Передается ли леворукость по наследству

Обновлено: 02.07.2024

Спорим, вы легко назовете свою пятерку выдающихся левшей?

Спорим, вы легко назовете свою пятерку выдающихся левшей?

Фото: Евгения Бикунова / Сеть городских порталов

Они склонны к алкоголизму и психическим расстройствам, зато великолепно рисуют и более эмоциональны. Вокруг левшей ходит множество мифов, и когда, как не в Международный день левшей, развеять их или подтвердить? Разобраться в десятке популярных заблуждений и определить неоспоримые факты нам помогли руководитель научной лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ Сергей Киселев и нейропсихолог Лия Черникова.

Миф первый: левша талантливее правши

Левши часто действуют не по шаблону, а правши воспринимают это как талант

— У левшей больше развиты творческие способности, они лучше представляют в перспективе те же картины. Если взрослые люди — левши работают в дизайне, то ландшафтный дизайн им действительно дается легче, потому что в перспективе они лучше представляют готовый вариант своей работы. Но сложно сказать, что они обладают выдающимися творческими способностями. Если у человека гармонично развиты оба полушария, то он будет развит во всем: и в математике, и в художественных дисциплинах.

— У левшей есть особенности мышления, которые воспринимаются как оригинальность. Если под творчеством понимать выход из шаблона, то у них это происходит, возможно, чаще, потому что они по-другому воспринимают мир. А правши их воспринимают как оригинальных, творческих, потому что они не по шаблону действуют.

Миф второй: левши преуспевают в искусстве, но им сложно даются точные науки

— Это миф, потому что у левшей нет преобладания в обработке правого и левого полушарий. У них, так же как и у правшей, одинаково работают правое и левое полушария, просто они работают зеркально. Но уровень развития зависит от индивидуальных особенностей самого человека, а не от левшества и правшества. Среди правшей есть люди, которые обладают высокими аналитическими и творческими способностями, так и среди левшей. Если брать соотношение, то оно будет тем же самым.

Миф третий: левши упрямее правшей

— Это не совсем корректное высказывание, потому что за левшество отвечает правое полушарие, оно действительно более эмоционально. О большей эмоциональности можно говорить, но за упрямство всё-таки отвечают в целом черты характера. Упрямство может быть в равной степени и у правшей, и у левшей. Но более эмоционально реагирование действительно у левшей.

Миф четвертый: переучивание левшей вредит их здоровью

Мир устроен под правшей, но это еще не повод переучивать левшей

— Мир заточен под правшей, поэтому у левшей могут быть проблемы с некоторыми навыками. Если их не переучивать на правшей, они легко и быстро адаптируются к правому миру. А если переучивать, это вызывает эмоционально негативную реакцию, отторжение. Это плохо для развития личности ребенка, потому что возникают страхи, отрицательные эмоции. Для истинных левшей переучивание — это плохо.

Миф пятый: левши чаще становятся алкоголиками

— Это притянуто за уши. За привязанности, вредные привычки отвечает генетика, социальная среда, воспитание и нарушение гормонального фона. Дофамин, адреналин, норадреналин — те гормоны, которые отвечают за поведение человека. Существует много факторов, и левшество не может быть основным и ведущим, из-за которого человек становится алкоголиком.

Миф шестой: леворукость передается по наследству

Причины своей леворукости стоит искать в родне

— Конечно, левшество может передаться по наследству по всем правилам генетики. Смотрим количество правшей и левшей, процент вероятности — от 5 до 25%. Так же, как наследуется цвет глаз, цвет волос. Все зависит от доминантности того гена, который за это отвечает. Спрогнозировать это невозможно.

Миф седьмой: недоношенные дети вероятнее окажутся левшами

— Здесь большую роль играет перинатальное поражение центральной нервной системы. Ребенок может быть доношенным, но, допустим, у него во время родов случилась травма нервной системы, из-за этого повредилось ведущее левое полушарие, височный отдел, который отвечает за письмо. Если произошла микротравма нейронов, правое полушарие берет на себя функции поврежденного левого. У такого ребенка мозг может развиваться мозаично. То есть какие-то функции в левом полушарии, какие-то — в правом. Формируется так называемый смешанный тип. В нем могут быть абсолютно разные варианты: слух в одном полушарии, зрение — в другом. Неврология может способствовать этому, но недоношенные дети очень часто рождаются абсолютно здоровыми, и все хорошо у них развивается.

Миф восьмой: 65% людей, страдающих аутизмом, — левши

— Аутизм и аутичность — это разные понятия. Они могут быть у любого ребенка. У ребенка-левши может быть задержка умственного развития, но это не связанные факторы. Также и аутизм может быть и сам по себе, и может быть у левши, потому что он сам по себе так развивается.

Миф девятый: левша — это неполноценность

Миф десятый: левши чаще испытывают расстройство сна и более склонны к психическим расстройствам

— Проблема в том, что, если брать статистику соотношения внутри левшей и правшей, кто лучше спит, у кого расстройство, то оно будет таким же. Там нет различий внутри феномена левшества и правшества.

Хотя левши чувствуют дискриминацию приспособленного для праворуких мира, с другой стороны, они могут извлечь определенную пользу из развитого правого полушария. Например, развивать те таланты, которыми наделила природа и родители. А еще приятно просто почувствовать себя в компании таких же, как ты, гениев: Микеланджело, Гарри Каспарова, Чарли Чаплина, Льва Толстого, Курта Кобейна.

16_1_1.jpg

Было ли такое воспитание ошибочным или ребенка обязательно нужно было отучать от леворукости? Давайте искать истину вместе.

Почему ребенок родился левшой?

Начнем с того, что ребенок не стал левшой, а таким родился. Ведь причина леворукости – это доминирование правого полушария мозга над левым, то есть, физиологическая особенность. Левое полушарие отвечает за речевые навыки и абстрактное мышление. Правое – в ответе за образное мышление и творческие способности.

16_1_3 (1).jpg

Любое полное или относительное доминирование одного полушария мозга над другим предполагает психологические и характерные особенности личности человека.

Дети с активным правым полушарием (левши) склонны к творчеству – музыке, лепке, рисованию. Среди успешных спортсменов есть значительный процент левшей. В боксе и подобных видах единоборств леворукие спортсмены удивляют мощной силой удара и методиками ведения боя. Грозный нокаутер Корри Сандерс, победивший Кличко в 2003 году, был левшой.

У детей с доминирующей левой рукой сильно развита интуиция. Они отличаются упрямством характера и неугомонным нравом. Детки-левши импульсивны и впечатлительны, им присуща частая смена настроения – от искреннего плача до бурного веселья.

Часто леворучки начинают разговаривать чуть позже своих праворуких сверстников, и это тоже считается нормой.

16_1_2.jpg

Время для левши

На самом деле, новая эра для левшей уже давно наступила. Быть левшой – перестало считаться зазорным, и из нарушения превратилось в норму на законодательном уровне еще в 1986 году. Школьные учителя и родители перестали бороться с маленькими левшами.

Вдруг оказалось, что переучивание отрицательно сказывается на успеваемости и нервной системе ребенка, мозг и тело находятся в ощутимом дисбалансе. И если левша взял ложку в правую руку – это вовсе не означает, что мгновенно интенсивно заработало мозговое левое полушарие.

Тест для определения ведущей руки у ребенка

Как сегодня родителям определить ведущую руку у ребенка и когда это целесообразней сделать?

Психологи считают, что тест, проводимый у деток младше трех лет, не может считаться веским основанием для диагностики ведущей руки. В этом нежном возрасте лишь закладываются все особенности физиологии человека. Определять леворучек целесообразней всего после 4 лет.

Это не так просто сделать, учитывая, что некоторые люди могут быть лишь частично левшами или правшами. Простыми словами, если ребенок держит ложку в правой руке, но все остальные действия выполняет с доминантой на левую сторону – это скрытый левша. Есть понятия не только привычной нам леворукости, но и левоглазости и левоухости. Как определить наличие таких признаков у своего ребенка?

Существует простой доступный тест.

Левоухость. Дайте вашему малышу какой-нибудь сподручный источник звуков – часики или морскую ракушку. Попросите прислушаться, дабы услышать тиканье или шум моря, и понаблюдайте, к какому именно ушку он приложит предмет. Такой тест выявит активное ухо.

Леворукость. Оцените скорость движений руки и их силу. Для этого попросите ребенка попеременно указательными пальцами обеих ручек дотронуться до листа бумаги много раз за 10 секунд. Повторите задание три раза и сосчитайте среднее значение.

Левоглазость. Определить ведущий глаз можно, предложив ребенку посмотреть в бинокль, калейдоскоп или сделать фото детским фотоаппаратом с использованием видоискателя.

Почему нельзя переучивать левшей на правшей

Давно остались в прошлом те времена, когда учителя и родители привязывали детские ручки к телу, дабы отучить левшей пользоваться удобной им рукой.

Вот самые основные пункты возможных негативных результатов такого переучивания:

у ребенка развивается невроз. Из-за настойчивых уверений, что с ним не все в порядке, ребенок нервничает. Неустойчивая детская психика включает защитные механизмы и у ребенка начинается стресс, страхи, активизируются тревожные состояния;

малыш может утратить таланты и способности, которые были ему присущи изначально при рождении. Этот момент связан с вмешательством в сферу мозговой активности полушарий человека и изменением на них нагрузки;

у ребенка могут появиться проблемы с речью, в т.ч. заикание;

переучивание может отразиться и на концентрации внимания и успеваемости в детском саду или школе. Малышу становится сложно усвоить новую информацию, возникают проблемы с запоминанием;

заниженная самооценка и проблемы с адаптацией в коллективе – тоже частые спутники таких переобучений. Ребенок думает, что он плохой, неправильный и начинает стесняться общения с друзьями на равных, чувствуя свою неполноценность;

ухудшается зрение, что связано с нерационально и некорректно распределенной нагрузкой на глаза.

Конечно, все мы разные, и некоторые детишки легко и без последствий перенесут переучивание, но статистика все же призывает учителей и родителей задуматься: новоявленные правши реже успешны в жизни, им с трудом дается обучение в образовательных учреждениях, а у переученных из леворуких спортсменов может даже замедлиться физическое развитие.

Подытожим: психологи выказывают единство во мнении, что переучивать малыша-левшу не только не нужно, но и довольно-таки опасно. Психическое развитие ребенка может видоизмениться и отрицательно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Возьмете ли вы на себя такую страшную ответственность за будущее своего родного человечка?

Нужно понимать, что каждый индивидуальный человек – это целый уникальный мир со своими особенностями, заложенными самой природой. Нет правил и нет параметров, которым он должен обязательно соответствовать.

Ваш ребенок отличается от других детей только тем, что он – левша? Стоит ли пытаться менять его личный гармоничный мир, чтобы сделать его шаблонным? Не лучше ли любить своего ребенка таким, какой он есть, и по-родительски помогать ему развивать свои собственные таланты и постигать своих собственных высот?


Не нужно выходить из дома, чтобы попасть к доктору


Мы решили обсудить мифы о левшах с человеком, который многие годы изучает человеческий мозг. На наши вопросы ответил психофизиолог Александр Каплан.

Александр Каплан — заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор биологических наук, профессор.

— Александр Яковлевич, давайте обсудим некоторые стереотипы о левшах. Леворукость — это отклонение от нормы?

— Это, конечно, миф.

Что особенного, если зеленоглазых людей на планете всего 2%! Раз те и другие сохранились в ходе эволюционного процесса, значит, в определенных условиях зеленоглазые или леворукие могли обладать определенными преимуществами перед другими людьми.

Правда ли, что смех продлевает жизнь? И если да, то как? Ответы — в нашей галерее:

— Действительно ли мозг левшей отличается от мозга правшей и в чем состоят отличия?

— Известно, что у 95% правшей области коры головного мозга, отвечающие за речь, расположены слева. В то же время у левшей такое расположение речевого центра наблюдается только в 65% случаев. То есть у трети левшей мозг построен как бы наоборот, речевые зоны справа. В последнее время ученые склоняются даже к выводу о том, что у левшей речевая функция прописана в обоих полушариях одновременно, только в 65% она более выражена слева, как и у правшей, а в остальных 35% — справа. Об этом свидетельствуют и результаты клинических наблюдений пациентов с нарушениями речи после инсульта: у левшей речь восстанавливается после инсульта быстрее и в большем объеме, чем у правшей. Это может объясняться как раз тем, что повреждение речевой зоны у левшей, например, слева компенсируется имеющимся у них еще и правосторонним речевым центром, который отсутствует у правшей. Кстати, такой же эффект может быть и у правшей, но только женщин


— Почему некоторые футболисты пишут правой рукой, а играют левой ногой? Это тоже особенность мозга?

— Можно ли усилием воли стать левшой или амбидекстром, если хочешь добиться успехов в спорте?

— Конечно, длительными тренировками можно добиться любой двигательной асимметрии тела, которая даст заметные результаты в той или иной деятельности. В некоторых видах спорта — в боксе, теннисе, к примеру, — встреча с левшой всегда представляет собой дополнительную трудность для правшей, поскольку они в 90% случаев соперничают с правшами. А вот для левшей играть с правшами — обычное дело в тех же 90% случаев. Однако что-то не очень слышно о случаях, когда правши-боксеры или теннисисты специально переучивались на левшей.

— Говорят, что левшей нельзя переучивать и заставлять писать правой рукой. Это так? На что важно обратить внимание при воспитании ребенка-левши?

— Если человек рождается левшой, то все его мозговые механизмы уже преднастроены к доминированию левой руки, глаза, уха и т. д. Левшество для такого человека — естественная форма поведения.

В то же время попытки переобучения левши на преимущественное владение правой рукой, особенно в детском возрасте, очевидно, приводят к напряжению и сбою естественных мозговых и двигательных механизмов.

Конечно, это может навредить естественному развитию ребенка. И это притом, что в таком переобучении нет никакого практического смысла: любой взрослый левша может это подтвердить. Более того, с самого малого возраста надо оберегать ребенка-левшу от возможного травматического воздействия психологических неудобств, которые он сам или по намекам сверстников обнаруживает в мире, приспособленном для правшей. Действительно, детям-левшам труднее учиться писать слева направо. Поэтому они вначале будут отставать от правшей. Им труднее вдумываться в объяснения сверстников и взрослых, рассчитанных на праворуких, возможно, труднее поначалу считывать лицевую мимику правшей и т. д.


— Да, действительно, во многих исследованиях с участием испытуемых из выборки исключают левшей. Но в этом нет никакой дискриминации. В силу небольших особенностей организации мозга левшей полученные с их участием результаты надо анализировать отдельно. И во многих случаях исследователи так и работают с левшами и правшами. Но чисто практически набрать группу левшей в десять раз труднее, чем правшей. Вот исследователи и выбирают легкий путь — работать только с правшами.

— Есть мнение, что левши превосходят правшей по уровню интеллекта. Среди левшей много гениев и одаренных людей. Это так?

— Да, согласно некоторым, но не всем, популяционным исследованиям, среди талантливых и выдающихся людей левшей насчитывается около 20%, что на 10% больше, чем в среднем по популяции. Что говорить, Леонардо да Винчи, Бенджамен Франклин, Микеланджело, Эйнштейн и многие другие им равные были левшами. Заметим, однако, что перевес не очень большой: всего в 10%. По-видимому, исходно талантливые люди в случае левшества имеют какое-то небольшое дополнительное преимущество, которое при прочих равных иногда, в 10% случаев, выводит их в лидеры. Вполне возможно, что таким преимуществом может быть простое психологическое обстоятельство: чувство особенности от остальных у левшей в большей степени склоняет их к усидчивой работе. Однако наиболее вероятно, что главным преимуществом левшей перед правшами в гонке за интеллектуальные достижения является наличие речевых центров в обоих полушариях головного мозга, то есть более развитая лингвистическая система.



Уважаемы родители, предлагаем вашему вниманию цикл интересных статей о леворуких детях.

Из статей вы узнаете о том, почему ребенок выбирает правую или левую руку, могут ли взрослые повлиять на выбор ребенком ведущей руки, в каком возрасте и как определить ведущую руку, стоит ли волноваться, если ребенок левша, какие трудности вас могут ждать, нужно ли переучивать левшу.

Предлагаемые вам статьи составлены педагогом-психологом высшей квалификационной категории, учителем-логопедом Мешковой Анной Игоревной, кстати, тоже левшой.

1. Мифы и правда о левшестве.

Леворукость— предпочтительное использование левой руки для выполнения различных действий.

Выбор левой руки в качестве ведущей не зависит от желания ребенка или его упрямства. По усредненным данным лишь 10-12% людей в мире леворукие.

В Древней Грецииправое ассоциировали с ограниченным, единственным, мужским началом, с покоем, светом, добром, а левое — с неограниченным, множеством, с женским началом, движением, тьмой, злом.Но подобные характеристики в современном мире не относятся к леворуким людям.

Современные психологические исследования доказали несостоятельность связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития.

Существуют еще две противоположные теории. Первая из них говорит о том, что леворукие люди гениальны, вторая что леворукость — это патология. Но обе из этих теорий не имеют научных подтверждений.

Отсюда следует, что совершенно безосновательно относиться к леворуким как к особенным или уникальным людям. Они отличаются от большинства людейлишь тем, чтопредпочитают левую руку правой.

Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время человечество цивилизованно относится к феномену леворукости и настороженность сменилась пониманием.

2. Мой ребенок левша? Или леворукий?

Чаще всего на таком тестировании мы будем видеть, что ухо, глаз, рука и нога не совпадают по ведущей стороне. То есть ведущий глаз может быть правым, рука левой, нога правой, ухо левым. Возможны абсолютно любые комбинации. Получается, что если у человека ведущая рука левая, а ведущий глаз, ухо или нога находятся справа, то мы никак не можем назвать этого человека левшой. Здесь речь будет идти только о леворукости.

По определению ведущих психологов, левшество— это комплексная характеристика и не ограничивается только леворукостью.Леворукость же определяет только ведущую руку.

Кстати, леворукость и праворукость могут быть в разной степенивыражены. Люди с сильно выраженной леворукостью (праворукостью) выполняют все действия левой (правой) рукой. Несильно леворукие (праворукие) отдают предпочтение ведущей руке, но некоторые действия могут выполнять и другой рукой. А есть ли среди ваших знакомых амбидекстры? Таким весьма необычным термином называют людей, которые не предпочитают левую или правую руку, а действуют ими одинаково хорошо.

3. Мой ребенок левша? Как проверить?

Иногда родители сомневаются левша или все-таки правша их ребенок. По мнению ученых стойкое предпочтение руки проявляется к 4-5 летнему возрасту. Это тот возраст, когда можно точно определить является ли ребенок левшой. Тесты на определение ведущей руки проводят педагоги-психологи. На консультации по определению право-леворукости специалист использует комплекс методик.

Я предлагаю вам несколько тестовых упражнений из этого комплекса для определения ведущей руки, а также ноги, глаза, уха. Этот тест вполне можно выполнять в домашних условиях (что сейчас актуально). Данные упражнения входят в комплекс, используемых психологами методик, но, полноценную консультацию, конечно, не заменят.

Итак, способы определения ведущей руки:

Определить ведущую ногу помогают следующие упражнения:

Упражнение для определения ведущего глаза:

Упражнение для определения ведущего уха:

Напомню, что данные упражнения являются частью большого комплекса. И если у вас возникла необходимость определить ведущую руку своего ребенка, то лучше обратиться к специалисту (педагогу-психологу), который сможет сделать более точные выводы.

4. Мой ребенок левша? Ему не стать знаменитым?

Если вы подозреваете или уже точно знаете, что ваш ребенок леворукий, то, возможно, вас могли посещать подобные мысли.

Давайте попробуем разобраться. Может ли леворукость ограничивать выбор профессии?

Врач. Я ни разу не встречала стоматолога с ведущей левой рукой. Думаю, что здесь могут быть некие трудности с установкой оборудования под левую руку. Но другие медицинские специальности вполне доступны. Я лично знаю прекрасного хирурга, который спас немало жизней, держа скальпель именно в левой руке. Из знаменитых людей можно вспомнить физиолога Ивана Павлова.

Музыкант. Такие музыкальные инструменты, как гитара, аккордеон левше вряд ли подойдут. Но, и эти инструменты бывают для леворуких, как правило их можно заказать в большинстве музыкальных магазинов. Знаменитые леворукие музыканты: НикколоПаганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфгант Моцарт, Сегей Прокофьев, Пол Маккартни, Девид Боуи, Стинг и др.

В современном мире практически любая работа, так или иначе, связана с компьютером. Тут возникает вопрос о компьютерных мышках. Хочу сказать, что в любом магазине, где продаются детали для компьютера, вы можете найти компьютерные мышки для левшей. Кстати, я привыкла держать компьютерную мышку в правой руке и приспособиться к мышке для леворуких так и не смогла (напомню, что ведущая рука у меня левая).

Спорт. Леворукие считаются сильными соперниками. И играть против леворукого спортсмена достаточно хлопотно: это неудобно и непривычно для праворуких, требует больше внимания и ловкости, приходится подстраиваться.

Как видите в совершенно разных сферах левше можно добиться большого успеха. Из знаменитых леворуких людей также известны: Александр Македонский, Жанна Дарк, Леонардо да Винче, Наполеон Бонапарт, Александр Пушкин, Николай Лесков, Лев Толстой, Уинстон Черчиль, Чарли Чаплин, Диего Марадона, Барак Абама, Том Круз, Николь Кидман, Хью Джекман, Анджелина Джоли, Скарлетт Йохансон и др.

А при выборе профессии человек больше должен ориентироваться на свои способности и желания. Когда мы любим то, чем занимаемся, мы способны достигать больших результатов в своей деятельности, не зависимо от ведущей руки.

5. Мой ребенок левша. Почему?

От чего же все-таки зависит то, какая рука будет ведущей? Леворукость может врожденной или приобретенной.

Врожденная леворукость обусловлена генетикой. Леворукость передается по наследству от родителей, бабушек, дедушек и более старшего поколения. Если в роду есть леворукие, то не удивительно, что и ребенок может быть с ведущей левой рукой. У меня, например, оба дедушки были с ведущей левой рукой, хотя родители праворукие.

Приобретенная или вынужденная леворукость может быть следствием травмы правой руки. Если такая травма была в раннем детстве и/или была достаточно продолжительная реабилитация, то есть вероятность, что человек хорошо разовьет левую руку и отдаст ей предпочтение.

6. Он отличается только ведущей рукой?

Предпочтение человеком правой или левой руки тесно связано с его мозгом.

Мозг человека состоит из двух полушарий: правого и левого.

Когда мы выполняем действия левой рукой, то больше активизируется правое полушарие мозга и наоборот, работая правой рукой, мы активизируем лево полушарие.

Каждое из этих полушарий отвечает за определенные центры жизнедеятельности человека. Одно полушарие дополняет другое. У леворуких доминирует правое полушарие. И соответственно левое развито в меньшей степени. У праворуких наоборот доминирует левое полушарие.

Люди с левополушарным доминированием (правши) относятся к мыслительному типу, а с правополушарным доминированием (левши) – к художественному.

У правшей доминируют мыслительные операции осознанные, логические процессы. У левшей доминируют пространственные и образные функции, интуитивное мышление.

Правое полушарие помогает оценивать ситуацию. Левое – разрабатывать стратегию поведения.

Конечно, не у каждого левши отлично развита интуиция. Как и не каждый правша склонен к рассудительности. На эти характеристики влияет еще множество факторов, таких как генетика, условия развития, воспитания.

Но, по мнению ученых, развивая определенную руку, мы развиваем определенные центры мозга. Именно поэтому для детей так важна пальчиковая гимнастика. Отлично помогает развивать оба полушария мозга и налаживает межполушарную связь так популярное сейчас рисование двумя руками для взрослых и детей.

Таким образом, леворукий человек отличается не только ведущей рукой, но и более развитым правым полушарием мозга.

7. Мой ребенок левша. Стоит ли переучивать?

Когда ко мне на консультацию приходят родители с леворуким ребенком, то этот вопрос звучит в 90% случаев. Так стоит ли переучивать? Давайте попробуем разобраться.

Раньше переучивали всех. Мой дед в школе был вынужден учиться писать неудобной для себя правой рукой. Он рассказывал, что когда учительница отворачивалась, он перекладывал ручку в левую руку. Так появился навык писать и левой, и правой рукой (сейчас бы сказали, что это способствовало хорошему развитию межполушарных связей). Позже дедушка работал в университете, где приходилось много писать от руки. И если у него уставала одна рука, он писал другой. Врожденная леворукость ему не помешала водить машину и заслужить звание мастера спорта по акробатике.

Очень часто переучивание приводит к различным неврозам, требующим наблюдения и лечения врача. При переучивании можно столкнуться с такими проблемами, как плаксивость, вялость, повышенное двигательное беспокойство, неусидчивость, больше времени уходит на домашние задания, появляются трудности с почерком, писчий спазм, страхи, энурез, заикание, тики, истерики, нарушения сна и аппетита, навязчивые движения и другие.

Вряд ли кто-то из родителей хотел бы такого своему ребенку.

Переучивание может не только создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека, но и стать проблемой на долгие годы.

Некоторые ученые считают, что в экстремальных ситуациях, связанных, например, с вождением машины или физической защиты себя (при нападении), переученный левша может замешкаться, пытаясь определить какую руку выбрать для действия.

На данный момент нет однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Переучивать или нет - решать, конечно, родителям. Но с уверенностью можно сказать, что леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей.

(доминирует у правшей)

(доминирует у левшей)

Мыслительный тип людей

Художественный тип людей

Доминирует в мыслительных операциях, в творческой деятельности с преобладанием абстрактного мышления.

Обеспечивает пространственные и образные функции.

Человек отличается большим словарным запасом, активным его использованием высокой двигательной активностью, целеустремленностью, выраженной способностью к прогнозированию.

Человек склонен к созерцательности, воспоминаниям, тонко и глубоко чувствует, переживает, медлителен и малоразговорчив.

Левое полушарие помогает разрабатывать стратегию поведения.

Правое полушарие помогает оценивать ситуацию.

Связано с осознанными, логическими процессами.

Связано с интуитивным мышлением.

Лвополушарные люди склонны к анализу, рассудительности, логическому мышлению, строгости, упорядоченности.

Правополушарные люди склонны к интуитивным поступкам, новациям, легки в общении, обладают большим воображением.

Левое полушарие управляет речью и счетом, имеет отношение к интерпретации.

Правое полушарие обеспечивает восприятие пространства и цвета.

Материал подготовила Мешкова А.И, педагог-психолог, учитель-логопед.

1.Пятница Т.В. Левша в начальной школе.

2.Безруких М.М. Леворукий ребенок.

3.Чижова С. Если ваш ребенок левша. Как наиболее эффективно развивать таланты вашего ребенка.

4.Аганянц Е.К, Горская Г.Б Психофизиологическое обоснование поведения человека.

Читайте также: