Что относится к институту законодательной власти в современной россии

Обновлено: 28.06.2024

Суверенитет (нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Суверенитет, т.е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов. Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, относится к числу важнейших признаков государства. Государственный суверенитет выражается в неприкосновенности территории государства, самоопределении ее народа, самостоятельном выборе внутренней и внешней политики. С помощью государственных органов государство осуществляет свои многочисленные функции.

Внутренние и внешние функции государства ( 9 класс)

Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям государства относятся:

установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;

организация экономической жизни, денежного обращения в стране;

осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и т. п.);

социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

К главным внешним функциям государства относятся:

защита границ и оборона страны при нападении извне;

внешнеполитическая деятельность — представление страны в отношениях с другими странами;

организация экономических связей с другими странами.

Формы государства ( 9 класс)

Форма государства – это способ организации государства, состоящий из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма правления определяет способ образования органов государственной власти. Их всего две: монархия и республика. В монархии власть наследуется, а в республике правителя избирают на определенный срок. Монархии бывают абсолютными и ограниченными (конституционными). Республики бывают парламентскими, президентскими и смешанными. В парламентской республике сильна власть избираемого гражданами парламента. Парламент избирает президента и формирует правительство, ответственное только перед ним. Парламентскими республиками являются Италия, Германия. Роль президента в них слабее роли премьер-министра, возглавляющего правительство. В президентской республике сильна власть избираемого гражданами президента, который кроме того, что выполняет полномочия главы государства еще, и возглавляет правительство. Смешанные республики объединяют признаки парламентской и президентской республик. Россия является смешанной республикой. Форма государственного устройства – это характер отношений между высшими органами власти государства и органами власти его территориальных единиц. Существуют две формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Любое государство делится на территориальные части (губернии, края, области и т.д.). Это необходимо для эффективного управления государством. В унитарных государствах эти территориальные части не имеют политической и юридической самостоятельности, они подчиняются центральным органам власти, у них нет своей конституции и законов. Тогда, как территориальные части федеративного государства, которые называются субъектами, имеют самостоятельность, свои органы государственной власти (главу, законодательный орган, правительство, суды), свои законы и конституцию.

Понятие и признаки органов государственной власти

  • Формирование органа в соответствии с порядком, установленным законодательно;
  • Каждый орган в государственном механизме обладает самостоятельностью;
  • Деятельность государственных органов регулируется законодательством;
  • Государственный орган обладает властными полномочиями;
  • У каждого государственного органа есть своя материальная и финансовая база;
  • Наличие четкой внутренней структуры.


Система органов государственной власти в РФ

  1. Единство системы. Строение системы органов государственного управления закреплено в конституции РФ (ст. 11).
  2. Разделение властей на три самостоятельные ветви: исполнительную, законодательную и судебную.
  3. Демократичность, выражается в том, что носитель власти – народ, который осуществляет свою волю через свободные выборы, и перед которым отчитываются должностные лица.
  4. Деятельность системы органов управления осуществляется в строгом соответствии с законами государства.
  5. Гуманизм, выражается в том, что главная цель системы органов власти – обеспечение интересов общества и человека.
  6. Суверенитет власти – это ее независимость от внешнеполитических факторов и верховенство внутри страны.

Структура органов власти в РФ

Законодательная власть в РФ

В России постоянно действует двухпалатное федеральное собрание – представительный и законодательный государственный орган. Верхняя и нижняя палаты федерального собрания имеют как общие, так и отдельные функции.


Функции палат Федерального собрания

Исполнительная власть в РФ

  1. Составление федерального бюджета, передача его Государственной думе и контроль за его исполнением.
  2. Контроль за единством финансовой, кредитной и денежной политики в России.
  3. Осуществление политики государства в области социального обеспечения, науки, культуры, экологии, здравоохранения и т.д.
  4. Осуществление мер, направленных на безопасность страны, увеличение ее обороноспособности.
  5. Реализация внешней политики.


Полномочия правительства РФ

Судебная власть в РФ

  1. Правосудие может осуществляться только судом.
  2. Строгое соответствие конституции и законодательству РФ.
  3. Судьи независимы, законом обеспечено невмешательство кого бы то ни было в осуществление правосудия. Судья не имеет права совмещать свою деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, а также быть депутатом.
  4. Рассмотрение дел в большинстве случаев ведется коллегиально.
  5. На судебном процессе обязателен принцип состязательности, при этом стороны судебного процесса имеют равные права.
  6. В РФ действует презумпция невиновности, то есть правило, согласно которому человек не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана.
  7. Недопустимо повторное осуждение за одно и то же преступление.
  8. Обе стороны судебного процесса имеют право пользоваться помощью квалифицированных юристов.

Институт президентства в РФ

  • Избирается на определенный срок – 6 лет.
  • Пользуется неприкосновенностью.
  1. Правотворческая деятельности (издание указов и распоряжений), право законодательной инициативы. Право вето.
  2. Предоставление гражданства РФ и политического убежища иностранным гражданам.
  3. Назначение представителей президента РФ в федеральных округах.
  4. Назначение выборов в Государственную Думу.
  5. Назначение представителя Правительства РФ.
  6. Выдвижение кандидатов на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов.
  7. Выполнение функций Верховного главнокомандующего вооруженными силами РФ.
  8. Руководит внешней политикой РФ.
  1. Власть
  2. Юридическая сила
  3. Государство
  4. Голосование
  5. Законопроект
  6. Форма государственного устройства
  7. Выборный
  8. Отлагательное вето
  9. Политический режим

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Осуществление управления федеральной собственностью (правит.114)
  2. Формирование Совета Безопасности России (през.83)
  3. Назначение на должность Председателя Счетной Палаты (госдума 103)
  4. Назначение выборов Государственной Думы (през 84)
  5. Назначение на должность судей Конституционного Суда (совет федерации 102)
  6. Утверждение военной доктрины РФ

Первое неверно, поскольку это относится к полномочиям Правительства (114 статья Конституции). А вот второе, согласно 83 статье Конституции, находится в ведении Президента. Третье, по 103 статье Конституции, относится к деятельности Государственной Думы. Четвертое, согласно 84 статье основного закона – полномочие Президента. Пятое относится к полномочиям Совета Федерации (102 статья Конституции), а шестое, согласно 83 статье – к полномочиям Президента.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Субъекты страны Х наделены значительной политической самостоятельностью.
  2. Правительство не несет ответственности перед парламентом.
  3. Президент избирается населением в ходе всеобщих выборов.
  4. Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.
  5. Правительство формируется президентом.

Первое неверно, поскольку это говорит о федеративном устройстве государства, но не о типе республики. А вот второе верно – правительство было бы ответственно перед парламентом в случае парламентской республики, а так оно ответственно перед президентом. Третье также верно, потому что при парламентской республике президент избирался бы членами парламента. Четвертое неверно, поскольку правительство формируется президентом, что сказано в 5 утверждении.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Гражданину 31 год.
  2. У гражданина нет высшего образования в области политологии.
  3. Гражданин проживает в РФ 8 лет.
  4. Гражданин по вероисповеданию католик.
  5. Гражданин не женат.

Согласно 81 статье Конституции, стать Президентом РФ может гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории страны не менее 10 лет. При этом для кандидатов не устанавливается образовательный ценз – то есть наличие высшего образования не обязательно. Пунктов о вероисповедании и семейном положении в списке обязательных требований к кандидатам тоже нет. Значит, верны 1 и 3 положения – гражданин моложе нужного возраста и проживает в стране меньше, чем того требует закон.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Согласно 114 статье Конституции, Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета и обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Все остальные полномочия, в соответствии с 84 и 86 статьями Конституции РФ, находятся в ведении Президента РФ.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Совет Федерации
  2. Государственная Дума

Выполнить такое задание сложно, если не выучить полномочия палат. Согласно 102 статье Конституции РФ, к ведению Совета Федерации из данного списка относится утверждение изменения границ между субъектами РФ и назначение выборов Президента РФ. Все остальные пункты, в соответствии со 103 статьей Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1401s Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они выполняют: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.
ФУНКЦИИ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
А) Осуществление помилования Б) Изменение границ между субъектами РФ В) Разработка федерального бюджета Г) Управление федеральной собственностью Д) Назначение на должность Председателя ЦБ РФ 1) Совет Федерации 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Президент РФ
А Б В Г Д

Как видим, выполнить такое задание, не имея четкого представления о полномочиях субъектов власти, очень сложно, поэтому все это нужно хорошо выучить. Осуществление помилования относится к полномочиям Президента – это указано в 89 статье Конституции. Изменение границ между субъектами РФ – одно из полномочий Совета Федерации (102 статья Конституции). Разработкой федерального бюджета занимается Правительство, что указано в 114 статье Конституции. Управление федеральной собственностью также относится к полномочиям Правительства (та же 114 статья). А вот назначение на должность Председателя ЦБ РФ относится к ведению Государственной Думы (103 статья Конституции).

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Назначение выборов Президента Российской Федерации
  2. Разработка федерального бюджета
  3. Обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики
  4. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
  5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

Назначение выборов входит в ведение Совета Федерации, поэтому первое неверно. А вот второе верно – согласно 114 статье Конституции, это относится к полномочиям Правительства. Третье также находится в ведении Правительства, а вот четвертое и пятое, согласно 103 статье Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации.
  2. Федеральное Собрание – нижняя палата парламента РФ.
  3. Состав Федерального Собрания избирается по пропорциональной системе.
  4. Федеральное Собрание – постоянно действующий орган.
  5. В Федеральное Собрание входит 450 членов.

Федеральное Собрание – парламент РФ; первое утверждение верно, поскольку это – представительный и законодательный орган нашей страны. Второе ошибочно; нижняя палата парламента – Государственная Дума. Третье тоже неверно: по пропорциональной системе избирается лишь состав Государственной Думы, а в Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого субъекта страны. Четвертое верно согласно 99 статье Конституции. А вот пятое неправильно: 450 депутатов входит только в Государственную Думу.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Количество мест, которые партия получает в парламенте, зависит от процента голосов, полученных ею на выборах.
  2. Партии, не прошедшие процентный барьер, не получают места в парламенте.
  3. Независимые, беспартийные кандидаты также имеют право выдвинуть свою кандидатуру на выборы.
  4. Для избрания необходимо получить большинство голосов, при получении меньшинства голосов мест в парламенте партия не получает.
  5. Возможно применение системы абсолютного или относительного большинства голосов.

При пропорциональной избирательной системе голосование проходит по партийным спискам; исходя из процента набранных голосов партии получают соответствующее количество мест в парламенте. Однако для того, чтобы пройти в парламент, необходимо преодолеть определенный процентный барьер, то есть получить минимальное для прохождения в парламент число голосов – например, на выборах Государственной Думы он составляет 7%. Исходя из всего этого, видно, что верны первое и второе утверждения. Остальные утверждения характеризуют мажоритарную систему, при которой побеждает единственный кандидат, набравший большинство голосов – причем большинство может быть как абсолютным, так и относительным.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Мировой судья
  2. Супруг
  3. Военнослужащий срочной службы
  4. Избиратель
  5. Губернатор

Это задание на первый взгляд кажется несложным, однако важно помнить, что по российскому законодательству мировым судьей можно стать только с 25 лет, а губернатором – с 30. Вступать в брак граждане могут с 16 лет, на военную службу призываются с 18 лет, избирателем можно также стать по наступлении 18. Следовательно, верны второе, третье и четвертое положения.

Институты государственной власти представляют собой социальные образования, осуществляющие власть и управление обществом.

В современном социуме государственная власть реализуется следующими институтами:

  • парламент – высший законотворческий и представительный властный орган;
  • правительство – главный орган исполнительной власти;
  • президент страны – единоличный государственный лидер, получивший свои полномочия посредством избрания народом;
  • судебная система.

Роль государственных институтов

Механизм страны состоит из системы государственных органов и их функционирования, включая принципы деятельности и ресурсы, обеспечивающие их работу.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Институты представлены в виде крупных групп государственных властных органов. В отличие от этих органов власти, способных как появляться, так и ликвидироваться, институционные образования характеризуются большей стабильностью.

Это свойство определяет роль институтов в механизме государства. Рассматриваемые социальные образования соответствуют важным направлениям деятельности страны, не относясь при этом к сфере этой деятельности. Данная категория дает более абстрактное представление о функционировании государственной власти.

На чем основан конституционный строй

Основы конституционного строя являются важнейшей категорией, определяющей основные принципы государственной организации, взаимоотношений государство – общество, государство – гражданин.

Конституционный строй представляет собой порядок, закрепленный в конституции, гарантирующий соблюдение личностных и гражданских прав и свобод человека.

Основу конституционного строя составляет следующий список принципов:

  • приоритет прав и свобод человека;
  • демократический режим (участие народа в политической жизни страны);
  • полная независимость Российской Федерации во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах;
  • правовое равенство субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство вне зависимости от оснований его получения;
  • экономическая свобода;
  • раздельная организация власти на ветви;
  • гарантии муниципального самоуправления;
  • многообразие идеологий;
  • принцип многопартийности (политический плюрализм);
  • приоритет закона;
  • преобладание общепризнанных международных нормативно-правовых документов над национальным правом;
  • закрепленные правила внесения поправок в Конституцию, которые касаются положений, составляющих основы конституционного строя.

В сфере регулирования ключевых моментов государственной, общественной и личностной жизнедеятельности основы конституционного строя составляют первостепенную нормативную базу, на которой основываются другие позиции Конституции и правотворческой системы.

Эти правила и нормы обладают высшей юридической силой. Остальные нормы Конституции, другие нормативные документы, указы главы страны, постановления правительства имеют законность лишь в случае соответствия основам конституционного строя.

Структура государственных институтов и основа разделения

Принцип разделения власти на ветви является важным компонентом существования демократического государства. Он исключает сосредоточение всех видов власти (законотворческой, исполнительной и судебной) в руках одного человека.

В основе разделения властей на ветви лежит теория, разработкой которой занимался ряд ученых и политических деятелей: Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Джон Джей и др.

В соответствии с этой теорией:

  1. Правотворческая, исполнительная и судебная власть должны выполняться разными людьми и органами, согласно Конституции.
  2. Утверждается равенство всех ветвей власти перед законом.
  3. Правомочия одной ветви не могут осуществляться представителями другой ветви.
  4. Суды не зависят от политического влияния, судьи независимы, они не сменяются, имеют неприкосновенность и исполняют лишь закон.

Государственное управление в Российской Федерации осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Каждый властный орган обладает автономностью.

Глава государства

Президент России является государственным лидером, не входящим в систему ни одной ветви власти. Деятельность главы осуществляется через Администрацию Президента РФ, действующую на правах органа управления государством. Глава государства также является главой Совета Безопасности и Совета обороны.

Правительство РФ – исполнительный орган власти

Правительство Российской Федерации включает Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Министерства, федеральные комиссии, службы, агентства и надзоры, а также государственные комитеты составляют систему федеральных органов.

К правомочиям Правительства относятся:

  1. Разработка и исполнение федерального бюджета, отчетность перед Госдумой.
  2. Реализация в России единой государственной экономической, культурной, научной, образовательной, социальной, экологической политики, а также политики здравоохранения.
  3. Управленческая деятельность над федеральной собственностью.
  4. Принятие оборонительных мер, мероприятий по обеспечению безопасности государства и осуществление внешней политики России.
  5. Деятельность в области соблюдения общественного порядка, обеспечение гражданских прав и свобод, борьбы с неправомерными действиями преступников.
  6. Иные полномочия в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган

Федеральное собрание представляет собой парламент, состоящий из Совета Федераций (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Верхняя палата включает по два представителя (по одному от представительного и исполнительного властного органа) от каждого региона страны. Всего в составе Совета Федераций 178 человек. К полномочиям верхней палаты Федерального Собрания относятся:

  • закрепление корректировок относительно границ между регионами РФ;
  • признание президентского указа о вводе военного/чрезвычайного положения в стране;
  • решение вопроса о возможности применения вооруженных сил РФ;
  • назначение президентских выборов;
  • объявление импичмента главе государства;
  • должностное назначение судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

В Госдуму входят 450 депутатов. Их избирают по смешанной избирательной системе. К ведению Государственной Думы относятся полномочия:

  1. Предоставление согласия главе страны на назначения Председателя Правительства России.
  2. Решение вопроса о доверии Правительству страны.
  3. Должностное назначение и отстранение от занимаемой должности Председателя Центрального банка РФ.
  4. Объявление амнистии.
  5. Предъявление обвинений президенту для отрешения его от должности.

Судебная власть в России осуществляется с помощью нескольких видов судопроизводств:

  • конституционного;
  • гражданского;
  • административного;
  • уголовного.
  • независимость от политического воздействия;
  • подчинение Конституции РФ и федеральным законам;
  • единство и неделимость судебной власти;
  • несменяемость судей;
  • неприкосновенность судей;
  • бюджетное финансирование;
  • назначение судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда Советом Федерации по представлению президенту страны;
  • назначение судей иных федеральных судов главой государства в законодательной установленном порядке.

Конституционный Суд

В ведении данного органа:

  1. Рассмотрение федеральных законов и иных нормативно правовых актов, международных договоров и других документов на всех уровнях на предмет соответствия положениям Конституции.
  2. Трактовка основного закона Российской Федерации – Конституции.

Верховный Суд

Данный судебный орган стоит во главе судов общей юрисдикции субъектов государства (районные суды, мировые суды) и военных судов округов и флотов (гарнизонные военные суды).

Высший Арбитражный Суд

В компетенции этого органа находятся разногласия на экономической почве и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, которые возглавляются Высшим Арбитражным судом.

в) экономически независимые граждане, обладающие личной свободой, охраняемые государственным правом, активно участвующие в жизни общества и воздействующие на государство с помощью созданных ими структур

г) политическая организация общества, основанная на верховенстве закона и принципе разделения властей

д) противостояние социальной или политической группы официальному курсу, стремление бороться за власть или влияние на неё

8. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив соответственно знак "+ " или " —" :

одним из признаков гражданского общества является наличие государственного аппарата

в условиях демократического государства ни одна социальная общность, обладающая политической властью, не может выступать в качестве официального представителя общества

концепция разделения властей впервые была закреплена в Конституции США 1787 г.

На современном этапе монархия сохранила в основном традиционные, формальные черты

Для демократического режима свойственна милитаризация общественной жизни

Главным показателем демократичности государства является высокая степень участия граждан в политической жизни

Массовые политические партии стали возникать только в начале XX века.

В условиях правового государства политическая оппозиция является дестабилизирующим фактором политической жизни

Референдум – особый тип всенародного голосования по важнейшему вопросу государственной жизни

В основе мажоритарной системы выборов лежит принцип большинства

І вариант:

- парламентская республика

1 г, 2 а, 3 д, 4 б, 5 в

- "+" 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10

- 1 в, 2 а, 3г, 4б, 5д


Полный текст материала Контрольная работа по обществознанию для 11 класса по теме "Политика" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

Данный тест хорошо составлен, но по уровню проверки он скорее подходит для 9 класса, для 11 - тесты нужны сложнее с включением заданий типа С, а не только А и В. По программе Боголюбова при наличии 2 часов в неделю в планировании предусматривается достаточное количество часов повторения, поэтому проверку по такому важному блоку как "Политика" можно сделать на весь урок.

0 Спам

Татьяна, спасибо большое за тесты. Я бы, пожалуй, к теме "Политика" добавила бы тесты на понятие "Формы государства: формы правления, формы устройства, типы политико-правовых режимов", т.к. обычно у учеников по этим вопросам в голове "каша". И явно не хватает задания на различение подсистем политической системы. Еще раз спасибо за работу.

0 Спам

Материал хороший, тесты на разные умения. Как проверка на уроке по политической сфере прекрасно сработает.

0 Спам

Да, для отработки части А ЕГЭ задания подойдут, но в 11 классе, я думаю, надо включать задания гораздо сложнее, что - то типа группы С. На простые тесты, где требуется только один ответ из нескольких, ребята уже наловчились отвечать (у всех на телефонах интернет).

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламентявляется высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Как видно,механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.

Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Законодательная власть.

Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.

Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.

Функции парламента:

· законодательная – деятельность по принятию законов.

· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

Полномочия парламента.

· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.

· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.

· Определение внешнеполитического курса государства.

Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные. Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.

Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).

Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).

Парламент состоит из трех основных структурных элементов:

2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.

Выделяют четыре стадии законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

· Флибустьерство – затягивание прений.

· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.

· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в парламенте обычно личное.

4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.

Конституция Российской Федерации является основным нормативным актом в стране, определяющим фундамент государственного строя. Этот документ был принят в 1993 году в ходе референдума. Важной особенностью Конституции является ее высшая юридическая сила.

На практике это означает, что вся действующая в стране нормативно-правовая база не должна ей не соответствовать. Если же документ не соответствует Конституции, то его действие может быть отменено как полностью, так и в части.

В Основном Законе РФ, кроме прочего, четко прописываются порядок формирования, полномочия и статус органов публичной власти. Этот момент является наиболее важным, поскольку от их функционирования зависит стабильность и жизнеспособность всей политической системы и государства в целом.

Что и кто является органами власти

Структурно Конституция РФ состоит из нескольких частей. Так, следует выделить Преамбулу, первый раздел и второй раздел. При этом именно первый раздел и содержит в себе подавляющее большинство конституционных норм. Он состоит из 9 глав.

Среди них следует выделить главы 4-7 Конституции. Именно они содержат нормы, регулирующие порядок образования и осуществления деятельности органами власти в РФ.

Так, согласно действующему законодательству выделяются три их вида: законодательная, исполнительная и судебная. Все они имеют свои функции и полномочия, а также формально осуществляют свою деятельность независимо друг от друга.

Кроме этого, отдельно следует выделить Президента РФ. Согласно Конституции РФ он не относится к какому-либо органу государственной власти, при этом его полномочия имеют признаки каждой из них. Особый правовой статус Президента не является уникальным только для нашей страны, однако нельзя не отметить, что полномочия этого должностного лица весьма обширные.

Кроме этого, Конституция РФ отдельно выделяет прокуратуру, а ее полномочия устанавливаются нормами той же главы, где и прописаны полномочия судебной власти. Однако прокуратура это особый орган, на который возлагается обязанность по контролю исполнения законодательства.

Также Конституция вводит понятие местного самоуправления. Однако воспринимать местное самоуправление в качестве отдельной ветви власти не стоит.

Под ним следует понимать процедуры самостоятельного решения тех или иных вопросов локального характера населением. Как правило, это выражается в виде формирования и осуществления деятельности специально созданных органов местного самоуправления

В контексте данной статьи прокуратура и местное самоуправление рассматриваться не будут.


Президент РФ

Институту президентства посвящена 4 глава Основного Закона (ст. ст. 80-93).

Так, Президент является главой государства. Именно он задает вектор и является ключевой фигурой при осуществлении как внутренней, так и внешней политики страны. Следует отметить, что Президент имеет представительские функции, то есть он как внутри государства, так и на международной арене представляет всю Российскую Федерацию в целом.

Справка! Официально на Главу государства возлагается и функция Верховного Главнокомандующего. На практике это означает, что ему в полной мере подчинены Вооруженные Силы.

Президент во многом влияет на формирование органов исполнительной власти. Так, именно он назначает Главу Правительства, который, в свою очередь, формирует кабинет министров. При этом он вправе принять решение и о полном прекращении полномочий уже действующего кабинета. В отдельных случаях, которые прямо предусмотрены действующим законодательством, Президент вправе распустить Парламент страны.

Кроме этого, Глава государства напрямую или опосредованно влияет на назначение практически всех высших должностных лиц страны.

Также в нашей стране Президент имеет право инициативы законодательного характера. Так, у него имеются полномочия вносить законопроекты. Также именно за Президентом остается последнее слово при принятии тех или иных законов. Нормативный акт не может возыметь действия, если он не одобрен руководителем страны.

Также Президент страны издает распоряжения и указы. Они имеют обязательный характер и должны исполняться на всей территории всех субъектов страны.

Отдельно следует выделить право Президента осуществлять помилование лиц, которые осуждены судом за совершение уголовных преступлений. В этих целях в каждом субъекте Федерации существуют специальные комиссии по помилованию, которые рассматривают соответствующие прошения. Помилование не является реабилитирующим основанием при освобождении от отбывания наказания, при этом являясь актом гуманизма со стороны государства по отношению к помилованному лицу.

Конституция РФ предъявляет определенные требования к лицу, которое может занимать высший пост в стране. Так, им может быть гражданин нашей страны, который достиг возраста 35 лет. Президент выбирается в ходе всеобщего голосования граждан. Срок его полномочий не может превышать 6 лет. При этом установлено, что гражданин не может занимать данный пост более, чем 2 раза подряд.

Законодательная власть

Законодательная власть в нашей стране представлена Парламентом. Российский Парламент называется Федеральное Собрание. Он имеет представительный характер. Членами Парламента являются депутаты и сенаторы. Депутаты выбираются населением на выборах. Сенаторы представляют интересы конкретных регионов.

Федеральное Собрание состоит из двух палат.

Первая:Государственная Дума. В ее составе 450 депутатов. Каждый депутат наделен правом законодательной инициативы. Именно в Думе формируются и проходят первые чтения новые законопроекты.

Важно! Депутаты Госдумы принадлежат к той или иной фракции – политической партии, представители которой прошли на выборах.

Кроме прочего, к полномочиям Государственной Думы относят:

  • дачу разрешения на назначение руководителя кабинета министров, а также решение о доверии аппарату Правительства в целом;
  • назначение главы Центробанка, Счетной палаты, а также части ее аудиторов;
  • объявление вотума недоверия Главе государства;
  • объявление амнистии.

Конституция устанавливает, что депутатом Госдумы может быть лицо, имеющее гражданство РФ, в возрасте не менее 21 года. Депутаты выбираются гражданами в ходе голосования на срок не менее 5 лет.

В случаях, определенных законодательно, у Думы имеется право самороспуска.

Вторая палата: Совет Федерации.

Совет Федерации рассматривает законопроекты, принятые Государственной Думой.

Кроме этого, Конституция устанавливает следующие полномочия данного органа:

  • назначение выборов Главы государства;
  • утверждение решений Президента о введении экстренных мер, а также определение возможности об использовании армии за пределами страны;
  • прекращение деятельности Президента РФ;
  • назначение на должность отдельных судей, а также Генерального прокурора.

В состав Совфеда входят по два представителя от каждого региона страны, представляющих разные ветви власти (кроме судебной). Срок полномочий сенатора зависит от срока его полномочий на региональном уровне.

Исполнительная власть

Полнота исполнительной власти закрепляется за Правительством РФ. Его председателя назначает Президент (при согласии Госдумы). Премьер-министр формирует собственный кабинет министров, утверждаемый Главой государства.

К основным полномочиям Правительства следует отнести:

  • обеспечение и исполнение федерального бюджета;
  • осуществление мер по осуществлению политики единообразия в области финансов, здравоохранения, образования, правоохранительной деятельности, обороны, социальной сферы.

Правительство издает постановления и распоряжения. Они являются подзаконными нормативными актами, направленным на реализацию исполнения иных нормативных актов.

Правительство вправе принять решение об уходе в отставку. Это может быть осуществлено как добровольно, так и по решению Президента. В этом случае оно полностью слагает свои полномочия Кроме этого, Председатель может принять решение об отставке отдельных федеральных властей, например, министров.Также Председатель назначает их на должность иных лиц без сложения полномочий всего Правительства.

Судебная власть

Судебная система в РФ является отдельной ветвью власти. Она осуществляет правосудие. Система судов в РФ довольно обширна, однако в контексте данной статьи следует рассмотреть высшие судебные органы страны.

  1. Конституционный суд. В его составе заседают 19 судей. Задачей данного суда является проверка соответствия нормам Конституции того или иного нормативного акта. Она осуществляется по жалобам граждан и должностных лиц. Также Конституционный суд осуществляет толкование Основного Закона и систематизирует соответствующую правоприменительную практику.
  2. Верховный суд. Данный суд является высшим органом по рассмотрению большинства дел, являясь, по сути, конечной инстанцией. Кроме этого, Верховный суд осуществляет надзор за нижестоящими судебными органами, а также приводит разъяснения спорных моментов в законодательстве и систематизирует правоприменительную практику.

Ранее существовал Высший арбитражный суд, который являлся конечной инстанцией при рассмотрении споров, вытекающих из экономических правоотношений, однако в настоящее время соответствующие дела подсудны коллегии Верховного суда.

Также Конституция определяет требования к судьям. По общему правилу ими могут быть граждане РФ в возрасте старше 25 лет, имеющие профессиональное юридическое образование. Кроме этого, важным критерием при отборе является наличие опыта работы в сфере практической юриспруденции не менее 5 лет. Судьи на момент своих полномочий являются неприкосновенными и независимыми от третьих лиц или иных органов власти.

К кандидатурам, претендующим на должность судей высших судов, предъявляются и иные требования, определенные законодательством.

Государственная власть в стране осуществляется Президентом, Парламентом, Правительством, а также судами. Их полномочия, а также порядок формирования отражены в соответствующих законодательных актах.

Полезное видео

Подробнее о полномочиях органов власти по Конституции РФ смотрите в видео:

Читайте также: