализации настоящего Указа.

7. Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения, Министерству иностранных дел, Министерству транспорта и коммуникаций, Министерству юстиции и Государственному пограничному комитету в шестимесячный срок утвердить формы отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, и документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, а также определить порядок внесения указанных отметок и их аннулирования.

8. Настоящий Указ вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением пунктов 6, 7 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования этого Указа.

Президент Республики Беларусь

Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 года №294

Положение о документах, удостоверяющих личность

Глава 1. Общие положения

1. Настоящим Положением определяется порядок выдачи, использования, обмена, признания недействительными, изъятия, хранения, уничтожения документов, удостоверяющих личность, за исключением биометрических документов, удостоверяющих личность.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 №107)
(см. предыдущую редакцию)

2. Действие настоящего Положения распространяется на граждан Республики Беларусь, проживающих в Республике Беларусь и за ее пределами (далее - граждане), иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь (далее - иностранцы, если данным Положением не определено иное), иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь (далее - беженцы).

3. Для целей настоящего Положения применяются следующие основные термины и их определения:

паспорт гражданина Республики Беларусь (далее - паспорт)документ, удостоверяющий личность гражданина на территории Республики Беларусь и за ее пределами, подтверждающий гражданство и право его владельца на выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь;

вид на жительство в Республике Беларусь (далее - вид на жительство) - документ, удостоверяющий личность иностранца на территории Республики Беларусь и подтверждающий получение им разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;

удостоверение беженца - документ, удостоверяющий личность беженца на территории Республики Беларусь.

4. Документы, удостоверяющие личность, являются собственностью Республики Беларусь.

5. Владелец документа, удостоверяющего личность, обязан:

бережно хранить и использовать документ, удостоверяющий личность;

передавать документ, удостоверяющий личность, по требованию должностных лиц государственных органов, уполномоченных на проверку документов, удостоверяющих личность;

сдать подлежащий изъятию или временному изъятию документ, удостоверяющий личность, в орган внутренних дел по месту жительства или в другой государственный орган, иную государственную организацию, определенные настоящим Положением;

незамедлительно обратиться с заявлением об утрате (хищении) документа, удостоверяющего личность, в орган внутренних дел или Министерство иностранных дел (для граждан, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь) - при утрате (хищении) этого документа на территории Республики Беларусь, в компетентный орган иностранного государства и в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь (далее - дипломатическое представительство или консульское учреждение) - при утрате (хищении) документа, удостоверяющего личность, за пределами Республики Беларусь.

Владелец документа, удостоверяющего личность, несет иные обязанности в соответствии с настоящим Положением.

Лицо, нашедшее документ, удостоверяющий личность, на территории Республики Беларусь, обязано сдать его в орган внутренних дел, а нашедшее такой документ за пределами Республики Беларусь, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 г. №333, 22.12.2018 г. №495)

6. Выдача документов, удостоверяющих личность, осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.

7. Основанием для отказа в выдаче документа, удостоверяющего личность, является непредставление документов, указанных в законодательных актах об административных процедурах, либо представление документов, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов.

Основанием для отказа в выдаче паспорта гражданину, выехавшему из Республики Беларусь для временного пребывания и состоящему на консульском учете граждан, временно пребывающих за пределами Республики Беларусь, является принятие уполномоченными государственными органами и иными организациями решения о временном ограничении права гражданина на выезд из Республики Беларусь в случаях, установленных законодательством.

Выдача гражданину идентификационной карты гражданина Республики Беларусь (далее – идентификационная карта) является основанием для отказа в последующей выдаче ему паспорта.

Отказ в выдаче документа, удостоверяющего личность, должен быть мотивирован. Об отказе в выдаче документа, удостоверяющего личность, гражданин, иностранец или беженец письменно информируется в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.

Отказ в выдаче документа, удостоверяющего личность, либо иные действия (бездействие) должностных лиц государственного органа, уполномоченного на выдачу такого документа, могут быть обжалованы в государственный орган, являющийся вышестоящим по отношению к данному государственному органу.

Обжалование в судебном порядке отказа в выдаче документа, удостоверяющего личность, либо иных действий (бездействия) должностных лиц государственного органа, уполномоченного на выдачу документов, удостоверяющих личность, осуществляется после обжалования таких действий (бездействия) в государственный орган, являющийся вышестоящим по отношению к данному государственному органу.

После устранения недостатков, послуживших основанием для отказа в выдаче документа, удостоверяющего личность, гражданин, иностранец либо беженец может обратиться за получением этого документа в порядке, установленном законодательными актами об административных процедурах.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 №107)
(см. предыдущую редакцию)

8. Документ, удостоверяющий личность, является недействительным в случае:

отсутствия в нем данных, указанных в пунктах 21, 32, 42 настоящего Положения, либо его подделки;

истечения срока его действия;

невозможности идентификации данных, указанных в пунктах 21, 32, 42 настоящего Положения, либо средств защиты бланка документа (далее – непригодность для использования);

подачи владельцем этого документа заявления о его утрате (хищении) в орган внутренних дел или Министерство иностранных дел, если владелец документа постоянно проживает за пределами Республики Беларусь (при утрате (хищении) документа, удостоверяющего личность, на территории Республики Беларусь), либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение (при утрате (хищении) документа, удостоверяющего личность, за пределами Республики Беларусь) – со дня подачи заявления об утрате (хищении) данного документа;

изменения (перемены) фамилии, собственного имени, отчества его владельца – по истечении одного месяца со дня изменения (перемены) фамилии, собственного имени, отчества владельца документа, удостоверяющего личность (для граждан, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, – по истечении шести месяцев со дня изменения (перемены) фамилии, собственного имени, отчества владельца документа, удостоверяющего личность);

принятия органом внутренних дел, Министерством иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением решения о признании его недействительным в случаях, предусмотренных в части второй настоящего пункта;

смерти владельца этого документа;

объявления владельца этого документа умершим.

Орган внутренних дел, Министерство иностранных дел, дипломатическое представительство или консульское учреждение принимают решение о признании документа, удостоверяющего личность, недействительным в случае:

утраты владельцем этого документа права на его использование;

выдачи нового документа, удостоверяющего личность, до истечения срока действия ранее выданного.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 №107)
(см. предыдущую редакцию)

9. Владелец документа, удостоверяющего личность, утрачивает право на использование:

паспорта - в случае прекращения гражданства Республики Беларусь, отмены решения о приобретении гражданства Республики Беларусь, подтверждения отсутствия у лица гражданства Республики Беларусь по результатам определения принадлежности к гражданству Республики Беларусь со дня принятия соответствующего решения либо вступления в силу соответствующего указа Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства Республики Беларусь;

вида на жительство - в случае приобретения гражданства Республики Беларусь или аннулирования разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;

удостоверения беженца - в случае утраты или аннулирования статуса беженца.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 №107)
(см. предыдущую редакцию)

Российский паспорт

В соответствии с Указом президента РФ от 13 марта 1997 года "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, является паспорт гражданина Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта утверждены постановлением правительства РФ от 8 июля 1997 года (с последующими изменениями).

Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти этих республик и Федеральной миграционной службой по согласованию с Геральдическим советом при президенте РФ.

Основным документом, удостоверяющим личность лиц (граждан РФ), не достигших 14-летнего возраста, является свидетельство о рождении - свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния - факта рождения ребёнка.

Свидетельство о рождении содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения ребенка; фамилию, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей); дату составления и номер записи акта о рождении; место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния); дату выдачи свидетельства о рождении.

По желанию родителей в свидетельство о рождении может быть внесена запись о национальности родителей (одного из родителей).

Документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего РФ, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации. Положение об удостоверении личности военнослужащего РФ утверждено постановлением правительства РФ от 12 февраля 2003 года.

Форма бланка удостоверения и его описание утверждены приказом министерства обороны РФ от 13 мая 2003 года.

Удостоверение содержит следующие сведения о военнослужащем: фамилию, имя, отчество, дату рождения, личный номер, присвоенные воинские звания и занимаемые воинские должности. В бланке удостоверения предусматриваются графы, в которые вносятся сведения о разрешении ношения личного оружия, перерегистрации удостоверения, а также особые отметки (о прохождении дактилоскопической регистрации, группе крови и т.д.).

Удостоверение личности военнослужащего является бессрочным и действительно на время нахождения военнослужащего на военной службе.

В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями), документами, заменяющими паспорт гражданина РФ, являются также военный билет, временное удостоверение личности гражданина РФ, справка для граждан, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Военный билет является документом, удостоверяющим личность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования на время их обучения.

Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (форма N 2П) выдается гражданину паспортно-визовым подразделением органа внутренних дел до оформления нового паспорта на срок не более 2 месяцев. Сведения о выданном временном удостоверении личности вносятся в свидетельство о регистрации по месту пребывания гражданина.

Справка установленной формы выдается гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, для участия в выборах и референдумах. Форма справки определена совместно министерством юстиции, МВД, ФСБ и министерством обороны РФ (утверждена 25 сентября 2003 года совместным распоряжением соответствующих министров).

Для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, паспорт гражданина РФ заменяет документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из РФ и въезда в РФ.

Согласно Федеральному закону "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года в действующей редакции, основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Эти документы могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные. Перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, определяется правительством РФ.

Образцы бланков паспорта гражданина РФ, дипломатического паспорта, служебного паспорта и паспорта моряка (удостоверение личности моряка), в том числе содержащие электронный носитель информации, утверждены постановлениями правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" и от 18 ноября 2005 года "Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации".

Паспорт гражданина Республики Беларусь (далее – паспорт) – документ, удостоверяющий личность гражданина на территории Республики Беларусь и за ее пределами, подтверждающий гражданство и право его владельца на выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь.

Паспорт обязан иметь каждый гражданин, достигший четырнадцатилетнего возраста.

Гражданин, выезжающий за пределы Республики Беларусь, а также постоянно проживающий за пределами Республики Беларусь, обязан иметь паспорт независимо от возраста.

· в связи с достижением четырнадцатилетнего возраста;

· несовершеннолетнему, не достигшему четырнадцатилетнего возраста, по заявлению одного из его законных представителей;

· при приобретении гражданства Республики Беларусь;

· в случае утраты (хищения) паспорта;

· для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь.

· изменения (перемены) фамилии, собственного имени, отчества его владельца;

· установления неточностей в данных или отметках;

· изменения половой принадлежности его владельца;

· непригодности для использования;

· израсходования листов, предназначенных для отметок;

· переезда гражданина, ранее постоянно проживавшего за пределами Республики Беларусь, на постоянное жительство в Республику Беларусь.

· гражданину, проживающему в Республике Беларусь, в том числе выехавшему из Республики Беларусь для временного пребывания и состоящему на консульском учете граждан, временно пребывающих за пределами Республики Беларусь, – органом внутренних дел по месту жительства гражданина;

· гражданину, постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь и состоящему на консульском учете – Министерством иностранных дел;

· гражданину, проживающему в Республике Беларусь и заявившему о своем желании выехать на постоянное жительство за пределы Республики Беларусь, – органом внутренних дел по месту жительства гражданина;

· гражданину, выехавшему из Республики Беларусь для временного пребывания и заявившему о своем желании оформить постоянное проживание за пределами Республики Беларусь, – Министерством иностранных дел.

· гражданину, проживающему в Республике Беларусь, – подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту жительства гражданина;

· гражданину, постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь, обратившемуся за выдачей или обменом паспорта на территории Республики Беларусь, – Министерством иностранных дел;

· гражданину, постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь, обратившемуся за выдачей или обменом паспорта за пределами Республики Беларусь, – дипломатическим представительством или консульским учреждением либо дипломатическим представительством или консульским учреждением иностранного государства, с которым у Республики Беларусь имеется соответствующий международный договор;

· гражданину, проживающему в Республике Беларусь, временно выехавшему из Республики Беларусь и состоящему на консульском учете граждан Республики Беларусь, временно пребывающих за пределами Республики Беларусь, обратившемуся по вопросу обмена паспорта в дипломатическое представительство или консульское учреждение, – дипломатическим представительством или консульским учреждением в государстве пребывания, а при их отсутствии – дипломатическим представительством или консульским учреждением в ином ближайшем иностранном государстве.

Гражданин, проживающий в Республике Беларусь, временно выехавший из Республики для временного пребывания и состоящий на консульском учете граждан, временно пребывающих за пределами Республики Беларусь, может обратиться по вопросу обмена паспорта в дипломатическое представительство или консульское учреждение в стране его временного пребывания или в ином ближайшем иностранном государстве. При этом прием документов и вручение паспорта осуществляет дипломатическое или консульское учреждение, а оформление (обмен) паспорта осуществляет орган внутренних дел по месту жительства гражданина в Республике Беларусь.

Паспорт выдается сроком действия на 10 лет.

Гражданин вправе за год до истечения срока действия паспорта обратиться для его обмена.

Паспорт, подлежащий обмену, изымается. Однако, при наличии в паспорте, подлежащем обмену, действительной визы иностранного государства либо в связи с иными обстоятельствами, в силу которых гражданину необходимо воспользоваться паспортом, подлежащим обмену, на основании письменного заявления владельца, паспорт, подлежащий обмену, оставляется гражданину. При этом аннулируются ранее внесенные отметки на всех страницах паспорта подлежащего обмену, за исключением обложки, ламинированной страницы и страниц с визой либо видом на жительство. Такой паспорт подлежит обязательной сдаче после того, как необходимость его использования отпадет.

В случае смерти гражданина Беларуси за границей, паспорт сдается в дипломатическое или консульское учреждение Республики Беларусь.

Для выдачи (обмена) паспорта гражданину Республики Беларусь, постоянно проживающему за границей и состоящему на консульском учете, в Посольство представляются документы, указанные в подпунктах 11.5.1, 11.5.3, 11.5.4, 11.5.6 пункта 11.5, подпунктах 11.6.1, 11.6.2 пункта 11.6 перечня административных процедур.

Для обмена паспорта гражданину Республики Беларусь, постоянно проживающему в Республике Беларусь и временно пребывающему за пределами Республики Беларусь, в Посольство представляются документы, указанные в подпунктах 11.2.1, 11.2.2, 11.2.5, перечня административных процедур. Обмен паспорта осуществляется только при условии, что гражданин состоит в Посольстве на консульском учете граждан Республики Беларусь, временно пребывающих за пределами Республики Беларусь.

При утрате (хищении) паспорта, гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий за границей, должен незамедлительно обратиться с заявлением в компетентный орган иностранного государства. Для выдачи паспорта взамен утраченного (похищенного), в Посольство представляются документы, указанные в подпунктах 11.5.2, 11.5.5 пункта 11.5 перечня административных процедур.

Размер консульского сбора за выдачу (обмен) паспорта для граждан Беларуси, постоянно проживающих за границей, – 40 евро.

Размер консульского сбора за обмен паспорта для граждан Беларуси, постоянно проживающих в Республике Беларусь и временно пребывающих за пределами Республики Беларусь — 100 евро.

Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не освобождаются от уплаты консульского сбора за выдачу и обмен паспорта.

При выдаче (обмене) паспорта гражданину Республики Беларусь, постоянно проживающему за границей, в паспорт вносятся следующие отметки:

· о постановке на консульский учет и о снятии с консульского учета;

· о постоянном жительстве за границей;

· о регистрации брака. При обмене паспорта гражданину, состоявшему ранее в брачных отношениях, брак которого прекращен вследствие смерти одного из супругов или расторгнут в установленном порядке, отметка о регистрации заключения брака и отметка о регистрации расторжения брака не вносятся;

· о детях в возрасте до 18 лет;

· на основании письменного заявления гражданина, достигшего четырнадцатилетнего возраста, в паспорт вносится отметка о его национальной принадлежности. Отметка о национальной принадлежности вносится по национальности одного из родителей на основании свидетельства о рождении, содержащего указание на национальность родителей. Отметка о национальной принадлежности в паспорте скрепляется гербовой печатью и в дальнейшем изменению не подлежит.

Дипломатическое представительство или консульское учреждение имеет право продлевать срок действия паспорта гражданам, временно выехавшим из Республики Беларусь и имеющим документы, подтверждающие необходимость длительного пребывания за пределами Республики Беларусь. Паспорт может быть продлен однократно на срок не более двух лет со дня окончания срока действия паспорта.

Необходимость длительного пребывания за пределами Республики Беларусь может быть обусловлена болезнью, обучением, осуществлением гражданином Республики Беларусь трудовой деятельности, наличием у него семейных и иных обстоятельств в государстве временного пребывания, не позволяющих ему выехать в Республику Беларусь и произвести обмен паспорта в установленном порядке.

Решение о продлении срока действия паспорта принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением после согласования с органами внутренних дел по месту регистрации заявителя в Республике Беларусь.

Для однократного продления срока действия паспорта в Посольство представляются документы согласно подпунктам 11.7.1, 11.7.2 пункта 11.7 перечня административных процедур.

Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия паспорта составляет до 1 месяца, размер консульского сбора – 20 евро. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не освобождаются от уплаты консульского сбора за продление срока действия паспорта.

1. Размер трафарета для фотопечати 40 x 50 мм (одним листом).

2. Длина изображения лица от подбородка до окончания волосяного покрова головы устанавливается в пределах от 32 до 35 мм.

3. Изображение размещается на трафарете для фотопечати так, чтобы свободное от изображения верхнее поле над головой было 2 – 3 мм.

4. Фотографирование производится на ровном светлом фоне при передне-верхне-боковом освещении.

7. При изготовлении фотографии допускается только техническая ретушь. Изображение на фотографии должно быть четким, не допускаются изломы, царапины, нарушение эмульсионного слоя, затеки, различные виды вуали.

С января по май 2021 года МВД выдало 4,2 млн паспортов. Это на 500 тысяч больше, чем за такой же период прошлого года.

Паспорт нужен, чтобы граждане могли реализовывать свои права: получать госуслуги, путешествовать на поезде или самолете, подтверждать возраст при покупке алкоголя, ходить в московские рестораны, оформлять кредиты, жениться и получать господдержку.

Обращаться с ним нужно бережно, за потерю или умышленную порчу можно получить штраф. А еще оштрафуют, если вовремя не поменять паспорт или вписать туда лишние данные.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Что еще должны делать владельцы российских паспортов — рассказываем в новом цикле про обязанности в разных ситуациях. Чтобы ничего не забыть о самом важном документе гражданина РФ, сохраните короткую памятку — таблицу обязанностей со ссылками на законы.

Что должен делать владелец российского паспорта

Получить в 14 лет

Как это работает. Каждый гражданин России должен получить паспорт в 14 лет. Подать заявление можно на следующий день после дня рождения. Именно в этот день человек по закону становится 14-летним . Уложиться нужно в 90 дней — то есть на подачу заявления на первый в жизни паспорт отводится три месяца, а не какой угодно период на ваше усмотрение.

Заявление можно подать:

  1. в отделении МВД — записать ребенка на прием могут его родители через госуслуги, но заявление он должен подать лично;
  2. в МФЦ — но только в первые 90 дней после того, как исполнится 14 лет.

Подать заявление на госуслугах не получится: для первого паспорта доступна только запись на прием.

Если не подать заявление вовремя, родителей оштрафуют по ст. 5.35 КоАП РФ — за неисполнение родительских обязанностей. Штраф не очень большой, от 100 до 500 Р . Его выписывает комиссия по делам несовершеннолетних, поэтому придется сходить на беседу. Комиссия должна выяснить, почему документы не подали вовремя и кого штрафовать — маму или папу.

Одну женщину оштрафовали за то, что она вовремя не оформила ребенку паспорт. Прокурор опротестовал решение: вообще-то женщина замужем, у нее пятеро детей и она некоторое время находилась на больничном по уходу за младшим ребенком. Почему оштрафовали ее, а не мужа — непонятно. Суд отменил решение и велел комиссии по делам несовершеннолетних разбираться дальше.

Если затянуть с получением паспорта до 16 лет, оштрафовать могут и самого ребенка: привлекать к административной ответственности разрешается только с этого возраста. Штраф выпишут сотрудники МВД по ст. 19.15 КоАП РФ — за проживание без паспорта. Размер штрафа больше, чем для родителей:

  • от 3000 до 5000 Р , если ребенок живет в Москве или Санкт-Петербурге;
  • от 2000 до 3000 Р для других регионов.

Родителей по этой статье штрафовать не должны: ответственность наступает за проживание без паспорта, то есть каждый отвечает за свой паспорт сам. Если сотрудник МВД выпишет штраф родителям, его можно будет оспорить. Но если оштрафуют ребенка, заплатить за него штраф все-таки придется.

Для вклейки в паспорт нужно принести с собой на приём две одинаковые фотографии анфас, соответствующие требованиям МВД. Фотографии должны быть размером 35 × 45 мм , цветные или черно-белые — неважно. Фотографироваться нужно без головного убора и верхней одежды. Если постоянно носите очки, фотографируйтесь в них. Ретушь запрещена.

См. также:

Заменить в 20 и 45 лет

Как это работает. Российский паспорт действует с 14 до 20 лет, потом — до 45 лет, потом — бессрочно. Паспорт нужно менять после того, как исполнилось 20 или 45 лет, — в течение 90 дней. Потом он считается недействительным. Серия и номер паспорта будут другими. Даже если недавно потеряли паспорт и получили новый, все равно придется поменять.

Заявление можно подать:

    — не придется заполнять анкету от руки;
  1. в отделении МВД — записаться на прием на удобное время можно через госуслуги;
  2. в МФЦ — но только в первые 90 дней после того, как исполнится 20 или 45 лет.

Если не уложиться в 90 дней, сотрудник МВД может выписать штраф по ст. 19.15 КоАП — за проживание без паспорта. Размер штрафа:

  • от 3000 до 5000 Р , если живете в Москве или Санкт-Петербурге;
  • от 2000 до 3000 Р для других регионов.

Было бы удобно подать заявление загодя и не ждать, пока выдадут новый паспорт. Но так не получится: заранее заказать новый паспорт нельзя.

Загранпаспорт в 20 и 45 лет менять не надо. Он действует 5 или 10 лет — в зависимости от вида паспорта. От возраста это никак не зависит.

Как победить выгорание

Заменить, если паспорт испортился или нет свободных страниц

Как это работает. Паспорт нужно менять, если он изношен, поврежден или по другим причинам непригоден для дальнейшего использования. Например, если кончились страницы для штампов о регистрации или других обязательных штампов.

Если очень часто переезжаете или женитесь, будьте готовы заменить паспорт по этой причине.

Примеры, когда паспорт надо менять из-за повреждений:

  • страницы вырваны, порваны или сильно помяты;
  • страницы грязные;
  • паспорт попал в воду, из-за чего надписи или штампы стали неразборчивы;
  • паспорт обгорел;
  • оторвалась фотография.

Заменить паспорт нужно в течение 30 дней. Но на практике определить это сложно: сотрудники МВД не знают, когда именно паспорт испортился. Опасность тут в другом: испорченный паспорт считается недействительным. Его могут отказаться принимать в самый неподходящий момент. Например, при оформлении загранпаспорта или в банке.

Существенное изменение внешности — тоже основание для смены паспорта. Это касается и внутренних российских паспортов, и загранпаспортов нового поколения. Если изменилась прическа или человек стал носить очки, паспорт менять не нужно. Речь о серьезных изменениях, когда человек перестает быть похож на себя в паспорте. Например, из-за операции или травмы.

А еще ребенка, которому сделали паспорт на 10 лет вперед, могут не пропустить на границе — потому что не похож. Или предупредят, что в следующий раз не пустят. Это зависит от сотрудника погранслужбы. Можно предложить посмотреть фото на визе, они обычно более свежие.

Заявление на замену можно подать:

См. также:

Заменить после смены личных данных

Как это работает. Паспорт обязательно следует заменить, если изменились личные данные. К ним относятся:

  1. Фамилия, например при заключении брака.
  2. Имя.
  3. Отчество.
  4. Сведения о дате и месте рождения.
  5. Пол.

Если не подать заявление в течение 30 дней, можно получить штраф за проживание без паспорта. Его выписывают при получении нового паспорта:

  • от 3000 до 5000 Р , если живете в Москве или Санкт-Петербурге,
  • от 2000 до 3000 Р для других регионов.

Даже если опоздать всего на пару дней или уехать в свадебное путешествие, придется платить штраф.

Одна женщина вышла замуж и решила поменять фамилию — отправила заявление через госуслуги и уплатила госпошлину. Но понять, на какой день ее вызывают для замены паспорта, она не смогла. По телефонам ей ничего не объяснили. Женщина махнула рукой и уехала в свадебное путешествие. По возвращении подала еще одно заявление и получила паспорт. А заодно и штраф — 2000 Р .

Заявление на замену паспорта можно подать:

    ;
  1. в отделении МВД;
  2. в МФЦ — но только в первые 30 дней после того, как изменились личные данные.

См. также:

Не писать и не рисовать в паспорте

Как это работает. В паспорте нельзя ничего писать от руки, рисовать или ставить штампы, которые не предусмотрены законом. Если ребенок нарисовал на пустой странице котенка, паспорт придется менять.

Сведения, которые могут быть внесены в паспорт официально:

  1. О регистрации по месту жительства и снятии с учета.
  2. О воинской обязанности.
  3. О регистрации и расторжении брака.
  4. О детях младше 14 лет.
  5. О ранее выданных паспортах.
  6. О загранпаспортах.
  7. О группе крови и резус-факторе.
  8. Об ИНН.

Все эти сведения вносят уполномоченные органы, организации или сотрудники МФЦ. Например, штамп о браке поставят в загсе, группу крови можно вписать в медицинской организации, а ИНН — в налоговой.

Если вписать или впечатать что-то в паспорт самому, он будет считаться недействительным. Его нужно заменить в течение 30 дней. Штрафы те же , что и при замене из-за порчи паспорта. Но непонятно, как в этом случае инспекторы МВД могут посчитать срок. Поэтому реально стоит опасаться только того, что паспорт с лишними записями откажутся принимать, когда это будет нужно.

Если вписать что-то в паспорт с целью испортить его и сделать недействительным, оштрафуют за умышленную порчу паспорта. Штраф — от 100 до 300 Р . Например, если один человек напишет в паспорте другого, что тот негодяй и не стоило тратить на него лучшие годы жизни. Но если вписать сведения по незнанию, оштрафовать не должны.

Женщина вписала детей в свой паспорт ручкой. Потом пришлось в суде доказывать, что она не хотела портить паспорт, а просто не знала, как правильно. Суд сказал: раз умысла не было, то и штрафа не должно быть.

Бережно хранить паспорт

Как это работает. Граждане обязаны не просто иметь паспорт, но и бережно его хранить. Очень бережно, потому что за утерю выпишут штраф.

Основания получить штраф:

  1. Умышленное уничтожение паспорта.
  2. Умышленная порча паспорта.
  3. Небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату.

Нельзя рвать, сжигать паспорт, выбрасывать его в мусорный бак, оставлять в магазине или забывать в сумке в автобусе. За все это оштрафуют по ст. 19.16 КоАП. На 100—300 Р , но все равно неприятно.

Жизненная история, в которой сожгли паспорт. Женщина с семьей снимала дом. Хозяйка дома сообщила им о необходимости выехать. Женщине это не понравилось, и она придумала план: тайком забрать из дома свои документы и личные вещи и обвинить хозяйку в том, что она их украла. Свой паспорт женщина сожгла в ванной комнате. Правоохранительные органы оказались догадливее, чем предполагалось, и женщину оштрафовали за умышленную порчу паспорта. А потом еще на 10 000 Р за ложный донос.

Если паспорт украли, оштрафовать не должны. Один из главных принципов административной ответственности — она наступает за виновные действия. А при краже вина лежит на воре. Хотя если будет установлен факт кражи из-за небрежного хранения, то могут выписать штраф.

Сообщать, что паспорт украли, если он потерян, — это не лучшая идея, хоть и поможет избежать штрафа. Ложный донос — это преступление.

Мужчина потерял паспорт на вокзале. Чтобы не платить штраф, он сообщил в полицию, что паспорт украли. Полиция разобралась, на гражданина завели дело за ложный донос. В материалах дела указано, что гражданин таким образом хотел дестабилизировать работу правоохранительных органов. Гражданин раскаялся и был освобожден от уголовной ответственности. Но, кажется, проще было заплатить 300 Р .

Сообщить в полицию при утере

Как это работает. Об утрате паспорта гражданин должен сразу же сообщить в полицию. Неважно, по какой причине он пропал: потерян или украден. Заявление зарегистрируют, выдадут талон-уведомление. Он понадобится при подаче заявления о замене паспорта.

Если паспорт потерян, заявление примут и без этого талона. То есть можно без обращения в полицию сразу написать заявление о замене паспорта в отделение по вопросам миграции. Правда, иногда паспорт находят и отдают в полицию — при обращении с заявлением об утере есть шанс, что восстанавливать паспорт не придется.

При подаче заявления в полицию нужно изложить обстоятельства утраты паспорта: утерян, украден, обстоятельства неизвестны. Если паспорт украли, полиция возбудит уголовное дело. Процесс более сложный, поэтому часто проще написать про утерю и заплатить 300 Р . Но это не всегда лучшее решение.

В течение года после назначения штрафа за утерю паспорта человек будет считаться административно наказанным. Это важно для получения лицензии на приобретение оружия и разрешения на приобретение и хранение оружия. Достаточно еще одного нарушения, посягающего на общественный порядок, общественную безопасность или установленный порядок управления, в течение года — и лицензию с разрешением отзовут или не выдадут.

Одного мужчину 24 декабря оштрафовали за распитие алкоголя в общественном месте. А 10 января у него украли паспорт. В отделении полиции ему сказали, что быстрее будет написать заявление о потере паспорта. Мужчина так и сделал, а в сентябре получил письмо об аннулировании разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия. Суд сказал, что все законно: раз человек написал, что потерял паспорт, значит, потерял.

Заявление о замене паспорта в случае потери или хищения можно подать только лично, в МВД. Записаться на прием помогут госуслуги, но госпошлину придется платить в полном объеме.

См. также:

Платить госпошлину за получение и замену

Как это работает. Паспорт не выдают бесплатно, хотя отказаться от него гражданин России не вправе. За получение и замену паспорта нужно платить госпошлину. Если заявление можно подать через госуслуги, есть возможность сэкономить 30%. А еще размер госпошлины сильно зависит от основания для замены. Но платить придется, это обязанность.

В Госдуму внесен проект федерального закона "Об основных документах, удостоверяющих личность". Документ разработан депутатом нижней палаты парламента Сергеем Ивановым в целях определения правового статуса основных документов, удостоверяющих личность, и систематизации установленных различными нормативно-правовыми актами документов, удостоверяющих личность россиян в стране и за ее пределами, а также иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

Законопроект 1 закрепляет правовые основы документов, удостоверяющих личность, устанавливает требования к их оформлению, а также регулирует деятельность по изготовлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению таких документов.

Остановимся на ключевых моментах инициативы.

Четкая терминология

Несмотря на то, что во многих правовых актах упоминается понятие "документ, удостоверяющий личность", его определение действующее законодательство не предусматривает. Часто под этим термином подразумевается не любой документ, содержащий идентифицирующие конкретное лицо сведения, а именно паспорт как основной документ каждого гражданина. Например, в таком значении этот термин рассматривается в отдельных нормах КоАП (ст. 19.15-19.18 КоАП РФ).

В ст. 1 проектируемого закона планируется закрепить понятие "документ, удостоверяющий личность". Под таковым будет пониматься материальный объект установленного образца с зафиксированной на нем информацией о персональных данных физического лица, позволяющей установить личность и правовой статус его владельца. Одновременно разъясняется, какие документы будут считаться основными (они выделены в законопроекте из общего перечня документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России или за ее пределами и документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина и лица без гражданства на территории нашей страны). Также терминологический аппарат предусматривает расшифровку понятия "уполномоченные государственные органы" (к ним отнесены органы внутренних дел, органы юстиции, орган в области внешнеполитической деятельности, орган в области транспорта и коммуникаций, осуществляющие в пределах своей компетенции оформление, выдачу, замену, изъятие и уничтожение документов, удостоверяющих личность).

Принципы правового регулирования в сфере документов, удостоверяющих личность

Требования к оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению документов, удостоверяющих личность, планируется привязать к принципам:

  • законности;
  • обязательности;
  • соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  • равенства всех перед законом;
  • недопустимости дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам;
  • доступности.

Перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ

В проекте сформирован перечень из девяти основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. В их числе:

  • удостоверение личности гражданина РФ;
  • паспорт гражданина РФ;
  • заграничный паспорт гражданина РФ;
  • дипломатический паспорт РФ;
  • служебный паспорт РФ;
  • свидетельство на возвращение;
  • свидетельство о рождении;
  • временное удостоверение личности гражданина;
  • удостоверение личности военнослужащего РФ.

Оговорено, что иные предусмотренные законодательством документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, не являются основными. Хотя в некоторых случаях, прямо прописанных в федеральных законах, к удостоверяющим личность документам могут быть отнесены также водительское удостоверение, военный билет, справка об освобождении из мест лишения свободы и актовая запись о рождении.

В свою очередь, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, считаются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. А для лиц без гражданства в РФ – удостоверение личности лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство и иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве таковых.

Причем возможность совершения гражданско-правовых сделок гражданами РФ связывается с наличием любого из трех документов – удостоверения личности гражданина РФ, паспорта гражданина РФ и свидетельства о рождении, а для иностранцев и лиц без гражданства – только одного (вида на жительство).

Требования к основным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ

Проект закона содержит требования, касающиеся не только оформления основных документов, удостоверяющих личность (на русском языке в виде документа на бумажном или пластиковом носителе), но и содержащихся в них данных. Речь идет о минимальном наборе сведений – таких, как: имя полностью (Ф. И. О. и другие части имени при наличии); дата и место рождения; пол; национальная принадлежность (по желанию гражданина); гражданство; фотография; наименование органа, выдавшего документ; номер и серия документа при наличии; дата выдачи документа и дата истечения срока действия документа, если такой установлен; подпись гражданина; иные сведения в случаях, предусмотренных законодательством.

Некоторые новеллы законопроекта

Главной новеллой можно признать введение нового вида документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, – удостоверения личности гражданина РФ. Речь идет о документе (исключительно на пластиковом носителе), удостоверяющем личность и подтверждающем гражданство РФ. По замыслу парламентария, удостоверение личности россияне будут получать с 14-летнего возраста сроком на 10 лет. Причем граждане РФ, выезжающие на постоянное место жительство за пределы страны, должны будут сдать удостоверения личности в органы внутренних дел. Иные особенности использования удостоверения личности на пластиковом носителе должно будет установить Правительство РФ (например, пока в законопроекте не уточняется, нужно ли будет получать такое удостоверение на пластиковом носителе гражданам старше указанного возраста).

Кроме того, ряд поправок предусмотрен для паспорта гражданина РФ, так же выдаваемого по достижении 14 лет, но только в виде бумажного документа. Они касаются снятия ограничения на срок действия такого документа – указывается лишь на необходимость по достижении гражданином 20-летнего (за исключением призывников) и 45-летнего возраста представить в уполномоченный орган свой паспорт для обновления в нем фотографических данных путем вклеивания новой фотографии в соответствующем возрасте. Причем паспорт, в котором не актуализированы фотографические данные, будет признаваться недействительным.

Согласно законопроекту в паспортах граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов, может появиться новая отметка – об обязанности платить алименты.

Особенности выдачи и ограничения на использование основных документов, удостоверяющих личность

Кроме рассмотренных нюансов, законопроектом конкретизирован порядок оформления, выдачи, замены, хранения, изъятия и сдачи основных документов, удостоверяющих личность. В частности, содержится список оснований выдачи документов, удостоверяющих личность – так, для выдачи документов, удостоверяющих личность, достаточно наличия одного из следующих документов: актовая запись о рождении; свидетельство о рождении; паспорт гражданина РФ; удостоверение личности гражданина РФ; временное удостоверение личности; свидетельство на возвращение; удостоверение лица без гражданства; заграничный паспорт; справка о приеме в гражданство РФ, выходе из гражданства и изменении гражданства. Прописаны и основания для временного отказа в выдаче документа, удостоверяющего личность, а также основания замены таких документов (последний расширен по сравнению с действующим перечнем).

Наконец, вводится ряд запретов – например, на принятие в залог документов, удостоверяющих личность, а также на идентификацию физического лица по копиям таких документов.

Отметим, намерение урегулировать статус основных документов, удостоверяющих личность, отдельным федеральным законом было высказано еще при принятии Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232. Так, преамбула документа гласит: "В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, постановляю". Таким законом может стать рассматриваемый законопроект в случае его одобрения Госдумой, Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Если это произойдет, то новые нормы начнут действовать со дня их официального опубликования, за исключением положений об удостоверении личности – их планируется применять начиная с 1 января 2021 года (после утверждения Правительством РФ формы, порядка оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения такого документа).

1 С текстом законопроекта № 845287-7 "Об основных документах, удостоверяющих личность" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Читайте также: