Как вступить в наследство в испании гражданину россии

Обновлено: 25.06.2024

Моя дочь умерла на территории США. У нее было двойное гражданство, две фамилии.

В 2015 году, прожив в Америке 15 лет, дочь решила вернуться в Россию. В январе 2020 года она временно приехала в Нью-Йорк на лечение. Ее состояние ухудшилось, и 14 сентября она умерла. В России у дочери квартира, в которой она прописана вместе со мной.

Какие документы о дочери из Америки необходимы, чтобы обратиться к нотариусу и вступить в наследство? Что делать при подаче заявления о принятии наследства, если человек умер в другой стране, не по месту постоянного проживания и прописки в России? Свидетельство о смерти оформлено на другую фамилию — по паспорту США. Документ о смене фамилии есть.

Три месяца я не могла предпринимать ничего: был шок от случившегося. Я пока в Америке и пытаюсь разобраться с документами. Осталось три месяца для законного вступления в наследство.

Примите мои искренние соболезнования. Смерть близких людей — это тяжелая утрата.

Что касается документов, то оформление наследства не связано с местом смерти — оно зависит от места нахождения имущества и регистрации постоянного места жительства наследодателя. Расскажу подробнее, что вам надо сделать.

Куда и когда обращаться за вступлением в наследство

По общему правилу вы можете принять наследство в течение шести месяцев со дня его открытия, то есть со дня смерти.

Это время дается, чтобы вы заявили свои права как наследник и нотариус по вашему заявлению открыл наследственное дело. Если выяснится, что у вас на руках нет каких-то документов, которые надо принести нотариусу, чтобы получить свидетельство о наследовании, это можно будет сделать позже.

Имущество в США. Если у дочери было какое-то имущество в Америке, вступать в наследство на него придется по законам Соединенных Штатов. Порядок, сроки и список необходимых документов придется узнать у местных нотариусов.

Как победить выгорание

Какие документы нужны для нотариуса

Когда придете к нотариусу подавать заявление, вам надо будет предъявить:

  1. Свидетельство о смерти дочери.
  2. Документы о родстве — свидетельство о рождении, — если вступаете в наследство по закону.
  3. Завещание, если вступаете в наследство по завещанию.
  4. Документы, которые подтверждают смену фамилии дочери.
  5. Выписку из лицевого счета или домовой книги, которая подтверждает последнее место ее регистрации.

Поскольку свидетельство о смерти выдано в США, на него обязательно надо поставить апостиль — специальную отметку, которая подтверждает юридическую силу документов во всех странах, присоединившихся к Гаагской конвенции 1961 года.

И Россия, и США присоединились к Гаагской конвенции, поэтому российский нотариус не примет выданное в Америке свидетельство о смерти без апостиля.

Нет единого ведомства, которое проставляло бы апостили на документах. Уточните, куда вам надо обратиться за апостилированием свидетельства о смерти, в учреждении, где его оформили.

Кроме апостиля вам понадобится перевод свидетельства о смерти. Нотариус может засвидетельствовать верность перевода с одного языка на другой, если сам владеет этими языками. Если нотариус не знает иностранного языка, перевод может сделать переводчик, а нотариус засвидетельствует подлинность его подписи.

Перевод свидетельства о смерти можно оформить у того же нотариуса, который будет заниматься наследством, или обратиться к другому. Но важно взять контакт переводчика у того нотариуса, который будет потом удостоверять его подпись. Дело в том, что нотариусы работают только с теми переводчиками, в чьих профессиональных способностях уверены. Переводчик, который собирается сотрудничать с нотариусом, должен предъявить диплом и другие документы, подтверждающие его знания. Нотариус проверяет подлинность документов и только после этого принимает переводы этого специалиста. Поэтому если вы обратитесь к переводчику по своему выбору, то нотариус может не принять его перевод.

Вы пишете, что дочь сменила фамилию и свидетельство о смерти выдано по американскому паспорту. В этом случае нотариусу надо будет предъявить документ, на основании которого у дочери появилась другая фамилия. Возможно, это свидетельство о браке или разводе. Если документ был выдан в США, на нем тоже должен стоять апостиль, и его также надо будет перевести.

Какие документы нужны, чтобы вступить в наследство на квартиру

Чтобы нотариус выдал свидетельство о праве на наследство, он должен знать, что входит в наследственное имущество: сколько квартир или других объектов недвижимости было у наследодателя и где они находятся. В ваших интересах рассказать нотариусу обо всем имуществе, которое принадлежало вашей дочери.

Если сведения о квартире есть в ЕГРН, впишите ее в заявление и приложите правоустанавливающий документ. Это может быть договор купли-продажи, мены, дарения, договор о приватизации, свидетельство о праве на наследство, если дочери квартира также досталась по наследству, решение суда или другие документы.

Нотариус самостоятельно запросит сведения из ЕГРН, чтобы удостовериться, что ваша дочь владела этой квартирой. Он сделает это в течение трех рабочих дней после того, как вы к нему обратитесь.

Фактическое принятие наследства

Если вы по какой-то причине не успеете открыть наследственное дело у нотариуса до того, как истекут шесть месяцев с даты смерти дочери, можете принести документы, которые подтверждают фактическое вступление в наследство.

Подтвердить, что вы фактически вступили в наследство, можно, например, выпиской из лицевого счета, из которой видно, что вы проживали совместно с дочерью, квитанциями об оплате коммунальных услуг за месяцы после ее смерти, квитанцией об уплате имущественного налога.

Приложите эти документы к заявлению о выдаче свидетельства о праве на наследство, с которым вы обратитесь к нотариусу.

Если нотариус откажется выдать вам свидетельство, попросите, чтобы он выдал вам постановление об отказе и указал в нем его причину. После этого обратитесь в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства.

Заявление надо подать в порядке особого производства по месту нахождения квартиры. Особое производство означает, что вы не спорите с другим лицом, как в порядке искового производства, а просите установить юридический факт — в вашем случае факт принятия наследства. В такое заявление не надо вписывать ответчика, а надо указать только заинтересованное лицо — нотариуса, который отказался выдать свидетельство. В заявлении попросите суд установить факт принятия вами наследства.

Или вы можете подать заявление о признании права собственности на наследуемое имущество. Тогда заявление подается в порядке искового производства, а ответчиком надо указать администрацию вашего населенного пункта.

Дело в том, что если никто из наследников не принял наследство, имущество становится выморочным — переходит в собственность городского или сельского поселения, на территории которого находится.

В любом случае в заявлении надо перечислить факты, которые свидетельствуют о принятии наследства, и доказательства, которые это подтверждают.

Как правило, если есть подтверждение фактического принятия наследства, суды выносят решения в пользу заявителей.

Например, суд в Орловской области рассмотрел заявление гражданки, которая обратилась с заявлением о признании права собственности на наследуемое имущество. Женщина пропустила шестимесячный срок обращения за наследством после смерти супруга. Нотариус выдал ей справку, что срок принятия наследства пропущен, и отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство.

Поскольку после смерти мужа вдова осталась жить в доме, часть которого принадлежала умершему, пользовалась земельным участком, сделала в доме капитальный ремонт, провела газ и починила крышу, суд заявление о признании права собственности на наследуемое имущество удовлетворил.

Если вы подадите заявление об установлении факта принятия вами наследства, решение суда, которое подтверждает этот факт, надо будет отнести нотариусу, чтобы он выдал свидетельство о праве на наследство. А если попросите суд признать за вами право собственности на наследуемое имущество, идти к нотариусу не нужно: органы Росреестра зарегистрируют право собственности на основании решения суда.

Стоимость оформления наследства и регистрация права

Закон освобождает от уплаты госпошлины наследников квартиры, если они проживали совместно с наследодателем на день его смерти и продолжают жить в этой квартире после этого.

Поэтому вам придется заплатить только за услуги технического и правового характера. Их стоимость зависит от региона. Например, в Москве выдача свидетельства о праве на наследство на каждый объект недвижимости стоит 6000 Р , а в Краснодаре — 4500 Р . Тарифы устанавливает Федеральная нотариальная палата.

Еще надо будет уплатить госпошлину за регистрацию права собственности в Росреестре. Для физлица это 2000 Р . А если подать документы в электронном виде, применяется понижающий коэффициент 0,7 — госпошлина составит 1400 Р .

Нотариус, который выдаст вам свидетельство о праве на наследство, обязан будет сам передать в Росреестр заявление о государственной регистрации права и прилагаемые к нему документы.

Если право собственности на наследуемое имущество определит суд, с заявлением и документами в Росреестр придется обратиться самостоятельно.

Надеюсь, вы решите вопрос с вступлением в наследство легко и быстро.

В Т⁠—⁠Ж есть несколько подробных статей о наследстве — возможно, они вам пригодятся:




Спасибо ТЖ, теперь мы знаем как правильно вступить в наследство погибшего дяди из Нигерии, у которого не осталось наследников кроме дальних родственников!

Я гражданка Германии, мама оставила в наследство счет в банке. Возможно ли получить его, не посещая Россию? И где найти нотариуса, который мог бы помочь оформить все документы? Возможно, есть специальные агенства?


Анастасия, спасибо большое за ответ. Дело в том, что мама была прописана у родни в Ростовской области, имела российский паспорт. А умерла она по месту жительства папы, жила с ним в Украине, Луганская область. Сейчас Это ЛНР. Получается, мне нужно искать нотариуса в ЛНР? Документы, выданные ЛНР наверное считаются недействительными. Буду очень благодарна вам за ответ.


Анастасия, спасибо большое!


Добрый день ! Мой отец является Гр США. Уехал со второй семьёй примерно 20 лет назад. Я так предполагаю по программе Баптисты-Протестанты. По очень страному стечению обстоятельств. Меня родную дочку и внука не кто ,не поставил в известность о их намерение уехать в другую страну на ПМЖ. Не имея, не каких законных оснований. Хоть я была совершенно летним человеком. Он являлся моим единственным родственником , его ребёнок был в тяжелом положении. Он знал о ситуации. И папуля умудрился обойти закон двух СТРАН . Я его родная Дочка находилось в неведении долгие годы . Очень долго его искала спустя 10 лет нашла через социальные сети. Сказать что я получила шок это мало. В своих действиях они нанесли мне огромный ущерб. Не говоря уже о моральных и духовных ценностях . Получается мой отец пропал без вести. Я не могу, не где взять документы справки где он. Информация хранится в таможне 10-15 лет . Всё остальное конфиденциально. Пыталась через социальные сети связаться пишут от его имени. Он не выходит на связь. Все мои попытки не имеют результата. Сразу бросают в блок и черный список. Я уже уверена это его семья. Обращалась в общину в РФ. Пастера в один голос, у них такие вещи не приемлемы , и они таки вещи не поддерживают и не одобряют. В США они берут приёмных, тогда когда своих родных детей бросают на произвол судьбы. Что очевидно доказывает эта семья не может относиться не какой конфессии. Ему сейчас 69 лет . Да и я уже взрослая . Его внуку 28 лет . У нас всё рухнуло все к чему стремились. У Государство РФ есть закон. Для работы на Государственной службе есть пару пунктов под которые мы попали. По действию моего родного отца в отношении к дочери и внука .Скажите пожалуйста где я могу получит документ?. Думаю даже это Свидетельство о смерти. Все правоустанавливающие документы у меня есть. Мне в любом случае придётся доказать своё существование. У меня не как ,не вяжется одно с другим. Вера в Иисуса и такие действия. Они дали понять родственных связей быть не может. Причина ясна! Мы скелет в шкафу этих людей. Я это чётко понимаю тоже .

Белоногов Анатолий Борисович 08. 12. 1951 г. С семьёй находится США штат Вашингтон г Паско

виза инвестора в Испании, жизнь в Испании

Наследование и дарение имущества в Испании

Проживая в Испании не первый год, иностранец может задуматься о возможном переходе прав на его имущество в данный момент или после смерти. Как известно, законодательством любой страны предусмотрены права для каждого собственника (физлица) передать имущество или его часть в дар, оформив дарственную на любое лицо, родственника или чужого человека. В другом случае собственник может оформить при жизни завещание, включив в него также любых лиц на свое усмотрение. Завещательным документом наследодатель может и лишить законных претендентов их прав. Если завещания не будет, то после смерти собственника наследники вступят в свои права по закону.

Имея на руках дарственную на недвижимость или обладая правами наследника, россиянин может вступить в свои права. Оформление документов дарителем или наследодателем, как и другими сторонами – одаряемым или наследниками происходит только в нотариальной конторе. Но в данной ситуации необходимо определиться, где расположено имущество. Важно также, где перед смертью проживал наследодатель или проживает даритель в настоящий момент.

Конечно, применить испанское законодательство возможно, если речь идет об имуществе, которое внесено в Реестр недвижимости Испании. Имущество, расположенное на территории РФ, должно перейти в руки наследников или одаряемого по российскому законодательству, даже если его собственник проживает в Испании. Если, к примеру, умерший имел недвижимость в разных странах, то придется провести анализ по применению законодательного права. Но важен и тот вопрос, является резидентом или нерезидентом в данном случае одаряемый или наследник. Каждый случай должен рассматриваться индивидуально с привлечением квалифицированных юристов.

Куда обращаться

В ракурсе данной статьи будут рассмотрены вопросы, которые касаются вступления в свои права россиянами на имущество, расположенное на территории Испании, когда наследодатель или даритель там постоянно проживал или проживает. Он может быть гражданином Испании, иметь ВНЖ или ПМЖ, т. е. являться ее резидентом, но гражданином другой страны. Лица, вступающие в права, могут быть резидентами или нерезидентами Испании. Итак, наследники в зависимости от ситуации, является она спорной между ними или нет, могут обратиться:

-в российское консульство, расположенное на территории Испании;

-к нотариусу в Испании;

-в гражданский суд по месту проживания бывшего собственника в Испании.

Если у россиянина есть на руках дарственная на имущество в Испании, он направляется к испанскому нотариусу.

Налогообложение

При вступлении в свои права, как наследникам, так и одаряемому придется заплатить налог в соответствии с испанским Налоговым кодексом. Налоги на наследство и дарение в Испании попадают в одну категорию, регулируются одними нормами законодательства, а потому всегда упоминаются в связке. Налог на:

-наследство применяется к имуществу, которое унаследовано после смерти собственника, причем очень важно, оформил он при жизни завещание или нет;

-дарение применяется к приросту капитала (имуществу), которое получено после оформления дарственной живым собственником.

Можно рассмотреть 3 основные ситуации, когда по испанскому закону будет применен налог на наследство или дарение:

1. Активы или права на имущество приобретаются после смерти собственника в порядке правопреемства наследниками. Налог уплачивается до проведения какой-либо сделки с наследственным имуществом и до момента, как наследники полностью вступят в свои права. Например, унаследовав недвижимость, ее нельзя будет продать, пока налог на наследство не оплачен.

2. Активы или права на имущество переходят к другому лицу путем дарения или согласно другой безвозмездной передачи еще при жизни собственника.

3. Поступают доходы от полиса страхования жизни. Но лицо, застраховавшее свою жизнь, и бенефициар (выгодоприобретатель), это разные граждане.

Налоговая база

Налоговая база, которая в Испании облагается налогом на наследство или дарение, рассчитывается так:

1. В случае смерти собственника производится оценка его активов и возможных обязательств, которые он имел на момент ухода из жизни. Основой для налогообложения будет сумма, полученная после всех вычетов. В расходы можно включить и затраты на похороны, судебные разбирательства, если они будут конкретно связаны с разделом наследственной массы.

2. Если имущество или права переходят по дарственной или иному типу безвозмездной передачи при жизни владельца, то основой для налогообложения станет реальная стоимость имущества.

3. Если бенефициар получает прибыль по страховке по договору страхования, то налоговой базой станут его доходы.

Данные налоги являются прогрессивными и размер ставки, применяемой к налоговой базе, зависит от обстоятельств. От размера суммы, которая передается выгодоприобретателю, или от стоимости имущества, передаваемого наследнику, одаряемому.

Как рассчитывать налог

Для начала необходимо взять реальную стоимость имущества, переходящего к другому лицу, вычесть из нее сумму обременений и задолженностей. А затем можно применить налоговый вычет, если лицо, к которому переходит имущество, является резидентом Испании.

Какой положен налоговый вычет

Его размер в большей степени будет зависеть оттого, кем является бывшему собственнику лицо, вступающее в свои права:

1. При наследовании положен вычет:

100 тыс. евро каждому по нисходящей линии (детям и внукам) возрастом старше 21 года (несовершеннолетние или инвалиды получают больше);

95% прямым по восходящей и нисходящей линии и супругам, но потребуется владеть унаследованным имуществом не менее 5-ти лет;

50−95%, если имущество относится к культурному наследию и находится на территории Валенсии, но к нему должен сохраниться публичный доступ;

95%, если по наследству переходит индивидуальный бизнес, его потребуется поддерживать наследнику, вступившему в права как минимум 5 лет (для компаний с оборотом до 10 млн евро);

95%, если передаются доли в уставном капитале юридического лица (условия и требования дальнейшего владения должны соответствовать выше указанным).

2. При дарении положен вычет:

100 тыс. евро на детей возрастом старше 21-го года, внуков-сирот, бабушек или дедушек при условии, что их собственные дети умерли, если одаряемые сами владеют имуществом на сумму не более 600 тыс. евро (несовершеннолетним или инвалидам положен больший вычет);

240 тыс. евро для инвалидов со степенью инвалидности 65−33%;

120 тыс. евро на родителей или детей-инвалидов со степенью инвалидности 33%;

95% на родителей, детей, внуков-сирот, когда объектом дарения выступает сельхозпредприятие с оборотом не больше 10 млн евро (требование к одаряемым – поддерживать бизнес после вступления в свои права не менее 5-ти лет);

95% на супругов, родителей или иных родственников по нисходящей линии, если в дар передается индивидуальный бизнес с оборотом не больше 10 млн евро (требование к одаряемым – поддерживать бизнес после вступления в свои права не менее 5-ти лет);

95%, если в дар переходят доли в уставном капитале (условия и требования дальнейшего владения должны соответствовать выше указанным);

1 тыс. евро, когда в дар передаются деньги, которые должны быть вложены в компанию, работающую в области кинематографии, театра, музыки, изобразительного искусства, образования, либо в исследовательскую или социальную деятельность.

Ставка налога

Размер процентной ставки по налогу наследования или дарения, установлен на государственном уровне, и зависит от стоимости имущества, если:

минимальная стоимость активов до 7993,46 евро, то применяется ставка 7,65%

от 7668,91 до 7993,46 евро, то расчет производится по ставке 8,5%;
от 7831,19 до 15662,38 евро – 9,35%;
от 7831,19 до 23492,56 евро – 10,2%;
от 7831,19 до 31324,75 евро – 11,05%;
от 7831,19 до 39155,94 евро – 11,9%;
от 7831,19 до 46987,13 евро – 12,75%;
от 7831,19 до 54818,31 евро – 13,6%;
от 7831,19 до 62649,50 евро – 14,45%;
от 7831,19 до 70480,69 евро – 15,3%;
от 39095,84 до 78311,88 евро – 16,15%;
от 39095,84 до 117407,71 евро – 18,7%;
от 78191,67 до 156503,55 евро – 21,25%;
от 156263,15 до 234695,23 евро – 25,5%;
от 390958,37 до 390958,37 евро – 29,75%
от 781916,75 евро и выше – 34%.

В каждом случае при расчете применяется фиксированная квота.

Умножающий коэффициент

К общей квоте, которую необходимо вычислить, нужно будет применить коэффициент. Он зависит от степени родства между наследодателем и наследником или дарителем и одаряемым, но также и от стоимости имущества, которое уже находится в руках выгодоприобретателей. Так, при стоимости имущества:

1. До 390657,87 евро коэффициент для родственников:

I−II линии равен 1;
III-й линии родства – 1,5882;
IV-й линии – 2.

2. От 390657,87 до 1965309,58 евро коэффициент для родственников:

I−II линии равен 1,05;
III-й линии родства – 1,6676;
IV-й линии – 2,1.

3. От 1965309,58 до 3936629,28 евро коэффициент для родственников:

I−II линии равен 1,1;
III-й линии родства – 1,7471;
IV-й линии – 2,2.

4. От 3936629,28 евро и выше коэффициент для родственников:

I−II линии равен 1,2;
III-й линии родства – 1,9059;
IV-й линии – 2,4.

Но и в этом случае результат расчетов не будет окончательным, но не всегда.

Налоговые льготы

При вступлении в наследство положены еще и льготы, которые действуют на уровне автономного сообщества, получатели дара к ним отношения не имеют. Так, они будут составлять:

75% для наследников младше 21-го года;

50% для наследников-детей старше 21-го года, супругов и родственников по восходящей линии;

75% для наследников с инвалидностью 65−33%.

Разница для резидентов и нерезидентов

Размер налогового вычета или иных льгот может варьироваться в зависимости от провинции, где оформляются права на имущество и оно расположено. Для этого применяются нормы законов, установленных на той или иной автономной территории, входящей в состав Испании. Так, если наследник не является резидентом Испании, то будут применяться общегосударственные нормы, т. е. ему не положены налоговые вычеты или льготы, установленные для родственников. В случае, когда заинтересованное лицо резидент Испании, будут применяться нормы, установленные в конкретной автономии. Опять-таки, речь идет об имуществе, расположенном на территории Испании. Данные правила вступили в силу с начала 2017 г.

Меньше всего льгот у наследников (резидентов), проживающих в Андалусии, Арагоне, Астурии, Каталонии, Эстремадуре, Галисии. К примеру, в Стране Басков прямых наследников по восходящей и нисходящей линии, а также супругов умерших на местном уровне освободили от уплаты налога на наследство вообще. Минимальный налог нужно платить тем резидентам, кто проживает в Наварре, Кантабрии, Ла-Риохе, Састилья-и-Леоне, Мадриде, Мурсии, Кастилья-Ла-Манче, на Балеарский островах, Канарских островах и в Валенсийском сообществе.

Но нужно учесть и другое. Если выгодоприобретатель – нерезидент Испании, то налогом будет облагаться только имущество, находящееся на ее территории. Если в права вступает резидент Испании, то налог он должен будет оплатить со всех активов, независимо оттого, где они расположены. Здесь будет действовать правило двойного налогообложения, но, правда, не во всех случаях.

Благодаря решению Европейского суда (03.09.14) в более выгодном положении оказались резиденты стран ЕС, их права практически сравнялись с правами резидентов Испании. Они могут пользоваться налоговыми нормами, установленными в автономных сообществах, где расположено наследуемое имущество. Для резидентов Испании и стран ЕС при вступлении в наследственные права или в качестве выгодоприобретателей общегосударственные налоговые нормы применяться не будут. Наоборот, нерезидентам нужно рассчитывать сумму налога по общегосударственным нормам.

Как платить налоги

В каждом случае сроки уплаты налогов будут отличаться:

при вступлении в наследственные права налог нужно уплатить в течение полугода со дня смерти наследодателя;

при получении дара – в течение 1 месяца с момента, как будет оформлена дарственная или нотариальный акт.

Если наследник не проживает в Испании, ему нужно уплачивать налог в налоговую службу в Мадриде (Agencia Tributaria). Резиденты Испании платят налоги на счета местных налоговых служб, расположенных в автономиях. В то же время нерезидентам за получением автономных льгот и вычетов нужно обращаться в органы местного самоуправления, если, конечно, им есть на что рассчитывать. Налог на наследство уплачивается согласно заполненному бланку 650. Для налога на дарение требуется бланк 651.

По оценкам директора инвестиционно-банковского департамента QBF Дмитрия Кипа, у умеренно консервативного инвестора с большим чеком пропорции в зарубежном портфеле следующие: 50% капитала — недвижимость, 20% — депозиты, 15% — ценные бумаги на брокерском счете или в доверительном управлении, 5% — бизнес (как правило, доли в компании), 5% — остальное (фонды и трасты, частные займы, яхты, самолеты, предметы искусства, автомобили, ювелирные украшения и металлы, лежащие в банковских ячейках, и т. д.).

Как рассказали Forbes юристы, специализирующиеся на наследственном праве, существует три способа упростить в будущем вступление в право наследования зарубежными активами: включить средства в российское завещание, составить завещание по каждому иностранному активу в стране его нахождения, а также объединить имущество и активы разных юрисдикций в траст или семейный фонд.

В российском правовом поле

При подготовке завещания в российской юрисдикции в него можно включить в том числе зарубежные активы. При этом в процедуре передачи наследства может применяться как право страны, гражданином которой являлся наследодатель, так и страны нахождения активов.

Таким образом, первое, с чего стоит начать оформление российского завещания, включающего зарубежные имущественные объекты, — убедиться, что с этим государством заключены договоры, упрощающие признание российских официальных документов на территории этой страны. Такие соглашения у России есть более чем с 100 государствами, включая Германию, Болгарию, Великобританию, Бразилию, Данию, Испанию, Ирландию. В ином случае можно не уложиться в срок вступления в наследство другой страны, ограниченный 6-12, а в некоторых странах и 3 месяцами, отмечает адвокат Калой Ахильгов.

Чтобы упростить процесс наследования, бизнес-активы могут быть переданы в холдинговую компанию. Ее обычно создают для организации и оптимизации финансовых потоков — в том числе для решения вопросов наследования. Управлять холдинговой компанией, пока наследники проходят процедуру принятия наследства, может заранее назначенный исполнитель завещания. Среди наиболее популярных юрисдикций для создания холдинга значатся Кипр, Великобритания, Люксембург, Дания и Нидерланды.

Что касается передачи в наследство ценных бумаг — до момента получения свидетельства о наследовании (в России это 6 месяцев) зачисления, списания, сделки и операции могут существенно изменить ценность имущества. Если такой вариант приемлем, ценные бумаги можно перевести на учет в российский депозитарий.

За рубежом

Завещание, составленное по каждому конкретному зарубежному активу в стране нахождения такого имущества, тоже может стать хорошим решением. При этом необходимо заранее проанализировать, законы какого государства будут применяться к наследованию имущества в будущем — страны постоянного проживания, нахождения имущества или той, чьим гражданином является наследодатель.

Что касается движимого имущества (акций и долей компаний, банковских счетов, предметов искусства и прочее), если последнее место жительства наследодателя — Россия, то независимо от места оформления завещания необходимо обратиться к российскому нотариусу и получить у него свидетельство о праве на наследство для действия за границей и уже с этим свидетельством ехать в страну нахождения актива, поясняет Екатерина Маркова. Таким образом, если недвижимость наследуется по законам страны, где она находится, то наследование движимого имущества наследодателя, постоянно проживающего в России, проходит по российским правилам.

Эксперты, опрошенные Forbes, заверяют, что многочисленные завещания в этом случае оспаривать друг друга не будут. Но необходимо понимать, что всего одной фразой в последнем завещании можно отменить действие всех предыдущих, предупреждает Екатерина Маркова.

Международный траст или частный фонд

Такой инструмент, как траст, становится обычной практикой для состоятельных лиц за рубежом, но в России он пока не получил широкого распространения. Более того, законодательство России не предполагает существование трастовых фондов, но и не запрещает инвестирование в них за границей.

Учреждение траста позволяет собственнику перевести активы в доверительное управление выбранному им попечителю. В результате статус активов становится в некотором смысле обособленным, нейтральным с налоговой точки зрения. По словам опрошенных экспертов, в ряде американских штатов траст может защищать от налога на наследство или налога на формирование дохода у траста. Согласно трастовому договору выгодоприобретателями от операций с активами также становится круг избранных лиц, включая учредителя траста.

Эксперты, опрошенные Forbes, однозначно рекомендуют трасты и фонды для управления большим количеством активов в разных странах. В том и ином случае собственник активов передает имущество в управление, оставаясь при этом бенефициаром, с тем лишь отличием, что траст не образует юридическое лицо, а потому дешевле в учреждении и обслуживании, но и оставляет меньше возможностей в контроле и управлении. Соответственно, в наследство в обоих случаях передается право собственности не на имущество, а на доход от имущества в трасте.

Директор отдела международного налогового планирования PwC Анна Модянова отмечает, что ставки налога на наследство за рубежом варьируются в среднем от 4% до 60% в зависимости от степени родства, возраста наследника, вида и стоимости имущества, а также за счет территориальных надбавок на налог (surcharges).

Арслан Дякиев рекомендует при использовании трастов и фондов наряду с вопросами преемственности и поддержки членов семьи тщательно анализировать вопросы контроля и защиты активов, а также учитывать иные особенности законодательства и налоговые последствия.

В любом случае при выборе механизма передачи наследства исходить нужно из задач и текущей ситуации, включая место жительства, структуру активов во владении и их количество. В зависимости от этого можно ограничиться одним инструментом или выбрать сочетание нескольких. Шаблонного решения в этом вопросе не может быть по умолчанию.

В некоторых случаях владеть имуществом без использования структур выгоднее и стратегически грамотнее. Заранее спланировать преемственность бизнеса и других активов сложно по разным причинам: нежелание выходить из игры, отсутствие у наследников компетенции, сам бизнес сильно связан с личностью наследодателя и прочее, заключает Арслан Дякиев.

Наследование недвижимости в Испании

С вопросом наследования рано или поздно придётся столкнуться практически каждому из нас, в том числе и тем, у кого есть недвижимость в Испании. Наследство – это вопрос, в котором важно иметь правильную информацию, чтобы выбрать наиболее предпочтительный и выгодный вариант распоряжения имуществом. Для владельцев жилья в Испании наши специалисты подготовили материал об особенностях наследования недвижимости.

Открытие наследства

На территории Испании действуют различные механизмы наследования для резидентов и нерезидентов страны. Налоговые нормы могут различаться в зависимости от автономии для резидентов страны. Для нерезидентов действует общая налоговая норма.

Если речь идёт о наследстве, первое, что нужно сделать, – это определить, где оно должно быть открыто. От этого зависит, какие нормы будут применены в решении этого вопроса.

Открытием наследства могут заниматься:

  • Российское консульство;
  • Нотариус;
  • Гражданский суд по месту жительства наследодателя.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, место открытия наследства определяется как последнее место жительства наследодателя. Если место открытия наследства – Испания, то при наличии наследников первой линии, то есть супруга, детей или родителей, они вступают в права наследования в присутствии нотариуса по правилам испанского законодательства. Иногда процедура наследования требует обращения в гражданский суд. Обычно это происходит при отсутствии прямых наследников или в случае несогласия. Тогда открытие наследства осуществляется по испанскому процессуальному праву.

В случае отсутствия завещания по Гражданскому Кодексу Испании наследование осуществляется по правам государства, гражданином которого являлся наследодатель. Но на практике не редкость пересылка на законопостановления государства, где наследодатель проживал.

Если завещание имеется, то вопрос решается гораздо проще. По закону РФ завещание должно составляться в соответствии с требованиями страны, в которой завещатель проживал в момент составления документа. В завещании обязательно учесть обязательную долю законных наследников, которая определена в местном законодательстве. В случае нарушения этого пункта завещание может быть аннулировано.

Процедура и сроки уплаты налога на наследство и дарение

Получение имущества предполагает уплату обязательных сборов. На сегодняшний день для нерезидентов Испании действуют следующие принципы налогообложения:

  • Если получатель – резидент страны ЕС, но не Испании, на него распространяются налоговые льготы той автономии, где находится недвижимость. Если объект находится не в Испании, то применяются нормы автономии, где проживают наследники.
  • При переходе имущества лицу, проживающему на территории испанской автономии, к нему будут применены налоговые нормы, актуальные для автономии, где он проживает.

Например, на квартиру в Барселоне налоги для наследников будут начислены по правилам, актуальным для Каталонии, а не по общегосударственным нормам.

Время уплаты налогов также может различаться:

  • При вступлении в наследство уплатить налоги необходимо в течение 6 месяцев после смерти наследодателя;
  • В остальных случаях налоги уплачивают в течение месяца после оформления договора или акта.

При вступлении в наследство необходимо помнить о следующем:

Для оформления завещания или при вступлении в наследство рекомендуется обращаться за помощью к нотариусу или профессиональным юристам. Такие дела имеют большое значение в нашей жизни, поэтому каждому владельцу недвижимости необходимо иметь представления о наследовании, дарении и связанных с ними выплатах.

Дарение недвижимости в Испании

По испанскому законодательству дарение приравнивается к сделке продажи и покупки, и обе стороны уплачивают налоги:

  • Налог на доходы физических лиц – Impuesto sobre la Renta de Residentes (IRPF). Уплачивает даритель с разницы между ценой, по которой он приобрёл недвижимость, и ценой передачи, указанной в дарственной.
  • Налог на дарение — Impuesto sobre Donaciones. Уплачивается получателем. Минимизировать сумму помогут налоговые льготы и вычеты.
  • Налог на прирост стоимости земель — Plusvalía Municipal (в случае прибыли — ganancia patrimonial). Также уплачивается получателем.
  • Налог на собственность – Impuesto sobre Patrimonio. Уплачивается получателем.

Расчёт налогов целесообразно делать до вступления в наследство или до оформления дарственной, чтобы знать, что ждёт получателя, и с какой суммой ему придётся расстаться.

Налогообложение в Испании и России

Граждане России, получающие недвижимость за рубежом, платят налоги в соответствии с законодательством иностранного государства. Если договор об избежании двойного налогообложения со страной, в которой находится наследство, отсутствует, то наследники будут вынуждены заплатить налоги два раза. С Испанией у России такой договор имеется, но в нём нет особых указаний по поводу налога на наследование. В России получать имущество в результате дарения или наследования можно без уплаты налогов. В Испании же он рассчитывается, исходя из стоимости передаваемого имущества и ряда других факторов.

Наследование и дарение недвижимости в Испании: помощь профессионалов

Наследство – это тема, которая всегда вызывает много вопросов. Чтобы разобраться в тонкостях этих процессов и минимизировать затраты при получении наследства или дара в Испании, обращайтесь за помощью к профессионалам нашего агентства. Мы готовы предоставить вам развёрнутые консультации по всем вопросам, касающимся этих важных тем. Свяжитесь с нами по телефону (+34) 609117117.

Читайте также: